УДК 377
А. С. Киндяшова ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Статья посвящена рассмотрению такой составляющей профессиональной компетентности педагогического работника, как правовая компетентность. Проблема правовой компетентности учителя сельской школы является актуальной в связи с низким уровнем общей правовой культуры современного российского общества, в то время как учитель должен выступать одним из основных субъектов формирования правосознания подрастающего поколения.
Ключевые слова: правовая компетентность, правосознание педагога, учитель сельской школы как носитель правовой культуры
В условиях проведения аттестации педагогических работников государственных, областных и муниципальных образовательных учреждений общего образования особую актуальность приобретает проблема формирования правовой компетентности учителя сельской школы. Это связано с тем, что одной из составляющих квалификационных испытаний, проводимых при аттестации, является блок заданий нормативно-правовой направленности. Путем проведения аттестации государство выявит уровень сформированности правовой компетентности у педагогов, т. е. наличие у них знаний в области правового регулирования педагогических отношений, а также готовности их использования в своей профессиональной деятельности.
Целью новой модели аттестации педагогических работников является оценка готовности действующих педагогов сельских школ к работе в рамках внедрения новых Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального (НОО), основного (ОО), среднего общего образования (СО). Современная система образования должна быть ориентирована на формирование ключевых компетенций у учеников, позволяющих осознавать себя как активных субъектов социальной, правовой, культурной жизни. Для работы в новой компетент-ностно-ориентированной системе образования педагоги должны обладать профессиональной педагогической компетентностью. Такие требования к современному педагогу были сформулированы еще в 2009 г. в виде Квалификационных характеристик должностей работников образования [1].
В означенном документе впервые на государственно-правовом уровне было определено понятие компетентности работника в сфере образования, т. е. качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия [1]. Согласно Квалификационным характеристикам должностей работников образования к основным составляющим компетентности педагогических работников
отнесены профессиональная, коммуникативная, инновационная и правовая компетентности.
В целях нашего исследования остановимся подробнее на таком компоненте компетентности педагога сельской школы, как правовая компетентность, под которой понимается готовность педагога эффективно использовать в своей профессиональной деятельности законодательные и иные нормативные правовые документы для решения соответствующих профессиональных задач. К нормативным документам можно отнести: Конституцию Российской Федерации; федеральные конституционные и федеральные законы Российской Федерации, в том числе Закон Российской Федерации «Об образовании», постановления Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основные нормативные акты, регламентирующие деятельность государственно-управленческих, образовательных, педагогических, правоохранительных и воспитательных органов и учреждений. Также специфическую нормативную базу деятельности современного учителя сельской школы составляют федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и примерные основные образовательные программы общеобразовательного учреждения, для работы с текстом которых необходима правовая компетентность.
Требования к правовой компетентности учителя сельской школы обусловлены государственной политикой Российской Федерации, которая направлена на формирование правосознания граждан, традиций безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует становлению России как современного цивилизованного государства. Развитие правового государства и формирование гражданского общества в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества,
как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод [2].
В этой связи особый интерес представляет отдельное рассмотрение понятий «правовое государство», «гражданское общество», «правовая культура», «правосознание». Обратившись к данным категориям, мы подчеркнем актуальность формирования правовой компетентности учителей сельских школ как субъектов, реализующих правовое обучение и воспитание в целях повышения правосознания граждан, формирования правовой культуры общества и в итоге - построения правового государства с самостоятельным гражданским обществом.
Правовое государство представляет собой определенный политико-правовой режим функционирования государственной власти, где создаются все условия для всестороннего и гармоничного развития личности, общества в целом. Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Среди существующих условий и предпосылок успешного формирования и функционирования правового государства следует назвать наличие в стране гражданского общества.
Становление и развитие гражданского общества связано с существенным изменением социальных связей и структур, правовых и государственных отношений. Такое общество формируется по мере осознания каждым его членом собственной свободы, основанной на естественных неотчуждаемых правах. Главный признак и основа гражданского общества - это законодательное признание юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами [3].
Идея правового государства есть идея взаимо-управления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государственных органов на власть. Очевидно, что для становления правового государства необходимо одновременное формирование гражданского общества, обладающего достаточно высоким уровнем правовой культуры.
Правовая культура тесно связана с правосознанием, которое выступает важнейшим ее показателем. При этом понятие «правовая культура» шире, чем понятие «правосознание». Так, правосознание охватывает духовную жизнь общества, является частью общественного сознания, а правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и материализованные проявления права: законодательную деятельность; юридические учреждения; работу судебной, нотариальной, правоохранительной и иных систем; взаимодействие этих систем с обществом; защиту прав и законных интересов граждан.
Правосознание есть отражение правовой жизни общества, сущности и роли правовых установле-
ний в сознании общества; это объективно существующий набор взаимосвязанных идей, выражающих отношение личности к праву как целостному социальному институту, его системе и структуре, к законам и иным характеристикам правовой системы. Адекватное осознание права имеет важнейшее значение для жизнедеятельности индивида, его поведения, юридического мировоззрения, культуры, гражданской позиции.
Не подготовленный в правовом отношении человек, как правило, социально пассивен, замкнут в узком мире личных интересов, его позиция обусловлена определенным уровнем правового нигилизма современного российского общества. Условиями, способствующими распространению правового нигилизма, являются несовершенство законодательства Российской Федерации и практики его применения, избирательность в применении норм права, недостаточность институциональных механизмов, гарантирующих безусловное исполнение требований закона. Правовой нигилизм девальвирует подлинные духовно-нравственные ценности, служит почвой для многих негативных социальных явлений (пьянство, наркомания, проституция, семейное насилие, бытовая преступность, пренебрежение правами и охраняемыми законом интересами окружающих, посягательство на чужую собственность, самоуправство, самосуд).
В ликвидации правового нигилизма и формировании позитивного типа правосознания и поведения людей основное значение имеют такие факторы, как характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей; качественный уровень воспитания и обучения в образовательных учреждениях различного типа и вида, в том числе закрепление и развитие у учащихся основ правосознания; распространение и использование доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения, в печатном, электронном и ином виде, а также с помощью средств массовой информации. Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье и школе. Здесь закладывается фундамент, на котором формируются элементы правового сознания и правовой культуры.
В связи с этим органами государственной власти планируется развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня, в том числе в сельских школах, посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права. В ближайшем будущем предполагается принятие
мер по включению в примерную основную общеобразовательную программу дошкольного и начального общего образования задач приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается, уважение к окружающим), а также развитие ценностно-смысловой сферы личности. Основное значение при этом будет отводиться развитию практики обучения основам права в образовательных учреждениях различного типа и вида, поддержке разных вариантов региональных моделей правового образования, разработке учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий, применению специальных программ правового образования и воспитания детей. Большое внимание в связи с этим должно быть уделено совершенствованию системы правовой подготовки квалифицированных педагогических кадров.
Педагогические работники, в том числе учителя сельских школ, должны обладать профессиональным правосознанием, так как особая роль в формировании правовой культуры и повышении уровня правосознания общества принадлежит сфере образования. Именно педагог по своему профессиональному статусу является носителем идей гражданского общества, правовых знаний, он регулирует приобретение учащимися правового опыта.
Представляется целесообразным выделить «правовое сознание педагога сельской школы» [4] как отдельную категорию, под которой следует рассматривать систему правовых знаний, взглядов, ценностных ориентаций, убеждений о праве и, что самое главное, готовности и способности их передачи обучающимся. Сформированное правосознание учителя сельской школы выступит фундаментом его правовой компетентности как одной из составляющих профессиональной компетентности педагогического работника [1].
Структуру правовой компетентности учителя сельской школы составляют такие компетенции, как [5]: уважительное отношение к праву и закону, способность к восприятию правовой информации, умение работать с источниками профессиональной правовой информации, в том числе при помощи компьютера; способность осуществлять профессиональную педагогическую деятельность на основе развитого правосознания и правовой культуры.
Развитие правовой компетентности учителя сельской школы является одной из первоочередных задач современного профессионального педагогического образования. В процессе становления правового государства правовая подготовка педа-
гогов сельских школ - одно из важнейших направлений системы высшего профессионального педагогического образования, качество которого влияет на уровень правовой культуры будущего педагога как одного из существенных условий его компетентности.
Формирование правовой компетентности педагога сельской школы включает в себя передачу знаний, умений в сфере правовых отношений и формирование навыков их применения в профессиональной деятельности, способствует правовой социализации личности педагога в общественной жизни. Правовая компетентность учителя должна формироваться последовательно в процессе повышения правосознания и правовой культуры его личности в учебно-воспитательном процессе.
В качестве мер, способствующих развитию правовой компетентности будущего учителя сельской школы, можно назвать повышение эффективности овладения студентами педагогических вузов правовыми знаниями и умениями, поднятие уровня юридической грамотности педагогов, совершенствование профессиональной и методической подготовки преподавателей правовых дисциплин, проведение научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ в целях научно-методического обеспечения правового образования.
Правовое образование студентов педвуза - это важнейший элемент в системе правового образования личности педагога, реализуемого в рамках учебно-воспитательного процесса посредством таких дисциплин, как «правоведение», «основы права», «нормативно-правовое обеспечение образования». Общеправовое обучение будущих педагогов определяется как целенаправленная взаимосвязанная деятельность преподавателя и студента, направленная на формирование системы правовых знаний, умений и навыков, ценностно-правовых ориентаций, опыта правовой деятельности и правомерного (законопослушного) поведения, специфических правовых качеств, необходимых каждому педагогу, и в конечном итоге - правовой компетентности.
Итак, одним из основных условий формирования должного уровня правовой культуры и правосознания общества является правовая компетентность педагогов. От ее уровня зависит преодоление правового нигилизма, повышение уровня правовых знаний педагогов, учащихся, их родителей, уважительное отношение к закону, сознание и чувство ответственности, активная и справедливая правовая позиция в сфере общественных отношений.
Учитель сельской школы, обладающий правовой компетентностью, должен иметь не только теоретические представления об определенных юридических нормах жизни, законах, но и применять эти зна-
ния в практической деятельности. Он должен быть готов к целенаправленной деятельности по трансляции правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов от одного поколения к другому, привитию ученикам специальных правовых знаний, навыков, правил поведения, связанных с совершением тех или иных юридически значимых действий, поступков.
Задачами деятельности учителя сельской школы выступают выработка у обучающихся адекватного чувства права, воспитание граждан для жизни в правовом демократическом государстве и гражданском обществе, подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами. В результате этого ученик будет обладать определенной суммой правовых знаний и умений, у него сформируется
система демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.
Сельский педагог по своему профессиональному статусу выступает носителем идей гражданского общества [6], социально-правовых знаний в сельской школе, именно он регулирует приобретение учащимися правового опыта, руководит всем процессом социализации молодого поколения в школьные годы. Правовая компетентность педагогических работников должна способствовать росту правосознания, формированию гражданской позиции обучающихся, борьбе с правовым нигилизмом, соблюдению прав и свобод обучающихся и педагогов, а значит, и повышению правовой культуры общества в целом, построению правового государства с развитым гражданским обществом.
Список литературы
1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 г. N 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2009. № 11.
2. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан от 28 апреля 2011 г. Пр. 1168 // Российская газета. 2011. № 151.
3. Черниловский З. М. Гражданское общество: опыт исследования // Государство и право. 1992. N 6.
4. Иванов А. В. Культурная среда современной школы // Педагогика. 2006. № 10. С. 52.
5. Хуторской А. В. Современная дидактика. Издат. дом «Питер», 2001.
6. Поваренков Ю. П. Индивидуально-психологическое содержание профессионально важных качеств субъекта труда // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 2. С. 22-27.
Киндяшова А. С., ст. преподаватель.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 21.11.2011.
A. S. Kindyashova LEGAL COMPETENCE OF TEACHERS IN RURAL SCHOOLS
The article deals with the component of professional competence of teaching staff, such as legal expertise. The problem of legal competence of teachers in rural schools is relevant to the low level of general legal culture of the Russian society, while the teacher must act as one of the main subjects of the formation of legal consciousness of the younger generation.
Key words: legal competence, sense of justice of the teacher, the teacher of the rural school as a bearer of law culture.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]