Научная статья на тему 'Правовой аспект милитаризации космоса'

Правовой аспект милитаризации космоса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
537
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казанцева В.В., Фарафонтова Е.Л.

Проблема размещения оружия в космосе и создание ряда военных программ в области космических вооружений остается актуальной и в настоящий момент. Стремление США к достижению превосходства в космическом пространстве подтверждается активным ведением работ по созданию противокосмических систем вооружения космического, воздушного, морского и наземного базирования. Космическое пространство трансформируется в область активного военного противостояния и противоборства ведущих военных держав мирового сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовой аспект милитаризации космоса»

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

3. Соглашение, касающееся ограничения ответственности Варшавской конвенцией и Гаагским протоколом, от 13 мая 1966 года. (Монреальское соглашение).

4. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года. (Гаагская конвенция 1970 г.)

5. Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок. (Монреаль, 28 мая 1999 г.)

© Домбровская Я. С., 2012

УДК 34.069

В. В. Казанцева Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРАВОВОЙ АСПЕКТ МИЛИТАРИЗАЦИИ КОСМОСА

Проблема размещения оружия в космосе и создание ряда военных программ в области космических вооружений остается актуальной и в настоящий момент. Стремление США к достижению превосходства в космическом пространстве подтверждается активным ведением работ по созданию противокосмических систем вооружения космического, воздушного, морского и наземного базирования. Космическое пространство трансформируется в область активного военного противостояния и противоборства ведущих военных держав мирового сообщества.

Во времена Холодной войны Америка и Советских Союз разрабатывали, испытывали и создавали космическое оружие. Чрезвычайная опасность превращения космоса в театр военных действий побудила правительство СССР выступить с инициативой полной демилитаризации и нейтрализации космоса. Россия ввела мораторий на эту программу в 1980-х годах, а перед этим в 1972 году между Союзом и США были заключены соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), включающих межконтинентальные баллистические ракеты, траектория которых проходит через космос, и Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны [3]. В 1981 году СССР внес в ООН предложение о заключении Договора о запрещении размещения в космическом пространстве оружия любого рода, а в 1983 году проект Договора о запрещении применения силы в космическом пространстве и из космоса в отношении Земли. С 1985 года в Женеве ведутся также советско-американские (а ныне российско-американские) переговоры по ядерным и космическим вооружениям.

Международное право не запрещает размещения в космосе объектов с обычным оружием на борту, а также выход в космос объектов с ядерным оружием и другими видами оружия массового уничтожения, если такой выход не квалифицируется как размещение объекта в космосе. Таким образом, можно говорить о частичной демилитаризации космического пространства, что при современном уровне развитии науки и техники создает реальную военную угрозу. Размещение в космосе оружия может нарушить хрупкое равновесие мира на планете Земля [2].

Многие государства, включая Китай, в поддержку России пытались провести многосторонние переговоры о предотвращении размещения оружия в космосе. Однако США пока движутся в противоположном направлении, потенциально подталкивая другие государства к гонке космических вооружений. Сегодня

США обладает большим флотом стратегических бомбардировщиков, размещённых на авиабазах по всему миру. В области стратегии ведения вооруженной борьбы Вашингтон переходит от «ликвидации кризиса после его возникновения» к реализации «стратегии превентивных действий», с тем, чтобы проблемы не перерастали в кризис. Превентивные действия в контексте этой стратегии предполагают возможность применения вооруженных сил в любой точке Земного шара, а также в сфере воздушного и космического пространства, в том числе с использованием ядерного оружия, на основе односторонних решений [4].

Чтобы предотвратить возможную утрату своего потенциала сдерживания, Китай может прибегнуть к наращиванию ядерных сил, а это в свою очередь приведет к тому что, Индия и Пакистан объединятся для разработки и создания недорогого космического оружия. Россия обещала ответить на размещение в космосе оружия любой страны - что подорвет и без того слабый договор о нераспространении ядерного оружия [1]. Решение проблемы парирования военных угроз в космосе, из космоса и через космос Россия будет осуществлять силами и средствами Ракетно-космической обороны (РКО), относящейся к стратегическим оборонительным системам и входящей в состав перспективной системы Воздушно-космической обороны (ВКО) Российской Федерации. Сложившееся положение в сфере военной деятельности РФ нашло отражение в разделе 3 Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом президента РФ от 17 декабря 2000 г. № 1330.

Ракетно-космическая оборона в настоящее время может и должна стать новым и действительно эффективным оружием сдерживания от агрессии развитых военных государств против России. Это позволяет сформулировать предложения в области правового обеспечения для создания эффективной системы РКО.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

1) разработка и принятие нормативно-правовых актов доктринально-концептуального уровня, определяющих угрозы Российской Федерации в космосе, из космоса и через космос и способы их парирования в перспективе развития вооруженных сил зарубежных государств, роли и места в современной вооруженной борьбе космических вооружений;

2) определение на законодательном уровне роли и места системы РКО и ее составляющих как стратегического элемента Вооруженных Сил РФ, в том числе как базового элемента ВКО, в обеспечении оборонной достаточности Российской Федерации;

3) определение на законодательном уровне границ ответственности при организации защиты и обороны элементов космической инфраструктуры страны (например, космических аппаратов);

4) формирование законодательной базы (системы) в области создания, развертывания и применения средств и системы РКО, однозначно определяющих права и обязанности всех ветвей власти Российской Федерации и их органов, иных юридических и физических лиц, в том числе, предусматривающих ответственность и контроль деятельности в упомянутой области.

Формирование эффективной отечественной системы РКО создает благоприятные условия для последующего заключения двусторонних и многосторонних международных договоров с ведущими военными державами в области развития современных наступательных вооружений и предотвращения их размещения в космосе.

Библиографические ссылки

1. Договор о нераспространении ядерного оружия : Договор ООН. Москва : Вашингтон : Лондон. 1 июля 1968 г.

2. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (Женева, 10 декабря 1976 г.)

3. Хардести Вон, Айсман Джин. История космического соперничества СССР и США // История. М. : Питер, 2009.

4. Национальная оборона Стратегические оборонительные системы Российской Федерации в общей иерархии задач обеспечения военной безопасности страны, URL: http://old.nationaldefense.ru/1739/1742/ index.shtml?id=3308.

© Казанцева В. В., 2012

УДК 341.229

Д. В. Капенкина Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОСМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

Определяются понятия «космический туризм» и «космический турист», рассматривается нормативно-правовая база, регулирующая туризм в космической отрасли, раскрываются признаки, характерные данному виду космической деятельности.

Космический туризм — это оплачиваемый из частных средств полёт в космос или на околоземную орбиту в научно-исследовательских или развлекательных целях. Начало космического туризма ознаменовал полёт Денниса Тито на борту российского корабля «Союз» на МКС в 2001 году. Организацией полетов туристов в России занимаются Роскосмос и компания «Спейс Эдвенчерс» (Space Adventures), сотрудничающие с 2001 года.

Космический туризм как разновидность коммерческой космической деятельности не запрещается ни одним из действующих международно-правовых актов. К числу основополагающих правовых актов в сфере космической деятельности относятся Закон Российской Федерации от 20 августа 1993 г. № 5663-1 «О космической деятельности», а также ряд международных соглашений, участником которых является Российская Федерация [1]. Особого внимания заслуживает факт, что до полёта первого космического туриста не существовало нормативной базы, регулирующей полёты в космос частных лиц. Позже, в 2002 году государствами-участниками программы Международной космической станции (МКС) был согласо-

ван документ, устанавливающий общие критерии отбора космонавтов и посетителей МКС. Документ носит название «Принципы, касающиеся процессов и критериев отбора, назначения, подготовки и сертификации членов основных экипажей МКС и экспедиций посещения» [2] Примечательно, что правовой статус лиц, совершающих космические путешествия, в полной мере не совпадает со статусом профессиональных космонавтов. Между тем «Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство» от 19 декабря 1967 года, распространяется как на профессиональных космонавтов, так и на космонавтов-туристов [3]. Таким образом, понятие «космический турист» является составной частью понятия «участник космического полета». Космическими туристами являются частные лица, которые совершили (или готовятся совершить) космический полет, оплатив его на коммерческой основе [4].

Можно выделить следующие признаки космического туризма:

1. Заключение контракта.

Контракт заключается между космическим тури-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.