Научная статья на тему 'Православные СМИ в культурно-информационном пространстве Республики Мордовия'

Православные СМИ в культурно-информационном пространстве Республики Мордовия Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
278
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАНТ / КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРАВОСЛАВНЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СМИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / INTERLOCUTOR / CULTURAL AND INFORMATION MEDIA / ORTHODOX MASS-MEDIA / REGIONAL MASS-MEDIA / REGIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зеткин Сергей Николаевич

Статья посвящена анализу контента православной журналистики в культурно-информационном пространстве Республики Мордовия. Целью работы являются классификация, выделение тематических направлений и выяснение значения православных СМИ. В качестве базы исследования в статье привлекаются различные типы изданий православной журналистики с конца 1990-х гг. до настоящего времени. При работе над материалом использовалась современная методология. Авторская позиция в работе с теоретическим и фактическим материалом определялась аксиологическим и социокультурным подходами, позволяющими проводить изучение проблемы с учетом ценностных и социальных детерминант. Специфическими чертами православной журналистики Республики Мордовия выступают многожанровость и многотемность. В то же время для православных СМИ характерны непродолжительная история развития, малочисленность, активность печатных и интернет-изданий в отличие от телеи радиопрограмм. Имеющиеся православные СМИ подразделяются на официальные и неофициальные, печатные и электронные издания, а также узкоспециализированные, специализированные и неспециализированные. Развиваясь в русле общероссийских тенденций, православная медиасреда Республики Мордовия выполняет роль канала трансляции духовных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orthodox Mass-media in cultural and information media of the Republic of Mordovia

The article analyses the content of orthodox mass-media in cultural and information media of the Republic of Mordovia. The aim of the work is the classification, the allocation of thematic areas and the clarification of the value of the Orthodox media. As a basis for the study, the article analyses various types of Orthodox journalism publications from the late 1990s until now. When working on the materials, the author used modern methodology. While working with theoretical and factual material, the author’s position was defined by axiological and sociocultural approaches, which allow to study the problem considering value and social determinants. The specific features of Orthodox journalism of the Republic of Mordovia are multiple genres and multiple thematic coverage. At the same time, the Orthodox media are characterized by a short history, small number, active position of print and Internet publications in contrast with television and radio programs. The available Orthodox media are divided into official and unofficial, print and electronic publications, as well as highly specialized, specialized and unspecialized. Developing in line with the all-Russian tendencies, the Orthodox media environment of the Republic of Mordovia serves as a channel for the transmission of spiritual values.

Текст научной работы на тему «Православные СМИ в культурно-информационном пространстве Республики Мордовия»

УДК 070:271.2(470.345)

DOI: 10.15507/2076-2577.010.2018.03.095-105

ПРАВОСЛАВНЫЕ СМИ В КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Зеткин Сергей Николаевич,

магистрант филологического факультета ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), serzet@mail.ru

пространств влений и вь

О

Статья посвящена анализу контента православной журналистики в культурно-информационном пр Республики Мордовия. Целью работы являются классификация, выделение тематических направле яснение значения православных СМИ. В качестве базы исследования в статье привлекаются различные типы изданий православной журналистики с конца 1990-х гг. до настоящего времени. При работе над материалом использовалась современная методология. Авторская позиция в работе с теоретическим и фактическим материалом определялась аксиологическим и социокультурным подходами, позволяющими проводить изучение проблемы с учетом ценностных и социальных детерминант.

Специфическими чертами православной журналистики Республики Мордовия выступают многожанровость и многотемность. В то же время для православных СМИ характерны непродолжительная история развития, малочисленность, активность печатных и интернет-изданий в отличие от теле- и радиопрограмм. Имеющиеся православные СМИ подразделяются на официальные и неофициальные, печатные и электронные издания, а также узкоспециализированные, специализированные и неспециализированные.

Развиваясь в русле общероссийских тенденций, православная медиасреда Республики Мордовия выполняет роль канала трансляции духовных ценностей. Ключевые слова: коммуникант; культурно-информацио! информации; региональные СМИ; региональная культура.

Для цитирования: Зеткин С. Н. Православные Мордовия // Финно-угорский мир. 2018. № 3. С. 95

онное п

оЬ

в культур

пространство; православные средства массовой

зации культур! тюди склон!

ЯУ

ьтурно-информационном пространстве Республики

Введение

В условиях глобализации культуры, по мнению философов, «люди склонны группироваться вокруг первичных источников идентичности: религиозных, этнических, территориальных, национальных» [12, 20]. Это усиливает значение регионального информационно-культурного пространства как канала обеспечивающего эффективное информационное воздействие культур на формирование духовного ка человека и общества [17, 16]. Важ-элементом данного пространства яется региональная журналистика -одновременно зеркало и катализатор социокультурных процессов в регионе.

В 1990-е гг. начала формироваться новая для медиапространства Мордовии тематическая разновидность журналистики - конфессиональная. Основная масса местных конфессиональных изданий от-

носится к православным медиаресурсам. Их коммуникантами является значительная часть населения республики, чьи духовные и социальные запросы отражают и формируют эти издания. Однако значение православных средств массовой информации (СМИ) в культурном пространстве республики оставалось на периферии культурологических исследований.

Обзор литературы

Историография проблемы представлена корпусом литературы, посвященной православной журналистике (работы О. В. Баки-ной [1; 2], И. А. Дымовой [7], Т. Н. Ивановой [8; 9], Л. А. Ткаченко [21], М. А. Шахба-зян [25] и др.), исследованиями специфики религиозного стиля (труды И. М. Голь-берг [4], С. А. Гостеевой [5], Т. А. Ицкович [10], М. Н. Кожиной [13], О. А. Крыловой

© Зеткин С. Н., 2018

ISSN 2076-2577 (print) 95

[14], Л. П. Крысина [15], И. К. Матей [16], Е. И. Хазанжи [22] и др.) и религиозного дискурса (работы Е. В. Бобыревой [3], Л. А. Гулюка [6], Е. А. Кислянской [11], Е. В. Пе-трухиной [18], Н. В. Сальниковой [19], Ю. Н. Синицыной [20], А. А. Черноброва [23], К. Чумаковой [24], С. В. Шепитько [26], И. Н. Щукиной [27], Е. Г. Ясиновской [28] и др.). Однако научных исследований в области православной журналистики Республики Мордовия до сих пор не было предпринято. Все это, безусловно, приводит к определенным сложностям в формировании целостного представления о данном феномене и его влиянии на культуру республики.

Материалы и методы

Материалами исследования стали публикации печатных и электронных православных СМИ Республики Мордовия, в том числе официальные издания (сайт Кафедрального собора святого праведного воина Феодора Ушакова, сайт Храма святых равноапостольных Мефодия и Кирилла и др.), специализированные издания (журналы «Ведомости Мордовск митрополии», «Духовная школа», газета «Альфа», «публичные страницы» Саранской епархии («Православная Мордовия. Новости (Саранск)») и миссионерских организаций («Союз православной молодежи Мордовии», «Миссионерский отдел Саранской епархии») и др., размещенные в социальных сетях), а также отдельные публикации и рубрики СМИ г. Саранска («Столица С», «Вечерний Саранск», «Известия Мордовии» и др.), представленные в электронных версиях.

К исследованию данных материалов применялась практика анализа с точки зренвяГих тематики и содержания; автор-

О

ских интенций и общих целевых установок

издания; жанровых форм; стилевых доминант и обусловленных ими языковых средств выражения, коммуникативных стратегий и техник, отдельных языковых приемов оказания заданного воздействия на читателя (массовую читательскую аудиторию).

Методологическим основанием работы стал комплексный подход, предпола-

гающий использование описательного, аналитического, семантико-стилистиче-ского (состоящего в выяснении значения языкового средства с учетом контекста), функционально-семантического (заключающегося в выявлении функциональных возможностей единиц в условиях религиозного дискурса) и лингвокультурологи-ческого (с точки зрения участия языковой единицы в репрезентации религиозной картины мира) методов.

Результаты исследования и их обсуждение

Православные медиаиздания Республики Мордовия по территориальному признаку, т. е. широте распространения, относятся к региональным СМИ, что во многом обусловливает такие их характеристики, как непродолжительная история развития; малочисленность; преимущественная активность только печатных и интернет-СМИ при отсутствии активно функционирующих теле- и радиопроектов; непредставленность многих офи-ьных специализированных изданий ордовской митрополии в интернет-среде, вытекающая из этого их незаинтересованность в обратной связи с читателями; несбалансированность различных сегментов православной журналистики (например, отсутствие в онлайн-сре-де официальных изданий митрополии, но широкое присутствие ее неофициальных, а следовательно, менее авторитетных изданий); сосредоточенность православной журналистики Мордовии на событиях и вопросах, актуальных именно для этого региона; стремление к тематической всеохватности, компенсирующей ограниченное число конфессиональных СМИ в республике; неразвитость информационно-аналитического направления в официальных церковных СМИ, которое мы расцениваем как наиболее важное и актуальное для читателя, «мостик» между Церковью и аудиторией, имеющей множество актуальных и сложных, спорных, но требующих грамотного разбора и комментирования вопросов (частично данная задача решается лишь в неофициальных СМИ).

Типологическими чертами православных СМИ Мордовии мы считаем много-темность и многожанровость.

Рассмотрим систему православных СМИ Республики Мордовия и их характеристики подробнее.

Начало активной работы непосредственно связано с моментом образования и регистрации Саранской епархии как религиозного органа в 1990 г. (перерегистрирован в 1999 г.). Подготовка к созданию епархии подразумевала и широкую работу с общественностью, в связи с чем было принято решение об учреждении в 1991 г. официального епархиального информационно-новостного издания - газеты «Саранские епархиальные ведомости», которая ныне преобразована в журнал и носит название «Ведомости Мордовской митрополии».

За 27 лет ситуация в православной журналистике Саранска и Мордовии практически не изменилась. «Религиозного бума» не случилось, несмотря на общую популярность православной темы в региональных изданиях. Анализ системы православных СМИ в Республике Мордовия позволяет выделить следующие их разновидности.

К официальным специализированным православным медиаизданиям Республики Мордовия относится основной печатный орган Мордовской митрополии - журнал «Ведомости Мордовской митрополии». Он содержит общую новостную информацию о религиозной жизни региона. Также нередко в нем присутствуют сочинения ученых и публицистов на религиозные темы.

Систему печатных православных СМИ официального характера дополняет молодежная газета «Альфа», издаваемая Мордовской республиканской общественной организацией «Союз православной молодежи Мордовии» при Саранской епархии.

ущественным отличием газеты «Альфа» от журнала «Ведомости Мордовской митрополии» является подчеркнутая ориентация на молодежные вопросы. Этим вызвана частая публикация материалов на следующие темы: духовное просвещение подрастающего поколения; его религиоз-

ное воспитание, прежде всего с опорой на религиозные традиции, существовавшие в дореволюционной России; нравственные качества и духовные ориентиры православного человека, к осознанию и обретению которых необходимо стремиться; поступление в образовательные духовные учреждения или участие в православных лагерях, экскурсиях, паломничествах, широко организуемых мордовским духовенством и миссионерскими организациями для детей различных возрастов, испытывающих потребность в духовном общении в свободное от учебы время; события, связанные с деятельностью исторических реконструкторов - «Владычного полка», члены которого также являются активными участниками православного молодежного движения в республике, а его выступления всегда собирают большое число зрителей.

В эту же группу можно отнести журнал «Духовная школа», выпускаемый Саранской духовной семинарией Саранской и Мордовской Епархии Русской православной церкви. Журнал имеет главным м духовно-просветительскую и оведническую направленность при ивелировании роли собственно новостного сегмента. Духовно-просветительская и проповедническая направленность диктует его многотемность. Так, анализируя выпуск № 1 за 2015 г., можно отметить: напутствия архипастыря, официальные обращения духовенства к мирянам и священнослужителям, в том числе к будущим, по случаю каких-либо важных событий, праздников и т. д. (например, «Слово Высокопреосвященнейшего Зиновия, митрополита Саранского и Мордовского, произнесенное в Саранском духовном училище в праздник Обретения главы Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (9 марта 2015 г.)»); проповеди (например, «Вход Господень в Иерусалим» протоиерея Павла Горбунова); исторические сведения и очерки (например, «Очерк истории Свято-Предтечен-ской церкви города Саранска (К 215-й годовщине ее устроения)» Д. А. Сысуева); историко-литературные публикации (например, «"Восхваления Господа" ("Laudes

Domini"), памятник древнехристианской латинской поэзии начала IV века» протоиерея Алексея Пенькевича); философско-просветительские наставления (например, «Добродетель как социальный идеал в наследии святителя Иоанна Златоуста» М. Ю. Грыжанковой); спортивную информацию («Культура и спорт. Обзор православных новостей Интернета» Е. Н. Фокина); новостную отчетную информацию (например, «Поездка студентов СДС в Москву и Санкт-Петербург» В. П. Гордеева) и т. д.

Рассматривая проблематику материалов журнала «Духовная школа», можно констатировать тот факт, что данное издание успешно реализует практически все тематические направления, заданные его духовно-просветительской и проповеднической ориентацией, однако, к сожалению, информационно-аналитическая составляющая в нем отсутствует, что лишает его остроты, стремления работать над серьезными, животрепещущими и, возможно, спорными, дискуссионными темами, всегда привлекающими внимание и интерес широкого круга читателей.

Отсутствие информационно-анал ческой составляющей - одна из терных черт официальной православной журналистики Республики Мордовия, причины чего мы усматриваем в таких моментах, как материальная незаинтересованность в читателе, низкий профессиональный уровень редакторских групп и сотрудничающих с ними журналистов, ау-журналистской среды в епар-

з официальных православных Республики Мордовия не ронной версии с онлайновым читателям приходится либо аться в библиотеки, прежде всего в библиотеку Саранской епархии, что по понятным причинам весьма сложно и неудобно, либо довольствоваться архивными выпусками. Соответственно нет обратной связи с читателями, мнения которых смогли бы способствовать совершенствованию конфессиональных медиаисточни-ков, усилению их актуальности и ориентации на действительно волнующие многих

т Са-олии Свя-

тентичность хии и т. д.

Ни од медиа

име д

мирян вопросы, особенно людей, только вступающих на путь веры.

Наоборот, официальные узкоспециализированные православные СМИ Республики Мордовия имеют главным образом электронное распространение. Из них отметим постоянно обновляющие новостную информацию официальные сайты епархии и епархиальных отделов, благо-чиний, приходов и монастырей: сайт ранской епархии Мордовской митропс Русской православной церкви, сайт то-Феодоровского кафедрального собора, сайт Отдела по благотворительности и социальному служению, сайт Миссионерского отдела, сайт Епархиального отдела по культуре, сайт Центрального благочиния г. Саранска, сайт Юго-западного благочиния г. Саранска, сайт Восточного благочиния г. Саранска, сайт Южного благочиния г. Саранска, сайт Храма святых равноапостольных Мефодия и Кирилла г. Саранска с расписанием богослужений, описанием новостей приходов и т. д. Обращает на себя внимание широкое тствие официальных узкоспециали-ованных православных СМИ Республики Мордовия в социальных сетях и других интернет-источниках. Например, Саранская епархия имеет официальную «публичную страницу» в социальной сети «ВКон-такте» под названием «Православная Мордовия. Новости (Саранск)», а также свой телеканал на видеохостинге УоШнЬе «Саранская епархия», хотя с небольшим количеством подписчиков. В социальной сети «ВКонтакте» можно обнаружить официальные «публичные страницы» различных молодежных движений, функционирующих при Саранской епархии и ее Миссионерском отделе: «Союз православной молодежи Мордовии», «Молодежный клуб храма Кирилла и Мефодия», «Молодежное братство "Трезвение" (Саранск)», «Мультклуб "Китеж"», «Дискуссионный клуб», «Клуб "Архистратиг" г. Саранск» (рукопашный бой, самбо), «Инициативная группа "Доброделание" г. Саранск», «Молодежное служение на приходе Кафедрального собора святого воина Феодора Ушакова» и др. Все это свидетельствует об активной социальной работе молодежного

сегмента Саранской епархии и деятельности самой епархии в информационно-новостном направлении.

Неофициальная православная журналистика Республики Мордовия представлена главным образом отдельными рубриками в светских СМИ и прежде всего отдельными публикациями в политематических информационно-новостных изданиях: «Известия Мордовии», «Столица С», «Вечерний Саранск», имеющих электронные версии, т. е. охватывающие и Интернет, и обеспечивающие легкий доступ для широкой аудитории, обратную связь с ней. Стоит отметить отсутствие каких-либо магистральных направлений православной журналистики в светских СМИ, помимо собственно новостной, ориентированной на сообщение важной информации о будущих событиях в жизни верующих республики (об организации православных выставок и других религиозных мероприятий, о встрече святынь в приходах, праздничных богослужениях и т. д.).

Поскольку такого рода православная журналистика в большей мере является результатом личной инициативы заинтересованных в этой теме корреспондентов то нередко на страницах изданий м но встретить материалы информаци аналитической направленности, наиболее актуальные для читателей, поскольку пишутся на «злобу дня», затрагивая наиболее интересующие их моменты. Так, в разгар Чемпионата мира по футболу - 2018 и сопутствующих ему светских мероприятий (Фестиваль болельщиков ФИФА на прихрамовой площади) в «Столице С» вышло интервью со священнослужителем по поводу участия верующих в них, их поведения и отношения с учетом того, что данные спортивные и культурные события пришлись на середину Петрова поста, о котором следует помнить («Во время чемпионата мира по футболу жители Саранска впали в грех?!», 21 июня 2018 г.). Именно в этом издании имеется специальная рубрика - «Религия», включающая в себя не только, как мы видим, информационно-новостные и информационно-аналитические материалы, но и публикации социокультурной, исторической направ-

ленности («Краевед Сергей Бахмустов о Крещении в советском Саранске: "Многие партийные и сами погружались в холодную воду"», 17 января 2018 г.).

Не менее активна в этом отношении газета «Известия Мордовии», в которой материалы на религиозную тематику выходят под рубрикой «Общество», однако они, как правило, исключительно новостного содержания («В Мордовии на Никольской церкви села Сиалеевская Пятина установили новые купола», 6 июля 2018 ^ • «В Мордовии откроют новую часов святым источником», 5 июля 2018 :

Успешным стал телепроект «Мордовская голгофа», подготовленный в рамках грантовой поддержки конкурса «Православная инициатива» телеканалом ГТРК «Мордовия», который рассказал об узниках, замученных в застенках НКВД, - «о заключенных лагеря в 30-е годы на территории Чуфаровского монастыря. Попадали туда священники, а также за политические анекдоты, за нежелание идти в колхоз» («Телепроект "Мордовская голгофа" получил поддержку Мордовской митропо-ч<Россия. ГТРК "Мордовия"», эфир в, от 19 апреля 2018 г.).

- В региональном культурно-информационном пространстве не прижились радио-и телевизионные православные СМИ. Так, анонсированная на сайте Саранской епархии телепередача «Просто о главном» на 10-м телевизионном канале (ведущий -протоиерей Александр Пелин) закрылась после 10-го выпуска. В 2016-2017 гг. в эфире ГТРК «Мордовия» выходила радиопередача «Православная беседа» о роли православия в жизни человека с участием священников Иоанно-Богословского Макаровского мужского монастыря. Другим опытом стало православное интернет-радио «Ковчег спасения», созданное при кафедральном соборе святого праведного воина Феодора Ушакова. В его эфире весьма недолго звучали проповеди, отрывки из Священного Писания, проводились беседы по различным вопросам, интересующим православных. Ныне радиостанция также прекратила существование. При этом отдельные новостные репортажи, посвященные темам, связанным с право-

о

славной жизнью региона, на всех функционирующих в республике телеканалах выходят достаточно часто и регулярно.

Анализ публикаций в православных СМИ Республики Мордовия позволяет выделить следующие тематические активно реализующиеся направления.

1. Информирование об актуальных новостных событиях в православно-религиозном поле региона, наиболее хорошо представленное в неспециализированных СМИ. Это могут быть события, связанные с открытием новых храмов или их освящением, с реконструкцией ранее действовавших и т. д., например: «В Мордовии Никольский храм украсят золотой росписью» («Известия Мордовии», 31 января 2018 г.); «Старинный храм нуждается в обновлении (В Саранске "законсервируют" старейший в городе собор)» В. Николаева («Московский Комсомолец. Саранск», 27 апреля 2018 г.); «Новый храм строится в Темни-ковском районе Мордовии» («Известия Мордовии», 21 июня 2018 г.); «В Мордовии освятили новый храм» (информационный портал «МордовМедиа», 30 октября 2017 г.); «В Теньгушевском райо Мордовии откроется новый храм» («Изв стия Мордовии», 31 октября 2017 г.) и др. По жанровой природе это, как правило, новостные заметки, отличающиеся предельной сжатостью, лаконичностью в подаче информации и содержащие всего несколько строк об описываемом событии. В большинстве своем это двухчастные материалы с блоками вводной и основной или основной и дополнительной информации. Например, в заметке «В Мордовии освятили купола нового храма» читаем: «Митрополит Саранский и Мордовский Зиновий освятил крест и купола строящегося храма в честь преподобного Сергия Радонежского в селе Атьма Ромодановско-го района. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Саранской епархии, клирики Свято-Феодоровского кафедрального собора (блок основной информации).

Напомним, первая встреча и обсуждение вопросов закладки и строительства будущего храма с жителями села состоялись летом 2014 года. Менее чем за две недели была подготовлена строительная

площадка и залит фундамент храма (блок дополнительной информации)» («Известия Мордовии», 25 февраля 2017 г.).

Дополнительная информация служит средством воссоздания цепочки событий, связанных с данной новостью, формирования о ней более полного представления у читателя, создания ощущения наблюдения буквально «своими глазами» за возведением новой святыни в Мордовии, которая в будущем, несомненно, станет средоточием духовной жизни целого поселения, пополнит копилку святынь республики и сделает посильный вклад в возрождение православия на нашей земле.

обног

мо обозначенных ь, содержащую ком-ентного в освещаемом

Реже структура подобного рода новостной заметки может быть трехчаст-ной, включать помим выше тре ментари

вопросе лица. Например, в материале «В Мордовии освятили новый храм» читаем: «Чин освящения храма в честь Казанской ны Божией Матери совершил митро-гг саранский и мордовский Зиновий. помним, что его возведение началось несколькими годами ранее. Владыка приехал в село Ключарево Рузаевского района. После освящения глава митрополии возглавил в новой церкви божественную литургию.

"После богослужения архиерей обратился к сельчанам, которые отныне смогут вести полноценную церковно-приходскую жизнь, с поздравлениями. Также митрополит Зиновий отметил епархиальными наградами потрудившихся в деле строительства храма в Ключарево", - отметили в пресс-службе Саранской епархии» (информационный портал «МордовМедиа», 30 октября 2017 г.).

2. Сообщения о прибытии в действующие храмы различных святынь из других городов России и даже зарубежья. Например, в 2011 г. практически все информационные источники Мордовии, включая сайты приходов и монастырей, светские издания, официальные издания Мордовской митрополии, пестрили новостными сообщениями о прибытии в Саранск Пояса Пресвятой Богородицы из

афонского монастыря («В Саранск прибывает уникальная святыня - Пояс Богородицы», «Вечерний Саранск», 2 ноября 2011 г.; «В Саранск привезут Пояс Богородицы», новостной портал «МордовМе-диа», 5 октября 2011 г. и др.). Новостные заметки данной тематической направленности сложились в широкомасштабную информационную кампанию, цель которой заключалась в оповещении о будущем событии всех жителей республики и соседних регионов, желающих помолиться святыне. О других подобных событиях информационных заметок публикуется намного меньше: «В Саранск прибыла частица Креста Господня» («Столица С», 27 сентября 2017 г.), «В Саранск прибудет Распятие с частицей Креста Господня» А. Козловой («Саранск.Безформата.ги». 26 сентября 2017 г.), «В Мордовию привезли подлинную частицу Креста Господня» А. Ефремова («Известия Мордовии», 26 сентября 2017 г.) и др.

Не столь значимые события, разумеется, привлекают меньше внимания, однако линия новостных сообщений прослеживается практически всегда - в данном случае светские и специализированные СМИ работают в продуктивном тан ме. При этом если неспециализир« ные издания (светские СМИ) в подаче новостной информации, связанной с религией, придерживаются в большей мере перспективной формы подачи материала (т. е. речь идет о будущих событиях), то специализированные СМИ - ретроспективной (хроникальной) формы (т. е. речь идет об уже прошедших событиях в виде отчета). Об этом можно судить, например, исходя из рубрик «Ведомостей Мордовской митрополии»: «Из хроник Главы Мордовской митрополии», «Итоги» (в предрождественском выпуске за 2017 г. в этой рубрике опубликован материал «В Иоанно-Богословском Макаровском монастыре прошло итоговое годовое собрание духовенства Саранской епархии»). Приведем примеры и других публикаций из этого выпуска, демонстрирующие ретроспективную форму подачи новостной информации: «Столетие органов. ЗАГС России (В Саранске состоялось торже-

ственное собрание, посвященное 100-летию органов ЗАГС Российской Федерации)» (рубрика «Дата»), «Рождественские образовательные чтения "Нравственные ценности и будущее человечества" (С 8 по 10 декабря 2017 года на нескольких площадках города Саранска и Республики Мордовия прошли региональные Рождественские образовательные чтения на тему "Нравственные ценности и будущее человечества")», «Моло-^^^'' дежное служение: "Наша задача - открыть молодым людям истинность и красоту православия" (С 10 по Я^дека-бря 2017 года в Саранске на базе Паломнического центра Иоанно-Богословского Макаровского мужского монастыря прошел III Межрегиональный обучающий форум для руководителей православного молодежного движения Приволжского федерального округа "Пересвет")» и др. Такой же подход к работе над актуальной новостной информацией присутствует в узкоспециализированных СМИ, например на сайтах приходов и благочиний г. Саранска. Однако в отличие от свет-МИ здесь часто применяется бо-развернутая и эмоциональная подача яатериала, поэтому на смену новостным заметкам приходят отчеты и репортажи, например: «Они служат нам образцом...» (об открытии фотовыставки «Святые царственные страстотерпцы - идеал христианской семьи», подготовленной Северо-Западным благочинием г. Саранска и епархиальной комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства; «Ведомости Мордовской митрополии», предрождественский выпуск 2017 г.). Заметен больший синкретизм при реализации собственно информирующей и духовно-просветительской функций православной журналистики.

3. Анонсирование различных мероприятий и акций, организуемых миссионерскими организациями, поэтому, как правило, такая новостная информация репрезентируется в виде небольших сообщений-объявлений в социальных сетях - на «публичных страницах» миссионерских организаций, т. е. в официальных узкоспециализированных СМИ:

«Дорогие друзья! Нужны добровольцы для расчистки завалов после урагана на месте святого источника Казанской иконы Божией Матери. Сбор добровольцев состоится в четверг, 5 июля в 14.00 возле храма Казанской иконы Божией Матери на Светотехстрое. С собой нужно будет взять топоры, ножовки и бензопилы (если есть). Очень просим помочь!» («ВКонтакте», «Миссионерский отдел Саранской епархии», 4 июля 2018 г.);

«Доброго всем утра! Дорогие наши друзья, мы сейчас проводим акцию ко "Дню защиты детей"! Совместно с молодежным клубом при Храме Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия мы решили собрать помощь по силам для нашего Гуманитарного склада» («ВКонтакте», «Молодежный клуб храма Кирилла и Ме-фодия», 4 июля 2018 г.) и др.

Выделенные тематические направления дополняются в православных СМИ Мордовии историко-культурным информированием:

1) сведения по истории и культуре Мордовии - об известных православных святынях и храмах региона, рассказ о ли ностях, задействованных в строител или реставрации, росписи храмов Данное тематическое направление не является популярным ни в специализированных, ни в светских СМИ, однако неизменно присутствует на их страницах - как элемент историко-культурного просвещения и воспитания патриотизма, любви к родной земле - «малой родине», важность чего вполне осознают совершенно разные по принципу содержательной направленности издания: «Каким мог быть собор Ушакова: нереализованный проект главного храма Мордовии» («Известия ш», 27 февраля 2017 г.), «Тайна сохраняется до сих пор! (В Иоанно-Бого-словском храме хранится уникальная Владимирская икона Божией Матери. У одной из самых чтимых реликвий оказалась непростая судьба)» («Столица С», 20 ноября 2016 г.), «Школьное просвещение нерусского населения мордовского края во второй половине ХУ1-ХУШ вв.» И. А. Зетки-ной («Духовная школа», 2015, № 2), «Наш храм (О возрождении религиозной жизни

в Мордовии в 1990-х годах ХХ столетия)» В. Д. Зотовой («Духовная школа», 2015, № 2), «Иконописец из Саранска, расписавший 40 храмов, отметил юбилей» (новостной портал «Саранск.13.гц», 6 февраля 2018 г.);

2) сообщения общей историко-культурной информации - сведения о величайших христианских святых и их духовном опыте, наставлениях, православных прг никах, свойственные только специа

зированным и узкоспециализированным изданиям; как правило, такие публикации приурочены к определенным календарным датам, связанным с ними: «Покаяние и молитва: нравственно-аскетические воззрения святого преподобного Марка Подвижника» протоиерея Алексея Зверева («Духовная школа», 2015, № 2), «Слово Высокопреосвященнейшего Зиновия, митрополита Саранского и Мордовского, п учили ля 201

чя-- пшр

ьстве ■ т. д.

изнесенное в Саранском Духовном е на Пасхальной Вечерне (13 апре-г.)» («Духовная школа», 2015, «Вознесение Господне (проповедь)» оиерея Павла Горбунова («Духовная ола», 2015, № 2) и др. Обращает на себя внимание многожан-ровость данного тематического направления: в отмеченных материалах имеются примеры и новостных заметок, и интервью (в светских СМИ), и докладов, и воспоминаний, и проповедей (в том числе похвальных слов), и наставлений (на что нередко указывается в подзаголовке публикаций).

Заключение

Таким образом, анализ контента православных СМИ в культурно-информационном пространстве Республики Мордовия позволяет говорить о наличии в регионе канала трансляции традиционной для России православной культуры. Православные ме-диаресурсы (официальные и неофициальные; интернет-издания и печатные СМИ; узкоспециализированные, специализированные, неспециализированные) решают в поликультурном пространстве Мордовии важнейшую проблему взаимопонимания, открытости, что является жизненной необходимостью для современного общества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Бакина О. В. Современная православная журналистика: опыт региональных СМИ: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Санкт-Петербург. 2001. 25 с.

2. Бакина О. В. Современная православная журналистика России. Киров: КФ МГЭИ, 2003. 224 с.

3. Бобырева Е. В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, стратегии: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Волгоград, 2007. 46 с.

4. Гольберг И. М. Религиозно-проповеднический стиль современного русского литературного языка: моральные концепты: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Москва, 2002. 16 с.

5. Гостеева С. А. Религиозно-проповеднический стиль в современных СМИ // Журналистика и культура русской речи. Москва: МГУ, 1997. Вып. 2. С. 23-31.

6. Гулюк Л. А. Православный медиадискурс региональной периодики // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: Философия. Социология. Право. 2013. № 9. С. 288-296.

7. Дымова И. А. Вероучительная проблематика православной интернет-публицистики: языковой и стилистический аспекты // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 2. С. 122-128.

8. Иванова Т. Н. Современная русская православная периодическая печать: типология, основные направления, жанровая структура: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Москва 2003. 16 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Иванова Т. Н. Функции современных росс ских православных миссионерских издан Журналистика и культура: сб. науч. ст. I " дунар. науч.-практ. конф. Пенза: Изд-4вШрУ, 2014. С. 14-15.

10. Ицкович Т. А. Язык и стиль сс еменных православных СМИ (на материал ( ^МИ Екатеринбургской епархии). га/Ь^еат/10995/24190/ (дата обращения: 14.07.21

11. Кислянская Е. А. С особенности униве глоязычном религ ле текста Библии: ав наук. Тула, 2010. 22 с

12. Кастельс М. Информационная эпоха (экономика, общество и культура). Москва: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

13. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. Москва: Флинта: Наука, 2008. 464 с.

лова О. А. Можно ли считать церковно-елигиозный стиль современного русского итературного языка разновидностью газетно-публицистического? // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь: ПГУ, 2001. С. 259-270.

15. Крысин Л. П. Религиозно-проповеднический стиль и его место в функционально-стилистической парадигме современного русского

литературного языка // Поэтика. Стилистика. Язык и культура: сб. ст. Москва: Наука, 1996. С. 135-138.

16. Матей И. К. О некоторых особенностях использования православной лексики в современных СМИ // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2015. № 4. С. 284-288.

17. Неретин О. П. Культурно-информационное пространство многонациональной России и его развитие: проблемы, перспективы: авто-

дис. ... канд. полит. наук. Москва, 2007.

Реф 24 с

//elar.urfu. _2011_4.pdf

рно-семантические >гх концептов в ан-[ дискурсе: на материа-реф. дис. ... канд. филол.

18. Петрухина Е. В. Особенности слс зования в церковно-религиозном дискурсе русского языка: стилистические функции церковнославянизмов // Slowotwôrstwo a nowe style funkcjonalne jçzykôw slowianskich: Wordformation and the new functional styles of Slavic languages. Papers in thematic session. XV International Congress of Slavists. Siedlce: Wydawnictwo Uniwersytetu Przyrodniczo-Humanistycznego,

2013. c. iio-i^jL^*''

19. Сальникова Н. В. Ценностный дискурс современных СМИ Русской Православной Церкви: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Санкт-Петербург, 2015. 31 с.

20. Синицына Ю. Н. Особенности и специфика религиозного дискурса // Культурная жизнь Юга

осс^и. 2014. № 2. С. 94-95.

ко Л. А. Православная журналистика в ториографических работах отечественных ученых // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 15 (370). С. 88-94. 2 Хазанжи Е. И. Специфика функционирования религиозного дискурса // Филологические проекции Большого Урала: материалы традиц. межвуз. студенч. науч. конф. / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2012. С. 225-230.

23. Чернобров А. А. Специфика религиозного дискурса в лингвистике // Образование и культура России в изменяющемся мире. Новосибирск: НГПУ, 2007. С. 94-98.

24. Чумакова К. Религиозный дискурс в массме-диа. URL: http://discourseanalysis.org/ada6/st47. shtml (дата обращения: 11.08.2018).

25. Шахбазян М. А. Особенности освещения околоцерковных конфликтов в медиа с позиций православной культуры // Труды Ростовского государственного университета сообщения.

2014. № 1. С. 197-200.

26. Шепитько С. В. Языковая личность в религиозном дискурсе. URL: http://goo.gl/t1HSBs (дата обращения: 03.07.2018).

27. Щукина И. Н. Средства воздействия в православном дискурсе // Вестник Пермского университета. Сер.: Зарубежная филология. 2014. Вып. 1. С. 36-47.

28. Ясиновская Е. Г. О специфике религиозного дискурса // Вестник МГЛУ 2011. Вып. 10 (616). С. 176-186.

Поступила 01.09.2018, опубликована 24.12.2018 Finno-Ugric World. Vol. 10, no. 3. 2018 103

ORTHODOX MASS-MEDIA IN CULTURAL AND INFORMATION MEDIA OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA

Sergei N. Zetkin,

MA student, Philology Department, Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia) serzet@mail.ru

dia. now. ictual material, considering

The article analyses the content of orthodox mass-media in cultural and information media of the Republic of Mord aim of the work is the classification, the allocation of thematic areas and the clarification of the value of the Orthoi As a basis for the study, the article analyses various types of Orthodox journalism publications from the late When working on the materials, the author used modern methodology. While working with theoretical ai the author's position was defined by axiological and sociocultural approaches, which allow to study th value and social determinants.

The specific features of Orthodox journalism of the Republic of Mordovia are multiple genres and multiple thematic coverage. At the same time, the Orthodox media are characterized by a short history, small number, active position of print and Internet publications in contrast with television and radio programs. The available Orthodox media are divided into official and unofficial, print and electronic publications, as well as highly specialized, specialized and unspecialized. Developing in line with the all-Russian tendencies, the Orthodox media environment of the Republic of Mordovia serves as a channel for the transmission of spiritual values.

Key words: interlocutor; cultural and information media; Orthodox Mass-media; regional Mass-media; regional culture.

For citation: Zetkin SN. Orthodox Mass-media in cultural and ugorskii mir = Finno-Ugric World. 2018; 3: 95-105. (In Russian)

dia of the Republic of Mordovia. Finno-

2.

3.

4.

5.

G

1. Bakina OV Contemporary orthodox journal ism: the experience of regional mass-media. Abstract of dis. ... of cand. of philol. sci. Sankt-Peterburg; 2001. (In Russian)

Bakina OV Contemporary Russian orthodox

journalism. Kirov; 2003. (In Russian)

Bobyreva EV. Religious discourse: values, genres, strategy. Abstract of dis. ... of cand. of

philol. sci. Volgograd; 2007. (In Russian) Golberg IM. Religious and prophesy stylis-tics of Russian literary language: moral concepts. Abstract of dis. ... of cand. of philol. sci. Moskva; 2002. (In Russian) Gosteeva SA. Religious and prophesy of contemporary mass-media. Zhurnalistika i kultura rechi = Journalism and culture of Russian speech. Moskva; 1997; 2: 23-31. (In Russian)

6. Guliuk lA. Orthodox media discourse of regional press. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo univer-siteta. Ser. Filosofiia. Sotsiologia. Pravo = Bulletin of Belgorod State University. Ser. Philosophy. Sociology. Law. 2013; 9: 288-296. (In Russian)

7. Dymova IA. Problems of Faith teaching for Internet media: linguistic and stylistic issues. Vestnik Orenburgskogo gosudarst-

vennogo universiteta = Newsletter of Orenburg State University. 2017; 2: 122-128. (In Russian)

8. Ivanova TN. Contemporary Russian Orthodox Press: types, main trends, genres. Abstract of dis. ... of cand. of philol. sci. Moskva; 2003. (In Russian)

9. Ivanova TN. Functional of contemporary Russian Orthodox missionary Press. Zhurnalistika i kultura: materialy 1-i internac. konf. = Journalism and Culture. Proceedings of 1st International Conference. Penza; 2014: 14-15. (In Russian)

10. Itskovich TA. Language and style of modern Orthodox Mass-Media (based on the materials of Ekaterinburg Diocese). Available from: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/24190/1y izkovich_2011_4.pdf (accessed: 14.07.2018). (In Russian)

11. Kislianskaia EA. Structural and Semantic features of universal concepts in English speaking religious discourse; on the material Biblical texts. Abstract of dis. ... of cand. of philol. sci. Tula; 2010. (In Russian)

12. Kastels M. Information age (economy, society, and culture). Moskva; 2000. (In Russian)

13. Kozhina MN. Stylistics of the Russian language. Moskva; 2008. (In Russian)

22.

23.

14. Krylova OA. Can we consider church and 21. religious style of modern Russian literary language as a variety of press language? Stereotipnost i tvorchestvo v tekste = Stereotypes and creativity in the text. Perm; 2001: 259-270. (In Russian)

15. Krysin LP. Religious and prophesy style and its place in functional and stylistic paradigm of contemporary Russian literary language. Poetika. Stilistika. lazyk i kultura: sb. st. = Poetics. Stylistics. Language and Culture. Collection of articles. Moskva; 1996: 135138. (In Russian)

16. Matei IK. About some specific features in using Orthodox vocabulary in modern MassMedia. Aktualnye voprosy sovremennoi filologii i zhurnalistiki = Actual questions in modern Philology and Journalism; 2015; 4: 284-288. (In Russian)

17. Neretin OP. Cultural and informational media of multinational Russian and its development: problems, perspectives. Abstract of dis. ... of cand. of polit. sci. Moskva; 2007. (In Russian)

18. Petrukhina EV. Specific features in Church and religious discourse of the Russian Language: stylistic functions of Slavonic charge terminology. Siowotworstwo a nowe style funkcjonalne jfzykow siowianskich: Wordformation and the new functional styles of Slavic languages. Papers in thematic session. XV International Congress of Slavists. Siedlce; 2013: 110-135. (In Russian)

19. Salnikova NV. Churge Dicourse of modern Mass-Media of Russian Orthodox Church. Abstract of dis. ... of cand. of philol. sci. Sankt-Peterburg; 2015. (In Russian)

20. Sinitsyna IuN. Specific features o discourse. Kulturnaia zhizn Religious life of the South of 94-95. (In Russian)

24.

25.

Tkachenko LA. Orthodox Journalism in historical works of Russian scholars. Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo univer-siteta = Bulletin of Chelyabinsk University. 2015; 15 (370): 88-94. (In Russian) Khazanzhi EI. Specific features of religious discourse. Filologicheskie proektsii Bolshogo Urala: materialy tradits. mezhvuz. studench. nauch. konf. = Philological projections of a Big Ural. Proceedings of inter-university student conference. Perm; 2012: 225-230. (In Russian)

Chernobrov AA. Specific features of reli gious discourse in linguistics. Obrazovani kultura Rossii v izmeniaiushchemsia mire = Education and culture of Russia in world. Novosibirsk; 2007: 94-98. sian)

Chumakova K. Religious discourse in MassMedia. Available from: http://discourse-.shtml (accessed:

G

28.

analysis.org/ada6/st47. 11.08.2018). (In Russian) Shakhbazian МА. Specific features of showing church related conflicts in Media from the position of Orthodox culture. Trudy Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta soobshcheniia = Articles of Rostov State Railroad University. 2014; 1: 197-200. (In Russian)

Shepitko SV. Linguistic personality in reli-discourse. Available from: http://goo.gl/ s (accessed: 03.07.2018). (In Russian) iukina IN. The means of impact in Ortho-ox Discourse. Vestnik Permskogo universiteta: Ser. Zarubezhnaia Filologiia = Bulletin of Perm University. Ser. Foreign Philology. 2014; 1: 36-47. (In Russian) Iasinovskaia EG. About the specific features of religious discourse. Vestnik MGLU = MSLU Bulletin. 2011; 10 (616): 176-186. (In Russian)

Submitted 01.09.2018, published 24.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.