Научная статья на тему 'Правовая культура России начала XXI века: Актуальные вопросы теории и практики'

Правовая культура России начала XXI века: Актуальные вопросы теории и практики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2169
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / LEGAL CULTURE / LEGAL CULTURE OF THE RUSSIAN SOCIETY / STATE POWER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванников И. А.

В статье автор исследует особенности и проблемы развития правовой культуры современной Российской Федерации, связывая их реализацию с целым комплексом модернизации политической и правовой систем страны. Предложены пути консолидации российского общества и новая система правовых ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal culture of Russia of the beginning of the XXI century: topical issues of theory and practice

In the article the author explores the characteristics and problems of development of legal culture of the Russian Federation, linking their implementation with a complex modernization of the political and legal systems in the country. The ways of consolidation of Russian society and the new system of legal values.

Текст научной работы на тему «Правовая культура России начала XXI века: Актуальные вопросы теории и практики»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 3

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ НАЧАЛА XXI ВЕКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

ИВАННИКОВ И.А.,

доктор юридических наук, доктор политических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права, Южный федеральный университет, e-mail: iva_ia@outlook.com

В статье автор исследует особенности и проблемы развития правовой культуры современной Российской Федерации, связывая их реализацию с целым комплексом модернизации политической и правовой систем страны. Предложены пути консолидации российского общества и новая система правовых ценностей.

Ключевые слова: правовая культура; правовая культура российского общества; государственная власть.

LEGAL CULTURE OF RUSSIA OF THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY: TOPICAL ISSUES OF THEORY AND PRACTICE

IVANNIKOV I.A.,

Doctor of Sciences, Professor of the Department of theory and history of state and law,

Southern Federal University, e-mail: iva_ia@outlook.com

In the article the author explores the characteristics and problems of development of legal culture of the Russian Federation, linking their implementation with a complex modernization of the political and legal systems in the country. The ways of consolidation of Russian society and the new system of legal values.

Keywords: legal culture; legal culture of the Russian society; state power.

JEL classification: K10, N93, N94.

Теория правовой культуры

В культурологии при анализе культуры используются различные подходы. Так, с точки зрения деятельного подхода, культура рассматривается как сфера человеческой деятельности, включающая творчество, игру, управление, образование, воспитание и др. В рамках этого подхода под культурой также понимается определенная совокупность материальных и духовных достижений, которые выражены в продуктах материального и духовного труда. Культура - это процесс освоения людьми уже имеющихся результатов творческого труда, т. е. превращение их в способ организации и развития человеческой жизнедеятельности. К понятию культуры можно подходить и с точки зрения ценностных установок. Ценностный поход выявляет роль и место социальных норм и институтов, отношения людей друг к другу и к самим себе, оценку ими самих себя. Имеющиеся в обществе формы и способы мышления - это показатель культуры отдельного человека, группы индивидов и общества в целом. С точки зрения автора, понятие «правовая культура» зависит от понятия «право» и кратко определяется автором как способность действовать «по закону», а не «по праву». Пространное определение может быть таким: правовая культура - это часть общей культуры, представляющая собой деятельность и результаты деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений, выражающихся в правовых заповедях, символах, нормах, а также оценку этих явлений и духовных продуктов жизнедеятельности, их влияние на юридически значимое поведение субъектов. Поэтому некультурное поведение с точки зрения права - это негативное нигилистическое отношение

© И.А. Иванников, 2013

индивидов и их объединений к юридическим нормам, нарушение действующего законодательства. В силу такого понимания правовой культуры всякое противоправное поведение есть антикультура, а поэтому звучит абсурдным утверждением о существовании криминальной субкультуры или культуры.

Структура правовой культуры может быть представлена следующими компонентами:

1) правосознание;

2) правовые заповеди;

3) правовые символы;

4) право;

5) правовые отношения;

6) законность и правопорядок;

7) правомерная деятельность субъектов;

8) государственно-правовые институты;

9) юридическая наука;

10) юридические акты.

Необходимо отметить, что исторически первыми возникли такие элементы правовой культуры, как правовые символы.

Юридическое сознание любого народа получало значение права тогда, когда оно выражалось в каких-либо символах (жестах, божественных, знаковых). Вторыми по времени возникновения, скорее всего, были правовые заповеди, которые представляли краткие изречения, аналогичные пословицам (заповеди Моисея и др.).

Конечно, это не исчерпывающий перечень, так как в процессе аккультурации возможно количественное увеличение структурных элементов правовой культуры. Привнесение в одну культуру элементов другой культуры приводит к системным изменениям в обществе, государстве и образе жизни людей.

В многонациональных государствах правовая культура общества очень сложна, так как включает в себя сочетание общегосударственной и национальной правовых культур. Правовая культура человеческого общества (населения земного шара) формируется при заимствовании национальных правовых культур и в процессе аккультурации. Правовая культура общества отдельно взятого государства содержит как общие, особенные так и единичные признаки. Поскольку нет совершенно одинаковых людей, народов и государств, то нет и одинаковых правовых культур личности и народа. Конечно, правовая культура одной отдельно взятой личности - это частица правовой культуры нации, расы, класса, общества, зависящая от жизненного опыта этой личности, уровня ее юридического образования и правовых навыков, что и влияет на ее юридически значимое поведение.

Теоретическая правовая культура является подвидом профессиональной. Разница состоит лишь в том, что ее приписывают не всем юристам, а лишь тем, которые имеют научные знания о сущности и взаимодействии государственноправовых явлений. Это, как правило, ученые-юристы, работники научно-исследовательских и учебных центров правового профиля.

В конце ХХ - начале XXI вв. в России сформировалась социальная прослойка ученых-юристов, которые активно занимаются юридической теорией и практикой. Их правовая культура может быть охарактеризована как доктринально-прагматическая.

Обыденный, профессиональный и теоретический уровни правовой культуры взаимодействуют. Они формируются в процессе правового воспитания, которым должны заниматься государство и все остальные институты политической системы общества: политические, профсоюзные, военные и другие государственные и общественные организации. Юридические знания и опыт должны передаваться от поколения к поколению. Сам процесс передачи этих знаний и опыта осуществляет воздействие на сознание и поведение человека, формирует у него позитивные представления, взгляды, ценностные ориентации, чувства и эмоции. Все это способствует воспитанию законопослушности, влияет на соблюдение, исполнение и использование индивидом юридических норм.

Подводя общий итог, можно отметить, что культура, в отличие от антикультуры, не несет в себе разрушения. Любое определение правовой культуры не может являться абсолютно правильным, так как существует проблема понимания не только самой культуры, но и права.

Правовая культура российского общества

Правовая культура общества - это вся сфера материального и духовного воспроизводства права, юридическая практика народа в конкретный исторический период.

Правовая культура общества характеризуется состоянием и спецификой общественного правосознания, системой массовой правовой информации, уровнем развития законодательства, правопорядком и положением в стране. Зрелость общества народа зависит от его общей и правовой культуры, в частности. Конечно, российские граждане могут рассуждать о том, какое у них государство, сравнивать его с СССР времен «застоя», с государствами Западной Европы и США, но при любом сравнении в России смертность превышает рождаемость, у граждан нет уверенности в завтрашнем дне, растут инфляция и преступность. Все это говорит о более низкой правовой культуре российского общества.

Обычаи, традиции и устои жизни той или иной местности накладывают отпечаток на нравственное и психологическое состояние постоянно проживающих там людей. Люди, привыкшие к вековой вере, форме правления и традициям своих предков, не желают без видимых причин от них отказываться. Нарушение это-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 3

го кем-либо вызывает в российской провинции общественное осуждение, молчаливое или гласное, снижающее рейтинг субъекта-нарушителя. Здесь моральная ответственность пронизывает отношения между людьми очень глубоко, что способствует формированию законопослушных граждан, у которых хорошо развито чувство долга. Здесь более обострена моральная ответственность перед окружающими и стыд за негативную оценку своих действий с их стороны, что заставляет индивидов придерживаться в своем поведении принятых в данной местности обычаев и традиций. Это хорошо усвоили враги России. Ее многонациональный состав, а также низкая политическая и правовая культура населения были использованы спецслужбами США при развале СССР.

З. Бжезинский в 2007 г. признал, что занимая должность помощника президента Дж. Картера в конце 1970-х гг., он предложил «закрытую программу, направленную на поддержку стремлений к независимости со стороны нерусских национальностей Советского Союза» (Бжезинский, 2007. С. 63). По поводу развала СССР

З. Бжезинский отметил, что 26 декабря 1991 г. «империя Зла униженно признала свое поражение...» (Бжезинский, 2007. С. 23). Поражение СССР это, по З. Бжезинскому, не только результат сорокалетних усилий американских президентов, но и таких фигур, как «.Папа Иоанн Павел II, лидер польского движения «Солидарность» Лех Валенса и инициатор разрушительной перестройки советской системы Михаил Горбачев» (Бжезинский, 2007. С. 24). США оказали правительству Б. Ельцина в 1992 г. финансовую помощь в размере 60 млрд долл. «Большая часть этих денег была просто украдена. Хаос и коррупция превращали в насмешку российские и американские заявления о «новой демократии» в России», - отметил З. Бжезинский (Бжезинский, 2007. С. 67). Мы же отметим, что нет подлинной демократии в государстве с низкой правовой культурой общества и государственных служащих.

Современное человечество вступило в эру выживания индивидов, наций, рас и государств (стремительный рост народонаселения, глобальное потепление, экологический и мировой экономический кризисы). Российская Федерация и другие государства, которые возникли на территории бывшего СССР, еще не закончили процессы реформирования своих экономических, политических, правовых и духовных систем и оказались в особо тяжелых условиях. Среди внутренних проблем государства актуальной является проблема гуманизации законодательства и взаимной ответственности государства и граждан. После развала СССР Российская Федерация и русский народ оказались в невыгодной ситуации: образовалось государство без четких границ и искусственно разделенный русский народ. Если в период с 1917 по 1937 гг. большевистское руководство СССР уничтожало национальную культуру русского народа, боролось с религиями, то после 1988 г. пришедшие к власти националисты в большинстве республик бывшего СССР стали развивать национальную самобытность. Если Европа объединялась и создавала наднациональные и надгосударственные органы власти, то на территории бывшего СССР верх взял национализм. Наряду с ним стали иметь место нацизм, фашизм, религиозный фанатизм и исламский терроризм. Националисты в республиках, несмотря на то, что русский язык знало все население союзных республик, не признали его государственным или даже вторым государственным, даже в таких республиках как Казахстан, Латвия, Литва, Украина и Эстония, где русские составляли большинство населения. Даже освободившиеся в 1956 г. от колониальной зависимости Тунис закрепил два государственных языка - арабский и французский. Это положительно отразилось на культурном развитии населения страны. Правительства многонациональных государств, возникших после развала СССР, столкнулись с проблемой национальной идентичности. Попытки создания национальной идентичности в Российской Федерации в виде «россияне», «казахстанской нации» в Казахстане не оправдали себя. У коренных народов исторической России, проживавших на территориях Российской империи и СССР, нет другой исторической родины.

В условия современной Российской Федерации возник целый комплекс проблем.

Первая проблема - поиска объединительной идеи для всех коренных народов страны.

Правовая культура России представлена сейчас правовыми культурами населения традиционно русских областей, краев и республик в составе России. В республиках, где доминирует исламская религия, ослабло преподавание русского языка, но возник интерес к арабскому языку.

Вторая - это безответственность государственной власти, политических элит за результаты проводимой политики. Поэтому необходима норма в УК РФ и ГК РФ об ответственности государственных служащих работающих в законодательных и судебных органах власти.

Третья - правовой нигилизм и правовой романтизм. Правовой нигилизм свойствен всем государствам, в которых недавно существовало или существует правовое неравенство граждан. Правовой нигилизм иногда считают наследием прошлого: многовекового крепостничества, теории и практики диктатуры пролетариата, административнокомандной системы и т. д. Однако все эти факторы являются несущественными. Деформация правосознания (искажение, изменение) индивидов и общества может наступить в любое время и выразиться в их неправомерном поведении. Ее предпосылками выступают невоспитанность, недостатки личной культуры, равнодушие к людям, бюрократизм, безумие. Эффективность государственной власти также находится в прямо пропорциональной зависимости и от правовой культуры граждан.

Некультурное поведение с точки зрения права - это негативное нигилистическое отношение индивидов и их объединений к юридическим нормам, нарушение действующего законодательства. Всякое противоправное поведение есть поведение некультурное, так как культура не несет в себе разрушения.

Четвертая проблема - низкий уровень правовой культуры государственных служащих. Судьба любого государства и народа, проживающего на его территории, зависит, в первую очередь, не от обширности пло-

щади страны, численности и плотности населения, экономической и военной мощи, а от уровня политической и правовой культуры государственных служащих и, в первую очередь, высших должностных лиц государства. Именно с их противозаконными поступками связаны самые трагические события отечественной истории XX в.: 1917, 1991, 1993 гг.

После 1991 г. в России обострились противоречия между находящейся у власти элитой и подавляющей массой населения, центром и провинцией. Проявилась многоаспектность ментальности. Проблемой российского общества 1990-х - начала 2000-х гг. являлось то, что многие высокие должности были заняты чиновниками, которые, по сути, по состоянию души и образу жизни не соответствовали званию интеллигента, не обладали должной правовой культурой и не являлось профессионалами в той сфере деятельности, которую должны были контролировать или в которой были обязаны осуществлять руководство персоналом. Эти люди были не в состоянии оценить истинное положение дел в министерстве, департаменте, агентстве, государстве и определить его место в мире. Государственный служащий-профессионал - это еще и интеллигент, всесторонне развитый человек, обладающий высокими нравственными качествами, готовый отдать свои знания людям. Это политик, который должен стремиться нарабатывать опыт, а также обязан хорошо знать внутренние проблемы и пути их решения в рамках закона.

Самая главная проблема российской государственной власти - в ней самой. Нет ответственности ветвей власти за результаты своей деятельности. Субъекты законодательной власти особенно отличаются невысокой правовой культурой. Правовая культура законодателей материализуется в принимаемых ими законах. Много проблем создал принятый в 2004 г. Жилищный кодекс РФ. Согласно ст. 30, дети супругов, расторгнувших брак, стали считаться бывшими членами семьи. Их было реально выписать, а квартиру или дом продать. Но особенно некачественно налоговое законодательство.

Особое внимание необходимо уделить правовому воспитанию будущих госслужащих и юристов. Именно от государственных служащих и юристов общество ждет проявления образцов честности, добросовестности и профессионализма, а это невозможно без порядочного и уважительного отношения их друг к другу. В учебных заведениях, где готовят будущих государственных служащих, и на юридических факультетах нужны в качестве обязательных учебных дисциплин курсы служебной, судебной, прокурорской, следовательской и адвокатской этики, т. к. юридическая этика - это часть правовой культуры и показатель профессиональной зрелости. Но и этого недостаточно. Занимаясь юридической практикой профессионально или находясь на государственной службе, юристы и государственные служащие обязаны заниматься самовоспитанием и самообразованием, самостоятельным анализом политико-правовой теории и практики на протяжении всей своей профессиональной деятельности. Каждый практик или теоретик должен стремиться быть профессионалом своего дела. Успех здесь зависит в большей степени от самого человека, от его способностей и желания. Госслужащие и юристы, в первую очередь, должны демонстрировать образцы законопослушности. Госслужащие должны руководствоваться интересами государства, иметь высокую общую и правовую культуру. Их деятельность - это служение России, её народу. Государственные служащие не должны увольняться за попытку блюсти государственный интерес, а наоборот, должны быть повышены в должности или награждаться материально. В министерствах, федеральных службах должны действовать аналитические отделы, состоящие из ученых, которые должны анализировать состояние общества и государства, оценивать международный имидж государства и вовремя информировать верховную государственную власть о возможных проблемах, предвидеть кризисы. Это состоит в изучении идей и тактики поведения оппозиции, в корректировке её методов борьбы за власть.

Законодательство устанавливает определённые ограничения для государственных служащих в связи с прохождением ими государственной службы, а поэтому те же законы должны закреплять определённые гарантии и льготы, которые компенсировали бы эти ограничения. Я считаю, что субъекты государственной власти в период выполнения своих функций должны иметь материальные привилегии в качестве признания их повышенной ответственности за результаты собственной деятельности и неизбежного при этом психического напряжения. Прямые денежные выплаты представителям государственной власти должны быть в 3-10 раз выше прожиточного минимума, в зависимости от занимаемой должности и ее социальной значимости. На государственной службе нужны законопослушные профессионалы. Эти люди должны иметь государственное правосознание, а значит - признавать огромную роль государства в обеспечении государственной безопасности. При этом само понятие «государственная безопасность» должно ими пониматься адекватно существующей форме государства.

Высокая правовая культура должностных лиц является условием обеспечения реализации субъективных прав и юридических обязанностей в обществе, гарантией соблюдения законности и правопорядка.

В системе разделения властей нет ни одной ветви власти, где не работали бы юристы. Особенно их много в правоохранительных органах, которые призваны способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению и искоренению преступности, охране интересов общества, прав и свобод граждан, воспитанию граждан в духе неуклонного соблюдения Конституции и других законов и уважению правил общежития.

Правовая культура юристов отличается от правовой культуры других граждан и должностных лиц не столько элементами структуры, сколько содержанием. Для нее характерны более полные правовые знания, умение применить их на практике и поступать в соответствии с законом. Так, правовая культура адвоката четко проявляется в умении написать исковое заявление и т. д.

Судебная форма защиты прав граждан имеет преимущество перед другими формами. Это обусловлено высоким положением суда в Российской Федерации как органа, подчиненного только закону, характеризующегося

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 3

независимостью судей и т. д. Вместе с тем, для того, чтобы все эти факторы способствовали реализации прав граждан, необходимо высокое качество правосудия, которое определяется уровнем общей и правовой культуры судей.

Для того чтобы судить о правовой культуре судьи, необходимо учитывать уровень его образования, юридический опыт и квалификацию, т. е. профессионализм.

Квалификация - один из важнейших критериев правовой культуры судьи. Профессионализм - это свойство, которое приобретается тогда, когда человек полностью отдает себя своему делу в течение всей сознательной жизни.

На практике ряд судебных ошибок порождаются ошибками, допущенными в ходе дознания и предварительного следствия. Поэтому должны предъявляться высокие требования и к уровню правовой культуры работников правоохранительных органов.

Государственные служащие в меру своей ответственности и значимости должны уметь дать правильную оценку политическим событиям и юридически-значимому поведению субъектов права. При ином варианте событий они просто обществу не нужны. Государственная власть заинтересована в том, чтобы граждане исполняли законы. Однако некоторые люди рассуждают иначе: если я должен следовать закону, то закон должен быть справедливым, моральным с точки зрения подавляющего числа населения страны. В силу этого, реализация государственной властью закона любым путем имеет малую степень его эффективности и часто противоречит пониманию правовой культуры.

Российская Федерация - это совершенно другое государство, чем СССР, не только по территории, но и по экономической, политической, правовой и духовной системам. Это государство, которое приняло западные ценности и образ жизни, но при этом в ряде субъектов Федерации очень сильно влияние ислама, а некоторые народы, населяющие Россию, могут создать свои национально - территориальные образования. Но повысился ли после этого имидж России? Имидж государства зависит от многих факторов: не только от личности главы государства, но и от обширности территории, мощи вооруженных сил, уровня развития культуры, от того, насколько последовательно оно готово защищать интересы своих соотечественников, оказавшихся за рубежом. А это могут быть люди разной национальности, социального и имущественного положения. Экономический рост также не всегда является единственным и решающим фактором успеха.

Практически во все времена правовое воспитание рассматривалось как профилактика правонарушений. Образовательные учреждения призваны повышать у граждан правосознание и правовую культуру молодого поколения, формировать у этой категории позитивное отношение к праву, правосудию, законности. Образовательный и воспитательный процессы должны быть взаимосвязаны. Правонарушения в практической деятельности выпускников вузов связаны с субъективными факторами, обусловленными низким уровнем правового и нравственного воспитания в вузе. Функция правового воспитания в подготовке юриста возложена на каждого преподавателя, который своим личным примером должен демонстрировать образцы законопослушности, профессионализма и патриотизма, активной борьбы с правонарушениями. При этом необходимо повышать и общекультурный уровень молодёжи. Это не только нужно делать на занятиях, в ходе учебного процесса, но и во внеучебное время. Можно, например, узаконить день бесплатной работы музеев или ввести в учебный процесс обязательные посещения музеев, как это делается в ФРГ.

Поэтому все граждане России должны участвовать в совершенствовании институтов государства, бороться за большую справедливость, за гуманную государственную власть. При этом нужно помнить, что бесконтрольная экономическая власть приобретает политическое влияние и ведет к олигархическому правлению. В этом случае государственная власть уже не может выражать интересы всего народа.

В России 1990-х гг., и особенно в начале 2000-х гг., возник дефицит социальной справедливости и нравственности. Почему безнравственные люди быстро поднимаются по служебной лестнице? Социальное расслоение стало угрозой стабильности страны.

Во властных структурах оказались люди, доходы которых неизвестны, а причины их богатства покрыты тайной. Они стали причастны к правотворчеству. Они закрепляют в законах свои представления о «правопорядке», а иногда и о «справедливости». Проблемой российского общества второй половины 1990-х - начала 2000-х гг. явилось то, что многие высокие должности заняты чиновниками, которые, по сути, по состоянию души и образу жизни не соответствуют званию интеллигента, не обладают и не желают обладать должной правовой культурой. В силу этого необходимо обновить кадровую государственную политику подбора и расстановки кадров.

Дефицит справедливости в обществе порождает политическую нестабильность, падение нравов и рост преступности.

Налоги необходимы для нормального функционирования государственного механизма, а в современных государствах и для поддержания инвалидов, пенсионеров и других нуждающихся в материальной поддержке слоёв общества. Но налоговое законодательство является самым нестабильным в России. Его нормы меняются очень часто, что приводит к многочисленным ошибкам на практике, в толковании норм права. Налогоплательщик всегда толкует нормы в свою пользу. Есть существенные проблемы и в пенсионном законодательстве. Нормально, если пенсия составляет не более 80% от зарплаты, но и не менее 50%. Россия должна к этому стремиться.

Как можно объединить такой народ в единое целое?

1. Государственная власть должна создать не на словах, а на деле атмосферу заботы о каждом гражданине России.

Z. Должна быть реальная ответственность государственных чиновников за свои действия.

3. Развитие гласности в деятельности центральных и местных органов власти. Принятие норм права, изменяющих правовой статус личности, только на референдуме после предварительного всенародного обсуждения.

4. Конкретная борьба с коррупцией.

Б. Сведение к минимуму правового нигилизма путем повышения уровня правовой культуры общества, совершенствования качества принимаемых законов, упрочнения законности и правопорядка.

В зависимости от того, что человек понимает под правом, в определенной степени складывается его осмысление и трактовка правовой культуры. Перспективны для России развитие и реализация идей гуманного государства и законодательства, взаимной ответственности государства и его граждан.

ЛИТЕРАТУРА

Бжезинский З. (2007). Еще один шанс. Три президента и кризис американской сверхдержавы. М.

REFERENCES

BzezinskiyZ. (2007). One more chance. Three Presidents and the Crisis of American Superpower. M. (In Russian.)

TERRA ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.