Научная статья на тему 'Правовая коммуникация как феномен права и общения'

Правовая коммуникация как феномен права и общения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2054
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая коммуникация как феномен права и общения»

21 См.: Она же. Социальная защита детей-сирот в послевоенные годы. С. 128.

22 См.: Она же. Без семьи. С. 85.

23 См.: Милиция: история и современность. С. 232; Российская педагогическая энциклопедия. С. 85.

24 См.: Российская педагогическая энциклопедия. С. 194.

25 См.: Милиция: история и современность. С. 233.

26 См.: Хрестоматия... С. 457.

Е.Б. Макушина

ПРАВОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ФЕНОМЕН ПРАВА И ОБЩЕНИЯ

Современная гуманитарная мысль в исследовании феномена права, используя интеллектуальные технологии западной правовой мысли и отечественные достижения правоведов, формируется на стыке многих наук и научных знаний по философии, социологии, психологии, лингвистике, семиотике, антропологии, кибернетике, менеджменту, теории коммуникаций.

В отечественных исследованиях по вопросам теории права находит отражение такое социальное явление, как правовая коммуникация.

Человек изначально «коммуникативен», настроен на общение - взаимодействие с другими. Коммуникация является не только условием и формой существования социума, но и права. Тексты, действия по их построению и интерпретации, а также связанные с этим мышление, понимание и взаимодействие составляют содержание коммуникации1. Текстуальные проблемы права исследует И.Н. Грязин2. Семиотико-лингвистические аспекты правоведения освещены в труде Н.А. Власенко3. В работе В.П. Сальникова, С.В. Степашина, Н.И. Хабибулиной4 как коммуникация рассматривается политическая власть. И.Н. Гомеров5 определяет коммуникацию как необходимое условие существования общества и государства.

Некоторые исследователи рассматривают диалогическую природу права. В исследовании И.Л. Честнова право представляется как диалог6. Юридический диалог является предметом исследования в работе А.О. Солодухиной, О.А. Солодухина7. Авторским коллективом юридического факультета МарГУ разработан интерактивный мультимедийный учебный курс «Речевые коммуникации юристов». Сквозь призму коммуникации рассматривает право М.Н. Козюк . Столь активный интерес правоведов к вопросам коммуникативного взаимодействия субъектов права дает основание предполагать, что в осмыслении феномена права идет поиск путей интегративного его понимания.

В этой связи представляет интерес работа А.В. Полякова «Общая теория права: Курс лекций», где автор выдвигает коммуникативный вариант правопонимания. Право, по мысли А.В. Полякова, может рассматриваться как явление, интегральное по своей природе, как интерсубъективная социокультурная реальность в коммуникативно-деятельном, ценностном, семиотическом и психологическом аспектах и соответственно онтологически интерпретироваться и феноменологически описываться как многоединство, включающее в себя как нормы, так и правоотношения, как ценности, так и правосознание, как правовые тексты, так и деятельность по их интерпретации и реализации9. Мировоззренческие истоки данного подхода он видит в философских трудах западных ученых К. Ясперса, Г. Марселя, Э. Му-нье, М. Бубера и российских ученых С. Франка, Н. Бердяева, М. Бахтина. Коммуникативную направленность, по утверждению А.В. Полякова, имели идеи ученых петербургской школы философии права Н.М. Коркунова, Л. И. Петражицкого, М.М. Ковалевского, П. А. Сорокина, философско-правовые исследования славянофилов, труды В.С. Соловьева, Н.О. Лос-ского, С. Л. Франка, П. А. Флоренского, феноменологическая теория права Н.Н. Алексеева.

Обосновав предпосылки появления нового коммуникативного подхода в понимании права, А. В. Поляков заявляет о коммуникативной концепции права. По его мнению, правовая коммуникация есть правовое взаимодействие между субъектами, возникающее на основе социальной интерпретации правовых текстов, как представляющих им коррелятивные

правомочия и правообязанности, реализуемые в правовом поведении10. С приведенным автором определением можно вполне согласиться, однако следует, на наш взгляд, также учитывать ее социально-психологическую основу. Правовая коммуникация является не только феноменом права, но и общения. Ее следует рассматривать не просто как правовое взаимодействие, а как урегулированный нормами права акт общения, интерактивный диалог между субъектами права, реализуемый при помощи языка и других знаковых систем. Правовая коммуникация обеспечивает реальную связь между личностью и государством.

О том, что право является системой сообщения, действует лишь в ситуации человеческого общения, является публичным феноменом, оно открыто для познания и оценки любыми лицами, исследуя коммуникативные характеристики права, говорит М.Н. Козюк . Вместе с тем нельзя согласиться с мнением автора о том, что правовая коммуникация обычно характеризуется односторонней направленностью (законодатель - субъект права). Теория правовых коммуникаций формируется, исходя из потребности изучения проблем влиятельности и эффективности законодательных текстов, их действенности, а значит, правовая коммуникация должна также обеспечивать обратную связь между субъектом права и законодателем.

В исследовании правовой коммуникации как феномена права и общения заслуживает внимание интерактивный курс «Речевые коммуникации юриста», разработанный авторским коллективом юридического факультета МарГУ11. По мнению авторов, речевая коммуникация юриста есть словесное общение, диалог в процессах создания, обоснования и применения правовых норм. Исследователи выделяют массовую, интерперсональную (лицо - персона), интраперсональную (внутренний диалог с самим собой) коммуникацию в юридической деятельности.

Правовая коммуникация, на наш взгляд, включает не только речевые - устные и письменные (вербальные), но и неречевые (невербальные) средства коммуникативного взаимодействия между субъектами права. Так, например, голосование в Государственной Думе12, можно рассматривать как неречевой формализованный канал передачи правовой информации. Невербальные средства общения достаточно изучены в социальной психологии в работах Г.М. Андреевой, А.Н. Леонтьева, Е.В. Руденского, Л. Д. Столяренко и др. Невербальные средства коммуникации играют большую вспомогательную роль в коммуникативном процессе, усиливая или ослабляя вербальное воздействие.

Общение, согласно теоретической структуре, состоит из трех взаимосвязанных сторон. Первая коммуникативная - обмен информацией; вторая интерактивная - организация взаимодействия; третья перцептивная - процесс восприятия, оценки, взаимопонимания. Коммуникация в структуре общения понимается в узком смысле слова как процесс обмена информацией. Правовая коммуникация не сводится только к процессу обмена информацией, как акт общения она включает все эти три стороны. Рассматривая правовую коммуникацию как акт правового общения, можно выделить информационную сторону, которая выражена в специфической языковой форме, определяет правила поведения субъектов, установленные нормами права, и интерактивную сторону, которая определяет организационный принцип коммуникативного взаимодействия. Таким организационным принципом коммуникативного взаимодействия субъектов права является диалог. Субъект приводит в действие механизм права, совершая умственные, эмоциональные и волевые усилия, направленные на реализацию социально значимого правового правила в правовом взаимодействии с таким же субъектом, понимающим смысл обращенных к нему норм должного. На основе интерсубъективного характера диалога можно выделить массовую правовую коммуникацию, межличностную и групповую. Основой правового диалога является проблема и различие в позициях на ее разрешение. Правовой диалог конфликтен по своей природе и в ситуациях острого конфликта, таких, как судебный спор, требует от сторон соблюдения этических норм общения.

Исследуя правовое коммуникативное взаимодействие, можно выделить правовую коммуникацию в законодательном процессе, в сфере реализации судебной власти, в сфере реализации исполнительной власти, а также в сфере реализации гражданских правоотношений.

По мнению авторского коллектива юридического факультета МарГУ, исследующего речевые коммуникации юристов, «коммуникация в законодательном процессе - это совокупность устных и письменных диалогов, опосредующих подготовку проекта закона, в котором тот или иной вариант правового поведения закрепляется в качестве общеобязательного»11.

Основным средством коммуникации в законодательном процессе, отмечают авторы, является язык закона как лингвистический комплекс, система словесно-знаковых средств выражения нормативных правовых предписаний.

Судебная коммуникация возникает в процессе взаимодействия сторон в ходе судебного разбирательства. Судебная речевая коммуникация исследована в работах П. Сергеича, А.Ф. Кони, Н.Н. Ивакиной, Н.С. Алексеева и З.В. Макаровой, рассмотрена в юридической риторике А. А. Волковым.

Коммуникации, возникающие в сфере реализации исполнительной власти, имеют свои особенности и регламентированы нормами права, однако с коммуникативной стороны еще мало изучены.

Исследование правовой коммуникации с позиций права и общения позволяет раскрыть природу взаимодействия личности и права, личности и государства, действия правовой нормы, которая находится не только в тексте закона, но и в социокультурной действительности. Государство, осуществляя свои функции, может использовать только правовые формы общения с гражданами, а также всеми другими институтами общества. Правовая коммуникация позволяет обеспечить реальный режим правового государства.

Примечания

1 См.: Бабайцев А.Ю. Коммуникация // Постмодернизм: Энцикл. слов. Минск, 2001. С. 371.

2 См.: Грязин И.Н. Текст права. Таллинн, 1983.

3 См.: Власенко Н.А. Язык права. Иркутск, 1997.

4 См.: Сальников В.П., Степашин С.В., Хабибулина Н.И. Государственная идеология и язык закона. СПб., 2001.

5 См.: Гомеров И.Н. Государство и государственная власть. М., 2002 .

6 См.: Честнов И. Л. Право как диалог: К формированию новой онтологии правовой реальности. СПб., 2000.

7 См.: Солодухин А.О., Солодухина О.А. Юридический диалог: Теория и практика, круг проблем. М., 1998.

8 См.: Козюк М.Н. Правовая культура и социальная коммуникация // Правовая культура в России на рубеже столетий: Материалы конф. М., 23 авг. 2002 г. М., 2002.

9 См.: Поляков А.В. Общая теория прав: Курс лекций. СПб., 2001. С. 3.

10 См.: Коммуникативная концепция права: Вопр. теории. СПб., 2003. С. 14.

11 См.: Речевые коммуникации юристов: Интерактивный мультимедийный курс / Авт. А.М. Ломоносов, М.Н. Морозов, Т.В. Губаев, С.Н. Соколов. Чебоксары, 2003.

12 См.: Регламент Государственной Думы Федерального Собрания - парламента Российской Федерации от 25 марта 1994 г. Гл. 10. Ст. 74 // Конституционное право России: Сб. конституцион.-правовых актов. М., 1999. Т. 2. С. 176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.