Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТАТУСА ГРАЖДАНСКОГО ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТАТУСА ГРАЖДАНСКОГО ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданское огнестрельное оружие / регулирование оборота оружия / борьба с незаконным оборотом оружия / право Европейского союза / национальное законодательство / civilian firearms / arms control / fight against illicit arms trafficking / EU law / national legislation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — И.Г. Саприн

Рассматриваются вопросы статуса гражданского огнестрельного оружия в Европейском союзе. Исследуются нормы права Европейского союза о регистрации, владении, перевозке и продажи оружия. Большое внимание уделяется имплементации документов Европейского союза в национальном законодательстве государств-членов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF STATUS CIVILIAN FIREARMS IN THE EUROPEAN UNION

The article deals with the issues of the status of civilian firearms in the EU. The norms of EU law on the registration, possession, transportation and sale of weapons are being studied. Much attention is paid to the implementation of EU documents in the national legislation of the Member States.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТАТУСА ГРАЖДАНСКОГО ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ»

УДК 341.1

DOI: https://doi.Org/10.17308/law/1995-5502/2023/4/314-322

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТАТУСА ГРАЖДАНСКОГО ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

И. Г. Саприн Воронежский государственный университет

LEGAL REGULATION OF STATUS CIVILIAN FIREARMS IN THE EUROPEAN UNION

I. G. Saprin Voronezh State University

Аннотация: рассматриваются вопросы статуса гражданского огнестрельного оружия в Европейском союзе. Исследуются нормы права Европейского союза о регистрации, владении, перевозке и продажи оружия. Большое внимание уделяется имплементации документов Европейского союза в национальном законодательстве государств-членов.

Ключевые слова: гражданское огнестрельное оружие, регулирование оборота оружия, борьба с незаконным оборотом оружия, право Европейского союза, национальное законодательство.

Annotation: the article deals with the issues of the status of civilian firearms in the EU. The norms of EU law on the registration, possession, transportation and sale of weapons are being studied. Much attention is paid to the implementation of EU documents in the national legislation of the Member States.

Key words: civilian firearms, arms control, fight against illicit arms trafficking, EU law, national legislation.

Важным аспектом предупреждения преступности является эффективный контроль за оборотом гражданского огнестрельного оружия (далее также - ОО) и боеприпасов к нему. Имеют значение и механизмы, предупреждающие попадание ОО в незаконный оборот. В этом плане интересен опыт Европейского союза (далее - ЕС), где разработано достаточно разветвленное регулирование вопросов приобретения, хранения, перевозки и использования гражданского ОО.

Первым юридически обязывающим документом, заложившим основу нормативной базы об ОО в рамках тогда еще Европейских сообществ, стала Европейская конвенция о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами 1978 г.1 Несмотря

1 Европейская конвенция о контроле за приобрете-

нием и хранением огнестрельного оружия частными ли-

© Саприн И. Г., 2023

на то что Конвенция разрабатывалась в рамках Совета Европы, она имела прямое значение и для Сообществ, поскольку в ней участвовали государства - члены Европейского экономического сообщества (далее - ЕЭС).

Участники Конвенции обязались оказывать административную правовую помощь в целях борьбы с незаконным оборотом ОО и боеприпасов. Конвенция включала также содействие в поиске и обнаружении оружия и боеприпасов, перемещенных с территории одного государства-участника на территорию другого. Положения Конвенции не применялись к торговле оружием государствами или лицами, действующими по их поручению (ст. 4).

Собственное регулирование в рамках ЕЭС было обусловлено его реформированием. На

цами 1978 г. URL: https://docs.cntd.ru/document/901751649 (дата обращения: 29.11.2023).

заседании в Фонтенбло 25 и 26 июня 1984 г.2 Европейский совет поставил целью отменить все полицейские и таможенные формальности на границах внутри Сообщества. При этом осознавалось, что полная отмена контроля внутри ЕЭС влечет за собой соблюдение определенных условий, включая сближение национального законодательства об оружии. Вместе с тем отмена контроля за оружием на границах внутри Сообществ требовала принятия эффективных механизмов регистрации и учета в государствах-членах. Речь шла как о праве собственности на ОО, так и о его перевозке и передаче в другую страну ЕС. Комиссия поставила задачу определить категории ОО, приобретение и владение которым частными лицами должно быть запрещено либо подлежать разрешению или декларированию.

Статья 100а Договора об учреждении Европейского экономического сообщества3 предусматривала право Совета принимать меры для сближения законодательства государств-членов, целью которых было создание и функционирование внутреннего рынка.

В связи с изложенным Советом 18 июля 1991 г. была принята Директива 91/477/ЕЕС о контроле за приобретением и хранением ору-жия4, которая предусматривала минимальные правила оборота ОО в рамках Сообществ. В Приложении I к Директиве закреплялось четыре категории ОО.

Вместе с тем Директива не применялась к коммерческим поставкам оружия и боеприпасов, а также их приобретению и владению: а) вооруженными силами государств, полицией или иными органами государственной власти; б) коллекционерами, музеями, историческими обществами и другими подобными организациями, признанными таковыми в стра-

2 Meeting in Fontainebleau on 25 and 26 June 1984. URL: https://www.cvce.eu/en/obj/conclusions_of_the_ fontainebleau_european_council_25_and_26_june_1984-en-ba12c4fa-48d1-4e00-96cc-a19e4fa5c704.html (дата обращения: 29.11.2023).

3 Treaty establishing the European Economic Community. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?uri=CELEX%3A11992E100A (дата обращения: 29.11.2023).

4 Council Directive 91/477/EEC of 18 June 1991 on control of the acquisition and possession of weapons. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri =CELEX%3A31991L0477&qid=1685022383003 (дата обращения: 29.11.2023).

нах ЕС. Также она не затрагивала применения национальных нормативных актов, касающихся ношения оружия, охоты или спортивной и развлекательной стрельбы (стрельбы по мишеням).

На основании Директивы 1991 г. вводился Европейский пропуск на огнестрельное оружие (European Firearms Pass, Carte européenne d'armes à feu). Он должен был выдаваться властями стран ЕС любому лицу, законно приобретающему и использующему ОО. В пропуске отражался переход права собственности на оружие, а также информация о его утере или хищении. Документ должен был всегда находиться у лица, использующего указанное в нем оружие.

В установленный срок произошла транспозиция соответствующих правил о пропуске. К примеру, министр внутренних дел Испании издал приказ от 20 марта 1993 г.5, в котором утвердил образцы Европейского пропуска и правила его получения. Аналогичные приказы были приняты министрами внутренних дел Франции6 и Бельгии7.

Директива 1991 г. закрепляла минимальные правила для получения пропуска. Государства могли просто продублировать их. Так, в Финляндии достаточно было иметь финское разрешение на владение оружием8. Однако некоторые страны ЕС (например, Германия) в дополнение к пропуску и приглашению на мероприятие для перевозки оружия требовали получить предварительное разрешение властей страны назначения и некоторые иные доку-менты9. Перемещение ОО и боеприпасов без соответствующего разрешения объявлялось

5 Orden de 20 de mayo de 1993 por la que se aprueba el modelo de Tarjeta Europea de Armas de Fuego y el de declaración de transferencias de armas de fuego por armeros autorizados. URL: https://www.boe.es/buscar/act. php?id=BOE-A-1993-14202 (дата обращения: 29.11.2023).

6 Arrêté du 6 mai 1998 relatif à la carte européenne d'armes à feu. URL: https://www.demarches.interieur.gouv. fr/particuliers/carte-europeenne-armes-feu (дата обращения: 29.11.2023).

7 Arrêté royal du 08/08/1994 relatif aux cartes européennes d'armes à feu // MB du 20/08/1994. P. 21016.

8 European Firearms Pass. URL: https://poliisi.fi/en/ european-firearms-pass (дата обращения: 29.11.2023).

9 Europäischer Schusswaffen Pass. URL: https://www.

bva.bund.de/SharedDocs/Downloads/DE/Buerger/Ausweis-

Dokumente-Recht/Waffenrecht/Einzelerlaubnisse/merk-

blatt_efp.pdf?__blob=publicationFile&v=5 (дата

обращения: 29.11.2023).

преступлением (§ 29, 30, 31 Закона Германии об оружии10).

В силу соглашения с ЕС пропуск признавался также в Швейцарии и Лихтенштейне11.

Согласно Директиве каждые единица оружия и упаковка боеприпасов должны быть маркированы при изготовлении. В ней также делалась отсылка к Конвенции о взаимном признании клейм на стрелковом оружии 1969 г.12 и подтверждалось применение ее правил странами ЕС.

Государства-члены обязались поддерживать цифровую систему фиксации данных для регистрации ОО, на которое распространяется действие Директивы; доступ к ним должны иметь только уполномоченные органы. К примеру, согласно распоряжению министра экономики Польши от 10 сентября 2002 г.13 журнал учета должен был вестись с применением электронных методов обработки информации, позволяющих осуществлять регистрацию, хранение и проверку всех операций.

Таком образом, контроль за приобретением, хранением и оборотом ОО стал самостоятельным направлением в праве ЕС в рамках третьей опоры.

В дополнение к Директиве государства - члены ЕС получили возможность издавать свои правила для торговцев оружием (дилеров). В соответствии со ст. 1 указанные лица должны вести реестр ОО, которое они получают или продают в течение всего периода своего функционирования. Соответствующие правила были закрепле-

10 Waffengesetz vom 11. Oktober 2002 (BGBl. I S. 3970; 4592); 2003 I S. 1957), das zuletzt durch Artikel 228 der Verordnung vom 19. Juni 2020 (BGBl. I S. 1328) geändert worden ist. URL: https://www.gesetze-im-internet.de/ waffg_2002/WaffG.pdf (дата обращения: 29.11.2023).

11 Europäischer Schusswaffen Pass. URL: https://www. fedpol.admin.ch/dam/data/fedpol/sicherheit/waffen/ge-suche_formulare/eu-fwp/gesuch-eu-fwp-d.pdf d.pdf&usg= AOvVaw21vMqC5UWRAg2dEMZy8qBJ&opi=89978449 (дата обращения: 29.11.2023).

12 Конвенция о взаимном признании клейм на стрелковом оружии 1969 г. URL: https://dokipedia.ru/document/ 5187585 (дата обращения: 29.11.2023).

13 Rozporz^dzenie Ministra Gospodarki z dnia 10 wrzesnia 2002 r. w sprawie ewidencjonowania materialow wybuchowych, broni, amunicji oraz wyrobow i technologii o przeznaczeniu wojskowym lub policyjnym. URL: https:// sip.lex.pl/akty-prawne/dzu-dziennik-ustaw/ewidenc-jonowanie-materialow-wybuchowych-broni-amunic-ji-oraz-wyrobow-i-16984607 (дата обращения: 29.11.2023).

ны, в частности, в Австрии14, Бельгии15 и других государствах.

Поскольку оружие имеет высокий риск попадания в незаконный оборот, сведения из реестра должны храниться в течение пяти лет после окончания деятельности дилера (ст. 4). Это давало возможность отследить возможный источник попадания оружия в нелегальную сферу. Причем национальные нормы должны были соответствовать минимальным правилам Директивы, но могли быть более жесткими. Более строгие правила в части контроля и допуска лиц к приобретению оружия установлены, например, законом об оружии Германии и Швеции16.

Государства ЕС принимали ответственность за контроль продажи, приобретения и владения оружием и должны были обеспечивать это нормативно.

Порядок приобретения и владения боеприпасами, по требованиям Директивы, должен быть таким же, как и для оружия. Однако некоторые государства пошли еще дальше. К примеру, Закон об оружии Словакии17 разделяет по категориям не только оружие, но и боеприпасы к нему.

Приобретение и владение оружием разрешалось, если лицо соответствовало минимальным критериям:

1) имеет уважительную причину для приобретения оружия или владения им (например, является коллекционером в соответствии с национальным законодательством либо состоит в стрелковом или охотничьем клубе);

2) является совершеннолетним. Исключение допускается для охоты и стрельбы по мишеням, если мероприятие проходит под контролем родителя/совершеннолетнего, имеющего разре-

14 Gesamte Rechtsvorschrift für Waffengesetz 1996. URL: https://www.ris.bka.gv.at/GeltendeFassung.wxe7Ab-frage=Bundesnormen&Gesetzesnummer=10006016&Show-PrintPreview=True (дата обращения: 29.11.2023).

15 Loi du 05/08/1991 relative à l'importation, à l'exportation, et au transit d'armes, de munitions et de matériel devant servir spécialement à un usage militaire et de la tech nologie y afférente. URL: https://economie.wallonie.be/ Licences_armes/Armes/pdf2011/loi%20du%205081991.pdf (дата обращения: 29.11.2023).

16 Vapenlagen 1996:67. URL: https://www.riksdagen.se/ sv/dokument-och-lagar/dokument/svensk-forfattningssam-ling/vapenlag-199667_sfs-1996-67/ (дата обращения: 29.11.2023).

17 190 Zâkon z 23. aprila 2003 o strelnych zbraniach a

strelive a o zmene a doplneni niektorych zâkonov. URL:

https://www.slov-lex.sk/pravne-predpisy/SK/ZZ/2003/

190/20150701.html (дата обращения: 29.11.2023).

шение на ОО либо в лицензированном учебном центре по стрелковому спорту;

3) не представляет опасности ни для себя, ни для окружающих, ни для общественного порядка и общественной безопасности.

Закон Румынии об оружии 2004 г.18 ограничил категории лиц, имеющих право приобретать оружие, и устанавливал повышенные требования к спортсменам и охотникам для владения оружием.

Лицензия выдавалась максимум на пять лет и предполагала следующие условия:

1) сообщение компетентным органам о перемещениях оружия;

2) проведение регулярных проверок владельца;

3) соблюдение сроков, установленных национальным законодательством.

При этом страны ЕС имели возможность вводить дополнительные условия, например, по законодательству Мальты19 лицензия на оружие обязательно должна сопровождаться полисом страхования рисков третьих лиц.

Перемещение оружия в пределах ЕС проводится под контролем и имеет свои процедуры:

а) при окончательной передаче оружия из одной страны ЕС в другую;

б) перевозке оружия через две и более страны ЕС.

Положения Директивы не затрагивали право стран ЕС принимать дополнительные меры по предотвращению незаконной торговли оружием.

Меры по имплементации положений Директивы были приняты достаточно быстро. Так, Законодательный декрет Правительства Италии 1992 г.20 вводил в действие Директиву. Его положения применялись к ОО категории А

18 Legea 295/2004 actualizatä privind regimul armelor §i al muni^iilor, republicatä in Monitorul Oficial nr. 814 din 17 noiembrie 2011 in baza art. VII din Legea 117/2011 pentru modificarea §i completarea Legii 295/2004 privind regimul armelor §i al muni^iilor, publicatä in Monitorul Oficial al Romániei, Partea I, nr. 446 din 27 iunie 2011. URL: https:// legeaz.net/legea-295-2004-armelor-munitiilor (дата обращения: 29.11.2023).

19 Act No. XIV of 2005 An act to repeal and re-enact with amendments the law relating to arms. URL: https:// legislation.mt/eli/act/2005/14/eng (дата обращения: 29.11.2023).

20 D.Lgs. 30 dicembre 1992, n. 527. Attuazione della direttiva 91/477/CEE relativa al controllo dell'acquisizione e della detenzione di armi. URL: https://www.edizionieuropee. it/LAW/HTML/43/zn7_01_004.html (дата обращения: 29.11.2023).

Директивы, ограничиваясь случаями, когда владение и ношение разрешены на территории государства, а также к ОО категорий В и С. В Бельгии в течение трех лет были приняты, изменены два закона, два королевских декрета и два приказа министра внутренних дел21.

В 2008 г. Директива была дополнена Директивой 2008/51/ECEN22, в которой добавились положения относительно составных частей оружия и определений.

В 2009 г. была создана Контактная группа для облегчения обмена информацией между странами ЕС. Она значительно увеличила оперативность принимаемых решений по одобрению или запрету провоза оружия, а также усилила меры по борьбе с незаконным оборотом. Государства обязывались обмениваться сведениями относительно отказов в выдаче разрешений на оружие.

В начале 2010-х гг. положения Директивы 1991 г. подверглись оценке институтами ЕС, что привело к совершенствованию правового регулирования в этой сфере.

В 2014 г. Советом ЕС было принято Решение 2014/164/ЕС23 о заключении ЕС Протокола против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности. Протокол совершенствовал механизмы контроля за приобретением, хранением ОО и борьбы с его незаконным оборотом.

В ноябре 2015 г. Еврокомиссия и Совет представили Отчет о применении норм Директивы24,

21 URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ NIM/?uri=celex:31991L0477 (дата обращения: 29.11.2023).

22 Directive 2008/51/EC of the European Parliament and of the Council of 21 May 2008 amending Council Directive 91/477/EEC on control of the acquisition and possession of weapons. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/ ALL/?uri=CELEX%3A32008L0051 (дата обращения: 29.11.2023).

23 2014/164/EU: Council Decision of 11 February 2014 on the conclusion, on behalf of the European Union, of the Protocol against the Illicit Manufacturing of and Trafficking in Firearms, Their Parts and Components and Ammunition, supplementing the United Nations Convention against Transnational Organized Crime. URL: https://eur-lex. europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32014D 0164&qid=1685377443318 (дата обращения: 29.11.2023).

24 Report from the Commission to the European parliament and the Council. Evaluation of Council Directive 91/477/EC of18 June 1991, as amended by Directive 2008/51/ EC of 21 May 2008, on control of the acquisition and possession of weapons. URL: https://eur-lex.europa.eu/

в котором предлагалось обновить действующие правила25.

Директива 2017/853/ЕС26 усложнила законное приобретение оружия большой мощности, делая акцент на полуавтоматическом оружии. Она обновила механизмы обмена информацией между государствами ЕС и упростила отслеживание оборота оружия.

На тот момент времени Директива (ЕС) 2019/6827 уже устанавливала технические спецификации для маркировки ОО и его основных компонентов. Реакцией на ее принятие были меры по имплементации со стороны стран ЕС. В Испании был принят Королевский декрет 726/2020 от 4 августа 2020 г.28, предусматривающий введение новых положений о маркировке оружия, «которая должна быть четкой, постоянной и уникальной и включаться в данные реестров для обеспечения надлежащей идентификации».

Конечным результатом реформирования права ЕС в данной сфере стала новая Директива 2021/555 о контроле за приобретением и хранением оружия29, которая отменила Директиву 1991 г.

legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A52015DC0751&qid =1689765202500 (дата обращения: 29.11.2023).

25 Proposal for a Directive of the European parliament and of the Council amending Council Directive 91/477/EEC on control of the acquisition and possession of weapons. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri =CELEX%3A52015PC0750&qid=1689765202500 (дата обращения: 29.11.2023).

26 Directive (EU) 2017/853 of the European Parliament and of the Council of 17 May 2017 amending Council Directive 91/477/EEC on control of the acquisition and possession of weapons. URL: https://eur-lex.europa.eu/eli/ dir/2017/853/oj (дата обращения: 29.11.2023).

27 Commission Implementing Directive (EU) 2019/68 of 16 January 2019 establishing technical specifications for the marking of firearms and their essential components under Council Directive 91/477/EEC on control of the acquisition and possession of weapons. URL: https://eur-lex.europa.eu/ legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32019L0068&q id=1685966488816 (дата обращения: 29.11.2023).

28 Real Decreto 726/2020, de 4 de agosto, por el que se modifica el Reglamento de Armas, aprobado por el Real Decreto 137/1993, de 29 de enero. URL: https://www.boe. es/boe/dias/2020/08/05/pdfs/B0E-A-2020-9134.pdf (дата обращения: 29.11.2023).

29 Directive (EU) 2021/555 of the European Parliament

and of the Council of 24 March 2021 on control of the

acquisition and possession of weapons (codification). URL:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CEL

EX%3A32021L0555&qid=1685378144468 (дата обраще-

ния: 29.11.2023).

Директива 2021 г. установила минимальные стандарты для приобретения гражданского оружия, владения и обмена им в рамках ЕС. Приложение I определяет категории ОО, на которые распространяется одно из следующих ограничений в отношении его покупки и владения частными лицами:

1) запрещено (категория А) (автоматическое оружие, взрывные военные ракеты, боеприпасы с зажигательными снарядами и др.);

2) подлежит утверждению (категория B) (например, магазинное и полуавтоматическое длинноствольное огнестрельное оружие с гладкоствольным стволом длиной не более 60 см);

3) подлежит уведомлению (категория C) (полуавтоматическое длинноствольное огнестрельное оружие, кроме перечисленных в категории A или B).

Интересно отметить, что из перечня была исключена категория «D - прочее огнестрельное оружие», имевшаяся в Директиве 1991 г.

Согласно Директиве 2021 г. законно приобретенное и хранимое ОО должно подпадать под действие национальных правил ношения, хранения оружия, охоты или стрельбы.

Сразу после принятия Директивы 2021 г. государства стали активно приводить свое законодательство в соответствие с ее положениями. Так, в Ирландии было издано объемное постановление Правительства30; в Люксембурге принят новый Закон «Об оружии и боеприпасах» 2022 г. и внесены изменения в Уголовный кодекс31; в Словакии обновлению подверглись 14 документов. Своеобразный рекорд поставила Чехия, где были внесены изменения в 41 нормативный акт32 (как в законы, так и подзаконные акты).

Одним из наиболее приоритетных требований Директивы 2021 г. была маркировка и реги-

30 Regulations to transpose Article 4.4 and consolidate and revise the relevant S.I.s in light of the Directive (EU) 2021/555 codification // Iris Oifigiul; Number: 34; Publication date: 03.05.2022.

31 Law of 2 February 2022 on arms and ammunition and containing: 1° transposition of Directive (EU) 2021/555 of the European Parliament and of the Council of 24 March 2021 on control of the acquisition and possession of weapons; 2° amendment of the Criminal Code; 3° repeal of the Law of 20 April 1881 on the transport of and trade in explosive materials. URL: https://legilux.public.lu/eli/etat/ leg/loi/2022/02/02/a49/jo (дата обращения: 29.11.2023).

32 URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/ NIM/?uri=CELEX:32021L0555 (дата обращения: 29.11.2023).

страция оружия. Четкие правила в этой области позволяют быстро и точно идентифицировать конкретную единицу оружия и контролировать общий поток.

Во время имплементации Директивы 2021 г. государства ЕС должны были взять на себя исполнение следующих задач:

1) обеспечение наличия четкой, нестираемой, уникальной маркировки на всем огнестрельном оружии, произведенном или импортированном в ЕС 14 сентября 2018 г. или после этой даты, и внесенной в национальный реестр;

2) осуществление контроля деятельности лиц, осуществляющих торговлю оружием, и связанных с ними посредников;

3) создание автоматизированного реестра оружия с возможностью предоставления санкционированного доступа уполномоченным органам;

4) обеспечение возможности сохранения сведений об оружии и персональных данных владельца (Регламент (ЕС) 2016/67933) компетентными органами в течение 30 лет после уничтожения соответствующего оружия.

Соответствующие правила были внесены в законодательство Португалии34, Словении35 и некоторых других стран ЕС. Интересно отметить, что Литва и Швеция, оценив свое национальное регулирование, посчитали его соответствующим Директиве и не нуждающимся в обновлении.

Следующим компонентом эффективного контроля приобретения и хранения оружия является отслеживание потоков оружия и его перемещения в пространстве. Торговцы оружием и посредники должны вести реестр, в котором отмечаются:

1) журнал огнестрельного оружия с указанием всех записей, входов и выходов, относящихся к каждому экземпляру огнестрельного оружия;

33 Regulation (EU) 2016/679 of the European Parliament and of the Council of 27 April 2016 on the protection of natural persons with regard to the processing of personal data and on the free movement of such data, and repealing Directive 95/46/EC (General Data Protection Regulation). URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/7uri =CELEX%3A32016R0679&qid=1685966412285 (дата обращения: 29.11.2023).

34 Lei n.° 5/2006 Regime jurídico das armas e suas munigoes. URL: https://dre.tretas.org/dre/195110/lei-5-2006-de-23-de-fevereiro (дата обращения: 29.11.2023).

35 Zakon o spremembah in dopolnitvah Zakona o orozju. URL: http://www.pisrs.si/Pis.web/pregledPredpisa7id =ZAK07760 (дата обращения: 29.11.2023).

2) данные, необходимые для точной идентификации и отслеживания конкретной единицы огнестрельного оружия.

К примеру, это положение было закреплено в приказе министра юстиции Дании № 1082 от 31 мая 2021 г. о внесении изменений в приказ об оружии и боеприпасах36

Дополнительным механизмом контроля выступает обязанность, возложенная на торговцев оружием и оружейных брокеров, которые работают на территории государства - члена ЕС. При заключении сделки, в которой фигурирует оружие, указанные лица обязаны сообщать о них в уполномоченные органы. При этом Директива 2021 г. обязывает государства - члены ЕС обеспечить техническую возможность дилерам и брокерам сообщать в компетентные органы о совершенных действиях. Последние должны иметь электронную связь с указанными органами для целей отчетности и регистрации данных о транзакциях. Эффективную реализацию это требование получило в Чехии, где были внесены поправки в Закон № 383/2022 о цифровизации государственной торговли37.

Продуманные процедуры и требования к кандидату на приобретение оружия положительно влияют на повышение уровня безопасности и порядка. Разрешения на приобретение и хранение ОО должны предусматривать единую административную процедуру. Такая процедура, в частности, установлена чешским законом № 19/2002 об оружии и боеприпасах38.

36 Bekendtgorelse nr. 1082 af 31 maj 2021 om ^ndring afbekendtgorelse om väben og ammunition m.v. (godkendelse og registrering af vabenm^glere). URL: https://www. retsinformation.dk/api/pdf/223432 (дата обращения: 29.11.2023).

37 Zakon с. 383/2022 Sb., kterym se men! nektere zakony v oblasti zahranicniho obchodu s citlivym materialem v souvislosti s digitalizaci verejne spravy. URL: https://www. zakonyprolidi.cz/cs/2022-383#cast2 (дата обращения: 29.11.2023).

38 Zakon с. 119/2002 Sb., o strelnych zbranich a strelivu a o zmene zakona с. 156/2000 Sb., o overovani strelnych

zbrani, streliva a pyrotechnickych predmetu a o zmene zakona с. 288/1995 Sb., o strelnych zbranich a strelivu (zakon o strelnych zbranich), ve zneni zakona с. 13/1998 Sb., a zakona с. 368/1992 Sb., o spravnich poplatcich ve zneni pozde jsich predpisu, a zakona с. 455/1991 Sb., o zivnostenskem podnikani (zivnostensky zakon), ve zneni pozdejsich predpisu, (zakon o zbranich). URL: https://www. zakonyprolidi.cz/cs/2002-119/zneni-20220201 (дата обращения: 29.11.2023).

В соответствии со ст. 5 Директивы 2021 г. государства-члены могут разрешать приобретение и хранение оружия только лицам, получившим лицензию категории C, лицам, которым это прямо разрешено в соответствии с национальным законодательством. Здесь Директива 2021 г. воспроизвела положения Директивы 1991 г.

При этом государства-члены могут установить и более жесткие рамки. Например, закон Словакии об огнестрельном оружии и боеприпасах 2003 г.39 в части регулирования оборота оружия закрепляет повышенные требования по безупречности и надежности лица, куда относится и отсутствие факта «демонстративного чрезмерного потребления алкогольных напитков». Помимо прочего, надежным не считается лицо, которое согласно выводам Департамента полиции не дает гарантии, что не будет злоупотреблять оружием. В испытания для подтверждения наличия знаний и навыков обращения с оружием входят элементы оказания первой помощи.

В особую категорию выделяется оружие, отнесенное к категории «А» (запрещенное огнестрельное оружие). Получение разрешений на его приобретение возможно, но в исключительных случаях. Государства могут выдавать разрешения категории А снайперам и стрелкам на некоторые виды запрещенного полуавтоматического огнестрельного оружия, музеям и в отдельных случаях коллекционерам при условии соблюдения строгих требований безопасности. Поэтому запрещенное огнестрельное оружие не является таковым в точном значении данного слова.

По общему правилу, разрешения на владение огнестрельным оружием периодически пересматриваются с интервалами, не превышающими пяти лет. Разрешение может быть возобновлено или продлено, если условия, на основании которых оно было выдано, все еще выполняются лицом. Такой механизм, в частности, закреплен в Хорватии, где каждые пять лет уполномоченный орган проводит проверку соответствия требованиям с возможностью продления40.

39 190 Zakon z 23. aprila 2003 o strelnych zbraniach a strelive a o zmene a doplneni niektorych zakonov. URL: https://www.slov-lex.sk/static/pdf/2003/190/ ZZ_2003_190_20230701.pdf (дата обращения: 29.11.2023).

40 Zakon o nabavi i posjedovanju oruzja gradana NN 94/18, 42/20, 114/22. URL: https://www.zakon.hr/z/1161/

Подобная регламентация и порядок выдачи разрешения предусмотрен и в законе Болгарии об оружии, боеприпасах, взрывчатых веществах и пиротехнике41. Однако там выдаются разрешения на хранение (на пять лет) и разрешения на ношение и использование, срок действия которого оканчивается в момент окончания срока действия разрешения на хранение, если оно было получено позже разрешения на хранение.

Несколько иной подход выработан в Финляндии. Согласно закону об оружии 1998/142 разрешение на владением выдается на неопределенный срок. При этом срок действия первой лицензия на ОО ограничен и не может быть более пяти лет.

Огнестрельное оружие, предназначенное для использования в военных целях (в частности, АК47 и М16), которое имеет возможность ведения автоматического огня и переключения в полуавтоматический режим, отнесено к категории А и запрещено для использования в гражданских целях (ст. 33 Директивы 2021 г.).

В соответствии с Директивой следующее полуавтоматическое огнестрельное оружие теперь также отнесено к категории А:

1) полуавтоматические пистолеты емкостью более двадцати патронов;

2) полуавтоматическое длинноствольное огнестрельное оружие емкостью более десяти патронов;

3) полуавтоматическое длинное огнестрельное оружие, которое можно укоротить до длины менее 60 см без потери функциональности с помощью складного или телескопического приклада.

Таким образом, Директиве удалось эффективно сбалансировать цели экономической политики (т. е. перемещение огнестрельного оружия через границы) и цели в сфере обеспечения безопасности (защита от преступности и незаконной торговли) в ЕС.

Директива 2021 г. говорила и о деактивиро-ванном огнестрельном оружии. Необходимость этого положения была вызвана высоким риском

Zakon-o-nabavi-i-posjedovanju-oru%C5%BEja-gra%C4% 91ana (дата обращения: 29.11.2023).

41 Закона за оръжията, боеприпасите, взривните вещества и пиротехническите изделия 2010. URL: https:// lex.bg/laws/ldoc/2135696097 (дата обращения: 29.11.2023).

42 Ampuma-aselaki 1998/1. URL: https://www.finlex.fi/

fi/laki/ajantasa/1998/19980001#L5P42b (дата обращения:

29.11.2023).

повторной активации и приведения к возможности совершения выстрела неправильно деак-тивированного огнестрельного оружия.

Надо сказать, что к моменту принятия Директивы в этой сфере уже было соответствующее регулирование. В частности, действовал Регламент (ЕС) 2015/240343, который закреплял общие рекомендации по стандартам и методам деактивации, которые обеспечивали бы необратимую неработоспособность оружия после деактивации.

Директива (ЕС) 2019/6944 устанавливала технические характеристики и требования для сигнального и салютно-акустического оружия на территории ЕС. Деактивированное оружие относится к категории С, при этом деактивация должна быть одобрена компетентным органом, который оценивает принятые меры, сверяя их соответствие принятым стандартам.

Из-за высокого риска переделки оружия действие политики по контролю за приобретением и хранением оружия в ЕС также распространяется:

1) на сигнальное оружие (огнестрельное оружие, специально модифицированное для стрельбы холостыми, раздражающими веществами, другими активными веществами или пиротехническими сигнальными ракетами), которое не может быть преобразовано для выбрасывания дроби, пули или снаряда под действием горючего топлива;

2) салютное и акустическое оружие (огнестрельное оружие, специально переоборудованное для стрельбы холостыми патронами, например, в театральных постановках, фотосессиях, кино- и телезаписях, исторических реконструкциях, на парадах, спортивных мероприятиях и тренировках).

43 Commission ImplementingRegulation (EU) 2015/2403 of 15 December 2015 establishing common guidelines on deactivation standards and techniques for ensuring that deactivated firearms are rendered irreversibly inoperable. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/7uri =CELEX%3A32015R2403&qid=1685966579021 (дата обращения: 29.11.2023).

44 Commission Implementing Directive (EU) 2019/69 of 16 January 2019 laying down technical specifications for alarm and signal weapons under Council Directive 91/477/EEC on control of the acquisition and possession of weapons (Text with EEA relevance.). URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/7uri=CELEX%3A32 019L0069&qid=1685966631968 (дата обращения: 29.11.2023).

Согласно Директиве 2021 г. об огнестрельном оружии Комиссия также должна принять делегированные акты о создании электронной системы обмена информацией между государствами-членами. Дополнительно к этому в Регламенте (ЕС) 2019/68645 подробно изложены механизмы систематического электронного обмена информацией, касающейся передачи огнестрельного оружия в пределах ЕС.

В Регламенте (ЕС) 2021/142346 отражены механизмы систематического электронного обмена информацией, касающейся отказов в выдаче разрешений на приобретение и владение определенным огнестрельным оружием.

Спортивные стрелки и другие лица, которым разрешено владеть оружием, могут подать заявление на получение европейского пропуска на оружие при поездке в другое государство ЕС со своим оружием. Пропуск должен содержать в себе следующую информацию:

1) сведения о личности держателя пропуска;

2) идентификация оружия или огнестрельного оружия, включая ссылку на категорию по смыслу настоящей Директивы;

3) срок действия пропуска;

4) раздел для использования государством-членом, выдавшим пропуск (тип и ссылки на разрешения и т. д.);

5) раздел для въездов других государств-членов (разрешения на въезд на их территорию и т. д.);

6) заявление лица.

Европейский пропуск на огнестрельное оружие аналогичен тому, который упоминался в Директиве 1991 г. Он выдается на срок до пяти лет с возможностью продления. Правила полу-

45 Commission Delegated Regulation (EU) 2019/686 of 16 January 2019 laying down the detailed arrangements under Council Directive 91/477/EEC for the systematic exchange, by electronic means, of information relating to the transfer of firearms within the Union. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A3201 9R0686&qid=1685966749867 (дата обращения: 29.11.2023).

46 Commission Delegated Regulation (EU) 2021/1423 of 21 May 2021 laying down the detailed arrangements under Directive (EU) 2021/555 of the European Parliament and of the Council for the systematic exchange, by electronic means, of information relating to refusals to grant authorisations to acquire or possess certain firearms. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CEL EX%3A32021R1423&qid=1685966837613 (дата обращения: 29.11.2023).

чения пропуска подробно регламентированы (см., например, законодательство Австрии47, Германии48 и Греции49).

47 Europäischer Feuerwaffenpass - Antrag. URL: https:// www.oesterreich.gv.at/themen/dokumente_und_recht/ waffenrecht/2/Seite.2450110.html (дата обращения: 29.11.2023).

48 Antrag auf Erteilung, Verlängerung, Berichtigung oder Ergänzung eines Europäischen Feuerwaffenpasses. URL: https://www.bva.bund.de/DE/Services/Buerger/Ausweis-Dokumente-Recht/Waffenrecht/Einzelerlaubnis/_docu-ments/Antrag/Antrag_EFP.html (дата обращения: 29.11.2023).

49 Еирюпшко ДеЫо nupoßoXrav 'OnXrav. URL: https:// mitos.gov.gr/index.php/AA: Еирюпа1ко_ ДеХтш_ nupoßoXravJOnXrav (дата обращения: 29.11.2023).

Таким образом, в рамках ЕС действует унифицированный подход в вопросе контроля за приобретением и хранением оружия на своей территории. Директива 2021 г. закрепила необходимый минимум требований и правил в данной сфере. Это дает государствам-членам возможность совершенствовать национальное законодательство об обороте оружия. Кроме того, правила ЕС и государств-членов положительно влияют на эффективность борьбы с незаконным оборотом оружия. Указанные меры должны быть внимательно изучены с целью выявления плюсов и минусов в регламентации оборота ОО как на региональном (в рамках ЕАЭС), так и на национальном уровнях.

Воронежский государственный университет Саприн И. Г., преподаватель кафедры международного и евразийского права E-mail: ilya.saprrin@gmail.com

Поступила в редакцию: 29.11.2023

Для цитирования:

Саприн И. Г. Правовое регулирование статуса гражданского огнестрельного оружия в Европейском союзе // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2023. № 4 (55). С. 314-322. DOI: https://doi.org/10.17308/ law/1995-5502/2023/4/314-322.

Voronezh State University Saprin I. G., Lecturer of the International and Eurasian Law Department

E-mail: ilya.saprrin@gmail.com

Received: 29.11.2023

For citation:

Saprin I. G. Legal regulation of status civilian firearms in the European Union // Proceedings of Voronezh State University. Series: Law. 2023. № 4 (55). P. 314-322. DOI: https://doi.org/10.17308/law/1995-5502/2023/4/314-322.

Список замеченных опечаток

В № 3 (54) за 2023 г. на с. 3 (оглавление), 178, 180, 182 (колонтитулы) напечатано: Рогачева О. Б. Следует читать: Рогачева О. С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.