Научная статья на тему 'Правовое воспитание молодежи'

Правовое воспитание молодежи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4404
591
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОПАГАНДА / СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ / EDUCATION / LEGAL EDUCATION / MODERN YOUTH / LEGAL NIHILISM / LEGAL KNOWLEDGE / LEGAL NURTURING / PROMOTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борискина Кристина Геннадьевна

В статье речь идет о правовом воспитании современной молодежи. Средствами формирования правовой культуры являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки, совершенствование системы правовых актов, которое достигается благодаря наличию в государстве демократичной, эффективной конституции и высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal education of youth

The article deals with legal education of modern youth. Means of legal culture formation are promotion of the rights, development of legal knowledge in citizens, practical enforcement of law, presence of strong legal science, improving the system of legal acts, which is achieved due to the presence of democratic and effective constitution, high legal and technical legal quality of laws and regulations in the state.

Текст научной работы на тему «Правовое воспитание молодежи»

Аф 7universum.com

UNIVERSUM:

ЭКОНОМИКА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ

Борискина Кристина Геннадьевна

преподаватель, РГСУ, филиал в городе Ош, Кыргызская Республика, г. Ош E-mail: kr. boriskina3 79@mail.ru

LEGAL EDUCATION OF YOUTH

Boriskina Kristina

Lecturer, Russian State Social University, Osh Branch,

Kyrgyz Republic, Osh

АННОТАЦИЯ

В статье речь идет о правовом воспитании современной молодежи. Средствами формирования правовой культуры являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки, совершенствование системы правовых актов, которое достигается благодаря наличию в государстве демократичной, эффективной конституции и высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов.

ABSTRACT

The article deals with legal education of modern youth. Means of legal culture formation are promotion of the rights, development of legal knowledge in citizens, practical enforcement of law, presence of strong legal science, improving the system of legal acts, which is achieved due to the presence of democratic and effective constitution, high legal and technical legal quality of laws and regulations in the state.

Борискина К.Г. Правовое воспитание молодежи //

Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2015. № 4(15) . URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/2028

Ключевые слова: воспитание, правовое воспитание, правовое

образование, пропаганда, современная молодежь, правовой нигилизм, правовые знания.

Keywords: education, legal nurturing, legal education, promotion, modem youth, legal nihilism, legal knowledge.

Сегодня в любом государстве с развитой демократией роль социальной культуры возрастает с каждым днем. Воспитание в правовой сфере на данном этапе жизни оказывает существенную роль на процесс построения как социального государства с непременным ориентиром на демократию, так и в становлении гражданского социума. Каждый здравомыслящий человек понимает, что на данный момент без правильного конструктивно разумного диалога между общественностью и государством, будет просто невозможным прививание у молодежи по-настоящему здорового правильного воспитания. В сложившейся ситуации становится незаменимым наличие правильного правосознания индивида и общества, а также важной юридической и высокоморальной культуры.

Наиболее существенными принципами при построении системных методов правового воспитания стали, во-первых, принцип гуманизма, а во-вторых, принцип законности. Следует отметить, что принцип гуманизма, прежде всего, признает индивида наивысшей ценностью, и поэтому для защиты его достоинства, свободы и элементарных гражданских прав, создаются условия беспрепятственного и многогранного проявления разносторонних способностей личности. А принцип законности, конечно же, предусматривает абсолютную реализацию законов и, кроме всего прочего, сформированных на них подзаконных правовых актов всеми правительственными органами, публичными организациями, служебными лицами и, безусловно, самими гражданами.

Если задумываться о предназначении юридического воспитания, то, с нашей точки зрения, его предназначение состоит в том, чтобы помогать

государству осуществлять политику в области общественной и социальной охраны детей и молодежи, но стоит сразу заметить, что эту роль государство сможет выполнить только лишь при условии точного исполнения совершенно всех норм права.

Конечно же, каждому из нас хотелось бы жить в правильно построенном правовом государстве и чувствовать себя полностью защищенным как дома, так и вне родных стен. Сейчас все мировое сообщество двигается по пути полного возрождения всей правовой системы. Однако еще более пятидесяти лет назад одним из видных русских мыслителей философом и правоведом И.А. Ильиным была озвучена следующая мысль: «Г осударственное

и политическое обновление может прийти только из глубины правосознания и человеческого сердца» [2]. Объективность данных слов каждодневно подтверждается в нашей жизни. Вот почему правильное воспитание индивида относится к числу наиважнейших проблем, ставящихся фактически перед любым государством.

Выходит, что моральное формирование нынешний молодежи — это заблаговременный комплексный, регулируемый, управляемый, планомерно организованный и прицельный процесс влияния на понимание и психологию юного поколения всей совокупности разнообразных право воспитательных форм, приемов и методов, которые, несомненно, имеются в палитре настоящей правовой деятельности. Смыслом данных мер является совершенствование и формирование в правовом сознании нынешней молодежи основательных и надежных правовых знаний, воззрений, потребностей, ценностей и стереотипов правомерного поведения [3].

Равным образом под юридическим воспитанием по обыкновению понимают адресную методичную работу государства, различных органов и министерств, а также их работников, рабочих коллективов и социальных объединений по новообразованию правовой просвещенности и культуры юридического сознания.

В настоящее время самым важным является развитие подобающей мотивации, то есть реальной причастности к постижимому предмету и дефицит в регулярной эскалации и углублении не только социальных, но и юридических знаний.

Следует заметить, что А.А. Кваша феноменально определял суть и предмет юридического воспитания через сущность его основных элементов: «Правовое воспитание заключается в передаче, наращивании и правильном усвоении знаний, принципов и норм права, а также в создании правильного отношения к праву и практике его реализации, умении пользоваться своими правами, исполнять запреты и соблюдать обязанности. Отсюда и незаменимость в познанном усвоении главных положений законодательства, генерировании чувства глубочайшего уважения к праву. Полученные знания обязаны превратиться в личное убеждение, в точно ориентированную установку строго исполнять правовые предписания, а затем во внутреннюю необходимость и привычку соблюдать закон» [4].

Тема социального образования молодежи набирает исключительную актуальность, в частности, на современном этапе. Укоренение и процветание товарных отношений спровоцировали у большого числа молодежи предчувствие стремительного наступления жизни с достаточно хорошим материальным благосостоянием, приближение к тому уровню жизни, которого добились западные демократии. Первый крах этих неоправданных разочарований привел к смятению и неуверенности среди молодого поколения. Иллюзия о скором и достаточно простом обогащении улетучилась, словно дым. Резко возросло число людей, которые желали утолить свои невообразимые потребности, не прилагая при этом особых усилий. Именно поэтому государству всегда стоит помнить о том, что, проводя работу с данной группой молодежи, ему нередко нужно будет воздействовать на нее путем угрозы и применением надлежащих санкций по отношению к молодым людям.

Если вдуматься и попытаться разобраться в причинах, которые приводят к нарушению прав, то их можно будет классифицировать следующим образом:

деградирующее действие быта, трудовая незанятость, уклонение и неготовность найти работу, совершенно негативное воздействие средств массовой информации и на фоне всего этого безнадзорность. Диагностирующими в такой ситуации могли бы стать обстоятельства, которые были бы способны формировать личность и индивидуальность молодого человека, юноши или девушки. С недавних пор эти обстоятельства резко видоизменились и на первый план выделились в первую очередь безработица, а вместе с ней отсутствие должной организации жизни молодёжи по интересам.

На наш взгляд, основой воспитания подрастающего поколения должно стать просвещение людей в области прав любого отдельно взятого гражданина, о свободы слова, свободы выбора, обоснованности прав и свобод личности. Нужно во что бы то ни стало попытаться выработать у граждан стабильное направление на законопослушные действия. Иными словами, под содержанием юридического воспитания подразумевается некая часть уже накопленного общественного опыта в плоскости правовой культуры, и выявляются определенные ее элементы: правовая грамотность, правовое мышление и правовая умелость.

Так что же такое правовая грамотность? Для начала это ознакомление с содержанием таких понятий, как законодательство, конституция, различные законы, нормативно-правовые акты, а также различные подзаконные акты, и правовые нормы; кроме всего прочего, нужно следить за ознакомлением молодежи с законотворческими документами по социальной и юридической защите детей международного, федерального и регионального уровней. Совершенствование юридической грамотности, как и социальной

компетентности, должно осуществляться на прикладных занятиях, с помощью которых старшеклассники и студенты смогут проводить сравнительносопоставительное исследование документов и сделают правильное

умозаключение об общности и различии концептуальных основ.

Что же касается общественного мышления и осведомленности, то они в свою очередь опираются на сведения в юридической сфере и подразумевают

под собой способность оценивать смысл, концепцию, поступки и, конечно же, действия людей с точки зрения норм права. Для того чтобы развивать правовое мышление намечается рассмотрение общепедагогических и тонкопсихологических обстоятельств, которые могут иметь место в повседневной жизни. В ходе разбора таких ситуаций (задач) молодые люди пытаются подключать юридические знания, рассчитывать свой образ действий, опираясь на реальность, стараются дать оценку важности личности, ее прав, свобод и обязательств перед самой собой, социумом и государством, для того чтобы осознавать непосредственную свободу человека и легкость его выбора в обществе.

Как высказывался британский философ Джон Локк, «...естественная свобода человека состоит в том, чтобы не зависеть ни от какой верховной власти на Земле и не быть подчиненным воле или законодательной власти человека, а подчиняться только законам природы. Свобода человека в обществе состоит не в том, чтобы не подчиняться никакой другой законодательной власти, кроме той, которая установлена с согласия общества..» [5]. Иными словами, одной из основных задач взращивания молодежи в правовой сфере становится создание человека новых формаций. Исходя из этого, натаскиванием в юридической сфере можно назвать «способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания» [6].

Задумываясь о смысле социального воспитания как процедуре создания и реформирования юридической культуры у молодежи, сталкиваешься с тем, что оно может содержать в себе определенные структурные составляющие:

• уведомительный, который включает в себя информирование о праве;

• оценочный, подразумевающий создание правильного и здорового отношения к праву;

• регулирующий, в данном случае подразумевающий внедрение правильной установки на правовое поведение;

• когнитивный, то есть приобщение к чувству незаменимости правомерного поведения;

• организационный, подразумевающий структурирование деятельности субъектов социального воспитания в рамках государственных и общественных институтов [8].

Безусловно, прямое содействие в юридической и социальной жизни нашего социума оказывает влияние на правосознание индивида и, кроме всего прочего, успешно содействует познанию им юридических знаний и умений.

В основном в сотворении социально предприимчивых, правильно воспитанных и законопослушных граждан заинтересованными должны быть государство и социум. Ратифицируя право как величайший смысл, юридическую ценность, выражение и метод реализации свободы личности, власти содействуют упрочнению законности, правопорядка и общественной дисциплины в целом [6, с. 60—62].

В условиях, которые сложились в нашем далеко не идеальном обществе, в череде первостепенных головоломок стоит преодоление такого явления, как правовой нигилизм. Он удивительным образом поражает огромное количество именно молодых людей, поэтому, прежде всего, необходимо формировать правильное отношение к закону, закладывать в сознание молодежи чувство серьезности, невозможности допущения самоуправства, продажности, процветания теневой экономики, в общем той неприглядной конъюнктуры социальной системы и общественной морали, которую следует именовать понятием «беспредел». Азами развития здорового, этичного и социального сознания молодежи являются правовой миропорядок, гражданское единомыслие, динамичное взаимодействие всех общественных и социальных групп населения, а также повышение уровня состоятельности народа, увеличение финансовых гарантий прав человека.

Всяческое демонстрирование такого понятия как «беспредел», т. е. пренебрежение правом, другими общественными и юридическими нормами, психология раздела власти, постоянного противоборства между различными,

порой даже и частными лицами, создающими в своем подсознании представления о демократии и праве на основе только лишь своих собственных пожеланий, препятствуют и выстраивают огромную стену на пути создания правового общества, социального государства. К счастью, все, что относится к проявлению социального зла, можно побороть путем уничижения самоуправства, социального нигилизма, а также юридической апатии [1, с. 222—229].

Безусловно, общественная культура индивида проявляется в усвоении ею фундаментальных понятий юридических и социальных знаний, в понимании и желании принимать правила, в осознанном осуществлении норм права, в разумении социальной, юридической ответственности, в непримиримой борьбе с преступлениями и провинностями. Понимание гражданами своих свобод и прав, а также искусство соблюдать и реализовывать свои обязанности перед государством и социумом становится одной из составляющих социальной культуры. Любому человеку на подсознательном уровне хочется быть убежденным в том, что он сможет найти у правительства, чиновников поддержку и содействие в защите своих прав и свобод. Предполагая, что раз государство призывает своих сограждан к исполнению возложенных на них обязанностей, то они, в свою очередь, паритетны в правах перед законом и судом абсолютно со всеми своими соотечественниками [9, с. 88—96].

Как нам кажется, одним из основных недостатков современной действительности воспитания правовой молодежи является то, что не уделяется должного внимания организационным формам, рассчитанным на подрастающее поколение. К примеру, нужно проводить как можно больше школьных и студенческих олимпиад, дебатов на тему права, морали. Должны создаваться кружки «молодых юристов» и т. д.

В условиях, когда рост преступности среди молодежи просто зашкаливает, когда снижается уровень социальной и общественной защищенности граждан в целом, как никогда важно правильно разъяснить молодым ребятам их права и обязанности [10].

И в этой ситуации никогда не перестанет быть актуальным живое слово, газетная или, к примеру, журнальная статья, хорошие добрые кинофильмы, наглядные пособия, которые будут направлены на взращивание чувства уважения прав и свобод людей.

Желание по-настоящему создать макросистему социального и правового воспитания, подразумевает под собой следующие действия: сформировать комиссию по юридическому воспитанию, в состав которой могли бы входить представители разных органов и структур, таких, например, как правоохранительные органы, министерство культуры, творческая интеллигенция для того чтобы они, опираясь на свой опыт, могли составить правильную программу для школ и высших учебных заведений.

На наш взгляд, таким образом, станет возможным наращивание правового воспитания и правовой культуры у молодого поколения.

Список литературы:

1. Абдымомунова Б.А. Основные проблемы адаптации и ресоциализации несовершеннолетних воспитанников интернатных учреждений в Кыргызстане// Социология и социальная политика. — 2012. — № 7(85) — С. 222—229.

2. Ильин И.А. Собрание сочинений. В 10 т. /сост. и комент. Ю.Т. Лисицы. — М.: Русская книга,1994. — 592 с.

3. Кальной И.И. Философия права. — М., 2006. — 325 с.

4. Лобин В.П. Дискуссии о политической культуре в современной России // Россия и современный мир. — 2002. — С. 22—39.

5. Локк Дж. Сочинения в трёх томах. — М.: Мысль, 1988. — Т. 3. — 668 с.

6. Мамазакиров Р.У. О способах рационального использования средств юридической техники в указах Президента КР // Вестник кыргызскороссийского славянского университета — 2010. — Т. 10, № 4. — С. 60—62.

7. Научно-издательский центр АПРИОРИ: серия гуманитарные науки

/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

https: //mail. rambler. ru/m/redirect?url=http%3A// www. apriori-j oumal. ru/seria 1/2-2015/Mamazakirov-Davydov-

Akbarov.pdf&hash=edcad8701ac312e6bb0e246e12b70ead (дата обращения: 13.03.2015).

8. Певцова Е.А. Современные дефицитные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. — 2004. — № 3. — С. 16—34.

9. Турдубаев С.К., Кенешбаева З.М., Давыдов И.У. Занятость населения и усиление гибкости социально-трудовых отношений // Материалы конференции «Актуальные вопросы современной экономики» 2 февраля 2015 г. АНО «УЦ «МАГИСТР» г. Кисловодск, РФ. — 2015. — С. 88—96.

10. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование / Министерство образования Российской Федерации. — М. 2004. — 221 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.