Научная статья на тему 'Правовая организация управления библиотечным делом на федеральном уровне'

Правовая организация управления библиотечным делом на федеральном уровне Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
997
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая организация управления библиотечным делом на федеральном уровне»

ПРАВОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫМ ДЕЛОМ НА

ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ

Новые законодательные акты в корне изменили структуру управления библиотечным делом. В соответствии с ними значительная часть компетенции передана от федеральных органов управления субъектам Российской Федерации, органам местного самоуправления и непосредственно администрации и коллективам библиотек.

На федеральном уровне высшими органами управления библиотечным делом являются Правительство РФ, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, другие федеральные министерства и ведомства.

Правительство РФ в соответствии с Положением о нём1 «обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики области культуры, науки, образования, здравоохранения, социальной сферы экономики», а также «осуществляет управление федеральной собственностью». Правительство РФ утверждает федеральные программы развития библиотечного дела, а также программы сохранения и развития культуры, осуществляет финансирование библиотечных учреждений и учебных заведений. В аппарате Правительства РФ функционирует Департамент информации и культуры.

Непосредственное управление библиотечным делом осуществляет Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ. В соответствие с Положением о нём оно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области библиотечного дела.

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федерального архивного агентства, Федерального агентства по культуре и кинематографии, Федерального агентства по печати и массовых коммуникаций.

Как видно из приведённого перечня специализированного органа государственного управления по библиотечному делу не существует. Думается, что цели и задачи, стоящие в деле организации анализируемой отрасли управления, требуют создания особого органа исполнительной власти в составе Министерства, отвечающего за развитие библиотечного дела.

Если Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, является «законодательным органом», то Федеральное агентство по культуре и кинематографии является органом «осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии», т. е. по сути реализует каждодневную, непосредственную работу библиотек в России.

В своей деятельности Федеральное агентство по культуре и кинематографии руководствуется Положением нём, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 2923.

Федеральное агентство по культуре и кинематографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в области библиотечного дела.

Федеральное агентство по культуре и кинематографии руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, а также настоящим Положением.

1 СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 57124.

2 Утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2571.

3 СЗ РФ. 2004. № 26. Ст. 2574.

Федеральное агентство по культуре и кинематографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями..

Переходя к вопросу об особенностях компетенции Федерального агентства по культуре и кинематографии, следует отметить, что понятие «компетенция» одно из самых сложных и важных понятий теории административного права. Это понятие исследователи пытаются вывести на основе анализа всей совокупности правовых норм, регулирующих статус государственного органа. При этом существуют различные подходы как к пониманию самой природы компетенции, так и к определению её внутренней структуры.

Определение понятия компетенция органа государственной власти было впервые дано в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»1, согласно которому компетенция органа государственной власти - это совокупность полномочий органа государственной власти по предметам его ведения; полномочия органа государственной власти - это его права и обязанности в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий. Правильно отражая суть компетенции любого органа государственной власти, это определение, к сожалению, не даёт её полной содержательной характеристики, особенно применительно к государственным органам исполнительной власти.

Компетенция любого органа исполнительной власти (как, впрочем, и любого другого субъекта управления) как достаточно сложное организационно-юридическое понятие включает в себя следующие обязательные элементы: цели и задачи деятельности органа;

обеспечивающие решение этих задач функции управления; полномочия или права и обязанности органа в осуществлении закреплённых за ним управленческих функций; организационные и правовые формы и методы деятельности.

Цели и задачи - область должного, определяющая в общем плане отрасль, сферу, предмет деятельности органа (управления отраслью или сферой управления, осуществление контрольно-надзорной деятельности и т. д.).

Для уяснения сути компетенции Федерального агентства по культуре и кинематографии, а в особенности специфики изложения составляющих её элементов --полномочий и функций, снова обратимся к Положению о Федеральном агентстве по культуре и кинематографии2, в соответствии с п. 5 которого Федеральное агентство осуществляет комплекс полномочий в области управления библиотечным делом.

Не приводя весь перечень указанных полномочий (он достаточно обширный), отметим определённую некорректность в изложении нормативного материала. Так, например, совершенно неясно, почему раздел II, озаглавленный как “Полномочия” действительно включает эти полномочия, но до п. 5.4. Далее же по сути управленческих категорий идут задачи и функции, которые в Положении не называются, а характеризуются бессодержательным термином «осуществляет».

Вызывает удивление и тот факт, что объём полномочий специализированного органа исполнительной власти в области культуры, а следовательно и библиотечного дела, установленный в ст. 37 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, и объём полномочий Федерального агентства по культуре и кинематографии явно не совпадают.

Исследуя всё многообразие представленных в Положении управленческих функций, можно сделать вывод, что они могут быть дифференцированы на несколько видов.

I. Общеуправленческие функции:

а) правоприменительные функции: издание индивидуальных правовых актов, а также ведение реестров и регистров (п. 5.4.10);

б) функции по управлению государственным имуществом (п. 5.2, 5.3.2, 5.4.3, 5.4.4, 5.15);

1 СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3176; № 21. Ст. 1915.

2 СЗ РФ. 2004. № 26. Ст. 2874.

в) функции по оказанию государственных услуг - организация деятельности

подведомственных библиотечных учреждений и организаций по оказанию безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам библиотечных, образовательных и информационных услуг (п. 5.1, 5.5, 5.15).

II. Специальные функции:

а) проведение государственной историко-библиотечной экспертизы (п. 5.3.1);

б) сохранение и реставрация музейных предметов, находящихся в федеральной

собственности библиотечных фондов (п. 5.3.2);

в) создание кооперированных библиотечных систем и информационно-библиотечных сетей, свободного каталога библиотек Российской Федерации, современных систем безопасности библиотек (п. 5.3.4);

г) осуществление функций государственного заказчика федеральных целевых, научнотехнических инновационных программ и проектов в области библиотечного дела (п. 5.6);

д) взаимодействие с органами государственной власти иностранных государств и

международными организациями по вопросам библиотечного сотрудничества (п. 5.7);

е) осуществление приёма граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения

устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление

заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок (п. 5.8);

ж) обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну (п. 5.9);

з) организация профессиональной подготовки работников Агентства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку (п. 5.11);

и) организация конгрессов, конференций, семинаров, выставок и других мероприятий в области библиотечного дела (п. 5.14).

Данная классификация, на наш взгляд, позволяет вычленить содержательную сущность и определить её не формальное (обозначенное в Положении), а реальное положение в системе указанных функций.

В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральное агентство по культуре и кинематографии имеет право:

1) давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам, отнесённым к библиотечному делу;

2) привлекать для проработки вопросов, связанных с библиотечным делом научные и иные организации, учёных и специалистов;

3) создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в области библиотечного дела;

4) осуществлять контроль за деятельностью подведомственных Агентству библиотечных организаций.

Анализируя это раздел Положения, следует отметить, что его отдельная терминология вызывает возражение. Так, противопоставляются такие юридические категории как "«полномочие» и «права» (см. п. 5.1, 5.2, 6.1, 6.2, 6.3, 6.4), хотя ведущие учёные-административисты отождествляют эти понятия1.

Федеральное агентство по культуре и кинематографии не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в области библиотечного дела и функции по контролю и надзору, кроме случаев установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

Выше установленные ограничения полномочий Агентства не распространяются на полномочия руководителя Агентства по решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Агентства, контролю деятельности в возглавляемом им Агентстве (его структурных подразделениях).

1 См.: Конин Н. М. Административное право России. Общая и Особенная части: Курс лекций. М., 2004. С.104; Старилов Ю. Н. Административное право: в 2 ч. Ч.2. Книга первая. Субъекты, органы управления. Государственная служба. Воронеж, 2001. С. 43 и др.

При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Агентство не вправе устанавливать не предусмотренные законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения в отношении осуществления прав и свобод граждан, прав иностранных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и актами Президента и Правительства РФ, издаваемые на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов.

Федеральное агентство по культуре и кинематографии возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.

Руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на Агентство функций. Он имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром культуры и массовых коммуникаций РФ по представлению руководителя Агентства. Количество заместителей руководителя Агентства устанавливается Правительством Российской Федерации.

Руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии осуществляет следующие функции:

1) распределяет обязанности между своими заместителями;

2) представляет Министру культуры и массовых коммуникаций РФ проект положения об Агентстве; предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников аппарата Агентства; предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Агентства; проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Агентства, а также отчёт об их исполнении;

3) утверждает положение о структурных подразделениях Агентства;

4) в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Агентства;

5) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Агентстве;

6) утверждает структуру и штатное расписание аппарата Агентства в пределах, установленных Правительством РФ фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание аппарата Агентства в пределах, утверждённых на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

7) в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности руководителей подведомственных учреждений и иных организаций, заключает, изменяет и расторгает с указанными руководителями трудовые договоры, утверждает уставы подведомственных учреждений и иных организаций;

8) на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, издаёт приказы по вопросам, отнесённым к компетенции Агентства.

Финансирование расходов на содержание Федерального агентства по культуре и кинематографии осуществляется за счёт средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

В завершение анализа административно-правового статуса Федерального агентства по культуре и кинематографии необходимо обратить внимание на отсутствие научно обоснованной концепции в проводимых структурных преобразованиях системы управления библиотечным делом.

В частности, представляется обоснованной позиция профессора С. Н. Братановского, отмечающего, что библиотечное дело является вполне сформировавшейся отраслью государственного управления, имеющий свои специфические цели, задачи и методы

управления и требующей наличия специализированного федерального органа исполнительной власти в ранге федерального агентства1.

1 См.: Братановский С. Н. Государство и культура: проблемы взаимоотношений в условиях рынка. Саратов, 2006. С. 112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.