Научная статья на тему 'Православные монастыри и монашество синодального периода: традиции изучения'

Православные монастыри и монашество синодального периода: традиции изучения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1288
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МОНАСТЫРИ / МОНАШЕСТВО / СИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД / ИМПЕРСКИЙ ПЕРИОД РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ / ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / СТАРЧЕСТВО / МОНАСТЫРСКИЕ ЛАНДШАФТЫ / MONASTERIES / MONASTICISM / SYNODAL PERIOD / IMPERIAL PERIOD OF RUSSIAN HISTORY / EVERYDAY LIFE / SOCIAL HISTORY / SPIRITUAL ELDERSHIP / MONASTIC LANDSCAPES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нечаева Марина Юрьевна

Анализируется историография православного монашества синодального периода. Рассматриваются прежде всего монографические работы, являющиеся итогом многолетних исследований (книги и диссертации). Выявлены основные направления изучения монастырей и монашества, исторический контекст их формирования. Сделан вывод о том, что современная историография российского православного монашества синодального периода имеет больше преемственности с работами XIX начала ХХ веков, чем с советской историографией. Это вызвано и восстановлением Русской Православной Церковью своих позиций в общественной жизни, и своеобразным маятниковым эффектом, выразившимся в сознательном изменении приоритетов изучения по сравнению с советским периодом. Однако для современной историографии монастырей и монашества, даже в рамках давно сложившихся направлений, характерно появление работ аналитического, а не описательного плана. Отмечено, что при значительном количестве исследований, посвященных конкретным обителям или их региональным группам, явно ощущается потребность в обобщающих трудах, содержащих анализ характера и динамики изменений православного монашества в имперский период российской истории, его региональных особенностей, сути и хода реформирования монастырей на протяжении всего синодального периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orthodox Monasteries and Monasticism of Synodal Period: Traditions of Studying

The historiography of Orthodox monasticism of the Synodal period is analyzed. Monographic works which are the result of many years of research (books and thesis) are primarily considered. The main aspects of the study of monasteries and monasticism and historical context of their formation are revealed. It is concluded that the modern historiography of Russian Orthodox monasticism of the Synodal period has more continuity with the works of the XIX early XX centuries than with the Soviet historiography. This is caused by the restoration of the Russian Orthodox Church, its position in public life, and a kind of pendulum effect, expressed in a conscious change of priorities of the study in comparison with the Soviet period. However, modern historiography of the monasteries and of monasticism, even within long-established areas, is characterized by the appearance of papers of analytical, not descriptive plan. It is noted that in a significant number of studies devoted to particular monasteries or their regional groups, there is a clear need for summarizing papers, containing analysis of the nature and dynamics of change in Orthodox monasticism in the Imperial period of Russian history, its regional peculiarities, nature and progress of the reform of the monasteries during the whole Synodal period.

Текст научной работы на тему «Православные монастыри и монашество синодального периода: традиции изучения»

Нечаева М. Ю. Православные монастыри и монашество синодального периода: традиции изучения / М. Ю. Нечаева // Научный диалог. — 2016. — № 12 (60). — С. 302—319.

Nechayeva, M. Y. (2016). Orthodox Monasteries and Monasticism of Synodal Period: Traditions of Studying. Nauchnyy dialog, 12(60): 302-319. (In Russ.).

ERIHJHJ--

U L R I С H ' S

PtRKHHf'AIS DlREt ICiRV

Журнал включен в Перечень ВАК

УДК 930(470)"17/19":281.93

Православные монастыри и монашество синодального периода: традиции изучения1

© Нечаева Марина Юрьевна (2016), кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора методологии и историографии, Институт истории и археологии, Ураль -ское отделение Российской академии наук (Екатеринбург, Россия), atlasch@narod.ru.

Анализируется историография православного монашества синодального периода. Рассматриваются прежде всего монографические работы, являющиеся итогом многолетних исследований (книги и диссертации). Выявлены основные направления изучения монастырей и монашества, исторический контекст их формирования. Сделан вывод о том, что современная историография российского православного монашества синодального периода имеет больше преемственности с работами XIX — начала ХХ веков, чем с советской историографией. Это вызвано и восстановлением Русской Православной Церковью своих позиций в общественной жизни, и своеобразным маятниковым эффектом, выразившимся в сознательном изменении приоритетов изучения по сравнению с советским периодом. Однако для современной историографии монастырей и монашества, даже в рамках давно сложившихся направлений, характерно появление работ аналитического, а не описательного плана. Отмечено, что при значительном количестве исследований, посвященных конкретным обителям или их региональным группам, явно ощущается потребность в обобщающих трудах, содержащих анализ характера и динамики изменений православного монашества в имперский период российской истории, его региональных особенностей, сути и хода реформирования монастырей на протяжении всего синодального периода.

Ключевые слова: монастыри; монашество; синодальный период; имперский период российской истории; повседневная жизнь; социальная история; старчество; монастырские ландшафты.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-0100191.

Изучение истории монастырей и монашества синодального периода началось еще в XIX веке, однако основные направления и традиции этих исследований продолжают сохраняться и в современной историографии.

1. Историография XIX—начала ХХ веков

Первое направление можно охарактеризовать как «приведение в известность» всех монастырей России. Уже в начале XIX века была осознана потребность в сборе и систематизации сведений о всех существовавших в истории страны православных монастырях и основных вехах их истории. В 1807—1815 годах в Москве была издана шеститомная «История Российской иерархии», собранная префектом и учителем философии Новгородской семинарии соборным иеромонахом Амвросием (Орнатским), где содержались сведения о монастырях [Амвросий, 1807—1815]. Это направление было продолжено впоследствии изданиями книг справочно-описательного характера, посвященных как существовавшим в то время монастырям [Православные монастыри ... , 1908; Сведение ... , 1850], так и всем существовавшим в истории России православным обителям [Полное собрание ... , 1852]. Огромная по масштабам работа по систематизации сведений была предпринята П. М. Строевым, издавшим в 1877 году справочник о настоятелях монастырей, объемом более 1000 страниц [Строев, 1877].

К этому же направлению можно отнести многочисленные «летописи» и «описания» отдельных монастырей. Они более подробно излагали историю и писались обычно по общей схеме, включавшей сведения об основных событиях, настоятелях, основных постройках, в том числе храмах, святынях. В значительной степени такие издания были рассчитаны на паломников. Поскольку сюжеты многих публикаций были доведены до времени их издания, сейчас эти книги составляют компонент не только историографии, но и ис-точниковой базы при изучении монашества синодального периода.

Уже первые попытки систематизировать информацию о монастырях России в их исторической ретроспективе привели к осознанию потребности уточнения данных о вехах истории многих обителей и статистического анализа числа монастырей, существовавших в России в разные периоды [Григорович, 1866; Зверинский, 1890—1897; Чудецкий, 1877]. Наиболее значительная работа в этом направлении была проведена В. В. Зверинским в его трехтомнике «Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи». Сведения о динамике открытия и закрытия монастырей содержались и в исследованиях И. М. Покровского, посвященных истории изменения русских епархий [Покровский, 1907; Покровский, 1913].

Вторым направлением в историографии можно назвать анализ политики государства относительно монастырей и монашества. К этому направлению следует отнести, конечно, аналитическую часть исследования В. В. Зверинского, а также работу Н. И. Кедрова, посвященную Духовному Регламенту, монографию М. И. Горчакова, посвященную Монастырскому приказу, и монографию Б. В. Титлинова, посвященную политике правительства Анны Иоанновны относительно церкви [Горчаков, 1868; Кедров, 1886; Титлинов, 1905], причем для работы последнего характерен анализ не только законодательных актов, но и результатов политических решений, выявленных по отчетным документам, собираемым Синодом со всех епархий страны. Значимой для исследования политики петровского времени относительно монастырей является и книга И. А. Чистовича, посвященная идеологу реформ Феофану Прокоповичу [Чистович, 1868].

Ряд работ дореволюционного периода, посвященных вопросам экономической и социальной истории, также затрагивали тематику состава и секуляризации монастырских вотчин в XVIII веке [Горчаков, 1871; Завьялов, 1900; Семевский, 1901—1903]. Особо следует отметить монографию А. А. Завьялова «Вопрос о церковных имениях при императрице Екатерине II», в которой давался анализ политической подготовки секуляризацион-ной реформы, имевшей серьезные последствия для монашеского социума.

В русле историко-политического направления историографии монашества следует указать и работу В. Ивановского «Русское законодательство XVIII и XIX вв. в своих постановлениях относительно монашествующих лиц и монастырей», имеющую подзаголовок «Опыт историко-канони-ческого исследования» [Ивановский, 1905]. Это наиболее полный и качественный в научном плане анализ законодательства синодального периода относительно монашеского социума вплоть до настоящего времени.

Особым направлением в дореволюционной историографии монашества были жизнеописания почитаемых старцев. Они составлялись по образцу житий святых, но содержали элементы мемуаристики. Особо распространены такие жизнеописания были в тех монастырях, которые имели известные на всю Россию традиции старчества: в Оптиной пустыни, Валаамском монастыре, Глинской пустыни. Многие из них переиздавались неоднократно и в значительном количестве содержатся в фондах библиотек.

2. Советская историография

В советский период в российской историографии наиболее популярными темами были вопросы формирования монастырской собственности, политика секуляризации, система повинностей монастырских крестьян (вла-

дельческих и государственных) и социальные конфликты в монастырских вотчинах [Вдовина, 1988; Горбань, 1949; Громыко, 1962; Громыко, 1965; Ко-мисаренко, 1984; Кондрашенков, 1966—1969; Шорохов, 1983 и др.].

В русле традиций дореволюционной российской историографии лежали публикации И. К. Смолича, сделанные им уже в эмиграции: в 1936 году было опубликовано в Австрии исследование «Жизнь и учение старцев», а в 1952 году в Германии — «Русское монашество: 988—1917». На русский язык оба сочинения были переведены и изданы только в 1997 году. Осмысливая историю православного российского монашества синодального периода, И. К. Смолич, вопреки основной сложившейся в историографии тенденции, считал его стремлением к оздоровлению иноческой жизни [Смолич, 1997]. Продолжением традиций дореволюционной историографии являются и книги С. И. Четверикова и И. М. Концевича, посвященные плеяде оптинских старцев, опубликованные во Франции и США [Конце-вич, 1970; Четвериков, 1926].

3. Современный период историографии

В современной исторической науке можно выделить несколько направлений изучения монашества синодального периода, отчасти продолжающие прежние традиции, отчасти корректирующие их.

Весьма распространены описания отдельных монастырей и их региональных конклавов, ориентированные на паломников и широкую читательскую аудиторию. Наиболее масштабная серия публикаций — хорошо иллюстрированные издания серии «Русские монастыри», посвященные обителям отдельных епархий или регионов страны, насчитывающие к настоящему времени 11 томов, а также статьи, посвященные отдельным монастырям в «Православной энциклопедии», насчитывающей в настоящее время 43 тома [Русские монастыри ..., 1995—2012 ; Православная энциклопедия ... , 2000—2016].

Изучение взаимоотношений церкви и государства обычно проводится в рамках царствования отдельных императоров или периодов проведения реформ и контрреформ. Основное внимание уделяется периоду XIX—начала ХХ веков, поскольку по XVIII веку еще в дореволюционной историографии был целый ряд работ, которые могут считаться фундаментальными и в настоящее время (И. Чистович, А. Завьялов, М. Горчаков, Б. Титлинов, В. Ивановский и др.). Кроме того, высокий интерес к XIX— началу ХХ вв. связан с проблематикой великих реформ 60-х годов и попытками определить уровень церковно-государственных отношений к рубежной вехе — 1917 году. Однако в исследованиях церковно-политических

вопросов реформы относительно монашества не стали предметом особого изучения. Отдельный раздел по истории монастырей и монашества содержится в монографии В. А. Федорова [Федоров, 2003], однако сама работа носит обзорный характер, и анализ изменения положения монашества достаточно схематичен. Обзорный характер носит и раздел, посвященный синодальному периоду, в коллективной монографии «Монастыри и монашество в России XI—XX века» [Монастыри, 2002].

Продолжается и традиция изучения правовых аспектов существования монашества в синодальный период. Прежде всего следует отметить неоднократно переиздававшееся исследование В. А. Цыпина «Церковное право» (использующееся в качестве учебника в духовных семинариях) и работу И. В. Заикиной [Заикина, 2008; Цыпин, 1994 и др.].

Доминирующей является концепция синодального периода как периода огосударствления Церкви, приведшего к подрыву ее экономических и политических позиций, сделавшего Церковь частью государственного аппарата — «ведомством православного исповедания».

С 90-х гг. XX века в историографии стали активно разрабатываться те аспекты монастырской истории, которые подчеркивали позитивную общественную роль монашества в синодальный период, главным образом в кон -це XIX — начале ХХ в.: вклад монастырей в развитие народного образования и благотворительность. Хотя монографического обобщения эта тема не получила, она освещена в большом количестве статей, разделов кандидатских диссертаций и научно-популярных изданий [Есеева, 2007; Евфимия, 1999; Шафажинская, 2008; Шафажинская, 2013 и др.].

Еще одна тема исследований, привлекающая большое внимание в современный период — феномен старчества, непосредственно связанный с монашеской жизнью. Кроме обильного потока жизнеописательной литературы о православных подвижниках, есть целый ряд работ, где проводится научный анализ феномена. Интерес к этой теме междисциплинарный — ей посвящены публикации историков, культурологов, философов, богословов. Обителям, имевшим крепкие старческие традиции, посвящают монографии и научные мероприятия, в том числе международного уровня. Так, отдельные работы посвящены старцам второй половины XVШ века: преподобному Федору Санаксарскому [Агапит, 2005], Паисию Величковскому (организация научной конференции «Паисий Величковский и его книжная школа» в Велико Тырново в 1992 году, международного экуменического конгресса «Старец Паисий» в Бозе (Италия) в 1995 году). Плеяда саровских старцев рубежа XVШ—XIX веков была темой изучения участников международного экуменического конгресса «От Сарова до Дивеево. Святой Серафим и

возрождение монашества в России в XIX веке» в Бозе (Италия) в 1996 году, научно-практической конференции «Преподобный Серафим Саровский в современном мире» (Пермь, 2003 г.), шести всероссийских научно-богословских конференций «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России» (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Дивеево, Са-ров, 2004—2009 гг.). История Оптиной пустыни рассматривалась на международном симпозиуме «Оптина пустынь: монастырь и русская культура» в Бергамо (Италия, 1990 г.), в монографиях российских и американских исследователей [Stanton, 1995; Кургузов, 2007; Першикова, 2008 и др.]. Монографические исследования посвящены старцам Глинской пустыни [Иоанн, 1994] и Валаамского монастыря [Третьяков, 2015].

Феномен старчества рассматривается с точки зрения его художественного осмысления в литературе и живописи [Худякова, 2003], в контексте православных традиций и культурно-исторических реалий [Демидов, 2013; Зимакова, 2000 и др.).

Новым направлением современной российской историографии стало изучение повседневной жизни православных монастырей. В орбите исследовательского интереса прежде всего период второй половины XIX — начала XX веков. Из серьезных научных работ можно назвать публикации, посвященные монастырям Русского Севера [Евфимия (Пащенко), 2007; Стикина, 2007]. Именно на уровне повседневной жизни и проявлялись результаты реформ монастырского социума, поэтому исследование повседневности чрезвычайно важно для анализа социальных аспектов секуляризации. В русле модернизационного подхода и теории секуляризации значимы выводы Н. В. Стикиной о том, что монастырский уклад можно рассматривать как отдельный тип организации повседневной жизни, ко -торому присущи такие качественные характеристики, как устойчивость, замкнутость, каноничность, ритмичность, цикличность, но под влиянием меняющихся социальных факторов меняется и монастырская повседневность — она «окрестьянивается», сближается с традиционной крестьянской культурой [Стикина, 2007]. На стыке изучения монастырской повседневности и политики относительно монашества выполнены исследования М. Ю. Нечаевой, посвященные системе управления монастырями в 20-х —начале 60-х гг. XVIII века [Нечаева, 1994; Нечаева, 1998].

Определенное снижение интереса наблюдается к тематике монастырской экономики. Наиболее последовательно продолжает заниматься ею А. И. Комиссаренко, изучавший процесс подготовки и проведения секуляризации монастырской собственности по реформе 1764 года [Комиссаренко , 1990]. Из работ последних лет можно назвать исследования В. Г. Зир-

буевой, посвященные церковному землевладению в Псковской провинции во второй половине XVIII века, О. Н. Яшиной, посвященные правовому статусу земельной собственности духовенства в XVIII — первой половине XIX вв., А. А. Подвигайло, посвященные монастырскому землевладению в Курской губернии в 60—90-е гг. XIX века [Зирбуева, 2011; Подвигайло, 2007; Яшина, 2003].

Получило продолжение в современной историографии и статистическое изучение социальных и территориальных характеристик развития монашества синодального периода. Наиболее глобальный замысел — проанализировать динамику возникновения и закрытия монастырей в России с XI до начала ХХ в. и причины этих изменений — предприняли историки Я. Е. Водарский и Э. Г. Истомина в монографии «Православные монастыри России и их роль в развитии культуры (Х!—начало XX в.)». Однако следует признать, что приведенные ими фактические данные по отдельным монастырям не всегда точны, что снижает достоверность и статистических характеристик [Водарский, 2009].

Попытки проанализировать в динамике типологию монастырей, закономерности их возникновения и закрытия предпринимаются и в региональном срезе. За основу обычно берется типология монастырей, предложенная Т. В. Барсегян [Барсегян, 1997]. В основном исследуются процессы пространственного размещения монастырей в период после реформы 1764 года [Дроботушенко, 2012; Овчинников, 2011; Радченко, 1998 и др.]. Наиболее масштабным в настоящее время следует признать исследование П. Н. Зырянова «Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века», в котором также предпринята попытка динамического рассмотрения численности обителей в масштабах России в целом и анализа причин этой динамики [Зырянов, 1999, 2002].

Новой и самой популярной темой в российской историографии стало изучение социальных характеристик монашества. Чаще всего оно выполняется в рамках кандидатских диссертаций в региональном масштабе на материалах второй половины XIX — начала XX веков [Адлыкова, 2006; Балашова, 2007; Дроботушенко, 2012; Радченко, 1998; Щербич, 2001 и др.]. В некоторых исследованиях хронологические рамки охватывают XIX — начало ХХ вв. [Запальский, 2009; Рощектаев, 2001] или весь период после секуляризации 1764 года [Рожина, 2012; Кожевникова, 2009]. В ряде монографических и диссертационных исследований социальные характеристики изучаются за весь период существования того или другого монастыря (насколько это позволяет источниковая база). Так, в работах [Есеева, 2007; Кустова, 2012; Мохова, 2014; Тихон (Затёкин), 2006 и др.] проведен такой

анализ за весь период существования объектов исследований. В границах России в целом, но за период XIX — начала XX веков социальный состав монашествующих был проанализирован П. Н. Зыряновым [Зырянов, 1999, 2002]. Как видим, при всем обилии работ можно заключить, что они посвящены в основном периоду после 1764 года, что не позволяет получить сквозные характеристики о социальном составе монашествующих за весь синодальный период и еще более закрепляет историографическую традицию разделения истории монашества до секуляризации 1764 года и после.

В ходе изучения социального состава монашествующих в историографии выделилась подтема — учет гендерных характеристик. А. Ю. Андрианов анализировал причины и обстоятельства ухода в мужские православные монастыри в России XIX — начала XX веков [Андрианов, 2011]. К достоинствам его работы надо отнести не только использование документальных материалов, но и проведение экспедиционных работ, ставящих целью выявление в качестве сравнительного материала сведений и о современном монашестве. В ряде работ проанализированы особенности динамики численности и социального состава женских монастырей [Белякова, 2011; Есеева, 2007; Шафажинская; 2008]. Однако выводы о причинах и мотивации ухода в монастыри, сделанные в этих работах, не в полной мере согласуются с приводимыми там же статистическими показателями, поэтому носят пока гипотетический характер.

4. Выводы

Суммируя вышесказанное, можно отметить, что современная историография российского православного монашества синодального периода имеет больше преемственности с работами XIX — начала ХХ веков, чем с советской историографией. Это вызвано и восстановлением Русской Православной Церковью своих позиций в общественной жизни, и своеобразным маятниковым эффектом, выразившимся в сознательном изменении по сравнению с советским периодом приоритетов изучения. Протестом против существовавших в советской историографии идеологических рамок изучения монастырей как духовных феодалов стал всплеск интереса к монашескому социуму и повседневной жизни. Однако для современной историографии монастырей и монашества, даже в рамках давно сложившихся направлений, характерно появление работ аналитического, а не описательного плана (феномен старчества, изучение отдельных монастырей в рамках микроистории).

При значительном количестве работ, посвященных конкретным обителям или их региональным группам, явно ощущается потребность в обоб-

щающих трудах, содержащих анализ характера и динамики изменений православного монашества в имперский период российской истории, его региональных особенностей, сути и хода реформирования монастырей на протяжении всего синодального периода.

Литература

1. Агапит (Юрков), иеромонах. Санаксарский возобновитель древнего старчества : житие преподобного Феодора Санаксарского / иеромонах Агапит (Юрков). — Москва : Изд-во сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского, 2005. — 251 с.

2. Адлыкова А. П. Монастыри Алтайской Духовной миссии во второй половине XIX — начале ХХ века / А. П. Адлыкова. — Горно-Алтайск : РИО Горно-Алтайского госуниверситета, 2006. — 189 с.

3. Амвросий (Орнатский), епископ. История российской иерархии / епископ Амвросий (Орнатский). — Москва : При Синодальной типографии, 1807—1815.

4. Андрианов А. Ю. Причины и обстоятельства ухода в мужские православные монастыри в России XIX — начала XXI веков / А. Ю. Андрианов. — Владимир : Транзит-Икс, 2011. — 173 с.

5. Балашова Т. В. Московские монастыри в социо-культурной среде столичного города второй половины XIX — начала XX века : диссертация ... кандидата исторических наук / Т. В. Балашова. — Москва, 2007. — 248 с.

6. Барсегян Т. В. Типология православных монастырей России / Т. В. Бар-сегян // Монастыри в жизни России : материалы науч. конф. — Калуга-Боровск, 1997. — С. 6—11.

7. Белякова Е. В. Женщина в православии : церковное право и российская практика / Е. В. Белякова, Н. А. Белякова, Е. Б. Емченко. — Москва : Кучково поле, 2011. — 702 с.

8. Вдовина Л. Н. Крестьянская община и монастырь в Центральной России в первой половине XVIII в. / Л. Н. Вдовина. — Москва : МГУ, 1988. — 210 с.

9. ВодарскийЯ. Е. Православные монастыри России и их роль в развитии культуры : (XI — начало XX в.) / Я. Е. Водарский, Э. Г. Истомина. — Москва : Ин-т российской истории РАН, 2009. — 546 с.

10. Горбань Н. В. Движения крестьян духовных вотчин Тобольской епархии в XVIII веке / Н. В. Горбань // Ученые записки Омского педагогического института. —1949. — Вып. 4. — С. 75—194.

11. Горчаков М. И. Монастырский приказ (1649—1725 г.) : опыт историко-юридического исследования / М. И. Горчаков. — Санкт-Петербург : Типография А. Траншеля, 1868. — 296, 159 с.

12. Горчаков М. И. О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и Св. синода. (988—1738 гг.) : из опытов исследований в истории русского права / М. Горчаков. — Санкт-Петербург : Типография А. Траншеля, 1871. — 558, 252 с.

13. Григорович Н. И. Обзор учреждения в России архиерейских православных кафедр и способов содержания их со времени введения штатов по духовному

ведомству (1764—1866 г.) / Н. И. Григорович. — Санкт-Петербург : Синодальная типография, 1866. — 67, 34 с.

14. ГромыкоМ. М. Западная Сибирь в XVIII в. Русское население и земледельческое освоение / М. М. Громыко. — Новосибирск : Наука. Сибирское отделение, 1965. — 267 с.

15. Громыко М. М. Церковные вотчины Западной Сибири накануне секуляризации / М. М. Громыко // Сибирь XVII—XVIÏÏ вв. — Новосибирск, 1962. — С. 158—185.

16. Демидов Д. Н. Монастырское старчество и его влияние на религиозно-нравственную жизнь российского общества конца XVIII — начала XX вв. : диссертация ... кандидата исторических наук / Д. Н. Демидов. — Москва, 2013. — 202 с.

17. Дроботушенко Е. В. Православные монастыри в социальных процессах Забайкалья во второй половине XIX — начале XX вв. / Е. В. Дроботушенко. — Чита : ЗабГГПУ, 2012. — 194 с.

18. Евфимия (Пащенко), монахиня. Женские монастыри Архангельской губернии (17—20 века) / монахиня Евфимия (Пащенко). — Архангельск : Архангельская государственная медицинская академия, 1999. — 135 с.

19. Евфимия (Пащенко), монахиня. Очерки из жизни православных северных женских монастырей середины XIX — начала XX вв. / монахиня Евфимия (Пащенко). — Архангельск : Православный издательский центр, 2007. — 277 с.

20. Есеева О. В. Православный монастырь в религиозно-культурном пространстве Пинежья / О. В. Евсеева. — Архангельск : Поморский ун-т, 2007. — 253 с.

21. Завьялов А. А. Вопрос о церковных имениях при императрице Екатерине II / А. А. Завьялов. — Санкт-Петербург : Типография А. П. Лопухина, 1900. — 400 с.

22. Заикина И. В. Правовое положение монастырей в Российской империи XVIII — начала ХХ веков (государственно-правовой и канонический аспект) / И. В. Заикина. — Москва : Илекса, 2008. — 131 с.

23. Запальский Г. М. Оптина пустынь и ее воспитанники в 1825—1917 годах / Г. М. Запальский. — Москва : Рукописные памятники Древней Руси, 2009. — 413 с.

24. Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи : в 3 т. / В. В. Зверинский. — Санкт-Петербург : Типография В. Безобразова и К, 1890—1897.

25. ЗимаковаЕ. В. Старчество как феномен культуры : диссертация ... кандидата культурологических наук / Е. В. Зимакова. — Москва, 2000. — 136 с.

26. Зирбуева В. Г. Секуляризация церковного землевладения в Псковской провинции во второй половине XVIII в. : диссертация ... кандидата исторических наук / В. Г. Зирбуева. — Псков, 2011. — 201 с.

27. Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века / П. Н. Зырянов. — Москва : Русское слово, 1999. — 309 с.

28. Ивановский В. Русское законодательство XVIII и XIX вв. в своих постановлениях относительно монашествующих лиц и монастырей : опыт историко-кано-нического исследования /В. Ивановский. — Харьков, 1905. — 176 с.

29. Иоанн (Маслов), схиархим. Глинская пустынь : история обители и ее духовно-просветительская деятельность в XVI—XX вв. / схиархимандрит Иоанн (Маслов). — Москва : Московский Патриархат, 1994. — 605 с.

30. Кедров Н. И. Духовный регламент в связи с преобразовательною деятельностью Петра Великого / Н. И. Кедров. — Москва : Университетская типография, 1886. — 244 с.

31. Кожевникова Ю. Н. Монастыри и монашество Олонецкой епархии во второй половине XVIII — начале XX в. / Ю. Н. Кожевникова. — Петрозаводск : Спасо-Кижский Патриаршее Подворье, 2009. — 301 с.

32. Комиссаренко А. И. Вотчинное хозяйство духовенства и секуляризацион-ная реформа в России (20—60 гг. XVIII в.) : диссертация ... доктора исторических наук / А. И. Комиссаренко. — Москва, 1984. — 513 с.

33. Комиссаренко А. И. Русский абсолютизм и духовенство в XVIII в. : очерки истории секуляризационной реформы 1764 г. / А. И. Комиссаренко. — Москва : Всесоюзный заочный политехнический институт, 1990. — 202 с.

34. Кондрашенков А. А. Крестьяне Зауралья в XVII—XVIII веках : в 2 ч. / А. А. Кондрашенков. — Челябинск : Южно-Уральское кн. изд-во, 1966—1969.

35. Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время / И. М. Концевич. — Jordanville (New York) : Holy Trinity monastery, 1970. — 304 с.

36. Кургузов А. В. Оптинское старчество как феномен культуры : источники изучения : диссертация ... кандидата культурологи / А. В. Кургузов. — Москва, 2007. — 153 с.

37. Кустова Е. В. История Вятского Успенского Трифонова [в 2 т.] / Е. В. Ку-стова. — Вятка [Киров] : Буквица, 2012.

38. Монашество и монастыри в России. XI—XX века : исторические очерки / [отв. ред. Н. В. Синицына]. — Москва : Наука, 2002. — 344 с.

39. Мохова Г. А. Святая обитель. История Вятского Преображенского девичьего монастыря / Г. А. Мохова. — Киров : ВЕСИ, 2014 — 757 с.

40. Нечаева М. Ю. Монастыри в системе регуляции общественной и хозяйственной жизни Урало-Сибирского региона, 1721—1764 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук / М. Ю. Нечаева. — Екатеринбург, 1994. — 538 с.

41. Нечаева М. Ю. Монастыри и власти : управление обителями Восточного Урала в XVIII в. / М. Ю. Нечаева. — Екатеринбург : УрО РАН, 1998. — 216 с.

42. Овчинников В. А. Монастыри Русской Православной Церкви на юге Западной Сибири (конец XVIII — начало XXI вв.). В 2 ч. Ч. 2 . Расцвет. Ликвидация. Возрождение / В. А. Овчинников. — Кемерово : КемГУ, 2011. — 539 с.

43. Першикова А. Н. Оптина пустынь как социокультурный феномен : диссертация ... кандидата культурологи / А. Н. Першикова. — Москва, 2008. — 215 с.

44. Подвигайло А. А. Церковное землевладение и землепользование в Центральночернозёмном регионе в 60—90-е годы XIX века : на примере Курской и Воронежской губерний : диссертация ... кандидата исторических наук / А. А. Подвигайло. — Воронеж, 2007. — 175 с.

45. Покровский И. М. Русские епархии в XVI—XIX вв., их открытие, состав и пределы : опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования / И. М. Покровский. — Казань, 1913. — 892 с.

46. Покровский И. М. Средства и штаты великорусских архиерейских домов со времени Петра 1-го до учреждения духовных штатов в 1764 г. / И. М. Покровский. — Казань : Типо-лит. Императорского ун-та, 1907. — 140, 76 с.

47. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России / сост. А. Ратшин. — Москва : Университетская типография, 1852. — 566 с.

48. Православная энциклопедия / ред. Патриарх Московский и всея Руси Алексия II. — Москва : Церковно-научный центр Православная энциклопедия, 2000—2016.

49. Православные монастыри Российской империи : полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и 2 иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин / сост. Л. И. Денисов. — Москва : Издание А. Д. Ступина, 1908. — 984 с.

50. Радченко О. И. Православные монастыри Самарского края во второй половине XIX—XX вв. : диссертация ... кандидата исторических наук / О. И. Радченко. — Самара, 1998. — 184 с.

51. Рожина В. В. Монастыри и церковная власть в Вологодской губернии в конце XVIII — начале XX века : диссертация ... кандидата исторических наук /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A. В. Рожина. — Сыктывкар, 2012. — 244 с.

52. Рузанова Н. П. Социально-историческая роль монастыря Козельская Введенская Оптина Пустынь в общественной жизни России XIX века : диссертация ... кандидата исторических наук / Н. П. Рузанова. — Москва, 2005. — 198 с.

53. Русские монастыри : в 11 т. — Москва : Очарованный странник ; Компания ЭТТА, 1995—2012.

54. Сведение о существующих в России лаврах и монастырях : собрано из разных источников. — Москва : Университетская типография, 1850. — 156 с.

55. Семевский В. И. Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II /

B. И. Семевский. — Санкт-Петербург : Типография Ф. С. Сущинского, 1881—1901.

56. Смолич И. К. Русское монашество, 988—1917. — Москва : Церковно-на-учный центр Православная энциклопедия, 1997. —606 с.

57. Стикина Н. В. Повседневная жизнь русского православного монастыря во второй половине XIX — первой четверти XX вв. : на материалах Вологодской епархии : диссертация ... кандидата исторических наук / Н. В. Стикина. — Вологда, 2007. — 276 с.

58. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви / П. Строев. — Санкт-Петербург : Археографическая комиссия, 1877. — 1064 с.

59. Титлинов Б. В. Правительство императрицы Анны Иоанновны в его отношениях к делам православной церкви / Б. В. Титлинов. — Вильна : Типография Русский почин, 1905. — 466 с.

60. Тихон (Затёкин), игумен. Уральская Лавра / игумен Тихон (Затёкин), М. Ю. Нечаева. — Екатеринбург, 2006. — 480 с.

61. Третьяков С. Валаамские светильники духа. XX век / священник Сергий Третьяков. — Москва : Издательство Сретенского монастыря, 2015. — 798 с.

62. Федоров В. А. Русская православная церковь и государство. Синодальный период (1700—1917) / В. А. Федоров. — Москва : Русская панорама, 2003. — 479 с.

63. Худякова Е. В. Старчество в русской художественной культуре конца XIX — начала XX веков : диссертация ... кандидата культурологи / Е. В. Худякова. — Ярославль, 2003. — 171 с.

64. Цыпин В. А. Церковное право : курс лекций / протоиерей В. А. Цыпин. — Москва, 1994. — 442 с.

65. Четвериков С. И. Оптина Пустынь : исторический очерк и личные воспоминания / протоиерей Сергей Четвериков. — Paris : YMCA-Press, 1926. — 184 с.

66. Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время / И. Чистович. — Санкт-Петербург : Типография Императорской Академии наук, 1868. — 752 с.

67. Чудецкий П. И. Опыт исторического исследования о числе монастырей русских, закрытых в XVIII и XIX веках / П. Чудецкий. — Киев : Типография В. Да-виденко, 1877. — 67 с.

68. Шафажинская Н. Е. Монастырская просветительская культура России / Н. Е. Шафажинская. — Москва : ИНФРА-М, 2013. — 230 с.

69. Шафажинская Н. Е. Русское монашество в XIX — начале XX века : культурологический аспект / Н. Е. Шафажинская. — Москва : МГУПП, 2008. — 422 с.

70. Шорохов Л. П. Корпоративно-вотчинное землевладение и монастырские крестьяне в Сибири в XVII—XVIII веках : развитие феодальных отношений и их особенности / Л. П. Шорохов. — Красноярск : Красноярский университет, 1983. — 164 с.

71. Щербич С. Н. История монастырей Тобольской епархии во второй половине XVIII — начале XX вв. Опыт социокультурного исследования : диссертация ... кандидата исторических наук / С. Н. Щербич. — Тюмень, 2001. — 273 с.

72. Яшина О. Н. Земельная собственность Русской Православной Церкви в России в XVIII — первой половине XIX веков : историческое исследование : диссертация ... кандидата исторических наук / О. Н. Яшина. — Москва, 2003. — 180 с.

73. Stanton L. J. The Optina Pustyn Monastery in the Russian Literary Imagination : Iconic Vision in Works by Dostoevsky, Gogol, Tolstoy, and Others. — New York : Peter Lang, 1995. — 308 p.

Orthodox Monasteries and Monasticism of Synodal Period: Traditions of Studying1

© Nechayeva Marina Yuryevna (2016), PhD in History, senior research scientist, Sector of Methodology and Historiography, Institute of History and Archaeology, Ural Branch of Russian Academy of Sciences (Yekaterinburg, Russia), atlasch@narod.ru.

1 The article is supported by Russian Foundation for Humanities, scientific project №№ 15-01-00191.

The historiography of Orthodox monasticism of the Synodal period is analyzed. Monographic works which are the result of many years of research (books and thesis) are primarily considered. The main aspects of the study of monasteries and monasticism and historical context of their formation are revealed. It is concluded that the modern historiography of Russian Orthodox monasticism of the Synodal period has more continuity with the works of the XIX — early XX centuries than with the Soviet historiography. This is caused by the restoration of the Russian Orthodox Church, its position in public life, and a kind of pendulum effect, expressed in a conscious change of priorities of the study in comparison with the Soviet period. However, modern historiography of the monasteries and of monasticism, even within long-established areas, is characterized by the appearance of papers of analytical, not descriptive plan. It is noted that in a significant number of studies devoted to particular monasteries or their regional groups, there is a clear need for summarizing papers, containing analysis of the nature and dynamics of change in Orthodox monasticism in the Imperial period of Russian history, its regional peculiarities, nature and progress of the reform of the monasteries during the whole Synodal period.

Key words: monasteries; monasticism; Synodal period; Imperial period of Russian history; everyday life; social history; spiritual eldership; monastic landscapes.

References

Adlykova, A. P. 2006. Monastyri Altayskoy Dukhovnoy missii vo vtoroy polovine XIX— nachale XX veka. Gomo-Altaysk: RIO Gorno-Altayskogo gosuniversiteta. (In Russ.).

Agapit (Yurkov), iyeromonakh. 2005. Sanaksarskiy vozobnovitel drevnego starchestva: zhitiye prepodobnogo Feodora Sanaksarskogo. Moskva: Izd-vo sestrich-estva vo imya svyatitelya Ignatiya Stavropolskogo. (In Russ.).

Aleksiya II (Patriarkh Moskovskiy i vseya Rusi). (ed.). 2000—2016 Pravoslavnaya entsiklopediya. Moskva: Tserkovno-nauchnyy tsentr Pravoslavnaya entsik-lopediya. (In Russ.).

Amvrosiy (Ornatskiy), yepiskop. 1807—1815. Istoriya rossiyskoy iyerarkhii. Moskva: Pri Sinodalnoy tipografii. (In Russ.).

Andrianov, A. Yu. 2011. Prichiny i obstoyatelstva ukhoda v muzhskiye pravoslavnyye monastyri v RossiiXIX — nachalaXXIvekov. Vladimir: Tranzit-Iks. (In Russ.).

Balashova, T. V. 2007. Moskovskiye monastyri v sotsio-kulturnoy srede stolichnogo goroda vtoroypolovinyXIX — nachalaXXveka: dissertatsiya ... kandidata istoricheskikh nauk. Moskva. (In Russ.).

Barsegyan, T. V. 1997. Tipologiya pravoslavnykh monastyrey Rossii. In: Monastyri v zhizniRossii: materialy nauch. konf. Kaluga-Borovsk. (In Russ.).

Belyakova, E. V., Belyakova, N. A., Emchenko, E. B. 2011. Zhenshchina v pravosla-vii: tserkovnoye pravo i rossiyskaya praktika. Moskva: Kuchkovo pole. (In Russ.).

Chetverikov, S. I. 1926. OptinaPustyn': istoricheskiy ocherk i lichnyye vospominaniya. Paris: YMCA-Press. (In Russ.).

Chistovich, I. A. 1868. Feofan Prokopovich i yego vremya. Sankt-Peterburg: Tipografiya Imperatorskoy Akademii nauk. (In Russ.).

Chudetskiy, P. I. 1877. Opyt istoricheskogo issledovaniya o chisle monastyrey russkikh, zakrytykh v XVIIIiXIXvekakh. Kiev: Tipografiya V. Davidenko. (In Russ.).

Demidov, D. N. 2013. Monastyrskoye starchestvo iyego vliyaniye na religiozno-nravst-vennuyu zhizn' rossiyskogo obshchestva kontsa XVIII — nachala XX vv.: dissertatsiya ... kandidata istoricheskikh nauk. Moskva. (In Russ.).

Denisov L. I. (ed.). 1908. Pravoslavnyye monastyri Rossiyskoy imperii: polnyy spisok vsekh 1105 nyne sushchestvuyushchikh v 75 guberniyakh i oblastyakh Rossii muzhskikh i zhenskikh monastyrey, arkhiereyskikh domov i zhenskikh obsh-chin. Moskva: Izdaniye A. D. Stupina. (In Russ.).

Drobotushenko, E. V. 2012. Pravoslavnyye monastyri v sotsialnykh protsessakh Zabay-kalya vovtoroy polovineXIX— nachaleXXvv. Chita: ZabGGPU. (In Russ.).

Eseeva, O. V. 2007. Pravoslavnyy monastyr'v religiozno-kulturnom prostranstve Pinez-hya. Arkhangelsk: Pomorskiy un-t. (In Russ.).

Evfimiya (Pashchenko), monakhinya. 2007. Ocherki iz zhizni pravoslavnykh severnykh zhenskikh monastyrey seredinyXIX — nachalaXX vv. Arkhangelsk: Pravos-lavnyy izdatelskiy tsentr. (In Russ.).

Evfimiya (Pashchenko), monakhinya. 1999. Zhenskiye monastyri Arkhangelskoy gu-bernii (17—20 veka). Arkhangelsk: Arkhangelskaya gosudarstvennaya me-ditsinskaya akademiya. (In Russ.).

Fedorov, V. A. 2003. Russkayapravoslavnaya tserkov'i gosudarstvo. Sinodalnyy period (1700—1917). Moskva: Russkaya panorama. (In Russ.).

Gorban', N. V. 1949. Dvizheniya krestyan dukhovnykh votchin Tobolskoy yeparkhii v XVIII veke. Uchenyye zapiski Omskogo pedagogicheskogo instituta, 4: 75—194. (In Russ.).

Gorchakov, M. I. Monastyrskiy prikaz (1649—1725 g.): opyt istoriko-yuridicheskogo issledovaniya. 1868. Sankt-Peterburg: Tipografiya A. Transhelya. (In Russ.).

Gorchakov, M. I. 1871. O zemelnykh vladeniyakh vserossiyskikh mitropolitov, patriark-hov i Sv. sinoda. (988—1738 gg.): iz opytov issledovaniy v istorii russkogo prava. Sankt-Peterburg: Tipografiya A. Transhelya. (In Russ.).

Grigorovich, N. I. 1866. Obzor uchrezhdeniya v Rossii arkhiereyskikh pravoslavnykh kafedr i sposobov soderzhaniya ikh so vremeni vvedeniya shtatov po duk-hovnomu vedomstvu (1764—1866 g.). Sankt-Peterburg: Sinodalnaya tipografiya. (In Russ.).

Gromyko, M. M. 1962. Tserkovnyye votchiny Zapadnoy Sibiri nakanune sekulyarizatsii. In: Sibir' XVII—XVIII vv. Novosibirsk. (In Russ.).

Gromyko, M. M. 1965. Zapadnaya Sibir' v XVIII v. Russkoye naseleniye i zemledelches-koye osvoyeniye. Novosibirsk: Nauka. Sibirskoye otdeleniye. (In Russ.).

Ioann (Maslov), skhiarkhim. 1994. Glinskaya pustyn': istoriya obiteli i eye dukhovno-prosvetitelskaya deyatelnost' v XVI—XX vv. Moskva: Moskovskiy Patri-arkhat. (In Russ.).

Ivanovskiy, V. 1905. Russkoye zakonodatelstvoXVIII iXIXvv. v svoikhpostanovleniyakh otnositelno monashestvuyushchikh lits i monastyrey: opyt istoriko-kanon-icheskogo issledovaniya. Kharkov. (In Russ.).

Kedrov, N. I. 1886. Dukhovnyy reglament v svyazi s preobrazovatelnoyu deyatelnostyu Petra Velikogo. Moskva: Universitetskaya tipografiya. (In Russ.).

Khudyakova, E. V. 2003. Starchestvo v russkoy khudozhestvennoy kulture kontsa XIX — nachala XX vekov: dissertatsiya ... kandidata kulturologi. Yaroslavl. (In Russ.).

Komissarenko, A. I. 1990. Russkiy absolyutizm i dukhovenstvo vXVIIIv.: ocherki istorii sekulyarizatsionnoy reformy 1764g. Moskva: Vsesoyuznyy zaochnyy poli-tekhnicheskiy institut. (In Russ.).

Komissarenko, A. I. 1984. Votchinnoye khozyaystvo dukhovenstva i sekulyarizatsionnaya reforma v Rossii (20—60 gg. XVIII v.): dissertatsiya ... doktora istoriches-kikh nauk. Moskva. (In Russ.).

Kondrashenkov, A. A. 1966—1969. Krestyane Zauralya v XVII—XVIII vekakh, 2. Chelyabinsk: Yuzhno-Uralskoye kn. izd-vo. (In Russ.).

Kontsevich, I. M. 1970. Optinapustyn 'i ee vremya. Jordanville (New York) : Holy Trinity monastery. (In Russ.).

Kozhevnikova, Yu. N. 2009. Monastyri i monashestvo Olonetskoy yeparkhii vo vtoroy polovine XVIII — nachale XX v. Petrozavodsk: Spaso-Kizhskiy Patriarshee Podvorye. (In Russ.).

Kurguzov, A. V. 2007. Optinskoye starchestvo kak fenomen kultury: istochniki izucheni-ya: dissertatsiya ... kandidata kulturologi. Moskva. (In Russ.).

Kustova, E.V. 2012. Istoriya Vyatskogo Uspenskogo Trifonova. Vyatka [Kirov]: Bukvi-tsa,. (In Russ.).

Monashestvo i monastyri v Rossii. XI—XX veka: istoricheskiye ocherki. 2002. Moskva: Nauka. (In Russ.).

Mokhova, G. A. 2014. Svyataya obitel. Istoriya Vyatskogo Preobrazhenskogo devichye-go monastyrya. Kirov: VESI. (In Russ.).

Nechaeva, M. Yu. 1994. Monastyri v sisteme regulyatsii obshchestvennoy i khozyayst-vennoy zhizni Uralo-Sibirskogo regiona, 1721—1764 gg.: dissertatsiya ... kandidata istoricheskikh nauk. Yekaterinburg. (In Russ.).

Nechaeva, M. Yu. 1998. Monastyri i vlasti: upravleniye obitelyami Vostochnogo Urala v XVIIIv. Yekaterinburg: UrO RAN. (In Russ.).

Ovchinnikov, V. A. 2011 Monastyri Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi na yuge Zapadnoy Sibiri (konets XVIII — nachalo XXI vv.). Rastsvet. Likvidatsiya. Vozrozh-deniye. Kemerovo: KemGU. (In Russ.).

Pershikova, A. N. 2008. Optina pustyn' kak sotsiokulturnyy fenomen: dissertatsiya ... kandidata kulturologi. Moskva. (In Russ.).

Podvigaylo, A. A. 2007. Tserkovnoye zemlevladeniye i zemlepolzovaniye v Tsentralno-Chernozemnom regione v 60—90-e gody XIX veka: na primere Kurskoy i Vo-ronezhskoy guberniy: dissertatsiya ... kandidata istoricheskikh nauk. (In Russ.).

Pokrovskiy, I. M. 1913. Russkiye eparkhii vXVI—XIX vv., ikh otkrytiye, sostav ipredely: opyt tserkovno-istoricheskogo, statisticheskogo i geograficheskogo issledo-vaniya. Kazan'. (In Russ.).

Pokrovskiy, I. M. 1907. Sredstva i shtaty velikorusskikh arkhiereyskikh domov so vre-meni Petra 1-go do uchrezhdeniya dukhovnykh shtatov v 1764 g. Kazan: Tipo-lit. Imperatorskogo un-ta. (In Russ.).

Radchenko, O. I. 1998. Pravoslavnyye monastyri Samarskogo kraya vo vtoroy po-lovine XIX—XX vv.: dissertatsiya ... kandidata istoricheskikh nauk. Samara. (In Russ.).

Ratshin, A. (ed.). 1852. Polnoye sobraniye istoricheskikh svedeniy o vsekh byvshikh v drevnosti i nyne sushchestvuyushchikh monastyryakh i primechatelnykh tserkvakh v Rossii. Moskva: Universitetskaya tipografiya. (In Russ.).

Russkiye monastyri. 1995—2012. Moskva: Ocharovannyy strannik; Kompaniya ETTA. (In Russ.).

Ruzanova, N. P. 2005. Sotsialno-istoricheskaya rol monastyrya Kozeskaya Vvedenskaya Optina Pustyn' v obshchestvennoy zhizni Rossii XIX veka: dissertatsiya ... kandidata istoricheskikh nauk. Moskva. (In Russ.).

Rozhina, V. V. 2012. Monastyri i tserkovnaya vlast' v Vologodskoy gubernii v kon-tseXVIII—nachaleXXveka: dissertatsiya ... kandidata istoricheskikh nauk. Syktyvkar. (In Russ.).

Semevskiy, V. I. 1881—1901. Krestyane v tsarstvovaniye imperatritsy Ekateriny II. Sankt-Peterburg: Tipografiya F. S. Sushchinskogo,. (In Russ.).

Shafazhinskaya, N. E. 2013. Monastyrskaya prosvetitelskaya kultura Rossii. Moskva: INFRA-M. (In Russ.).

Shafazhinskaya, N. E. 2008. Russkoye monashestvo v XIX — nachale XX veka: kulturo-logicheskiy aspekt. Moskva: MGUPP. (In Russ.).

Shorokhov, L. P. 1983. Korporativno-votchinnoye zemlevladeniye i monastyrski-ye krestyane v Sibiri v XVII—XVIII vekakh: razvitiye feodalnykh ot-nosheniy i ikh osobennosti. Krasnoyarsk: Krasnoyarskiy universitet. (In Russ.).

Shcherbich, S. N. 2001. Istoriya monastyrey Tobolskoy eparkhii vo vtoroy polovine XVIII — nachale XX vv. Opyt sotsiokulturnogo issledovaniya: dissertatsiya ... kandidata istoricheskikh nauk. Tyumen'. (In Russ.).

Smolich, I. K. 1997. Russkoye monashestvo, 988—1917. Moskva: Tserkovno-nauchnyy tsentr Pravoslavnaya entsiklopediya. (In Russ.).

Stikina, N.V. 2007. Povsednevnaya zhizn' russkogo pravoslavnogo monastyrya vo vtoroy polovine XIX — pervoy chetverti XXvv.: na materialakh Vologodskoy eparkhii: dissertatsiya ... kandidata istoricheskikh nauk. Vologda. (In Russ.).

Stroev, P. M. 1877. Spiski ierarkhov i nastoyateley monastyrey rossiyskoy tserkvi. Sankt-Peterburg: Arkheograficheskaya komissiya. (In Russ.).

Stanton, L. J. 1995. The Optina Pustyn Monastery in the Russian Literary Imagination: Iconic Vision in Works by Dostoevsky, Gogol, Tolstoy, and Others. New York: Peter Lang.

Svedeniye o sushchestvuyushchikh v Rossii lavrakh i monastyryakh: sobrano iz raznykh istochnikov. 1850. Moskva: Universitetskaya tipografiya. (In Russ.).

Tikhon (Zatekin), igumen, Nechaeva, M. Yu. 2006. Uralskaya Lavra. Yekaterinburg. (In Russ.).

Titlinov, B. V. 1905. Pravitelstvo imperatritsy Anny Ioannovny v yego otnosheniyakh kdelampravoslavnoy tserkvi. Vilna: Tipografiya Russkiy pochin. (In Russ.).

Tretyakov, S. 2015. Valaamskiye svetilniki dukha. XX vek. Moskva: Izdatelstvo Sretens-kogo monastyrya. (In Russ.).

Tsypin, V. A. 1994. Tserkovnoyepravo: kurs lektsiy. Moskva. (In Russ.).

Vdovina, L. N. 1988. Krestyanskaya obshchina i monastyr 'v Tsentralnoy Rossii vpervoy polovineXVIII v. Moskva: MGU. (In Russ.).

Vodarskiy, Ya. E., Istomina, E. G. 2009. Pravoslavnyye monastyri Rossii i ikh rol v raz-vitii kultury: (XI — nachalo XX v.). Moskva: In-t rossiyskoy istorii RAN. (In Russ.).

Yashina, O. N. 2003. Zemelnaya sobstvennost'Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi v Rossii v XVIII—pervoy polovine XIX vekov: istoricheskoye issledovaniye: dissertatsiya ... kandidata istoricheskikh nauk. Moskva. (In Russ.).

Zaikina, I. V. 2008. Pravovoye polozheniye monastyrey v Rossiyskoy imperii XVIII — nachala XX vekov (gosudarstvenno-pravovoy i kanonicheskiy aspekt). Moskva: Ileksa. (In Russ.).

Zapalskiy, G. M. 2009. Optina pustyn ' i eye vospitanniki v 1825—1917 godakh. Moskva: Rukopisnyye pamyatniki Drevney Rusi. (In Russ.).

Zavyalov, A. A. 1900. Vopros o tserkovnykh imeniyakh pri imperatritse Ekaterine II. Sankt-Peterburg: Tipografiya A. P. Lopukhina. (In Russ.).

Zimakova, E. V. 2000. Starchestvo kak fenomen kultury: dissertatsiya ... kandidata kultu-rologicheskikh nauk. Moskva. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zirbueva, V. G. 2011. Sekulyarizatsiya tserkovnogo zemlevladeniya v Pskovskoy pro-vintsii vo vtoroy polovine XVIII v.: dissertatsiya ... kandidata istoricheskikh nauk. Pskov. (In Russ.).

Zverinskiy, V. V. 1890—1897. Material dlya istoriko-topograficheskogo issledovaniya o pravoslavnykh monastyryakh v Rossiyskoy imperii, 3. Sankt-Peterburg: Tipografiya V. Bezobrazova I K. (In Russ.).

Zyryanov, P. N. 1999. Russkiye monastyri i monashestvo v XIX i nachale XX veka. Moskva: Russkoye slovo. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.