Научная статья на тему 'Правовое регулирование принудительного отчуждения недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд'

Правовое регулирование принудительного отчуждения недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2267
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ / ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ОТЧУЖДЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТИ / ОТЧУЖДЕНИЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД / ОТЧУЖДЕНИЕ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД / SEIZURE OF LAND / EXPROPRIATION OF PROPERTY / ALIENATION FOR STATE NEEDS / ALIENATION FOR MUNICIPAL PURPOSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Болтанова Елена Сергеевна

В статье анализируются наиболее важные нововведения в регулировании отношений по изъятию недвижимости, вступившие в силу с 1 апреля 2015 года в связи с внесением изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты. Проводится сравнительный анализ с ранее действовавшим законодательством. Автором предлагается определение понятия «принудительное отчуждение недвижимости для государственных или муниципальных нужд».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF COMPULSORY ALIENATION OF REAL PROPERTY FOR PUBLIC USE

The author considers the most important innovations in the regulation of relations on the seizure of property, which entered into force on 1 April 2015 in connection with the amendments to the Land code of the Russian Federation and other normative legal acts. A comparative analysis with the previously applicable law, we offer a definition of forced alienation of property for state or municipal needs.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование принудительного отчуждения недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд»

 Правовое регулирование принудительного отчуждения недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд

Е.С. Болтанова доцент кафедры гражданского права Западно-Сибирского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия», доцент кафедры природоресурсного, земельного и экологического права федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет», доцент, кандидат юридических наук (г. Томск)

Елена Сергеевна Болтанова, bes2@sibmail.com

Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) с 1 апреля 2015 годы была введена новая глава «Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд». В связи с этим претерпели изменения и иные законы, включая Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

В силу пункта 3 статьи 239.2 ГК РФ отчуждение зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Соответственно, законодатель использует термин «принудительное отчуждение недвижимого имущества», подразумевая, что ценность представляет не само изымаемое имущество, а земельный участок, на котором оно находится, и именно

в рамках процедуры его изъятия производится и отчуждение зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В свою очередь, случаи и порядок изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд определены земельным законодательством (см. ст. 279 ГК РФ).

Несмотря на существующий в юридической науке спор о месте земельного права и земельного законодательства в системе права России, законодатель, как представляется, вполне обосновано поместил нормы, регулирующие процедуру изъятия земельных участков, в земельный, а не в гражданский кодекс. Эти нормы, по своей природе публично-правовые, фактически не допускают равенство участников отношений, какую-либо их самостоятельность и ставят под определенное сомнение неприкосновенность частной собственности, и, соответственно, не базируются на заложенных гражданским законодательством основных началах (см. ст. 1 ГК РФ).

Обращает на себя внимание значительный рост процедурных норм в содержании ЗК РФ, постепенно вступающих в силу весной 2015 года. Помимо Федерального закона № 499-ФЗ, большое количество процедурных установлений были включе-

ны Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части правового регулирования возникновения прав на земельные участки. Такая тенденция оправдана значительным количеством земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, распоряжение которыми не обходится без участия государственных органов или органов местного самоуправления, деятельность которых должна подчиняться императивным требованиям законодательства, позволяющим учесть права и законные интересы граждан и юридических лиц в имущественной сфере. Именно частные интересы определяют необходимость появления новых норм об изъятии (принудительном отчуждении) земельных участков и иного недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд.

Разработчики проекта закона № 499-ФЗ указывали следующие основные недостатки действующих нормативных правовых актов Российской Федерации 1:

• отсутствует порядок возбуждения производства дел по изъятию земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

• зачастую отсутствуют сведения из Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее -ЕГРП) о правах и правообладателях (по экспертным данным, в отношении 70 процентов объектов недвижимости);

• законодательно не установлены документы, обосновывающие необходимость изъятия, а также местоположение изымаемых земельных участков;

• неясны основания и порядок прекращения иных прав на земельный участок (постоянное пользование, пожиз-

ненное владение, сервитут, аренда и т. п.);

• отсутствует порядок уведомления заинтересованных лиц о предстоящем изъятии;

• гарантии равноценного и предварительного возмещения за изъятое недвижимое имущество не полные, так как отсутствует порядок предоставления земельных участков взамен изъятых, отсутствует возможность использования изъятого недвижимого имущества до обустройства на новом месте;

• порядок оценки недвижимого имущества в связи с его изъятием и расчетом причиняемых изъятием убытков не полон, в частности, он не учитывает случаи изъятия земельных участков, предоставленных на условиях постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения;

• изъятие осуществляется за счет государства даже в тех случаях, когда земельный участок необходим частному лицу, действующему в публичных интересах (строительство нефтепроводов, газопроводов и т. п.), что приводит к бюрократизации изъятия, ненужному государственному посредничеству и скрытому субсидированию компаний;

• отсутствует возможность одновременно решать вопрос об изъятии земельного участка и о его образовании, в то время как практически все случаи изъятия требуют образования земельных участков в новых границах одновременно с решением вопроса о прекращении (изменении) прав на существующие земельные участки;

• неясен порядок предоставления изъятых земельных участков.

Пояснительная записка к проекту федерального закона № 304493-5 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд». Документ опубликован не был. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

Как отмечают разработчики законопроекта, нововведения нельзя назвать абсолютно неизвестными мировой практике. Основные элементы предложенного порядка изъятия земель широко распространены в Англии, Канаде, некоторых штатах США, Швеции, Норвегии, Словакии.

Изъятие земельных участков и принудительное отчуждение иной недвижимости проводится только, если хотя бы один из объектов находится в частной собственности или обременен правами частных лиц (см. п. 7 ст. 56.6 ЗК РФ). В иных случаях необходимо задействовать другие существующие механизмы (например такой механизм, как передача права собственности от одного публичного образования другому) 2. В соответствии с новыми нормами уточнены органы, которые могут принимать решение об изъятии. В них нашел отражение и действующий на практике принцип: решение принимает орган того публичного образования, чьи нужды планируется удовлетворить за счет изъятия земельного участка. Особо выделены решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования - если изъятие земельных участков необходимо для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, то решение принимает исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в остальных случаях - уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

Отметим, что в юридической литературе давно ставился вопрос о необходимости предусмотреть в земельном законодательстве возможность изъятия земельных участков, если право пользования расположенными под ним недрами (лицензия на пользование недрами) было предоставле-

но третьему лицу (не землепользователю). С принятием изменений в ЗК РФ этот вопрос был решен.

Продолжается процесс стимулирования компетентных органов к принятию градостроительной документации, обеспечивающей планомерное развитие соответствующих территорий. В соответствии с пунктом 1 статьи 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального, регионального или местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории. Такое взаимосвязанное положение о реализации градостроительной документации через использование земельно-правовых инструментов позволит эффективно решать стоящие перед обществом задачи с учетом перспектив развития территорий. При этом решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции указанных объектов может быть принято не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов. Если изъятие в установленный срок не будет проведено, то в этой части проект планировки территории не действует (ч. 12.6 ст. 45 ГрК РФ). Указанные достаточно жесткие правила не распространяются на проекты планировки, утвержденные до 1 апреля 2015 года.

В иных случаях (не связанных с размещением объектов) принудительное прекращение права на земельный участок путем его изъятия для публичных нужд в зависи-

2

Так, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 1 декабря 2011 года № 9987/11 разъяснил, что изъятие земельного участка, находящегося в федеральной собственности, используемого для общественно значимых нужд другим публичным собственником, повлекло бы прекращение его использования для соответствующих публичных нужд, что невозможно осуществить в порядке, урегулированном гражданским законодательством. Указанные отношения имеют не гражданско-правовой, а публично-правовой характер. В связи с этим порядок изъятия земельных участков у Российской Федерации для нужд муниципальных образований гражданским законодательством не предусмотрен. Документ опубликован не был. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

мости от соответствующего основания изъятия необходимо обосновывать:

1) решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории;

2) международным договором Российской Федерации;

3) лицензией на пользование недрами;

4) решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

ЗК РФ закрепляет общий запрет на изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, предоставленных федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, правда, допуская исключения из этого запрета федеральными законами.

Одним из значительных нововведений является закрепление возможности осуществления изъятия земельных участков по инициативе организаций, действующих в интересах общества, предоставляя этим организациям определенные права и обязанности. Такими организациями ЗК РФ называет следующие:

• субъекты естественных монополий (в сферах энергетики, атомной энергии, обороны и безопасности государства, космической деятельности и т. п.);

• недропользователи;

• государственные унитарные предприятия, государственные учреждения в случаях изъятия земельного участка для размещения объекта федерального или регионального значения, предусмотренного адресной инвестиционной программой;

• лица, уполномоченные нормативными правовыми актами, заключенными с органами власти или местного самоуправления договорами либо имеющие разрешения (лицензии) осуществлять деятельность, для обеспечения которой требуется изъятие земельного участка (см. ст. 56.4 ЗК РФ).

Дополнительно перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд, должен быть установлен Правительством Российской Федерации.

Требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии, состав прилагаемых к нему документов должны быть установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время в части, не противоречащей ЗК РФ, действует приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 августа 2013 года № 269 «Об утверждении формы ходатайства об изъятии для государственных и муниципальных нужд земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков», принятый на основании постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 294 «О подготовке и рассмотрении ходатайств об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также принятии решений об их изъятии». Основания для отказа в удовлетворении ходатайства об изъятии земельного участка и последовательность действий органа, получившего такое ходатайство, определены в статье 56.4 ЗК РФ.

Предварительно-организационной обязанностью органа, принимающего решение об изъятии земельных участков, является его обязанность выявить лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд. Уполномоченный орган вправе поручить осуществление действий по выявлению таких лиц подведомственным государственным или муниципальным учреждениям. Если информация о таких лицах в ЕГРП отсутствует, то не менее чем за шестьдесят дней до принятия

решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд указанные органы обязаны 3:

• запросить сведения в архивах, органах государственной власти, органах местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также у предполагаемых правообладателей изымаемых земельных участков или иных объектов недвижимого имущества;

• обеспечить опубликование в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если такие земельные участки расположены на межселенной территории), по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию, сообщения о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

• обеспечить размещение на своем официальном сайте и официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

• обеспечить размещение сообщения о планируемом изъятии земельных участков на информационном щите в границах населенного пункта, на территории которого расположены земельные участки, подлежащие изъятию, а в случае если такие земельные участки расположены за пределами границ населенного пункта, - на информационном щите в границах соответствующего муниципального образования.

Собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы земельных участков, подлежащих изъятию, собственники расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, лица, которым такие объекты недвижимого имущества принадлежат на иных правах и права которых на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества не зарегистрированы в ЕГРП, в течение шестидесяти дней со дня опубликования сообщения подают заявления в орган, принимающий решение об изъятии, об учете их прав (об-ременений прав) на земельные участки и (или) объекты недвижимости с приложением копий документов, подтверждающих эти права (обременения прав).

В отношении имущества, правообладатели которых не были выявлены, установлены важные правовые последствия. Органы, принявшие решение об изъятии, должны обратиться в суд с требованием о признании права собственности публичного образования на такие объекты недвижимости, даже если они не были поставлены на учет в качестве бесхозяйной вещи. Правообладатели этого имущества только сохраняют за собой право требовать возмещения за изъятую недвижимость с лица, которому предоставлены земельные участки (за исключением лиц, которым земельные участки предоставлены на праве безвозмездного пользования), либо при отсутствии указанного лица вправе требовать возмещения за счет соответствующей казны.

Решение об изъятии земельных участков может не затрагивать существующие на них сервитуты, а также сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия. Право, на ко-

3 Если изъятие проводится на основании ходатайства заинтересованного лица, то названные действия должны быть совершены в срок не более чем десять дней со дня получения сведений из ЕГРП об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию, и о зарегистрированных правах на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества.

тором правообладатель такого сооружения будет использовать подлежащий изъятию земельный участок, должно быть определено в соглашении об изъятии.

Отметим, что в ситуациях сохранения права собственности частных лиц на сооружения будет допущен разрыв правовой связи между земельным участком и объектом недвижимости, к установлению которой так стремится законодатель и что не совсем отвечает современным тенденциям правового регулирования. В частности, одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельного участка и объекта недвижимости (см. ст. 1 ЗК РФ). В то же время такая норма с возможностью сохранения права на сооружение при изъятии земельного участка и ее реализация позволяют сократить расходы заинтересованных в изъятии земельных участков лиц.

Орган, принявший решение об изъятии, в течение десяти дней со дня принятия решения обязан выполнить возложенные на него обязанности: уведомить правообладателей, орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, организацию, по ходатайству которой принято решение, разместить решение на своем официальном сайте в сети «Интернет», а также опубликовать решение в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов. Если почтовый адрес и адрес электронной почты правообладателя изымаемой недвижимости неизвестен, то он считается уведомленным со дня опубликования решения об изъятии.

Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия. Для реализации решения об изъятии земельных участков осуществляется подготовка соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд. Для этого орган, принявший решение об изъятии, или организация, по ходатайству которой проводится изъятие:

• организует проведение кадастровых работ в целях образования или уточнения границ земельных участков;

• подает заявление об их кадастровом учете;

• выступает заказчиком работ по оценке изымаемого имущества, прекращаемых прав, размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также работ по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества;

• осуществляет переговоры с правообладателем относительно условий изъятия недвижимости;

• осуществляет подготовку соглашения об изъятии недвижимости и направляет проект такого соглашения сторонам для подписания.

Сохраняется сложившийся на основании Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российс кой Федерации» подход к определению при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд размера возмещения. При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков и иных объектов недвижимости, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки и объекты недвижимости, подлежащих прекращению, убытки, причиненные таким изъятием, и упущенная выгода.

В ЗК РФ включены положения, закрепляющие особенности определения размера возмещения за изымаемый земельный участок при изменении его разрешенного использования (см. п. 6 ст. 56.8), уточняется порядок проведения рыночной оценки изымаемого имущества и расчета убытков в связи с изъятием земельного участка. Так, при определении размера возмещения не учитываются, например, объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемом земельном участке, возведенные вопреки его разрешенному использо-

ванию, а также вопреки условиям договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности или договора безвозмездного пользования таким земельным участком. Кроме того, раскрывается содержание такой категории, как «риск отнесения на пра-вовобладателей затрат и убытков, связанных со строительством, с реконструкцией зданий, сооружений, с осуществлением неотделимых улучшений, произведенных со дня уведомления их о принятом решении об изъятии земельного участка». Например, не возмещаются неотделимые улучшения земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества, проведенные после уведомления правообладателя о принятом решении об изъятии земельного участка, за исключением неотделимых улучшений, проведенных в целях обеспечения безопасности такого недвижимого имущества в процессе его использования (эксплуатации), предотвращения пожаров, аварий, стихийных бедствий, иных обстоятельств, имеющих чрезвычайный характер, либо в целях устранения их последствий, а также в результате реконструкции на основании выданного до указанного уведомления разрешения на строительство.

В законодательство были включены дополнительные гарантии равноценного 4 и предварительного возмещения за изъятое недвижимое имущество, в частности:

1) устанавливается порядок определения рыночного эквивалента прав на земельный участок (см. п. 3 ст. 56.8 ЗК РФ).

Так, в случае прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным юридическому лицу, рыночная стоимость этого права определяется как рыночная стоимость права аренды земельного участка

на установленный законом предельный (максимальный) срок, а в случае отсутствия установленного законом предельного (максимального) срока - на сорок девять лет. В случае прекращения права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения земельным участком, предоставленным гражданину или имеющей право на бесплатное предоставление в собственность изымаемого земельного участка организации, рыночная стоимость этого права определяется как рыночная стоимость земельного участка;

2) разрешается возмещение путем передачи земельного участка, объекта недвижимости (см., например, пункты 5 и 7 ст. 56.9 ЗК РФ).

Соглашением об изъятии недвижимости может быть предусмотрена обязанность организации, подавшей ходатайство об изъятии, передать в собственность лицу, чьи земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества изымаются для государственных или муниципальных нужд, иные объекты недвижимого имущества взамен изымаемых объектов. Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит изъятию в связи с изъятием земельного участка, то подлежащим выселению из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма;

3) допускается обмен изымаемого частного земельного участка на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, при условии, что рыночная цена частного участка не

О проблемах применения рассматриваемой категории смотри:

Коростелев С. П., Краснова А. Ю. К вопросу определения равноценного возмещения собственникам при изъятии имущества для государственных и муниципальных целей // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. № 8. С. 13-20;

Тараданов Р. А. Определение размера возмещения собственнику участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд // Закон. 2014. № 2. С. 79-84.

превышает рыночную цену публичного земельного участка (см. гл. У.2 ЗК РФ);

4) в соглашении об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд срок передачи земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию, может быть установлен в пределах шести месяцев со дня прекращения прав прежнего правообладателя изымаемой недвижимости. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения (если у него нет других жилых помещений в собственности) за ним сохраняется право пользования жилым помещением не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (см. ст. 32 ЖК РФ);

5) государственная регистрация возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые для государственных или муниципальных нужд земельный участок и (или) расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества осуществляется при наличии документов, подтверждающих предоставление возмещения (например платежное поручение), если соглашением об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд не установлено иное (см. статью 25.7 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Размер возмещения определяется не позднее чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.

Соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд заключается в письменной форме и является двусторонним (между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления либо в соответствующем случае - государственной компанией «Российские авто-

мобильные дороги»), а в случае изъятия по ходатайству организации - трехсторонним (между правообладателем и органом государственной власти или органом местного самоуправления, а также этой организацией).

Если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии недвижимости возможно принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

По ранее действовавшему законодательству в суд с иском о принудительном изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости мог обратиться только орган, принявший соответствующее решение и только по истечении года со дня уведомления правообладателя о предстоящем изъятии. Теперь иск также может подать организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, и иск может быть подан по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости (п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ, ст. 282 ГК РФ).

Статьей 56.11 ЗК РФ предусмотрено, что с момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в зависимости от вида удовлетворяемой нужды на них возникает право собственности соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования или организации, которая подала ходатайство об изъятии, если она предоставила за изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в полном объеме

возмещение либо другое недвижимое имущество взамен изымаемого имущества при условии, что установленные федеральным законом ограничения на приобретение такого земельного участка в частную собственность отсутствуют.

Прекращение прав на изъятый земельный участок прежнего правообладателя сопровождается прекращением сервитута (если он по условиям изъятия не сохраняется), залога, установленных в отношении такого земельного участка, а также договоров, заключенных правообладателем такого земельного участка.

Заметим, что организации, по ходатайству которых проводится процедура изъятия, наделены значительными функциями в рамках такой процедуры. В частности, такие организации:

• осуществляют действия, необходимые для получения схемы расположения земельного участка для его образования (если отсутствует проект межевания территории);

• оплачивают расходы на опубликование сообщения и размещение информации на информационных щитах о предстоящем изъятии;

• осуществляют необходимые для производства кадастровых работ и кадастрового учета действия;

• обеспечивают оценку изымаемой недвижимости;

• ведут переговоры с правообладателем;

• участвуют в подготовке проекта соглашения об изъятии;

• выступают стороной соглашения об изъятии;

• осуществляют выплату возмещения.

Такое активное участие организаций в

отношениях, по сути, публичных, связано с развитием в последние годы в России государственно-частного партнерства, предполагающего тесное взаимодействие власти и бизнеса, участие частного капитала в реализации масштабных проектов публичной значимости.

С учетом измененного законодательства можно предложить следующее понятие рассмотренного социально-правового явления. Принудительное отчуждение недвижимости для государственных или муниципальных нужд - это система последовательно совершаемых в целях обеспечения публичных нужд и в порядке, установленном федеральными законами, действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, заинтересованных организаций и возникающих при этом взаимосвязанных общественных отношений по прекращению права частной собственности и иных имущественных прав частных лиц на земельные участки и расположенную на них недвижимость, не связанных с противоправным поведением частных лиц, при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости изымаемого имущества и причиняемых убытков.

Специальные правила изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, установленные нормами отдельных законов, продолжают действовать и имеют приоритетное применение перед изложенными в настоящей статье положениями. Речь идет, например, о формировании территории «Новой Москвы», изъятии земель для строительства объектов, необходимых для проведения чемпионата мира по футболу «FIFA 2018». В юридической литературе уже неоднократно обсуждалась проблема действия специальных норм, которыми, по существу, «попираются» основные устои частной собственности на землю. Но это, как говорится, уже другая история.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ.

3. Жилищный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ.

4. Земельный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ.

5. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 499-ФЗ.

6. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ.

7. О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд : проект федерального закона № 304493-5 : пояснительная записка. Документ опубликован не был. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2011 года № 9987/11. Документ опубликован не был. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Об утверждении формы ходатайства об изъятии для государственных и муни-

ципальных нужд земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков : приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 августа 2013 года № 269.

10. О подготовке и рассмотрении ходатайств об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также принятии решений об их изъятии : постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 294.

11. Об оценочной деятельности в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ.

12. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним : Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ.

13. Коростелев С. П., Краснова А. Ю. К вопросу определения равноценного возмещения собственникам при изъятии имущества для государственных и муниципальных целей // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. № 8.

14. Тараданов Р. А. Определение размера возмещения собственнику участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд // Закон. 2014. № 2.

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ОЦЕНКИ И КОНСАЛТИНГА

предлагает квалифицированные услуги по оценке следующих объектов:

• предприятий, бизнеса;

• пакетов акций, облигаций;

• активов предприятий, созданных на основе франчайзинга;

• инвестиционных проектов;

• дебиторской задолженности;

• недвижимого имущества (незавершенных строительных объектов, земельных участков и т.д.);

• машин, оборудования и транспортных средств;

• интеллектуальной собственности (патентов, товарных знаков и т.д.);

• ювелирных изделий и драгоценных камней, антиквариата

Звоните сегодня - (495)331-97-89, 331-99-41 Мы ждем Вас - 117418, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, 65 к1, 6 этаж e-mail post@maok.ru наш сайт www.maok.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.