Научная статья на тему 'Правовое обеспечение экономической безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве'

Правовое обеспечение экономической безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
507
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Булашов С.Н.

Страна, не обладающая суверенитетом, является колонией, частью другого суверенного государства и отчуждение суверенитета влечет за собой прекращение государственности. Чтобы этого не произошло, суверенитет должен быть подкреплен политической, экономической и правовой безопасностью. Конституционно-правовой режим государственной границы и пограничная безопасность соотносятся как цель и средство ее достижения. Базовым критерием обеспечения национальной безопасности любого государства является уровень развития его экономики. Например, сущность экономической безопасности можно определить как состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Иными словами, экономическая безопасность это не только защищенность национальных интересов, но и готовность, способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, а также поддержание социально-политической стабильности общества. Поэтому в структуре пограничной безопасности в статье рассматривается, прежде всего, экономическая и политическая безопасность России в пограничном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение экономической безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве»

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕчЕнИЕ

экономической безопасности российской федерации в пограничном пространстве

с.н. булашов,

кандидат юридических наук, доцент

Государству, как одному из представителей социальных систем наряду с его известными признаками — публичная власть, территория, право — свойственны и определенные системные признаки: целостность, структура, управление, связи, самоорганизация, цели.

Несмотря на значимость отдельных признаков государства, ведущая роль принадлежит такому признаку, как целостность1 в пределах государственных границ. Нарушение целостности происходит, как правило, в результате отсутствия механизма обеспечения безопасности или недостаточности принимаемых мер. Целостность выступает результатом продуманных, адекватных складывающимся угрозам мер по укреплению безопасности. Целостность — качественная характеристика предмета, обусловливающаяся интегративным взаимодействием его частей и элементов, сосредоточенных в границах целого. Она изменчива, ей свойственен развивающийся характер взаимосвязи целого и части, которые не только обусловливают, но и порождают друг друга.

Без своей целостности, без границ нет и самого целого, т. е. государства. Поэтому разрушение границ равнозначно разрушению самого целого. Отсюда следует, что целостность — это такое качество явления, которое обусловлено определенным количеством его частей, находящихся между собой в состоянии особой взаимосвязи в рамках границ. Целостность либо существует в имеющихся границах, либо с разрушением границ исчезает. Она не сводится к сумме свойств его частей, а всегда выступает результатом их интеграции, обнаруживается во взаимодействии с другими объектами. Именно целостность в рамках определен-

1 Мусатова Г.В. Государственно-правовое понимание целостнос-

ти государства // Выпускная квалификационная работа. Научный руководитель — Булашов С.Н. — М., 2005.

ных границ и предопределяет жизнеспособность системы2.

Исходя из того, что свойства целостности вполне применимы для раскрытия категории «целостность государства», следует, что целостность является условием дееспособности государства. В то же время целостность государства — это не самоцель, а своеобразный противовес анархии и произволу. Она должна рационально сочетаться с демократической организацией общества, правовыми его основами, идеалами гражданственности. Целостность государства — это в определенном смысле правовой союз граждан и социальных групп, направленный на созидание наиболее благоприятных условий существования и развития человека как личности и гражданина. Почему сегодня целостность российского государства находится под угрозой? Одна из основных причин — продолжающийся кризис экономики, одной из основных причин которого, в свою очередь, является сдерживание развития производительных сил со стороны сложившихся в обществе экономических отношений.

Целостная социальная система обусловливает иерархичность входящих в нее частей, их вторичность по отношению к системе в целом. В социальной системе объективно необходим примат целого над частью и отдельными элементами. Причем нравственные ценности — главный императив демократического общества и главное содержание целостности демократического правового государства. Особенно велико значение духовных основ социально-политической системы в критические периоды ее жизни, когда по тем или иным причинам ослабевает политическая власть, сбивается с привычного ритма государственный механизм. Думается, что многие проблемы развития

2 Чинчиков А.А. Целостность государства: вопросы теории. Автореферат диссертации.— М. 1995.

- 65

российской государственности в настоящее время связаны с недостатками функционирования механизма государства как социальной системы.

К сожалению, в ряде случаев на смену таким качествам, как честность, добросовестность, порядочность в деятельности политиков, государственных служащих, пришли стяжательство, алчность, эгоизм. Более того, они сегодня востребованы созданной системой власти. Стало модным кичиться своей космополитичностью. Социологические опросы показывают, что в качестве основной цели своей деятельности государственные служащие видят собственное обогащение. Потеряны нравственные ориентиры не только в системе власти, но и в гражданском обществе. Этому способствует внедряемая в сознание россиян массовая культура. Вот почему будущее нашей страны в большой степени зависит от духовного перерождения, прежде всего власти, общества в целом, что приведет к достижению необходимой целостности. Это распространяется и на функционирование властных структур в пограничном пространстве. «Противоречия между национальным менталитетом и политическим режимом всегда приводили к поражению последнего»3.

Целостность, системность государства указывают на тот или иной исторический тип государства, уровень развития демократии, культуры, положение человека в обществе как личности и гражданина. Причем права и свободы человека — объективные индикаторы уровня устойчивости, стабильности государства как целостной социальной системы. Понятия целостности, системности относятся не к внешним факторам государства, а к его природе как инструменту сохранения общества как единого целого.

Целостная социальная система — это не исходный пункт развития государственно организованного общества, а его заключительный результат4. Государственная целостность является одним из принципов, на котором основывается федеративное устройство Российской Федерации. Целостность государства возникает в результате стремления субъектов Российской Федерации к государственному, политическому и социально-экономическому единству, которое выражается в государственной целостности Российской Федерации.

Государственная целостность Российской Федерации обеспечивается целостностью и непри-

3 ЧинчиковА.А. Целостность государства: вопросы теории. Автореферат диссертации.— М.1995.

4 Мусатова Г.В. Государственно-правовое понимание целостнос-

ти государства // Выпускная квалификационная работа. Научный руководитель — Булашов С.Н. — М., 2005.

косновенностью ее территории; единством экономического пространства, которое не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; верховенством Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации на всей территории; единым гражданством Российской Федерации; отсутствием у субъектов Российской Федерации права выхода из состава Федерации или иного изменения своего статуса без согласия РФ, поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу государственной целостности России, единству системы государственной власти5.

Единство системы государственной власти

— одна из гарантий государственной целостности Российской Федерации. Одновременно это единство выступает в качестве одного из важнейших проявлений суверенитета Российской Федерации.

Единство системы государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть, в которую входят федеральные государственные органы

— президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации. Целостность как качество системы может сопутствовать только суверенному государству, только суверенной политической власти.

Таким образом, целостность как системный признак государства включает в себя элементы, которые взаимодействуют между собой и от количества и качества которых зависят наличие и состояние целого, т. е. целостности государства.

Целостность не может существовать в государстве, где отсутствует единство экономического, политического, правового, территориального пространства. Целостность государства включает и подразумевает целостность частей, ее составляющих: государственных институтов, общества, гражданского общества, территориальной целостности.

Целостность как объединяющее качество системы может сопутствовать только суверенному государству, только суверенной политической власти. Одна государственная целостность, одна политическая власть общества и один государственный суверенитет — таковы объективные условия устойчивости социально-политической системы. Целостность и суверенитет государства — это тес-

5 Е.И.Козлова., О.Е.Кутафин / Конституционное право России. М.: Юрист. 2003.

но взаимосвязанные и взаимодействующие категории, которые одновременно не являются какими-то равноценными и взаимозаменяемыми моментами. Нельзя подменять вопроса целостности государства вопросом его суверенитета. Но надо отметить, что полнокровная целостность реализуется лишь в суверенном государстве, которое есть выражение самостоятельности, политического верховенства господствующего класса или всего народа на определенной территории, его экономического, политического, социального, духовного и правового единства. Полновластие господствующего класса или всего народа, обладающее такими признаками, как постоянство, нераздельность, неограниченность, составляют не только сердцевину целостного государства, но и основу государственного суверенитета. Механизм совместного действия общества, государства и права обеспечивает целостности и суверенитету государства всеобщий императивный характер, превращает их в реальность.

Наука определяет понятие государственного суверенитета как верховенство государства на своей территории и независимость в международных отношениях, то есть то, что власть государства является высшей, верховной. Государство обладает полнотой власти законодательной, исполнительной, судебной, исключающей всякую иностранную власть. Оно само определяет, какими будут отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима. Понятие суверенитета неразрывно связано с понятием власти.

Верховенство суверенитета находит свое выражение в том, что только государство может предписывать обязательные для находящихся в его пределах органов, организаций и лиц правила поведения, то есть создавать и обеспечивать их исполнение. Государство определяет весь строй правовых отношений в стране, устанавливает общий порядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Ярким выражением этого является верховенство на всей территории государства конституции и других законов, издаваемых высшими органами государственной власти.

Следовательно, верховенство отражает то, что над государством нет иной высшей власти и само государство устанавливает общие начала (принципы) наделения властной компетенцией, функционирования и прекращения деятельности всех органов на его территории.

А под независимостью как свойством суверенитета государства понимают неподчинение государства государственной власти иностранных государств, то есть полную самостоятельность государства в сфере внешних сношений.

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Суверенитет государства включает экономические, политические и правовые аспекты. Экономической основой государственного суверенитета служит владение территорией, определенной собственностью, культурным достоянием и т. п. Политическая основа суверенитета — существование стабильного, сложившегося государства, наличие достаточно развитой политической организации власти. Правовой основой суверенитета являются конституции, законодательство, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующего равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение.

Различие целостности и суверенитета заключается в том, что целостность является признаком любой системы, а суверенитет — признак социальной системы (государства, народа, нации). Каждое из этих понятий по своей сущности едино и неделимо. Они поддаются лишь условному, теоретическому расщеплению. Включая в себя разнообразные компоненты — экономические, политические, социальные, правовые, духовные и др., находящиеся между собой в определенной органической взаимосвязи. Невозможна, например, правовая целостность без политической, а государственный суверенитет — без территориальной или экономической независимости.

Общим между суверенитетом и целостностью является то, что они как системы состоят из отдельных частей, взаимодействующих между собой и подчиненных согласно правилам соотношения части и целого. При которых целое несводимо к сумме частей, а характеризуется новыми качествами и свойствами, не присущими отдельным частям (элементам), но возникающим в результате их взаимодействия в определенной системе связей. При этом в целостной системе части выражают природу целого, и свойства частей целиком определяются свойствами целого 6.

Декларация «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Республики», принятая 12.06.1990, провозгласила

' Философский энциклопедический словарь.- М. 1983.

государственный суверенитет РСФСР и охарактеризовала Россию как суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами. В ней подчеркивается, что суверенитет РСФСР — единственное и необходимое условие существования государственности России.

Основные идеи Декларации получили отражение в действующей Конституции РФ. Так, в ст. 3 устанавливается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является многонациональный народ; в ст. 4 — что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, а Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории. Всякое ограничение территориальной целостности и суверенитета возможно лишь с его непосредственного согласия и в соответствии с нормами международного права. Осуществление государством на своей территории суверенной власти означает обязанность для других государств соблюдать неприкосновенность данной территории.

Государственный суверенитет в международных отношениях и внутренних связях проявляется по-разному. В современных условиях развития государства и межгосударственных отношений, связанных с созданием органов мирового сообщества и добровольным вступлением государств в эти органы (ООН, Совет Европы, Европейский союз, СНГ и др.), понятие суверенитета претерпевает определенные изменения. При сохранении самостоятельности и независимости во внутренних и внешних делах страны-участницы перечисленных международных органов добровольно признают их верховенство по отдельным вопросам внутренней жизни и международных отношений: права человека, экология и т. п. По существу, это воплощение идей ограниченного суверенитета, однако на новой, демократической и разумной, основе.

Само государство в ряде случаев может ограничивать некоторые проявления независимости своей власти на международной арене, особенно на паритетных началах (берет, например, на себя обязательство первым не применять оружия массового уничтожения, в одностороннем порядке обязуется соблюдать правила, диктуемые требованиями экологической безопасности, и т. п.). Но в целом, для современных государств суверенитет является их неотъемлемым признаком. Страна, не обладающая суверенитетом, является колонией, частью другого суверенного государства, и отчуждение суверенитета влечет за собой прекращение государственности. Чтобы этого не произошло, су-

68 -

веренитет должен быть подкреплен политической, экономической и правовой безопасностью.

Конституционно-правовой режим государственной границы и пограничная безопасность соотносятся как цель и средство ее достижения. Базовым критерием обеспечения национальной безопасности любого государства является уровень развития его экономики. Например, существует мнение, что сущность экономической безопасности можно определить как состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Иными словами, экономическая безопасность — это не только защищенность национальных интересов, но и готовность, способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, а также поддержание социально-политической стабильности общества7. Поэтому в структуре пограничной безопасности мы рассмотрим, прежде всего, экономическую и политическую безопасность России в пограничном пространстве.

Понятно, что конституционно-правовой режим должен представлять собой систему. Система (греч. — целое) — это совокупность элементов, находящихся в отношениях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство8. Система как целое не сводится к «сумме своих частей», но проявляет системные свойства, коими не обладает ни одна из составных частей системы. Для системы характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами, но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система выражает свою целостность. Любая система может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, в то время как ее элементы могут выступать в качестве системы более низкого порядка. Целостное функционирование системы оказывается результатом взаимодействия всех ее сторон, уровней иерархии. К наиболее сложным типам систем относятся целенаправленные и самоорганизующиеся системы, поведение которых подчинено достижению определенной цели 9.

(Продолжение следует)

7 С.А.Тропинин. Механизм обеспечения экономической безопасности Российского общества и государства // Закон и право.-2004.- № 9.

8 Словарь-справочник «Человек и общество». — Ростов-на-Дону. - 1996.

9 Под ред. М.М. Розенталя. //Филосовский словарь. — М.,1972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.