Научная статья на тему 'Православное воспитание полицейских в дореволюционной России (начало ХХ века)'

Православное воспитание полицейских в дореволюционной России (начало ХХ века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
240
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА МВД РОССИИ / ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / POLICE / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / PERSONNEL POLICY / VOCATION TRAINING / LEGAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Игошин Н. А.

Статья посвящена особенностям организации воспитания полицейских в России начала XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orthodox education of policemen in pre-revolutionary Russia

The article concerns the peculiarities of organization of education policemen in Russia the beginning XX centurie.

Текст научной работы на тему «Православное воспитание полицейских в дореволюционной России (начало ХХ века)»

Юридическая наука и правоохранительная практика

103

Раздел 7. Подготовка кадров для правоохранительных органов и научная жизнь высшей школы

ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОЛИЦЕЙСКИХ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ (НАЧАЛО ХХ ВЕКА)

Н.А. Игошин

(заместитель начальника факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент; [email protected])

Статья посвящена особенностям организации воспитания полицейских в России начала XX века.

Ключевые слова: полиция, кадровая политика МВД России, воспитание, профессиональная подготовка, юридическое образование.

Занятия с городовыми и околоточными надзирателями участковых управлений первоначально не носили планового характера, но с начала XX в. занятия по служебной подготовке становятся регулярными. Так, 29 сентября 1909 года градоначальник Санкт-Петербурга генерал-майор Д.В. Драчевский издал приказ 207 [1; 2]. В этом приказе он обязал приставов два раза в неделю, по вторникам и пятницам, организовывать проведение занятий со всем личным составом участковых управлений. Занятия с городовыми должен был проводить старший помощник пристава, а с околоточными надзирателями - пристав.

Занятия проходили в зданиях участковых управлений, казармах городовых, в ротах пешей полиции и даже в общественных помещениях. Например, городовые I отделения собирались на занятия в городском аукционном зале, находившемся по адресу: Екатерининский канал, д. 75 (ныне канал Грибоедова). Одновременно там размещалось до 150 человек.

На занятиях с городовыми изучались нормативные документы, определявшие функции, права и обязанности чинов полиции, доводились требования соответствующих циркуляров и приказов. На занятиях, проводившихся приставами с околоточными надзирателями, особое внимание обращалось на разбор различного рода нарушений, допускаемых нижними чина-

ми полиции при выполнении служебных обязанностей. В летний период занятия не проводились. Это было связано с увеличением служебной нагрузки у полицейских чинов участковых управлений.

Характерно, что обязанность полицейского расширять свои знания была зафиксирована в «Букваре современного городового», изданного в 1915 году. В нем отмечалось: «Обязанность всякого полицейского должна состоять в приобретении знаний».

Развитие системы государственных учебных заведений, различных частных, общественных школ, курсов, воскресных лекториев и других форм просвещения, активно развивавшихся в России в конце XIX - начале XX вв., способствовали росту грамотности населения, в том числе и правовой, делая крайне необходимым обучение полицейских, изучение ими права, совершенствование их профессиональных качеств.

Важное место в процессе обучения отводилось вопросам формирования у нижних полицейских чинов высоких нравственных качеств. Руководители стремились в ходе занятий «внушить городовым вежливость, сдержанность, спокойствие, твердость в своих действиях, правдивость в служебных докладах» [1; 3; 4]. Это было необходимо, так как нередко причиной различных эксцессов, возникавших между столичной полицией и горожанами, были

Раздел 7. Подготовка кадров для правоохранительных органов и научная жизнь высшей школы

не противоправные действия последних, а грубость полицейских чинов.

Неправомерное поведение полицейских не являлось исключением из правил, подобные явления были характерны для всей полиции Российской империи. Это признавали сами полицейские, откровенно заявлявшие, что «...чины полиции, в особенности нижние чины, нередко допускают в исполнительных своих действиях такие грубые, непривлекательные, а порою даже и незаконные приемы, которые главным образом и отшатывают общество от полиции».

В октябре 1908 года градоначальник Санкт-Петербурга издал приказ № 234 о необходимости тактичного поведения полицейских чинов при общении с горожанами. В нем, в частности, отмечалось, что «в основу взаимных отношений полиции к обывателям должен быть положен принцип доброжелательности». В последующие годы градоначальнику еще не раз приходилось возвращаться к этому вопросу, что свидетельствует об уделявшемся этой проблеме внимании. Например, в приказе, изданном в марте 1911 года, градоначальник потребовал от начальников полицейских подразделений «...постоянно разъяснять настоящее мое требование подведомственным им чинам на занятиях с ними и в других подходящих случаях, подавая им пример своим всегда доброжелательным и корректным отношением ко всем обращающимся к ним обывателям. Воспитанию в этом направлении нижних чинов я придаю весьма большое значение» [5].

Не было забыто и православное воспитание чинов полиции. Так, например, настоятель церкви во имя св. Николая Чудотворца священник Василий Гаврилович Чебышев проводил с полицейскими пастырские беседы. С 1911 года эти встречи стали носить регулярный характер, и проходили 2-3 раза в неделю. А.М. Назаренко, проводя диссертационное исследование, посвященное истории столичной полиции, используя «Ведомости С.-Петербургского градоначальства» подсчитал, что ежегодно, с сентября по май 1911-1912 годов протоиерей Чебышев совершил 92, а в 1912-

1913 годах - 89 пастырских посещений различных подразделений полиции Петербурга [6]. Во время этих посещений он объяснял Святое Писание, служил молебны (иногда всенощные), вел беседы, читал религиозно-нравственные книги и статьи, разрешал беспокоящие слушателей вопросы веры или случаи нравственной жизни, распространял путем продажи, а иногда бесплатно «Троицкие книжки».

Обычно пастырские беседы проходили вечером, не ранее 18.00, в помещениях пожарных частей или казарм городовых. Например, в 1912 году первое после летних каникул пастырское посещение протоиерей В.Г. Чебышев совершил 21 сентября, приехав в Петровскую часть. Там были собраны свободные от службы городовые 3-го участка Петербургской части, полицейские служители и пожарные Петровской части во главе с брандмейстером. Беседе предшествовали молебен и пение хора, составленного из полицейских чинов [6].

Необходимо подчеркнуть, что в жизни православного большинства столичной полиции, как, впрочем, и петербуржцев в целом, традиции религиозного быта были очень сильны. Ни одно мероприятие в полицейских подразделениях не проходило без участия протоиерея В.Г. Чебышева или священника приюта общества попечения об отставных нижних чинах полиции

Н.А. Листова. В дни больших церковных праздников православные храмы Петербурга были полны народа, а они вмещали одновременно до 400 000 человек [7].

Таким образом, можно сделать вывод, что одной из целей, которые ставили перед собой организаторы профессиональной подготовки полицейских, было воспитание у городовых высоких моральных качеств. Подтверждением этого может служить статья в «Вестнике полиции» [8], посвященная занятиям с нижними чинами полиции в Петербурге. В ней указывалось, что «во время занятий, простым, вполне понятным и легко усваиваемым языком вселяется в слушателях городовых сознание служебного долга, безграничная преданность Государю, беспрекословное и точное исполнение приказов начальства,

Юридическая наука и правоохранительная практика безупречное поведение, как на службе, так и в частной жизни. Словом, обращается внимание не только на приобретение необходимых знаний, но и на нравственное воспитание городовых».

Сегодня, как и сто лет назад, мы вновь возвращаемся к решению сложных и многогранных проблем нравственного воспитания.

На заседании круглого стола «Духовность. Нравственность. Закон», проходившем в Московском университете МВД России 28 марта 2012 года, министр внутренних дел Р.Г. Нургалиев говорил о необходимости принятия мер для повышения дисциплины, о воспитании у полицейских духовности, нравственности, высоких моральных качеств. И вновь, как и раньше, Русская православная церковь не остается в стороне и демонстрирует готовность участия в этих процессах. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая, сказал: «Необъявленная война с нашим обществом тех, кто не желает жить по закону, не должна привести к понижению потенциала к сопротивлению внешним или внутренним угрозам. А для этого, - подчеркнул Патриарх Кирилл, - полицейским нужен духовный и нравственный “иммунитет” от того зла, с которым они сталкиваются ежедневно... <...>... Решать эту проблему мы должны все вместе - и руководство правоохранительных органов, и лучшая часть ваших сотрудников, которые, конечно, размышляют обо всем этом, и представители традиционных религий, и наша обществен-

ность, и выдающиеся представители нашей науки, культуры, образования. Все вместе, основываясь на нравственном консенсусе, мы сможем изменить нравственное состояние нашего общества к лучшему, в том числе сумеем воздействовать на ситуацию в правоохранительных органах» [10].

1. Ведомости Санкт-Петербургского градоначальства. 1909. 1 дек. № 255.

2. Вестник полиции. 1909. № 47. С. 1052.

3. Вестник полиции. 1910. № 34.

С. 82.

4. Ведомости Санкт-Петербургского градоначальства. 1911. 24 марта. № 66.

5. Вестник полиции. 1910. № 4.

С. 107.

6. Назаренко А.М. Санкт-Петербургская столичная полиция (1906-1913) (Исторический аспект): дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2000.

7. Ведомости Санкт-Петербургского градоначальства. 1912. 23 сент. № 208.

8. Тихомиров Н.А. Путеводитель по церквам города Санкт-Петербурга и ближайших его окрестностей. СПб., 1906. С. 161.

9. Вестник полиции. 1910. № 4.

С. 107.

10. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на круглом столе «Духовность. Нравственность. Закон» 28 марта 2012 года [Электронный ресурс] // Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси / Официальный сайт Московского патриархата. ЦКЪ: http://www.patriarchia.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.