Научная статья на тему 'Правовое и материальное положение профессорско-преподавательских кадров высших педагогических учебных заведений в 20-е–30-е годы ХХ века (на материалах Среднего Поволжья)'

Правовое и материальное положение профессорско-преподавательских кадров высших педагогических учебных заведений в 20-е–30-е годы ХХ века (на материалах Среднего Поволжья) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЕ КАДРЫ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / РЕПРЕССИИ / МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / TEACHER TRAINING INSTITUTE / THE PEDAGOGICAL INSTITUTE / TEACHING STAFF / HIGH SCHOOL / REPRESSION / FINANCIAL POSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванчина А. Г.

В статье рассматривается политика советского государства в отношении работников высшей школы в 20-е–30-е годы XX века. Акцентируется внимание на проблемах нарушения прав профессорско-преподавательского состава и попытке советского правительства улучшить материальное положение преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal and financial position professors and teachers of higher educational institutions in the 20–30-th years of XX century (on the materials of the Middle Volga)

The paper considers the policy of the Soviet state with respect to employees of higher education in 20-th–30-th years of XX century. Focuses on the problems of violations of the rights teaching staff and the Soviet government’s attempt to improve the financial situation of teachers.

Текст научной работы на тему «Правовое и материальное положение профессорско-преподавательских кадров высших педагогических учебных заведений в 20-е–30-е годы ХХ века (на материалах Среднего Поволжья)»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES

№ 27 2012

УДК 370(09)+94(47)

ПРАВОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ КАДРОВ ВЫСШИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В 20-Е-30-Е ГОДЫ XX ВЕКА (НА МАТЕРИАЛАХ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ)

© А. Г. ИВАНЧИНА Пензенский государственный педагогический университет имени В.Г. Белинского,

кафедра отечественной истории e-mail: nivanchin@mail.ru

Иванчина А. Г. - Правовое и материальное положение профессорско-препода-вательских кадров высших педагогических учебных заведений в 20-е-30-е годы XX века (на материалах Среднего Поволжья) // Известия

ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 675-677. - В статье рассматривается политика советского государства в отношении работников высшей школы в 20-е-30-е годы XX века. Акцентируется внимание на проблемах нарушения прав профессорско-преподавательского состава и попытке советского правительства улучшить материальное положение преподавателей.

Ключевые слова: учительский институт, педагогический институт, профессорско-преподавательские кадры, высшая школа, репрессии, материальное положе-ние.

Ivanchina A. G. - The legal and financial position professors and teachers of higher educational institutions in the 20-30-th years of XX century (on the materials of the Middle Volga) // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im. V.G. Belinskogo. 2012. № 27. P. 675-677. - The paper considers the policy of the Soviet state with respect to employees of higher education in 20-th-30-th years of XX century. Focuses on the problems of violations of the rights teaching staff and the Soviet government’s attempt to improve the financial situation of teachers.

Keywords: Teacher Training Institute, the Pedagogical Institute, teaching staff, high school, repression, financial position.

В последние годы система высшего педагогического образования в нашей стране переживает огромные трудности. Сокращается число учебных заведений, идет их объединение с другими вузами, уменьшается набор студентов и количество бюджетных мест в них. Это связано с демографической ситуацией в стране, а также тем, что образование перестает быть народным, оно становится уделом избранных. Потребность в учителях снижается, так как около 30 % детей школьного возраста не посещают школу. Идет процесс закрытия малокомплектных школ, увольнение учителей, наблюдается падение престижа учительской профессии. Указанные процессы ведут к сокращению штатов педвузов. Ухудшилось материальное положение работников народного образования. и хотя руководство страны предпринимает шаги по улучшению материального положения педагогов, этот вопрос требует дальнейшего разрешения. Проблемы благосостояния учительства были актуальны в XIX и XX веках. Не случайно в начале XX века появились синонимы термина «народный учитель» - такие как «голодная профессия», «интеллигентный пролетарий», которые в общем-то соответствовали реалиям того времени.

Царский режим рассматривал ученых и учителей как чиновников самодержавной власти, а новая советская власть пыталась сделать из работников народного образования своих чиновников и лакеев. Особенно ярко это проявилось в период становления тоталитарной системы в СССР в конце 20-ых начале 30-ых годов.

на профессорско-преподавательский состав высших и средних специальных учебных заведений, а также учителей школ сталинский режим оказывал мощное идеологическое воздействие. От работников системы народного образования требовалась безоговорочная поддержка власти, отказ от свободомыслия. Всякое инакомыслие жестоко преследовалось и практически исключалось под страхом приобщения к категории «врагов народа» со всеми вытекающими из этого последствиями. Против просвещенцев в рассматриваемый период времени проводились необоснованные репрессии: нарушалась свобода творчества и право на труд. Работники образования, особенно высшей школы, постоянно подвергались проверке на политическую лояльность существующему строю. Наблюдались случаи командования, преследования за политические убеждения, переводов на другую работу

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Гуманитарные науки ♦ № 27 2012 г.

без объяснения причин, увольнений преподавателей, несмотря на провозглашенную XVIII съездом партии политику доверия и уважения к советской интеллигенции. В 20-ые годы нарушения социальных прав приняли форму чисток, что означало не только смещение с занимаемой должности и увольнение с работы, но и тюремное заключение, и даже казнь. Чистке подвергались так называемые «классово-чуждые», непролетарские элементы. В 1929 году Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) принимает решение о перевыборах профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений. Согласно этому решению переизбирались все профессора, работавшие в этом звании более 10 лет, доценты и ассистенты - более 7 лет. В результате перевыборов в целом по Российской Федерации было уволено 20 % старых профессоров и преподавателей, имевших большой опыт преподавательской работы и обладавших высоким уровнем знаний по сравнению с пришедшими им на смену выдвиженцами[1]. Репрессии обрушились не только на преподавателей столичных пединститутов, но и периферийных вузов, в том числе и Средневолжского региона: Самарский, Сызранский и Ульяновский [2]. Подобные процессы происходили и в среднем профессиональном образовании и школе. Бюро Пензенского окружкома 2 августа 1929 года приняло решение «освободиться от 22 % преподавателей техникумов, так как они не удовлетворяли требованиям советской общественности (выходцы из духовного звания и дворянства)» [3].

По указанию Куйбышевского обкома ВКП (б) в 1937 году в Среднем Поволжье было снято с работы, в основном по политическим мотивам , 420 учителей.^] Репрессии против работников всех ступеней народного образования еще больше обострили проблему обеспечения учебных заведений научнопедагогическими кадрами. В стране утвердилась командно-административная система управления, которая отстранила от решения проблем образования не только рядовых преподавателей, но и руководителей школ, техникумов, высших учебных заведений и даже органы управления просвещением. Для преподавателей стало невозможным выражать, отличные от официальной идеологии, взгляды, излагать и пропагандировать их с институтских кафедр.

Что касается материального положения работников высшей школы, то здесь также имелось очень много проблем: отсутствие жилья, недостаточно высокий уровень заработной платы, отсутствие условий для научно-исследовательской работы, большая загруженность преподавателей партийно-политической работой. для улучшения материально- бытовых условий жизни ученых, содействия развитию научноисследовательской работы была создана Центральная комиссия по улучшению быта ученых (ЦЕКУБУ). В 1931 году Совет Народных Комиссаров СССР реорганизовал ее в Комиссию содействия ученым. Комиссия оказывала большую помощь в издании научных трудов, выписке иностранной литературы, в организации научных командировок, в оказании медицинской и

курортной помощи, улучшении жилищно-бытовых условий. В большей степени реальную помощь получали научно-педагогические кадры столичных высших учебных заведений. В этом плане в провинциальных вузах ситуация складывалась неблагоприятно. В газете «Пролетарский путь» от 18 июня 1936 года появилась статья об Ульяновском педагогическом институте, в которой указывалось, что в данном учебном заведении «научным работникам не созданы условия для работы, они уходят из института. Руководство учебного заведения не выделяет средства преподавателям на научные командировки, применяет такие методы управления как голое администрирование, попрание основ демократии, зажим критики, комчванство» [5].

Учитывая острую потребность преподавателей высшей школы в жилье, СНК СССР и ЦК ВКП (б) 25 марта 1932 года приняли совместное постановление «О постройке домов для специалистов» в соответствии с которым намечалось строительство 102 домов в 67 городах страны, с общим числом 11500 квартир [6]. Расходы на постройку домов и централизованное снабжение их строительными материалами советское государство брало на свой счет. Но на практике, как показывают архивные материалы, эти распоряжения выполнялись неудовлетворительно; недостаточно выделялось средств на строительство, возникали перебои с поставкой строительных материалов, не выполнялись сроки сдачи жилых домов в эксплуатацию. Таким образом, ослабить остроту жилищной проблемы для профессорско-преподавательского состава в 30-ые годы XX века не удалось. Как справедливо отмечал нарком просвещения А. В. Луначарский «поставленная ниже известного порога обеспеченности и благоустройства школа перестает давать людей грамотных, перестает их обучать, и тогда неважно, сколько школ было» [7]. В это время значительное внимание уделяется повышению заработной платы работников высшей школы. Постановлением советского правительства в октябре 1930 года была повышена заработная плата преподавателей: у профессора она составила 300 рублей, у доцента - 250 рублей, стипендия аспиранта - 210 рублей [8]. Осенью 1932 года оплата труда работников высшей школы вновь была повышена. Но эти меры оказались малоэффективными: преподаватели высших учебных заведений вынуждены были прибегать к совместительству. Процент совместителей по отдельным группам вузов колебался от 23 до 75. В педагогических учебных заведениях среди профессоров совместители составляли 55,6 % , среди доцентов - 48,3 %, ассистентов - 55,6 %[9]. Распространению совместительства также способствовала неукомплектованность институтов преподавательскими кадрами. В связи с расширением сети высших учебных заведений и увеличением контингента студентов в них резко возрастает потребность в профессорско-преподавательских кадрах. данная проблема стала еще более актуальной с открытием в 1939 году 48 учительских институтов, которые создавались в основном на базе педагогических техникумов. Профессорско-преподавательский состав территориально и по отраслям высшего образования

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>

распределялся крайне неравномерно. Профессора, за небольшим исключением, концентрировались в вузах городов Москвы и Ленинграда. Провинциальные учебные заведения ощущали острый недостаток даже в рядовых преподавателях. дефицит кадров в высшей школе приводил к тому, что только 29,2 % работников занимали одну должность, 39,5 % - две, а остальные - три должности и более. Например, преподаватели Куйбышевского педагогического института одновременно вели занятия в учительском институте, а Мордовского пединститута - в учительском институте города Саранска [10]. Нагрузка преподавателей доходила до 1200-1300 часов в год. Отсутствие резерва квалифицированных специалистов ставило под угрозу срыва занятий в Самарском, Мордовском, Ульяновском пединститутах. Бюро Средневолжского крайкома ВКП (б) в 30-ые годы неоднократно включало в повестку дня вопрос «Об обеспечении края научнопедагогическими кадрами». Предлагались различные пути решения этого вопроса: направление в провинциальные вузы преподавателей из столичных учебных заведений, расширения приема в аспирантуру, создание в регионе института повышения квалификации. Проблема обеспеченности высших учебных заведений профессорско-преподавательскими кадрами не была решена в Среднем Поволжье даже к началу 40-ых годов. По данным Управления подготовки учителей (УПУ) за 1940 год в Мордовском пединституте было 34 вакансии, в Куйбышевском - 16, в Ульяновском -41 [11].

Совместительство, большая учебная нагрузка, загруженность общественной работой отрицательно влияли на квалификационный уровень преподавателей. Работники учительских институтов в подавляющем большинстве не имели ученых степеней и званий. Ярким примером, иллюстрирующим уровень квалификации преподавательского состава педагогических и учительских институтов Среднего Поволжья, служат штатные расписания Ульяновского и Куйбышевского педвузов за 1935 год. из 44 преподавателей учительского института города Ульяновска только два человека имели ученую степень кандидата наук; 4 преподавателя вообще не имели высшего образования. В Куйбышевском институте из 88 преподавателей - три кандидата наук [12]. Большую роль в повышении квалификации сыграло постановление СНК СССР от 11 ноября 1937 года «О штатно-окладной системе». Согласно постановлению «каждый профессор, доцент и другой преподаватель высшей школы должен состоять в штате только одного высшего учебного заведения, которое является основным местом его работы и в котором он должен вести все виды учебной

и научно-исследовательской работы, вытекающие из занимаемой должности и учебного плана» [13]. Штатно-окладная система с одной стороны закрепила за вузами постоянные кадры, что способствовало активизации их научной работы, с другой - ограничивала возможности преподавателей получить дополнительный заработок. За 1937-40 годы преподавателями педвузов страны было защищено свыше 100 кандидатских и докторских диссертаций, в том числе 6 докторских и 24 кандидатских диссертации преподавателями высших педагогических учебных заведений Среднего Поволжья [14].

Характеризуя положение работников высшей школы в 20-ые - 30-ые годы XX столетия необходимо отметить, что у преподавателей было много обязанностей, а права были ограничены; в частности право на труд - его могли уволить с работы за непролетарское происхождение, подвергнуть репрессиям за взгляды, отличные от официальной идеологии, в приказном порядке перевести с одного места работы на другое. В отношении работников высших учебных заведений применялись методы командования и администрирования. Над ними устанавливался тотальный контроль со стороны партийных органов. Партия контролировала учебную, научно-исследовательскую работу и даже личную жизнь преподавателей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ульяновская В. А. Формирование научной интеллигенции в СССР. 1917-1937 гг. М., 1966. С. 146.

2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф.2306. Оп. 70. Д.340. Л. 7а.

3. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф.54. Оп.1.Д. 199.Л.152.

4. Самарский областной государственный архив социально-политической истории (СОГАСПИ). Ф. 655 .Оп. 2. Д. 5. Л.29-33.

5. Научный архив Российской Академии Образования (НА РАО). Ф.2306. Оп.70. Д. 3472.Л. 89.

6. Собрание законов и распоряжений рабочекрестьянского правительства СССР. № 27. М., 1932. С. 128.

7. Народное просвещение. 1927. № 4.С. 6.

8. Лебин Б. Д. Подбор, подготовка и аттестация научных кадров в СССР. М-Л.: Наука. 1966. С. 180.

9. Синицкий А. Я. Профессорско-преподавательские кадры высшей школы СССР. М.: 1950. С. 66.

10. ГАРФ. Ф.374. Оп. 27. Д. 414. Л. 64, 86.

11. Там же. Ф. 2306. Оп. 70. Д. 3842. Л.1-6.

12. Там же. Ф.2306. Оп. 70. Д. 3465. Л.2, 91; Д. 3629. Л.27.

13. Высшая школа. Основные постановления, приказы, инструкции. М., 1948. С. 471.

14. ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 70. Д. 3878. Л. 152, 273.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.