© Н.М. Левковская, 2007
ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Н.М. Левковская
После долгого пребывания в рамках жесткой административной системы управления, не способной в полной мере учитывать и удовлетворять потребности и интересы граждан в силу уравнительного подхода к индивидуальным качествам, российское общество в последние годы стремится выйти на путь свободного развития, где высшей ценностью признается конкретный человек, его права и достоинство. Дальнейшее реформирование правовой системы, утверждение принципов правового государства и гражданского общества, идеалов нравственности и гражданственности немыслимы без преодоления отрицательных стереотипов, сложившихся в сознании людей, нейтрализации антиправовых и антисоциальных устремлений и формирования высокого уровня правовой культуры общества. В новых политических, социальноэкономических и культурологических условиях российской жизни изменились тенденции общественного развития, которые привели к смене образовательной парадигмы. Одним из ведущих принципов современной образовательной политики сегодня становится ее гуманистическая направленность, определяющая приоритет общечеловеческих ценностей в воспитательном процессе, а также создание соответствующих условий для свободного развития личности.
Проблема повышения уровня правовой культуры личности становится все более актуальной в педагогике и юриспруденции. Она привлекает к себе пристальное внимание ученых, которые затрагивают в своих научных работах различные аспекты данной темы. Исследование вопросов, связанных с формированием правовой культуры, позволит не только более адекватно осознать данный фе-
номен, но и создать педагогические технологии, способные решать насущные проблем в области правового воспитания.
Разобраться в природе правовой культуры личности достаточно сложно, так как она представляет собой емкое явление. Например, она во многом обусловлена культурой действующих юридических законов. Если созданные и подлежащие применению нормы права не соответствуют интересам населения страны и правовым ценностям общества, то трудно ждать прогресса в процессе формирования правовой культуры молодого поколения. Вначале обществу необходимо воплотить в нормы права идеалы законного, справедливого и гуманного, которые затем должны быть конкретизированы и воплощены в жизнь властными структурами. Высокая культура правоприменения должна быть воплощена в практическом поведении не только рядового гражданина, но и должностного лица, в форме и содержании издаваемых им правоприменительных актов, во внешнем оформлении, обнародовании принятых решений по юридическим делам.
В начале XXI в. в российском обществе сложились особые социокультурные условия, которые необходимо учитывать в процессе решения задач по повышению правовой культуры младших школьников. Ведь окружающая социально-правовая действительность непрерывно ставит перед учащимися и педагогами проблемы: необходимость соотносить свои действия и поступки с учетом интересов общества и порядком и правилами, установленными в государстве. Педагог не полностью свободен в своих воспитательно-образовательных возможностях. В основе конкретных форм и методов его профессиональной дея-
тельности лежит определенный, исторически сформировавшийся социокультурный комплекс. Механизмы и закономерности функционирования этого комплекса оказывают определяющее, хотя и не всегда прямое, воздействие на систему правового воспитания и обучения, задавая границы ее образовательных возможностей.
В настоящее время правовое образование в целом слабо нацелено на содействие и формирование ценностных ориентаций, правовых умений и навыков современного человека в обществе, а центрировано главным образом на трансляцию юридических знаний учащимися. В результате этого выпускник образовательного учреждения зачастую имеет определенные правовые знания, но не готов полностью к успешной социализации в обществе, не вполне наделен важнейшими для жизни в правовом государстве качествами, такими как законоуважение, активная гражданская позиция, способность к социальному творчеству и толерантность. Недостаток данных качеств выпускников школ негативно сказывается на социальной ситуации в обществе: растет количество правонарушений среди молодежи. Чаще встречаются случаи асоциального поведения среди детей. Поэтому сегодня важнейшая задача - формирование правовой культуры учащихся, начиная этот процесс уже в начальных классах.
Наша практика школьной работы показывает, что в современных условиях успешное осуществление формирования как нравственных качеств, усиленных активностью правовой позиции, так и идейно-правовой убежденности школьников наблюдается там, где в педагогической деятельности большое внимание уделяется взаимосвязи нравственного и правового воспитания, которая определяется особенностями взаимосвязи морали и права, их единства и целостности в духовной жизни общества. Нравственное воспитание обеспечивает широкую и адекватную легитимным социальным нормам основу поведения. Правовое воспитание вооружает школьников более точными сведениями о нормах поведения, о правах и обязанностях, вытекающих из российских законов, об ответственности за их нарушение. Нравственные требования шире правовых, они осуждают
любые формы нечестности, лжи, тогда как правовые нормы пресекают лишь наиболее вредные их проявления в отношениях между людьми, между личностью и государством 1. Здесь также важно учитывать, что в нерасторжимом соединении права и морали содержится прочная основа воспитания вооруженного правовыми знаниями высоконравственного человека. Поэтому при обучении нормам права нужно активно вскрывать нравственную сторону того или иного юридического положения.
Необходимо отметить, что начальная школа имеет ряд отличительных черт, поэтому при выборе принципов и методов формирования правовой культуры требуется особый подход. Важно учитывать возрастные особенности младших школьников, а точнее то важное обстоятельство, что именно в этом возрастном периоде они должны овладеть элементарными правовыми умениями и навыками, основами права и представлений по предметам, на которые будет опираться педагог в ходе дальнейшего правового воспитания и обучения. Поскольку ведущей деятельностью детей до поступления в школу была игра, постольку весьма эффективными на начальном этапе являются игровые формы правового обучения - дидактические игры.
Современные социокультурные условия жизнедеятельности российского общества детерминируют необходимость целенаправленного формирования у младших школьников основ правовой культуры и гуманистической морали, способствовать целостному и гармоничному развитию личности каждого ребенка. Характер и результаты правового воспитания в процессе обучения, степень влияния обучения на развитие учащихся и его направленность определяются целями, содержанием, методами и организационными формами обучения и личностью учителя. Важно создать у ребенка тенденции личностного развития к тому, чтобы он стремился оценить свои действия и поступки с точки зрения того представления правовых отношений, которые у него складываются в процессе формирования его мировоззрения. Противоречие здесь заключается в том, что у младшего школьника уже сложился небольшой опыт житейских отношений, определенные обычаи и традиции. Все это регулиру-
ет правовое поведение ученика, его отношение к людям, природе, учебной и игровой деятельности. В начальной школе по существу у него должна сложиться определенная мораль и правовые представления, которые определят течение его жизни.
По нашему мнению, в современных условиях основные оперативные задачи формирования правовой культуры младшего школьника могут быть сформулированы следующим образом:
1. Дать учащимся определенную (в соответствии с возрастными особенностями и уровнем социализации) сумму необходимых правовых знаний.
2. Сформировать правовые представления, понятия, взгляды и убеждения, выступающие в виде личного правового сознания.
3. Воспитывать веру в справедливость юридических законов, их необходимость и целесообразность, веру в неотвратимость наказания за противоправные поступки.
3. Сформировать привычки поступать в соответствии с требованиями права и морали.
5. Воспитывать нетерпимое отношение к различным нарушениям норм морали и права.
6. Формирование социально-правовой активности, готовности и стремления к участию в борьбе за укрепление законности и правопорядка.
В процессе решения оперативных задач по формированию правовой культуры младших школьников важно учитывать, что образовательная деятельность, осуществляемая в рамках определенной культуры, представляет собой способ передачи накопленного юридического опыта, образцов правового поведения, мышления, социальных норм, правовых ценностей от одного поколения к другому, что позволяет транслировать поведенческие установки. Правовое воспитание и обучение соответствует имеющемуся уровню правовой культуры общества, в которой аккумулируется позитивный правовой опыт граждан использования механизмов правовой деятельности с целью разрешения конфликтов в обществе. Обладая субъективной направленностью, правовоспитательная работа направлена на развитие самого человека, его правосознания и правовой культуры 2.
В современных условиях предъявляются все более глубокие требования к совершенствованию традиционных и поиску новых педагогических принципов, методов и технологий формирования правовой культуры младших школьников. К ним, на наш взгляд, следует сформулировать следующие общие требования.
Первое требование - личностный подход к формированию правовой культуры учеников начальной школы. «Переход образования к личности обусловлен общим кризисом технократической цивилизации. Личностная парадигма противостоит централизму и единообразию в образовании; экстенсивному росту объема знаний при сокращении “пространства” осмысления и рефлексии; приданию учебному процессу внешних гуманитарных форм без изменения существа деятельности субъектов учения. Кризис технократизма приводит к осознанию отправной ценности образования, каковой является абсолютная ценность личности, вне зависимости от ее функциональной значимости, соответствия какой-либо идеологической или политической модели. Переход к личностной парадигме не означает отказа от знаниевого образования. Последнее лишь становится частью целого - образования личности»3.
Второе требование - направленность средств, методов, методик формирования правовой культуры на выполнение задач гражданского воспитания.
Третье требование - научность средств, методов, методик формирования правовой культуры, которые определяются закономерностями педагогического процесса. Чем более они научно обоснованы, тем более ясными и определенными они становятся. Главное состоит в том, чтобы видеть, какие общие и конкретные задачи можно ими разрешить, какому содержанию они соответствует, каких требует видов деятельности и как их организовать. Ясность и определенность предполагает осознание планируемых и достигнутых результатов. Научность обеспечивает правильное понимание закономерностей социальноправовой деятельности, ведет к правильному научному представлению его сторон и свойств.
Четвертое требование - доступность средств, методов и методик формирования правовой культуры, его соответствие пси-холого-педагогическим возможностям развития школьника.
Пятое требование - результативность правового воспитания, его направленность на прочное овладение ценностями правовой культуры.
Шестое требование состоит в необходимости систематически изучать, заимствовать, использовать в процессе формирования правовой культуры передовые методы, разработанные в рамках инновационного подхода к педагогической деятельности 4. Образовательные инновации рассматривают как комплексный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшеств, целью которого является удовлетворение потребностей и интересов системы образования новыми средствами, что ведет к определенным качественным изменениям системы и способов обеспечения ее эффективности, стабильности и жизнеспособности. Инновационный процесс связан с переходом образовательных учреждений в качественно новое состояние, с ревизией устаревших норм и положений, ролей, а зачастую и с их пересмотром 5. Инновации многообразны в своих проявлениях. Они могут иметь форму определенного новшества - научно-педагогического знания (М.С. Бургин, В.М. Полонский); новых образовательных технологий, удовлетворяющих определенным критериям технологичности педагогических систем (В.П. Беспалько, В.Н. Максимова, В.В. Сериков); выполненного в виде технологического описания проекта нового педагогического опыта, готового к внедрению (Н.П. Гузик, Е.П. Потапова и др.).
Таким образом, на уровень правовой культуры учащихся начальной школы ока-
зывает влияние совокупность факторов, характеризующих субъективную и объективную стороны этого феномена, содержание которых в настоящее время недостаточно раскрыто, и имеющиеся технологии формирования правовой культуры не вполне соответствуют духу времени. На наш взгляд, в современных социокультурных условиях формирование правовой культуры будет более эффективным, когда, во-первых, данный процесс станет одной из приоритетных тенденций развития начального школьного образования; во-вторых, педагогическая технология повышения правовой культуры учащихся младших классов будет обусловлена ее адекватной правовой ориентацией, соответствующей природе и динамике развития личностного образования; в-третьих, содержание этапов моделируемого процесса станет определяться уровнем развития правовой формы сознания учащихся; в-четвертых, будет создано единое воспитательное пространство на основе социальных ценностей, доминирующих в духовной жизни российского общества.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Элиасберг Н.И. Содержание правового образования в школе. М., 1996.
2 Певцова Е.А. Правовое образование в России: формирование правовой культуры современного общества. М., 2002. С. 48.
3 Сериков В.В. Ориентация на личность как парадигма современного образования // Просвещение. 1998. № 1. С. 12.
4 Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: от функциональной к личностной парадигме // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается. Вып. 4. Волгоград, 1997. С. 16-31.
5 Бордовский В.А. Организационно-управленческие инновации в системе высшего педагогического образования. СПб., 1998. С. 77.