Научная статья на тему 'Правовое регулирование предпринимательской деятельности на энергетическом товарном рынке'

Правовое регулирование предпринимательской деятельности на энергетическом товарном рынке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
456
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАРНЫЙ РЫНОК / ЭНЕРГЕТИКА / ТОПЛИВНОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОДЕКС РФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сафронова Я.К.

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования отношений в сфере предпринимательской деятельности на энергетическом товарном рынке, проведена классификация источников правового регулирования, сделан вывод о необходимости систематизации энергетического законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование предпринимательской деятельности на энергетическом товарном рынке»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

УДК 346.62

Я.К. Сафронова*

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ ТОВАРНОМ РЫНКЕ

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования отношений в сфере предпринимательской деятельности на энергетическом товарном рынке, проведена классификация источников правового регулирования, сделан вывод о необходимости систематизации энергетического законодательства.

Ключевые слова: товарный рынок, энергетика, топливно-энергетический комплекс, модернизация экономики, энергетический рынок, законодательство, источники правового регулирования, Энергетический кодекс РФ.

В настоящее время энергетика представляет собой систему взаимосвязанных элементов топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и сфер потребления топливно-энергетических ресурсов [1, с. 178]. Наша жизнь немыслима без энергетики, все качественно зависит от нее: наша жизнь, домашний уют, здоровье, окружающая среда, профессиональная сфера, бизнес и т. д. Энергетика как область хозяйственно-экономической деятельности человека оказывает влияние на формирование экономического благополучия страны.

ТЭК — это взаимообусловленное сочетание сфер добычи и производства энергетических ресурсов, а также их переработка и доведение до потребителей. В условиях ограниченности энергетических ресурсов и возрастающего их потребления особое внимание уделяется снижению затрат на энергопотребление, что обуславливает необходимость исследования вопроса об источниках правового регулирования энергетических отношений, проведении их классификации и определения отраслевой принадлежности.

Законодательство РФ отразило основополагающие принципы развития сферы энергетики в Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 13.10.2009 г. № 1715-р (далее — Стратегия) [2]. Основным качественным результатом первого этапа стратегии предполагается: создание базы для устойчивого поступательного развития энергетического сектора, включающей формирование целостной и апробированной нормативно-законодательной

* © Сафронова Я.К., 2015

Сафронова Яна Константиновна (safronova.yanaa@gmail.com), кафедра гражданского процессуального и предпринимательского права, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Правовое регулирование предпринимательской деятельности на энергетическом товарном рынке

базы. Однако Стратегия не является источником правового регулирования энергетических отношений, признакам нормативно-правового акта не отвечает и относится к документам планового характера.

Конституция РФ как акт, обладающий высшей юридической силой, устанавливает базисные положения об энергетике, а также конституционные принципы правового регулирования (ст. 15 и др.), права и обязанности граждан (ст. 58) и т. д. Так, в п. «и» ст. 71 Конституции РФ устанавливается, что в ведении РФ находятся федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы [3]. При систематизации и анализе энергетического законодательства аналитики приводят статистику, в которой отражают, что на сегодняшний день на федеральном уровне действует порядка 100 нормативно-правовых актов органов исполнительной власти, регулирующих деятельность ТЭК, и примерно 20 законов, регламентирующих цены и тарифы [4].

Необходимо отметить, что законодательство, регулирующее отношения на энергетическом товарном рынке, не обладает признаком систематизации, поскольку отсутствует единый закон об энергетике, отражающий основные цели и принципы регулирования на отдельных видах энергетических рынков, которые в зависимости от способа генерации (получения) источников (носителей) энергии можно классифицировать: 1) рынок нефти и продуктов ее переработки; 2) рынок газа и продуктов его переработки; 3) рынок угля, сланцев, торфа и продуктов его переработки; 4) рынок электроэнергии; 5) рынок теплоэнергии [5, с. 30].

В 2009 году вступил в силу Федеральный закон № 261 — ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [6], который определил основные цели, задачи и принципы правового регулирования в данной области. Поскольку деятельность по энергетическому обследованию является одной из основных в этой сфере (глава 4 ФЗ №° 264), ввиду ее обязательности для некоторых субъектов, исчерпывающим образом отраженных в законодательстве, необходимо обозначить законодательное регламентирование вопросов энергоэффективности, которое не ограничивается действием лишь федеральных актов и подзаконных актов.

17 декабря 1991 года в Гааге была подписана декларация «Европейская Энергетическая Хартия» 50 государствами Европы, Северной Америки, Азии. Целью ее принятия стала необходимость сформировать взаимовыгодный фундамент для развития энергетического сотрудничества между государствами Евразии [7, с. 18]. В дополнение к данной декларации были приняты юридически обязательные Договор к Энергетической Хартии и Протокол к Энергетической Хартии по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам, они были подписаны в декабре 1994 года и вступили в силу (после 30-й ратификации) в апреле 1998 года. На сегодняшний день участниками данного Договора являются государства Европы и Азии, Европейские сообщества и Евратом, число сторон соглашения составляет 53. Однако 5 государств до сих пор его не ратифицировали — это РФ, Австралия, Норвегия, Исландия и Беларусь. Россия применяла Договор на временной основе до октября 2009 года [7, с. 24]. На наш взгляд, ратифицировать данный Договор есть необходимость, поскольку это создаст как минимум плацдарм для унификации и гармонизации норм российского законодательства. Также ввиду ратификации Хартии большинством стран Азии и Европы, ее и такого мирового гиганта в энергетической сфере, как Евратом, актуальность ее возрастает, бесспорно. Для России как экономически сильной и стабильной страны с большим запасом ресурсов крайне необходимо получать инвестиции, заключать договоры с другими державами, проводить промышленную модернизацию установок по производству энергии, получать доступ к иным ресурсам договаривающихся стран. Также это может способствовать разработке

различных научных проектов в энергетической сфере, что, несомненно, повысит качество производства.

Встает логичный вопрос: почему же Россия до сих пор не ратифицировала Энергетическую Хартию, ведь энергетика — это одно из основных направлений сотрудничества между странами? Данный вопрос обсуждается долгое время, мнения авторов разделились. Первая группа авторов считает, что это, несомненно, положительный международный акт, его ратификация позволит наладить сотрудничество с другими странами, получить множество дополнительных инвестиций в развивающуюся сферу энергетики. Противоположной точки зрения придерживаются другие авторы, которые поддерживают нынешнюю позицию Правительства РФ. Они аргументируют это тем, что, как бы положительно Хартия ни влияла на российский рынок, ее принятие повлечет становление России в невыгодное положение. Если РФ ратифицирует политическую декларацию, то и транзитный протокол к ней в том виде, в котором он существует сегодня, в этом случае для множества стран, поставляющих энергоресурсы на рынки Европы, откроется возможность транспортировать их на тех условиях, которые выгодны принимающей стороне. Следовательно, Россия не будет иметь от этого никакой выгоды, а также потеряет вес на европейском энергетическом рынке. Авторы второго направления также считают, что не зря один из мировых гигантов на энергетической арене — Норвегия — также не ратифицировал Хартию. А США и Канада даже не участвовали в подписании соглашения.

На наш взгляд, доводы обеих сторон имеют место быть. Однако странам-участникам стоит пересмотреть положения как Хартии, так и дополняющих ее актов и внести корректировки, которые могут способствовать подписанию и ратификации всеми странами, ведь энергетическая сфера деятельности является одним из основных факторов, содействующих сотрудничеству.

В федеральный уровень источников входит и занимает особое место Федеральный закон от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» [8]. В. Язев отмечает: «Девять стран имеют в своих недрах три четверти всех запасов природного газа. Так же неравномерно расположены области основной добычи и области основного потребления природного газа. И все эти области почти не совпадают, за исключением США, России и Ирана. На эти три страны приходится более 40 % запасов, добычи и потребления газа» [9]. Следовательно, газ является одним из основных источников энергии, однако действующий закон содержит много пробелов и практически не регулирует отношения, связанные с формированием рынка газа, не устанавливает структуры договорных связей, практически не регулирует отношений по поставке газа, что определяет необходимость его совершенствования.

В юридической литературе и на научных конференциях, посвященных энергетическому праву, идет бурная дискуссия, относительно необходимости и целесообразности принятия Энергетического кодекса РФ. П.Г. Лахно отмечает: «Создание комплексной, непротиворечивой системы нормативно-правового регулирования энергетических отношений — непременное условие эффективного развития ТЭК» [1]. Между тем мнения ученых относительно необходимости принятия Энергетического кодекса РФ разделились. Одни видят необходимость в его принятии, другие говорят о преждевременности и отсутствии готовности субъектов ТЭК к общему законодательному акту.

Сторонниками первого подхода являются П.Г. Лахно, А.Г. Быков, В.В. Романова и др. Правоведы считают, что энергетическая сфера давно готова к принятию Энергетического кодекса РФ и даже, более того, существенно в нем нуждается. Аргументируют ученые свою позицию следующим:

1) Энергетический кодекс является основным межотраслевым законодательным актом, который сможет обеспечить комплексное регулирование отношений в сфере энергетики;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.