Соииапьно-психопогические и педагогические аспекты деятельности правоохранительных органов
ПРАВОСОЗНАНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
О. В. Сергачева, М. И. Марьин
В статье представлены результаты экспериментального исследования правосознания сотрудников органов внутренних дел и кандидатов на службу. Установлено, что уровень сформированности правосознания у женщин-сотрудников выше, чем у мужчин-сотрудников. Это позволило утверждать, что у женщин-сотрудников более выражена готовность к соблюдению правовых и социальных норм.
Ключевые слова: правосознание, социальные и правовые нормы, правовой нигилизм, женщины-сотрудники, мужчины-сотрудники, кандидаты на службу.
Проблема правосознания, изучения его реального уровня, состояния, содержания относится к числу ключевых, основополагающих научнык направлений юридической психологии. С ее решением связаны задачи укрепления законности и правопорядка, повышения эффективности и качества деятельности правоохранительный органов, борьбы с преступностью и предупреждения причин, ее порождающих, постижения глубиннык содержательно-психологических механизмов социального взаимодействия людей, познания движущих сил и внутренних регуляторов юридически значимого поведения [1, с. 52].
Психологический словарь дает широкое понятие правосознания как сферы общественного или индивидуального сознания, включающей правовые знания, отношение к праву и правоприменительной деятельности [2, с. 271]. С точки зрения правоприменительной деятельности правосознание - одна из форм человеческого сознания, она отражает правовую действительность в форме юридических знаний, идей, представлений и оценочных отношений к праву и практике его реализации, пра-вовык установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение людей в юридически значимых обстоятельствах [3, с. 7].
С точки зрения психологии личности правосознание -это присущая человеку система представлений, основанных на понимании роли закона, правовых норм в регулировании взаимоотношений между гражданами, между личностью и государством, под воздействием которых складываются установки на подчинение этим нормам. Развитое правовое сознание является стабилизующим фактором, способствующим совершенствованию гражданского общества [4, с. 8]. Психологическая суть правосознания охватытается следующими положениями:
1) правосознание является частью обыщенного сознания, так как его становление происходит в большей
степени стихийно, внутренняя структура правосознания может быть противоречивой и включать не только рациональные, но и эмоциональные компоненты;
2) в своей основе оно имеет морально-нравственные установки, но несводимо к ним и является специфическим образованием, поэтому изучение его психологического содержания не должно ограничиваться рамками ценностно-этического подхода.
В юридической психологии личностное отношение к правам и обязанностям понимается как проявление степени усвоения социального, выфажаемого в характере принимаемых решений, в мотивах, способах и средствах реализации правовых норм [5, с. 137].
Таким образом, оценивая уровень сформированности правосознания, можно говорить о степени готовности личности придерживаться тех или иных социальных и правовых норм.
Вопросы правосознания многими авторами поднимаются для обсуждения и признаются актуальными в контексте как гражданского общества, так и правоохранительной деятельности [6, с. 52; 7, с. 6; 8, с. 16; 9, с. 18]. В литературе имеются сведения о проведенных исследованиях в данной области [10, с. 55; 11, с. 16], однако специальный психологических исследований, посвященных изучению уровня сформированности и сфер функционирования правосознания у сотрудников органов внутренних дел с различным стажем службы, проводилось мало. Актуальность и необходимость изучения реальной картины сформированности правосознания у сотрудников органов внутренних дел послужили основанием для рассмотрения данной проблемы. В исследовании уровня сформированности правосознания выделяются два направления.
Во-первых, изучать и оценивать правосознание можно в нормативно-оценочном контексте: высокий уровень - «хорошо», низкий уровень - «плохо». В этом случае результаты исследований рискуют «упереться» в идеальный образ и закончиться на уровне теоретических рассуждений о важности и значимости.
Во-вторых, при оценке действительной картины сформированности правосознания личности важно изучать психологические механизмы, обеспечивающие усвоение и функционирование социальных и правовых норм в реальном поведении человека.
Настоящее исследование не претендует на универсальное решение всей проблемы правосознания, оно представляет собой попытку пойти по второму пути и обозначить характерные тенденции в функционирова-
нии правосознания у сотрудников ОВД. Итак, нашей задачей является анализ уровня сформированности правосознания и готовности сотрудников придерживаться правовых норм в профессиональной деятельности и межличностных отношениях.
В исследовании принимали участие сотрудники ОВД в количестве 240 человек (160 мужчин и 80 женщин) и кандидаты на службу в ОВД в количестве 86 человек. Выборка представлена рядовым, инспекторским и руководящим составом подразделений следствия, по борьбе с экономическими преступлениями, участковых уполномоченных, а также сотрудниками конвойных подразделений, патрульно-постовой службы, ГИБДД, вневедомственной охраны, штабов и подразделений по работе с личным составом ОВД (табл. 1).
В экспериментальном исследовании использована методика, предложенная Л. А. Ясюковой [12, с. 66]. Методика позволяет оценить систему правосознания, прогнозировать готовность людей придерживаться правовых и социальных норм в профессиональной деятельности и межличностных отношениях, оценить сформиро-ванность правосознания по уровням развития:
- первый уровень: правовой нигилизм;
- второй уровень: противоречивое и неполноценное правосознание;
- третий уровень: правосознание в основном сформировано;
- четвертый уровень: правосознание сформировано полностью.
Выщеляются также четыре относительно самостоятельные сферы функционирования правосознания: бытовая, профессионально-деловая, социально-гражданская и правовые знания. Правовые знания составляют отдельную сферу и, учитывая, что знания сами по себе не обеспечивают соответствующих поведенческих установок, в суммарном показателе они считаются лишь частично (в соответствии с факторным весом). На основе результатов психологической диагностики сотрудников и кандидатов на службу в ОВД получены средние значения уровней правосознания по сферам (табл. 2).
Оценивая уровень сформированности правосознания, можно сказать, что средние значения кандидатов и мужчин-сотрудников ОВД находятся в рамках противоречивого и неполноценного правосознания (второй уровень). Данный уровень характеризуется как неполностью сформированное правосознание.
Средние значения показателей группы женщин-со-трудников ОВД находятся в рамках третьего уровня -«В основном сформированное правосознание». Данный уровень является более высоким и характерен для человека, который в своей деятельности старается не нарушать существующие законы и различные нормы, достаточно надежен в деловой сфере, корректен в деловом взаимодействии.
Распределение средних значений показателей по сферам функционирования представлено на рис. 1. У всех обследованных вышвлены1 высокие значения по-
Таблица 1
Характеристика Мужчины Женщины
кол-во | % кол-во I %
Возраст:
- 20-25 45 28,1 16 20,0
-25-30 36 22,5 19 23,8
- 30-35 37 23,1 20 25,0
- 35-40 25 15,6 15 18,8
- 40-45 14 8,5 7 8,8
- старше 45 лет 3 2,2 3 3,6
Срок службы в ОВД:
- до 1 года 24 15,0 10 12,5
- 1-3 28 17,5 17 21,3
- 3-5 14 8,7 11 13,8
- 5-10 37 23,1 19 23,8
- 10-15 30 18,8 12 15,0
- свыше 15 лет 27 16,9 11 13,8
Образование:
- среднее, специальное 84 52,5 37 46,3
- высшее 76 47,5 43 53,8
Таблица 2
Средние значения уровней правосознания по сферам функционирования
Критерий Кандидаты на службу в ОВД Мужчины-сотрудники ОВД Женщины-сотрудники ОВД
Бытовая сфера 6,53 6,39 6,35
Профессионально-деловая сфера 5,18 5,46 5,12
Социально-гражданская сфера 3,63 3,80 4,24
Правовые знания 6,87 6,71 6,57
Общий балл уровня правосознания 17,25 17,46 19,00
казателей в области правовых знаний, все значения определены рамками третьего уровня. В этом же уровне находятся значения бытовой сферы функционирования правосознания, которые характеризуются достаточным пониманием групповой относительности морально-этических норм, способностью понять и принять систему жизненных ценностей другого человека.
Значения деловой сферы находятся в рамках среднего, второго уровня, которые характеризуются склонностью действовать в соответствии с правилами и законами, соблюдением договорных обязательств, средним уровнем надежности в данной сфере.
Самые низкие значения правосознания у обследованных выявлены в социально-гражданской сфере. Это позволяет говорить о слабой сформированности правосознания, проявляющегося в пассивности, нежелании проявлять инициативу, прилагать личные усилия, самостоятельно искать выход из сложных ситуаций, о низкой гражданской ответственности. Такой человек привык перекладывать ответственность на других, он ожидает, а нередко и требует, чтобы кто-то (государство, начальник, родители) заботились о нем и обеспечивали всем необходимым.
Выявленная тенденция в функционировании правосознания характерна и для кандидатов, не имеющих опыта службы и статуса защитника прав граждан, и для сотрудников ОВД. Общая тенденция проявляется в хорошем уровне правовых знаний, достаточном понимании груп-
повой относительности морально-этических норм, гражданской пассивности, нежелании проявлять инициативу, брать ответственность на себя.
Такая тенденция может отражать определенную позицию, при которой права человека рассматриваются односторонне, с точки зрения его свободы, независимости, личностного самоутверждения в отрыве от ответственности, долга, гражданских обязанностей.
Поэтому важно изучать правосознание не только сотрудников ОВД, но и кандидатов на службу - в ходе профессионально-психологического отбора. Эта информация поможет, оценивая степень готовности кандидата принимать или нарушать социальные и правовые нормы, точнее прогнозировать успешность профессиональной деятельности будущего сотрудника ОВД.
Исходя из того, что средние значения уровня сформированности правосознания у женщин-сотрудников ОВД в целом выше, дальнейший анализ правосознания сотрудников ОВД строился на изучении характеристик отдельно у мужчин и у женщин.
Распределение индивидуальных значений по уровням сформированности правосознания сотрудников представлено в табл. 3.
Анализ полученных результатов показывает, что низкий уровень сформированности правосознания, т. е. правовой нигилизм (отрицание определенных правил и норм, асоциальность поведения), выявлен у 20% муж-
Кандидаты
■ М у жчины-сотр у дники
■ Женщины-сотру дники
Рис. 1. Средние оценки по сферам функционирования правосознания
Таблица 3
Распределение индивидуальных значений уровня сформированности правосознания
Первый уровень -правовой нигилизм Второй уровень -средний Третий уровень -выше среднего Четвертый уровень -высокий уровень правосознания
кол-во I % кол-во I % кол-во I % кол-во | %
Мужчины-сотрудники (160 человек)
32 | 20,0 68 1 42,5 55 | 34,4 5 1 3,1
Женщины-сотрудники (80 человек)
1Л, 26 | 32,5 29 | 36,3 11 | 13,8
чин-сотрудников и у 17,5% женщин. Обращает на себя внимание тот факт, что из всех мужчин, характеризующихся правовым нигилизмом, 44% их имеют стаж службы в ОВД более 10 лет (8,8% от общего количества); из всех женщин, обладающих правовым нигилизмом, 14,3% их также имеют стаж службы в ОВД более 10 лет (2,5% от общего количества).
Правовой нигилизм рассматривается как вариант ориентации на эмоциональные, морально-нравственные ориентиры, но только в том варианте, которые человек разделяет сам. Такая ориентация может компенсировать неразвитость правового регулирования и в силу субъективности критериев и ущербности самой морали (можно лгать) несовместима с профессиональным сознанием. Более того, абсолютизация эмоционального аспекта оценки человеческих поступков может привести к искажению и деформации морали. В случае же слабого развития нравственных начал в личности актуализируются другие субъективные системы ориентации в отношениях с законом, главная из которых - «право силы» [13, с. 71]. Поэтому правовой нигилизм мужчин-сотрудников со сроком службы более 10 лет скорее всего может говорить об одной из форм деформации правового сознания, которая в литературе выделяется как весьма распространенная в ОВД [14, с. 47].
Что касается правового сознания женщин-сотруд-ников, то можно предположить, что они меньше подвержены правовой деформации. Обобщение результатов исследования, характеризующих уровень сформи-рованности правосознания у женщин с различным сроком службы в ОВД (более высокий уровень) позволяет утверждать, что у них более выражена готовность к соблюдению правовых и социальных норм. Это, в свою очередь, позволяет предположить, что на протяжении всей службы женщины могут являться носителями социально позитивного образа сотрудника ОВД, поддерживая тем самым социальную значимость правоохранительной деятельности и имидж сотрудника милиции в современном обществе.
Социальная значимость правосознания заключается в том, что оно является необходимым условием го-
товности личности к соблюдению социальных и правовых норм. Изучение действительной картины сформи-рованности, функционирования, особенностей правосознания у сотрудников ОВД позволит на основе комплексного анализа определять приоритетные направления в работе с личным составом, эффективно распределять силы и средства, строить прогнозы и профилактическую работу.
Полученные результаты исследования позволяют сформулировать следующие выводы.
1. По результатам оценки уровня сформированности правосознания выявлена тенденция в функционировании правосознания, которая характерна и для кандидатов, не имеющих опыта службы и статуса защитника прав граждан, и для сотрудников ОВД. Общая тенденция проявляется в хорошем уровне правовых знаний, достаточном понимании групповой относительности морально-этических норм и гражданской пассивности, нежелании проявлять инициативу, брать ответственность на себя.
2. Более высокий уровень сформированности правосознания у женщин-сотрудников позволяет говорить о том, что они являются носителями социально позитивного образа сотрудника ОВД, поддерживают социальную значимость правоохранительной деятельности и имидж сотрудника ОВД.
3. Среди мужчин-сотрудников с низким уровнем сформированности правосознания (правовой нигилизм) 44% лиц имеют стаж службы в ОВД более 10 лет. Это свидетельствует об определенной деформации правового сознания в процессе служебной деятельности.
4. С целью повышения качества профессиональнопсихологического отбора у кандидатов на службу необходимо изучать уровень сформированности правосознания. Эта информация поможет, оценивая степень готовности кандидата принимать или нарушать социальные и правовые нормы, точнее прогнозировать успешность профессиональной деятельности будущего сотрудника ОВД.
1. Прикладная юридическая психология : учебное пособие для вузов / под ред. проф. А. М. Столяренко. М., 2001. 639 с.
45
40
35
30
25
Правовой нигилизм Средний уровень
Выше среднего
Высокое
правосознание
□ Мужчины-сотрудники
□ Женщины-сотрудники
2. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. П. Ярошевского. Ростов н/Д, 1999. 512 с.
3. Баранникова Н. В. Формирование правосознания у курсантов и слушателей юридических вузов системы МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах : научно-практический журнал. 2008. № 4(35). С. 6-9.
4. Ясюкова Л. А. Правосознание: диагностика и закономерности развития // Прикладная психология. 2000. № 4. С. 1-13.
5. ВасильевВ. Л. Юридическая психология. СПб., 2001. 640 с.
6. Баранникова Н. В. Указ. соч.
7. Иглина Н. Б. Практика формирования современной модели личности сотрудника милиции: (опыт кадровой работы с молодыми сотрудниками) : учебно-методическое пособие. Архангельск, 2009. 90 с.
8. Прикладная юридическая психология : учебное пособие для вузов / под ред. проф. А. М. Столяренко.
9. Хадыкина В. В. Формирование правосознания молодых сотрудников в период профессиональной адаптации к службе в ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах : научно-практический журнал. 1999. № 2(10). С. 18-21.
10. Иглина Н. Б. Указ. соч.
11. Прикладная юридическая психология : учебное пособие для вузов / под ред. проф. А. М. Столяренко.
12. Ясюкова Л. А., Самойлова В. А. Состояние и тенденции развития правосознания в современном российском обществе // Человек и общество : научный и общественный альманах. СПб., 2005. Вып. 31. С. 60-84.
13. Там же.
14. Караваев А. Ф., Марьин М. И., Петров В. Е. Основы психопрофилактики профессиональной деформации личности сотрудников органов внутренних дел : учебное пособие. Омск, 2007. 168 с.
ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н. В. Азаренок
В работе рассматриваются теоретические основы программирования уголовно-процессуальной деятельности. Актуальность данного вопроса обусловлена необходимостью оптимизации человеческой деятельности. В результате проведенного анализа предлагается программа уголовного процесса, состоящая из цели, задач и условий деятельности. С точки зрения психологии программа «цементирует» процесс производства по уголовному делу, направляя правоприменителя к искомому результату.
Ключевые слова: программа уголовно-процессуальной деятельности; программно-целевой подход; цель, задачи и условия деятельности; план, проект.
Общество и государство уделяют значительное внимание вопросам упорядочения жизнедеятельности. Необходимость оптимизации человеческой деятельности обусловила ее исследование в качестве философско-теоретической проблемы. «В современном познании, -пишет Э. Г. Юдин, - понятие деятельности играет ключевую, методологически центральную роль... без него не обходится ни одно обоснование конкретного предмета гуманитарного знания» [1, с. 266].
В философии деятельность рассматривается как «...присущий только человеку способ взаимодействия со средой, один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего
мира» [2, с. 7]. Данное понятие определяется в психологии как «.форма активного отношения субъекта деятельности к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта» [3, с. 5].
Ученые отмечают, что практически любая целенаправленная деятельность организуется на представлениях о желаемом результате (цели), о путях ее достижения и о необходимых для этого средствах. Иначе говоря, она базируется на некоторой целевой программе [4, с. 6]. «Специфичность структуры деятельности, - пишет
Э. Г. Юдин, - состоит прежде всего в том, что деятельность включает в качестве своего необходимого компонента некий идеальный план или программу, предваряющие результат деятельности и обусловливающие подбор соответствующих средств» [5, с. 348]. Считается, что деятельность как предельно общая философская категория характеризуется двумя основными видами программ поведения. Первый - биологический - присущ всем живым организмам. Он выражает их приспособленность к той или иной частной «экологической нише». Второй - социокультурные программы - характерен для работы людей и заключается в активном отношении к окружающему миру. Содержание таких программ составляет «целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры» [6, с. 268].
Программа в широком смысле означает: план намеченной деятельности, работ; изложение основных задач и целей; в вычислительной технике - полное и точное описание на некотором формальном языке процедуры обработки информации для решения поставленной задачи на электронной вычислительной машине [7, с. 491]. Семантика термина «программа» подразумевает «изложение содержания и цели деятельности» [8, с. 607], а в философской литературе он трактуется как «способ пошаговой (поэтапной) организации деятельности по развертыванию какого-либо содержания» [9, с. 549], «перечень действий, необходимых для достижения цели» [10, с. 172]. «Программа фактически есть описание того, -считает В. П. Фофанов, - как субъект должен действовать, чтобы осуществился переход системы из некоторого исходного состояния к другому, которое является целевым для данного субъекта» [11, с. 176].
Для построения программы знания-описания преобразуются в знания-предписания. Они и составляют ее содержание, реализуемое в практических действиях субъекта. Необходимость в ней обусловлена потребностью материализовать цель, так как программа наиболее точно выражает суть организованной деятельности. В философии отмечается, что «способы деятельности определяются исторически выработанными социокультурными программами. Эти программы не только реализуются в деятельности, в ней они вырабатываются и изменяются» [12, с. 34].
В научной литературе выделяются различные виды программ в зависимости от критерия, положенного в основу классификации. Так, в соответствии с характером и природой проблем, которые призваны решать