Научная статья на тему 'Правовая природа имущественных отношений супругов'

Правовая природа имущественных отношений супругов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4443
1183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС / ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СУПРУГИ / ДОЛЕВАЯ И СОВМЕСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / FAMILY CODE / PROPERTY RELATIONS / SPOUSES / OWNERSHIP IN COMMON AND JOINT OWNERSHIP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кондратьева Елена Николаевна

В предлагаемой статье рассматриваются вопросы о соотношении норм семейного и гражданского законодательства и права в сфере имущественных отношений супругов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая природа имущественных отношений супругов»

Кондратьева Е.Н.

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ

Kondratieva E.N.

LEGAL CHARACTER OF SPOUSES’ PROPERTY RELATIONS

Ключевые слова: Семейный кодекс, имущественные отношения, супруги, долевая и совместная собственность.

Keywords: Family code, property relations, spouses, ownership in common and joint ownership.

Аннотация

В предлагаемой статье рассматриваются вопросы о соотношении норм семейного и гражданского законодательства и права в сфере имущественных отношений супругов.

Abstract

The article examines the correlation of the norms of family and civil legislation and laws in the sphere of spouses ’property relations.

Правовая природа имущественных отношений супругов, (впрочем, как и личных неимущественных) является предметом научной дискуссии между цивилистами. Одна из групп авторов считает, что имущественные отношения супругов, урегулированные нормами семейного законодательства, составляют предмет семейного права (А.М. Нечаева, О.Н. Низамиева, Л.М. Пчелинцева и другие)1; большинство же полагают, что имущественные отношения супругов по своей сути являются гражданско-правовыми (В.П. Никитина, М.В. Антокольская, Н.Д. Егоров, А.П. Сергеев и другие)2 «Это те же самые имущественные отношения, обусловленные использованием товарно-денежных отношений..., которые составляют предмет регулирования ... гражданского права. Отношения собственности, складывающиеся между супругами, не имеют никакой специфики, позволяющей отграничить их от складывающихся между ними же и регулируемых гражданским правом жилищных, наследственных, отношений, отношений собственности, связывающих супругов - членов колхозного двора».3 Семейно-правовыми, считает В.П. Никитина, являются лишь алиментные обязательства, поскольку они связывают только членов семьи, и никакие другие основания, кроме брака, родства и некоторых отношений, приравненных к семейным, породить алиментное обязательство не могут. Эти два обстоятельства - теснейшая связь с семьей и невозможность возникновения таких субъективных прав и обязанностей вне этой связи - придают алиментным правоотношениям «семейный характер»4. Решение проблемы правовой природы имущественных отношений супругов во многом предопределяется решением проблемы соотношения гражданского и семейного права, гражданского и семейного законодательства.

Применение гражданско-правового инструментария в регулировании семейных отношений существенно расширено.

1 Нечаева А.М. Семейное право: курс лекций. - М.: Юристъ, 2002; Низамиева О.Н. Договорное регулирование имущественных отношений супругов. - Казань, 1999; Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / под редакцией Л.М. Пчелинцевой. - М.: ИнФра. 2003.

2 Антокольская М.В. Семейное право: учебник. - М.: Юристъ, 2002. - С.14.; Егоров Н.Д. Семейное право и семейное законодательство / Гражданское право: учебник. Ч. 3 / Под ред. А.Н. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: Проспект, 2003. - С. 294-296.

3 Никитина В.П. Имущественные отношения, регулируемые семейным правом. // Актуальные вопросы советской юридической науки. Ч. 2. - Саратов: Изд-во Саратовского Университета, 1978. - С.

15.

4 Никитина В.П. Имущественные отношения, регулируемые семейным правом. // Актуальные вопросы советской юридической науки. Ч. 2. - Саратов: Изд-во Саратовского Университета, 1978. - С.

16.

Так, например, что касается опеки и попечительства, то это не только способ устройства в семью детей, оставшихся в силу различных причин без попечения родителей, но, в первую очередь, институт, имеющий целью защиту имущественных и личных неимущественных прав как несовершеннолетних, так и других недееспособных и ограниченно дееспособных лиц. Нормы, направленные на достижение этой основной цели опеки и попечительства, помещены в Гражданском кодексе РФ (ст.ст.31-40 Главы 3 «Граждане (физические лица)» ГК РФ). Тогда как нормы, направленные на достижение специальной цели - обеспечения воспитания несовершеннолетних, составили предмет главы 20 Семейного кодекса РФ (ст.ст.145-150 СК РФ).

Согласно ст.ст.28, 37, 292 и 575 ГК РФ действия опекунов, попечителей несовершеннолетних, а также их родителей по управлению и распоряжению имуществом и имущественными правами несовершеннолетних поставлены под жесткий контроль органов опеки и попечительства, каковыми признаются органы местного самоуправления. Так, опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздела его имущества или выдела из него долей, а также любых иных сделок, которые влекут уменьшение имущества подопечного (п.2 ст.37 ГК РФ). Отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, допускается с согласия органа опеки и попечительства (п.4 ст.292 ГК РФ). При этом, под жилым помещением следует понимать любое помещение, предназначенное для жилья: квартиру, дом, часть дома, изолированную комнату. Дарение от имени малолетних граждан их законными представителями не допускается тоже (ст.575 ГК РФ). А это означает, что имущество, принадлежащее лицу, не достигшему 14 лет, и оцениваемое в сумму, превышающую пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, не может быть подарено. Отсутствие возражений со стороны органа опеки и попечительства не сделает такую сделку законной. Анализ ст.575 ГК РФ приводит к убеждению, что несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет может под контролем законных представителей и органов опеки совершить сделку, направленную на безвозмездное отчуждение его имущества.

К уже отмеченному следует дополнить, что общие начала регулирования имущественных отношений между супругами установлены также ст.256 ГК РФ. В качестве общего правила в ст.4 Семейного кодекса РФ установлено, что к отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений. Отсюда совершенно очевидно, что к заключению, исполнению, расторжению брачного договора, включая соглашение об уплате алиментов применяются нормы ГК РФ, которые регулируют заключение, исполнение, расторжение и признание недействительными гражданско-правовых сделок, равно как и нормы, устанавливающие порядок заключения, изменения и расторжения договоров. Тем не менее, вопросы действительности брака не могут разрешаться с применением норм главы Гражданского кодекса о сделках.5

Анализ литературы приводит к выводу о том, что практически все авторы выделяют в качестве одной из главных специфических черт отношений, регулируемых семейным правом, то, что их основу составляют именно личные неимущественные отношения, имущественные же отношения носят зависимый, производный от личных отношений характер.6 Указывается, что связь имущественных отношений с личными неимущественными настолько сильна, что сами семейные имущественные отношения под воздействием личных преобразуются, приобретая особые черты, несвойственные имущественным отношениям, регулируемые

5 Чефранова Е.А. Применение к семейным отношениям норм гражданского законодательства // Российская юстиция. - 1996. - № 10.

6 Егоров Н.Д. Семейное право и семейное законодательство / гражданское право: учебник. Ч. 3 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: Проспект. 2003. - С. 298.

гражданским правом. По этому признаку в советский период регулирование семейных отношений противопоставлялось регулированию их в капиталистических странах. Считалось, что там семейные отношения входят в состав гражданского права, поскольку в них доминирует имущественный элемент.

Отдельные авторы справедливо указывают, что к семейным правам не должны причисляться права на взаимную любовь, уважение, потому что это «мнимые» права, которые лишены санкций. Право имеет дело только с внешним миром, но не с душевным. Полагаем, что семейное право, так же как и гражданское право, преимущественно регулирует имущественные отношения, и происходит это, прежде всего потому, что данные отношения лучше поддаются правовому регулированию.

Таким образом, здесь можно и нужно говорить о большем внимании законодателя и ученых к правовому регулированию и научному осмыслению имущественных отношений над личными неимущественными в отрасли семейного права.

М.В. Антокольская делает смелое, но небесспорное утверждение по вопросу о соотношении семейного и гражданского права, «... предмет семейного права оказывается полностью совпадающим с предметом права гражданского. И в той и в другой отрасли основу предмета составляют отношения имущественные, а личные неимущественные отношения занимают в нем второстепенное положение».7 Она также делает вывод о том, что семейное законодательство по-прежнему не содержит качественных материальных критериев, позволяющих отграничить семейные отношения от отношений, регулируемых другими отраслями права. Данные отношения выделяются лишь по формальным признакам. Напротив, А.М. Нечаева считает, что замкнутый характер пространства, на которое распространяется действие правовых норм, регулирующих семейные отношения, определяет их внутреннее содержание как норм именно семейного права.8

Сторонники самостоятельности семейного права, как правило, пытаются обосновать свои взгляды ссылкой на ряд специфических особенностей этого структурного подразделения системы российского права. При этом подразумевается, что чем больше будет выявлено специфических признаков у семейного права, тем более будет обоснован вывод о том, что семейное право - самостоятельная отрасль права.

Так, в качестве одного из наиболее важных специфических признаков предмета семейного права сторонники его самостоятельности рассматривают то, что возникающие между супругами имущественные отношения не являются ни эквивалентными, ни даже просто возмездными. Это обстоятельство само по себе ничего не доказывает. Эквивалентность и возмездность не рассматриваются в цивилистической науке и не закреплены в законодательстве в качестве предметного признака гражданского права. Обусловлено это тем, что гражданским правом регулируются безвозмездные и другие не эквивалентные имущественным отношения, если им присущ стоимостный признак. Так, отношения дарения носят безвозмездный характер. Однако они входят в область регулирования гражданского права, поскольку в рамках этих отношений с неизбежностью осуществляется стоимостная оценка передаваемого в дар имущества, что свидетельствует о наличии в них предметного признака гражданского права.9 Рассматриваемый аргумент в значительной мере подорван тем, что современное семейное законодательство России исходит из возмездного и эквивалентного характера и тех отношений, которые прежде рассматривались как безвозмездные. Так, в соответствии с брачным договором, супруги могут установить режим общей долевой собственности, при котором размер доли каждого из супругов в праве общей собственности определяется в зависимости от его вклада в создание или приобретение общего имущества.

Другой социальный признак семейного права сторонники его самостоятельности

7 Антокольская М.В. Семейное право: учебник. - М.: Юристъ, 2002. - С.14.

8 Нечаева А.М. Семейное право: учебник. - М.: Юристъ, 2002. - С.12.

9 Егоров Н.Д. Гражданское право: учебник. Ч. 3 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: Проспект, 2003. - С. 294.

усматривают в длящемся характере регулируемых им отношений.10 Между тем, длящийся характер носят и многие общественные отношения, входящие в предмет других институтов гражданского права. Например, отношения собственности могут носить более длящийся характер, чем любые супружеские отношения.

Сторонники самостоятельности семейного права обращают внимание и на тот факт, что на протяжении длительного времени и в настоящее время, семейное и гражданское законодательства относятся к предметам относительно самостоятельных кодификаций. Однако кодификация законодательства не всегда совпадает с делением системы права на отрасли. Так, ни у кого не вызывает сомнений гражданско-правовая природа большинства имущественных отношений, урегулированных соответственно Земельным, Жилищным и другими кодексами.

Можно долго доказывать или опровергать позицию относительно самостоятельности семейного права, выявляя различные признаки регулируемых отношений. Гораздо убедительней, на наш взгляд, найти единственный признак, одинаково присущий как семейным, так и гражданским отношениям.

Таковым, по мнению Н.Д. Егорова, является взаимооценочный характер имущественных отношений, который и выступает тем предметным признаком гражданского права, с помощью которого можно четко очертить круг общественных отношений, входящих в предмет гражданского права. Взаимооценочный характер имущественных отношений проявляется в том, что между членами семьи осуществляется взаимная оценка в стоимостной форме количества и качества труда, воплощенного в том материальном благе, по поводу которого это имущественное отношение складывается.11 Присоединяясь к высказанной точке зрения, полагаем, что имущественные отношения в семье не утрачивают стоимостный характер и в силу этого не выходят за пределы предмета гражданского права. Взаимодействие имущественных и личных неимущественных отношений супругов не меняет природу и личных неимущественных отношений. В рамках личных неимущественных отношений между супругами осуществляется взаимная оценка ими тех духовных ценностей, по поводу которых личные неимущественные отношения складываются.

Возникающие между супругами отношения общей собственности также не утрачивают предметного признака гражданского права. Подтверждением тому служат изменения в семейном законодательстве. Если до принятия Гражданского кодекса РФ отношения совместной собственности супругов регулировались нормами семейного законодательства, то в настоящее время эти отношения регулируются нормами как гражданского (гл.16 ГК РФ), так и семейного законодательства (гл.7,8,9 СК РФ). Последнее, несомненно, указывает на их принципиальную однородность.

С учетом вышеуказанного можно определить имущественные отношения как отношения, имеющие имущественно-стоимостный характер, основанные на юридическом равноправии сторон, между супругами, по поводу принадлежности имущества (вещей и имущественных прав), по поводу предоставления содержания, а также в связи с ответственностью супругов по обязательствам перед третьими лицами. Подвергаясь регулированию нормами гражданского и семейного законодательства эти отношения принимают форму правоотношений.

Взаимосвязь складывающихся между супругами имущественно-стоимостных и личных неимущественных отношений не проходит для них бесследно. Это взаимодействие, не изменяя природы имущественных и личных неимущественных отношений, накладывает на них особый отпечаток, обусловливающий их относительное обособление в рамках предмета гражданского права. В то же время отношения в семье, приобретая личнодоверительный характер, оказывают влияние и на особенности их гражданско-правового регулирования. Это позволяет говорить, что на основе общеотраслевого метода

10 Семейное право: учебник для вузов. / Под ред. С.Н. Бондова. - М.: Юнити, 2002, - С. 21; Нечаева А.М. Семейное право. - М.: Юристъ, 2002. - С.14.

11 Егоров Н.Д. Гражданское право: учебник. Ч. 3 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: Проспект, 2003. - С. 297.

юридического равенства сторон и диспозитивного метода правового регулирования, семейное право образует подотрасль гражданского права. «Вместе с тем, - как указывает С.Н. Бондов, некоторые структурные подразделения гражданского права могут в различные исторические периоды развития нашего общества выделяться из гражданского права, если в них начинают преобладать публично-правовые начала. Однако с изменением социальноэкономических условий, такие структурные подразделения могут поглощаться «материнской» отраслью права, если в них вновь заняло лидирующее положение частноправовое регулирование соответствующих общественных отношений».12

Что касается правовой природы имущественных отношений супругов, то эти отношения, по нашему мнению, являются гражданско-правовыми. Действительно, можно сказать, что сейчас все имущественные вопросы семейного права так тесно связаны с гражданским, что трудно различить общее и специальное. Имущественные вопросы собственности почти полностью стали гражданско-правовыми и можно говорить только о некоторых их нюансах в порядке гражданско-правового регулирования отношений собственности.

12 Бондов С.Н. Брачный договор. - М.: Закон и право, 2000. - С. 36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.