Научная статья на тему 'Правовое регулирование инновационной деятельности и законодательные основы инновационной политики в области образования'

Правовое регулирование инновационной деятельности и законодательные основы инновационной политики в области образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1576
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / LEGAL REGULATION / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курамшина К. С.

Рассматриваются пути совершенствования законодательства в инновационной сфере Российской Федерации, учитывающий зарубежный опыт в этой области и существующие подходы к формированию законодательной базы в нашей стране

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Курамшина К. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of improvement of the legislation in the innovative sphere of the Russian Federation, considering foreign experience in this area and existing approaches to formation of legislative base in our country are considered

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование инновационной деятельности и законодательные основы инновационной политики в области образования»

К. С. Курамшина

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: правовое регулирование, инновационная деятельность, инновационная политика.

Рассматриваются пути совершенствования законодательства в инновационной сфере Российской Федерации, учитывающий зарубежный опыт в этой области и существующие подходы к формированию законодательной базы в нашей стране.

Keywords: legal regulation, innovative activity, innovative policy.

Ways of improvement of the legislation in the innovative sphere of the Russian Federation, considering foreign experience in this area and existing approaches to formation of legislative base in our country are considered.

Общепринято, что стабильный экономический рост может быть достигнут лишь на инновационной основе. В настоящее время становится все более очевидным, что существующие проблемы технологического отставания России от зарубежных стран «связаны не столько с недостатком финансирования, но и с нашим неумением перевести знания в конкурентоспособные продукты и технологии - в востребованные на рынке инновации» [1].

Одним из факторов, препятствующих кардинальному росту инновационной активности и эффективному использованию интеллектуального потенциала страны является непроработанность законодательной базы в инновационной сфере, во многом определяющая слабость связей между сферами разработки, производственного использования и коммерческой реализации наукоемких технологий, неэффективность механизмов введения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности. Причиной подобной ситуации во многом является то, что инновационное законодательство в Российской Федерации долгое время развивалось «медленно и не последовательно без четкой концепции, вне определения методов правового регулирования, предмета регулирования и круга регулируемых отношений [2] .

Соответственно, одной из первоочередных задач совершенствования такого законодательства становится определение вектора его развития, позволяющего не просто структурировать нормативную правовую базу, а превратить ее в катализатор инновационных процессов.

Анализ мировой практики нормативного правового регулирования инновационной деятельности свидетельствует о существовании двух основных подходов к решению данного вопроса.

Первый подход характерен для большинства стран СНГ. Его отличительными чертами являются:

1) государство акцент законотворческой деятельности на сугубо вертикальном аспекте: субъекты инновационной деятельности;

2) регулирование инновационной деятельности средствами и методами публичного права, прежде всего, нормами административного права, которые устанавли-

вают взаимоотношения органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов.

Логическим следствием данного подхода является принятие профильного закона, предмет которого тесно связан с мероприятиями государственной политики в инновационной сфере. Как правило, в таком законе формулируются цели и приоритеты инновационной политики; вводится в правовой оборот базовая терминология; регламентируются правовой статус и конечные цели субъектов инновационной деятельности и субъектов, опосредующих деятельность в сфере управления; определяются правовые, экономические и организационные основы государственного регулирования инновационной деятельности; устанавливаются формы стимулирования государством инновационных процессов. В частности, базисные законы об инновационной деятельности уже приняты в ряде стран СНГ: Армении, Кыргызской Республике, Республике Казахстан, Украине [3]. Разработка «инновационного» закона ведется и в Российской Федерации. В частности, 1 декабря 1999 г. Государственной Думой ФС РФ был принят закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» [4], впоследствии отклоненный и. о. Президента РФ. Попытки подготовить подобные законопроекты предпринимались и в дальнейшем. В этой связи молено упомянуть законопроекты №271376-5 «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», №3449945 «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», №96139-5 «О господдержке инновационной деятельности».

Второй подход типичен для промышленно развитых стран. Основную роль в стимулировании инновационной деятельности здесь играют нормативные правовые акты, регулирующие частноправовые «горизонтальные» отношения между субъектами инновационной деятельности. Как правило, подобные нормативные правовые акты сводятся к следующие ключевым вопросам:

1) стимулирование вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности;

2) развитие исследовательской и технологическое кооперации (как между государственным и частным сектором, так и межфирменной);

3) поддержка малого и среднего инновационной предпринимательства.

Инновационная же терминология и рекомендации в области статистики инноваций, содержатся в системе статистических руководств так называемой семейства Фраскати, разработанных ОЭСР совместно с Евростатом. Например, Руководство Осло содержит концептуальное понятие структуры и характеристик инновационного процесса, базовые определения технологической, продуктовой или процессной (ТПП) инновации и инновационных активностей, классификации и методики измерения характеристик инновационного процесса. Еще один документ - Руководство Фраскати - посвящен измерению человеческих и финансовых ресурсов, вовлеченных в исследование и разработки.

В рамках данного подхода, основными направлениями деятельности государства по стимулированию инновационных процессов являются:

1) нормативное правовое обеспечение выполнения научных исследований и разработок прикладного характера, оформление инфраструктуры и государственной поддержки, развитие системы высшего профессионального образования и специальной подготовки кадров, создание системы финансирования конкретных проектов, др.;

2) стимулирование инновационного предпринимательства при помощи налоговых инструментов, механизмов бюджетного финансирования, государственно -частного партнерства и т. п.

Как правило, основное внимание при этом уделяется [5]:

1) формированию институциональной среды, благоприятствующей инвестиционной привлекательности инновационных проектов;

2) либерализации политики в области использования результатов интеллектуальной деятельности, финансируемых из бюджета,

3) содействию ускоренной передаче полученных результатов интеллектуальной деятельности в промышленность;

4) расширению организационно-правовых предпосылок для использования различных форм кооперации между государственными и частными организациями, как внутри самой научной сферы, так и между наукой и промышленностью; поддержке малого и среднего научного и инновационного бизнеса.

В основе каждого из рассмотренных подходов к государственному регулированию инновационной сферы лежат принципиальные различия в понимании терминов «инновация» и «инновационная деятельность». В рамках первого подхода данные понятия используются, скорее, как характеристики с научно-технической сферой (особенно ее высокотехнологичной составляющей). Из этого следует, что:

1) целью инновационной деятельности является получение социально-экономического эффекта от использования интеллектуального потенциала;

2) инновации должны оцениваться и мотивироваться государством или наукой;

3) государство должно способствовать внедрению результатов инновационной деятельности в производство, продукты, процессы.

Как результат, - акцент законотворческой деятельности на сугубо вертикальном аспекте, а также потребность в обширном инструментарии государственного регулирования.

Совсем иначе понимается «инновация» в промышленно развитых странах. В частности, Руководство Осло определяет инновацию как «введение в употребление нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги), процесса, нового маркетингового метода, организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связей хозяйствующего субъекта». В деловой практике США инновация определяется как использование нового продукта (услуги, метода) в практике бизнеса, непосредственно следующее за его открытием; новый подход к конструированию, производству и сбыту продукции, позволяющий обойти конкурентов. Отсюда следует, что:

1) целью инновационной деятельности является извлечение прибыли;

2) инновации не обязательно связаны с новым знанием, они могут быть плодом нового использования знания существующего;

3) науку нельзя отождествлять с инновациями; инновации должны мотивироваться и оцениваться рынком;

4) задача государства устранение недостатков, мешающих различным звеньям инновационной системы гармонично сотрудничать друг с другом.

При подобном подходе, говорить об особом регулировании тех или иных аспектов инновационной деятельности можно только с определенной долей условности.

Одним из важных шагов, направленных на снятия существующих барьеров между сферами разработки, производственного использования и коммерческой реализации наукоемких технологий; гармонизацию федеральных и региональных законодательных инициатив; совершенствование системы государственного наблюдения инновационной деятельности может стать принятие рамочного закона о государственной поддержке инновационной деятельности, устанавливающего правовые, экономические и организационные основы стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации и определяющего меры ее государственной поддержки.

Прежде всего, данный закон должен исходить из невозможности администрирования и структурирования, как самой инновационной деятельности, так и мер ее государственной поддержки, а следовательно, иметь не ограничительный, а расширительный характер. При его разработке необходимо учитывать также, что овеществленные результаты инновационной деятельности не имеют какой-либо специфики, исключающей их принад-

лежность к сфере гражданско-правового регулирования, а сама она:

1) характеризуется многообразием, как своих проявлений, так и возникающих в ее процессе имущественных отношений;

2) не имеет отдельных инновационных отношений, отличных от тех, которые в предмете гражданско-правового регулирования обозначены такими общими, родовыми, категориям, как «имущественные отношения»;

3) не располагает самостоятельным, отличным от гражданского права, кругом субъектов.

Поскольку инновационная деятельность представляет собой вид предпринимательской деятельности, то при регулировании данной сферы отношений публично-правовая система должна быть вспомогательной и не разрушать основополагающую систему частноправового регулирования. Важным направлением развития инновационного законодательства должно стать совершенствование соответствующего регионального законодательства. Если крупномасштабные рычаги воздействия на предприятия региона и сферу, генерирующую знания, находятся в федеральных органов власти, а фискальные и административные меры воздействия региональных органов власти ограничены рамками их полномочий, то во взаимодействиях с инфраструктурными элементами, роль регионов значительно выше, чем влияние федеральных органов власти [6] .

Как свидетельствует практика, уровень инновационной активности в регионах во многом определяется не столько политикой федерального уровня, сколько деятельностью местных властей [5].

Предметом инновационного законодательства конкретного региона могут явиться отношения по стимулированию и поддержке деятельности в области инноваций, соответствующие запросам и потребностям данного региона. Поскольку эти полномочия по своему содержанию находятся за пределами правомочий, составляющих гражданско-правовое содержание, их закрепление в региональном законодательстве не приведет к «вторжению» в сферу федерального законодательства, как это происходит в настоящее время.

Соответственно, основными задачами региональных законов могли бы стать:

1) определение приоритетов развития региональных научных и промышленных комплексов, позволяющих активно вовлекать в хозяйственный оборот местные технологические и интеллектуальные ресурсы;

2) формирование эффективной инфраструктуры инновационной деятельности, в том числе регулирование создания и деятельности научных, научнотехнических, инновационных и венчурных фондов;

3) определение форм и механизмов поддержки инновационной инфраструктуры и производств, направленных на реализацию высокотехнологичных проектов;

4) установление конкретных форм взаимодействия с субъектами научной и инновационной деятельности

5) разработка целостной системы экономических и правовых механизмов регулирования процесса коммерциализации законченных НИОКР; определение механизмов принятия и финансирования региональных целевых инновационных программ и проектов.

Принятие рамочного закона о государственной поддержке инновационной деятельности, закрепляющего базовый понятийный аппарат инновационной деятельности; устанавливающего правовые, экономические и организационные основы стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации и определяющего широкие меры ее государственной поддержки. При подготовке подобного закона необходимо исходить из того, что инновационная деятельность является видом предпринимательской деятельности. Соответственно, при регулировании данной сферы отношений публично-правовая система должна быть вспомогательной и не разрушать основополагающую систему частноправового регулирования. Литература

1. Останина С.Ш., Основные направления совершенствования управления коммерциализацией интеллектуальной собственности / Останина С.Ш. Рыболовлева А.А., Водолажская Е.Л., Авилова В.В. - Казань: Вестник КНИТУ №4, 2011.

2. М. В. Волынкина. Проблемы правового обеспечения инн вационной деятельности в России

3. Закон Республики Армения от 23 мая 2006 г. «О государстве ной поддержке инновационной деятельности»; Закон Кыргызской Республики от 26 ноября 1999 г. № 128 «С инновационной деятельности»; Закон Республики Казахстан от 23 марта 2006 г. № 135-1 ЗРК «О государственной поддержке инновационной деятельности»; Закон Украины от 4 июля 2002 г. № 40-1У «Об инновационной деятельности».

4. Постановление Государственной Думы ФС №468511 ГД.

5. А.Л. Судариков, А.В. Грибовский. О путях совершенствования законодательства в инновационной сфере // Инновации №5 (151), 2011

6. Ж. Ю. Уланова. Развитие инновационной инфраструктуры фактора экономического роста. Автореферат диссертации к. э. н. Самара, 2006.

© К. С. Курамшина - соиск. каф. экономики и управления на предприятиях пищевой промышленности ИДПО КНИТУ, kuramshinakristina@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.