Научная статья на тему 'Правовое регулирование права граждан на свободу ассоциаций как элемента социальной самоорганизации'

Правовое регулирование права граждан на свободу ассоциаций как элемента социальной самоорганизации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
331
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО ГРАЖДАН НА СВОБОДУ АССОЦИАЦИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калинкин С. Ю.

Статья посвящена актуальной теме правового регулирования процессов социальной самоорганизации. Автором проанализированы нормы международного права и законодательства Российской Федерации, рассмотрены особенности правовых актов, регламентирующих порядок создания и деятельности общественных объединений, политических партий, местного самоуправления и ряда других проявлений самоорганизации. В статье рассмотрен вопрос совершенствования нормативно-правовой базы ассоциации граждан, проанализирован ряд проблем, связанных с её несовершенством, выработаны предложения о необходимости сбалансированности императивных и диспозитивных норм, регулирующих общественные отношения в этой сфере. Научное и практическое значение статьи связано с возможностью совершенствования правового регулирования процессов ассоциации граждан и социальной самоорганизации в целом, а также их использовании в интересах повышения эффективности государственного и муниципального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование права граждан на свободу ассоциаций как элемента социальной самоорганизации»

9.2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВА ГРАЖДАН НА СВОБОДУ АССОЦИАЦИЙ КАК ЭЛЕМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ

Калинкин С.Ю. преподаватель Академии управления МВД России Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Статья посвящена актуальной теме правового регулирования процессов социальной самоорганизации. Автором проанализированы нормы международного права и законодательства Российской Федерации, рассмотрены особенности правовых актов, регламентирующих порядок создания и деятельности общественных объединений, политических партий, местного самоуправления и ряда других проявлений самоорганизации.

В статье рассмотрен вопрос совершенствования нормативно-правовой базы ассоциации граждан, проанализирован ряд проблем, связанных с её несовершенством, выработаны предложения о необходимости сбалансированности императивных и диспозитивных норм, регулирующих общественные отношения в этой сфере.

Научное и практическое значение статьи связано с возможностью совершенствования правового регулирования процессов ассоциации граждан и социальной самоорганизации в целом, а также их использовании в интересах повышения эффективности государственного и муниципального управления.

В настоящее время не вызывает сомнение тот факт, что социальная самоорганизация становиться все более значимым явлением в общественной жизни. Именно поэтому её адекватное нормативно-правовое регулирование имеет важное значение для создания и функционирования механизмов контролируемого высвобождения социальной энергии, и его можно рассматривать как фактор национальной безопасности.1

В Российской Федерации вопросы, связанные с процессами самоорганизации, отражены в целом ряде нормативно-правовых актов. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.30) каждый имеет право на создание на добровольной основе общественных объединений в соответствии со своими убеждениями для защиты общих интересов и достижения общих целей, на участие в деятельности в соответствии с их уставами; а также на беспрепятственный выход из общественных объединений. Кроме того, гарантируется свобода деятельности общественных объе-динений.2 Общественные объединения являются необходимым и весьма важным элементом гражданского общества, инструментом для решения множества групповых и индивидуальных проблем.

В то же время, право на объединение не исчерпывается только вышеуказанными аспектами. Конституция Российской Федерации закрепляет установленное в ст. 22 Международного пакта о гражданских и полити-

1 Мокрый В.С. Местное самоуправление: пути становления и развития. "Журнал российского права", №10, октябрь 2002г.

Конституция Российской Федерации. М. 1993

ческих правах право на свободу ассоциаций, в соответствии с которым «1. Каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими ... для защиты своих интересов. 2. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц».3 Кроме того, ст. 20 Всеобщей декларации прав человека гласит, что «1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций. 2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию».4 Конференция по человеческому измерению СБСЕ установила обязанность государства гарантировать и обеспечивать право на ассоциацию.5

Анализируя рассмотренные выше международные нормативно-правовые акты и положения Конституции Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что рассматриваемое право на объединение (ассоциацию) распространяется на любые формы такого рода социальных явлений, не ограничиваясь лишь формой «общественного объединения».

Учитывая интересы государственной и общественной безопасности, защиты иных прав и свобод, право на объединение в некоторой степени ограничивается действующим законодательством, в том числе Конституцией РФ (ч.5 ст.13), федеральными конституционными законами от 30 мая 2001г. "О чрезвычайном положении" и от 30 января 2002г. "О военном положении"; федеральными законами от 19 мая 1995г. "Об общественных объединениях", от 12 января 1996г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", от 25 июля 1998г. №130-ФЗ "О борьбе с терроризмом", от 11 июля 2001г. "О политических партиях", от 25 июля 2002г. "О противодействии экстремистской деятельности" и др.6

При этом законодательство гарантирует судебную защиту права граждан на объединение. В частности, Закон об общественных объединениях устанавливает, что общественные объединения и граждане в связи с нарушением их прав могут обратиться с исковым заявлением в судебные органы, обжаловать отказ уполномоченных органов в регистрации объединения или уклонения от таковой, а также предупреждения, вынесенные в адрес объединения, решения о приостановлении и ликвидации общественного объединения.7

Процесс институционализации ассоциации регламентируется целым рядом нормативно-правовых актов, в том числе федеральными законами от 19 мая 1995г. №82-ФЗ "Об общественных объединениях", "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" от 26 мая 1995г. №98-ФЗ, "О некоммерческих организациях" от 8 декабря

3 Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966г.)

4 Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948г.)

5 Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Копенгаген, 29 июня 1990г.)

6 См.: Мельник Т.Е. Приостановление и запрет деятельности общественных объединений: направления совершенствования. "Журнал российского права", №4, апрель 2003г.

7 Чередина Н.В. Некоторые вопросы судебной защиты права граждан на объединение. "Журнал российского права", №7, июль 2005г.

Бизнес в законе

3'2008

1995г. №7-ФЗ, "О политических партиях" от 11 июля 2001 года №95-ФЗ и др.

В наиболее общем виде общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995г. №82-ФЗ "Об общественных объединениях". В соответствии с ним граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Важным обстоятельством является также то, что, несмотря на используемую в Законе формулировку «граждане», законодатель в этом вопросе предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства равные с гражданами Российской Федерации права, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации, регламентирующее процессы самоорганизации населения, получило свое развитие в нормативно-правовых актах, относящихся к проблемам местного самоуправления. Федеральным законом от 28 августа 1995г. №154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" было определено, что местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.8

Нормативное регулирование местного самоуправления получило свое развитие с принятием Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".9 Помимо рассмотренных выше федеральных законов самоорганизация населения в решении вопросов местного значения регулируется и иными нормативно-правовыми актами, в т.ч. на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.10

8 Федеральный закон от 28 августа 1995г. №154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 22 апреля, 26 ноября 1996г., 17 марта 1997г., 4 августа 2000г., 21 марта 2002г., 7 июля, 8 декабря 2003г., 21 июля 2005г.)

9 Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 19 июня, 12 августа, 28, 29, 30 декабря 2004г., 18 апреля, 29 июня, 21 июля, 12 октября, 27, 31 декабря 2005г.)

10 См.: Устав города Москвы (принят Московской городской

Думой 28 июня 1995 года) (с изменениями от 24 июня 1998г.,

12 июля 1999г., 12 июля 2000г., 13 июля 2001г., 6 ноября 2002г., 19 марта, 22 октября 2003г., 14 июля 2004г.) в редакции закона г.Москвы от 13 июля 2001г.; Закон г. Москвы от 6 ноября 2002г. №56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" (с изменениями от 12 марта, 14 мая 2003г.); Закон г. Москвы от 10 июля 1996г. №26-77 "О терри-

Представляется, что процессы самоорганизации населения в местном самоуправлении наиболее эффективно могут проявляться в таких формах как проведение местного референдума; собрание (сход) граждан, которое в отдельных поселениях в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может осуществлять полномочия представительных органов местного самоуправления; территориальное общественное самоуправление (т.е. самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения).

Кроме того, граждане вправе участвовать в иных формах осуществлении местного самоуправления, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.

Одним из видов самоорганизации граждан является политическая партия, т.е. общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. При этом право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий .11

Регламентация данного вида общественных отношений должна учитывать те социальные реалии, которые характерны для российского общества на современном этапе его развития. В частности, ряд исследователей отмечает, что в случае монопольного положения нескольких крупных партий в наибольшей степени будут ущемлены интересы наиболее образованной и активной части общества. Это связано с тем, что указанная социальная группа отторгает идеологию левых партий и не примеряет на себя позицию «социального поражения», но одновременно отказывается от криминальной или полукриминальной активности, не получает материальных и социальных выгод от приватизации. Довольно высокий социальный потенциал подобной категории граждан не находит своего

ториальном общественном самоуправлении в городе Москве"; Постановление Правительства Москвы от 21 сентября 2004г. №649-ПП "О Городской целевой программе государственной поддержки развития местного самоуправления в городе Москве на 2005-2007 годы"; Устав внутригородского муниципального образования Алексеевское в городе Москве (принят решением муниципального Собрания "Алексеевский" от 27 ноября 2003г. №11/4); Устав внутригородского муниципального образования Дорогомилово в городе Москве (принят решением муниципального Собрания "Дорогомилово" от 26 ноября 2003г. №18/1); Устав внутригородского муниципального образования Замоскворечье в городе Москве (принят решением муниципального Собрания "Замоскворечье" г. Москвы от 25 ноября 2003г. №22/1).

11 Федеральный закон от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ "О политических партиях" (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002г., 23 июня, 8 декабря 2003г., 20, 28 декабря 2004г., 21 июля, 31 декабря 2005г.)

политического применения, они практически не пред- А.М.Кононов

ставлены в законодательных органах власти.12 Пренебрежение интересами этой социальной группы может повлечь за собой разрушительный выброс нереализованной социальной энергии, что уже не раз происходило в истории России.

Анализ современного состояния правового регулирования права граждан на свободу ассоциаций и практики его реализации позволяет сделать несколько выводов. В целом нормативное регулирование права граждан на свободу ассоциаций в Российской Федерации соответствует основным международным правовым актам, действующим в этой сфере. Однако, нельзя не отметить специфических для современной России проблем, тесно связанных с практикой реализации этого права. Учитывая значительный социальный потенциал самоорганизации населения и необходимость его использования в решении стоящих перед страной задач, требуется найти необходимый баланс императивных и диспозитивных норм, регулирующих общественные отношения в этой сфере. Представляется, что императивные нормы в основном должны определить границы реализации самооганизационной активности населения, в т.ч. права на ассоциации. Кроме того, только императивные нормы могут установить обязанности государства по взаимодействию с ассоциациями граждан, тогда как диспозитивными нормами гражданам предоставляется право на защиту своих интересов в составе различных ассоциаций. Это направление развития нормативного регулирования права граждан на свободу ассоциаций представляется наиболее перспективным с точки зрения реализацию использования потенциала социальной самоорганизации.

Рецензия

Работа посвящена актуальной теме правового регулирования процессов социальной самоорганизации. Автором проанализированы нормы международного права и законодательства Российской Федерации, регламентирующие право граждан на свободу ассоциаций, рассмотрены особенности правовых актов, регламентирующих порядок создания и деятельности общественных объединений, политических партий, местного самоуправления и ряда других проявлений самоорганизации.

В статье рассмотрен вопрос совершенствования нормативно-правовой базы ассоциации граждан, проанализирован ряд проблем, связанных с её несовершенством, выработаны предложения о необходимости сбалансированности императивных и диспозитивных норм, регулирующих общественные отношения в этой сфере.

Работа Калинкина С.Ю. отличается новизной, имеет научное и практическое значение с точки зрения совершенствования правового регулирования процессов ассоциации граждан и социальной самоорганизации в целом, а также их использовании в интересах повышения эффективности государственного и муниципального управления.

Научный руководитель, заслуженный юрист Российской Федерации д.ю.н., профессор

12 См.: Лапаева В.В. Закон о политических партиях: в чем суть альтернативных подходов. "Журнал российского права", 2001, №2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.