Научная статья на тему 'Правовое регулирование разграничения права государственной и муниципальной собственности на объекты культурного наследия'

Правовое регулирование разграничения права государственной и муниципальной собственности на объекты культурного наследия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1629
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ / ПРИНЦИПЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ / LEGAL REGULATION / SEPARATION OF THE RIGHT OF THE STATE AND MUNICIPAL PROPERTY / OBJECTS OF A CULTURAL HERITAGE / HISTORY AND CULTURE MONUMENTS / PRINCIPLES OF SEPARATION OF THE PROPERTY RIGHT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Силина Т. Б.

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования разграничения права государственной и муниципальной собственности на объекты культурного наследия. Проводится анализ действующего законодательства и сложившейся практики разграничения прав на памятники истории и культуры между такими субъектами гражданского права, как Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования, предлагаются основные направления совершенствования правового регулирования в указанной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Силина Т. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of separation of the right of the state and municipal property on objects of a cultural heritage

In the article questions of legal regulation of separation of the right of the state and municipal property on objects of a cultural heritage are considered. The analysis of the current legislation and the developed practice of separation of the rights to history and culture monuments between such subjects of civil law as the Russian Federation, by subjects of federation and municipal unions, offers the basic directions of perfection of legal regulation in the specified sphere is carried out.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование разграничения права государственной и муниципальной собственности на объекты культурного наследия»

32

Раздел 3. Частное право, договорное регулирование

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Т.Б. Силина

(старший преподаватель общеправового факультета (кафедры гражданско-правовых дисциплин) Тюменского юридического института МВД России, кандидат юридических

наук; 8 (3452) 59-84-48; [email protected])

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования разграничения права государственной и муниципальной собственности на объекты культурного наследия. Проводится анализ действующего законодательства и сложившейся практики разграничения прав на памятники истории и культуры между такими субъектами гражданского права, как Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования, предлагаются основные направления совершенствования правового регулирования в указанной сфере.

Ключевые слова: правовое регулирование; разграничение права государственной и муниципальной собственности; объекты культурного наследия; памятники истории и культуры; принципы разграничения права собственности.

В настоящее время одной из проблем в вопросе о формах собственности является создание единого механизма разграничения права государственной и муниципальной собственности, так как нет четких критериев изменения формы собственности на конкретные объекты, как и распределения возникающих расходов в связи с состоявшейся передачей права собственности, не сформулированы принципы, лежащие в основе такого разграничения. И эта проблема в современных условиях продолжает оставаться актуальной и затрагивает такие объекты недвижимости, как памятники истории и культуры.

Очевидно, что существующие на той или иной территории памятники могут представлять культурную ценность исключительно для местного населения и не иметь общефедерального значения. В связи с этим возникают споры об отнесении конкретных памятников к федеральной либо муниципальной собственности.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ дал оценку подобной ситуации, разъяснив, что согласно перечню приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность

республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее

- Постановление № 3020-1) [1] исключительно к федеральной собственности отнесены объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности общероссийского значения. Памятники истории и культуры местного значения в названный перечень не включены. Отсутствие в перечнях приложений №№ 2 и 3 к указанному постановлению памятников местного значения означает, что разграничение объектов, отнесенных к памятникам местного значения, по уровням собственности осуществляется по критериям, положенным в основу составления указанных перечней. Наличие у имущественного объекта статуса памятника местного значения при отнесении объекта к соответствующему уровню собственности не учитывается. Разграничение памятников местного значения должно проводиться исходя из деятельности самого объекта государственной собственности, находящегося в здании, являющемся памятником истории и культуры местного значения [2].

Поскольку законодательного акта о разграничении уровня собственности по этим объектам не существует, то регулярно будут возникать между чиновниками раз-

Юридическая наука и правоохранительная практика личного уровня разногласия. И это коснулось объектов престижной недвижимости г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Государственного музея-заповедника «Гатчина», который включает 50 музейных объектов, и крепости «Орешек» в Шлиссельбурге. Оба комплекса находятся на территории Ленинградской области, но используются петербургской администрацией как городские музеи, а право собственности закреплено за муниципалитетом г. Гатчины. Каждая из сторон утверждает о своем вкладе в реконструкцию и реставрацию памятников, однако вопрос сохранности и охраны памятников остается открытым. В Министерстве культуры по результатам данных разбирательств заявлено, что принцип разграничения прав собственности на памятники, который в итоге будет принят по петербургскому списку, распространят на все регионы России [3]. При этом, какой принцип - неизвестно?!

Разграничение объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности, на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность предполагается осуществить отдельным федеральным законом (п. 4 ст. 2, п. 2 ст. 63 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ) [4]).

В связи с отсутствием закона о разграничении собственности, впредь до его принятия, согласно п. 2 ст. 63 Федерального закона № 73-ФЗ приостановлена приватизация объектов культурного наследия федерального значения, а также приостановлена регистрация права федеральной собственности и права собственности субъектов РФ на объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности.

Указанная правовая норма остановила процесс привлечения частных инвестиций в восстановление и реконструкцию объектов культурного наследия посредством их приватизации, а также путем передачи их в аренду, т.к. распоряжение, в том

числе отчуждение, указанными объектами требует первоначальной регистрации прав собственности государства на эти объекты. Отсутствие законодательного акта о разграничении объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности, отрицательно сказывается, в первую очередь, на положении самих объектов культурного наследия, которые из-за отсутствия финансирования их содержания и реставрации находятся в большинстве своем в плачевном состоянии. По существу, неопределенность собственника каждого конкретного объекта культурного наследия, несущего бремя его содержания и ответственность за его сохранение, приведет в скором времени к утрате многих объектов, являющихся историческим и культурным достоянием народов Российской Федерации.

До принятия соответствующего федерального закона, регламентирующего порядок разграничения государственной собственности в отношении объектов культурного наследия, сохраняет свою силу Постановление № 3020-1. Таким образом, на дату вступления в силу Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ преобладающая часть объектов культурного наследия уже прошла процедуру разграничения государственной собственности. Не коснулась эта процедура лишь незначительной части объектов культурного наследия регионального значения, а также узкого круга объектов культурного наследия, не обладавших статусом памятников федерального значения на момент вступления в силу Постановления № 3020-1 и отнесенных к указанной категории непосредственно Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 г. № 176 [5].

В то же время, по нашему мнению, отдельные положения Постановления № 3020-1 не соответствуют реалиям сегодняшнего дня. Подтверждением сказанному являются судебные дела, связанные с трудностями в определении собственности того или иного объекта. Так, Департамент имущественных отношений Тюменской области обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском о признании

недействительным распоряжения «Об утверждении перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность г. Тюмени» к администрации г. Тюмени. Иск предъявлен на основании того, что в указанный перечень включены памятники истории и культуры местного значения, которые в силу п. 1 Приложения № 1 к Постановлению № 3020-1 относятся исключительно к федеральной собственности и передаче в муниципальную собственность не подлежат. Также в качестве основания иска истцом указано, что памятники истории и культуры местного значения не перечислены в приложениях №№ 1-3 к Постановлению. В связи с этим на основании п. 4 указанного Постановления передача таких объектов в муниципальную собственность возможна лишь после передачи их в собственность субъекта РФ. Суды всех инстанций отказали в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что спорные объекты могут относиться к тому или иному уровню собственности исходя из критериев, предусмотренных данными приложениями [6].

Согласно Приложению № 3 к названному Постановлению, к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенной на соответствующей территории. Это жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, в том числе здания и строения, ранее переданные в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также другие объекты, находящиеся в оперативном управлении местной администрации.

Очевидно, в данном вопросе следует обратиться к ст. 11 Закона Тюменской области от 16 февраля 2004 г. № 204 «О государственной охране, сохранении и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Тюменской области» [7]. В ней указано, что изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения осуществляется администрацией Тюменской области на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и прини-

Раздел 3. Частное право, договорное регулирование мается соответствующее решение о включении в реестр. Также необходимо учитывать и то, на какие средства содержатся данные объекты. В большинстве случаев средства на реставрацию спорных объектов перечисляются из федерального и областного бюджетов.

Аналогичное дело было рассмотрено в Арбитражном суде Омской области. Комитет по управлению государственным имуществом Омской области обратился в Арбитражный суд Омской области с иском о признании недействительным решения Омского городского совета «О включении зданий - памятников истории и культуры местного значения в состав муниципальной собственности г. Омска».

Требование о признании названного решения недействительным Комитет по управлению государственным имуществом Омской области мотивировал тем, что оно нарушает право собственности Российской Федерации в отношении памятников истории и культуры местного значения. Данные объекты не указаны ни в одном из приложений к Постановлению № 3020-1. Поэтому до момента определения соответствующего собственника они относятся к федеральной собственности. Решениями суда первой инстанции и постановлением кассационной инстанции исковые требования были удовлетворены. По мнению названных судебных инстанций, разграничение указанных объектов по уровням собственности должно производиться в порядке, предусмотренном п. 3 названного Постановления, т.е. путем передачи в собственность субъектов РФ, но не непосредственно в муниципальную собственность. Однако Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ признал указанные выводы ошибочными, отметив, что упоминание памятников местного значения в приложениях №№ 1-3 к Постановлению Верховного Совета РФ означает, что разграничение объектов, отнесенных к памятникам местного значения, по уровням собственности осуществляется исходя из критериев, положенных в основу составления названных перечней. Наличие у соответствующих объектов статуса памятника местного

Юридическая наука и правоохранительная практика значения при отнесении объектов к соответствующему уровню собственности не учитывается [8].

Таким образом, дискуссии по вопросу о разграничении права собственности на памятники истории и культуры по-прежнему остры и актуальны.

Федеральным законом от 25 июня

2002 г. № 73-ФЗ проведено разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ в области охраны и сохранения объектов культурного наследия. Федеральные органы власти реализуют полномочия в отношении памятников истории и культуры федерального значения, органы государственной власти субъектов федерации - в отношении памятников истории и культуры регионального и местного значения. Вопросы определения порядка и правил сохранения объектов культурного наследия (установление общих принципов сохранения) отнесены к компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Федеральным законом от 4 июля

2003 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» [9] были внесены существенные коррективы в разграничение полномочий. Пунктом 2 ст. 26.3 указанного закона определены полномочия органов государственной власти субъекта Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Федерации. К таковым (подпункт 15) отнесена охрана и сохранение объектов культурного наследия регионального значения. В связи с необходимостью реализации ст. 26.3 становится очевидной следующая проблема.

Органы государственной власти Тюменской области будут обеспечивать производство ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия регионального значения. При этом объекты культурного наследия указанной категории могут находиться в любой форме собственности. В Тюменской области это в основном здания и сооружения, находящиеся

в федеральной и муниципальной собственности. Таким образом, средства областного бюджета должны будут неоправданно расходоваться на реставрацию памятников истории и культуры, не находящихся в собственности Тюменской области.

Данная проблема может быть решена путем разграничения права собственности на объекты культурного наследия. Для этого необходимо завершить комплексную инвентаризацию объектов культурного наследия; обеспечить регистрацию объектов культурного наследия в Едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

При решении вопроса о разграничении права собственности нужно учитывать не только историко-культурный критерий, но и то, в состоянии ли соответствующий собственник обеспечить финансирование и сохранность этого объекта, поскольку в настоящее время, в частности, в Тюменской области только 20 % объектов культурного наследия (памятников и ансамблей) находится в хорошем состоянии, 24 % - в неудовлетворительном состоянии и реставрируются, 56 % - в удовлетворительном состоянии. В связи с этим уместно вспомнить интервью с директором Эрмитажа М. Пиотровским, в котором речь идет о разграничении памятников на городские и федеральные. По его мнению, «собственность на памятники необходимо разделить, чтобы снять сложности управления и проблемы с потоками финансирования на реставрацию» [10]. Анализ действующего законодательства и судебной практики по разграничению права собственности на объекты культурного наследия показал, что необходимо внести дополнения в ст. 1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в которой предусмотреть принципы разграничения права собственности на объекты культурного наследия: учет историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценности объекта и особое значение этого объекта соответственно для истории и культуры Российской

Федерации в целом, субъекта Федерации и муниципального образования.

Также представляется необходимым:

- определить порядок и условия передачи объектов культурного наследия из одной формы собственности в другую, в общую (долевую) собственность субъектов Федерации и муниципальную собственность;

- исходить из недопустимости приватизации достопримечательных мест, являющихся центрами исторических поселений или фрагментами градостроительной планировки и застройки, местами бытования народных художественных промыслов, памятников религиозного значения, мавзолеев, некрополей и некоторых иных разновидностей памятников;

- установить, что паспорт объекта культурного наследия должен содержать сведения об условиях доступа граждан к объекту культурного наследия;

- законодательно установить исчерпывающий перечень требований и ограничений по функциональному использованию объектов культурного наследия;

- законодательно установить возможность безвозмездного изъятия в судебном порядке (прекращения права собственности (пользования) приватизированного объекта культурного наследия, если собственник (пользователь) указанного объекта культурного наследия не соблюдает установленных в отношении данного объекта требований по сохранению облика и интерьера объекта культурного наследия, требований к обеспечению доступа к объекту, охранных обязательств или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения;

- законодательно усовершенствовать механизм осуществления государственного контроля за состоянием и использованием объектов культурного наследия, обеспечив неукоснительное соблюдение собственниками (пользователями) объектов культурного наследия установленных требований и реализацию мер по понуждению указанных лиц к надлежащему исполнению данных требований.

Раздел 3. Частное право, договорное регулирование В целом можно заключить, что необходимо совершенствовать законодательство в области разграничения права собственности на объекты культурного наследия, устраняя существующие противоречия в правовом регулировании отношений по поводу разграничения права государственной и муниципальной собственности на указанные объекты.

1. Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1992. № 3. Ст. 89.

2. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 февраля 2002 г. № 345/97 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2002. № 7. С. 62.

3. Пушкарская А. По Гатчинскому счету // Коммерсантъ. Санкт-Петербург. 2008. 1 сент. № 155П.

4. СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2519.

5. СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 734.

6. Архив Арбитражного суда Тюменской области за 2000 г. Дело № Ф04/2021-455/А70-2000.

7. Тюменские известия. 2004. 20 февр. № 37-38. С. 1.

8. Архив Арбитражного суда Омской области за 2003 г. Дело № К-У-194.

9. СЗ РФ. 2003. № 27 (ч. 2). Ст. 2709.

10. Пиотровский М. Две головы имперского орла // Санкт-Петербургские ведомости. 2009. 28 янв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.