Lavrynenko Svitlana Tomivna, Philology Institute of Kyiv National University named after Taras Shevchenko, PhD, Doctorant of the Modern Ukrainian Language Chair
E-mail: [email protected]
Legal informativity of folklore: philosophical aspect of linguo-culturelogical analysis
Abstract: Linguo-culturelogical description of legal folklore informativity demands special philosophical grounding. On the base of the necessity to form corresponding to the object of investigation methodology, the article analyzes the sources and essence of philosophy of law. The author proves that cultural legal informativity of Ukrainian folk poetic construct may be investigated by means ofsynthesis, which unites linguo-culturelogical method and some elements of philosophical and legal reflection.
Key words: Ukrainian folklore, linguo-culturology, philosophy of law, informativ-ity, verbalization.
Лавриненко Светлана Томмовна, Институт филологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, кандидат филологических наук, доцент, докторант кафедры современного украинского языка
E-mail: [email protected]
Правовая информативность фольклора: философский аспект лингвокультурологического анализа
Аннотация: Лингвокультурологическое описание правовой информативности фольклора требует философского обоснования. В связи с необходимостью формирования соответствующей предмету исследования методологии в статье анализируются истоки и сущность философии права. Автор доказывает, что культуроправовая информативность украинского народнопоэтического конструкта может быть изучена путем синтеза лингвокультурологического подхода и элементов философско-правовой рефлексии.
Ключевые слова: украинский фольклор, лингвокультурология, философия права, информативность, вербализация.
Задачей статьи является обоснование методологической целесообразности лингвокультурологического анализа правовой информативности украинского фольклора с позиций философии права.
Украинские языковеды справедливо считают фольклорный материал неисчерпаемым источником лингвокультурологической компетенции [1; 2; 3; 5; 11]. Тексты сказок, песен, дум, баллад и т. д. вербализуют разные типы народных знаний, в том числе и тех, которые имеют проекцию в сферу права. Правовая информативность народнопоэтического конструкта опирается на социокультурную реальность. Указанный феномен не ограничивается констатацией комплекса актуальных для определенного временного среза правовых норм и юридических прецедентов. Именно поэтому словесные знаки элементов культуроправового опыта, зафиксированные разными жанрами фольклорного массива, требуют философско-правового осмысления. Синтез лингвокультурологического и философскоправового ракурсов интерпретации правовой информативности украинского фольклора апробирован в научных публикациях [7; 8; 10].
Опора лингвокультурологического исследования фольклороправовых маркеров на философию права объясняется тем, что указанная отрасль знаний представляет учение о праве как результат практического восприятия одного из способов человеческого бытия.
Исследования в области философии права имеют богатые традиции. Философско-правовые идеи нашли отражение в трудах Платона и Аристотеля, повлияли на развитие западноевропейской научной мысли ХУП-ХУШ столетий и продолжают играть заметную роль в системе современного гуманитарного знания.
Становление украинской философско-правовой мысли определялось факторами возникновения и распространения письменности, процессами христианизации, укреплением государственности. Яркие философско-правовые концепции, связанные с идеями равноценности народов и демократизации церкви, ознаменовали эпоху Просветительства. Методологической основой национальной философии права классического периода служит «философия сердца» (кардиоцентризм). Эта популярная в Украине доктрина опирается на утверждение, согласно которому сущность человека определяется не столько сознательными психическими переживаниями (разумом), сколько сердцем, которое и является источником мыслей и познания. Одним из сторонников украинского кардиоцентризма был Г. С. Сковорода, видевший предназначение права не в формальном принуждении, а в органичном соответствии между человеком, природой, Богом и обществом. Антропологические основы национальной философии права обозначились в трудах Н. В. Гоголя, М. И. Костомарова, П. А. Кулиша, Т. Г. Шевченко, П. Д. Юркевича, М. П. Драгоманова, И. Я. Франко, М. С. Грушевского и др. Среди базовых положений этого периода следует выделить такие:
1. Человек отличается не только внешними чертами, но и осознанными убеждениями.
2. Человек от рождения наделен природными правами, наиболее существенными из которых являются право на жизнь и личную неприкосновенность.
3. Человеку присуще достоинство.
4. Человек должен придерживаться определенных правил и обычаев, сохраняя способность давать им оценку.
5. Единство права и морали обеспечивается справедливостью.
6. Право принадлежит к сфере культуры.
Значительный опыт изучения и преподавания философии права как самостоятельной дисциплины был накоплен в дореволюционных университетах Украины. Высокий уровень философско-правовой мысли продолжал сохраняться после революции в Украинской академии наук и связывался с именами Ф. В. Таранов-ского, С. С. Днестрянского, Н. И. Палиенко, А. Н. Гилярова и др. В 20-е годы ХХ столетия философская трактовка права уступила пальму первенства нормативно-юридическому подходу. Сегодня активный интерес к философско-правовой проблематике проявляют представители самых разных сфер украинской науки. В исследованиях В. С. Бигуна, А. В. Грищука, М. И. Козюбры, С. И. Максимова, П. М. Рабиновича, С. С. Сливки, Б. Ф. Чмиля, В. М. Шаповала, Ю. С. Шемшученко подчеркивается, что не только философы и юристы, но и социологи, психологи, педагоги, языковеды все чаще апеллируют к философии права [4; 12; 13; 15].
Право по своей сущности многогранно. Это не просто социальный институт или средство урегулирования отношений между людьми, а весьма сложный мир, разноуровневая реальность с собственными закономерностями, структурой и логикой развития. Мир права — весьма особенный, что существенно отличает его от других сфер человеческого бытия. Именно эту специфику и выявляет философия права, обращаясь к истокам правовых идей и объективным основаниям динамики правовых явлений [14, 5]. Основные проблемы философии права — правовая онтология, правовая антропология, правовая аксиология — ориентированы в плоскость философской, а не юридической компетенции.
Предметом философии права являются не законодательные основания права, а познавательные, ценностные, социальные и антропологические. Указанные основания правового опыта нашли яркое отражение в разных жанрах украинского фольклора. Изучение культуроправового поля народнопоэтического конструкта осуществляется с позиций философии права, так как эта дисциплина оперирует актуальными для народного мировоззрения категориями, среди которых «идея права», «содержание права», «цель права», «справедливость», «свобода», «равенство», «признание», «самосознание личности», «права человека» [15, 12]. Важным аргументом в пользу выбора философско-правового подхода к осмыслению фольклороправовой информативности является также то, что «философия права не занимается фиксацией законов и вопросами практической юриспруденции» [14, 9].
Юридическая наука, изучая закономерности функционирования права, описывает его таким, каким оно является в действительности, а философия права — таким, каким оно представляется в идеале [13, 13]. Философия права, как и философия культуры, философия религии или философия языка, абстрагируется от знаний, привязанных к конкретным временным срезам, и в силу этого трактует реальность как духовное состояние человека, а не противостоящие человеку обстоятельства. В отличие от юридической науки, философия права не изучает и не объясняет право как факт, как то, что существует в действительности, а стремится к мировоззренческому осмыслению того, каким оно должно быть [4, 28]. Как показано в наших предыдущих исследованиях, фольклорные тексты вербализуют народные представления об идеальных правовых возможностях человека [6; 9].
Ценностный подход, присущий философии права, не отрицает научности осуществленных с её позиций оценок правовых явлений, процессов и фактов. Более того, указанная особенность философии права обеспечивает разноаспект-ность их рассмотрения, в результате чего достигается многомерное представление правовых феноменов [4, 29].
Философия права — это прежде всего философское учение о праве, отвечающее на вопросы, которые возникают в правовой сфере, средствами философии. Её основным предметом является изучение и обоснование содержания права как способа взаимодействия человека с окружающим миром [15, 14]. Центральным понятием философии права выступает понятие философско-правовой рефлексии как ведущего элемента философско-правового познания. Рефлексия в современной гуманитарной парадигме соотносится с анализом собственных мыслей, переживаний, рассуждений. Философско-правовая рефлексия — это фиксация мыслей о мыслях. Как отмечалось выше, в фольклорных текстах разных жанров нашли отражение кванты народного опыта сферы права. Творцы народнопоэтического конструкта вербализовали рассуждения о правах и возможностях человека. Рассмотреть правовую информативность народных сказок, песен, дум, баллад возможно путем анализа представленных в конкретных текстах языковых объективаций первичных правовых образов и философско-правовой оценки соответствующего лингвокультурного сегмента фольклорного конструкта.
Весомым аргументом в пользу выбора философско-правового подхода к лингвокультурологическому анализу правовой информативности фольклора служит тот факт, что структура философии права включает следующие разделы:
1. Онтологию права, исследующую природу права, особенности его бытия, формы реализации, связь с социальной практикой.
2. Антропологию права, рассматривающую антропологические основы права, права человека как выражение целостности права, проблемы общественного статуса института права, соотношение личности и права.
3. Гносеологию права, уделяющую особое внимание процессам познания в сфере права, основным этапам, уровням и методам осмысления проблемы истины в праве, а также правовой практике как критерию правовой истины.
4. Аксиологию права, изучающую ценностную сторону права, связанную с представлениями о справедливости, правде, разуме, воле, равенстве и т. д.
Сфера интересов правовой аксиологии ориентирована на выявление соотношения права с другими формами ценностного сознания: моралью, политикой, религией, а также касается проблем правового идеала и правового мировоззрения. Основные направления философско-правовой мысли связаны с определением оснований и критериев справедливости, выяснением природы нормативной силы права, мотивацией того, почему человек принимает право и признает его для себя необходимым. Философия права выполняет разнообразные функции, среди которых мировоззренческая, методологическая, информативная, аксиологическая, воспитательная. Мировоззренческая функция связана со становлением общепринятых взглядов на правовую реальность человеческого бытия. Эта функция определяет сущность и место права в мире, формирует правовые представления людей. Методологическая функция обеспечивает воспроизведение моделей правового познания. Информационная функция позволяет адекватно воспринимать право как структурированный объект, наделенный системой связей и закономерностей. Аксиологическая — состоит в развитии представлений о правовых ценностях. Воспитательная — реализуется в процессе эволюции правосознания и правового мышления, ориентирует на справедливость и уважение к праву [14, 21].
Анализ культуроправовой информативности фольклорного эпоса и лирики предполагает использование философско-правового подхода, при помощи которого в указанном материале возможно выявить знаки народного правопонимания. Изучение правовых феноменов, зафиксированных народнопоэтическим конструктом, требует использования метода философско-правовой рефлексии, способного обеспечить разъяснение фольклорных категорий правосубъектности, правосознания, правомочности. Метод философско-правовой рефлексии опирается на способность субъекта правосознания к философскому самоанализу, изучению своих отношений с правовой реальностью. В фокусе философскоправовой рефлексии пребывают содержание права и специфика познавательных процессов, лежащих в его основе. Если согласиться, что право — одно из проявлений бытия, а субъекты правосознания способны к философскому самоанализу и изучению собственных отношений с правовой реальностью, то есть субъекты правосознания являются правосубъектами, логично допустить, что все персонажи фольклорного гипертекста в той или иной мере реализуют потенциал правосубъектности.
Теория философии права нацелена на поиски особенной правовой реальности, не ограниченной законодательными предписаниями. Философия права трактует право как совокупность параметров людской практики, выявленных в онтологическом и аксиологическом аспектах и соотнесенных с критерием справедливости. В плане онтологии философия права находится в поисках ответа на вопрос о сущности права и ориентируется на сферу правопонимания. Аксиологический срез философии права связан с оценками форм правопорядка, способов его нарушения и возможностей восстановления. Философско-правовое мышление включает элемент утопии, так как его отправной точкой является не то, что есть в действительности, а то, что желательно. В связи с этим смена одного правопорядка другим интерпретируется людьми как перспектива обретения идеального гармоничного состояния высшей справедливости, о которой люди всегда будут мечтать. Такая мечта воплощает морально-этическую сущность правовой реальности [15, 31]. Представленная в украинских фольклорных текстах правовая реальность опирается на императив достижения «рая человечности», основанного на принципах идеальной справедливости. Исследуя культуроправовую информативность фольклора, мы исходим из признанных философией права мировоззренческих основ неклассической модели осмысления права как одного из способов правопонимания, а также используем метод умозрительной интерпретации зафиксированных народнопоэтическим конструктом правовых феноменов. Неклассическая модель рецепции правовых явлений опирается на признание реальностью языковой деятельности, коммуникации, в рамках которой материальный и идеальный планы (знак и значение) тесно связаны. В неклассическом понимании нормы жизни, понятия свободы и равноправия выводятся из представлений о человеческом достоинстве как критерии права и мере гуманности закона.
Таким образом, герменевтическая рефлексия правовой реальности украинского фольклора должна осуществляться с опорой на размышления ведущих отечественных исследователей философии права, которые подчеркивают, что для герменевтического направления указанной науки характерно понимание права как текста, неразрывно связанного с субъектом и его сознанием. Важным основанием выбора философско-правового подхода к изучению культуроправового поля народнопоэтического конструкта является также то, что философия права изучает логическое содержание и языковое выражение права.
Список литературы:
1. Ермоленко С. Я. Мовно-естетичш знаки укра'шсько! культури. - К.: 1нститут укра'шсько! мови НАН Украши, 2009.
2. Ермоленко С. Я. Фольклор i лтгературна мова. - К.: Наукова думка, 1987.
3. Жайворонок В. В. Укра!нська етнолшгвктика: нариси. - К.: ДовГра, 2007.
4. Козюбра М. I. Мкце фЛософн права в систем! сустльствознавства (до пи-тання про дисциплшарний статус фГлософГ! права)//Проблеми фГлософГ! права, 2003, Т. 1, с. 27-32.
5. Кононенко В. I. Украшська лшгвокультуролог1я. - К.: Вища школа, 2008.
6. Лавриненко С. Т. Концептуалiзацiя та категоризац1я культуроправово! шформативносп укра!нського фольклору//Мова i культура. - К.: Видавни-чий Дiм Дмитра Бураго, 2013, Т. 1 (16з), Вип. 16, с. 104-110.
7. Лавриненко С. Т. Лшгвоконцептолопчне осмислення народноюридично! шформативносп укра!нського фольклору//Лiтературознавчi студГ!. - К.: Видавничий ДГм Дмитра Бураго, 2010, Вип. 26. - с. 325-334.
8. Лавриненко С. Т. Лшгвоправова концептосфера укра!нського фолькло-ру//Укра!нська мова у XXI столгтп: традицГ! i новаторство. Тези доповГдей Всеукра!нського лшгвктичного форуму молодих учених, Ки!в, 21-23 квЛня 2010 року. - К.: 1АЦ «СпейсФнформ»; ФОП Гудименко, 2010, с. 203-206.
9. Лавриненко С. Т. Лшгвокультуролопчш проекцГ! вивчення мови укра!нського фольклору//НауковГ пращ Кам’янець-ПодГльського нащонального ушверситету Гмеш 1вана Опенка. Фглолопчш науки. Кам’янець-ПодГльський: Вид-во КПНУ 2013, Вип. 34, с. 165-170.
10. Лавриненко С. Т. Передконцепт права в укра!нському фольклор1//Мовш i концептуальш картини свпу. - К.: Вид-во КНУ 2008. Вип. 24. Ч. 2. с. 172-180.
11. Мацько Л. I. Укра!нська мова у освГтньому просторк - К. Вид-во НПУ Гмеш М. П. Драгоманова. - 2009.
12. Максимов С. И. Правовая реальность: опыт философского осмысления. -Харьков: Право, 2002.
13. Рабинович П. М. Фглософгя права: проблеми та тдходи. - ЛьвГв: ЛНУ Гмеш Ьана Франка, 2005.
14. ФЛософГя права/ВЦп. ред. Д. Фейнберг, Д. Коулмен. - К.: Основи, 2007.
15. ФЛософГя права/ВЦп. ред. О. Г. Данильян. - Харкав: Право, 2009.