Научная статья на тему 'Правовое регулирование электронного аукциона как основного способа размещения заказов'

Правовое регулирование электронного аукциона как основного способа размещения заказов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1017
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСХОДОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КОРРУПЦИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ СПОСОБЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ / ЭЛЕКТРОННЫЙ АУКЦИОН / АККРЕДИТАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ЦИФРОВАЯ ПОДПИСЬ / BUDGETARY FUNDS / PUBLIC PROCUREMENT / MUNICIPAL ORDER / PREVENT CORRUPTION / ELECTRONIC MEANS OF PLACING ORDERS / ELECTRONIC AUCTION / ACCREDITATION / DIGITAL SIGNATURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михалкова Александра Анатольевна

В статье рассмотрен такой способ размещения государственных и муниципальных заказов как открытый аукцион в электронной форме. Проведен анализ достоинств и недостатков данного способа размещения с юридической точки зрения. Предложен ряд мер для устранения неточностей и противоречий законодательства, регулирующего данную сферу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of the electronic auction as the main method of placing orders

This article describes a way of placing state and municipal procurement as an open auction in electronic form. The analysis of the advantages and disadvantages of this method of placing a legal point of view. A number of measures to eliminate the in accuracies and inconsistencies of legislation governing this field.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование электронного аукциона как основного способа размещения заказов»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2012 г. Выпуск 1 (24). С. 135-137

УДК 347.7 ; 339

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА КАК ОСНОВНОГО СПОСОБА РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ

А. А. Михалкова

Проблемы управления системой государственных и муниципальных закупок, а также практическая значимость решения этих проблем для эффективного расходования бюджетных средств и предотвращения коррупции определяют актуальность темы исследования инновационных способов размещения закупок.

Электронный аукцион - это открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет, а электронная площадка - это сайт в сети Интернет, на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме.

Суть проведения аукциона в электронной форме предполагает повышение конкурентности и прозрачность закупочной процедуры, что, в свою очередь, непосредственным образом влияет на эффективность и результативность как размещения заказа, так и расходования бюджетных средств [1].

Размещать заказ с помощью электронного аукциона допустимо только на тех электронных площадках, которые в официальном порядке признаны легитимными для взаимодействия с государственными и муниципальными заказчиками. Предпосылкой внедрения с 01.01.2011 года электронных аукционов стала борьба со сговорами на торгах как между участниками размещения заказа, так и между участниками и заказчиками. Противодействовать подобным сговорам в рамках Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) крайне сложно.

Электронные способы размещения заказов сами по себе способствуют состязательности на аукционах, а также тому, что участники открытых аукционов в электронной форме анонимно подают свои заявки (подача первых частей заявок под номерами без указания наименований компаний), тем самым исключается возможность коррупционных проявлений. Таким образом, суть электронной процедуры такова, что она может воспрепятствовать реализации сговора на торгах [2].

При указанных преимуществах электронных торгов следует сказать о недостатках их законодательного регулирования, с тем чтобы определить возможные направления совершенствования законодательства в этой сфере.

1. Размещать заказ с помощью электронного аукциона допустимо только на тех электронных площадках, которые в официальном порядке признаны легитимными для взаимодействия с государственными и муниципальными заказчиками.

Согласно ч. 31 ст. 65 Закона о размещении заказов Минэкономразвития России и ФАС России были уполномочены определить условия функционирования и количество электронных площадок для проведения аукционов. Такой порядок действительно был утвержден, и в соответствии с ним проводился отбор электронных площадок. И хотя с площадками заключались соответствующие договоры сроком на пять лет, процедуры, установленные в Законе о размещении заказов, к их отбору не применялись. Каким образом и по каким именно критериям были отобраны электронные площадки, неизвестно, можно сказать, что отбор проходил в «закрытом режиме».

При проведении электронных аукционов нарушен один из принципов размещения публичных заказов. Заказ размещается для удовлетворения нужд, следовательно, заказчик сообщает неопределенному кругу лиц о том, какие у него потребности и на каких условиях он собирается их удовлетворить. Инициатором проведения соответствующих процедур в целях заключения контракта является заказчик. Очевидно, что оплачивать проведение процедур должен тот, кто изъявил желание заключить контракт, а не тот, кто участвует в аукционном

соревновании. Поэтому в ч. 4 ст. 32 Закона о размещении заказов содержится запрет на взимание платы с участников аукциона.

Согласно ч. 4 ст. 41.1 Закона о размещении заказов на электронном аукционе допускается взимание денег с лица, с которым заключается контракт. Следует подчеркнуть, что плата взимается не только с победителя электронного аукциона, но и с любого лица, с которым заключается контракт: заключение контракта возможно в ситуации, когда аукцион был признан несостоявшимся по причине участия в нем одного лица и в этом случае победителя нет; или когда победитель аукциона уклонился от заключения контракта, в связи с чем заказчик заключил контракт с иным участником.

Размер платы был определен Минэкономразвития России и доведен до всеобщего сведения в информационном сообщении от 25 сентября 2010 г. «О завершении экспертизы операторов электронных площадок». Максимальный размер платы составляет 3 тыс. руб., а конкретную сумму устанавливает электронная площадка.

Данная ситуация противоречит основной цели торгов вообще и госзаказа в частности.

Необходимо законодательно урегулировать данную ситуацию, указав, в каких случаях должно оплачиваться участие в процедуре размещения заказов.

2. В соответствии с ч. 5 ст. 41.3 Закона о размещении заказов в момент аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке ему открывается счет, на который вносятся средства в обеспечение заявки (без обеспечения заявки электронные аукционы проводить запрещено). Размер такого обеспечения определяется заказчиком применительно к конкретному аукциону и составляет от 0,5 до 5 % начальной (максимальной) цены контракта. Денежные средства на счете участника блокируются оператором электронной площадки в размере, необходимом для обеспечения заявки.

В дальнейшем ситуация может развиваться несколькими путями. Предположим, добросовестный участник размещения заказа соревновался на электронном аукционе, но его не выиграл. Между тем средства на его счете в обеспечение аукционной заявки оператором электронной площадки были заблокированы (речь может идти о весьма значительной сумме, изъятой из оборота хозяйствующего субъекта). Блокирование денежных средств на счете прекращается только в течение одного рабочего дня со дня заключения контракта (ч. 17 ст. 41.12 Закона о размещении заказов), который, в свою очередь, заключается не ранее чем через 10 дней после аукциона. Деньги удерживаются оператором электронной площадки довольно долгое время, с тем чтобы стимулировать участников аукциона к заключению контракта под страхом потери средств, внесенных в обеспечение заявки, ведь на электронном аукционе обязаны заключить контракт не только участники, заявки которых получили первые три порядковых номера, но и другие лица, перечисленные в ч. 15 ст. 41.12 Закона о размещении заказов. Для того чтобы пресечь попытки участников аукциона «дать задний ход», названный Закон и устанавливает период ожидания. Так, если участник размещения заказа в аукционе не победил, заняв, допустим, третье место, его деньги ему сразу не возвращаются, потому что он все еще является участником, обязанным заключить контракт, если участники, занявшие первые два места, уклонятся от его заключения [3].

Однако Законом о размещении заказов возврат денег не предусмотрен. Денежные средства на счете могут быть разблокированы, но не возвращены, т. е. деньги остаются на счете и по усмотрению владельца счета могут быть использованы в качестве обеспечения заявок для участия в других электронных аукционах. Иными словами, участник, проигравший аукцион, лишается денежных средств. Аналогичная ситуация возникает и с победителем аукциона, добросовестно заключившим контракт с заказчиком. Его деньги также могут быть разблокированы оператором электронной площадки, но при этом остаются на счете оператора.

Данные недостатки необходимо устранить, дополнив Закон о размещении заказов положениями, регламентирующими возврат денег участникам размещения заказа после завершения электронного аукциона.

3. Для обеспечения доступа к участию в открытых аукционах, проводимых в электронной форме, оператор электронной площадки осуществляет аккредитацию участников разме-

щения заказа. Одним из условий прохождения аккредитации является предоставление оператору электронной площадки решения об одобрении или о совершении сделок по результатам открытых аукционов в электронной форме от имени участника размещения заказа - юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки.

В случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки определено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица, данное решение принимается в порядке, установленном для принятия решения об одобрении или о совершении крупной сделки. В иных случаях данное решение принимается лицом, уполномоченным на получение аккредитации от имени участника размещения заказа - юридического лица.

Одним из недостатков Закона о размещении заказов является невозможность определения крупных сделок.

Крупная сделка определяется по соотношению ее суммы с балансовой стоимостью активов участника размещения заказа. Иными словами, проверить данный критерий можно только в том случае, если будет проанализирован бухгалтерский баланс участника размещения заказа.

Данное утверждение вступает в противоречие с ч. 3 ст. 41.3 Закона о размещении заказов, согласно которой требовать от участников размещения заказа иные документы, кроме документов, входящих в перечень, указанный в ч. 2 ст. 41.3 Закона, не допускается [4].

Таким образом, при аккредитации участников на электронной площадке у оператора нет возможности проверить правильность составленных ими документов, а также убедиться в достоверности предоставленной информации.

Представляется очевидным необходимость регулирования вопроса предоставления участниками решения об одобрении крупной сделки, а также мер ответственности за непредос-тавление такого документа.

Следует отметить и технические недоработки норм Закона, регламентирующие представление сведений об изменившейся в отношении участника информации. Так, ч. 10 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ гласит, что в случае замены или прекращения действия электронной цифровой подписи, участник направляет оператору соответствующие документы. Однако при осуществлении аккредитации ничего не говорится о том, что участник должен предоставить информацию о наличии электронной цифровой подписи.

Для устранения данной недоработки предлагается законодательно урегулировать лишение аккредитации участников, в случае прекращения действия электронной цифровой подписи.

Помимо повышения уровня прозрачности и эффективности закупок усовершенствованная электронная форма государственных закупок позволит не только автоматизировать сбор сведений и данных, которые затем можно использовать для совершенствования системы отчетности и мониторинга, но и улучшит качество государственных закупок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азжеуров, В. Повышение эффективности государственных закупок [Текст] / В. Азжеуров // Бюджетные организации : бухгалтерский учет и налогообложение. - 2008. - № 1.

2. Андреева, Л. В. Аукцион в электронной форме: новые правила и новые проблемы [Текст] / Л. В. Андреева // Хозяйство и право. - 2009. - № 11.

3. Беляева, О. А. «Совершенствование» законодательства о размещении заказов для публичных нужд [Текст] / О. А. Беляева // Законодательство. - 2009. - № 11.

4. Храмкин, А. А. Нормативная база противодействия коррупции в госзакупках [Текст] / А. А. Храмкин // Бюджет. - 2009. - № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.