Научная статья на тему 'Правовая защита детей от вредоносного воздействия информации, оправдывающей противоправное поведение'

Правовая защита детей от вредоносного воздействия информации, оправдывающей противоправное поведение Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1178
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕДОНОСНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ОПРАВДЫВАЮЩАЯ ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / MALICIOUS INFORMATION / INFORMATION JUSTIFYING THE WRONGFUL CONDUCT / INFORMATION SECURITY OF CHILDREN / PREVENTION OF CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыдченко Кирилл Дмитриевич, Лукина Елена Ивановна

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования запрета на доступ детей к информации, оправдывающей противоправное поведение, и особенности профилактики правонарушений в данной сфере. Авторами сформулированы предложения по совершенствованию административно-правовых норм, определяющих сущность и содержание информации, оправдывающей противоправное поведение, и компетенцию государственных органов, уполномоченных на профилактику правонарушений в информационно-психологической сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PROTECTION OF CHILDREN FROM HARM INFORMATION JUSTIFYING THE WRONGFUL CONDUCT

This article discusses the regulatory ban on children's access to information that would justify illegal behavior, and especially prevention of offenses in this area. The authors formulate proposals to improve the administrative and legal norms governing the nature and content of the information justifying the wrongful conduct and competence of state bodies authorized to crime prevention in the field of information and psychology.

Текст научной работы на тему «Правовая защита детей от вредоносного воздействия информации, оправдывающей противоправное поведение»

К.Д. Рыдченко,

кандидат юридических наук

Е.И. Лукина

ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ОТ ВРЕДОНОСНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИИ, ОПРАВДЫВАЮЩЕЙ ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

LEGAL PROTECTION OF CHILDREN FROM HARM INFORMATION JUSTIFYING THE WRONGFUL CONDUCT

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования запрета на доступ детей к информации, оправдывающей противоправное поведение, и особенности профилактики правонарушений в данной сфере. Авторами сформулированы предложения по совершенствованию административно -правовых норм, определяющих сущность и содержание информации, оправдывающей противоправное поведение, и компетенцию государственных органов, уполномоченных на профилактику правонарушений в информационно-психологической сфере.

This article discusses the regulatory ban on children’s access to information that would justify illegal behavior, and especially prevention of offenses in this area. The authors formulate proposals to improve the administrative and legal norms governing the nature and content of the information justifying the wrongful conduct and competence of state bodies authorized to crime prevention in the field of information and psychology.

Принятие Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [1]1 было воспринято интернет-

сообществом со значительной долей скепсиса. В частности, в 2011—2012 годах в социальных сетях «В Контакте» и «Одноклассники», а также на сайтах некоторых новостных агентств [2] можно было наблюдать множество информационных сообщений о запрете показа детям мультипликационного сериала «Ну, погоди!», так как в нем оправдывается модель противоправного поведения. Эти сообщения, естественно, не соот -ветствуют действительности и могут быть расценены как шутка. Однако, согласно известной фразе, в каждой шутке есть доля правды. Цель настоящей работы заключается в установлении правовых оснований и особенностей противо-действия обороту информации, оправдывающей противоправное поведение, среди несовершен-нолетних.

Подобные сведения определены в ФЗ о защите детей от информации запрещенными для распространения среди детей наряду с информацией:

1) побуждающей детей к совершению дейст -вий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способной вызвать у детей желание упот-

ребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию , пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, зани -маться проституцией, бродяжничеством или по -пр ошайниче ством;

3) обосновывающей или оправдывающей допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающей осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;

4) отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные от -ношения и формирующей неуважение к родите -лям и (или) другим членам семьи;

5) содержащей нецензурную брань;

6) содержащей сведения порнографического характера;

7) о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездейст-вия).

Выявим и исследуем основные проблемные вопросы, связанные с реализацией запрета оборота информации, оправдывающей противо -правное поведение.

1. Авторы-разработчики проекта Концепции информационной безопасности детей [3] отмечали, что «противоправное поведение является довольно широкой юридической категорией, включающей в себя действия, описанные в других пунктах статьи

5 ФЗ о защите детей от информации».

В связи с этим необходимо определить содержание понятия противоправности. Легальное определение противоправности поведения не выработано, в связи с чем следует обратиться к научной литературе. В Комментарии к Феде -ральному закону от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» по этому поводу сказано следующее: «...Признаки противоправ-ного поведения определяются законом или другими нормативными актами. Таким образом, к противоправному поведению следует отнести любые действия, которые признаны таковыми любой отраслью права (гражданского, трудового, административного, семейного и т.д.)» [4].

Социологи определяют противоправное поведение как социально опасное поведение инди -видов или групп, подконтрольное их сознанию и воле, движимое мотивами корысти, ненависти, агрессивности, нарушающее существующие в обществе правовые нормы и влекущее юридиче -ские последствия [5].

Итак, можно говорить о том, что все без исключения действия, перечисленные в статье 5 ФЗ о защите детей от информации, содержат оправ -дание противоправной деятельности, так как за каждое из них наступает юридическая ответст-венность. Подобная логико-лексическая ошибка в классификации «детской» вредоносной информации может затруднить процедуру доказышания в ходе привлечения правонарушителей к административной ответственности по статье 6.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию».

На наш взгляд, более логичным с позиций лексико-юридической техники закона быто бы закрепление рассматриваемого вида сведений не в пункте 5 части 2 статьи 5, а последним — в пункте 8 — в редакции:

«8) иная информация, оправдывающая противоправное поведение».

Подобная формулировка во многом сняла бы вопросы разграничения видов запрещенной для детей вредоносной информации, приводя клас -сификацию к более-менее единому критерию градации, однако она не решает вопросы расширительной трактовки указанной позиции закона.

2. Термин «оправдание» имеет множество лексических толкований. Так, в Толковом слова -ре Ушакова [6] приведены следующие трактовки глагола « опр авдать -оправдышать»:

1) признать правым, поступившим правильно;

2) признать невиновным, не заслуживающим наказания, кары;

3) признать при известных условиях допустимым, возможным, счесть извинительным, заслуживающим снисходительного отношения;

4) подтвердить на деле, доказать правиль-ность, пригодность, истинность чего-нибудь;

5) возместить чем-нибудь (затраченное);

6) официально удостоверить что-нибудь, представить свидетельство чему-нибудь.

Какую же из приведенны1х выше определе -ний законодатель положил в основу категории «оправдание противоправного поведения»?

Комментаторы ФЗ о защите детей от информации, понимая многозначность приведенной фразы пытаются соотнести ее с категорией «информация, провоцирующая (вызделено нами. — Авт.) детей на противоправные деяния», однако эта формулировка хотя и более уместна, но значительно уже законодательно закрепленной. В таком случае мы вновь вынуждены обратиться к нормам проекта Концепции информационной безопасности детей2, которая во многом позиционируется как официальный комментарий ФЗ о защите детей от информации.

В проекте Концепции перечисляется система критериев для отнесения информации к оправ -дышающей противоправное поведение:

а) в зависимости от наличия в информации представлений, не соответствующих реальности: безобидность противоправных действий; безнаказанность противоправных действий; допусти -мость противоправных действий;

б) в зависимости от наличия в информации неадекватных эмоциональных реакций и состоя -ний: эмоциональная привлекательность проти-воправных действий; утрата критичности;

в) в зависимости от наличия в информации ан-тисоциальныгх образцов и моделей поведения: модели противоправного поведения без осуждения; описания противоправного поведения; примеры людей, совершающих противоправные действия;

г) в зависимости от наличия в информации неадекватной Я- концепции и негативного само-отношения: противоправные действия как сред -ство самоутверждения; социальное одобрение противоправных действий.

В соответствии с пунктом 5 раздела VI проекта Концепции помимо простого оправдания противоправного поведения, когда оно прямо назышается правильным и допустимым, запрещено доведение до сведения детей информации:

1) характеризующей противоправные дейст-вия как нормальную распространенную в обществе практику, относительно безопасную и допустимую при определенных условиях;

2) формирующей у детей интенсивные положительные эмоции по отношению к противо -правному поведению: чувство интереса, радости, удовольствия;

3) содержащей примеры моделей противоправного поведения, которые несмотря даже на сопровождающее их осуждение, могут (выделе-но нами — Авт.) формировать у ребенка представления об оправданности и допустимости подобного поведения;

4) трактующей противоправное поведение как способ решения личных проблем ребенка.

При подобном толковании слух о запрете для детей мультфильма «Ну, погоди!» кажется уже не столь абсурдным. Вот лишь несколько фарсовых примеров информации, подпадающей под указанные выше критерии:

- согласно докладам о результатах и основных направлениях деятельности МВД России за 2012 и 2013 годы, размещенным на официальном сайте в сети Интернет, раскрышаемость преступлений составляла соответственно 55% и 57% [7]. Иными словами, почти каждое второе преступление осталось безнаказанным. Если возвести трактовку проекта Концепции в абсолют, можно сказать, что отчет министерства характеризует противоправное поведение как относительно безопасное действие;

- трудно опровергнуть тот факт, что произведения Вальтера Скотта и Александра Дюма, повествующие о разбойничьем промысле Робина Гуда, выгзышают определенную симпатию к лич -ности и деятельности этого литературного персонажа. Противоправное поведение героя не осуждается, а читатель проникается чувствами сопереживания и интереса к проблемам лесных разбойников.

Приведенные примеры указышают на чрезвычайно широкое толкование категории «ин-формация, оправдывающая противоправное поведение» в национальном законодательстве России. Примечательно, что легшие в основу рассматриваемого Федерального закона положения Модельного закона государств — участников СНГ от 3 декабря 2009 г. № 33-15 «О защите де -тей от информации, причиняющей вред их здо -ровью и развитию» [8] при определении запрещенной к обороту в отношении детей информации назышают следующие категории сведений:

• информация, содержащая пропаганду антиобщественных и противоправных действий;

• информация, содержащая пропаганду преступлений.

В основу данной классификации информации положен признак, характеризующий степень общественной опасности, а в описании видов информации активно употребляется термин «пропаганда», который однозначно определен в пункте 27 статьи 3 Модельного закона: «под пропагандой понимается деятельность физиче-ских и (или) юридических лиц по распространению информации, направленная на формирование в сознании детей установок и (или) стереотипов поведения либо имеющая цель побудить

или побуждающая лиц, которым она адресована, к совершению каких-либо действий или к воз -держанию от их совершения».

На наш взгляд, применительно к процессу привития несовершеннолетним моделей проти -воправного поведения использование термина «пропаганда» является более удачным. При этом следует четко разграничивать юридические кате -гории «пропаганда», «вовлечение» и «оправдание». Достаточно наглядно различие этих терминов быто определено в ходе проведенного авто -рами статьи анкетирования 148 должностных лиц — представителей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Воронежской области (руководители и секретари комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав — 64 респондента; руководители и сотрудники органов опеки и попечительства — 40 респондентов; руководящий и инспекторский состав подразделений ОВД по делам несовершеннолетних — 44 респондента).

80% из числа опрошенных отметили, что в правоприменительной деятельности для усмотрения вовлечения как элемента состава правонарушения необходимо доказать наличие трех основных элементов объективной стороны:

1) призыша (информационная составляющая);

2) восприятия призыша несовершеннолетним (интеллектуально-психологическая составляющая);

3) противоправного или антиобщественного действия (материальная составляющая).

Пропаганда противоправного поведения яв -ляется деянием идеальным, не требующим наступления каких -либо материальных последст -вий. Следовательно, для доказышания по делам

об административных правонарушениях и по уголовным делам в таком случае достаточно будет подтвердить факт призыша к противоправному поведению, который быт воспринят (услы-шан, увиден, прочитан) несовершеннолетним.

Итак, полагаем правильным определение рассматриваемой разновидности информации как «пропагандирующей противоправное поведение». Более того, критерии, на основе который выывля-ются эти сведения, должны быть жестко и однозначно закреплены в Концепции информационной безопасности детей таким образом, чтобы исключить возможность расширительного толкования.

3. Категория «оправдание противоправного поведения», как было сказано ранее, представляется нам неуместной в перечне запрещенной для распространения среди детей информации, однако это не значит, что она вообще не может быггь использована в ФЗ о защите детей от информации.

Специалисты в сфере детской психологии отмечают, что четкая граны между тем, что «хо -рошо» и что «плохо» у ребенка окончательно формируется к 4-5 годам [9]. Следовательно, до этого возраста даже простое демонстрирование моделей противоправного поведения может не -

гативно повлиять на дальнейшее психофизиоло -гичекое развитие ребенка, выгзвать «слепое» под -ражание такому поведению.

Конечно, этот вопрос требует самостоятельного и компетентного психологического исследования, мы не претендуем на однозначную верность выбранной нами концепции. Однако если психика ребенка позволяет адекватно воспринимать сцены противоправного поведения с 4-5 лет, то наличие в статье 8 ФЗ о защите детей от информации, определяющей виды информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, пункта 3 в редакции «не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим» следует признать полностью оправданным.

Вместе с тем барьеры и ограничения на доступ к информации, содержащей модели проти-воправного поведения, должны сниматься с достижением возраста 12 и 16 лет. В противном случае мы столкнемся с ситуацией, когда в 16 лет несовершеннолетний будет иметь право знакомиться с материалами эротического характера, а детектив, скажем, «Улицы разбитых фонарей», окажется для него под запретом.

4. Вопрос профилактики является наиваж-нейшим независимо от того, о каком из правонарушений идет речь. Предупреждение противо -правных проявлений является задачей как уголовного, так и административно-деликтного законодательства.

Профилактика административных правонарушений и преступлений достаточно полно рассмотрена В.Я. Кикотем и С.Я. Лебедевым. Этот вид деятельности может быть определен в широком и узком смысле. В широком смысле слова профилактика — это недопущение конкретных преступлений, предохранение отдельных членов общества от совершения ими правонарушений, виновных противоправных деяний, представ -ляющих собой преступления. В этом смысле в содержание профилактики входит правоохрани -тельная деятельность. В узком смысле слова под профилактикой можно понимать деятельность, во-первых, по выывлению причин преступлений (правонарушений), условий и обстоятельств, способствующих их совершению; во-вторых, по выивлению лиц, способных совершить преступ-ление (в силу их антиобщественной направлен -ности), и проведению с ними необходимых мероприятий [10. — С. 54].

В зависимости от круга лиц, на который осуществляется информационно-психологическое воздействие, профилактика разделяется на индивидуальную и общую. По содержанию воздействия она может быть адресована потенциальной жертве право -

нарушения (виктимологическая профилактика) либо потенциальному правонарушителю [11].

Применительно к профилактике доступа не -совершеннолетних к информации, пропаганди -рующей противоправное поведение, следует го -ворить о принятии мер по трем направлениям:

а) профилактика совершения правонарушений среди субъектов массового информирования, к которым можно отнести:

- средства массовой информации;

- иные средства массовой коммуникации;

- дошкольные образовательные учреждения;

- образовательные учреждения среднего и специального образования;

- специальные субъекты информирования несовершеннолетних (разработчики «детского» контента, руководители и члены секций, кружков, детских общественных организаций);

б) профилактика совершения правонарушений среди родителей, опекунов, попечителей и иных лиц, ответственных за моральнонравственное развитие ребенка;

в) формирование у несовершеннолетних «информационного иммунитета» к воздействию вредоносной информации.

Названные направления деятельности доста -точно обширны, в связи с чем нами будут выска -заны лишь некоторые предложения, направлен -ные на совершенствование профилактической работы.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их з доровью и развитию, отнесен к компетенции следующих федеральных органов исполнительной власти:

• Министерство связи и массовый коммуникаций РФ;

• Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникаций;

• Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям;

• Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия чело -века;

• Министерство культуры РФ;

• Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;

• Федеральная антимонопольная служба РФ;

• Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков.

Помимо того, существенными надзорными полномочиями наделена Прокуратура Российской Федер ации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Во -просы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» [12], деятельность по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулирова-

нию в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации осуществляет Министерство связи и массовый коммуникаций Россий-ской Федерации. В структуру данного министерства входит Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор) [13], к основным полномочиям которой и отнесено право применять в рассматриваемой нами сфере меры, направленные на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязатель -ных требований в этой сфере и (или) ликвида-цию последствий таких нарушений.

Вместе с тем, если полномочия органов государственной власти по пресечению рассматриваемый правонарушений однозначно закреплены в законодательстве о средствах массовой информации и об административных правонарушениях, то профилактическим мерам следовало бы уделить более детальное внимание в рамках По -ложения, определяющего полномочия Роском-надзора. Отсутствие прямой и четко определен -ной обязанности организовышать предупрежде-ние правонарушений в поднадзорной сфере влечет за собой бездействие. Полагаем, основными формами профилактики могут стать:

- подготовка и размещение на официальном сайте обзоров о совершенных за отчетный пери -од правонарушениях, связанных с незаконным оборотом вредоносной информации;

- внесение в средства массовой информации и коммуникации предостережений о недопусти -мости злоупотребления свободой массовой информации, связанного с оборотом вредоносной информации;

- внесение в средства массовой информации и коммуникации представлений об устранении причин и условий, способствующих нарушениям законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;

- проведение конференций, круглых столов и иных совещательных и образовательных мероприятий с представителями масс-медиа.

Существенный профилактический потенциал содержится в мерах государственного стимули-рования средств массовой информации к соблю -дению требований законодательства. Например, возможно субсидирование ориентированных на детскую аудиторию телевизионных каналов и радиостанций в случае недопущения нарушений законодательства о защите детей от вредоносной информации и выполнения рекомендаций Рос-комнадзора относительно подбора и транслиро-в ания информационной пр одукции.

Профилактика правонарушений, связанных с оборотом информации, оправдышающей проти-воправное поведение, среди родителей и иных лиц, ответственных за морально-нравственное развитие ребенка, опирается на положения Фе-дерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ

«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [14] и реализуется органами государственной власти и органами местного самоуправления, перечисленными в статье 5 данного нормативно -го правового акта. Среди них особо следует от -метить органы внутренних дел, в состав которых входят специализированные подразделения по делам несовершеннолетних.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [15] на органы внутренних дел возлагаются следующие обязанности в сфере позитивного информационно-психологического воздействия и профилактики правонарушений:

• выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устране-нию;

• выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индиви -дуальную профилактическую работу;

• участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

• участвовать в пропаганде правовых знаний.

Правовой статус подразделений по делам несовершеннолетних ОВД РФ3 определен в Приказе МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 [16], которым утверждена Инструкция по организации деятельности этих подразделений. Полномочия ПДН ОВД были сформулированы еще в Приказе МВД РФ от 26 мая 2000 г. № 569 [17], который на настоящее время утратил юридиче -скую силу, далее их реализация лишь совершен -ствовалась. Вместе с тем профилактические пол -номочия ПДН ОВД в сфере защиты детей от вредоносной информации сформулированы нечетко. Проанализировав раздел II рассматриваемой Инструкции, предлагаем внести следующие изменения:

1) пункт 2.14 дополнить и изложить в сле-дующей редакции:

«2.14. Ведут учет правонарушений и анти-общественных действий несовершеннолетних, лиц, их совершивших, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспита-нию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) допускающих несовершеннолетних к информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними, собирают и обобщают информацию, необходимую для составления статистической отчет -ности»;

2) пункт 3 Инструкции дополнить и изложить в следующей р едакции:

«3. В осуществлении деятельности по предупреждению правонарушений несовершеннолет-них и правонарушений в отношении несовершеннолетних в соответствии с законодательст-вом Российской Федерации в пределах своей компетенции участвуют все подразделения орга -нов внутренних дел. Должностные лица органов внутренних дел обязаны информировать подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации о выяв-ленных фактах совершения правонарушений в отношении несовершеннолетнего, а также о наличии обстоятельств и условий, способствующих совершению таких правонарушений»;

3) дополнить Инструкцию пунктом 2.20 в следующей редакции:

«2.20. Систематически наблюдать и вести индивидуальную профилактическую работу с лицами, в отношении которых судом установлен административный надзор, если у них на ижди -вении находится несовершеннолетний».

ЛИТЕРАТУРА

1. О защите детей от информации, причиняю -щей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2011. — № 1. — Ст. 48.

2. В России «Ну, погоди!» запретили показывать детям [Электронный ресурс]. — URL: www.ura-inform.co m/ru/society/2012/08/29/v-rossii-nu-pogodi-zapretili-pokazyvat-detjam (дата обращения: 01.05.2014 г.).

3. Проект Концепции информационной безопасности детей// Официальный сайт Роскомнадзора РФ [Электронный ресурс]. — URL: http://rkn.gov.ru/mass-communications/p700/p701 (дата обращения: 01.05.2014 г.).

4. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (постатейный) / Т. А. Бирюкова, Ю. В. Егоров, Н .А. Захарова, Т.Н. Михалева, А.Б. Юдина; под ред. Н.Н. Ковалевой [Электронный ресурс]. — СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.05.2014 г.).

5. Социологический словарь [Электронный ресурс]. — URL: www.mirslovarei.com/soc_a (дата обращения: 01.05.2014 г.).

6. Толковый словарь Ушакова [Электронный ресурс]. - URL: www.dic.academic.ru/ contentsnsf /ushakov (дата обращения: 01.05.2014 г.).

7. Доклад о результатах и основных направ-

лениях деятельности МВД России// Официаль-ный сайт МВД России [Электронный ресурс]. -URL: www.mvd.ru/Deljatelnost/ results/ annual

_reports (дата обращения: 01.05.2014 г.).

8. О защите детей от информации, причиняющей

вред их здоровью и развитию: Модельный закон государств — участников СНГ от 3 декабря 2009 г. №33-15 [Электронный ресурс]. — ЦКЪ:

http://base.spinform.ru/show_doc. fwx?rgn=62134 (дата обращения: 01.05.2014 г.)

9. Г олдстайн Р., Г элланд Д. Как соблюдать дисциплину, нужно ли наказышать ребенка? [Электронный ресурс]. — иКЬ: www.adalin.mospsy.ru/ 1_03_00 / 10301167^Мш1 (дата обращения: 01.05.2014 г.).

10. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внут-ренних дел: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / под ред. В.Я. Ки -котя, С.Я. Лебедева. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 496 с.

11. Занина Т.М., Нехорошева С.С. Совершенствование административно-правового ста -туса несовершеннолетних: проблемы и перспек -тивы // Вестник Воронежского института МВД России. — 2013. — № 4. — С. 13—18.

12. Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 // Собр. законодательства Рос. Федерации.

— 2008. — № 20. — Ст. 2290.

13. О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: Постановление Правительства РФ от 16 марта 2009 г. № 228 // Собр. законодательства Рос. — Федерации. — 2009. — № 12. — Ст. 1431.

14. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1999. —№ 26. — Ст. 3177.

15. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2011. — № 7. — Ст. 900.

16. Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной вла -сти. — 2014. — № 11.

17. Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел: Приказ МВД России от 26 мая 2000 г. № 569 (утратил силу) // Текст приказа опубликован не быт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.