Научная статья на тему 'Правовое и психолого-педагогическое обеспечение социальной безопасности несовершеннолетних'

Правовое и психолого-педагогическое обеспечение социальной безопасности несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
360
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ДЕТСТВО / ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ / ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ (СПОСОБЫ) ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / БЕЗОПАСНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО / ПОТЕРПЕВШИЙ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ / РОДИТЕЛЬСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОХРАНА МАТЕРИНСТВА / ОТЦОВСТВА / ДЕТСТВА / ПОВЫШЕНИЕ ПРАВОВОГО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ / LEGAL METHODS (MEANS) OF SOCIAL SECURITY PROTECTION / SOCIAL SECURITY / MINOR / RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN / CHILDHOOD / SECURITY ACCREDITATION / SAFE LIFE-STYLE OF A MINOR / VICTIM / PARENTAL COMPETENCE / EDUCATIONAL WORKSHOP / PARENTAL RESPONSIBILITY / MATERNITY / PATERNITY AND CHILDHOOD PROTECTION / IMPROVEMENT OF LEGAL QUALITY OF LIFE OF CHILDREN AND YOUTH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лукомская Анастасия Сергеевна, Анисимова Анна Владимировна

Исследуются отдельные правовые и психолого-педагогические методы (способы) обеспечения социальной безопасности несовершеннолетних. Анализ правовых механизмов позволяет говорить о необходимости комплексного подхода, а эффективные решения возможны при целенаправленной и совместной работе органов государственной власти, учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты, общественных организаций. Наряду с надзорно-контрольным и нормативно-правовым методом регулирования в обеспечении социальной безопасности несовершеннолетних возможны психолого-педагогические, направленные на формирование навыков безопасного образа жизни в условиях негативного воздействия социума, что в рамках рассмотренных конкретных проектов говорит об их эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лукомская Анастасия Сергеевна, Анисимова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND PSYCHO-PEDAGOGICAL MAINTENANCE OF MINORS SOCIAL SECURITY

The paper investigates some legal and psycho-pedagogical methods (means) of ensuring social security of minors. Analysis of legal mechanisms shows that an integrated approach is necessary, and effective solutions are possible only in the case of joint working public authorities and institutions of healthcare, education, social protection, as well as social organizations. Along with the supervisory regulation method and the regulatory-legal method of ensuring social security of minors, it is possible to use psycho-educational methods aimed to the formation of healthy and safe life-style under the negative impact of society. Within the framework of specific projects that have been analyzed, these methods proved to be effective.

Текст научной работы на тему «Правовое и психолого-педагогическое обеспечение социальной безопасности несовершеннолетних»

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

159

2014. Т. 24. Вып. 4

УДК 159.9:34.01

А. С. Лукомская, А.В. Анисимова

ПРАВОВОЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Исследуются отдельные правовые и психолого-педагогические методы (способы) обеспечения социальной безопасности несовершеннолетних. Анализ правовых механизмов позволяет говорить о необходимости комплексного подхода, а эффективные решения возможны при целенаправленной и совместной работе органов государственной власти, учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты, общественных организаций. Наряду с надзорно-контрольным и нормативно-правовым методом регулирования в обеспечении социальной безопасности несовершеннолетних возможны психолого-педагогические, направленные на формирование навыков безопасного образа жизни в условиях негативного воздействия социума, что в рамках рассмотренных конкретных проектов говорит об их эффективности.

Ключевые слова: социальная безопасность, несовершеннолетний, права и свободы человека и гражданина, детство, гарантии защиты, правовые методы (способы) обеспечения социальной безопасности; безопасный образ жизни несовершеннолетнего; потерпевший; компетентность родителя; педагогическая мастерская; родительская ответственность; охрана материнства, отцовства, детства; повышение правового качества жизни детей и молодёжи.

Цицерон писал: «Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов» [1].

Россия - демократическое правовое государство, признающее за собой функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения мира и согласия, социальной безопасности. При этом одна из наиболее актуальных проблем современности - это защита детей, формирование навыков безопасного образа жизни в условиях негативного воздействия социума.

Необходимость в особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 г. и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 г., и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей [2].

Конституция РФ [3] провозглашает, что детство находится под защитой государства. В «Национальной стратегии действий в отношении детей на 2012 - 2017 годы» указывается на такие проблемы, как вовлечение тысяч российских детей в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства; отсутствие доступа детей к правосудию вне зависимости от их процессуальной правоспособности и статуса согласно международным обязательствам; насилие над детьми, в частности преступления против жизни, здоровья и половой неприкосновенности, которые совершаются в семье, а также лицами, обязанными по закону заботиться о ребенке; неудовлетворительная ситуация, сложившаяся в сфере профилактики преступлений против детей, защиты их прав; отсутствие координации деятельности органов и учреждений, призванных осуществлять профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиту их прав [4].

Государство сегодня применяет такие правовые методы (средства, способы) обеспечения социальной безопасности несовершеннолетних, как нормативно-правовое регулирование, а также надзор и контроль.

Используя метод нормативно-правового регулирования в обеспечении социальной безопасности несовершеннолетних, государство закрепляет субъективные права и обязанности участников этих правоотношений и применяет поощрение либо меры государственного принуждения. Основными проблемами в рамках правового регулирования данного вида отношений остаются несоответствие российского законодательства международным нормам, отсутствие механизма правового регулирования.

Прибегая к надзорно-контрольному методу осуществления социальной безопасности несовершеннолетних, государство вручает соответствующим контрольно-надзорным органам специфические функции и задачи, определенные рядом нормативно-правовых актов. К их числу относятся, напри-

2014. Т. 24. Вып. 4

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

мер, приказ Генпрокуратуры РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» [5] и ряд других, направленных на ужесточение мер государственного воздействия за неисполнение или ненадлежащее исполнение норм действующего законодательства, не всегда отвечающего настоящим потребностями как правоприменителя, так и субъекта, реализующего право.

Об эффективности осуществления социальной безопасности несовершеннолетних сегодня можно судить по данным официального отчета о потерпевших от преступных посягательств: в 2013 г. число погибших составило 36 727 чел. и 52 771 - причинен тяжкий вред здоровью. При этом из общего числа выявленных лиц, совершивших преступления (1 012 563 чел.), 60 761 чел. - несовершеннолетние. В первом полугодии 2014 г. число погибших от преступлений составило 19 860 чел., тяжкий вред здоровью причинен 30 825 чел.[6].

Согласно Обзору судебной статистики о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2013 г. число лиц, освобожденных от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, составило 596, при этом удельный вес от общего числа осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, составил 2,2 %, в 2012 г. - 2,4 %. Увеличилось число лиц, направленных в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа - с 344 до 375 чел., что от общего числа осужденных несовершеннолетних составляет 1,4 %, в 2012 г. - 1,2 % [7].

Очевидно, что обеспечение социальной безопасности несовершеннолетних и формирование навыков безопасного образа жизни детей и молодёжи вместе с правовыми должно содержать и психолого-педагогические механизмы, так как эта проблема требует комплексного подхода и может иметь эффективные решения только при целенаправленной и совместной работе органов государственной власти, учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты, общественных организаций.

В основе формирования безопасного образа жизни ребёнка, подростка, молодого человека лежат процессы социализации, социального воспитания, социального развития. Социальная среда формирует стратегии как опасного, девиантного, так и безопасного образа жизни в детско-молодёжной среде (т.е. среди несовершеннолетних).

Образ жизни - одна из важнейших социально-педагогических категорий, интегрирующих представления об определённом способе жизнедеятельности человека [8]. А безопасный образ жизни может рассматриваться как функциональная система позитивного взаимодействия с окружающей средой, обеспечивающая их защищённость во всех сферах жизнедеятельности.

Среди общественных институтов, потенциально способных консолидировать общество, выделяются государственные органы исполнительной власти, масс-медиа, общественные организации, семья. Именно семья, родители в тесном взаимодействии с образовательным учреждением, общественными организациями должны сформировать и развить навыки ответственного отношения к жизни, ценности безопасного и здорового образа жизни.

В связи с этим необходимо учитывать не только профессиональную компетентность педагогов, врачей, психологов, социальных педагогов и социальных работников, но и компетентность родителя как непосредственного участника процесса формирования и развития навыков безопасного образа жизни. Родительскую компетентность можно рассматривать как индивидуально-психологическое образование, выражающееся в единстве теоретической и практической готовности к осуществлению родительской деятельности. Готовность родителя к осуществлению воспитательных функций определяется сформированностью у него значимых личностных качеств, наличием теоретических знаний, практических умений, мотивации [9].

Сегодня современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие правовых знаний, знаний в области психологии и педагогики ведут к ошибкам, к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива учебного и воспитательного учреждения должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей, на формирование и развитие родительской компетентности. Предлагаемые способы такой работы прошли проверку временем и дали ощутимые результаты.

Клуб родительского всеобуча «Школа компетентного родителя» уже несколько лет существует на базе МАОУ СОШ № 74 под руководством школьного психолога. Это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Она помогает вооружить их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания с учетом воз-

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Правовое и психолого-педагогическое обеспечение.

161

2014. Т. 24. Вып. 4

раста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с классным руководителем, психологом, социальным педагогом, школьным врачом, потому что в проведении встреч-занятий участвуют все имеющиеся в образовательном учреждении специалисты. Оптимальная форма проведения занятий - проблемная лекция, основанная на технологии проблемного диалога.

Педагогическая мастерская - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей и педагога. Для технологии мастерских характерно отношение педагога к родителям как к союзникам в воспитании детей, самостоятельное «строительство» знаний родителем посредством критического отношения к изучаемой информации и самостоятельность в решении педагогических ситуаций, умение работать в команде. Закон мастерской: делай по-своему исходя из способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам. Опыт в организации таких мастерских имеют МБОУ «СОШ № 68» (проект «Родительское собрание») и МБОУ «СОШ № 48» (проект «Мы вместе).

Бесспорно, актуальным сегодня является и дистанционное обучение, которое позволяет совмещать обучение с присутствием в семье. Условно форма для него может быть выбрана такая: «Виртуальный родительский класс» или «Виртуальная школа родителей».

Именно дистанционное обучение стало основным механизмом реализации на территории Удмуртской Республики социально-педагогического пилотного эксперимента по проекту «Профессиональная Школа родителей», организованного Институтом социальной педагогики РАО. Идеи проекта сформировались в результате реальной родительской потребности в профессиональных знаниях с учетом богатейшего всероссийского традиционного опыта просвещения родителей по вопросам воспитания и развития детей, укрепления семьи. Почти 500 семей из 13 регионов России стали участниками проекта, благодаря возможностям дистанционного образования. Это по самым приблизительным подсчётам полторы тысячи человек, которые в течение год изучали правовые, социальные, психолого-педагогические аспекты воспитания.

В Ижевске в работе проекта приняла участие 21 семья. И значит, без малого 80 человек сумели изменить отношение к родительской ответственности за формирование и утверждение той модели жизни, в которой будет развиваться их ребёнок.

Обеспечение социальной безопасности несовершеннолетних (детей и молодёжи) необходимо с самого раннего детства, а это невозможно без совершенствования института семьи, охраны материнства, отцовства и самого детства, повышения правового качества жизни детей и молодёжи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. М., 1966. С. 20.

2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс».

4. Указ Президента РФ от 1 июня 2012г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Приказ Генпрокуратуры РФ от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» // СПС «КонсультантПлюс».

6. Официальный сайт МВД РФ. URL: http://mvd.ru

7. Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ. URL:http://www.cdep.ru

8. Андрианова Р.А. Модель формирования безопасного образа жизни детей и молодёжи в социуме. М.: Современное образование, 2014. 36 с.

9. Репринцева Г.А. Социально-педагогическая парадигма повышения родительской компетентности средствами дополнительного сетевого образования // Вестник ТГПУ. 2012. №8. С. 114-119.

Поступила в редакцию 16.07.14

2014. Т. 24. Вып. 4

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

A.S. Lukomskaya, A. V. Anisimova

LEGAL AND PSYCHO-PEDAGOGICAL MAINTENANCE OF MINORS SOCIAL SECURITY

The paper investigates some legal and psycho-pedagogical methods (means) of ensuring social security of minors. Analysis of legal mechanisms shows that an integrated approach is necessary, and effective solutions are possible only in the case of joint working public authorities and institutions of healthcare, education, social protection, as well as social organizations. Along with the supervisory regulation method and the regulatory-legal method of ensuring social security of minors, it is possible to use psycho-educational methods aimed to the formation of healthy and safe life-style under the negative impact of society. Within the framework of specific projects that have been analyzed, these methods proved to be effective.

Keywords: social security, minor, rights and freedoms of man and citizen, childhood, security accreditation, legal methods (means) of social security protection; safe life-style of a minor; victim; parental competence; educational workshop; parental responsibility; maternity, paternity and childhood protection; improvement of legal quality of life of children and youth.

Лукомская Анастасия Сергеевна, Lukomskaya A. S.,

кандидат юридических наук, доцент Candidate of Law, Associate Professor

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1

Анисимова Анна Владимировна,

учитель МАОУ СОШ № 74

аспирант Института социальной педагогики РАО

129626, Россия, г. Москва, ул. Павла Корчагина, 7а региональный координатор проекта «Профессиональная школа родителей»

Anisimova A.V., Teacher at school №74, regional coordinator of the project «Vocational School parents», postgraduate student

Institute of Social Pedagogy RAE

129626, Russia, Moscow, Pavla Korchagina st., 7a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.