Научная статья на тему 'Правовой аспект деятельности службы экономической безопасности на предприятиях по производству и переработке драгоценных металлов'

Правовой аспект деятельности службы экономической безопасности на предприятиях по производству и переработке драгоценных металлов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1141
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СЛУЖБА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СЛУЖБА ОХРАНЫ И РЕЖИМА / ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ / СОХРАННОСТЬ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ / ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И ПЕРЕРАБОТКЕ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ / ПРОИЗВОДСТВО ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ / ПЕРЕРАБОТКА ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ / АФФИНАЖ / SAFETY / ECONOMIC SAFETY / THE SERVICE OF ECONOMIC SAFETY / THE SECURITY SERVICE AND REGIME / PRECIOUS METALS / THE SAFETY OF PRECIOUS METALS / ENTERPRISE FOR PRODUCTION AND PROCESSING OF PRECIOUS METALS / THE PRODUCTION OF PRECIOUS METALS / PROCESSING PRECIOUS METALS / REFINING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яворский Олег Борисович

В статье проанализирован правовой аспект деятельности службы экономической безопасности предприятий по производству и переработке драгоценных металлов, выявлены проблемы в законодательстве, регулирующем сохранность драгоценных металлов при их производстве, переработке, использовании, обращении, эксплуатации и транспортировке. Статья представляет интерес для специалистов в области экономической безопасности золотоплатиновой отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LAWFUL ASPECT OF THE ACTIVITY OF THE SERVICE OF ECONOMIC SAFETY DURING THE ENTERPRISES FOR PRODUCTION AND PROCESSING OF PRECIOUS METALS

In the article the lawful aspect of the activity of the service of economic safety of enterprises for production and processing of precious metals is analyzed, are revealed problems in the legislation, which regulates the safety of precious metals with their production, to processing, use, rotation, operation and to transport. Article is of interest for the specialists in the region of economic safety of goldplatinum branch.

Текст научной работы на тему «Правовой аспект деятельности службы экономической безопасности на предприятиях по производству и переработке драгоценных металлов»

14.5. ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И ПЕРЕРАБОТКЕ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ

Яворский Олег Борисович, адъюнкт кафедры организации финансово-экономического и тылового обеспечения, Академия Управления МВД России Контакты автора: Udkl-kok-a@mail.ru

Аннотация. В статье проанализирован правовой аспект деятельности службы экономической безопасности предприятий по производству и переработке драгоценных металлов, выявлены проблемы в законодательстве, регулирующем сохранность драгоценных металлов при их производстве, переработке, использовании, обращении,

эксплуатации и транспортировке. Статья представляет интерес для специалистов в области экономической безопасности золотоплатиновой отрасли.

Ключевые слова: безопасность, экономическая безопасность, служба экономической безопасности, служба охраны и режима, драгоценные металлы, сохранность драгоценных металлов, предприятия по производству и переработке драгоценных металлов, производство драгоценных металлов, переработка драгоценных металлов, аффинаж

THE LAWFUL ASPECT OF THE ACTIVITY OF THE SERVICE OF ECONOMIC SAFETY DURING THE ENTERPRISES FOR PRODUCTION AND PROCESSING OF PRECIOUS METALS

Jaworski Oleg Borisovich. аssociate Professor, Department of economic and logistic, Academy of the Ministry of Internal Affairs Management

Annotation: In the article the lawful aspect of the activity of the service of economic safety of enterprises for production and processing of precious metals is analyzed, are revealed problems in the legislation, which regulates the safety of precious metals with their production, to processing, use, rotation, operation and to transport. Article is of interest for the specialists in the region of economic safety of goldplatinum branch.

Keywords: safety, economic safety, the service of economic safety, the security service and regime, precious metals, the safety of precious metals, enterprise for production and processing of precious metals, the production of precious metals, processing precious metals, refining Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» №41-ФЗ от 26 марта 1998 года устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов, их добычи, производства, использования и обращения.

Согласно ст. 29 указанного ФЗ-41, организации, осуществляющие производство, использование и обращение драгоценных металлов, организуют охрану указанных ценностей, а также продукции из них в соот-

ветствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В этих целях организации проводят мероприятия по укреплению объектов, оснащению их специальными техническими средствами охраны, сигнализации и связи, создают собственные охранные службы, а при невозможности их создания заключают договоры о предоставлении услуг с организациями, специализирующимися в области деятельности по охране объектов.

В статье 14. Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» № 2487-1 от 11 марта 1992 года отмечается, что предприятия независимо от их организационно-правовых форм, вправе учреждать обособленные подразделения (службы безопасности) для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя.

Таким образом, охрану предприятий по производству и переработке драгоценных металлов (ПППДМ) согласно ФЗ-41 могут осуществлять:

- собственная служба безопасности предприятия;

- если её нет, то организации, специализирующиеся в области деятельности по охране объектов.

Существует также Инструкция, утвержденная Приказом Минфина РФ №68-н от 29.08.2001 г, которая устанавливает право предприятиям отрасли использовать один из следующих видов охраны:

- собственную охранную службу организации;

- охрану организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности;

- вневедомственную охрану при органах внутренних дел;

- охрану внутренними войсками МВД России по решению Правительства Российской Федерации;

- ведомственную охрану федеральных органов исполнительной власти.

Условленная последовательность определяет приоритет в выборе организации, специализирующейся в области деятельности по охране объектов. Отметим, что деятельность предприятий ППДМ не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992г. N 587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности».

ФЗ-41 разрешает одновременно совмещать услуги организаций, специализирующиеся в области деятельности по охране объектов, но только при невозможности создания своей собственной службы охраны. В то же время Инструкция Минфина РФ предоставляет право выбора использования любого, но одного вида охраны, что в практике не встречается.

Таким образом, возникает неопределенность законодательства в выборе количества и вида охраны предприятия.

Необходимо отметить, что существующая Служба охраны и режима (собственная служба безопасности -СОР) на предприятиях ППДМ охватывает лишь часть функций экономической безопасности и выполняет основную задачу - сохранность на всех этапах и стадиях перемещения драгоценных металлов и изделий из них, от поставщика до заказчика продукции. При этом применяются такие основные виды охраны, как охрана периметра предприятия; осуществление пропускного режима на различных видах КПП предприятия; осуществление пропускного режима режимных помещений и охрана при транспортировке драгоценных металлов.

Яворский О.Б. СЛУЖБА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

Следовательно, организации, специализирующиеся в области деятельности по охране объектов должны выполнять функции в вышеуказанных видах охраны. Но, как показывает практика, предприятия отрасли, по-разному применяют положения законодательства.

Так, например, имея свою СОР, ОАО «Щелковский завод вторичных драгоценных металлов», ОАО «Новосибирский аффинажный завод» используют при охране периметра и осуществлении пропускного режима на различных видах КПП подразделения Департамента государственной защиты имущества МВД РФ. А, например, на ФГУП «Московский завод по обработке специальных сплавов» данную функцию выполняет ОАО ЧОП «Кодр».

Рассмотрим третий вид охраны - осуществление пропускного режима режимных помещений.

Виды услуг, которые частное охранное предприятие (ЧОП) может предоставить предприятию по ППДМ, перечислены в ст. 3 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» № 2487-1 от 11 марта 1992 года.

В целях сыска ЧОП разрешается предоставление такой услуги как поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества. Что же касается охраны, то ЧОП разрешается предоставление таких услуг, как охрана имущества (в том числе при его транспортировке), находящегося в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении1, а также консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.

Для примера, рассмотрим обеспечение охраны на предприятии ОАО «Норникель»2. Так, ООО ЧОП «НОРНИК», выполняет объектовую охрану и контроль технологических процессов производства цветных и драгоценных металлов на предприятиях ГМК «Норильский никель», используя следующие способы охраны: охрана объектов на смотровой вышке; патрульно-постовая охрана; досмотр на различных типах КПП; включая «Сейф-скаут» - бесконтактный электронный досмотр проходящих и рентген-досмотр ручной клади и багажа на аппарате «РАПИСКАН»; досмотр авто- и железнодорожного транспорта; фейс-контроль с металлоискателем на КПП с электронной системой доступа; внутрицеховой КПП голевого досмотра («раздевание-приседание») и т.д.

Последний способ охраны осуществляется ЧОП на многих предприятиях и вызывает естественный спор у специалистов. Прежде всего, данной функции у ЧОП не может быть - не предусмотрена законом. Данную функцию должны выполнять штатные сотрудники службы режима предприятия на основании п.4.5. Инструкции Минфина, где указывается, что «условия обеспечения сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней в организациях, занимающихся производством, аффинажем, а также переработкой лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, регламентируются специальными инструкциями по

1 О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс] п. 2 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 118-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».

2 О внесении изменений и дополнений в перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 1998 г. № 972 [Электронный ресурс] Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 539. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».

режиму и сохранности, разработанными с учетом специфики деятельности этих организаций».

На основании указанной Инструкции разрабатывается «Положение о внутриобъектовом и пропускном режиме на предприятии», где определяются должностные инструкции режимных контролеров, в том числе осуществляющих личный (голевой) досмотр.

В итоге получается, что ЧОП не имеет юридического права осуществлять пропускной режим режимных помещений, где проводится личный (так называемый «голевой») досмотр. К сожалению, в практике на предприятиях часто применяют совместные посты несения службы - представителя ЧОП и контролера Служба охраны и режима (СОР), что может вызвать при проверке со стороны контролирующих и надзорных органов вынесение различных санкций.

К сожалению, на сегодняшний день предприятия используют для организации службы режимных контролеров устаревшие рекомендации, например, Приказ Министра металлургии СССР от 28.09.90г № 147дп-дсп «О введение в действие Основных требований по обеспечению сохранности драгоценных металлов, драгоценных камней на предприятиях и в организациях Министерства металлургии СССР».

Отметим, что контроль данного приказа в то время был возложен на специализированное производственное объединение по обеспечению противоаварийной защиты предприятий «Металлургбезопасность» (орган управления военизированными горноспасательными частями металлургической промышленности). На сегодняшний день объединение внесено в перечень стратегических предприятий Указом Президента РФ от 4 августа 2004г. N 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» и осуществляет безопасность предприятий цветной металлургии.

Охрана драгоценных металлов при транспортировке является наиболее сложным способом охраны и усложняется тем, что используется минимальное количество сил и средств, а также удаленностью от предприятия.

П.3 ст. 29 ФЗ-41 определяет осуществление транспортировки драгоценных металлов (а также продукции из них) воздушным, водным, железнодорожным и специальным автомобильным транспортом, оборудованным соответствующими техническими средствами, в сопровождении вооруженной охраны. Оборудование специального автомобильного транспорта должно обеспечивать безопасность указанных грузов.

В соответствии с п. 4.9. Инструкции Минфина РФ транспортировка драгоценных металлов и продукции из них осуществляется специализированными организациями, или организациями-владельцами ценностей на транспорте, оборудованном соответствующими техническими средствами защиты в сопровождении вооруженной охраны.

Таким образом, транспортировка драгоценных металлов и продукции из них должна осуществляться в сопровождении вооруженной охраны (специализированными организациями), но согласно ФЗ-41 оборудуется соответствующими техническими средствами только автотранспорт, а по Инструкции Минфина -весь используемый транспорт, что в практике выполнить не предоставляется возможным.

Как правило, предприятия отрасли имеют свои отделы по транспортировке драгоценных металлов. Так, например, ОАО Колымский аффинажный завод» имеет отдел перевозки и транспортировки ценностей. О

наличии и функционировании аналогичных подразделений отмечается в уставах ОАО «Норникель» и ОАО «Красцветмет».

Конкуренцию в этом охранном виде деятельности составляют специализированные организации. Так, например, Российское объединение инкассации «РОСИНКАС», являющаяся структурным подразделением Центрального Банка Российской Федерации предоставляет услуги по перевозке драгоценных металлов и изделий из них; прием, транспортировка и доставка драгоценных металлов на аффинажные заводы. Кроме этого, они предоставляют гарантии оперативной разработки маршрута доставки ценностей.

Возьмем для сравнения деятельность ЗАО «Специальная Транспортная Служба», в списке клиентов которого недропользователи, в том числе ведущие компании, являющиеся производителями и потребителями драгоценных металлов. Компания взаимодействует с ведущими аффинажными предприятиями страны, что обеспечивает быструю доставку (до 17 тонн) драгоценных металлов от производителей до клиентов. Располагая собственной филиальной сетью, компания осуществляет процедуру экспорта аффинированных драгоценных металлов.

Таких примеров организации на высоком профессиональном уровне транспортировки драгоценных металлов можно приводить достаточно много. Многие предприятия отрасли определились с организациями-перевозчиками, а некоторые, подсчитав затраты, организовали свои собственные отделы, со своим собственным автотранспортом.

С точки зрения экономии и эффективного использования финансовых средств, предприятиям необходимо иметь свои отделы (службы) по транспортировке драгоценных металлов. В расчет эффективности их использования должны быть заложены такие аспекты, как: ритмичность и объемы транспортировки; удаленность от поставщиков и заказчиков; соотношение (разница) собственных затрат к затратам за предлагающие свои услуги специализированных организаций по транспортировке; экономическая целесообразность содержания службы (лицензия, транспорт, персонал его периодическое обучение, технические средства сигнализации, охраны и связи, ГСМ и др.).

Хранение драгоценных металлов, а также изделий, материалов, лома и отходов, их содержащих, осуществляется в организациях таким образом, чтобы была обеспечена сохранность их во всех местах хранения, при производстве, переработке, использовании, обращении, эксплуатации и транспортировке3. Но сохранность драгоценных металлов нельзя обеспечить лишь охранными функциями, обеспеченными самыми современными инженерно-техническими средствами охраны (включая видеонаблюдение, сигнализацию и др.) и профессиональными сотрудниками.

Функции СОР не могут охватить и тем более обеспечить имеющиеся на сегодняшний день виды безопасности. Многие ученые, в том числе В.П. Мак-Мак, выделяют в системе безопасности предприятия ряд следующих основных подсистем (или видов

безопасности)4: экономическая, техногенная, экологи-

3 Об утверждении инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении [Электронный ресурс] П. 4.1. Приказа Министерства финансов РФ от 29 августа 2001 г. N 68н. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».

4 Мак-Мак В.П. Служба безопасности предприятия. М.: ШО «Баярд», 2003. С.11-12.

ческая, информационная, психологическая, физическая, научно-техническая и другое. Вышеуказанные подсистемы могут включать в себя подсистемы других (смежных) направлений. Например, подсистемами экономической безопасности могут быть финансовая, коммерческая, имущественная и другие.

Экономическая безопасность в широком смысле -понятие более масштабного уровня, чем остальные приведенные виды безопасности. Эти виды можно характеризовать как состояние защищенности соответствующих направлений (аспектов) деятельности предприятия. Экономическая же безопасность характеризует состояние предприятия в целом, являясь своего рода базовой, обобщающей характеристикой.

Таким образом, правовая база (при существующих разногласиях), дает возможность и основание предприятиям иметь свою СЭБ (в лице службы охраны и режима). Но сопоставление перечня видов безопасности и функций СОР, определенных законодательством, позволяет сделать вывод об их несоответствии.

И ещё одна проблема. В п. 4.7. Инструкции Минфина РФ определено, что «с лицами, занятыми в производстве, использовании, хранении и транспортировке драгоценных металлов и драгоценных камней, должны быть заключены договора об индивидуальной или коллективной материальной ответственности». Но вместе с подписанным договором и доверием к сотруднику предприятия ППДМ, необходима проверка, контроль и непрерывное оперативное сопровождение деятельности.

Отдельные функции СОР, которые необходимы для обеспечения сохранности драгоценных металлов на ПППДМ, не закреплены в законодательстве. Например, не определена функция по выявлению, пресечению и раскрытию хищений драгоценных металлов на предприятиях.

Центральной проблемой, на сегодняшний день, является отсутствие централизованного органа управления, который взял бы на себя ответственность за развитие предприятий ППДМ (включая также обеспечение их экономической безопасности), рассматривая их не только как объекты получения прибыли, но и как объекты, имеющие проблемы, прежде всего, с правовой точки зрения на различных уровнях управления: федеральном, региональном, отраслевом и межотраслевом.

С упразднением Комитета РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням, де-факто прекратил своё действие совместный приказ МВД РФ N 243 и Комитета РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням N 184 (Д) от 26 июня 1995 г. «О введение в действие Положения о службе режима и охраны на предприятиях добывающих, перерабатывающих и использующих драгоценные металлы и драгоценные камни на территории РФ», где одной из основных задач службы по охране и режиму была именно эта функция, которую выполнял прикомандированный к предприятию сотрудник ОВД.

На сегодняшний день данная функция перекладывается на территориальные ОВД, но при этом теряется оперативность (непосредственный контакт) и контроль обстановки на предприятиях.

Выходом из сложившейся ситуации может быть переход СОР на новый качественный уровень - уровень СЭБ (риск-менеджмент) а именно, расширение полного объема функций, который необходим для обеспечения экономической безопасности предприятий золотоплатиновой отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.