Научная статья на тему 'Правовое положение институтов гражданского общества в Германии'

Правовое положение институтов гражданского общества в Германии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3558
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / СОЮЗ / АССОЦИАЦИЯ / ФОНД / CIVIL SOCIETY / CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS / UNION / ASSOCIATION / FUND

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Давлетшина Р. Р.

В статье анализируется правовое положение институтов гражданского общества в Германии как юридических лиц, действующих в различных организационно-правовых формах. В немецкой правовой системе все организации, включая государство, различаются по принципу разделения права на публичное и частное. Исходя из этого, выделяются объединения (частных) лиц «Verein» – образования частного права, и корпорации «Korporation» – образования публичного права, разница между которыми подробно описывается в статье. Особое внимание уделяется организованным институтам гражданского общества, созданным в форме союза, ассоциации, фонда, общества с ограниченной ответственностью с общественно-полезным статусом и их социальной, политической и экономической роли в современном обществе Германии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL STATUS OF CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS IN GERMANY

The article analyzes the legal status of civil society institutions in Germany as juridical entities which operate in different legal forms. All organizations including the state are public or private organizations in the German legal system. Accordingly, there are private person association “Verein” as a private law foundation, and the corporation “Korporation” as a public law foundation. The difference between them is explained in the article in detail. Special attention the author gives to the organized civil society institutions and their social, political and economic role in German society which were in the form of union, association, fund, limited liability companies with a non-profit status created.

Текст научной работы на тему «Правовое положение институтов гражданского общества в Германии»

УДК 347.471 (430)

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

В ГЕРМАНИИ

© Р. Р. Давлетшина

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (347) 252 78 07.

E-mail: rezeda_davletshina@yahoo.com

В статье анализируется правовое положение институтов гражданского общества в Германии как юридических лиц, действующих в различных организационно-правовых формах. В немецкой правовой системе все организации, включая государство, различаются по принципу разделения права на публичное и частное. Исходя из этого, выделяются объединения (частных) лиц «Verein» — образования частного права, и корпорации «Korporation» — образования публичного права, разница между которыми подробно описывается в статье. Особое внимание уделяется организованным институтам гражданского общества, созданным в форме союза, ассоциации, фонда, общества с ограниченной ответственностью с общественнополезным статусом и их социальной, политической и экономической роли в современном обществе Германии.

Ключевые слова: гражданское общество, социация, фонд.

Введение

Понимание гражданского общества в системе правовых наук, в особенности в государствоведении нельзя считать однозначным. На сегодняшний день в отечественных изданиях энциклопедического типа существует большое количество определений понятия «гражданское общество». В социологии они тяготеют к трактовке, констатирующей, что это «определенный общественный строй, организация семьи, сословий или классов, официальным выражением которого является политический строй, основанный на развитой системе гражданского права». В политической науке под понятием «гражданское общество» чаще всего понимается «совокупность негосударственных отношений и сфера проявления свободных индивидов, организаций и ассоциаций граждан». Кроме того, каждый исследователь привносит свои акценты, интерпретируя этот термин [1, с. 128].

В юридической науке, в частности в учении о государстве и праве, гражданское общество рассматривается с позиции его легитимности, роли и места в системе общественного строя.

В Большом юридическом энциклопедическом словаре гражданское общество характеризуется как «общество, состоящее из настоящих граждан, т. е. людей обладающих тесно взаимосвязанными правовой и политической культурами, которые в свою очередь опираются на нравственную культуру. Это общество устойчивого порядка, поддерживаемого не только (и не столько) силой государственного принуждения, но и самодеятельными усилиями самих граждан - его членов. Гражданское общество отличается высокой степенью самоорганизации.

Для него не требуется массированных воздействий государственных органов. Государство должно быть под контролем гражданского общества, оно -«наемный слуга» гражданского общества, хотя бы потому, что существует на средства собранные с

институт гражданского общества, союз, ас-

помощью налогообложения граждан, предприятия и учреждений. Это общество регулирует не только свою политическую, культурную, но и экономическую, социальную жизнь. Основными элементами гражданского общества являются разнообразие и равенство форм собственности, свобода труда и предпринимательства, идеологическое многообразие и свобода информации, незыблемость прав человека, развитое самоуправление, цивилизованная правовая власть» [2, с. 132].

Современное понимание концепции гражданского общества сводится к дихотомии «государство-общество» и к их диалектической взаимосвязи, в то время как до XVIII в. гражданское общество сливалось с государством либо становилось предпосылкой к становлению самого государства [3].

Суждение о том, что идея гражданского общества, как некой сферы, не отождествленной с государством и властью, впервые прозвучала в трудах античных философов, представляется нам преувеличенным. Оно может быть применимо только в том смысле, что отдельные догадки, представления об идеальном государстве, о желательных формах правления, о причинах возникновения государства, о формах гражданского общества и многое другое было предметом изучения, размышления, выводов великих философов [4, с. 274]. Как справедливо отмечает политолог и юрист, М. М. Утяшев,-«можно согласиться, что идея гражданского общества берет начало от так называемого гражданского состояния, гражданского общения, о котором писали и Аристотель, и Платон, и Цицерон, и Гоббс, и Локк, и т.д. Это «фундаментальные блоки», которые закладываются задолго до формирования научной теории и без которых она (теория) не может состояться. Но это не само учение» [4, с. 275].

Интересным на этот счет является мнение немецкого ученого О. Люхтерхандта, который пишет:

«Гражданское общество как идея зародилась в Европе, а как реальность воплотилась в США. И когда рассматривается проблема соотношения государства и гражданского общества, то это в большей степени европейская традиция, нежели американская. Дело в том, что американская политическая теория оперирует главным образом не категориями «государство» и «общество», а понятиями «civil society» (т.е. гражданское общество) и «government» (правительство) [5, с. 9]. Гражданское общество является не только обособленным обществом граждан -сферой преследования исключительно частных, корыстных интересов,- но также имеет политическое измерение, т.е. представляет собой в политическом смысле civitas (лат. - сообщество граждан). Граждане в рамках демократических процессов образуют государственно-политические институты (government), т.е. органы всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. И государственные политические институты, и гражданское общество регулируются и ограничиваются исключительным правом, а потому подлежат действию принципа верховенства права (а не только закона!)» [5, с. 9].

Степень научной разработанности проблемы Нужно отметить, что в правовом пространстве вопрос об институтах гражданского общества до недавнего времени не выступал предметом научных интересов немецких юристов. Скорее он оставался в ведении экономики, социологии и политических наук. Особый интерес к ним юристы стали проявлять с конца 80-х - начала 90-х гг. XX в. Это было время крупных исследований в рамках социальных движений, международных неправительственных организаций, волонтерства и в целом феномена гражданского общества во всем мире. Важным вкладом в изучение развития и перспектив гражданского общества за последние 20 лет являются, например, сравнительный проект при университете Джона Хопкинса (Johns Hopkins University) о неприбыльном секторе, проведенный в 1990х гг. в 22 государствах, многочисленные работы ученых'-социологов Саламона, Анхаера и Зайбеля (Salamon, Anheier, Seibel), исследования федерального масштаба об общественной ангажированности населения Германии, проводимые с 1999 г. каждые пять лет (Freiwilligensurvey). Существенный вклад в изучение правового положения немецких институтов гражданского общества был сделан учеными-правоведами с точки зрения Vereinsrecht - совокупности правовых норм, регулирующих деятельность союзов, Stiftungsrecht - правовых норм, регулирующих деятельность фондов и Gemeinnutzig-keitsrecht - правовых норм, определяющих общественно-полезный статус организации. Значительный вклад в проблему некоммерческих организаций с точки зрения права также был сделан на конференции в 2003 году в Институте иностранного и международного частного права имени Макса-Планка в

Гамбурге, где происходил междисциплинарный обмен научным опытом и мнениями о некоммерческих организациях, с последующим изданием сборника работ [6]. Сегодня научные исследования о неприбыльном секторе уже завоевали статус субдисциплины в политических и социальных науках Германии. Например, в Гамбургском университете тема неприбыльного сектора и некоммерческих организаций преподается в рамках курса по социально-экономической системе Германии.

Институты гражданского общества с точки зрения права

Структуру общественного строя можно разделить на три условных элемента: государство и власть, бизнес-сообщество и институты гражданского общества, которые являются самостоятельными и в то же время взаимозависимыми и взаимопроникаемыми секторами. Наряду с рынком и государством гражданское общество понимается не как единичный институциональный сектор, а как область различных групп и форм организаций (формальных или неформальных), которые образуют его институты.

Институты гражданского общества имеют весьма разнообразные формы своего выражения. Они могут быть как организованными, так и неорганизованными, созданными временно или постоянно, на международном, или региональном (локальном) уровнях.

В мире существует множество примеров институтов гражданского общества, такие как частные музеи, культурные объединения, спортивные союзы и клубы, благотворительные фонды, больницы и приюты при церквях, партии, объединения по интересам, небольшие группы самопомощи и даже добровольные пожарные части, которые широко распространены в Германии. Тот факт, что все эти объединения и организации являются формой выражения гражданского общества, пробуждает в нас здоровый интерес относительно юридических, политических и социальных аспектов анализируемого вопроса.

Рассмотрим то, какие виды институтов гражданского общества функционируют сегодня в Германии. Необходимо отметить, что они могут учреждаться в различных организационно-правовых формах, установленных немецким законодательством.

Правовая система Германии базируется на фундаментальном разграничении публичного и частного права. Поэтому в рамках немецкой правовой системы выделяются два главных типа организаций:

1) образования частного права - союзы (Vereine), хозяйственные общества (Aktion Gesellschaften, GmbH), частные фонды (Stiftungen); в их число могут быть включены как коммерческие, так и некоммерческие организации;

2) образования публичного права - а) учреждения (Anstalten), например, больницы, сберега-

тельные кассы; б) государственные фонды (Stiftungen), например, музеи, библиотеки; в) корпорации публичного права (Körperschaften des öffentlichen Rechts), например, государственные университеты, самоуправляющиеся территориальные общности, осуществляющие властные полномочия на определенной территории, т.е. общины, уезды, округа.

Данное разделение между частным и публичным правом Германии образовалось в результате исторических событий, которые в свою очередь создали запутанность при определении той или иной организации в качестве института частного или публичного права. Отчасти причиной тому является передача части государственных задач частному сектору и приватизация, в рамках которой границы между публично-правовым и частноправовым пространством постепенно стираются, а также и то, что государство, становясь субъектом гражданско-правовых отношений через свои публично-правовые образования, приобретает такие же права и обязанности, что и частноправовой хозяйствующий субъект [7, s. 11]. Так, например, дело обстоит с церквями и с частными институтами с квази-государственными полномочиями [8, р. 13].

Российские ученые-правоведы в своих трудах также констатируют условность разделения публичного и частного права. На деле существует, пусть иногда в минимальном объеме в некоторых ситуациях, сочетание тех и других качеств [9, c. 344]. Так, например, некоммерческие общественные объединения, действующие, как правило, в форме организаций и являющиеся юридическими лицами рассматриваются лишь с позиции их положения как юридических лиц де-факто публичного права. Однако такие юридические лица публичного права существенно, а иногда коренным образом отличаются от государственных образований, органов государства, территориальных коллективов и учреждений [9, с. 265]. По мнению отечественных исследователей, юридическое лицо публичного права понимается в широком значении, и не только как государство, субъект Федерации, муниципальное образование, но и как некоммерческие общественные объединения [9, с. 76 - 77].

Действующее гражданское законодательство Германии, подобно российскому, классифицирует все юридические лица на коммерческие и некоммерческие объединения. В отношении некоммерческих общественно-полезных организаций существуют правила приобретения их правоспособности либо учреждения таковых без статуса юридического лица.

Союз или объединение (Verein) - одна из основных организационно-правовых форм для некоммерческого сектора Германии. В Федеративной Республике Германии каждый немец имеет право на объединение и свободу собраний. Так, в статьях 8 и 9 Основного закона провозглашается, что «Все немцы имеют право собираться мирно и без оружия

без предварительного извещения или разрешения» и «Все немцы имеют право создавать союзы и общества» [10, с. 582].

В зависимости от целей и характера деятельности различают некоммерческий (Nichtwirtschaftlicher Verein) и коммерческий союзы

(Wirtschaftlicher Verein). Параграф 21 Гражданского уложения Германии устанавливает правовой статус некоммерческого объединения: «Союз (объединение), не преследующий цели осуществлять предпринимательскую деятельность, приобретает правоспособность после внесения его в реестр объединений, который ведется в компетентном участковом суде» [11, c. 2], а в параграфе 22 о правовом статусе коммерческого объединения сказано: «Объединение, преследующее цель осуществления предпринимательской деятельности, приобретает правоспособность на основании государственной лицензии, если иное не предусмотрено специальными правилами федерального законодательства. Лицензия выдается землей, на территории которой объединение имеет место нахождения» [11, c. 3].

По законодательству Германии организационно-правовая форма юридических лиц определяется в зависимости от целей и характера деятельности. Содержание параграфа 21 и 22 дают четкое определение характеру деятельности двух различных по целям объединений. В научной правовой литературе первое объединение называют «идеальным союзом», а второе - коммерческим. Например, банк, не ставящий цель извлечение прибыли (неприбыльный банк), не может быть объединением с идеальными целями, так как по предназначению он обладает все-таки «коммерческим» характером и, в сущности, его первоначальная и основная задача -это принимать участие в экономической деятельности.

Организации с прямым коммерческим интересом, как правило, ограничены в присваивании статуса идеального союза (Verein). Они должны использовать либо некорпоративный вид организационно-правовой формы (например, простое товарищество), либо выбрать корпоративный статус, предусмотренный Законом об акционерных обществах от 6 сентября 1965 г. (Aktiengesetz) или Законом об обществах с ограниченной ответственностью от 20 апреля 1892 г. (Gesetz betreffend die Gesellschaften mit beschränkter Haftung). Таким образом, институты гражданского общества могут быть союзами либо корпорациями в юридическом понимании, тогда как коммерческие организации, нацеленные на извлечение прибыли таковыми быть не могут.

Кроме того, Гражданское уложение Германии различает сложный комплекс институтов, которые могут квалифицироваться как объединения, основанные на членстве и без членства.

Среди объединений, основанных на членстве, можно выделить организации частного права (например, спортивные клубы) и публичного права (на-

пример, сберегательные банки, организации, дающие ссуды или сберегательные кассы), которые отличаются от коммерческих структур (например, от обществ с ограниченной ответственностью, кооперативов, акционерных компаний) тем, что первые не имеют права извлекать прибыль в качестве основной цели своей деятельности и распределять ее между участниками. В рамках этой же классификации выделяются профессиональные и предпринимательские объединения в контексте государственноправового сотрудничества (например, нотариальные конторы, торговые палаты) и религиозные организации и другие виды, признаваемые законодательством Германии. Примечательно, что католическая церковь и протестантские церкви по немецкому законодательству обладают статусом государственной (публично-правовой) организации (корпорации), в то время как другие конфессии учреждаются в качестве гражданско-правовых ассоциаций (Согласно ст. 140 Основного закона ФРГ и ст. 137 Конституции Германской Империи от 11 августа 1919 г. церкви являются корпорациями публичного права. В настоящее время статьи 136-137, и 141 Конституции Германской Империи от 11 августа 1919 г. являются составной частью Основного закона ФРГ, которые регулируют отношения между государством и церковью. См. подробнее об этом http://www.gesetze-im-internet.de/gg/art_140.html;

http://www.verfassungen.de/de/de19-33/verf19-i.htm 04.07.2009). Отношения между членами церкви, внутренняя деятельность и дела по совершению религиозных обрядов регулируются церковным правом, нежели гражданским [8, р. 11]. Для сравнения -в России все религиозные объединения регистрируются только в качестве гражданско-правовых организаций, т.е. религиозных некоммерческих организаций, регистрация и деятельность которых регулируется Федеральным законом РФ от 25 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях». Положения данного закона содержат нормы об уставах религиозных организаций, определяющих их правоспособность (статья 10) и о внутренних установлениях религиозных организаций, которые не должны противоречить действующему законодательству России (статья 15).

Среди объединений без членства можно выделить фонды и тресты, например, институты, финансируемые государственными корпорациями, университеты, школы и страховые компании.

Фонд (Stiftung) также может рассматриваться как одна из форм организаций гражданского общества, создание которого регламентируется в параграфах 80-88 Гражданского кодекса Германии, согласно положениям, которых фонд является юридическим лицом, учрежденным ради осуществления долгосрочной и постоянной цели, созданным в целях управления имуществом и пожертвованиями. В немецком праве фонд отличатся от всех других организационно-правовых форм тем, что он не

имеет в своем составе ни собственников, ни участников или акционеров, а равно не является какой-то бы ни было членской структурой. Вместо этого у фонда есть лишь бенефициары и благополучатели, которым поступают его средства. Основополагающими правовыми критериями при создании фонда выступают цели фонда, его имущество и организационное устройство. Существенным аспектом в учреждении фонда, как правило, является преследование различных благотворительных, общественно-полезных целей, например, таких как защита окружающей среды, финансирование научноисследовательских проектов, помощь пожилым людям. Свыше 90 процентов всех фондов в Германии обладают общественно-полезным статусом. Общественно-полезные фонды содействуют исключительно и непосредственно обществу, в котором преследуют благотворительные, церковные и иные общеполезные цели [12, s. 9].

Наиболее известными и крупными правоспособными фондами в Германии по уровню капитальных вложений и имущества, а также степени расходования средств на благотворительность являются фонд Вольксвагена (VolkswagenStiftung) , фонд Роберта Боша (Robert Bosch Stiftung GmbH), фонд Дитмара Хоппа (Dietmar-Hopp-Stiftung gGmbH), фонд Ландесштифтунг Баден-

Вюрттемберг (Landesstiftung Baden-Württemberg gGmbH) и другие [13].

На федеральном уровне нет определенного закона о фондах, так как регулирование деятельности различных видов фондов находится в ведении земель. Учреждение правоспособного фонда требует формального согласия соответствующего Stiftungsbehörde - государственного учреждения, осуществляющего регистрацию фондов. Такая процедура широко известна под названием «концессионная система», посредством которой государство дарует фонду право учреждать себя для определенных целей, предоставляющих специальные и достаточные пожертвования. Концессионная система с момента ее развития, примерно с конца XIX века -вопрос дискуссионный по сей день, в настоящее время в рамках законодательного пересмотра возможно будет ликвидирована. Первоначальная цель данной системы была двойной: предотвратить создание нежизнеспособных фондов и осуществлять некий контроль над целями и действиями - в конечном счете до середины XX века.

Фонды классифицируются по различным критериям, например, как правоспособные и неправоспособные, общественно-полезные и благотворительные, пользующиеся налоговыми льготами и коммерческие, фонды частного и публичного права.

Гражданский кодекс Германии имеет дело, прежде всего, с правоспособными фондами частного права, организационный тип которых рассматривается в параграфе 80 и только вскользь упоминает фонды публичного права в параграфе 89. Фон-

ды публичного права преследуют исключительно государственные цели и находятся в организационной взаимосвязи с государством либо муниципальным органом или с прочими корпорациями публичного права. Отметим, что к XIX веку из-за секуляризации и развития государственноцентрализованной системы социального обеспечения церковные фонды уже потеряли свою ключевую функцию благотворительности. К тому же, два периода гиперинфляции (1923 г. и конец 1940 гг.) уничтожили ликвидные средства многих фондов. Большинство существующих сегодня фондов были основаны после II Мировой Войны [8, р. 15-16].

Фонды частноправового характера в зависимости от вида деятельности и целей могут делиться на две большие группы:

- фонды, пользующиеся налоговыми льготами (обладающие общественно-полезным статусом);

- фонды, не имеющие налоговых льгот (созданные для частных потребностей), последние в свою очередь подразделяются еще на 2 группы, в частности на семейные и предпринимательские фонды.

Наряду с этим, в Германии широкое распространение имеют правовые образования, которые хотя и называются фондами или имеют структурные элементы фонда, но в прямом смысле фондами не являются [12, s. 4 - 5]. Так называемые неправоспособные фонды, по сути не являющиеся юридическими лицами, имеют весьма распространенное применение среди граждан Германии. Такая простая форма предоставляет учредителям несложную возможность основать «фонд» без больших имущественных затрат для реализации поставленных целей. Не являясь носителем прав и обязанностей, подобное добровольное образование все же с полным основанием обозначается как фонд, когда проявляет все сущностные признаки фонда согласно Гражданскому кодексу Германии, а именно цели, имущество, долговечность (хотя и ограниченная), минимум внутренняя организация. Неправоспособный фонд не требует какого-либо формального учредительного акта и не находится под ведением государственного надзорного органа. Он может быть учрежден посредством сделки между учредителем и так называемыми обладателями фонда в форме контракта о доверительном управлении имуществом с обязательством доверенных лиц достигнуть результатов, соответствующих целям фонда.

Для преодоления проблем сегодняшнего дня и вызовов будущего гражданское общество в лице фондов является обязательным не только во взаимосвязи с финансовой необходимостью с государственнопубличными органами, но и главным, действующим актором в этой области, как инноватор, грантодатель, благотворитель, побудитель к новым идеям.

В неприбыльном секторе Германии Verein (союз, объединение) и Stiftung (фонд) являются

широко распространенными формами институтов гражданского общества, но кроме них выделяются и другие формы: например, Gesellschaft mit beschränkter Haftung (общество с ограниченной ответственностью) и Genossenschaft (кооператив).

Общество с ограниченной ответственностью (Gesellschaft mit beschränkter Haftung - GmbH) с так называемым общественно-полезным статусом имеет большее распространение в области некоммерческого сектора медицинского обслуживания и социального обеспечения, а также в данной организационно-правовой форме могут учреждаться театры, музеи и исследовательские институты. В то же время общество с ограниченной ответственностью, (преимущественно без общественно-

полезного статуса) является популярной формой для большинства бизнес компаний Германии, но, тем не менее, также используется организациями, не ставящими перед собой цель извлечь прибыль (в основном имеющие статус общественно-полезной организации). В значительной степени это связано с возрастанием экономической роли многих неприбыльных организаций, в результате деятельности которых форма идеальных союзов становится все менее популярной. Более того, потребности капитала не могут быть удовлетворены посредством идеального союза. Сравнительно легко учредить организацию с минимальными капитальными требованиями и ограниченным государственным контролем, но в то же время это практичная правовая форма для неприбыльных организаций, хотя она и требует относительно больших капитальных вложений, чем идеальный союз [8, р. 15]. Присвоение организации общественно-полезного статуса зависит от соблюдения некоторых условий, прописанных в Налоговом кодексе Германии. Соблюдение указанных условий (перечисленных чуть ниже) дает организации преимущества в виде налоговой выгоды - освобождение от некоторых видов налогов либо всех предусмотренных законодательством налогов и сборов.

Кооперативные общества играют важную роль в некоторых сегментах экономики Германии, главным образом в сфере фермерства, жилья, банковского дела и страхования, несмотря на то что они в значительной степени потеряли свой некоммерческий характер. Рассматриваемые первоначально как альтернатива капитализму, кооперативы в качестве неприбыльных организаций продолжали существовать в большом количестве только в сфере государственного жилья и лишь до конца 1980-х гг. Большинство кооперативов в фермерстве и банковской индустрии также превратились в бизнес структуры [8, р. 16].

Наряду с Verein (союзом) в литературе часто используют термин Verband (с нем. ассоциация) -понятие, означающие более крупный союз по масштабу охвата членов и территории. Использование понятия Verband (в настоящей статье термины

«фербанд» и «ассоциация» используются как взаимозаменяемые) характерно для крупных объединений союзов с большим количеством членов и подразделений. Например, таковыми могут быть региональные подразделения крупных ассоциаций. Слово Verband имеет различные значения. Так, если говорится о «власти ассоциаций», то это понятие также может относиться к ассоциациям юридических и физических лиц, союзам предпринимателей или консорциумам [14, s. 1-2]. «Verein» предполагает маленькую и среднюю группу людей, заинтересованных в удовлетворении собственных интересов в спорте, культуре, здравоохранении, социальной сфере и во многих других областях, в то время как «Verband» имеет несколько иное значение. Фербанд объединяет людей и организации, для того чтобы выражать, защищать и продвигать политические интересы своих членов при принятии государственных решений, это так называемые лоббисты, убеждающие политиков высшей власти прислушаться к ним и учесть их мнение. Фербанды, как уже говорилось, это те же самые союзы, но в несколько крупном размере. В литературе они классифицируются на различные типы: массовые организации (например, профсоюзные организации промышленного сектора экономики), организации по интересам (например, Всеобщий автомобильный клуб Германии ADAC), объединения работников одной профессии или родственных профессий (например, Ассоциация летчиков и бортинженеров).

Фербанд имеет некоторые сходные черты с партиями. Аналогично партиям ассоциации аккумулируют общие интересы, артикулируют их и осуществляют постоянный обмен информацией между обществом и политической системой. Ассоциации выступают посредниками между обществом и экономикой, государством и политической системой. Тем не менее, ассоциации по-иному включены в систему выборов политической элиты, чем партии, и они не принимают участие в выборной гонке с собственным кандидатом. Главное отличие между фер-бандом и партией состоит в четко выделенном положении последней, установленном в специальном законе о партиях, и в силу основного закона им надлежит исполнять особую государственную функцию. Партия тем самым несколько отделена от частной сферы, поскольку ее цель, в сущности, состоит в длительной работе над формированием политической воли и взятии на себя политической ответственности. Хотя ассоциации также участвуют в политических процессах, тем не менее, это не является их основной целью. Кроме того, имеются отличия и в организационных структурах, уставе, численности членов и т.д. В целом фербанды играют важную роль в демократической системе Германии. В большинстве своем они представляют организованные группы интересов, некоторые из которых заняты лоббистской деятельностью.

В литературе различают два наиболее рас про -страненных типа ассоциаций: те, которые представляют экономические интересы и те, которые отстаивают идеальные интересы. Главное отличие между ними состоит в том, что ассоциации (их называют также группами интересов, например, в форме профсоюзов, промышленных союзов), ориентированные на экономику и бизнес, прежде всего заботятся о материальном благополучии собственных членов, в то время как второй тип ассоциаций (так называемые содействующие объединения) преследует нематериальные ценности, например, религиозные, культурные, гуманитарные или политические цели [15, s. 79]. Однако такое деление не находят сегодня актуальным, поскольку все большее число ассоциаций с нематериальными интересами включаются в экономическую сферу, занимаются финансированием собственных мероприятий и оплатой труда работников. Наиболее расширенную типологию ассоциаций представляет фон Але-манн (Ulrich von Alemann,), в данном случае интересы распределены по секторам:

- сектор экономики и труда;

- социальный сектор и сектор здравоохранения;

- сектор досуга и отдыха;

- сектор культуры, образования, науки, религии и мировоззрения;

- сектор политики;

- сектор окружающей среды [16, s. 3-21].

Как отмечалось выше, определение цели деятельности имеет решающее значение для присвоения организации общественно-полезного статуса, который по существу определяется положениями законодательства о налогообложении. Gemeinnützigkeit или общественно-полезный статус сегодня, прежде всего, фискальный термин. Его определение помогает отличать не облагаемые налогами организации от тех, кто обязан платить их. Налоговые льготы, определяемые общественно-полезным статусом организации, устанавливаются в параграфах 51 - 68 Налогового кодекса Германии (Abgabenordnung).

Итак, в дефиницию Gemeinnützigkeit (общественная полезность) включается преследование следующих целей: общественное благосостояние в материальной, духовной и нравственной сферах; благотворительная деятельность по поддержке нуждающихся и неспособных заботиться о себе; религиозная деятельность, включая сооружения, технический уход и администрирование зданий и церковной собственности, используемой для религиозных целей, таких как религиозное обучение, религиозные услуги и подготовка духовенства.

Параграф 52 (2) Налогового кодекса Германии устанавливает следующие цели деятельности неприбыльного сектора, которые считаются общественно-полезными и соответственно позволяют

пользоваться теми или иными налоговыми льготами:

1. содействие науке и исследованиям;

2. содействие религии;

3. поддержку общественного здравоохранения и общественной гигиены, в особенности в сфере предотвращения и борьбы с переносимыми болезнями;

4. оказание помощи молодежи и старикам;

5. содействие искусству и культуре;

6. содействие охране культурных и исторических памятников;

7. содействие воспитанию, народному образованию и профессиональному обучению, в том числе оказание помощи студентам;

8. содействие охране природы и охране ландшафта согласно Федеральному закону об охране природы и законам об охране природы земель, содействие охране окружающей среды, береговой охране и защите от наводнения;

9. содействие общему благу (благотворительности), в частности, для целей официально признанных союзов свободной благотворительной помощи (§ 23 инструкции об исполнении налога с оборота), их подразделений и присоединенных к ним организаций и учреждений;

10. оказание помощи лицам, преследуемым по политическим, расовым и религиозным мотивам, беженцам, изгнанникам, переселенцам, поздним переселенцам, жертвам войны, членам семьи погибшего на войне, инвалидам войны, пострадавшему гражданскому населению и инвалидам, а также жертвам преступлений; поддержку памяти о преследуемых, жертвах войн и катастроф; содействие службе розыска пропавших без вести;

11. содействие службе спасения;

12. содействие службам противопожарной защиты, охраны труда, защиты от катастроф и гражданской обороны, а также предупреждения несчастных случаев;

13. содействие международным убеждениям, толерантности во всех областях культуры и взаимопониманию между народами;

14. содействие охране животных;

15. содействие эволюционному сотрудничеству;

16. консультационные услуги для потребителей и защита прав потребителей;

17. содействие социальному обеспечению заключенных и бывших заключенных;

18. содействие равноправию женщин и мужчин;

19. содействие охране брака и семьи;

20. содействие предупреждению преступности;

21. содействие спорту;

22. содействие заботе о Родине и краеведению;

23. поддержку животноводства, растениеводства, мелкого садоводства, традиционных обычаев,

включая карнавал, канун великого поста, масленицу, оказание материальной помощи солдатам и запасникам, радиолюбителям, модельному полету и собачьему спорту;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. общую поддержку демократических принципов государственности в рамках применения настоящего закона; сюда не относятся стремления, преследующие только определенные частные интересы гражданского характера или ограниченные общественно-политической областью;

25. поддержку гражданских инициатив в общественно-полезных, благотворительных и церковных целях [17].

Исходя из данного перечня, можно сказать, что подход к вопросу приобретения организацией общественно-полезного статуса совершенно очевидно индивидуальный и лежит в сфере компетенции налоговой инспекции.

В заключение следует подчеркнуть, что институты гражданского общества в Германии играют не только стратегическую роль в построении демократического и правового государства, но и берут на себя некоторые функции государства в области социального обеспечения, культуры и спорта, что является показателем эффективности и развитости административного управления. Таким образом и проявляется принцип субсидиарности, который означает, что государство берет на себя только те задачи, которые частный сектор не в состоянии решить, а высшие органы государственной власти рассматриваются исключительно с точки зрения тех функций, которые находятся за пределами компетенций региональных и местных властей, а также частного сектора.

Сами граждане Германии остаются не безучастными в построении и дальнейшей демократизации гражданского общества. Об этом свидетельствуют соответствующие показатели, так, по состоянию на лето 2008 г. в Германии насчитывалось 554 401 зарегистрированных союзов [18] и 16 406 фондов. При этом за последние два десятилетия количество фондов в Германии возросло почти в три раза, в 1990 г. численность зарегистрированных фондов составляла лишь 5500 [19].

Таким образом, институты гражданского общества в контексте принципа субсидиарности исполняют квази-государственные функции и в то же время предоставляют возможность обычному населению принимать активное участие в управлении государством в форме различных гражданских инициатив на местном и национальном уровне, тем самым, реализуя принцип демократии участия, предусмотренный в проекте Конституции Европейского Союза.

Институты гражданского общества в Германии в форме союзов и ассоциаций на фоне индустриализации современного общества все интенсивнее занимают существенные позиции в политических и экономических отношениях. Союзы и ассо-

циации в Германии являются составной частью современного общества, благодаря разнообразию которых и их влиянию на политические процессы можно убедиться в жизнеспособности демократического режима.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федотова Н. Г. Гражданское общество: возникновение проекта и проблема социального наследования / Бренное и вечное: прошлое в настоящем и будущем философии и культуры. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 10-летию Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 27-29 октября 2003 г. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003. С. 128-134.

2. Барихин А. Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М.: Книжный мир, 2006. 720 с.

3. Давлетшина Р. Р. Правовая доктрина гражданского общества: история идеи и современность. // Евразийский юридический журнал. 2009. №3 (10). С. 18-23.

4. Утяшев М. М. Курс лекций по истории политических и правовых учений. Уфа: Полиграфкомбинат, 1999. 320 С.

5. Ehmke H. Staat und Gesellschaft als verfassungstheoretisches Problem // О. Люхтерхандт. Взаимосвязи гражданского общества и правового государства с позиции теории государства и права. / Правовые основы и предпосылки дееспособного гражданского общества. Материалы Германороссийского научного симпозиума. СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2005. 138 С.

6. Hopt K. J., von Hippel T., Walz W. R. NonprofitOrganisationen in Recht, Wirtschaft und Gesellschaft: Theorien - Analysen - Corporate Governance. Tübingen: Mohr Siebeck, 2005. 391 S.

7. Badelt C. Zielsetzungen und Inhalte des „Handbuchs der

Nonprofit Organisation“ // Handbuch der Nonprofit Organisation: Strukturen und Management. Stuttgart: Schäffer-

Poeschel Verlag, 2002. 732 S.

8. Anheier H. K., Seibel W. The Nonprofit Sector in Germany: between state, economy and society. Manchester: Manchester Univ. Press, 2001. 228 P.

9. Чиркин В. Е. Юридическое лицо публичного права. М.: Норма, 2007. 352 С.

10. Конституции государств Европы. В 3 т. Т. 1. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: Норма, 2001. 824 С.

11. Бергманн В. Гражданское уложение Германии Deutsches Bürgerliches Gesetzbuch mit Einführungsgesetz: ввод. закон к Гражд. уложению. М.: Волтерс Клувер, 2006. 816 С.

12. Otto L., Kuhli A. Handbuch der Stiftungspraxis - Stiftungsrecht, Steuerrecht und Rechnungslegung bei Stiftungen. Neuwied: Luchterhand, 2007. 643 s.

13. Bundesverband Deutscher Stiftungen. Die größten Stiftungen. // Интернет-ресурс: электронный файл pdf. 2008. URL: www.suche.stiftungen.org/files/original/galerie_vom_05.12.2005_ 10.33.06/GroessteStiftungen_20080612.pdf // Berlin, 2008. 6 s.

14. Reichert B. Handbuch Vereins- und Verbandsrecht.

11.Auflage. Neuwied: Luchterhandt, 2007. 1490 s.

15. Weber J. Die Interessengruppen im politischen System der Bundesrepublik Deutschland. Stuttgart: Kohlhammer, 1977. 392 s.

16. Alemann U. Der Wandel organisierter Interessen in der Bundesrepublik - Erosion oder Transformation? // Aus Politik und Zeitgeschichte, Heft 49, 1985.

17. Параграф 52 Налогового кодекса Германии // Интернет-

ресурс: электронная страница URL:

http://bundesrecht.juris.de/ao_1977/_52.html // Berlin, 2009. 1 s.

18. Happes W., V&M Service GmbH. Vereinsstatistik 2005. // Интернет-ресурс: электронная страница. 2005. URL: http://www.npo-info.de/vereinsstatistik/2005 // Konstanz, 2005. 1 s.

19. Bundesverband Deutscher Stiftungen. Rekord: Erstmals weit mehr als 1.000 Stiftungen pro Jahr gegründet Bundesverband Deutscher Stiftungen veröffentlicht Stiftungszahlen 2007 // Интернет-ресурс: электронная страница. 2007. URL: www.stiftungen.org/index.php?baseID=78&strg=61_78&dataI D=145&year=2008 // Berlin, 2007. 1 s.

Поступила в редакцию 31.11.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.