Научная статья на тему 'Правовое регулирование охраны и защиты граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера'

Правовое регулирование охраны и защиты граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1607
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / EMERGENCY SITUATION / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гибадулинова Лилия Рафаэльевна, Брянцева Наталия Владимировна

На становление государства рождает законодательные документы, определяющие вопросы безопасности. Совершенствования законодательства в области предупреждения и ликвидации ЧС и интенсивное формирование нормативной правовой базы в области обеспечения безопасности, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, является неотъемлемой частью правового государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гибадулинова Лилия Рафаэльевна, Брянцева Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE SAFETY AND PROTECTION OF CITIZENS DURING TMERGENCIES OF NATURAL AND MANMADE

Formation of the state creates legal documents defining security issues. Improvement of legislation in the field of emergency prevention and response and intensive formation of legislation in the field of security, protection of population and territories from emergency situations of natural and manmade, is an integral part of the legal state

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование охраны и защиты граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

УДК 349.6

Л.Р. Гибадулинова, Н.В. Брянцева*

Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, Москва, Россия. 125047 Москва, Миусская пл., 9 *е-шаП: urkaf@mail.ru

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

На становление государства рождает законодательные документы, определяющие вопросы безопасности. Совершенствования законодательства в области предупреждения и ликвидации ЧС и интенсивное формирование нормативной правовой базы в области обеспечения безопасности, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, является неотъемлемой частью правового государства.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, правовое регулирование.

С давних времен и по настоящее время люди старались объединиться, чтобы противостоять разного рода опасным природным явлениям, стихийным и иным бедствиям и катастрофам, оказать помощь попавшим в беду. Именно стремление к коллективному противостоянию бедствиям различного характера является одной из причин создания государства. А появление в государстве сил для защиты от стихийных бедствий нередко обусловлено появлением той или иной опасности и угрозы. Со временем становления государства рождались и законодательные документы, определяющие вопросы безопасности.

В последние годы российское общество пережило глубокие формационные

преобразования, охватившие все сферы жизнедеятельности и сопровождающиеся значительными потерями от негативного воздействия стихийных бедствий,

технологических катастроф, глобальных изменений в экосистеме, социально-политических конфликтов и иных чрезвычайных ситуаций. Ежегодно в результате возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) гибнут и травмируются люди, причиняется вред организациям, разрушаются здания и сооружения. Согласно официальным статистическим данным Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ) за первый квартал 2013 года на территории Российской Федерации произошло 44 чрезвычайных ситуации техногенного характера и 6 природного характера. В них погибло 159 и пострадало 1967 человек [1]. В таких условиях одной из важнейших функций государства становится проблема защиты населения и территорий от ЧС. Конституция Российской Федерации является законодательной и

нормативной правовой основой организации государственных структур, создаваемых для предупреждении и ликвидации ЧС.

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидациями их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации [2].

В целях совершенствования законодательства в области предупреждения и ликвидации ЧС за последние несколько лет в Российской Федерации идет интенсивное формирование нормативной правовой базы в области обеспечения безопасности, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, которая представляет собой ряд законов и подзаконных актов государственного и муниципального уровня.

В рамках данной статьи мы рассматриваем только некоторые нормативно правовые акты в области обеспечения безопасности от ЧС, которые на наш взгляд являются основополагающими и в последнее время были подвергнуты ряду изменений и дополнений.

Центральное место среди нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности от ЧС занимает Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Данный закон определяет «общие организационно-правовые нормы в области защиты лиц, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного и воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а

также окружающей среды от ЧС природного и техногенного характера» [3].

За последние несколько лет в указанный закон внесен ряд важных изменений, целью которых является совершенствование механизмов регулирования отношений в области защиты населения и территорий от ЧС различного характера. Изменения коснулись ряда направлений правового регулирования. В частности определено понятие

"Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей", а также закреплен порядок их использования. Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от ЧС основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права. Кроме того закон был дополнен правовыми нормами по обеспечению безопасности людей на водных объектах и подготовке населения к действиям в ЧС [3].

Еще одним не менее важным нормативно правовым актом в области защиты населения от ЧС, который подвергся изменениям, является Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ "Об аварийно--спасательных службах и статусе спасателей". В нем закреплено право органов местного самоуправления принимать правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований,

закреплено положение, о том, что профессиональные аварийно-спасательные

службы и профессиональные аварийно-спасательные формирования могут осуществлять свою деятельность по обслуживанию объектов и территорий на договорной основе [4].

Изменения коснулись и Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне". В нем были уточнены полномочия Президента Российской Федерации в части утверждения структуры и состава спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, штатной численности военнослужащих в данных воинских формирований, положения о них, а также основы деятельности этих формирований [5].

Хотелось бы еще сказать и об изменениях, внесенных в Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта". Данный Федеральный закон предусматривает

обязанность владельцев опасных объектов страховать свою ответственность на случай возможной аварии. Безусловно, за счет экономических механизмов должны быть снижены риски возникновения и тяжести последствий техногенных ЧС [6].

Практическое развитие большинства норм и положений ряда законов невозможно без подзаконных актов - указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актов и т.д.

Среди принятых подзаконных правовых актов необходимо отметить Указ Президента Российской Федерации от 23 октября 2008 г. № 1515 "О федеральном государственном учреждении "Национальный центр управления в кризисных ситуациях". Его создание необходимо для развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны [7].

Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций подверглось изменениям в результате принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 577 "О внесении изменений в положение "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". Согласно внесенным изменениям для осуществления экспертной поддержки в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах при постоянно действующих органах управления РСЧС предусматривается создание экспертных советов. Изменена классификация органов управления РСЧС, а также функциональные подсистемы РСЧС, создаваемые федеральными органами исполнительной власти. Дополнен перечень мероприятий, связанных с ликвидацией ЧС, на которые выделяются бюджетные ассигнования [8].

Законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций не стоит на месте, оно постоянно подвергается изменениям и дополнениям, направленным на совершенствование действующего

законодательства как на государственном, так и на муниципальном уровне, качественно улучшая механизмы оказания помощи населению и территориям при их защите от ЧС.

Гибадулинова Лилия Рафаэльевна, студентка Юридического отделения РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва.

Брянцева Наталия Владимировна, заведующий кафедрой гражданского, авторского и экологического права, к.х.н., профессор РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Литература

1. МЧС России. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mchs.gov.ru/Stats/CHrezvichajnie_situacii/2013_god/Svedenija_o_chrezvichajnih_situaci jah_pr

2. "КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принята всенародным голосованием 12.12.1993). «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/popular/cons/

3. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156721/

4. Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148644/

5. Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О гражданской обороне". «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156905/

6. Федеральный закон от 27.07.2010 N 225-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте". «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156785/

7. Указ Президента Российской Федерации от 23 октября 2008 г. N 1515 "О федеральном государственном учреждении "Национальный центр управления в кризисных ситуациях". Российская газета. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2008/10/28/krizis-fgu-dok.html

8. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Постановление от 16 июля 2009 г. N 577 г. Москва «О внесении изменений в Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102084564&backlink=1&&nd=102131141

GibadulinovaLiliyaRafaelevna, BryantsevaNatalia Vladimirovna*

D.I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. *e-mail: urkaf@mail.ru

LEGAL REGULATION OF THE SAFETY AND PROTECTION OF CITIZENS DURING TMERGENCIES OF NATURAL AND MANMADE

Abstract

Formation of the state creates legal documents defining security issues. Improvement of legislation in the field of emergency prevention and response and intensive formation of legislation in the field of security, protection of population and territories from emergency situations of natural and manmade, is an integral part of the legal state

Key words: emergency situation, the legal regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.