9.2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВА ГРАЖДАН НА СВОБОДУ АССОЦИАЦИЙ КАК ЭЛЕМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ
Калинкин С.Ю. преподаватель Академии управления МВД России Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Статья посвящена актуальной теме правового регулирования процессов социальной самоорганизации. Автором проанализированы нормы международного права и законодательства Российской Федерации, рассмотрены особенности правовых актов, регламентирующих порядок создания и деятельности общественных объединений, политических партий, местного самоуправления и ряда других проявлений самоорганизации.
В статье рассмотрен вопрос совершенствования нормативно-правовой базы ассоциации граждан, проанализирован ряд проблем, связанных с её несовершенством, выработаны предложения о необходимости сбалансированности императивных и диспозитивных норм, регулирующих общественные отношения в этой сфере.
Научное и практическое значение статьи связано с возможностью совершенствования правового регулирования процессов ассоциации граждан и социальной самоорганизации в целом, а также их использовании в интересах повышения эффективности государственного и муниципального управления.
В настоящее время не вызывает сомнение тот факт, что социальная самоорганизация становиться все более значимым явлением в общественной жизни. Именно поэтому её адекватное нормативно-правовое регулирование имеет важное значение для создания и функционирования механизмов контролируемого высвобождения социальной энергии, и его можно рассматривать как фактор национальной безопасности.1
В Российской Федерации вопросы, связанные с процессами самоорганизации, отражены в целом ряде нормативно-правовых актов. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.30) каждый имеет право на создание на добровольной основе общественных объединений в соответствии со своими убеждениями для защиты общих интересов и достижения общих целей, на участие в деятельности в соответствии с их уставами; а также на беспрепятственный выход из общественных объединений. Кроме того, гарантируется свобода деятельности общественных объе-динений.2 Общественные объединения являются необходимым и весьма важным элементом гражданского общества, инструментом для решения множества групповых и индивидуальных проблем.
В то же время, право на объединение не исчерпывается только вышеуказанными аспектами. Конституция Российской Федерации закрепляет установленное в ст. 22 Международного пакта о гражданских и полити-
1 Мокрый В.С. Местное самоуправление: пути становления и развития. "Журнал российского права", №10, октябрь 2002г.
Конституция Российской Федерации. М. 1993
ческих правах право на свободу ассоциаций, в соответствии с которым «1. Каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими ... для защиты своих интересов. 2. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц».3 Кроме того, ст. 20 Всеобщей декларации прав человека гласит, что «1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций. 2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию».4 Конференция по человеческому измерению СБСЕ установила обязанность государства гарантировать и обеспечивать право на ассоциацию.5
Анализируя рассмотренные выше международные нормативно-правовые акты и положения Конституции Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что рассматриваемое право на объединение (ассоциацию) распространяется на любые формы такого рода социальных явлений, не ограничиваясь лишь формой «общественного объединения».
Учитывая интересы государственной и общественной безопасности, защиты иных прав и свобод, право на объединение в некоторой степени ограничивается действующим законодательством, в том числе Конституцией РФ (ч.5 ст.13), федеральными конституционными законами от 30 мая 2001г. "О чрезвычайном положении" и от 30 января 2002г. "О военном положении"; федеральными законами от 19 мая 1995г. "Об общественных объединениях", от 12 января 1996г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", от 25 июля 1998г. №130-ФЗ "О борьбе с терроризмом", от 11 июля 2001г. "О политических партиях", от 25 июля 2002г. "О противодействии экстремистской деятельности" и др.6
При этом законодательство гарантирует судебную защиту права граждан на объединение. В частности, Закон об общественных объединениях устанавливает, что общественные объединения и граждане в связи с нарушением их прав могут обратиться с исковым заявлением в судебные органы, обжаловать отказ уполномоченных органов в регистрации объединения или уклонения от таковой, а также предупреждения, вынесенные в адрес объединения, решения о приостановлении и ликвидации общественного объединения.7
Процесс институционализации ассоциации регламентируется целым рядом нормативно-правовых актов, в том числе федеральными законами от 19 мая 1995г. №82-ФЗ "Об общественных объединениях", "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" от 26 мая 1995г. №98-ФЗ, "О некоммерческих организациях" от 8 декабря
3 Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966г.)
4 Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948г.)
5 Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Копенгаген, 29 июня 1990г.)
6 См.: Мельник Т.Е. Приостановление и запрет деятельности общественных объединений: направления совершенствования. "Журнал российского права", №4, апрель 2003г.
7 Чередина Н.В. Некоторые вопросы судебной защиты права граждан на объединение. "Журнал российского права", №7, июль 2005г.
Бизнес в законе
3'2008
1995г. №7-ФЗ, "О политических партиях" от 11 июля 2001 года №95-ФЗ и др.
В наиболее общем виде общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995г. №82-ФЗ "Об общественных объединениях". В соответствии с ним граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Важным обстоятельством является также то, что, несмотря на используемую в Законе формулировку «граждане», законодатель в этом вопросе предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства равные с гражданами Российской Федерации права, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации, регламентирующее процессы самоорганизации населения, получило свое развитие в нормативно-правовых актах, относящихся к проблемам местного самоуправления. Федеральным законом от 28 августа 1995г. №154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" было определено, что местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.8
Нормативное регулирование местного самоуправления получило свое развитие с принятием Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".9 Помимо рассмотренных выше федеральных законов самоорганизация населения в решении вопросов местного значения регулируется и иными нормативно-правовыми актами, в т.ч. на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.10
8 Федеральный закон от 28 августа 1995г. №154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 22 апреля, 26 ноября 1996г., 17 марта 1997г., 4 августа 2000г., 21 марта 2002г., 7 июля, 8 декабря 2003г., 21 июля 2005г.)
9 Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 19 июня, 12 августа, 28, 29, 30 декабря 2004г., 18 апреля, 29 июня, 21 июля, 12 октября, 27, 31 декабря 2005г.)
10 См.: Устав города Москвы (принят Московской городской
Думой 28 июня 1995 года) (с изменениями от 24 июня 1998г.,
12 июля 1999г., 12 июля 2000г., 13 июля 2001г., 6 ноября 2002г., 19 марта, 22 октября 2003г., 14 июля 2004г.) в редакции закона г.Москвы от 13 июля 2001г.; Закон г. Москвы от 6 ноября 2002г. №56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" (с изменениями от 12 марта, 14 мая 2003г.); Закон г. Москвы от 10 июля 1996г. №26-77 "О терри-
Представляется, что процессы самоорганизации населения в местном самоуправлении наиболее эффективно могут проявляться в таких формах как проведение местного референдума; собрание (сход) граждан, которое в отдельных поселениях в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может осуществлять полномочия представительных органов местного самоуправления; территориальное общественное самоуправление (т.е. самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения).
Кроме того, граждане вправе участвовать в иных формах осуществлении местного самоуправления, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.
Одним из видов самоорганизации граждан является политическая партия, т.е. общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. При этом право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий .11
Регламентация данного вида общественных отношений должна учитывать те социальные реалии, которые характерны для российского общества на современном этапе его развития. В частности, ряд исследователей отмечает, что в случае монопольного положения нескольких крупных партий в наибольшей степени будут ущемлены интересы наиболее образованной и активной части общества. Это связано с тем, что указанная социальная группа отторгает идеологию левых партий и не примеряет на себя позицию «социального поражения», но одновременно отказывается от криминальной или полукриминальной активности, не получает материальных и социальных выгод от приватизации. Довольно высокий социальный потенциал подобной категории граждан не находит своего
ториальном общественном самоуправлении в городе Москве"; Постановление Правительства Москвы от 21 сентября 2004г. №649-ПП "О Городской целевой программе государственной поддержки развития местного самоуправления в городе Москве на 2005-2007 годы"; Устав внутригородского муниципального образования Алексеевское в городе Москве (принят решением муниципального Собрания "Алексеевский" от 27 ноября 2003г. №11/4); Устав внутригородского муниципального образования Дорогомилово в городе Москве (принят решением муниципального Собрания "Дорогомилово" от 26 ноября 2003г. №18/1); Устав внутригородского муниципального образования Замоскворечье в городе Москве (принят решением муниципального Собрания "Замоскворечье" г. Москвы от 25 ноября 2003г. №22/1).
11 Федеральный закон от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ "О политических партиях" (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002г., 23 июня, 8 декабря 2003г., 20, 28 декабря 2004г., 21 июля, 31 декабря 2005г.)
политического применения, они практически не пред- А.М.Кононов
ставлены в законодательных органах власти.12 Пренебрежение интересами этой социальной группы может повлечь за собой разрушительный выброс нереализованной социальной энергии, что уже не раз происходило в истории России.
Анализ современного состояния правового регулирования права граждан на свободу ассоциаций и практики его реализации позволяет сделать несколько выводов. В целом нормативное регулирование права граждан на свободу ассоциаций в Российской Федерации соответствует основным международным правовым актам, действующим в этой сфере. Однако, нельзя не отметить специфических для современной России проблем, тесно связанных с практикой реализации этого права. Учитывая значительный социальный потенциал самоорганизации населения и необходимость его использования в решении стоящих перед страной задач, требуется найти необходимый баланс императивных и диспозитивных норм, регулирующих общественные отношения в этой сфере. Представляется, что императивные нормы в основном должны определить границы реализации самооганизационной активности населения, в т.ч. права на ассоциации. Кроме того, только императивные нормы могут установить обязанности государства по взаимодействию с ассоциациями граждан, тогда как диспозитивными нормами гражданам предоставляется право на защиту своих интересов в составе различных ассоциаций. Это направление развития нормативного регулирования права граждан на свободу ассоциаций представляется наиболее перспективным с точки зрения реализацию использования потенциала социальной самоорганизации.
Рецензия
Работа посвящена актуальной теме правового регулирования процессов социальной самоорганизации. Автором проанализированы нормы международного права и законодательства Российской Федерации, регламентирующие право граждан на свободу ассоциаций, рассмотрены особенности правовых актов, регламентирующих порядок создания и деятельности общественных объединений, политических партий, местного самоуправления и ряда других проявлений самоорганизации.
В статье рассмотрен вопрос совершенствования нормативно-правовой базы ассоциации граждан, проанализирован ряд проблем, связанных с её несовершенством, выработаны предложения о необходимости сбалансированности императивных и диспозитивных норм, регулирующих общественные отношения в этой сфере.
Работа Калинкина С.Ю. отличается новизной, имеет научное и практическое значение с точки зрения совершенствования правового регулирования процессов ассоциации граждан и социальной самоорганизации в целом, а также их использовании в интересах повышения эффективности государственного и муниципального управления.
Научный руководитель, заслуженный юрист Российской Федерации д.ю.н., профессор
12 См.: Лапаева В.В. Закон о политических партиях: в чем суть альтернативных подходов. "Журнал российского права", 2001, №2.