Научная статья на тему 'Правовое обеспечение антикоррупционной политики в органах государственной власти Новосибирской области и органах местного самоуправления'

Правовое обеспечение антикоррупционной политики в органах государственной власти Новосибирской области и органах местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
480
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / ОЦЕНКА КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ / СВЕДЕНИЯ О ДОХОДАХ / РАСХОДАХ / ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА / ПРОВЕРКА ПОЛНОТЫ И ДОСТОВЕРНОСТИ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ СВЕДЕНИЙ / ПРОВЕРКА СОБЛЮДЕНИЯ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ / УСТАНОВЛЕННЫХ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ / ОЦЕНКА УРОВНЯ КОРРУПЦИИ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Деркач Т.Н.

Анализируется практика нормотворчества и ход реализации мер по противодействию коррупции в органах гос-ударственной власти Новосибирской области и органах местного самоуправления по ключевым проблемам антикор-рупционной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Деркач Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practice of norm setting and progress made in implementing of measures of corruption prevention in public authorities Novosibirsk region and local government on key problems anticorruption work is analyzed.

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение антикоррупционной политики в органах государственной власти Новосибирской области и органах местного самоуправления»

УДК 342.5

Т. Н. Деркач

Администрация Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области

(Новосибирск, Россия)

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ И ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Анализируется практика нормотворчества и ход реализации мер по противодействию коррупции в органах государственной власти Новосибирской области и органах местного самоуправления по ключевым проблемам антикоррупционной работы.

Ключевые слова: конфликт интересов, оценка коррупционных рисков, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверка полноты и достоверности представленных сведений, проверка соблюдения запретов и ограничений, установленных в целях противодействия коррупции, оценка уровня коррупции в Новосибирской области.

За период 2016 г. в сфере противодействия коррупции принят ряд актов, в том числе таких основополагающих, как Национальный план противодействия коррупции на 2016—2017 годы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. № 147 (далее — Национальный план).

Основными задачами, определенными Национальным планом, являются: совершенствование правовых основ и организационных механизмов предотвращения и выявления конфликта интересов; совершенствование механизмов контроля за расходами; повышение эффективности противодействия коррупции в государственных органах субъектов Российской Федерации; повышение эффективности противодействия коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; усиление влияния этических и нравственных норм на соблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции; повышение эффективности информационно-пропагандистских и просветительских мер.

Создание правовых основ реализации антикоррупционной политики в Новосибирской области является основополагающим. В ходе нормотворчества решаются задачи по устранению пробелов в правовом регулировании, а также по созданию механизмов реализации прав и обязанностей, соблюдения запретов, установленных в целях противодействия коррупции.

Так, в 2016 г. приняты областные законы антикоррупционной направленности.

В числе областных законов, регулирующих вопросы правового статуса лиц, замещающих

ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2016. № 3/4 (6). © Т. Н. Деркач, 2016

государственные должности Новосибирской области, следует указать:

Закон Новосибирской области от 3 февраля 2016 г. № 32-03 «О внесении изменений в отдельные законы Новосибирской области»1, закрепивший обязанность лиц, замещающих государственные должности Новосибирской области, сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Закон Новосибирской области от 5 мая 2016 г. № 53-03 «О внесении изменений в Закон Новосибирской области "О правовом статусе лиц, замещающих государственные должности Новосибирской области" и в статью 5 Закона Новосибирской области "О статусе депутата Законодательного Собрания Новосибирской области"»1, определивший виды правовых актов, определяющих порядок сообщения лицами, замещающими государственные должности Новосибирской области, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Закон Новосибирской области от 5 декабря 2016 г. № 107-ОЗ «О внесении изменения в статью 2.1 Закона Новосибирской области "О правовом статусе лиц, замещающих государственные должности Новосибирской области"»1, которым исключена норма, устанавливающая общий срок для применения меры юридической ответственности к лицу, замещающему государственную

1 См.: Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 03.02.2016).

должность Новосибирской области, совершившему коррупционное правонарушение.

В числе законов, регулирующих вопросы в сфере гражданской службы региона, следует отметить:

Закон Новосибирской области от 5 мая 2016 г. № 59-ОЗ «О внесении изменений в статью 3 Закона Новосибирской области "О государственной гражданской службе Новосибирской области"»1, установивший полномочие губернатора Новосибирской области по утверждению положения о порядке сообщения гражданскими служащими о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также по утверждению положения о порядке сообщения лицами, замещающими должности гражданской службы, о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, его реализации (выкупа).

Закон Новосибирской области от 5 декабря 2016 г. № 106-03 «О внесении изменений в статью 3 Закона Новосибирской области "О государственной гражданской службе Новосибирской области"»1, установивший полномочие областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по утверждению плана проведения ротации гражданских служащих.

В числе законов, регулирующих вопросы в сфере муниципальной службы, а также некоторые вопросы в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, приняты:

Закон Новосибирской области от 3 февраля 2016 г. № 33-О3 «О внесении изменений в Закон Новосибирской области "Об отдельных вопросах осуществления контроля за соответствием расходов лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей их доходам"»1, распространивший действие основного закона на всех лиц, замещающих муниципальные должности, в том числе и исполняющих полномочия на непостоянной основе;

Закон Новосибирской области от 5 декабря 2016 г. № 108-ОЗ «О внесении изменений в Закон Новосибирской области "О муниципальной службе в Новосибирской области"»1, определивший порядок образования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов.

В целях создания правовых оснований реализации норм федерального и областного законодательства в сфере противодействия коррупции в регионе в течение 2016 г. принято 18 постановлений губернатора Новосибирской области и правительства Новосибирской области, сотни правовых актов областных исполнительных органов

1 См.: Официальный интернет-портал правовой информации.

государственной власти, государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области.

В соответствии с Национальным планом в Новосибирской области принята и реализуется программа «Противодействие коррупции в Новосибирской области на 2016—2017 годы»2, в органах государственной власти, государственных органах, органах местного самоуправления утверждены антикоррупционные планы.

В настоящее время во всех органах власти самый острый вопрос в антикоррупционной работе — это выявление конфликтов интересов.

Под конфликтом интересов, согласно ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»3, понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями.

Задача профилактической работы состоит в том, чтобы до сознания (понимания) каждого лица, для которого законодательством установлена обязанность принимать меры по недопущению конфликта интересов, донести необходимость принятия мер по исключению ситуаций конфликта интересов и необходимость направления уведомления о возможном конфликте с целью упреждения возникновения таких ситуаций. Подача уведомления — это не совершение правонарушения, это, по существу, раскрытие информации самим лицом о себе, а также его обязательство принять конкретные меры по недопущению конфликта. Невыполнение обязанности об уведомлении о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, непринятие мер по предотвраще-

2 Об утверждении программы «Противодействие коррупции в Новосибирской области на 2016—2017 годы : постановление Губернатора Новосибирской области от 1 июня 2016 г. № 126 // Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 03.06.2016).

3 О противодействии коррупции : федер. закон от 25 дек. 2008 г. N° 273-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.

нию или урегулированию конфликта интересов является коррупционным правонарушением, которое влечет за собой увольнение в связи с утратой доверия.

Конфликт интересов выявляется в различных сферах и направлениях деятельности. В качестве примеров таких направлений можно привести следующие ситуации: участие в конкурсных комиссиях, в осуществлении контрольных и надзорных мероприятий, в рассмотрении административных дел, в решении вопросов о предоставлении субсидий, грантов за счет бюджетных средств.

Согласно постановлению губернатора Новосибирской области от 9 октября 2015 г. № 207 «Об органе Новосибирской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений»1 департамент организации управления и государственной гражданской службы администрации губернатора Новосибирской области и правительства Новосибирской области осуществляет функции органа Новосибирской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений. В течение 2016 г. специалистами отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений департамента для лиц, замещающих государственные должности Новосибирской области, муниципальные должности, и гражданских служащих разработаны:

1) практическое пособие о типовых ситуациях конфликта интересов, об их предотвращении и урегулировании лицами, замещающими должности государственной гражданской службы Новосибирской области;

2) памятка для лиц, замещающих государственные должности Новосибирской области «Запреты, ограничения, требования и обязанности, установленные федеральным законодательством в целях противодействия коррупции»;

3) практическое пособие о типовых ситуациях конфликта интересов, об их предотвращении и урегулировании лицами, замещающими государственные должности Новосибирской области;

4) памятка об ограничениях, запретах и обязанностях, установленных для государственных гражданских служащих в целях противодействия коррупции;

5) памятка «Запреты, ограничения и обязанности, установленные федеральным законодательством в отношении лиц, замещающих муниципальные должности»2.

В органах власти, в организациях, оказывающих услуги гражданам, должно быть уделено внимание оценке коррупционных рисков по каждой реализуемой функции, по каждой должности. В областных исполнительных органах государственной власти региона утверждены карты кор-

1 См.: Официальный интернет-портал правовой информации.

2 Возможность ознакомления с названными памятками и пособиями обеспечена путем их размещения на официальном сайте Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области в разделе «Управление», подраздел «Противодействие коррупции», вкладка «Методические

материалы» по адресу http://www.nso.ru/page/13938

рупционных рисков. Как правило, проекты карт коррупционных рисков обсуждаются на заседаниях комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов и рекомендуются к утверждению руководителем соответствующего органа.

К примеру, в Карту коррупционных рисков министерства социального развития Новосибирской области3 в качестве типовых ситуаций включены: подготовка документации на проведение конкурсных процедур, подготовка приказов министерства о проведении конкурсных отборов на предоставление субсидии, устанавливающих необоснованные преимущества отдельным субъектам; при проведении проверки неотражение в акте проверки выявленных нарушений действующего законодательства; установление необоснованных преимуществ для отдельных лиц при осуществлении закупок товаров, работ, услуг; установление необоснованных преимуществ при присвоении звания «Ветеран труда», почетного звания «Ветеран труда Новосибирской области»; установление необоснованных преимуществ при формировании реестров и списков получателей выплат, а также определены меры по минимизации (устранению) коррупционного риска, сроки их выполнения.

Оценка коррупционных рисков не должна завершаться моментом утверждения карты. Необходимо пересматривать утвержденные карты коррупционных рисков с учетом изменившихся полномочий органа, структурного подразделения, должностных обязанностей гражданских служащих и работников. Необходимо ежегодно оценивать достаточность мер по минимизации коррупционных рисков. Предстоит подготовка таких карт коррупционных рисков и в подведомственных организациях.

Не теряет своей значимости вопрос по своевременному и в полном объеме исполнению лицами, замещающими государственные должности региона, муниципальные должности, а также гражданскими и муниципальными служащими обязанности представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи. Так, в ходе декларационной кампании 2016 г. сведения были представлены 110 лицами, замещающими государственные должности Новосибирской области, 2080 гражданскими служащими Новосибирской области, 5675 лицами, замещающими муниципальные должности, и 6062 муниципальными служащими.

Следует отметить, что при подаче этих сведений должна решаться задача по выявлению конфликта интересов. В связи с этим особое внимание должно уделяться анализу представленных сведений. Именно в ходе такого анализа возможно выявить ряд вопросов, в основе которых может

3 См.: Официальный сайт министерства социального развития Новосибирской области. URL: http://www.msr.nso.ru/ page/1282

лежать конфликт интересов (появление либо исчезновение объектов собственности, появление счетов с крупными суммами средств, появление кредитных обязательств в крупных размерах, расходы, превышающие доход и т. д.). Как лицам, представляющим сведения, так и лицам, их принимающим, следует уделить внимание оценке обязанности по представлению сведений о расходах по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной лицом, представляющим сведения, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три предшествующих года, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.

Особое место в деятельности органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также лиц, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в органах, занимают проверки полноты и достоверности представленных сведений, проверок соблюдения запретов и ограничений, установленных в целях противодействия коррупции. Следует отметить, что количество проводимых проверки минимально: за три квартала 2016 г. в отношении гражданских служащих Новосибирской области проведено 126 таких проверок, по итогам которых было установлено 122 факта представления недостоверных и (или) неполных сведений, в отношении муниципальных служащих проведено 407 таких проверок, по итогам выявлено 78 фактов представления недостоверных и (или) неполных сведений. В результате к дисциплинарной ответственности привлечено 59 гражданских служащих и 43 муниципальных служащих1.

Также не умаляется значение вопроса о соблюдении установленных запретов, в том числе на дарение и получение подарков. Любой невинный подарок может быть началом коррупционной схемы. Принимать в связи со служебной деятельностью можно только подарки, разрешенные законодательством в ходе протокольных мероприятий, служебных командировок и иных официальных мероприятий. При этом они подлежат передаче в уполномоченное подразделение соответствующего органа в установленном порядке.

В целях обеспечения соблюдения лицами, замещающими государственные должности Новосибирской области, муниципальные должности, а также гражданскими служащими Новосибирской области, муниципальными служащими запрета дарить и получать подарки в адрес руково-

1 См.: Сведения о ходе реализации мер по противодействию коррупции в органах государственной власти Новосибирской области и органах местного самоуправления в Новосибирской области за 3 квартала 2016 года. URL: http://www.nso .ru/page/13942

дителей областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, государственных органов Новосибирской области, структурных подразделений администрации губернатора Новосибирской области и правительства Новосибирской области, а также глав муниципальных образований Новосибирской области в декабре 2016 г. направлены информационные письма о законодательно установленном запрете на дарение и получение в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренных законодательством Российской Федерации подарков от физических и юридических лиц. В письмах указано на необходимость соблюдения порядка сообщения лицами, замещающими государственные должности Новосибирской области, должности государственной гражданской службы Новосибирской области, о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации, установленного постановлением Губернатора Новосибирской области от 1 июля 2016 г. № 154, а также аналогичных порядков, установленных муниципальными нормативными правовыми актами.

Руководителям областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления, в ведении которых находятся подведомственные организации, рекомендовано довести соответствующую информацию до сведения руководителей и работников таких организаций.

Отдельно следует остановиться еще на таком процессе, как мониторинг антикоррупционной деятельности, его практической значимости. Ежеквартально анализируются и обобщаются для направления в Администрацию Президента Российской Федерации представленные в администрацию губернатора Новосибирской области и правительства Новосибирской области сведения о ходе реализации мер по противодействию коррупции в органах государственной власти Новосибирской области и органах местного самоуправления в Новосибирской области. Это позволяет оценить активность работы каждого органа, активность служащих в каждом органе; выявить ситуации недостаточной работы по конкретным вопросам; при выявлении ошибок и погрешностей — разъяснить специалистам требования законодательства.

Необходимость антикоррупционного просвещения всех категорий населения подтверждается практикой реализации антикоррупционной политики. В Новосибирской области завершается реализация программы «Антикоррупционное просвещение на 2015—2016 годы»2, постановлением

2 Об утверждении программы «Антикоррупционное просвещение в Новосибирской области на 2015—2016 годы» : постановление Правительства Новосибирской обл. от 28 янв. 2015 г. № 26-п // Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 29.01.2016).

Правительства Новосибирской области от 28 декабря 2016 г. № 443-п утверждена программа «Антикоррупционное просвещение на 2017—2018 годы»1.

В Новосибирской области деятельностью по антикоррупционному просвещению занимаются все органы власти в ходе исполнения своих функций и предоставления государственных и муниципальных услуг. Создание механизмов прозрачности и понятности в процессе предоставления услуг гражданам и организациям, создание многофункциональных центров и тем самым исключение прямого общения: заявитель — лицо, принимающее решение. Это не что иное, как деятельность, направленная на противодействие коррупции и способствующая формированию позиции неприемлемости коррупционных проявлений в сознании каждого человека.

В рамках реализации Плана мероприятий, приуроченных к Международному дню борьбы с коррупцией в 2016 г., утвержденного приказом администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области от 10 ноября 2016 г. № 35, проведены видеоконференция с представителями органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области по вопросам реализации основных положений законодательства, установленных в целях противодействия коррупции,

а также совещание с государственными гражданскими служащими администрации губернатора Новосибирской области и правительства Новосибирской области по вопросам реализации основных положений законодательства, установленных в целях противодействия коррупции.

С целью проведения анализа общественного мнения среди населения Новосибирской области в рамках реализации программы «Противодействие коррупции в Новосибирской области на 2016—2017 годы» на сайте губернатора Новосибирской области и правительства Новосибирской области в разделе «Управление», подраздел «Противодействие коррупции», вкладка «Опрос общественного мнения по оценке уровня коррупции в Новосибирской области»2, а также на сайте каждого областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области организовано анкетирование по оценке уровня коррупции в Новосибирской области.

Таким образом, разработка программных (плановых) документов в сфере противодействия коррупции, направленных на достижение конкретных результатов, — определяющий момент в осуществлении качественной и своевременной работы по недопущению коррупционных проявлений в деятельности органов власти и в обществе в целом.

T. N. Derkach

CURRENT ISSUES OF THE IMPLEMENTATION OF ANTICORRUPTION POLICY IN PUBLIC AUTHORITIES OF NOVOSIBIRSK REGION AND LOCAL GOVERNMENT

Practice of norm setting and progress made in implementing of measures of corruption prevention in public authorities Novosibirsk region and local government on key problems anticorruption work is analyzed.

Keywords: conflict of interests, valuation of corrupts risk, income and expenditure data, information on property and property commitment, test the fullness and the truthfulness of information, checks of compliance with the prohibition and limitation for prevention of corruption, valuation of level of corruption in Novosibirsk region.

1 См.: Официальный интернет-портал правовой информации.

2 Опросы проводятся в соответствии с подпунктом «в» пункта 9 Национального плана противодействия коррупции на 2016—2017 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 апр. 2016 г. № 147, пунктом 25 Перечня мероприятий Программы «Противодействие коррупции в Новосибирской области на 2016—2017 годы», утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 1 июня 2016 г. № 126. Анкета размещена по адресу: http://www.nso.ru/page/21968

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.