Научная статья на тему 'Правовой идеал как норма правосознания'

Правовой идеал как норма правосознания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2406
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ПРАВОВОЙ ИДЕАЛ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / ПРАВОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бацунов А. Н.

В статье рассматриваются воззрения русских философов П. И. Новгородцева, Н. Н. Алексеева и И. А. Ильина на их понимание правового идеала. Показано, что концепции правосознания этих мыслителей обладают преемственностью и принадлежностью к одной философско-культурной традиции, в которой правосознание понимается не столько как формально-юридическая категория, сколько духовно-нравственная. Обосновывается актуальность данных воззрений в современной правовой ситуации в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовой идеал как норма правосознания»

УДК 101.1:316.334.4

ПРАВОВОЙ ИДЕАЛ КАК НОРМА ПРАВОСОЗНАНИЯ

© 2011 А.Н. Бацунов

аспирант кафедры истории философии E-mail: aljaguar@gmail.com Воронежский государственный университет

В статье рассматриваются воззрения русских философов П. И. Новгородцева,

Н. Н. Алексеева и И. А. Ильина на их понимание правового идеала. Показано, что концепции правосознания этих мыслителей обладают преемственностью и принадлежностью к одной философско-культурной традиции, в которой правосознание понимается не столько как формально-юридическая категория, сколько духовно-нравственная. Обосновывается актуальность данных воззрений в современной правовой ситуации в России.

Ключевые слова: русская философия, правовой идеал, нравственность, правовой нигилизм, правосознание.

Социально-философская мысль всегда обращала пристальнее внимание на вопросы правосознания, в том числе на обоснование и оправдание правового идеала, связи права и нравственности. Русская философия внесла существенный вклад в разработку этих вопросов. Остановимся на концепциях правового идеала, выработанного русскими философами П. И. Новгородцевым, Н. Н. Алексеевым и И. А. Ильиным.

П. И. Новгородцев в предисловии к сборнику «Проблемы идеализма» отмечал, что современный поворот к философии обусловлен, прежде всего, потребностями нравственного сознания - о должном, о нравственном идеале. «Мы ищем абсолютных заповедей и принципов - в этом именно и состоит сущность нравственных исканий, - а нам отвечают указанием на то, что все в мире относительно, все условно1. Эти слова как бы резюмируют основную направленность русской философии в целом, и русской философии права в частности.

В русской философии нравственность полагается как абсолютное начало, не зависимое от культурно-исторических контекстов. Это одна из основополагающих ее черт. Современный исследователь А. Ф. Замалеев в статье «Фазисы русской нравственности» пишет: «Преобладание этического момента всегда составляло характерную черту русской философии. Этот «панморализм», сложившийся преимущественно на почве православия, окрашивает мировоззрение почти всех отечественных мыслителей, даже тех, которые не занимались непосредственно вопросами морали»2.

Исходя из воззрений об абсолютности нравственного закона, П. И.

Новгородцев строит свою философию права. Основное произведение философа, в котором высказаны принципиальные идеи философско-правового характера - «Об общественном идеале». В нем философ рассматривает такие вопросы как общественный идеал в свете бесконечности, общественные идеал и задачи личности, содержание общественного идеала, крушение утопий земного рая, кризис социализма.

У всех современных Новгородцеву политических движений - социализм, анархизм, синдикализм, он усматривает общие инвариантные черты. Они заключаются в том, что эти движения не способны построить идеальный строй, что в целом и есть кризис

1 Новгородцев П.И. Кант, как моралист // Сочинения. - М. : Раритет, 1995. - С. 234.

2Замалеев А.Ф. Фазисы русской нравственности / А.Ф. Замалеев // Смысл жизни в русской философии. Конец XIX - начало XX века. - СПб. : Наука, 1995. - С.5.

правосознания. Это происходит потому, что они утопичны, что означает в нашей терминологии, что одним свойствен правовой нигилизм (анархизм), другим правовой позитивизм (социализм).

Тем самым, Новгородцев вскрывает сам корень кризиса правосознания, показывает его сущностную основу. Исходя из этого Новгородцев формулирует идею абсолютного идеала и ставит задачу определить абсолютный идеал к области общественных явлений. Само определение этого идеала выглядит следующим образом: «Первое определение абсолютного идеала... заключается в требовании бесконечного совершенствования»3. Но бесконечное совершенствование может быть присуще только «живой человеческой личности», которая в своем бесконечном стремлении отражает «причастность свою абсолютному закону добра». Только личность чувствует свое бесконечное несовершенство (если это нравственная личности), чем и определяется стремление к бесконечному совершенствованию.

Кроме того, важной является идея трансцендентного идеала (абсолютного идеала), которая соответствует глубинной природе личности, которая по своей сути оказывается всегда неудовлетворенной наличным правопорядком и поэтому стремится к его бесконечному усовершенствованию.

Остановимся на других представителях русской философии права. Н. Н. Алексеев -выдающийся русский правовед и философ, один из идеологов евразийства и ученик П. И. Новгородцева. В его книге «Основы философии права» последняя глава посвящена правовому идеалу. Наряду с правовым идеалом он рассматривает социальный идеал, а также государственный (политический) идеал. Его концепция права, правосознания, правового идеала находится в контексте духовной парадигмы русской философии, исходящий из приоритета нравственных начал.

Н. Н. Алексеев ставит вопрос: должно ли улучшение политических отношений идти по пути права? Современное правосознание, считает Алексеев, дает несправедливое решение, так как считает, что «. превращение политических отношений в отношения правовые есть единственный способ усовершенствования государства»4. Как следствие, совпадение политического идеала с идеалом правовым.

Это существенная ошибка, приводящая к недооценке других, более важных измерений проблемы. «Современное правосознание, - говорит Алексеев, - совершенно упускает из виду, что возможен и другой нравственный способ усовершенствования государственного властвования, что в истинно совершенном государстве, кроме права, должны господствовать также и чисто моральные силы - силы любви, дружбы, солидарности, жертвенности, служения и подвига»5. Это рассуждение находится в одной смысловой тональности с философией П. И. Новгородцева.

Исходя из этих постулатов, Н. Н. Алексеев выводит свою концепцию правового идеала. Прежде всего, в духе Новгородцева он констатирует факт современного кризиса, который является следствием утопии - создать абсолютно совершенное государство на земле («земной рай») посредством только права. «Но с точки зрения внутренней логики идей вера в скорейшее и окончательное осуществление общественного совершенства покоилась на недостаточном понимании того, что такое общественный, политический и правовой идеал. И такое же непонимание лежало в основе столь свойственной новейшему западному человечеству веры в универсальную, всеспасающую и всеисцеляющую общественную миссию права»6.

Это отнюдь не отрицание права, но отрицание его абсолютизации, ведущей, в конечном итоге к правовому бессилию и политическому неустройству. «И менее всего

3 Новгородцев П.И. Там же, с. 102.

4 Алексеев Н.Н. Основы философии права. - СПб. : Юрид. ин-т, 1998. - С. 201.

5 Алексеев Н.Н. Там же, с. 201-202.

6 Алексеев Н.Н. Там же, с. 202.

есть основание думать, - говорит Алексеев, - что усовершенствованием одной из сторон общественного бытия можно достигнуть абсолютного совершенства социального целого. Оттого даже самое совершенное состояние права не может вести к безусловному совершенству общества, - к установлению «земного рая»»7.

Каким же образом выглядит формулировка правового идеала Н. Н. Алексеева?

Исходя из предшествующих рассуждений, философ пишет: «. учение о правовом идеале должно откинуть свойственный ему старый утопизм и перейти к истинному, здоровому реализму. Основной темой этого учения должно быть не отыскание конечной формулы общественного совершенства, но указание тех действительных путей и средств, при помощи которых может быть улучшен всякий возможный правопорядок, - при полном сознании, что подобное улучшение может излечить многие болезни общества, но не в стоянии преобразовать общества в его целом и довести его до состояния земного рая»8.

Таким образом, правовой идеал строится как постепенное улучшение общественного устройства, а не как достижение конечного совершенного социального бытия. Претензия на полное усовершенствование общественного бытия, как правило, завершаются крахом и разочарованием. И только улучшение есть реальная политика, приводящая к реальным позитивным результатам.

Н. Н. Алексеев считает, что для того, чтобы право было истинным, или, как он называет, «правильным правом», оно должно быть построено на началах правды и справедливости. Это восхождение к древнерусским идеалам, к самим истокам национальной нравственности, в которой справедливость является основополагающим принципом, включающем в себя все остальные.

Обратимся теперь к философско-правовой концепции И. А. Ильина, крупнейшего отечественного мыслителя, чей вклад в русскую философию огромен и весьма значим в наше время. «Правосознание есть особого рода инстинктивное правочувствие, в котором человек утверждает свою собственную духовность и признает духовность других людей.»; «... правосознание есть инстинктивная воля к духу, к справедливости и ко всяческому добру. Но именно поэтому - живой корень его надо искать в религиозном чувстве и совести»9; «Право в его основной сущности есть необходимый для человека образ его духовной жизни на земле, или иначе: необходимая форма «встречи» между верховным благом и человеческою душою. Право есть прежде всего право человека быть независимым духом, право бытия и право свободы, право самостоятельно обращаться к Богу, искать, находить, исповедовать и осуществлять узренное и предпочтенное совершенство. Одним словом: право есть атрибут духа, его способ жизни, его необходимое проявление. А правосознание есть воля к верному праву и к единой, верховной цели права как таковой»10.

Уже из этих определений видно, насколько глубоко правосознание Ильина укоренено в духовности, нравственности, религиозности. Это роднит Ильина с концепциями Новгородцева, Алексеева, и со всей духовно-нравственной традицией русской философии и культуры. Именно поэтому, чрезвычайно важным является для Ильина понятие «нормальное правосознание», которое он определяет следующим образом: Нормальное правосознание приемлет право, культивирует и совершенствует его, движимое волею к его верховной цели, т. е. к духовной жизни и ее организации. Оно усматривает в этой жизни, посвященной свободному, предметному обретению и осуществлению высших и безусловных ценностей, - верховное благо и согласно этому

7 Алексеев Н.Н. Там же.

8 Алексеев Н.Н. Там же, с. 203.

9 Ильин И. А. О сущности правосознания // И. А. Ильин / Сочинения в двух томах. - Т. 1. Философия права. - М. : Медиум, 1993. - С. 143.

10 Ильин И.А. Там же, с. 143-144.

переносит свое волевое утверждение на все то, что необходимо ведет к его правому осуществлению. Нормальное правосознание есть воля к праву, проистекающая из воли к духу»11.

Сердцевину учения о правосознания Ильина составляют три аксиомы правосознания. Сами аксиомы философ определяет следующим образом: «Аксиомы правосознания суть его основные истины, которым в жизни соответствуют основные способы бытия, мотивирования и действования. Всюду, где есть правосознание, там имеются налицо эти способы жизни, и чем зрелее правосознание, тем эти способы жизни оказываются сознательнее, устойчивее и в качестве мотивов сильнее и чище»12.

В качестве основополагающих Ильин выделяет три аксиомы: закон духовного достоинства, закон автономии и закон взаимного признания. Характеризует он их следующим образом. Так, первая аксиома выглядит так: «... духовное достоинство есть корень всякой истинной жизни, а уважение к себе есть источник государственной силы и политического здоровья»11,. Ильин полагает, что это первая и основная аксиома правосознания. Действительно, чувство собственного духовного достоинства необходимо абсолютно всем: и отдельному гражданину, и народу, и государственной власти и армии. Ильин об этом говорит, последовательно разбирая каждое явление. С чувства собственного достоинства начинается вообще всякое нравственное чувство; если этого нет, тогда нельзя говорить о полноценном бытии.

Вторая аксиома, связанная с автономией, выглядит следующим образом: «. в основе всей правовой и государственной жизни лежит способность человека к внутреннему самоуправлению, к духовной, волевой самодисциплине»14. Автономия связана непосредственно с духовной жизнью, поскольку последняя есть «самодеятельность в осуществлении высших предметных ценностей». Автономность есть духовная самостоятельность и ответственность, без этого нет полноценной жизни личности.

Третья аксиома формулируется так: «в основе всякого правопорядка и государства лежит взаимное духовное признание людей - уважение и доверие их друг к другу»15. Таким образом, аксиомы правосознания прочно связаны с нравственным началом, и можно сказать, что они же являются аксиомами нравственной, духовной жизни человека. В этом своеобразие философии права Ильина, которое, однако, коренится в традициях отечественной философии, в которой правовые основы жизни крепко связаны с нравственными.

Итак, подводя итог, можно отметить, что концепции правосознания П. И. Новгородцева, Н. Н. Алексеева, И. А. Ильина обладают несомненной преемственностью, фундаментальной схожестью черт и принадлежностью к одной философско-культурной традиции. Основные их характеристики тезисно можно описать следующим образом:

- правосознание является не столько формально-юридической категорией, сколько духовно-нравственной;

- правосознание предполагает единство права и духа, или иначе неразрывность нравственности и права;

- правосознание, характерное для русской философии, предполагает правовой идеал, который является нравственным идеалом;

- правовой идеал есть антиномичная категория: он одновременно трансцендентен наличной социальной действительности, и в то же время воплощаем в качестве духовной жизни в реальную жизнь;

11 Ильин И.А. Там же, с. 148.

12 Ильин И.А. Там же, с. 210.

13 Ильин И.А. Там же, с. 223.

14 Ильин И.А. Там же, с. 244.

15 Ильин И.А. Там же, с. 267.

- правосознание, основанное на традициях отечественной нравственной философии способно преодолеть крайности правового нигилизма и правового позитивизма.

Эти характеристики делают наследие русских философов-правоведов актуальным в современных политико-правовых условиях, в которых обнаруживается явный дефицит нравственного начала.

Библиографический список

1. Новгородцев П.И. Кант, как моралист // Сочинения. - М. : Раритет, 1995. - С. 234

2. Замалеев А.Ф. Фазисы русской нравственности / А.Ф. Замалеев // Смысл жизни в русской философии. Конец XIX - начало XX века. - СПб. : Наука, 1995. - С.5.

3. Алексеев Н.Н. Основы философии права. - СПб. : Юрид. ин-т, 1998. - С. 201.

4. Ильин И.А. О сущности правосознания // И.А. Ильин / Сочинения в двух томах.

- Т. 1. Философия права. - М. : Медиум, 1993. - С. 143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.