Петров А.В.1, Лесникова А.М.2 ©
Заведующий кафедрой конституционного и административного права, доцент, к.ю.н.; 2ассистент кафедры конституционного и административного права, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА: К ПРОБЛЕМЕ
СООТНОШЕНИЯ
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о соотношении правовой системы общества и правовой культуры. Правовая культура определяется как прогрессивно ценностный аспект правовой системы общества и рассматривается как понятие, логически вытекающее из понятия правовой системы. Подчеркивается методологическая значимость такого подхода для более углубленного и системного исследования правовой культуры.
Ключевые слова: правовая система, правовая культура, правовая действительность, правовое сознание.
Keywords: legal system, legal culture, legal reality, legal consciousness.
В советской и современной российской юридической литературе выделяется несколько подходов к пониманию содержания и состава правовой системы общества [1 - 5].
Так, одни авторы по существу отождествляют правовую систему с системой юридических норм. Д.А. Керимов характеризует правовую систему как объективно обусловленное внутреннее объединение в единое целое правовых норм и их подразделений на отрасли и отмечает, что «вершиной многосистемности является система права, состоящая из подсистем - правовых норм, институтов и отраслей. При этом система права - не просто совокупность ее подсистем, а система подсистем. Тем самым образуется иерархия правовых систем, создающих стройное здание правовой системности: от основания (система многообразных правовых норм) через промежуточные «этажи» (система институтов и отраслей права) к его вершине (система права)» [6, 278; 7, 253]. Л.С. Явич рассматривает правовую систему как структурированную совокупность отдельных правовых норм, включающую относительно самостоятельные образования (институты, отрасли, группы отраслей) [8, 43]. Близко к подобной позиции стоит Г.В. Мальцев, утверждая, что «правовая система выступает как внутренне расчлененное иерархически построенное единство правовых норм и правовых актов, на базе которых складываются правовые институты и учреждения, формируются правовые идеи и представления» [9, 5].
В современной российской теории права наиболее распространен подход к правовой системе как к интегративному понятию, отражающему весь комплекс юридических явлений, существующих в обществе.
Н.И. Матузов и А.В. Малько отмечают: «Если под правом традиционно понимаются исходящие от государства общеобязательные нормы, то правовая система - более широкая реальность, охватывающая собой всю совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей. Это - интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность» [10, 83]. С.С. Алексеев пишет: «В правовой действительности выделяются такие взаимодействующие элементы, имеющие конститутивное значение, - собственно право, юридическая практика, правовая идеология. Понятие, которое охватывает в единстве и
© Петров А.В., Лесникова А.М., 2014 г.
взаимосвязи эти элементы, обрисовывает общую конструкцию действующего права в той или иной стране - понятие правовой системы» [11, 87].
Разделяя этот комплексный подход к пониманию правовой системы общества, и обращая внимание на то, что правовая реальность складывается из двух основных компонентов -элементов действующего права и элементов правосознания - предложим следующее определение правовой системы общества.
Правовая система - это взаимообусловленное единство правовой действительности и правосознания общества, выражающее особенности их структуры и функционирования, сложившиеся в процессе исторического развития страны.
Правовая действительность и правовое сознание, с одной стороны, представляют различающиеся по формам бытия сферы правовой реальности. С другой стороны, они находятся в отношениях взаимообусловленности и образуют структурно разграниченное единство в рамках правовой системы общества.
Правовая действительность - это материализованные в конкретных юридически значимых формах правовые явления: процессы нормотворчества, нормативные акты,
юридические нормы, субъекты права, юридические факты, правоотношения, правонарушения, юридическая ответственность и др.
Правовое сознание - это идеальные конструкции в сознании людей, отражающие правовые явления: чувства, представления, понятия и идеи, существующие в виде внутренних психических процессов и внешне выражающиеся в актах письменной и устной речи, правовых образах и др.
Правовая система общества формируется как результат соединения, взаимосвязи правового сознания и правовой действительности. Такое соединение объективно обусловлено тем, что в процессе функционирования правовое сознание и правовая действительность взаимно порождают и определяют параметры друг друга.
На основе правосознания формируется правовая воля субъектов социальной жизни, которая становится непосредственным источником разнообразных правовых явлений, начиная с актов формирования юридических норм и заканчивая актами правомерного поведения, юридической ответственности и правопорядком в целом.
Функционирующая правовая действительность является для правосознания объектом отражения, оценивается им с точки зрения состояния и перспектив развития, на основе чего формируются новые элементы правовой воли и модифицируются элементы правовой действительности.
Обратим внимание на то, что в интегративном понимании содержание правовой системы совпадает с набором элементов, обычно включаемых в состав правовой культуры общества [12, 8; 13, 149; 14, 12; 15, 115; 16, 237; 17, 72 - 73; 18, 150 - 151; 19, 575; 20, 14 - 19]. Как представляется, есть все основания утверждать, что правовая система и правовая культура - это предельно общие для правоведения и смежные понятия правовой науки. Это обстоятельство пока не получило должной оценки на теоретическом уровне и прежде всего в аспекте установления как общих моментов, так и различий, проведения граней между понятиями правовой системы и правовой культуры общества.
Понятия правовой системы и правовой культуры содержательно охватывают всю совокупность существующих в обществе правовых феноменов. Однако понятие правовой культуры характеризует их в строго определенном качественном аспекте, а именно в аспекте позитивного состояния и прогрессивного развития. Прогрессивным достижением современной российской правовой системы, составившим целый пласт правовой культуры, стало, например, конституционное закрепление принципа идеологического плюрализма. Тогда как правовой нигилизм, в значительной степени характеризующий состояние массового правосознания современной российской правовой системы, не может быть отнесен, в силу негативной по отношению к праву природе, к правовой культуре общества.
Правовая культура в этом аспекте - это прогрессивно ценностная часть правовой системы современного российского общества. Прогрессивность элементов определяются по критерию их возможности обеспечивать эффективное функционирование правовой системы на
благо российского общества, в конечном счете - в целях достижения цивилизованной свободы гражданского общества и личности [21, 327 - 333].
Выделим еще один аспект различия понятий правовой культуры и правовой системы общества. Говоря о правовой системе общества, мы включаем в нее действующие, актуально функционирующие правовые явления и процессы. Так, правовая система российского общества - это действующая в данный исторический момент совокупность правотворческих процессов, система выраженных в различных источниках институтов и отраслей права, акты их реализации, применения и обеспечения через различные формы юридической ответственности, реальное состояние правопорядка, состояние развития обыденного, профессионального и научного правосознания.
В состав правовой культуры общества входит не только то, что реально функционирует здесь и сейчас, но также историческое наследие, элементы правовой культуры прошлого, сыгравшие позитивную роль в развитии российской правовой системы. Так, несомненно, что к элементам правовой культуры российского общества можно в значительной части отнести такие источники права, как «Русская Правда», «Основные высочайше утвержденные законы 1906 года», российские конституции советского периода и др.
В то же время, история российского права, например, советского периода, знала составы преступлений, ответственность за которые наступала вне зависимости от наличия вины. Это правовое явление было элементом правовой системы российского общества на определенном этапе развития, однако оно не могло стать элементом его правовой культуры. Уголовная ответственность без вины противоречила принципам, вытекающим из природы права, и не была воспринята в последующем развитии правовой системы российского общества.
Правовая культура в этом аспекте - это прогрессивно ценностные элементы исторического прошлого российской правовой системы. Хотя эти элементы правовой системы не существуют в настоящее время как реальные явления, они определяли ее характеристики в прошлом и тем самым влияли на формирование облика современной правовой системы. Еще раз подчеркнем, что к элементам правовой культуры исторического наследия относятся не все правовые феномены прошлого, а только та их часть, которая носила ценностный для прогрессивного развития характер.
Обобщая сказанное, отметим, во-первых, совпадение в определенном количественном плане содержания категорий правовой культуры общества и правовой системы общества. В принципе речь идет об одном и том же составе правовых явлений общества, функционирующих в виде правовой действительности или правового сознания.
Вместе с тем, категория правовой культуры уже по содержанию категории правовой системы, поскольку включает в себя только ценностно-прогрессивную часть актуально существующих правовых явлений. С другой стороны, категория правовой культуры оказывается содержательно шире категории правовой системы общества, поскольку включает в себя и соответствующие правовые феномены исторического прошлого.
Попытаемся дать учитывающее эти аспекты общее определение правовой культуры российского общества. Правовая культура российского общества - это прогрессивно ценностная часть актуального и исторического бытия российской правовой системы.
Полагаем, что выраженный в этом итоговом определении подход к понятию правовой культуры дает возможность:
рассматривать понятие правовой культуры как последующую логическую ступень развития понятия правовой системы общества, определяя, тем самым, место понятия правовой культуры в системе понятий теории права;
дать именно теоретическое, предельно общее для юридической науки понятие правовой культуры, уйдя от свойственного многим определениям правовой культуры перечисления отдельных юридических явлений (такой перечень никогда не может быть исчерпывающим);
выделяя элементы совпадения и различия правовой культуры и правовой системы общества, обнаруживать, теоретически обосновывать и нацеливать практику на те позитивные изменения в правовой системе российского общества, которые продуцируют и развивают в ней элементы правовой культуры.
Отдавая отчет в том, что каждый из выделенных моментов требует специального рассмотрения и обоснования, укажем все же на еще один, представляется - важный, методологический аспект определения правовой культуры через понятие правовой системы общества.
При таком подходе появляется возможность логически обоснованно и последовательно подойти к вопросу о составе правовой культуры общества, соотношении и связи ее отдельных элементов. Оказывается, что представленная в современной российской правовой теории в виде некоторого аморфного образования правовая культура имеет свое основание в правовой системе общества.
Состав и последовательность связи элементов правовой культуры должны по сути соответствовать логике системного развертывания содержания правовой действительности и отражающего ее правосознания. Это путь к системному пониманию феномена правовой культуры общества и, следовательно, более углубленному и практически значимому ее изучению.
Литература
1. Карташов В.Н. Теория правовой системы общества: в 2 т. - Ярославль: Ярославский гос. ун-т, 2006.
2. Минниахметов Р.Г. Правовая система общества: монография. - Екатеринбург: УрГЮА, 2007.
3. Правовая система социализма: В 2 кн. / Отв. ред. А.М. Васильев. - М.: Юридическая литература, 1986 - 1987.
4. Синюков В.Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. - М.: Норма, 2014.
5. Сорокин В.В. Правовая система переходного периода: теоретические проблемы: монография. - М.: Юрлитинформ, 2003.
6. Керимов Д.А. Философские проблемы права. - М., 1972.
7. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). - М., 2000.
8. Явич Л.С. Диалектика формы и содержания в праве // Философские проблемы государства и права.
- Л., 1970.
9. Мальцев Г.В. Правовая система субъекта Российской Федерации // Материалы научнопрактической конференции «Государственность и право республики в составе Российской Федерации». - Нальчик; Ростов-н/Д., 1996.
10. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юрист, 2004.
11. Алексеев С.С. Общая теория права. Т.1. - М., 1981.
12. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. - М., 1988.
13. Алексеев С. С. Общая теория права. - М., 2008.
14. Иванников И.А. Концепция правовой культуры // Правоведение. - 1998. -№ 3.
15. Кейзеров И.М. Политическая и правовая культура. - М., 1983.
16. Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. - М., 1973.
17. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. - 2004. - № 3.
18. Русинов Р.К. Правосознание и правовая культура // Теория государства и права: Учебник для вузов / под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М., 1997.
19. Сальников В.П. Правовая культура. В кн.: Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М., 1997.
20. Семитко А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс.
- Свердловск, 1990.
21. Крапивенский С.Э. Социальная философия. - М., 2004.