Научная статья на тему 'Правовое положение дворянства в законодательных актах российского государства второй половины XVIII века'

Правовое положение дворянства в законодательных актах российского государства второй половины XVIII века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
13131
871
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДВОРЯНСТВА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое положение дворянства в законодательных актах российского государства второй половины XVIII века»

10.4. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДВОРЯНСТВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТАХ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ Седов А.Н., аспирант кафедры теории и истории государства и права

Московский гуманитарно-экономический институт

Дворянство, будучи в России XVIII века высшим сословием, владело подавляющим большинством производительного богатства страны и являлось той частью общества, без которого самодержавие не могло ни управлять государством, ни защищать его1.

В течение XVIII столетия постепенно шел процесс консолидации дворянства в самостоятельное сословие, сопровождавшийся существенным усилением замкнутости этой социальной группы. Приобретение дворянского статуса стало весьма сложным делом. Однако законодатель не мог оставить господствующий класс без пополнения: Табель о рангах 1722 года, кроме рождения, среди оснований приобретения дворянства называл выслугу на военной или штатской службе2.

Количество дворян, особенно в середине XVIII века, увеличивалось быстрее, чем представителей любого другого сословия России; в демографическом отношении дворянство представляло собою наиболее динамичную группу. Имеются данные, что с 1782 по 1858 гг. численность дворянства выросла в 4,3 раза, тогда как все население страны увеличилось всего в два раза, а крестьянство - в 1,7 раза3.

Вплоть до полного упразднения дворянского сословия в 1917 году возможности его получения то расширялись, то уменьшались; неизменным оставалось лишь отношение к нему верховной власти. Политическая ситуация первой половины XVIII века заставляла правительство объединяться с дворянством, что в конечном счете привело к провозглашению неограниченного права последних распоряжаться земельной собственностью и крепостными крестьянами. Несение повинностей в пользу государства сводилось для дворян лишь к занятию высших постов в армии и на гражданской службе.

К концу XVIII века завершилось оформление дворянства в самостоятельный класс, что нашло отражение, во-первых, в принятии законодательных актов (Манифеста о вольности дворянства и Грамоты на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства), а, во-вторых, в проведении различных организационных мероприятий (например, создании дворянских собраний и пр.).

1 Дворянство появилось в России в XII-XIII вв. как низшая часть военно-служилого сословия, а, начиная с XIV века, за свою службу дворяне стали получать земельные владения. Интересно, что при Петре I для обозначения лиц дворянского сословия использовался польский термин «шляхетство». Но, несмотря на то, что указанный термин встречается и в источниках более позднего периода, уже при преемниках императора русский термин «дворянство» постепенно побеждает, а Манифест Петра III о вольности дворянства 1762 года именно так и называет высший класс русского общества.

2 См.: Российское законодательство Х-ХХ вв.- М., 1986. - Т. 4. - С. 56-64.

3 См.: Пайпс Р. Росси при старом режиме. - М., 1993. - С. 229.

Важнейшим документом, регламентировавшим правовое положение дворянства в России, был подписанный 18 февраля 1762 года императором Петром III Манифест о вольности дворянства (далее - Манифест)4. Указанный документ был принят с целью удовлетворения требований дворянства, считавшего себя ущемленным, поскольку оно обязывалось нести службу государству. Манифест, хотя и с известными оговорками, освободил дворян от этой обязанности.

Преамбула Манифеста содержала перечисление обязанностей дворянства, существовавших до принятия документа, а также санкции за отказ от их исполнения. В нем говорилось, что дворяне являются «главным в государстве членом» и подразделяются на потомственных и личных. Основным источником доходов, а, следовательно, и благополучия дворянства в рассматриваемый период являлась эксплуатация крестьян, а также жалованье за военную и гражданскую службу.

Запрещалось просить увольнения с военной службы во время военной кампании и за три месяца до ее начала. В остальных случаях командующий не мог отказать офицеру в его просьбе об отставке (ст. 1).

Согласно ст. 2 Манифеста, всем гражданским служащим, безупречно прослужившим в последней должности более года, при увольнении полагался один ранг. Любой дворянин по своему желанию мог перейти с гражданской службы на военную, и, наоборот, а также переехать на службу за границу, что раньше считалось изменой, или вернуться на родину и занять вакантную должность без понижения в чине (ст.ст. 3-5). Конкретным проявлением последствий принятия Манифеста, стал отток дворян со службы, отмечаемый некоторыми исследователями в течение первых лет его действия5.

Государственная служба считалась главной обязанностью дворянства, причем на протяжении рассматриваемого столетия отношение власти к этой обязанности было далеко не одинаковым: Петр I, отличавшийся крутым нравом, принуждал дворян к службе, при Екатерине I и Анне Иоанновне, напротив, оживленно обсуждался вопрос об освобождении дворянства от службы. А в царствование Петра III надежды дворянства были полностью удовлетворены: главное содержание изданного им Манифеста и состояло в освобождении высшего российского сословия от единственной по сути дела обязанности - несения государственной службы (как военной, так и гражданской).

Следует заметить, что государственная служба была не только обязанностью, но и привилегией господствующего класса, поскольку все командные должности в армии замещались только дворянами. Однако нежелание дворян служить Отечеству приводило к тому, что государственный аппарат достаточно активно пополнялся разночинцами, которые за службу иногда получали личное дво-рянство6.

Однако, несмотря на свое привилегированное положение, дворяне в определенных ситуациях подвергались не только штрафам, но и позорящим, а также телесным на-

4 См.: Полное собрание законов Российской империи. Т. XV. - СПб., 1830. - № 11444.

5 Это явление имело важнейшие социальные, культурные и нравственные последствия. Тысячи дворян отправились жить в свои поместья, что в немалой степени способствовало развитию русских провинциальных городов как культурных центров, а также усадебной архитектуры второй половины XVIII века. Тогда же стал складываться и тип провинциального помещика. См.: Каменский А.Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация. - М., 1999. - С. 213.

Так, к концу Северной войны 1700-1721 гг. среди офицеров русской армии было около 14 % выходцев из недворянских сословий, а к 1816 году личные дворяне, то есть недавние разночинцы, составляли 44 % всего дворянства империи. См.: Буганов В.И., Преображенский А.А., Тихонов Ю.А. Эволюция феодализма в России. Социальноэкономические проблемы. - М., 1980. - С. 247-248.

Седов А.Н.

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДВОРЯНСТВА

казаниям. Петр I, выказывая неудовольствие, любил прилюдно пороть своих приближенных-дворян, лишая их всех рангов и титулов. Дворянин, не получивший образования или скрывший крепостных от переписчика, изгонялся из своего сословия. А в царствование императрицы Елизаветы Петровны дворянина, показавшего себя за пятилетний испытательный срок негодным к гражданской службе, отправляли в армию простым солдатом. Высшее сословие было избавлено от телесных наказаний лишь Жалованной грамотой дворянству в 1785 году. Но даже в конце XVIII века, когда дворянство находилось в зените своего могущества, служилого человека могли без предупреждения и без права обжалования лишить дворянского звания7.

Следующим документом, завершившим длительный процесс законодательного оформления привилегий дворянства, стала Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства (или Жалованная грамота дворянству8), изданная императрицей Екатериной II 21 апреля 1785 года9.

Принятие Грамоты было вызвано необходимостью консолидации дворянства и укрепления позиций помещиков в условиях назревающего кризиса феодальных отношений. Попытки властей вывести экономику на новый хозяйственный уровень, опасения недовольства со стороны дворянства, угроза новых крестьянских волнений требовали предельного расширения прав высшего сословия над крестьянами, установления над ними фактически неограниченной власти.

По мнению самой Екатерины II, основной причиной принятия Грамоты является «забота о дворянстве, которое верно и добросовестно служит Российскому государству». Однако в дореволюционной литературе принятие этого документа объяснялось полемикой императрицы с ее иностранными критиками, утверждавшими, что дворяне в России сильно закабалены и потому вымещают недовольство на крестьянах. Некоторые авторы утверждали, что хотя императрица и не согласилась с подобными утверждениями, все же заблуждалась в отношении объема прав и привилегий, которыми пользовались дворяне10.

Жалованная грамота имеет весьма сложную структуру; она состоит из преамбулы, 92 статей, толкований и разъяснений. В некоторых статьях встречаются также примечания и постановления; в толкованиях иногда содержатся разъяснения, подкрепляемые цитированием некоторых указов Петра I.

Грамота провозглашала важные юридические гарантии дворянства. Так, согласно ст.ст. 8-11 дворяне могли лишиться жизни, достоинства, чести или имения только по приговору суда; при этом судились дворяне только людьми одного с ними состояния, то есть только дворянами. Грамота закрепляла привилегию дворян в отношении правосудия. Поскольку феодальный суд не действовал по принципу равенства перед законом, дворян судили в особом порядке. Приговор суда по делу любого дворянина обязательно подлежал рассмотрению в Сенате, причем

7 В XIX в. в связи с бурным ростом дворянства за счет притока низших сословий и иностранцев правительство устраивало периодические «чистки». Например, император Николай I приказал в 1840-х гг., чтобы 64 тысячи шляхтичей, принятые до этого в рады русского дворянства, были лишены дворянского звания. При этом государе лишение дворянского звания было обычным наказанием за политические и иные прегрешения. См.: Пайпс Р. Указ. соч. - С. 234-235.

8 Такое название документ получил в дореволюционной и советской литературе.

9 См.: Указы, манифесты и другие правительственные постановления, объявленные из Государственной Военной коллегии за 1785 год. - СПб., 1786. - № 29.

10 См.: Романович-Славатинский А. Дворянство в России от начала

XVIII века до отмены крепостного права. - СПб., 1870. - С. 213.

обвинительный приговор вступал в законную силу только после его утверждения императрицей, которая по своему желанию могла освободить дворянина от наказания независимо от тяжести совершенного им преступления (ст. 13).

Рассматриваемый документ впервые устанавливал срок давности для рассмотрения уголовных дел дворян (10 лет), который не зависел от тяжести совершенного преступления. Вполне понятно, что на другие сословия этот срок не распространялся.

Жалованная грамота освободила дворян от телесных наказаний (причем как за преступления, так и проступки), сохранив возможность применения к ним пыток лишь за совершение политических преступлений. Исключение составляли случаи лишения лица дворянского звания (например, за совершение измены или разбоя): в этих ситуациях случае суд не был связан выбором меры наказания (ст. 15).

Кроме юридических гарантий, Грамота (ст.ст. 26-34) закрепила и широкие экономические права и привилегии дворянства. В частности, впервые на законодательном уровне помещикам-дворянам предоставлялись возможности по приобретению определенного имущества, участию в некоторых видах производства и торговле. Более того, каждый помещик имел право собственности на недра и леса, находившиеся на его земельных участках.

Важное значение для упрочения положения дворянства имели учрежденные Грамотой (ст.ст. 37-56) дворянские собрания, делившиеся на губернские и уездные11. В состав собраний входили все дворяне, имевшие имения на данной территории и достигшие 25-летнего возраста. Оба вида собраний, компетенцией которых являлось в основном избрание предводителей дворянства, ведение дворянской губернской родословной книги (куда записывались все местные помещики), а также решение дворянских и общеместных вопросов, созывались один раз в три года преимущественно в зимнее время. В отличие от собраний других сословий участников дворянских собраний, в соответствии со ст. 57 Грамоты, запрещалось брать под стражу, что было существенной гарантией их неприкосновенности. Показательно, что отношения дворянских собраний с центральной властью строились исходя из принципа административного контроля со стороны государства за организацией и деятельностью органов дворянского самоуправления.

Из числа ограничений прав высшего сословия , предусмотренных Грамотой, следует прежде всего отметить обязанность дворянина в случае необходимости «по первому зову государя служить отечеству, не жалея ни сил, ни жизни», а также невозможность для дворянина, никогда не служившего на государственной службе, голосовать на дворянском собрании и избираться на выборную должность.

Включив в состав российского дворянства прибалтийских баронов, польскую шляхту, казацкую старшину Украины, Дона и др., Жалованная грамота завершила процесс оформления и консолидации этой социальной группы, ставшей прочной опорой самодержавия12.

Таким образом, к концу XVIII века дворянство не только фактически, но и юридически стало высшим сословием Российского государства, имевшим огромные, даже по европейским меркам, права и привилегии. По меткому определению Р. Пайпса, дворяне представляли собой «во всех отношениях сильнейшую и богатейшую группу, луч-

11 Необходимо отметить, что в соответствии с положениями «Учреждений для управления губерний Всероссийской империи» 1775 года в руках дворянства полностью сосредоточилось местное управление.

1 См.: Российское законодательство Х-ХХ вв. - М., 1987. - С. 22.

ше всего защищенную законом, равно как и наиболее образованную и политически сознательную»13.

13 Пайпс Р. Указ. соч. - С. 225.

438

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.