Научная статья на тему 'Правовое обеспечение гарантии оплаты труда в Арктической зоне республики Саха (Якутия)'

Правовое обеспечение гарантии оплаты труда в Арктической зоне республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
142
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АРКТИКА / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА / ГАРАНТИИ ОПЛАТЫ ТРУДА / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / "СЕВЕРНОЕ ПРАВО" / АРКТИЧЕСКИЙ КОЭФФИЦИЕНТ / ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РЕФОРМА ТРУДОВОГО ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ширяева С.Н.

Как результат «глобального потепления», а именно изменения климата, площадь многолетнего ледяного покрова на территории Арктики, в Северном Ледовитом океане заметно сокращается. Таким образом, это дает возможность для обширной хозяйственной деятельности в ближайшем будущем. Анализ специфики правового регулирования труда в арктических районах позволяет определить соответствующие особенности каждого из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение гарантии оплаты труда в Арктической зоне республики Саха (Якутия)»

обвиняемого на защиту, которое может повлечь за собой постановление необоснованного и немотивированного результирующего решения по делу.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. -№ 31. - Ст. 4398.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 № 174-ФЗ (в ред. от 21.07.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. - 24.12.2001. - № 52, ч. I. - Ст. 4921.

3. Постановление Европейского суда по правам человека от 25 сентября 2008 «Дело «Полуфакин и Чернышев (Polufakin and Chernyshev) против Российской Федерации» // Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. - 2009. - № 7. - С. 126-156.

4. Решения Конституционного Суда РФ по делам о проверке конституционности уголовно-процессуального законодательства России 1995-2001 гг. / Сост. Н.Т. Ведерников, А.Н. Ткач. - М.: Палеотип: Маркетинг, 2002. - С. 221.

5. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 апреля 1996 года № 1 «О судебном приговоре» (в ред. от 16.04.2013 № 11) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1996. - № 7.

6. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 июня 2010 года № 17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве» (ред. от 09.02.2012 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2010. - № 9, сентябрь.

7. Азаренок Н.В. Обусловленность состязательности в уголовном процессе // Российский юридический журнал. - 2013. - № 4. - С. 141-151.

8. Ефимичев С.П., Ефимичев П.С. Принцип состязательности и его реализация в уголовном судопроизводстве // Российский следователь. - 2005. -№ 1. - С. 6.

9. Машовец А., Конева С. Допросы в судебном следствии по уголовному делу // Уголовное право. - 2013. - № 2. - С. 44.

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРАНТИИ ОПЛАТЫ ТРУДА В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

© Ширяева С.Н.*

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Как результат «глобального потепления», а именно изменения климата, площадь многолетнего ледяного покрова на территории Арктики, в Северном Ледовитом океане заметно сокращается.

* Студент.

Таким образом, это дает возможность для обширной хозяйственной деятельности в ближайшем будущем. Анализ специфики правового регулирования труда в арктических районах позволяет определить соответствующие особенности каждого из них.

Ключевые слова Арктика, Арктическая зона, гарантии оплаты труда, заработная плата, «Северное право», арктический коэффициент, трудовое законодательство, реформа трудового права.

До недавнего времени считалось, что Арктика представляет собой территорию, которая никоим образом не приспособлена для жизни человека, некоторые называли ее «мёртвой землей». Однако сегодня интерес к ней заметно повысился благодаря полученным данным о происходящих в регионе быстрых изменениях климата, а также прогнозам, указывающим на полярное усиление [2, с. 9] глобального потепления на протяжении всего XXI в.

Это определяет актуальность и значимость комплексного анализа ситуации в регионе, представляющем в настоящее время скорее арену соперничества, а не сотрудничества между различными государствами и международными организациями [1, с. 12].

На данный момент 5 районов Республики Саха (Якутия) относятся к территории Арктики. Все они имеют различные условия труда и проживания. Тем не менее, экстремальность природно-климатических условий является их общим признаком.

Необходимо рассматривать каждую северную территорию по отдельности для того, чтобы в полной мере исследовать весь комплекс трудовых отношений, которые могут возникать в зоне Арктики.

В Республике Саха (Якутия) подписано соглашение между правительством, профсоюзами и работодателями «О минимальной заработной плате в Республике Саха (Якутия), устанавливающее минимальную заработную плату в размере 8544 рубля с 1 сентября 2012 года.

Приведенный выше размер минимальной заработной платы устанавливается для всех работников, которые работают на территории республики, независимо от формы собственности организации. Исключение составляют работники организаций, финансируемых из федерального бюджета. Основой для названного принципа является Конституция РФ, где установлено право на вознаграждение, исключая дискриминацию и, что немаловажно, уровень не ниже МРОТ установленного законом.

Этот принцип отражается в нормах Трудового кодекса РФ [6, с. 115-117]: основные государственные гарантии по оплате труда работников (ст. 130); установление минимальной заработной платы (ст. 133); о регулировании порядка и сроков выплаты заработной платы (ст. 136); об ограничении ее удержаний (ст. 137) и др.

Соблюдение критериев оплаты труда обеспечивает справедливость заработной платы. Зарплата каждого работника зависит от его квалификации,

сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Неисполнение работодателем обязанности выплачивать заработную плату в полном размере в установленные сроки влечет материальную ответственность работодателя (ст. 236, 237 ТК РФ).

Цель социальной политики в Арктической зоне России - создание достойных условий для жизни населения в суровом климате Севера [4, с. 13].

Приоритетная задача в сфере «арктического» трудового и пенсионного законодательства - совершенствование системы гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» [5, с. 80].

Согласно части первой статьи 7 Конституции РФ в главе 1 «Основы конституционного строя»: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [3, с. 9].

На современном этапе экономического развития очень важно разработать новое понятие «арктический коэффициент». За основу можно взять «районный коэффициент» советского типа, также установить методику его начисления, определить арктический коэффициент, а именно его размер к заработной плате, пособиям, стипендиям и компенсациям, а также его порядок применения. Нужно увеличить размер материальной компенсации за переезды и поездки для льготных категорий граждан, на мой взгляд, также важно за стаж работы в Арктической зоне Российской Федерации установить повышенные надбавки.

Почти во всех северных субъектах Российской Федерации отмечают тенденцию уклонения работодателей от своей обязанности предоставлять гарантии и компенсации своим работникам. Чаще всего это представители частного сектора экономики. К сожалению, многие, как правило, используют юридическую неграмотность своих работников.

Для максимальной эффективности решения данной проблемы надо определить меры ответственности работодателей за предоставление северных гарантий и компенсаций, установленных законодательством. Кроме того, целесообразно установить для работодателей механизмы компенсации их реальных затрат за предоставление гарантий и компенсаций.

Унификация федерального законодательства направлена на обеспечение единообразия правового регулирования, но, к сожалению, оно не учитывает разницу в условиях жизни северян. В настоящее время в федеральном законодательстве нет понятия «Арктическая зона Российской Федерации».

После изучения условий труда работников в Арктической зоне нашей республики были выдвинуты предложения для совершенствования правовых норм.

На данный момент необходимо определить пути развития «арктического» законодательства, в частности трудовых отношений. В перспективе, считаю важным, внести изменения в Трудовой кодекс РФ относительно «Арктической зоны РФ» и правового положения и гарантий трудящихся на данной территории.

По некоторым данным на сегодняшний день увеличилось число лиц (трудоспособных), покидающих нашу республику. Причиной этого называют условия жизни и труда, являющиеся невыгодными. Важно подчеркнуть, что увеличился поток миграций из других регионов. Гражданам, которые работают и проживают в районах Арктики необходимо предоставлять компенсации и правовые гарантии. Но их надо рассматривать как возмещение дополнительных физиологических и материальных затрат из-за трудовой деятельности и проживания в экстремальных природно-климатических условиях, а не как льготы - это противоречит их правовой природе.

На данном этапе очень важно систематизировать нормативные акты, которые регулируют труд работников на Крайнем Севере, есть предложения назвать его «Северное законодательство» или, как вариант, «Северное право». В перспективе станет возможным единообразное применение этих актов, а также появится возможность устранить трудности их применения в практических условиях. Принятие актов по данному вопросу - важная задача нормотворчества на современном этапе.

Медленный процесс накопления своих финансовых ресурсов для северных территорий в мире является закономерностью. Поэтому целесообразно укрепить финансовую базу освоения, т.е. привлечь новых, задержать и продлить движение существующих денежных капиталов. В таком случае, эти меры становятся важнейшей задачей финансовой политики и государственной промышленности. Так, совершенствование трудового законодательства и экономические рычаги сделают возможным эффективное производство в Арктической зоне республики.

По данным социологических исследований последних лет число трудовых споров, связанных с незаконными переводами и увольнениями работников довольно высокое, это относится и к районам Арктики. Увеличение количества трудовых споров говорит о том, что состояние трудового законодательства требует изменения.

Трудовой кодекс является важнейшим нормативным правовым актом. Он должен закрепить и конкретизировать систему трудовых прав и свобод, а также установить государственные гарантии их соблюдения и защиты.

Я считаю, что реформа трудового законодательства необходима и должна систематизировать трудовое законодательство, чтобы оно отвечало реалиям настоящего времени. Для этого должны быть выделены разделы (главы), которые будут регулировать труд работников с учетом факторов дифференциации. Реформа должна проводиться по следующим критериям:

- по экономико-географическим факторам;

- по природно-климатическим факторам;

- по факторам риска проживания;

- по социально-экономическим факторам.

На мой взгляд, необходимо создание правовой базы для осуществления и реализации трудовых отношений с учетом новых экономических условий. Кроме того, необходимо разработать нормативные правовые акты по регулированию трудовых отношений, протекающих в Арктике, определив их место в системе трудового законодательства. Учитывая, что трудовое законодательство регулирует отношения только лиц, состоящих в трудовых отношениях - определить правовое положение лиц, которые проживают в указанных районах и не состоят в этих отношениях.

Список литературы:

1. Арктика: зона мира и сотрудничества / Отв. ред. А.В. Загорский. - М.: ИМЭМО РАН, 2011. - 195 с.

2. Бекряев Р.В., Поляков И.В., Алексеев В.А. Роль полярных усилений воздушной поверхности при колебаниях температуры и современные потепления в Арктике // Климат. - 2010. - Т. 23.

3. Конституция Российской Федерации по состоянию на 2011 год. Ч. 1 Ст. 21 - М.: Эксмо, 2011. - 80 с.

4. Крояло И.В. Социальное измерение государственной арктической политики России // Российский Север: модернизация и развитие. - 2012.

5. Пивненко В.Н. «Северное» трудовое и пенсионное законодательство нуждается в корректировке // Российский Север: модернизация и развитие. -2012.

6. Трудовой кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, КноРус, 2012. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.