Научная статья на тему 'Правовая природа обеспечения уплаты таможенных платежей'

Правовая природа обеспечения уплаты таможенных платежей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1609
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / УПЛАТА ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гайдарева Инна Николаевна

Отнесение способов обеспечения уплаты таможенных платежей к числу частноправовых лишь на основании нормативно закрепленного субсидиарного применения гражданского законодательства невозможно. Ответ на вопрос о правовой природе обеспечения уплаты таможенных платежей следует искать не в участниках, с которыми возникают правовые связи государства (частных субъектах), не в форме, в которую оформляются эти связи (договор), а в особенностях государства как субъекта данного конкретного правоотношения, его целях и задачах, то есть направленности его деятельности не как хозяйствующего субъекта, а как властного субъекта-суверена. Проникнуть глубже в суть правоотношений, возникающих при обеспечении уплаты таможенных платежей позволит исследование их сущности и особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая природа обеспечения уплаты таможенных платежей»

УДК 349:338.5 ББК 67.402.231.1 Г 14

И.Н. Гайдарева

Правовая природа обеспечения уплаты таможенных платежей

(Рецензирована)

Аннотация:

Отнесение способов обеспечения уплаты таможенных платежей к числу частноправовых лишь на основании нормативно закрепленного субсидиарного применения гражданского законодательства невозможно. Ответ на вопрос о правовой природе обеспечения уплаты таможенных платежей следует искать не в участниках, с которыми возникают правовые связи государства (частных субъектах), не в форме, в которую оформляются эти связи (договор), а в особенностях государства как субъекта данного конкретного правоотношения, его целях и задачах, то есть направленности его деятельности не как хозяйствующего субъекта, а как властного субъекта-суверена. Проникнуть глубже в суть правоотношений, возникающих при обеспечении уплаты таможенных платежей позволит исследование их сущности и особенностей.

Ключевые слова:

Таможенные платежи, уплата таможенных платежей, внешнеэкономическая деятельность, правовой режим обеспечения уплаты таможенных платежей.

Регулирование внешнеторговых отношений является неотъемлемой функцией любого государства, стремящегося обеспечить собственную политическую независимость и экономическую безопасность. Активное развитие таможенного законодательства обусловлено проведением рыночных реформ в Российской Федерации, которые выразились, в частности, в децентрализации внешнеэкономической деятельности, в интегрировании экономики в мировое хозяйство. Указанные процессы должны быть четко урегулированы правовыми нормами, что обусловлено требованиями нормального функционирования экономики и развития гражданского общества. Важнейшие цели государственного регулирования отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, состоят в максимальном содействии международным экономическим отношениям, ускорении товарооборота. При этом либерализация внешней торговли не должна находиться в противоречии с необходимостью пополнения доходной части федерального бюджета.

В современных условиях таможенные платежи вносят значительный вклад в федеральный бюджет. Формируя казну государства, они выполняют две основные функции - фискальную и регулятивную. При этом повышение уровня собираемости таможенных платежей находится в прямой зависимости не только от объемов внешней торговли, но и от уровня эффективности правового регулирования внешнеэкономической деятельности, качества применяемых правовых средств. С принятием Таможенного кодекса Российской Федерации [1] (далее - ТК РФ, Таможенный кодекс), вступившего в силу 1 января 2004 года, существенно обновилась правовая основа таможенного дела. В числе основных принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу получил законодательное закрепление принцип предоставления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных Таможенным кодексом. Одной из таких гарантий является обеспечение уплаты таможенных платежей. Действующее таможенное законодательство по сравнению с нормативно-правовыми актами, утратившими силу, более детально регламентирует порядок и условия обеспечения уплаты таможенных платежей. Вместе с тем анализ положений Таможенного кодекса, иных актов таможенного законодательства позволяет сделать вывод о том, что законодательная модель исполнения обязанностей по уплате таможенных платежей остается несовершенной и внутренне противоречивой. Это обусловлено рядом обстоятельств, в том числе нарушениями правил законодательной техники при конструировании значительного числа норм, отсутствием оптимальных научных и правоприменительных решений целому ряду важнейших вопросов обеспечения уплаты таможенных платежей.

Правовой режим обеспечения уплаты таможенных платежей складывается в соответствии с установленными ТК РФ правилами о распространении на отношения, возникающие при обеспечении уплаты таможенных платежей, гражданско-правового регулирования (так называемое субсидиарное применение норм гражданского законодательства). Появление залога, поручительства, банковской гарантии и страхования в системе мер обеспечения исполнения обязанностей, установленных таможенным законодательством, может рассматриваться как следствие тенденции более тесного взаимодействия отраслей публичного и частного права [4]. Так, В.А.Вятчин пишет о тенденции к унификации норм указанных отраслей [3]. М.В.Карасева полагает, что речь идет о заимствовании «цивилистического технико-юридического инструментария» [5]. Подобные широко распространенные мнения, отражающие реалии законодательной практики, обусловлены сходством объектов правового регулирования отдельных отраслей.

П. 3 ст. 2 ГК РФ устанавливает, что к имущественным отношениям, основанным на административном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Однако специфика подхода законодателя к закреплению положений о субсидиарном применении гражданско-правовых норм к регулированию отношений, связанных с обеспечением исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, не позволяет диссертанту сделать однозначный вывод о

соблюдении требований законодательной техники при построении исследуемой модели. Примечательно, что прямое указание на применение норм гражданского законодательства содержится лишь в отдельных положениях ТК РФ, а именно в следующих: устанавливающих ограничения для имущества, допускаемого в качестве предмета залога (п.п. 1,4 ст. 341), регламентирующих порядок обращения взыскания на заложенное имущество, порядок применения банковской гарантии (п. 3 ст. 342), требования к оформлению поручительства (п. 1 ст. 346), порядок заключения договора страхования (п. 1 ст. 347). Во всех иных случаях прямое указание закона на применение норм гражданского права отсутствует.

О.Г.Бадулин отмечает, что «юридическое оформление хитросплетения гражданского и таможенного законодательства при обеспечении уплаты таможенных платежей могло бы быть и более удачным (если вообще в рассматриваемой ситуации стоит смешивать указанные отрасли законодательства)» [2].

Особенности отраслевого регулирования, отражающего систему правовых средств, направленных на содействие поступлению таможенных платежей в федеральный бюджет, позволяют говорить о существовании специального таможенного правового режима, обладающего специфическими признаками и имеющего специальную функционально-целевую направленность. Рассматривая правовой режим обеспечения уплаты таможенных платежей как установленный нормами таможенного законодательства особый порядок правового регулирования общественных отношений, возникающих при обеспечении исполнения обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов и сборов, выражающийся в определенном сочетании специальных правовых средств, направленных на создание и реализацию реальных имущественных гарантий исполнения данных обязанностей и предупреждение нарушений таможенного законодательства. Правовой режим обеспечения уплаты таможенных платежей является разновидностью общего таможенного правового режима. Отличительными особенностями специального правового регулирования обеспечения уплаты таможенных платежей являются специфика режимных правовых средств (способы обеспечения уплаты таможенных платежей), объект режимного регулирования (отношения, возникающие при исполнении обязанности по уплате таможенных платежей) и правовые формы, используемые в ходе реализации режимных правил. Назначение правового режима обеспечения уплаты таможенных платежей состоит в установлении реальных гарантий пополнения доходной части федерального бюджета и удовлетворения фискальных интересов государства.

Правовой режим обеспечения уплаты таможенных платежей является комплексным. Однако включение в состав нормативно-правовой основы режимного регулирования норм различной отраслевой принадлежности, в частности субсидиарное применение гражданского законодательства, не изменяет природы режимных правовых средств. Все способы обеспечения уплаты таможенных платежей представляют собой устанавливаемые и реализуемые в рамках таможенных правоотношений финансовые правовые средства воздействия на обязанных субъектов и по своей сути отличаются от одноименных средств других отраслей права, в том числе способов обеспечения гражданско-правовых обязательств и способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате иных налогов и сборов [5].

Исследование правового режима обеспечения уплаты таможенных платежей направлено на выявление особенностей реализации норм таможенного законодательства, устанавливающих обязанность уплаты таможенных пошлин и налогов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Как показал анализ особенностей системы правовых средств, направленных на содействие поступлению таможенных платежей в федеральный бюджет, возможности правореализации указанных норм не исчерпываются мерами ответственности. Применение комплексного подхода при укреплении дисциплины в сфере таможенного дела, сочетающего специфические по правовому режиму меры воздействия на лиц, ответственных за уплату таможенных платежей, наиболее результативно. Представляется, что восстановительные и предупредительные меры обнаруживают особую перспективность наряду с карательными.

В результате проведения сущностного, содержательного и структурного анализа правового режима обеспечения уплаты таможенных платежей, установлено, что основной целью создания модели обеспечения является привлечение наиболее эффективных правовых средств и методов реализации таможенными органами правоприменительной деятельности, выполнения задач по взиманию таможенных платежей в соответствии с международными стандартами при безусловном соблюдении законодательства Российской Федерации.

Правовой режим обеспечения уплаты таможенных платежей, по мнению автора, является сформированным. Как специальный комплексный постоянный таможенный правовой режим он обладает специфическими признаками и имеет специальную функционально-целевую направленность. Отличительными особенностями специального правового регулирования обеспечения уплаты таможенных платежей являются специфика режимных правовых средств (способы обеспечения уплаты таможенных платежей), объект режимного регулирования (отношения, возникающие при исполнении обязанности по уплате таможенных платежей) и правовые формы, используемые в ходе реализации режимных правил. Залог имущества, поручительство, банковская гарантия и денежный залог обладают системообразующими юридическими признаками, которые являются основанием для их объединения в систему режимных правовых средств. Можно сделать вывод об отраслевом своеобразии способов обеспечения уплаты таможенных платежей, их существенном отличии от одноименных средств других отраслей права, в том числе способов обеспечения гражданско-правовых обязательств и способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате иных налогов и сборов.

Перечень способов обеспечения уплаты таможенных платежей как правовых средств, гарантирующих поступление сумм причитающихся таможенных платежей в федеральный бюджет, должен быть ограничен с учетом всех признаков, обозначенных в авторском понятии. Акцентирование внимания лишь на функциональной направленности способов обеспечения является явно недостаточным. К способам обеспечения не могут относиться все меры, так или иначе содействующие исполнению обязанностей по уплате таможенных платежей, в той или иной мере гарантирующие соблюдение фискальных интересов государства.

Обеспечения исполнения обязанностей по уплате таможенных платежей обстоятельства относительно теории правовых средств, целей, функций и сущности способов обеспечения позволяют определить, что способы обеспечения занимают особое место в системе мер государственного принуждения, применяемых в области таможенного дела. Как правовые средства они не связаны с карательным воздействием на обязанных лиц. Выполняя предупредительную и восстановительную функции, способы обеспечения направлены на предупреждение нарушений исполнения обязанностей по уплате таможенных платежей либо понуждение к их исполнению посредством создания реальных имущественных гарантий устранения ущерба, причиненного неуплатой или неполной уплатой таможенных платежей.

Нормативно-правовую основу режима обеспечения уплаты таможенных платежей составляет система норм различной отраслевой принадлежности, обособленных в таможенном законодательстве. Однако их включение в состав нормативно-правовой основы режимного регулирования, в частности субсидиарное применение гражданского законодательства, не изменяет природы режимных правовых средств. Все способы обеспечения уплаты таможенных платежей представляют собой устанавливаемые и реализуемые в рамках таможенных правоотношений финансовые правовые средства воздействия на обязанных субъектов. Во-первых, непосредственным участником отношений по обеспечению уплаты таможенных платежей выступает государство в лице таможенных органов; во-вторых, государство посредством участия в указанных отношениях осуществляет финансовую деятельность, связанную с реализацией суверенного права на взимание таможенных платежей, при помощи обеспечения уплаты таможенных платежей создаются гарантии защиты его финансовых интересов; в-третьих, отношения по обеспечению уплаты таможенных платежей относятся к властно-организационным имущественным отношениям, являющимся результатом соответствующей деятельности государства.

Объектом специального обеспечительного воздействия правовых средств, действующих в пределах правового режима, является исполнение обязанности по уплате таможенных платежей. Однако возможность отождествления «уплаты таможенных платежей» и «добровольного исполнения обязанности по уплате» способна неоправданно ограничить пределы обеспечительного воздействия режимных правовых средств. Исполнение обязанности по уплате таможенных платежей подразумевает гораздо более широкое содержание, чем исполнение как одну из форм правореализации. Объектом обеспечительного воздействия режимных правовых средств является исполнение обязанностей по уплате таможенных платежей, включающее в себя два вида юридически значимого действия - добровольное исполнение обязанным субъектом юридической обязанности путем совершения активных положительных действий (уплата таможенных платежей) и принудительное исполнение таможенными органами (взыскание таможенных платежей). С точки зрения форм реализации взыскание таможенных платежей охватывает последовательное осуществление двух форм реализации: правоприменения и исполнения.

Определение теоретических основ правового режима обеспечения уплаты таможенных платежей позволило выявить общие для всех способов обеспечения системообразующие признаки и установить, что основанием проведения разграничения между способами обеспечения может являться только порядок их применения (процессуальный элемент). Правоприменительная деятельность таможенных органов по обеспечению уплаты таможенных платежей осуществляется в форме специальной юридической процедуры, состоящей из четырех взаимосвязанных стадий, последовательно сменяющих друг друга. Частичное процессуальное регулирование указанной деятельности, существенные недостатки ее правовой регламентации и значительное число внутренних противоречий позволяют сделать вывод об отсутствии развернутой процессуальной формы. Необходимо внедрение более согласованного и непротиворечивого процессуального механизма, проведение более четкой отраслевой типизации норм, регулирующих отношения по обеспечению уплаты таможенных платежей, в целях обеспечения внутренней согласованности и единства процедурных элементов.

Можно сделать вывод о невозможности их квалификации как частноправовых, указанные соглашения представляют собой публично-правовые договоры. Основанием возникновения правоотношений между таможенными органами и лицом, предоставляющим обеспечение, выступает сложный фактический состав, построенный по принципу последовательного накопления элементов. Правоотношение не может возникнуть только из договора. Во-первых, действующий сложный состав предусматривает жесткий, строго определенный порядок накопления его элементов. Во-вторых, в качестве главного юридического факта выступает принятие правоприменительного акта уполномоченного таможенного органа. В-третьих, заключение договора об обеспечении уплаты таможенных платежей, имеющее значение завершающего элемента фактического состава, делает невозможным его подписание без соответствующей предпосылки в виде правового акта, содержащего решение о принятии обеспечения.

Примечания:

1. Российская Федерация. Законы. Таможенный кодекс Российской Федерации: [принят Гос. Думой 25 апреля 2003 г.: ред. от 30.10.2007 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. -№ 22. - Ст. 2066.

2. Бадулин, О.Г. Обеспечение уплаты таможенных платежей / О.Г. Бадулин // СПС ГАРАНТ.

1. Вятчин, В.А. Роль неустойки в условиях свободы договора: Автореф. дисс... канд. юрид. наук / В.А. Вятчин. - Саратов, 1998. С. 4.

2. Имыкшенова, Е.А. Способы обеспечения налоговых обязанностей по Налоговому кодексу Российской Федерации / Е.А. Имыкшенова. - М., 2005. С. 61.

Карасева, М.В. Финансовое правоотношение / М.В. Карасева. - М., 2001. С. 278.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.