Научная статья на тему 'Правовое регулирование отношений по поводу защиты чести, достоинства и деловой репутации'

Правовое регулирование отношений по поводу защиты чести, достоинства и деловой репутации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5641
569
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЧЕСТЬ / ДОСТОИНСТВО / ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / ДОБРОЕ ИМЯ / ЛИЧНОЕ НЕИМУЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО / ЗАЩИТА ЧЕСТИ / ДОСТОИНСТВА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ / HUMAN RIGHTS / NON-MATERIAL BENEFITS / LEGAL REGULATIONS / HONOR / DIGNITY / BUSINESS REPUTATION / REPUTATION / MORAL GOOD / PROTECTION OF HONOR / DIGNITY AND BUSINESS REPUTATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савченко Е.Я.

В статье раскрывается актуальность рассмотрения таких нематериальных благ, как честь, достоин-ство и деловая репутация. Освещаются основополагающие международно-правовые, а также внутренние акты, регулирующие эти категории. Особое внимание автор уделяет судебной практике в этой сфере, поскольку Верховный Суд РФ уделяет повышенное внимание защите упомянутых благ. Кроме того, в работе раскрывается проблема определения понятий «честь», «достоинство» и «деловая репутация», поскольку законодательное закрепление этих формулировок отсутствует. Даются рекомендации по устранению этих пробелов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF RELATIONS ON PROTECTION OF HONOR, DIGNITY AND BUSINESS REPUTATION

The article reveals the topicality of dealing with such non-material benefits as honor, dignity and business reputation. The fundamental international legal and internal acts regulating these categories are highlighted. Particular attention is paid to the jurisprudence in this area, because the Supreme Court of the Russian Federation attaches great importance to the protection of the mentioned items. In addition, the article reveals such definitions as «honor», «dignity» and «business reputation» as the legislative embodiment of these formulations is absent. Recommendations to solve the problem mentioned are given.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование отношений по поводу защиты чести, достоинства и деловой репутации»

УДК 342.72./73+347.1 № 1 (8) / 2016, с. 38-43

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ПО ПОВОДУ ЗАЩИТЫ ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ

Елена Яковлевна Савченко

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Российская Федерация E-mail: savchenko-e@bk.ru

В статье раскрывается актуальность рассмотрения таких нематериальных благ, как честь, достоинство и деловая репутация. Освещаются основополагающие международно-правовые, а также внутренние акты, регулирующие эти категории. Особое внимание автор уделяет судебной практике в этой сфере, поскольку Верховный Суд РФ уделяет повышенное внимание защите упомянутых благ. Кроме того, в работе раскрывается проблема определения понятий «честь», «достоинство» и «деловая репутация», поскольку законодательное закрепление этих формулировок отсутствует. Даются рекомендации по устранению этих пробелов.

Ключевые слова: права человека, нематериальные блага, правовое регулирование, честь, достоинство, деловая репутация, доброе имя, личное неимущественное благо, защита чести, достоинства и деловой репутации.

LEGAL REGULATION OF RELATIONS ON PROTECTION OF HONOR, DIGNITY AND BUSINESS REPUTATION

Elena Savchenko

South Ural State University (National Research University), Cheliabinsk, Russian Federation

E-mail: savchenko-e@bk.ru

The article reveals the topicality of dealing with such non-material benefits as honor, dignity and business reputation. The fundamental international legal and internal acts regulating these categories are highlighted.

Particular attention is paid to the jurisprudence in this area, because the Supreme Court of the Russian Federation attaches great importance to the protection of the mentioned items. In addition, the article reveals such definitions as «honor», «dignity» and «business reputation» as the legislative embodiment of these formulations is absent. Recommendations to solve the problem mentioned are given.

Keywords: human rights, non-material benefits, legal regulations, honor, dignity, business reputation, reputation, moral good, protection of honor, dignity and business reputation.

В настоящее время защита прав человека приобретает все большее значение, поскольку является составной частью общественного прогресса, в основе которого лежит общечеловеческий интерес. Право на честь, достоинство и деловую репутацию является важнейшей социально-правовой ценностью и потребностью правового государства.

Целый ряд основополагающих международно-правовых актов предусматривает необходимость обеспечения основных прав человека, в том числе и право на честь, достоинство и деловую репутацию. Так, во Всеобщей декларации о правах человека

установлено: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства»1.

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года говорится о том, что: «никто не может подвергаться произвольному или незаконному

1 Всеобщая Декларация прав человека (Принята

10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН).

Статья 1 // Международное публичное право. Сборник документов. - М., 1996. - Т. 1. - С. 460-464.

вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или незаконным посягательствам на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств»2. Кроме того, Декларация «Надежды и проблемы времени перемен» 1992 года обязывает его участников соблюдать заключенный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 года в области прав человека, предусматривая необходимость обеспечения основных прав человека, в том числе и право на честь, достоинство и деловую репутацию. В целях признания и обеспечения прав человека в Российской Федерации 22 ноября 1991 года Верховный Совет Российской Федерации утвердил Декларацию прав и свобод человека и гражданина. Основные положения этого важнейшего документа были включены и в текст Конституции Российской Федерации, в частности в статье 21 было закреплено декларативное положение о том, что «достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления»3.

Такое закрепление прав и свобод человека и гражданина в Основном законе страны и других нормативных источниках определяет ориентацию на их обеспечение всех государственных органов, а общества - на осуществление контроля за тем, как эти права и свободы обеспечиваются властью в повседневной жизни людей. В случае посягательств на честь, достоинство гражданина либо деловую репутацию гражданина или юридического лица, важное место отводится юридической науке, особенно таким ее отраслям, как гражданское, административное и уголовное право.

Наша задача - путем сравнительного анализа осветить проблемы правового регулирования чести, достоинства и деловой репутации с позиции науки гражданского права.

«Изначально посягательства на рассматриваемые блага граждан связывались с единым понятием «личная обида» (injuria): классическое римское право обозначало этим термином всякое неправомерное действие,

2 Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16 декабря 1966 года Резолюцией 2200 на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблее ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. -1994. - № 12. - С. 5-11.

3 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Российская газета. - 1993. - 13 декабря. - С. 5.

все совершаемое не по праву (omne guod non jure fit). Но посягательства на честь, достоинство и другие личные блага не охватывались понятием injuria, и только преторская практика включила их в число личных обид» [1].

Юридическая охрана чести, достоинства и деловой репутации в нашем государстве осуществлялась при помощи норм уголовного, административного и трудового права. В то же время с точки зрения гражданско-правовой защиты вышеуказанных прав этот вопрос был решен положительно лишь с момента принятия в 1961 году Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, где впервые предусматривалась норма по гражданско-правовой защите чести и достоинства граждан и организаций. В этой норме (статья 7 Основ) было закреплено право каждого гражданина или организации требовать по суду опровержения порочащих их честь и достоинство сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что эти сведения соответствуют действительности. Аналогичная норма в дальнейшем получила свое закрепление и в статье 7 Гражданского кодекса РСФСР от 11 июня 1964 года»4.

Следует отметить тот факт, что, наделяя то или иное физическое или юридическое лицо определенными правами, государство должно обеспечивать и необходимую систему гарантий осуществления прав и их защиты. В соответствии с этими гарантиями каждый гражданин в государстве имеет право на восстановление нарушенных прав. Необходимо указать на то, что статья 152 ныне действующего Гражданского кодекса Российской Федерации является одновременно и общей, и специальной нормой, непосредственно предоставляющей гражданину «право требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию сведений, а также право на размещение своего ответа в средствах массовой информации в случаях опубликования последними сведений, ущемляющих его права или охраняемые законом интересы, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности»5. На основании пункта 11 данной статьи ГК РФ юридическое лицо также вправе требовать аналогичной защиты своей деловой репутации. Необходи-

4 Гражданский кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 11 июня 1964 года) // Ведомости ВС РСФСР - 1964. -№ 24. - Ст. 407.

5 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая : федер. закон от 30 ноября 19994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. -№ 32. - Ст. 3301.

мо обратить внимание на тот факт, что ранее в соответствии со статьей 7 ГК РСФСР 1964 года о защите чести и достоинства не было ссылок на деловую репутацию, в то время как умаление деловой репутации гражданина, естественно, сказывается на его чести и достоинстве, а умаление деловой репутации юридического лица может создать препятствия к его успешной деятельности.

Ныне действующее законодательство содержит большое количество нормативно-правовых актов по защите чести, достоинства граждан и деловой репутации граждан и юридических лиц. Например, нормы семейного законодательства гарантируют право ребенка на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства; «родители не вправе причинить вред физическому или психическому здоровью детей, их нравственному развитию»6.

Ссылки на государственные гарантии защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан и юридических лиц содержится также и в нормах Федеральных законов от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации»7, от 22 января 1993 года «О статусе военнослужащих»8 и других нормативно-правовых актах Российской Федерации.

Отдельные вопросы защиты деловой репутации регулируются Федеральным законом от 18 июля 1995 года № 108-ФЗ «О рекламе»9, где в статье 6 закреплено положение о том, что лицо, которому стало известно о производстве или распространении рекламы, содержащей сведения, порочащие его честь достоинство или деловую репутацию, вправе обратиться за защитой нарушенных прав соответственно в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также вправе требовать от рекламодателя опровержения рекламы тем же способом, каким она была распространена, если рекламодатель не выполняет это требование в добровольном порядке.

Статья 150 ГК РФ устанавливает, что право на честь, достоинство и деловую репу-

6 Семейный Кодекс Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 1995 г. № 223-Ф3 // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16.

7 О средствах массовой информации : федер. закон от 07 декабря 1991 г. № 2124-1 // Ведомости ВС РФ. -1992. - № 7. - Ст. 300.

8 О статусе военнослужащих : федер. закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -1998. - № 22. - Ст. 2331.

9 О рекламе : федер. закон от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 // Собрание законодательства РФ. - 2006. -№ 12. - Ст. 1232.

тацию относится к гражданским неимущественным правам, являющимся элементами правосубъектности гражданина или организации.

Однако необходимо отметить, что понятия «честь», «достоинство» и «деловая репутация» не определены современным законодательством, в связи с чем возникает необходимость не только дать формулировки таких понятий, но и раскрыть их сущность.

Если посмотреть современную юридическую литературу, то можно прийти к выводу о том, что определения вышеуказанных терминов пытаются сформулировать многие ученые, в первую очередь - цивилисты. Так, например, Ю.Г. Иваненко в одной из своих работ указывает: «Под достоинством понимается уважение лицом своих положительных качеств в собственном сознании.

Понятие чести подразумевает два аспекта - внешний (объективный) и внутренний (субъективный). Внешняя оценка чести тесно связана с понятиями «репутация», «доброе имя», «престиж» [2].

При этом необходимо иметь в виду, что все-таки имеется различие содержания понятий чести и доброго имени, поскольку в тексте статьи 150 ГК РФ наряду с другими нематериальными благами используется такой термин, как «доброе имя». Вместе с тем пункт 2 этой же статьи гласит: «Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случае и в порядке ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения». И далее в абзаце 2 пункта 2 статьи 150 ГК РФ уточняется: «В случаях, когда того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо». Можно сделать вывод, что все это относится и к доброму имени гражданина, поскольку статья 150 ГК РФ называет его среди других нематериальных благ. Вместе с тем статья 152 ГК РФ по непонятной причине закрепляет защиту только

чести, достоинства и деловой репутации. Получается, что такое нематериальное благо как доброе имя может защищаться не всеми специальными гражданско-правовыми способами, предусмотренными в статье 152 ГК РФ. Однако согласно статье 12 ГК РФ в качестве способа защиты доброго имени следует использовать и возможность взыскания с ответчика компенсации морального вреда в соответствии со статьями 151, 1099-1101 ГК РФ. Следует помнить, что окончательный размер такой компенсации определяет суд с учетом обстоятельств дела, последствий для потерпевшего, его индивидуальных особенностей, вины причинителя вреда(кроме случаев, предусмотренных статьей 1100 ГК РФ), имущественного положения ответчика, а также требований разумности и справедливости.

Термин «деловая репутация» (физического и юридического лица) согласно толковому словарю русского языка С.В Ожегова и Н.Ю. Шведовой определяется как «приобретаемая в процессе профессиональной или предпринимательской деятельности общественная оценка, общее или широко распространенное мнение о деловых качествах, достоинствах и недостатках человека или юридического лица» [3].

П.Я. Трубников в одной из своих работ отмечает следующее: «Иногда, при сравнении лингвистического содержания нематериальных благ, являющихся предметом защиты в рамках статьи 152 ГК РФ, акцентируется внимание на том, что честь и достоинство могут иметь только положительное значение, в то время как репутация, в том числе и общественная, может быть как положительной, так и отрицательной оценкой качеств лица» [4]. Вместе с тем это суждение не раскрывает правового содержания деловой репутации, поскольку имеет значение лишь вопрос о возможности ухудшения существующей репутации в результате распространения о лице порочащих его сведений. В связи с этим при применении статьи 152 ГК РФ деловая репутация потерпевшего даже будучи плохой, в сравнении с деловой репутацией других лиц, должна рассматриваться как хорошая по сравнению с ее состоянием после распространения порочащих сведений.

Л.О. Красавчикова также дает формулировки вышеуказанных понятий. По ее мнению, «честь» - это социально значимая положительная оценка лица со стороны общественного мнения; «достоинство» -самооценка лицом своих моральных, профессиональных и иных качеств; «деловая репу-

тация» - сложившееся общественное мнение о профессиональных достоинствах и недостатках лица (гражданина или юридического лица)» [5].

В статье 152 ГК РФ упоминаются такие понятия, как «деловая репутация гражданина» и «деловая репутация юридического лица». При этом каких-либо оговорок о том, что речь идет о гражданине, зарегистрированном в качестве предпринимателя без образования юридического лица, или о юридическом лице исключительно как о коммерческой организации статья 152 ГК РФ не содержит. Следовательно, из этого вытекает вывод о том, что деловой репутацией может обладать любой гражданин, в том числе занимающийся предпринимательской деятельностью, как и любое юридическое лицо: коммерческая или некоммерческая организация, а также государственные и муниципальные учреждения и прочие.

Отметим, что сходство таких понятий как «деловая репутация» и «доброе имя» состоит в том, что оба эти определения являются оценкой качества лица. Отграничение этих терминов зависит от цели применения деловых качеств лица. Так, если юридическое лицо (как коммерческое, так и некоммерческое), создается с заранее определенной целью для участия в деловых отношениях, то и любые его качества неизбежно являются деловыми (коммерческими, организационными, управленческими и т. д.). Деловые же качества гражданина - это качества, обеспечивающие осуществление этим гражданином деятельности, направленной на удовлетворение общественных потребностей, или его эффективное участие в такой деятельности. Эта его деятельность получает оценку в общественном мнении, что и образует деловую репутацию гражданина.

Необходимо указать на то, что всегда репутация обладает признаками личного неимущественного блага в смысле статьи 150 ГК РФ. Так, в пункте 1 статьи 1042 ГК РФ определяется состав вкладов, вносимых участниками простого товарищества. Согласно данной норме «вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи. Вклады товарищей признаются равными по стоимости, если иное не следует из договора простого товарищества или фактических обстоятельств. Денежная оценка вклада производится по соглашению между товарищами». Исходя из вышеизложенного, можно сде-

лать вывод, что в данной ситуации законодатель рассматривает деловую репутацию как имущественное благо. И здесь возникает проблема, поскольку статья 150 ГК РФ закрепляет положение о том, что деловая репутация является нематериальным благом, которое к тому же «неотчуждаемо и непередаваемо иным способом».

Представляется, что статью 150 ГК РФ необходимо изложить в новой редакции. В частности, дополнить пункт первый новым абзацем следующего содержания: «В случаях и в порядке, предусмотренных законом, некоторые личные неимущественные права гражданина могут на определенный срок отчуждаться и передаваться по договорам другим лицам».

Не вполне соответствует также признакам личных неимущественных благ, деловая репутация, возможность использования которой возникает на основе договора коммерческой концессии. Особенность данного договора заключается в том, что правообладатель, передавая по договору комплекс исключительных прав, индивидуализирующих его бизнес, фактически разрешает использовать свою деловую репутацию. Однако, по мнению Г.Н Черничкиной, «она по договору не отчуждается, так как неразрывно связана с правообладателем и обычно учитывается при согласовании цены договора. Поэтому, как представляется, деловая репутация не может быть самостоятельным предметом договора коммерческой концессии. Гражданско-правовая охрана деловой репутации определяется статьей 152 ГК РФ. Применительно к договору коммерческой концессии деловая репутация правообладателя дополнительно защищена сформулированными императивно в статье 1032 ГК РФ обязанностями пользователя» [6]. Кроме того, пункт статьи 1027 ГК РФ также устанавливает определенные рамки использования деловой репутации: «Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, указанию услуг)».

Рассматривая вопрос правового регулирования в Российской Федерации отношений по поводу защиты чести, достоинства и деловой репутации, следует отметить также, что, несмотря на большое количество нормативно-правовых актов в данной сфере, на сегодняшний день отсутствует четкое законодательное представление о содержании вышеуказанных нематериальных благ, и это, несомненно, приводит к неоднозначному толкованию их судами.

В настоящее время, в целях разрешения правовых коллизий по вопросам защиты чести, достоинства и деловой репутации, необходимо руководствоваться общепризнанными нормами и принципами международного права, а также позицией высшей судебной инстанции - Верховного Суда РФ, разъясняющего, какими именно положениями надлежит руководствоваться при рассмотрении данной категории дел.

Следует отметить тот факт, что Верховный Суд РФ уделяет повышенное внимание защите вышеуказанных благ. Подтверждением этого является принятое Пленумом Верховного Суда РФ 24 февраля 2005 года постановление № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», в котором было дано разъяснение об особенностях применения судами отдельных положений статей 151 и 152 ГК РФ, где прямо указано, что «право граждан на защиту чести, достоинства и деловой репутации является их конституционным правом, а деловая репутация юридических лиц - одним из условий его успешной деятельности»10. Кроме того, в пункте 2 данного постановления прямо предусмотрена возможность компенсации морального вреда юридическому лицу. Однако анализ судебной практики все же позволяет сделать вывод о том, что положения постановлений Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в значительной степени касаются процессуальных вопросов, связанных с рассмотрением дел данной категории, а проблема разграничения понятий чести, достоинства и деловой репутации здесь вообще не затронута.

Все это подтверждает вывод о том, что в целях устранения существующих пробелов, возможно, следует согласиться с предложе-

10 О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2005. -№ 4. - С. 8.

нием, высказанным в научной литературе о возможности введения четкого законодательного определения объекта защиты статьи 152 ГК РФ путем замены терминов «чести», «достоинства» и «деловой репутации» единым термином - «репутация». Именно такой единый подход, успешно применяемый

в англосаксонском праве, будет способствовать обеспечению эффективной защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан и юридических лиц. При этом вопрос о виде репутации должен решаться в случае необходимости, в зависимости от вида субъекта, чья репутация подверглась умалению [7].

Примечания

1. Иваненко Ю. Г. Гражданско-правовая и уголовно-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации // Законодательство. - 2001. - № 11. - С. 21.

2. Иваненко Ю. Г. Юридически значимые понятия по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации // Адвокатская практика. - 2002. - № 2. - С. 24.

3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2001. - Т. 3. - С. 158.

4. Трубников П. Я. Применение судами законодательства о защите чести, достоинства и деловой репутации // Законность. - 1995. - № 5. - С. 8.

5. Красавчикова Л. О. гражданско-правовая защита чести и достоинства. Текст лекций. - Екатеринбург, 1993.

6. Черничкина Г. Н. О предмете договора коммерческой концессии // Современное право. - 2003. -№ 8. - С. 13.

7. Эрделевский, А.М. Компенсация морального вреда: анализ и комментарий законодательства и судебной практики. - М., 2007. - С. 151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.