УДК 336.201
ПРАВОВОЙ СТАТУС СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ
О.И. Кожанчиков
В Налоговом Кодексе Российской Федерации специальные налоговые режимы приравнены по правовому статусу к федеральным налогам. Поскольку специальные налоговые режимы неоднородны по своему составу данный подход представляется упрощенным. Патентной системе налогообложения необходимо придать правовой статус региональных налогов, а единому налогу на вмененный доход для отдельный видов деятельности необходимо придать правовой статус местных налогов.
Ключевые слова: налоговые режимы, федеральные налоги, региональные налоги, местные налоги, патентная система, единый налог
В правоприменительной практике принято различать два возможных режима налогообложения, используемых налогоплательщиками - общий режим налогообложения и специальный режим.
К специальным налоговым режимам, в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации относят [1]:
1) систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенную систему налогообложения;
3) систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
5) патентную систему налогообложения.
При применении специальных режимов налогообложения, налогоплательщиками не уплачиваются те налоги , которые присущи общему режиму налогообложения, т.е. организации не уплачивают налог на прибыль организаций и налог на имущество организаций, индивидуальные предприниматели - налог на доходы физических лиц и налог на имущество физических лиц. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы не являются плательщиками НДС. Вместо вышеперечисленных налогов организации и индивидуальные предприниматели уплачивают один единый налог (или оплачивают стоимость патента), в зависимости от применяемого специального налогового режима.
Таким образом, квалифицирующим признаком применения или не применения специального налогового режима может выступать состав налогов, уплачиваемых налогоплательщиком.
Весьма интересным аспектом применения специальных налоговых режимов является правовой статус специальных налоговых режимов. Говоря об общем режиме налогообложения принято выделять федеральные,
региональные и местные налоги и сборы. Перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов представлен в статьях 13 - 15 Налогового кодексаРоссийской Федерации [1].
В основу деления налогов на федеральные, региональные и местные заложен принцип территориального действия соответствующих налогов.
Федеральные налоги и сборы действуют на всей территории Российской Федерации. Федеральные налоги регулируются Налоговым кодексом РФ, хотя некоторые элементы по федеральным налогам могут регулироваться на уровне регионального законодательства. Например, по налогу на прибыль налоговая ставка подлежащая зачислению в региональный бюджет (18%) может быть понижена законами субъектов РФ ддя отдельных категорий налогоплательщиков, при этом ставка не может быть установлена ниже 13,5% [2].
Региональными налогами признаются налоги которые действуют на территории того субъекта РФ, где они введены. Следовательно, для применения на соответствующей территории регионального налога необходимо наличие закона субъекта РФ о налоге.
В случае введения регионального налога на территории субъекта РФ, его элементы регулируются как Налоговым кодексом, так и региональным законом. При этом Налоговым кодексом регламентируется большинство элементов налога, а на региональном уровне только налоговая ставка, а также порядок и сроки уплаты налога, причем в пределах, заданных на федеральном уровне. В региональном законе могут также быть предусмотрены налоговые льготы, действующие на территории субъекта РФ.
Местными налогами признаются налоги которые действуют на территории того муниципального образования, в котором они введены. Следовательно, для применения на соответствующей территории местного налога необходимо наличие нормативно - правового акта органа местного самоуправления о налоге.
На муниципальном уровне при введении местного налога в обязательном порядке регламентируются, в пределах заданных на федеральном уровне, такие элементы налогообложения как налоговая ставка, а также порядок и сроки уплаты налога. В факультативном порядке на муниципальном уровне могут быть предусмотрены налоговые льготы, основания и порядок их применения. Все остальные элементы по местным налогам регулируются на федеральном уровне, т.е. Налоговым кодексом, применительно к земельному налогу, или Федеральным законом, применительно к налогу на имущество физических лиц [3].
Согласно п. 7 статьи 12 Налогового кодекса в Российской Федерации устанавливаются специальные налоговые режимы которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 Налогового кодекса . При этом налоговым кодексом определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.
Таким образом, исходя из норм Налогового кодекса специальные налоговые режимы являются федеральными налогами.
С данным утверждением вполне можно согласиться применительно к таким специальным налоговым режимам, как упрощенная система налогообложения, единый сельскохозяйственный налог и система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Упрощенной системой налогообложения и единым сельскохозяйственным налогом может воспользоваться любой налогоплательщик, при условии соответствия критериям, установленных в НК РФ. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, применяется налогоплательщиком при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» [4].
Для применения вышеперечисленных налоговых режимов нет необходимости в принятии законов субъектов РФ или нормативно - правовых актов органов местного самоуправления, т.е. данные специальные режимы действуют на всей территории Российской Федерации.
По аналогии с налогом на прибыль, по упрощенной системе налогообложения на региональном уровне может быть понижена налоговая ставка с 15 до 5% для некоторых категорий налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов [2].
С такими режимами налогообложения как единый налог на вмененный доход и патентной системой налогообложения ситуация иная.
Для применения патентной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями необходимо принятие регионального закона о введении данной системы налогообложения. И только в этом случае её можно будет применять на территории субъекта РФ. Элементы налогообложения данной системы регулируются как Налоговым кодексом, так и законом субъекта РФ. На региональном уровне в частности устанавливается размер потенциально возможного к получению годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в пределах заданных на федеральном уровне. Кроме того в региональном законе могут быть дополнительно разделены виды деятельности, установленные в НК РФ если это предусмотрено Общероссийским классификатором услуг населению или Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также может быть установлен дополнительный перечень бытовых услуг, согласно Общероссийского классификатора услуг населению.
Таким образом, патентная система налогообложения, по своей сущности, более схожа с региональными налогами, нежели чем с федеральными.
Для использования единого налога на вменённый доход необходимо принятие на территории муниципального образования нормативно - правового акта органа местного самоуправления о данном режиме налогообложения. Только при наличии данного нормативно - правового акта налогоплательщики
могут применять эту систему в пределах муниципального образования. Элементы налогообложения данной системы регулируются как Налоговым кодексом так и нормативно - правовым актом органа местного самоуправления. Органы местного самоуправления наделены правом определять виды деятельности, по которым единый налог на вмененный доход может применяться, но в пределах перечня, установленного в НК РФ. Кроме того на местном уровне устанавливается значение коэффициента К2, учитывающего особенности осуществления предпринимательской деятельности [2].
Таким образом, единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности, по своей сущности, более схож с местными налогами, чем с федеральными.
Исходя из изложенного, текст п. 7 статьи 12 Налогового кодекса в Российской Федерации необходимо скорректировать следующим образом: «Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные, региональные и местные налоги, не указанные в статьях 13- 15 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов».
Представленная редакция статьи Налогового кодекса Российской Федерации наиболее полно отражает сущность применяемых в настоящее время в Российской Федерации специальных налоговых режимов.
Список литературы
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 07.1998 (в редакции от 03.12.2012 N 231-ФЗ) [Электронный ресурс]// Ко-сультант Плюс: [сайт]. ЦКЬ: http://www.consultant.ru/popular/nalog1/ (дата обращения: 24.02.2013).
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая от
05.08.2000 № 117 - ФЗ (в редакции от 30.12.2012 N 294-ФЗ) [Электронный ресурс] // Косультант Плюс: [сайт]. иКЬ:
http://www.consultant.ru/popular/nalog2/ (дата обращения: 24.02.2013)
3. Федеральный закон от 09 декабря 1991 года N 2003-1 «О налогах
на имущество физических лиц» (в редакции от 29.06.2012 № 96-ФЗ) [Электронный ресурс] // Косультант Плюс:
[сайт].URL:http://www.consultant.ru/popular/nalogfiz/67_1 .Мш1 (дата обращения: 24.02.2013)
4. Федеральный закон от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ «О согла-
шениях о разделе продукции» (в редакции от 19.07.2011 N 248-ФЗ) [Электронный ресурс] // Косультант Плюс:
[сайт] .URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n =117376 (дата обращения: 24.02.2013)
Кожанчиков Олег Игоревич, кандидат экономических наук, доцент, докто-рант, [email protected], Россия, Орел, Орловскийгосударственный универси-тет
LEGAL STATUS OF SPECIAL TAX REGIME O.I. Kozhanchikov
The Tax Code of the Russian Federation, the special tax regimes equating Nena on the legal status of federal taxes. Since special tax regimes are heterogeneous in composition, this approach is simplistic. Patent system of taxation should be given legal status of regional taxes, and the unified tax on imputed income for certain kinds of activities should be given legal status of local taxes.
Key words: tax regimes, federal taxes, regional, taxes, local taxes, the patent system, a flat tax
Kozhanchikov Oleg Igorevich, candidate economics science, docent, doctorant, [email protected], Russia, Orel, Orel State University
УДК 338.22:502.22
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РАЗВИТИЯ
О.В. Сизов
Рассмотрены социально-экономические институты рынка экологических услуг, проблемы и перспективы их развития на национальном и международном уровнях, а также обоснование такого финансового института данного рынка, как Международный фонд атмосферы.
Ключевые слова: социально-экономический институт, рынок экологических услуг, экологическое страхование, фонд атмосферы
Социально-экономический институт представляет собой специфические формы организации и регулирования социальных и экономических процессов. К числу наиболее значимых из них можно отнести органы государства, коммерческие организации, правовую систему государств, т.е. те элементы социально-экономической системы, которые непосредственно действуют в указанных сферах жизнедеятельности общества. Поэтому именно от них, их эффективности и уровня развития, в значительной степени зависит общий уровень рациональности социальных и экономических элементов жизни общества. Более того, изменения устоев общества, новые пути развития, совершенствования общественной жизни должны сопровождаться именно изменениями самих этих институтов, возведением их на кардинально новый уровень.