Научная статья на тему 'Правовое просвещение в системе образования в условиях модернизации'

Правовое просвещение в системе образования в условиях модернизации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
209
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oeconomia et Jus
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / LEGAL CULTURE / LEGAL EDUCATION / LEGAL AWARENESS / EDUCATION IN THE LAW / EDUCATIONAL SYSTEM MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семенова Инна Юрьевна

В статье предпринята попытка охарактеризовать место и роль правового просвещения в процессе обновления образовательного законодательства. Автор приходит к выводу, что в период модернизации в системе образования становится очевидным факт существования разрыва между обновленной правовой базой и низким уровнем правового воспитания, правосознания и правовой культуры населения страны, что не может не вызывать определенную озабоченность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL EDUCATION IN EDUCATIONAL SYSTEM IN CONDITIONS OF MODERNIZATION

In article attempts to characterize the place and the role of legal education in the course of educational legislation updating. The author comes to the conclusion that in the period of educational system modernization, a gap between updated legal base and low level of education in the law of the country’s population, its legal awareness and legal culture has become evident and its can't but cause a certain concern.

Текст научной работы на тему «Правовое просвещение в системе образования в условиях модернизации»

УДК 340.11.378 ББК Ч480.052.6

И.Ю. СЕМЕНОВА

ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ

Ключевые слова: правовая культура, правовое воспитание, правосознание, правовое просвещение, модернизация системы образования.

В статье предпринята попытка охарактеризовать место и роль правового просвещения в процессе обновления образовательного законодательства. Автор приходит к выводу, что в период модернизации в системе образования становится очевидным факт существования разрыва между обновленной правовой базой и низким уровнем правового воспитания, правосознания и правовой культуры населения страны, что не может не вызывать определенную озабоченность.

L SEMENOVA

LEGAL EDUCATION LN EDUCATIONAL SYSTEM LN CONDITIONS OF MODERNIZATION

Key words: legal culture, legal education, legal awareness, education in the law, educational system modernization.

In article attempts to characterize the place and the role of legal education in the course of educational legislation updating. The author comes to the conclusion that in the period of educational system modernization, a gap between updated legal base and low level of education in the law of the country's population, its legal awareness and legal culture has become evident and its can't but cause a certain concern.

Образование является одним из важнейших факторов обеспечения социальной стабильности, экономического роста и поступательного развития гражданского общества [4. С. 151]. Модернизация системы образования - приоритетное стратегическое направление деятельности российского государства последних лет и ближайшего будущего. Процесс инноваций в образовательной сфере в самом общем виде понимается как реорганизация всей системы, происходящая в течение последних лет [3. С. 59]. Стратегия России в сфере образования отражена в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на

2016-2020 годы, утвержденной Правительством РФ от 29.12.2014 г. № 2765-р1, а

2

также в ряде других нормативных актов .

Изменение законодательной базы отражается на уровне правовой культуры населения. Общеизвестно, что правовая культура является неотъемлемым элементом в системе построения демократического правового государства. Трагедия современного общества заключается в том, что население часто не знает и не воспринимает законы государства, а к международно-правовым документам не относится как к необходимой реальности. К сожалению,

1 Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (утверждена Правительством РФ от 29.12.2014 г. № 2765-р) // Собрание законодательства РФ. 2015. 12 янв. № 2. Ст. 541.

2 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (в ред. 03.07.2016, с изм. и доп. с 01.09.2016) // Собрание законодательства РФ. 2012. 31 дек. № 53, ч. 1. Ст. 7598.

36

Oeconomia et Jus. 2017. № 1

на практике между правосознанием и правоприменением существует реальная и постоянно возрастающая пропасть. Как показывают социологические опросы, большая часть населения страны, чаще всего молодежь, не знает базовых положений Основного закона государства, Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка; молодежь не информирована об институте Уполномоченного по правам человека, Общественной палате РФ, Уполномоченного по правам ребенка, Уполномоченного по защите прав предпринимателей и др.

Как отмечает А.Ю. Александров, «за последние два десятилетия система образования претерпела существенные изменения» [1. С. 3]. При этом, как подтверждают исследователи, по мере обновления образовательного законодательства становится очевидным факт существования разрыва между обновленной правовой базой и низким уровнем правового воспитания, правосознания и правовой культуры. Правовая безграмотность, несомненно, формирует неуважение к праву, правовое непослушание, вплоть до совершения административных правонарушений и уголовных преступлений. На сегодняшний день большинство обучающихся образовательных учреждений (школ, ссузов и даже студентов вузов) считают, что с помощью права можно решать и решить возникающие проблемы, однако они часто забывают, что любое право одного всегда порождает обязанность другого.

В современной жизни мы наблюдаем как бы корректировку правовых ценностей, наполняем их новым содержанием, что является необходимым условием преодоления социально-экономического кризиса, который, на наш взгляд, порожден кризисом духовно-нравственным. Ни для кого не секрет, что российское общество на рубеже ХХ-ХХ1 вв. переживает духовно-нравственный кризис. Разрушение ценностных ориентиров ведет по нарастающей к социальным проблемам, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, это -кризис нравственности, правосознания, низкий уровень правовой культуры и правового просвещения, социальная нестабильность, падение ценности человеческой жизни и др.

Развитие правовой культуры среди молодежи предполагает формирование в мышлении позитивного отношения к праву как к структурному элементу конституционного строя правового государства. Именно право является компромиссом согласования интересов личности и общества, оно обеспечивает и возвышает достоинство человека. Правовые знания, умения и навыки, их определенный уровень, закрепленный в новых образовательных стандартах, дает возможность обучающимся и студентам применять их в практической деятельности. Уровень правовой культуры по замыслу законодателя способствует осознанию молодежью необходимости соблюдения правомерного поведения.

В XXI в. развитие государственности и строительство правового государства не может быть практически реализовано без формирования у будущих специалистов, бакалавров и магистров правовых знаний, правовой культуры и правосознания, в основе которых лежит правовое образование. Одна-

ко, как показывает практика, современные выпускники обладают средним или низким уровнем правовой культуры. Выпускники неюридических специальностей в большинстве своем обладают недостаточными знаниями в области устройства государства, основ гражданского, семейного, трудового, уголовного и административного права, включенных в учебный план по выбранной ими специальности или направлению подготовки. В тех случаях, когда выпускники все же имеют базовые правовые знания, у них появляется проблема применения теоретических знаний на практике.

В современных условиях модернизации системы образования законодатель желает достичь такого образовательного уровня, который смог бы обеспечить высокую правовую культуру каждого российского выпускника. В результате российское государство и общество получат высокообразованную элиту, способную решать необходимые политические и социально-экономические задачи, стоящие перед современной Россией в условиях глобализации. Человеческий потенциал, несомненно, является основой устойчивого экономического развития страны и повышения благосостояния всех членов общества [2. С. 344].

Главной задачей образовательных организаций сегодня является становление личности будущего специалиста в соответствии с личным желанием, имеющимися способностями, социальным заказом общества в квалифицированных кадрах, способных конкурировать на рынке труда. Образование, меняя личность человека, лежит в основе всех технологий и инноваций, создаваемых обществом, человеком и государством [2. С. 344]. Общая правовая культура, правовое просвещение населения выступают необходимой составляющей повышения качества российского законодательства, правоохранения и системы правосудия, что в конечном счете предопределит и улучшение качества жизни человека, его право на достойную жизнь. На наш взгляд, юридическая грамотность - это необходимый элемент просвещения граждан в правовом государстве и гражданском обществе в условиях модернизации. Анализ выступлений первых лиц государства позволяет утверждать, что на сегодняшний день становится очевидной актуальность повышения правовой культуры, правового просвещения и правового образования как всего общества, так и каждой отдельной личности.

Таким образом, правовое образование сегодня можно рассматривать как ключевое средство, позволяющее всем членам общества получить правовые знания, применение которых необходимо в современной действительности.

Литература

1. Александров А.Ю. Проблемы систематизации российского образовательного законодательства // Проблемы качества российского законодательства: сб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф. (1 февраля 2016 г., Чебоксары). Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2016. 310 с.

2. Семенова И.Ю. Некоторые аспекты повышения уровня познавательной деятельности студента вуза: взгляд на проблему // Российская интеллигенция в условиях цивилизационных вызовов (V Арсентьевские чтения): сб. ст. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. 472 с.

3. Семенова И.Ю. Инновационные подходы в формировании профессиональных умений студентов вуза: взгляд на проблему // Вопросы повышения эффективности профессионального

38

Oeconomia et Jus. 2017. № 1

образования в современных условиях: материалы VI Междунар. учеб.-метод. конф. (15 октября 2014 г.). Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2014. 320 с.

4. Семенова И.Ю. Инновационные образовательные технологии в подготовке вузом профессиональных кадров юридического профиля // Высшая школа России перед вызовами современности: перспективы развития: материалы VII Междунар. учеб.-метод. конф. (30 октября 2015 г.). Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2015. 296 с.

References

1. Aleksandrov A.Yu. Problemy sistematizatsii rossiiskogo obrazovatel'nogo zakonodatel'stva [The problem of systematization of the Russian educational legislation]. Problemy kachestva rossiiskogo zakonodatel'stva: sb. nauch. tr. Vseros. nauch.-prakt. konf. [Proc. of Rus. Sci. Conf. «The quality problems of the Russian legislation»]. Cheboksary, Chuvash State University Publ., 2016, 310 p.

2. Semenova I.Yu. Nekotorye aspekty povysheniya urovnya poznavatel'noi deyatel'nosti stu-denta vuza: vzglyad na problemu [Some aspects of high-level cognitive activity of the student: look at the problem]. Rossiiskaya intelligentsiya v usloviyakh tsivilizatsionnykh vyzovov (V Arsent'evskie chteniya): sb. st. [The Russian intelligentsia in the conditions of civilizational challenges (V Ar-sent'yevskiye read): collection of articles.]. Cheboksary, Interaktiv plyus Publ., 2014, 472 p.

3. Semenova I.Yu. Innovatsionnyepodkhody vformirovaniiprofessional'nykh umenii studentov vuza: vzglyad na problemu [Innovative approaches to formation of professional skills of University students: a look at the problem]. Voprosy povysheniya effektivnosti professional'nogo obrazovaniya v sovremennykh usloviyakh: materialy VIMezhdunar. ucheb.-metod. konf. 15 oktyabrya 2014 g. [Proc. of Int. Sci. Conf. «Questions of increase of efficiency of vocational education in modern conditions»]. Cheboksary, Chuvash State University Publ., 2014, 320 p.

4. Semenova I.Yu. Innovatsionnye obrazovatel'nye tekhnologii v podgotovke vuzom professional'nykh kadrov yuridicheskogo profilya [Innovative educational technologies in the preparation of the University professional personnel legal profile]. Vysshaya shkola Rossii pered vyzovami sovre-mennosti: perspektivy razvitiya: materialy VIIMezhdunar. ucheb.-metod. konf. 30 oktyabrya 2015 g. [Proc. of Int. Sci. Conf. «Higher school of Russia facing the challenges of modernity»]. Cheboksary, Chuvash State University Publ., 2015, 296 p.

СЕМЕНОВА ИННА ЮРЬЕВНА - старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (iysemenova@mail.ru).

SEMENOVA INNA - Senior Lecturer of Civil Legal Disciplines Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.