Научная статья на тему 'Правовой режим осуществления предпринимательской деятельности на территориях опережающего социально-экономическое развитие'

Правовой режим осуществления предпринимательской деятельности на территориях опережающего социально-экономическое развитие Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
818
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Демина Мария Александровна

В статье автором проанализированы существующие подходы к понятию правового режима, правового режима осуществления предпринимательской деятельности и его классификации, с целью установления вида действующего правового режима осуществления предпринимательской деятельности на территориях опережающего социально-экономическое развитие и исследования его специфики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal regime of entrepreneurial activities in the territories of advancing socio-economic development

In the article the author analyzes the existing approaches to the concept of the legal mode, legal mode of entrepreneurial activity and its classification, for the purpose of establishing the form of the existing legal regime of business activity in territories of priority socio-economic development of the study and its specificity.

Текст научной работы на тему «Правовой режим осуществления предпринимательской деятельности на территориях опережающего социально-экономическое развитие»

5.12. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИЯХ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Демина Мария Александровна, аспирант. Место учебы: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА). E-mail: jobeoo@mail.ru

Аннотация: В статье автором проанализированы существующие подходы к понятию правового режима, правового режима осуществления предпринимательской деятельности и его классификации, с целью установления вида действующего правового режима осуществления предпринимательской деятельности на территориях опережающего социально-экономическое развитие и исследования его специфики.

Ключевые слова: правовой режим, правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, классификация правового режима осуществления предпринимательской деятельности, территории опережающего социально-экономическое развитие.

THE LEGAL REGIME OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITIES IN THE TERRITORIES OF ADVANCING SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Demina Maria Alexandrovna, postgraduate student. Place of study: Moscow state law university named after O.E.Kutafin (MSLA). E-mail: jobeoo@mail.ru

Annotation: In the article the author analyzes the existing approaches to the concept of the legal mode, legal mode of entrepreneurial activity and its classification, for the purpose of establishing the form of the existing legal regime of business activity in territories of priority socioeconomic development of the study and its specificity. Keywords: legal regime, the legal regime of entrepreneurial activity, classification of the legal regime of entrepreneurial activity, the territory of advancing socio-economic development.

Прежде чем осветить специфику правового режима осуществления предпринимательской деятельности на территориях опережающего социально-экономическое развитие, считаю необходимым обратить внимание на существующие проблемы предпринимательского права, а именно отсутствие единого подхода к понятию «правовой режим осуществления предпринимательской деятельности» и его классификации.

«Правовой режим» является одной из важнейших категорий права и используется во многих нормативно-правовых актах (Земельном кодексе, Лесном кодексе и др.).

При этом однозначного понимания в нормативных правовых актах и доктрине категории «правовой режим» и его классификации не имеется.

Так, например, в Соглашении между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «По вопросам свободных (специальных, особых) экономи-

ческих зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» используются термины «свободная», «специальная», «особая» экономические зоны в качестве синонимов.

В Федеральном законе № 116-ФЗ от 22.07.2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и Федеральном законе от 03.12.2011 г. № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» используется понятие особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Категория «правовой режим» изучается в рамках общей теории права, которая, является методологической, обобщающей и основополагающей наукой, где отсутствует его единое понимание.

В настоящее время в общей теории права существует несколько подходов к понятию «правового режима».

Такие ученые, как С.С. Алексеев, В.А. Морозова, В.Б. Исаков, Д.Н. Бахрах, Ю.Н. Старилов, рассматривают правовой режим в качестве определенной совокупности правовых средств. Н.И. Матузов и А.В. Малько определяют правовой режим как специальный вид правового регулирования, который представляет собой своеобразный комплекс мер, выраженный в правовых стимулах и правовых ограничениях. И.С. Розанов подходил к рассмотрению правового режима как к совокупности правовых и организационно-технических мер [2, с. 28].

Как полагает Терещенко Л.К., сложившееся положение отчасти вызвано многозначностью самого понятия «режим», содержащегося в различных толковых словарях, а именно значение слова «режим» определяется как государственный строй, метод правления; как распорядок дел; как совокупность правил, требований, норм [12].

Проблема отсутствия единого подхода в общей теории права, как основополагающей науки, к пониманию правового режима оказала существенное влияние на предпринимательское право.

В предпринимательском праве не имеется четко сформулированного и единого понятия «правовой режим осуществления предпринимательской деятельности» и его классификации. Однако ученые пытаются выработать такое универсальное понятие.

Отнюкова Г.Д. правовой режим предпринимательской деятельности определяет как совокупность предусмотренных законом и учредительными документами прав и обязанностей предпринимателя, осуществление которых способствует достижению конкретной, специфической цели правового регулирования [9, с. 86].

Мохов А.А. под правовым режимом осуществления предпринимательской деятельности понимает «установленный порядок осуществления предпринимательской деятельности в определенной сфере (отрасли, секторе), характеризующийся особым сочетанием способов (средств, мер) воздействия, направленный на достижение целей и задач социально-экономического развития страны, обеспечение ее безопасности, целостности» [4].

На сегодняшний день, иных четко сформулированных понятий правового режима осуществления предпринимательской деятельности не имеется.

Приведенное понятие Мохова А.А., на мой взгляд, является наиболее верным и точным, поскольку его автор составил на основе анализа и с учетом имею-

щихся подходов в общей теории права и в действующем законодательстве.

Моховым А.А. предложена классификация правового режима осуществления предпринимательской деятельности на общий, специальный и особый режимы. В основу классификации положены сфера (охват) действия конкретным правовым режимом определенной группы общественных отношений, а также период (срок), на который рассчитан определенный правовой режим [4].

«Общий правовой режим осуществления предпринимательской деятельности - это основной или базовый режим, который применяется к той или иной группе общественных отношений. В нем проявляют себя в полной мере основные начала, принципы отрасли права. Он действует бессрочно или по крайней мере довольно длительное время, обеспечивая стабильность довольно большой группы предпринимательских отношений».

«Специальные режимы, в отличие от общего режима, распространяют свое действие на ограниченный круг субъектов (определенной отрасли, сферы деятельности либо даже индивидуально-определенных), по-иному, в сравнении с общим правилом, определяя их правовое положение (права, обязанности, ответственность). Объединяет специальные режимы с общим временной фактор (они также рассчитаны на длительный период действия)».

«Особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности вводиться только при реализации (развертывании) норм чрезвычайного законодательства и он ограничен периодом действия норм чрезвычайного законодательства» [4].

Отнюкова Г.Д. также классифицирует правовой режим осуществления предпринимательской деятельности на общий и специальный режимы в зависимости от круга лиц, на которые он распространяется [9, с. 87].

Исходя из рассмотренной классификации правового режима осуществления предпринимательской деятельности, на территориях опережающего социально-экономическое развитие действует специальный правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, так как он распространяется на ограниченный круг субъектов-резидентов, которые имеют особое правовое положение, и он рассчитан на длительный период действия.

Установив вид правового режима осуществления предпринимательской деятельности на территориях опережающего социально-экономическое развитие, можно перейти к анализу его специфики.

В Российской Федерации с начала 1990-х гг. предпринимались попытки создать эффективно функционирующие специальные режимы осуществления предпринимательской деятельности, которые направлены на привлечение инвестиций и повышение инвестиционной привлекательности наиболее важных секторов экономики, на развитие предпринимательства, экономическое стимулирование наименее развитых регионов страны, интеграцию экономики государства с международным экономическим сообществом, а, следовательно, на развитие экономики страны в целом.

Формирование законодательства РФ в отношении режимов осуществления предпринимательской деятельности началось в начале 1990-х гг., когда на территории бывшего Советского Союза стали создаваться первые свободные экономические зоны. К примеру, в РСФСР это были СЭЗ «Выборг», «Даурия», «Куз-

басс», «Находка», «Садко», «Сахалин», «Технополис Зеленоград», «Янтарь».

Далее упоминание свободных экономических зон появилось в Законе РСФСР от 04.07.1991 № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР», в ст. 41 которого были перечислены особенности правового режима деятельности иностранных инвесторов в СЭЗ (в частности, упрощенный порядок регистрации предприятий, льготный налоговый режим, пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами, а также предоставление прав на долгосрочную аренду сроком до 70 лет с правом субаренды, особый таможенный режим, упрощенный порядок пересечения границы, въезда и выезда иностранных граждан), а затем и в Федеральном законе от 13.10.1995 № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», ст. 23 которого указывала на перспективы принятия федерального закона о СЭЗ. С 1996 по 1999 г. были приняты три таких федеральных закона: в отношении особых экономических зон в Калининградской и Магаданской областях и центра международного бизнеса «Ингушетия», которые установили особые режимы предпринимательской и инвестиционной деятельности (налоговые льготы, применение режима свободной таможенной зоны, ускоренный и упрощенный порядок регистрации резидентов, договорный характер отношений в области привлечения инвестиций и др.) для своих резидентов [1].

При этом, в литературе неоднократно отмечалось несовершенство российского законодательства и обосновывалась необходимость принятия базового федерального закона о свободных (особых) экономических зонах многими отечественными учеными-экономистами и юристами. Кроме того, в качестве условий для успешного функционирования зон указывались стабильная политическая обстановка, развитая инфраструктура [3].

Как отмечает Савосик Д.А., подзаконный характер правового регулирования создания и функционирования особых экономических зон, существовавший до 2005 года, не в полной мере обеспечивал надлежащий уровень правовой защиты инвестиций [10].

22.07.2005 г. был принят Федеральный закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», установивший порядок создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» целью создания таких зон являлось развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.

Далее был принят Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

Белицкая А.В. обращает внимание, что указанный закон, несмотря на наличие уже существующего инструмента для развития инноваций особых экономических зон технико-внедренческого типа, предложил новый инструмент такого развития, а именно инновационный центр, для которого были установлены свои уникальные правила вплоть до особенностей осуществления медицинской и образовательной деятельности на территории Сколково [1].

03.12.2011 г. был принят Федеральный закон № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающий новый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.12.2011 г. № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» целью создания зон территориального развития является ускорение социально-экономического развития субъекта Российской Федерации путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам зоны территориального развития предоставляются меры государственной поддержки.

Как я полагаю, приведенный закон был принят в целях реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, согласно которой государственная региональная политика направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни.

Однако Федеральный закон «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» также «не справился» в полной мере с поставленной задачей, поскольку по-прежнему не все субъекты, отстающие в социально-экономическом развитии, получили приток инвестиций, что также следует из рейтинга инвестиций в регионы в 2012 г., размещенного на официальном сайте Минэкономразвития России.

В связи с чем, руководству страны необходимо было найти новый «способ»- иной правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, для достижения поставленных задач.

Создание территорий опережающего социально-экономическое развитие обусловлено предложением Президента Российской Федерации, содержащимся в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 04.12.2014 г.: «... предлагаю распространить режим ТОРов на новые проекты в ряде моногородов, в тех моногородах страны, где социально-экономическая ситуация наиболее сложная... И конечно, ключевую роль ТОРы должны сыграть в подъеме Дальнего Востока. Мы объявили о масштабных планах развития этого региона, и эти планы, конечно, будут реализованы».

Из Послания Президента Российской Федерации можно сделать вывод, что создание территорий опережающего социально-экономическое развитие нацелено на улучшение социально-экономической ситуации в конкретных моногородах и развитие отдельного региона- Дальнего востока.

Значимость подъема и развития Дальнего Востока были отмечены в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 03.12.2015 г.: «Социально-экономический подъем этого региона - важнейший национальный приоритет. Инвесторы уже проявляют серьезный прак-

тический интерес к новым механизмам работы, которые мы предложили, включая территории опережающего развития».

В целях реализации предложения Президента Российской Федерации, 29.12.2014 г. принят Федеральный закон № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», определяющий правовой режим данных территорий, меры государственной поддержки и порядок осуществления деятельности на таких территориях.

При этом в течение трех лет со дня вступления в силу Федерального закона территории опережающего социально-экономического развития могут создаваться на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также на территориях моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации. На территориях закрытых административно-территориальных образований территории опережающего социально-экономического развития могут создаваться начиная с 1 января 2016 года [13].

Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона № 473-ФЗ территорией опережающего социально-

экономического развития признается часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

Надо отметить, что приведенный закон действующий правовой режим на территориях опережающего социально-экономическое развития именует особым, что противоречит установленной автором принадлежности действующего режима на таких территориях к специальному правовому режиму.

Однако, на мой взгляд, данное противоречие является «терминологическим», но не по сущности понятия, и связано с существующей проблемой предпринимательского права- отсутствием единого подхода к классификации правовых режимов осуществления предпринимательской деятельности.

Статьей 17 Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в таких зонах, включающий в себя в частности установление резидентам льготных ставок арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества; особенности налогообложения резидентов; освобождение в соответствии с законодательством о налогах и сборах резидентов от уплаты налогов на имущество организаций и земельного налога; применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны и др.

Кроме этого, ст. 33 Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» предусмотрены отдельные меры государственной поддержки развития предпринимательской деятельности на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

Например, в целях опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока, привлечения инвестиций в создание новых и модернизацию имеющихся производственных предприятий разрабатывается и принимается программа развития инвестиционной и предпринимательской деятельности для каждого субъекта Российской Федерации, входящего в состав Дальневосточного федерального округа.

Как видно из приведенного перечня, резидентам территорий опережающего социально-экономического развития предоставлен достаточно большой спектр различных льгот и мер государственной поддержки.

Резидент территории опережающего социально-экономическое развитие осуществляет свою деятельность на основании соглашения, заключаемого с управляющей компанией.

Надо отметить, что, территория опережающего социально-экономическое развитие, особая экономическая зона и зона территориального развития, как разновидности специального режима осуществления предпринимательской деятельности, имеют общие черты.

Как таким общим чертам, например, можно отнести ограниченность территории, на которых они действуют; налоговые льготы; создание по решению Правительства Российской Федерации.

При этом можно выделить существенные различия приведенных специальных правовых режимов осуществления предпринимательской деятельности.

Например, резиденты территорий опережающего социально-экономическое развитие и особых экономических зон осуществляют свою деятельность на их территории на основании соглашения с управляющей компанией.

Белицкая А.В. указывает, на то, что территория опережающего социально-экономическое развитие также является зоной ускоренного экономического развития, но в отличие от зоны территориального развития создается не для развития дотационных регионов и выравнивания общей экономической ситуации в стране, а для образования территории - локомотива социально-экономического развития страны [1].

Попова Н.Н. видит различия территорий опережающего социально-экономическое развитие, особых экономических зон и зон территориального развития в их цели создания; территории действия режима; условиях установления режима [5].

Таким образом, на территориях опережающего социально-экономическое развитие действует специальный правовой режим осуществления предпринимательской деятельности с предоставлением преференций резидентам таких территорий, которые осуществляю свою деятельность на основании соглашения с управляющей компанией.

Список литературы:

1. Белицкая А.В. Государственно-частное партнерство в рамках территорий со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности: новое в законодательстве, 2015 г.//СПС Консультант Плюс

2. Братановский С.Н. Специальные правовые режимы информации.-М.: Директ-Медиа, 2012 г., с. 28.

3. Лисица В.Н. Особые экономические зоны в Российской Федерации, 2010 г. //СПС КонсультантПлюс

4. Мохов А.А. Правовые режимы осуществления предпринимательской деятельности/ С.Д. Могилев-ский, М.А. Егорова// Актуальные проблемы предпри-

нимательского и корпоративного права в России и за рубежом: сб.науч.ст.-Москва: РАНХиГС, 2015 г.//СПС Консультант Плюс.

5. Попова Н.Н. О правовом режиме территорий с особыми (льготными) условиями осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, 2015 г.//СПС Консультант Плюс.

6. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от

04.12.2014 г. //СПС Консультант Плюс.

7. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от

03.12.2015 г. //СПС Консультант Плюс.

8. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года// СПС КонсультантП-люс.

9. Российской предпринимательское право: Учебник// ответственные редакторы И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова, 4-е издание; М., Проспект, 2014, 86-87 с.;

10. Савосик Д.А. Функционирование особых экономических зон на территории Российской Федерации: финансово-правовой аспект: Автореф. канд. юрид. наук. Саратов, 2011, с.3.

11. Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны»//СПС Консультант Плюс.

12. Терещенко Л.К. Правовой режим информации: дис. докт.юрид.наук: 12.00.14/ Л.К. Терещенко.- Москва, 2011г.

13. Федеральный закон от 29.12.2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федера-ции»//СПС Консультант Плюс.

14. Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.

15. Федеральный закон от 03.12.2011 г. № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»//СПС Консультант Плюс.

Рецензия

на статью Деминой Марии Александровны, аспиранта кафедры предпринимательского и корпоративного права ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» на тему «Правовой режим осуществления предпринимательской деятельности на территориях опережающего социально-экономическое развитие»

Актуальность рецензируемой научной статьи не вызывает сомнения. За последние годы в Российской Федерации был принят ряд законов, устанавливающих отличный от общего режим осуществления предпринимательской деятельности. Однако в доктрине до сих пор не сформировалось учения о правовых режимах предпринимательства, нет единой классификации правовых режимов. Поэтому логично, что изучение правового режима осуществления предпринимательской деятельности на территориях опережающего социально-экономическое развития автор начинает с обращения к теории вопроса, представляя имеющиеся в

науке позиции и аргументировано присоединяясь к одной из них.

Далее, с целью установления вида действующего правового режима осуществления предпринимательской деятельности на территориях опережающего социально-экономическое развития и исследования его специфики, М.А. Деминой предпринят экскурс в историю вопроса, сделан обзор действующего законодательства, осуществлен краткий анализ Федерального закона «О зонах территориального развития в Российской Федерации» в рамках поставленной в статье задачи.

В результате автор приходит к выводу, который можно поддержать, о том, что на территориях опережающего социально-экономическое развитие действует специальный правовой режим осуществления предпринимательской деятельности с предоставлением преференций резидентам таких территорий, которые осуществляют свою деятельность на основании соглашения с управляющей компанией.

Вывод. Статья Деминой Марии Александровны на тему «Правовой режим осуществления предпринимательской деятельности на территориях опережающего социально-экономическое развитие» соответствует предъявляемым к такого рода работам требованиям и может быть рекомендована к опубликованию в открытой печати.

Научный руководитель -

д.ю.н, профессор, зав. кафедрой предпринимательского и корпоративного права ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» И.В. Ершова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.