Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ СТАТУС ЦЕНТРА КОЛЛЕКТИВНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ НАУЧНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ'

ПРАВОВОЙ СТАТУС ЦЕНТРА КОЛЛЕКТИВНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ НАУЧНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
306
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lex Russica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ / ДОЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА / НАУЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЦЕНТР КОЛЛЕКТИВНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ / ЦКП / НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / НАУЧНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / УНИКАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ УСТАНОВКА / УНУ / СУПЕРКОМПЬЮТЕРНЫЙ ЦЕНТР / УНИКАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ УСТАНОВКА КЛАССА «МЕГАСАЙЕНС» / ВНЕШНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малеина М. Н.

Деятельность центров коллективного пользования (ЦКП) научным оборудованием рассматривается в контексте функционирования экономики совместного потребления. В настоящее время происходит развитие законодательства о ЦКП, которые созданы госорганами или функционирование которых обеспечивается с привлечением бюджетных средств. Но отсутствуют специальные нормы, касающиеся ЦКП, не финансируемых государством и органами местного самоуправления. Соответственно, на эти ЦКП распространяются нормы, определяющие правовой статус базовой организации в целом. В силу социальной значимости ЦКП, их роли в обеспечении национальной безопасности государства целесообразно принятие нормативных актов о статусе и деятельности ЦКП независимо от вида учредителей и источников финансирования ЦКП. Хотя центр коллективного пользования создается как структурная единица государственной научной или образовательной организации, в статье обосновывается допустимость образования ЦКП как самостоятельных организаций. Правовой режим имущества ЦКП имеет специфику применительно к такой группе, как научное оборудование и уникальные научные установки. Описание такого оборудования является существенным условием договоров ЦКП с внешними пользователями, кроме того, отдельные виды оборудования отвечают признакам источников повышенной опасности. Предлагается новое определение центра коллективного пользования научным оборудованием. Центр коллективного пользования научным оборудованием - это структурное подразделение научной или образовательной организации или самостоятельное юридическое лицо, которое располагает научным и (или) технологическим оборудованием, высококвалифицированным персоналом, проводит научные исследования, экспериментальные разработки в своих интересах и по заказу третьих лиц либо предоставляет в пользование научное оборудование третьим лицам для соответствующих исследований и разработок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL STATUS OF A CORE FACILITY FOR SCIENTIFIC EQUIPMENT

Core facilities (CF) for scientific equipment work is examined in the context of the sharing economy. Currently, there is a development of legislation concerning CFs set up by state agencies or the functioning of which is provided with the involvement of budgetary funds. But there are no special rules concerning the CF that are not funded by the state and local self-government bodies. Accordingly, these CFs are subject to the norms that determine the legal status of the basic organization as a whole. Due to the social significance of the CFs, their role in ensuring the national security of the state, it is advisable to adopt regulations concerning the status and activities of the CFs, regardless of the CF’s type of founders and sources of funding. Although the core facility is being created as a structural unit of a state scientific or educational organization, the paper substantiates the admissibility of the CF formation as an independent entity. The legal regime of the CF property has specifics in relation to such a group as scientific equipment and unique scientific installations. The description of such equipment is an essential condition of the contracts made by the CF with external users. In addition, certain types of equipment meet the specifications of sources of increased danger. The author proposes a new definition of the core facility. A core facility for scientific equipment is a structural subdivision of a scientific or educational organization or an independent legal entity that has scientific and (or) technological equipment, highly qualified personnel, conducts scientific research, experimental developments in its own interests and by order of third parties, or provides scientific equipment to third parties to be used for relevant research and development.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ СТАТУС ЦЕНТРА КОЛЛЕКТИВНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ НАУЧНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ»

DOI: 10.17803/1729-5920.2022.184.3.034-042

М. Н. Малеина*

Правовой статус центра коллективного пользования научным оборудованием

Аннотация. Деятельность центров коллективного пользования (ЦКП) научным оборудованием рассматривается в контексте функционирования экономики совместного потребления. В настоящее время происходит развитие законодательства о ЦКП, которые созданы госорганами или функционирование которых обеспечивается с привлечением бюджетных средств. Но отсутствуют специальные нормы, касающиеся ЦКП, не финансируемых государством и органами местного самоуправления. Соответственно, на эти ЦКП распространяются нормы, определяющие правовой статус базовой организации в целом. В силу социальной значимости ЦКП, их роли в обеспечении национальной безопасности государства целесообразно принятие нормативных актов о статусе и деятельности ЦКП независимо от вида учредителей и источников финансирования ЦКП. Хотя центр коллективного пользования создается как структурная единица государственной научной или образовательной организации, в статье обосновывается допустимость образования ЦКП как самостоятельных организаций. Правовой режим имущества ЦКП имеет специфику применительно к такой группе, как научное оборудование и уникальные научные установки. Описание такого оборудования является существенным условием договоров ЦКП с внешними пользователями, кроме того, отдельные виды оборудования отвечают признакам источников повышенной опасности. Предлагается новое определение центра коллективного пользования научным оборудованием. Центр коллективного пользования научным оборудованием — это структурное подразделение научной или образовательной организации или самостоятельное юридическое лицо, которое располагает научным и (или) технологическим оборудованием, высококвалифицированным персоналом, проводит научные исследования, экспериментальные разработки в своих интересах и по заказу третьих лиц либо предоставляет в пользование научное оборудование третьим лицам для соответствующих исследований и разработок. Ключевые слова: экономика совместного потребления; долевая экономика; научная инфраструктура; центр коллективного пользования; ЦКП; научная организация; научное оборудование; уникальная научная установка; УНУ; суперкомпьютерный центр; уникальная научная установка класса «мегасайенс»; внешние пользователи.

Для цитирования: Малеина М. Н. Правовой статус центра коллективного пользования научным оборудованием // Lex russica. — 2022. — Т. 75. — № 3. — С. 34-42. — DOI: 10.17803/1729-5920.2022.184.3.034-042.

Legal Status of a Core Facility for Scientific Equipment

Marina N. Maleina, Dr. Sci. (Law}, Professor, Department of Civil Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Honoured Lawyer of the Russian Federation ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993 maleinamari@yandex.ru

Abstract. Core facilities (CF) for scientific equipment work is examined in the context of the sharing economy. Currently, there is a development of legislation concerning CFs set up by state agencies or the functioning of which is provided with the involvement of budgetary funds. But there are no special rules concerning the CF that are not funded by the state and local self-government bodies. Accordingly, these CFs are subject to the norms

© Малеина М. Н., 2022

* Малеина Марина Николаевна, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), заслуженный юрист Российской Федерации Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 maleinamari@yandex.ru

that determine the legal status of the basic organization as a whole. Due to the social significance of the CFs, their role in ensuring the national security of the state, it is advisable to adopt regulations concerning the status and activities of the CFs, regardless of the CF's type of founders and sources of funding. Although the core facility is being created as a structural unit of a state scientific or educational organization, the paper substantiates the admissibility of the CF formation as an independent entity. The legal regime of the CF property has specifics in relation to such a group as scientific equipment and unique scientific installations. The description of such equipment is an essential condition of the contracts made by the CF with external users. In addition, certain types of equipment meet the specifications of sources of increased danger. The author proposes a new definition of the core facility. A core facility for scientific equipment is a structural subdivision of a scientific or educational organization or an independent legal entity that has scientific and (or) technological equipment, highly qualified personnel, conducts scientific research, experimental developments in its own interests and by order of third parties, or provides scientific equipment to third parties to be used for relevant research and development. Keywords: economy of shared consumption; sharing economy; scientific infrastructure; core facility; CF; scientific organization; scientific equipment; unique scientific installation; supercomputer center; megasience unique scientific installation; external users.

Cite as: Maleina MN. Pravovoy status tsentra kollektivnogo polzovaniya nauchnym oborudovaniem [Legal Status of a Core Facility for Scientific Equipment]. Lexrussica. 2022;75(3):34-42. DOI: 10.17803/1729-5920.2022.184.3.034042. (In Russ., abstract in Eng.).

Введение

К основным направлениям реализации государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации относится создание условий для проведения исследований и разработок путем поддержки функционирования центров коллективного пользования научным оборудованием, экспериментального производства и инжиниринга за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов, а также частных инвестиций инфраструктуры (п. 32 Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации1). Стратегия национальной безопасности (утверждена Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 4002) к задачам в области научно-технического развития относит создание и развитие на территории Российской Федерации сети научных установок класса «мегасайенс», крупных исследовательских инфраструктур, центров коллективного пользования научно-техно-

логическим оборудованием, экспериментального производства и инжиниринга (п. 76).

На сегодняшний день зарегистрировано 645 центров коллективного пользования научным оборудованием и 390 уникальных научных установок (УНУ)3. Включение в реестр ФГБУ «Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере» (РИЭПП) происходит добровольно, поэтому не в полной мере отражает количество таких центров. Изучение центров коллективного пользования за рубежом показывает также отсутствие единой системы их учета4.

Функционирование центров коллективного пользования (ЦКП) вписывается в экономику совместного потребления, которая включает механизмы обеспечения доступа к тем или иным ресурсам без возникновения права собственности на них.

По данным отчетности ЦКП, в России за 2018 г. фактическая загрузка дорогостоящего

Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 49. Ст. 6887. СЗ РФ. 2021. № 27 (ч. II). Ст. 5351.

Информационная система «Научно-технологическая инфраструктура Российской Федерации: центры коллективного пользования научным оборудованием и уникальные научные установки» // URL: http:// ckp.rf-ru (дата обращения: 24.10.2021).

Например, приводится информация о том, что в ведении Гарвардского центра клинических и междисциплинарных исследований, объединяющего 30 медицинских институтов и лечебных учреждений, находится 850 центров коллективного пользования (см.: Чеченкина Т. В. Центры коллективного пользования в развитых странах мира: проблемы и перспективы // Управление наукой и наукометрия. 2017. Вып. 1 (23). С. 84 ; Harvard catalyst (2015). Eagle-i resource discovery tool. URL: https://www.eagle-i.net/).

1

4

LEX 1Р?Ж

оборудования (свыше 1 млн руб. за единицу) в интересах только внешних пользователей составила 41,46 %. Стоимостной объем выполненных работ (оказанных услуг) в интересах внешних пользователей составил 8,18 млрд руб.5

Правовое регулирование отношений с участием центров коллективного пользования научным оборудованием

В Федеральном законе от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»6 (далее — Закон о науке) дано понятие центра коллективного пользования научным оборудованием7 (ст. 2), названы создатели и определены отношения, которые регламентируются Правительством РФ (п. 4.1 ст. 5).

В настоящее время происходит развитие законодательства о ЦКП, которые созданы госорганами или функционирование которых обеспечивается с привлечением бюджетных средств.

В развитие закона было принято постановление Правительства РФ от 17.05.2016 № 429 «О требованиях к центрам коллективного пользования научным оборудованием и уникальным научным установкам, которые созданы и (или) функционирование которых обеспечивается с привлечением бюджетных средств, и правилах их функционирования»8.

В письмо Минобрнауки РФ от 13.12.2010 № СМ-1086/16 «Об организации деятельности ЦКП» были включены примерное положение о центре коллективного пользования научным

оборудованием и рекомендации по организации доступа заинтересованных пользователей к оборудованию центров коллективного пользования9, имеющие неимперативный характер. Минобрнауки России рекомендовал при необходимости скорректировать существующие документы, регламентирующие деятельность каждого центра.

В приказе Федерального агентства научных организаций России от 09.08.2017 № 31н закреплены показатели для ЦКП10.

Акты субъектов Российской Федерации в этой сфере принимаются, поскольку многие субъекты инновационной системы создаются на базе государственной собственности субъекта Российской Федерации. В частности, в постановлении Правительства Брянской области от 21.02.2018 № 73-п «Об утверждении Положения о деятельности Брянского областного промышленного парка»11 ЦКП представлен как часть Брянского областного промышленного парка (имущество, находящееся в государственной собственности Брянской области).

Отдельно скажем, что отсутствуют специальные нормы, касающиеся ЦКП, не финансируемых государством и органами местного самоуправления. Соответственно, на эти ЦКП распространяются нормы, определяющие правовой статус базовой организации в целом. Вместе с тем полагаем, что в силу социальной значимости ЦКП, их роли в обеспечении национальной безопасности государства целесообразно принятие нормативных актов о статусе и деятельности ЦКП независимо от вида их учредителей и источников финансирования.

Калюжный К. А. Мониторинг деятельности российских центров коллективного пользования научным оборудованием и уникальных научных установок за 2018 год // Управление наукой и наукометрия. 2019. Т. 14. № 3. С. 438, 440. СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.

В дальнейшем для обозначения центров коллективного пользования научным оборудованием используется сокращение «ЦКП».

Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 23.05.2016 (дата обращения: 02.10.2021). СПС «КонсультантПлюс».

Приказ Федерального агентства научных организаций России от 09.08.2017 № 31н «Об утверждении значений показателей для центров коллективного пользования научным оборудованием и уникальных научных установок, которые созданы и (или) функционирование которых обеспечивается с привлечением бюджетных средств в научных организациях, подведомственных Федеральному агентству научных организаций» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo. gov.ru. 16.10.2017 (дата обращения: 02.10.2021).

Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 26.02.2018 (дата обращения: 02.10.2021).

5

8

11

Создание центра коллективного пользования: состояние и перспективы

Решение о создании ЦКП принимает образовательная или научная организация (именуемая законодателем базовой организацией), в состав которой будет входит центр. По материалам исследований зарубежных ЦКП для них также характерно образование ЦКП как составной части организации12. Пока в России в большинстве случаев образуются ЦКП в структуре государственных учреждений. Имеются и другие примеры. Так, в структуре автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования «Сколковский институт науки и технологий» создано подразделение «Центр коллективного пользования в области геномики». Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт оптико-физических измерений» создало Центр коллективного пользования высокоточных измерительных технологий в области фотоники.

Следует отметить появление второго — межгосударственного — уровня ЦКП. Согласно Положению о формировании межгосударственной сети центров коллективного пользования в сфере инновационного сотрудничества государств — участников Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств — участников СНГ на период до 2020 года13 оператор (Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий) осуществляет проведение комплекса организационных мероприятий по созданию межгосударственной сети ЦКП, формирует реестр участников. Научные и образовательные организации в разных государствах, имеющие в своем составе ЦКП, прошедшие конкурсный отбор, заключают договоры о межгосударственном сотрудничестве, предоставляя в пользование научное оборудование (уникальные научные установки) иностранным пользовате-

лям (участникам программы инновационного сотрудничества).

До начала работы базовая организация, финансируемая из бюджетных средств, обеспечивает также разработку и утверждение нескольких документов, включающих положение о центре коллективного пользования, регламент доступа к оборудованию центра и (или) уникальной установке, форму заявки, правила конкурсного отбора заявок третьих лиц на выполнение центром работ и (или) оказание услуг, перечень выполняемых типовых работ и (или) оказываемых услуг, перечень имеющегося научного оборудования, проект гражданско-правового договора о выполнении работ и (или) об оказании услуг для проведения научных исследований, а также для осуществления экспериментальных разработок. Среди обязательных документов отсутствует упоминание о проекте договора о предоставлении научного оборудования в пользование внешним пользователям, что не соответствует деловой практике и нарушает равновесие в обеспечении заключаемых ЦКП договоров разных видов.

Иногда признаком экономики совместного потребления называют организацию посредством специализированных онлайн-платформ14. Частично роль такой платформы выполняет информационная система «Научно-технологическая инфраструктура Российской Федерации: центры коллективного пользования научным оборудованием и уникальные научные установки15. Но основными узлами связи пока являются веб-сайты каждого ЦКП.

Отдельно отметим, что базовая организация, финансируемая не из бюджетных средств, не должна в обязательном порядке принимать приведенные выше документы.

Допустимо ли создание ЦКП как самостоятельного юридического лица, а не структурного подразделения? Принципиального препятствия не существует, поскольку, по существу, ЦКП осуществляет деятельность научной или

12 Чеченкина Т. В. Центры коллективного пользования в развитых странах мира: проблемы и перспективы // Управление наукой и наукометрия. 2017. Вып. 1 (23). С. 82.

13 Решение Экономического совета СНГ «О Положении о формировании межгосударственной сети центров коллективного пользования в сфере инновационного сотрудничества государств — участников Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств — участников СНГ на период до 2020 года» (принято в г. Минске 21.06.2019) // Единый реестр правовых актов и других документов СНГ. URL: http://cis.minsk.by/.

14 Бычков А. И. Правовое регулирование экономики совместного потребления. М. : Инфотропик Медиа, 2019.

15 URL: http://ckp.rf-ru (дата обращения: 24.10.2021).

LEX IPS»

образовательной организации. А научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (п. 1 ст. 5 Закона о науке). Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»16 образовательной организацией считается некоммерческая организация (ст. 2). Как указывалось ранее в юридической литературе, не все из поименованных организационно-правовых форм некоммерческих организаций «пригодны (даже по своему названию) для образовательных организаций. Непригодны они и исходя из целей, ради которых соответствующие организации могут создаваться»17. Но в Законе о науке все-таки центр определен как структурное подразделение, что в дальнейшем может вызвать сложности при его регистрации как самостоятельной организации. А значит, требуется внесение изменений в закон. В связи с этим следует решить и вопрос об использовании слов «центр коллективного пользования» в наименовании организации и (или) структурного подразделения.

Правоспособность центра коллективного пользования

В юридической литературе ЦКП относят к субъектам инновационного права, способствующим осуществлению инновационной деятельности18. Поэтому ЦКП находятся в одном ряду с технопарками, частными и государственными бизнес-инкубаторами, коворкингами, центрами трансфера технологий, инжиниринговыми центрами, центрами прототипирования, фондами стартового и венчурного финансирования, центрами молодежного инновационного творчества и пр.

ЦКП реализуют свои потребности, самостоятельно используя прикрепленные ресурсы и квалифицированные трудовые кадры или вступая в отношения с внешними пользователями. Использование научного оборудования происходит путем извлечения пользы из договоров по поводу имущества, вид которых зависит от специфики оказываемых услуг или работ, сте-

пени участия в использовании оборудования заказчиком (пользователем).

Использование научного оборудования возможно путем выполнения центром работ или услуг в пользу заказчика или путем предоставления научного оборудования в пользование для работ на нем непосредственно пользователем. В первом случае заключаются договоры на выполнение научно-исследовательских работ или возмездного оказания услуг. О совместном пользовании здесь можно говорить только в самом широком смысле, имея в виду, что в один период разные пользователи получают результат, полученный одним и тем же исполнителем с использованием одного и того же имущества. Но такое объяснение, на наш взгляд, стирает границу между разными договорными формами и специфику sharing economy. Во втором случае заключаются договоры пользования имуществом с каждым внешним пользователем. От классического договора аренды подобные договоры отличается тем, что 1) в один период разные пользователи используют одно и то же научное оборудование, соблюдая план работы центра, 2) услуги коллективного пользования научным оборудованием могут предоставляться как на возмездной, так и на безвозмездной основе (п. 12.1 примерного положения о центре коллективного пользования научным оборудованием); 3) в качестве существенных условий выделяются условия об определенном объекте (научное оборудование или уникальная обстановка), о сроке пользования и о конфиденциальности методики исследования и полученного результата.

Отнесение деятельности ЦКП к сфере sharing economy объясняется не только названием центра, но и установлением таких показателей, как:

1) отношение фактического времени работы оборудования ЦКП (или УНУ) в интересах третьих лиц в размере не менее 20 % (не менее 15 %) к фактическому времени работы оборудования ЦКП (или УНУ) за год;

2) количество организаций-пользователей и (или) организаций, участвующих в проведении исследований (экспериментов) с использованием УНУ, — не менее двух в год.

16 СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

17 Образовательное законодательство России. Новая веха развития : монография / Л. В. Андриченко, В. Л. Баранков, Б. А. Булаевский [и др.] ; под ред. Н. В. Путило, Н. С. Волковой. М. : ИЗиСП, 2015 (автор главы — Б. А. Булаевский).

18 Ефимцева Т. В. Место инновационного права в системе российского права // Предпринимательское право. 2014. № 3. С. 35-39.

Наряду с основной деятельностью — проведение научных исследований — ЦКП осуществляют связанную деятельность: проводят обучение методам работы на оборудовании ЦКП, осуществляют консультирование, ремонт оборудования, выполняют рекламную, издательскую деятельность.

Структура центра коллективного пользования научным оборудованием и основы управления

ЦКП имеет печать и бланк со своим наименованием. Центр включает несколько подразделений (лаборатории, отделы, группы, секторы). Например, структура ЦКП «Промышленные биотехнологии» ФИЦ «Фундаментальные основы биотехнологии» РАН состоит из следующих подразделений: группа хроматографических методов исследования; группа биоинженерии; группа управляемого культивирования микроорганизмов; группа масс-спектрометрического анализа и анализа низкомолекулярных метаболитов; группа спектральных методов исследований (п. 5.1 Положения о Центрах коллективного пользования ФИЦ Биотехнологии РАН от 16.07.2015).

Руководство текущей деятельностью ЦКП может осуществлять руководитель базовой организации, но чаще всего в силу специфики и объема работы директором является иное лицо, назначенное по решению руководителя базовой организации. Руководитель ЦКП принимает и рассматривает заявки на проведение исследований в ЦКП; утверждает графики выполнения работ; организует выполнение работ, контролирует правильную эксплуатацию оборудования.

Правовой режим имущества центра коллективного пользования научным оборудованием

Используемое ЦКП имущество находится на балансе базовой организации.

Виды имущества. Среди видов имущества, прикрепленного к ЦКП, выделим группу «научное оборудование, уникальные установки, уникальные научные установки класса "мега-сайенс"» и группу «иное имущество».

19 Калюжный К. А. Указ. соч. С. 447.

Научное оборудование, уникальные установки, научные установки класса «мегаса-йенс». Согласно Правилам функционирования Центров 2016 г. до начала создания базовая организация утверждает перечень научного оборудования, содержащий наименования и основные характеристики приборов, наименование производителя, а также сведения о метрологическом обеспечении средств измерений (ст. 2). В частности, Центр коллективного пользования Байкальского института природопользования СО РАН (г. Улан-Удэ) представил на своем сайте перечень из 20 наименований оборудования, среди которого автономная метеорологическая станция «СИМПА-2И»; анализатор общего углерода ТОС^ CSN; двухколонная испытательная рама настольного типа 3367; спектрофотометр Shimadzu UV-1800.

Научное оборудование может быть создано как самой базовой организацией, так и иным субъектом, аналоги такого оборудования имеются. Обособление можно объяснить высокой стоимостью единицы оборудования, эксплуатацией с использованием высококвалифицированных специалистов.

В Законе о науке дано определение уникальной научной установки. Это комплекс научного оборудования, не имеющий аналогов в Российской Федерации, функционирующий как единое целое и созданный научной организацией и (или) образовательной организацией в целях получения научных результатов, достижение которых невозможно при использовании другого оборудования (ст. 2). Например, уникальная научная установка в составе оборудования Центра коллективного пользования сверхвысокопроизводительными вычислительными ресурсами (Москва, МГУ) — суперкомпьютер «Ломоносов-2» (фирма-изготовитель: ОАО «Т-Платформы» (Т-Р1а^огт^), страна происхождения фирмы-изготовителя: Россия, год выпуска 2017).

Большинство установок (58 %) относится к типу УНУ, созданных как комплексы несерийного научного оборудования; 30 % являются коллекциями; 9 % предназначены для решения задач в рамках одного научного проекта19.

Проекты класса «мегасайенс» — это не имеющая аналогов в мире материальная или цифровая инфраструктура, в том числе территориально распределенная, функционирующая

как единое целое и ориентированная на получение научных результатов, достижение которых невозможно на других установках мира (п. 25 Публичной декларации целей и задач Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на 2021 год, утв. Мин-обрнауки России20). В частности, согласно паспорту национального проекта «Наука» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) начато проведение международных исследований на уникальных научных установках класса «мега-сайенс»: Комплекс сверхпроводящих колец на встречных пучках тяжелых ионов NICA, источник синхротронного излучения 4-го поколения (ИССИ-4), Сибирский кольцевой источник фотонов (СКИФ), Международный центр нейтронных исследований на базе высокопоточного реактора ПИК21.

Группа «иное имущество». Что же касается иного оборудования (персональные компьютеры, офисные принтеры, сканеры), мебели, то оно используется для повышения эффективности делопроизводства и административно-управленческой деятельности, а не для получения научных результатов.

Источники финансирования. Финансирование ЦКП производится за счет финансирования базовой организации.

Согласно п. 9 Правил функционирования финансирование деятельности ЦКП осуществляется учредителями базовой организации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, фондами поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности.

Наиболее типичными источниками финансирования ЦКП являются бюджетные средства (в виде субсидий) и плата за оказание услуг (работ) на оборудовании ЦКП и за предостав-

ление в пользование научного оборудования внешним пользователям.

Одним из инструментов поддержки ЦКП являлась федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2021 годы»22. В рамках этой программы поддержку получили: в 2014-2016 гг. — 40 проектов, объем финансирования — 4,891 млрд руб.; в 20172018 гг. — 21 проект, объем финансирования — 3,064 млрд руб.23 Значение имеют и разовые ассигнования из резервного фонда Президента Российской Федерации24.

Как мера контроля расходования перечисленных базовым организациям для ЦКП бюджетных средств постановлением Правительства РФ от 17.05.2016 № 429 предусмотрена возможность потребовать возврата денежных средств либо сократить финансирование на следующий финансовый год (этап выполнения работ) в случае недостижения ими по итогам года значений показателей, установленных требованиями к центрам коллективного пользования (п. 9 Правил функционирования центров коллективного пользования научным оборудованием и уникальных научных установок, которые созданы и(или) функционирование которых обеспечивается с привлечением бюджетных средств). Это последствие можно квалифицировать как форму финансовой ответственности ЦКП в лице базовой организации перед публичным образованием.

Права и обязанности центра коллективного пользования научным оборудованием

Обычно элементом статуса субъекта называют его основные права и обязанности. Права ЦКП обусловлены целями его деятельности. ЦКП

20 Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

21 Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

22 Постановление Правительства РФ от 21.05.2013 № 426 «О федеральной целевой программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2021 годы"» // СЗ РФ. 2013. № 22. Ст. 2810.

23 Калюжный К. А., Чеченкина Т. В. Ресурсный потенциал и результативность деятельности центров коллективного пользования научным оборудованием и уникальных научных установок. М. : РИЭПП, 2019. С. 33.

24 См., например: распоряжение Президента РФ от 09.08.2004 № 359-рп «О выделении средств Федеральному агентству по образованию на приобретение оборудования для Межвузовского центра коллективного пользования по проблемам химико-лесного комплекса Сибирского государственного технологического университета» // СЗ РФ. 2004. № 33. Ст. 3485.

вправе осуществлять научную деятельность с использованием научного оборудования в интересах базовой организации и третьих лиц, вправе требовать оплаты использования оборудования в установленном порядке.

Обязанности ЦКП обусловлены спецификой экономики совместного потребления. ЦКП обязан организовать эффективное использование закрепленного за ним научного оборудования; обеспечить безопасность работы с научным оборудованием; кооперировать деятельность внешних пользователей (заказчиков) на одном и том же оборудовании; представить документ о проведенных внешним пользователем на оборудовании исследованиях.

Ответственность центра коллективного пользования научным оборудованием

ЦКП не несет самостоятельной ответственности, так как не является юридическим лицом. Но можно осветить вопрос об ответственности базовой организации по договорным обязательствам, в которых были задействованы сотрудники и научное оборудование ЦКП, а также о внедоговорной ответственности по факту причинения вреда третьим лицам при использовании научного оборудования ЦКП.

Имеются специфические риски причинения вреда внешним пользователям. Во-первых, некоторые ЦКП используют научное оборудование с опасными свойствами. К их числу можно отнести ядерные и термоядерные установки, лазерную технику, электрофизические установки и ускорители и т.п. Если научное оборудование ЦКП отвечает признакам источника повышенной опасности, то в случае виновного или случайного причинения вреда пользователям в процессе функционирования оборудования наступает ответственность базовой организации независимо от вины (ст. 1079 ГК РФ).

Во-вторых, большинство результатов исследований, полученных с использованием научного оборудования ЦКП, составляют изобретения, программы для ЭВМ и полезные модели (в 2018 г. в России их общая доля составила 72 % от общего количества результатов)25. Утечка информации о научной разработке пользователя посредством использования базы информации ЦКП (журнала учета пользователей, сайта, базы данных ЦКП) может повлечь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 Калюжный К. А. Указ. соч. С. 442.

значительный репутационный и иной ущерб разработчику (пользователю). Вред подлежит возмещению при виновном поведении ЦКП (базовой организации), как правило, в форме неосторожности.

Порядок прекращения деятельности центра коллективного пользования научным оборудованием

Прекращение деятельности ЦКП осуществляется в установленном порядке на основании приказа руководителя базовой организации (п. 14 примерного положения о центре).

Можно выделить несколько специфических оснований ликвидации ЦКП в добровольном порядке по решению базовой организации: моральное старение оборудования, отсутствие спроса на оборудование в связи с конкуренцией.

Как уже было отмечено ранее, нарушение показателей (нормативов), установленных для ЦКП, которые созданы и (или) функционирование которых обеспечивается с привлечением бюджетных средств в научных организациях, подведомственных Федеральному агентству научных организаций, влечет ограничение в дальнейшем финансировании. Исходя из названия и сути ЦКП, полагаю, что если ЦКП не предоставляет услуги внешним пользователям, то в нормативном акте следует установить порядок прекращения деятельности ЦКП. С учетом экономической ситуации и значения для региона оборудования и УНУ следует обосновать учитываемый период бездействия. Такая мера не означает последующего изъятия оборудования, которое может по-прежнему использоваться в интересах самой научной или образовательной организации.

Определение центра коллективного пользования научным оборудованием

Согласно ст. 2 Закона о науке центр коллективного пользования научного оборудования — структурное подразделение, которое создано научной организацией и (или) образовательной организацией, располагает научным и (или) технологическим оборудованием, квалифицированным персоналом и обеспечивает в интересах

LEX 1Р?Ж

частное право

jus privatum

третьих лиц выполнение работ и оказание услуг для проведения научных исследований, а также осуществления экспериментальных разработок.

В процессе этого исследования выявлены неточности: ЦКП может создаваться не только государственными организациями, но и частными организациями; в ЦКП не только выполняются работы и оказываются услуги, но и предоставляется в пользование оборудование; нет препятствий для изменения законодательства и создания ЦКП как самостоятельного юридического лица. Эти замечания позволяют обосновать сле-

дующее понимание ЦКП. Центр коллективного пользования научным оборудованием — это структурное подразделение научной или образовательной организации или самостоятельное юридическое лицо, которое располагает научным и (или) технологическим оборудованием, высококвалифицированным персоналом, проводит научные исследования, экспериментальные разработки в своих интересах и по заказу третьих лиц либо предоставляет в пользование научное оборудование третьим лицам для соответствующих исследований и разработок.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бычков А. И. Правовое регулирование экономики совместного потребления. — М. : Инфотропик Медиа, 2019.

2. Ефимцева Т. В. Место инновационного права в системе российского права // Предпринимательское право. — 2014. — № 3. — С. 35-39.

3. Калюжный К. А. Мониторинг деятельности российских центров коллективного пользования научным оборудованием и уникальных научных установок за 2018 год // Управление наукой и наукометрия. — 2019. — Т. 14. — № 3. — С. 425-458. — DOI: https://doi.org/10.33873/1996-9953.

4. Калюжный К. А., Чеченкина Т. В. Ресурсный потенциал и результативность деятельности центров коллективного пользования научным оборудованием и уникальных научных установок. — М. : РИЭПП, 2019. — 37 с.

5. Образовательное законодательство России. Новая веха развития : монография / Л. В. Андриченко, В. Л. Баранков, Б. А. Булаевский [и др.] ; под ред. Н. В. Путило, Н. С. Волковой. — М. : ИЗиСП, 2015.

6. Чеченкина Т. В. Центры коллективного пользования в развитых странах мира: проблемы и перспективы // Управление наукой и наукометрия. — 2017. — Вып. 1 (23). — С. 80-101.

Материал поступил в редакцию 28 декабря 2021 г.

REFERENCES

1. Bychkov AI. Pravovoe regulirovanie ekonomiki sovmestnogo potrebleniya [Legal regulation of the economy of sharing consumption]. Moscow: Infotropik Media Publ.; 2019 (In Russ.).

2. Efimtseva TV. Mesto innovatsionnogo prava v sisteme rossiyskogo prava [The Place of the Innovative Law in System of Russian Law]. Business Law. 2014;3:35-39 (In Russ.).

3. Kalyuzhniy KA. Monitoring deyatelnosti rossiyskikh tsentrov kollektivnogo polzovaniya nauchnym oborudovaniem i unikalnykh nauchnykh ustanovok za 2018 god [The Results of Monitoring of Russian Core Shared Research Facilities and Large-Scale Research Facilities for 2018]. Upravleniye naukoy i naukometriya. 2019;14(3):425-458. DOI: https://doi.org/10.33873/1996-9953 (In Russ.).

4. Kalyuzhniy KA, Chechenkina TV. Resursnyy potentsial i rezultativnost deyatelnosti tsentrov kollektivnogo polzovaniya nauchnym oborudovaniem i unikalnykh nauchnykh ustanovok [Resource potential and effectiveness of the common use centers of scientific equipment and unique scientific installations]. Moscow: RIEPP Publ.; 2019 (In Russ.).

5. Andrichenko LV, Barankov VL, Bulaevskiy BA, et al. Obrazovatelnoe zakonodatelstvo Rossii. Novaya vekha razvitiya : monografiya [Educational legislation of Russia. A new milestone of development: a monograph]. Moscow: IZiSP Publ.; 2015 (In Russ.).

6. Chechenkina TV. Tsentry kollektivnogo polzovaniya v razvitykh stranakh mira: problemy i perspektivy [Core Facilities in Developed Countries: Challenges and Opportunities]. Upravleniye naukoy i naukometriya. 2017;1(23):80-101 (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.