Научная статья на тему 'Православное духовное образование в жизни современного белорусского общества'

Православное духовное образование в жизни современного белорусского общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
297
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕЛИГИЯ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кожич Наталья Михайловна

В статье показано современное состояние православного церковного образования в Беларуси. Освещается процесс реформирования духовной школы. Показано, что задачей православного образования является стремление противостоять явлениям духовного кризиса, способствовать развитию культурного процесса. Делается вывод о том, что церковь стремится к сближению систем богословского и светского образования, утверждает необходимость приоритета религии во всех сферах общественной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Православное духовное образование в жизни современного белорусского общества»

УДК 1:281.9(476)

Н. М. Кожич, кандидат философских наук, доцент (БГТУ)

ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА

В статье показано современное состояние православного церковного образования в Беларуси. Освещается процесс реформирования духовной школы. Показано, что задачей православного образования является стремление противостоять явлениям духовного кризиса, способствовать развитию культурного процесса. Делается вывод о том, что церковь стремится к сближению систем богословского и светского образования, утверждает необходимость приоритета религии во всех сферах общественной жизни.

The article demonstrates the modern state of the Orthodox Church education in Belarus. ^e article illustrates the process of reforming the spiritual school. It is shown that the task of Orthodox education is the desire to confront the phenomena of the spiritual crisis, promote the development of the cultural process. The conclusion made that the Church seeks proximation of the theological and secular education, asserts the necessity of the priority of religion in all spheres of public life.

Введение. Современное белорусское общество претерпевает трансформацию образа жизни, вследствие чего традиционные ценности подвергаются критике, гуманизм заменяется бездушием, критерием истины зачастую выступает практическая сиюминутная польза. Именно поэтому в настоящее время особую значимость приобретают вопросы образования и воспитания, делается акцент на необходимости создания четких ориентиров социального развития.

Основная часть. Свой вклад в решение данной проблемы пытается внести и Русская православная церковь. На XVIII Международных Рождественских образовательных чтениях, состоявшихся в Москве в 2010, Патриархом Кириллом было заявлено, что в современных условиях «голос Церкви - не просто выражение ее оценки и позиции как массового и влиятельного института гражданского общества. Это тревожный набат, отсутствие реакции на который способно привести к самым печальным последствиям» [1, с. 58]. Глава Русской православной церкви подчеркнул, что православное образование должно осуществляться на протяжении всей жизни человека, начиная с детских садов и воскресных школ и заканчивая высшими учебными заведениями.

В Русской православной церкви существует целая система подготовки богословов и священнослужителей. Насчитывается 6 духовных академий, 2 университета, 2 богословских института, 44 семинарии, 39 духовных училищ, 1 пастырские курсы [2. с. 61]. Эти заведения являются преемниками духовных школ дореволюционной России. Их предназначение заключалось в том, чтобы, во-первых, дать образование детям священнослужителей. Это предполагало изучение наряду с богословскими общеобразовательных дисциплин. Во-вторых, подготовка кадров для нужд церкви. В настоящее время при наличии широкой системы светского

образования, которое дает государственная школа, духовные учебные заведения проводят сугубо богословское обучение.

В Беларуси с 1989 г. вновь стала функционировать Минская духовная семинария, затем в 1993 г. открылся богословский факультет в рамках Европейского гуманитарного университета. Его выпускники получали специальности «Религиоведение» и «Теология», которая в настоящее время имеют государственный статус. В 2004 г. этот факультет был переименован в Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла и стал осуществлять свою деятельность при Белорусском государственном университете. В 1995 г. открылась Минская духовная академия. Кроме этих учебных заведений, существуют духовные училища, воскресные школы, курсы катехизаторов, школы иконописцев и звонарей. Как правило, выпускники духовных семинарий принимают сан диакона или священника, тем самым вступают в ряды приходского духовенства. Окончание семинарии предоставляет возможность поступить в духовную академию - высшее специальное учебное заведение, которое готовит преподавательские кадры высшей квалификации: магистров и докторов богословия, докторов церковной истории, докторов канонического права, профессоров академических богословских кафедр. Выпускники академии служат в городских храмах, епархиальных и синодальных учреждениях, преподают в церковных учебных заведениях. В настоящее время преподаватели и учащиеся духовных школ выступают со статьями на страницах богословских и светских изданий, принимают участие в конференциях, образовательных чтениях и других мероприятиях, проводимых Русской православной церковью. Перед духовными учебными заведениями стоит задача формирования у каждого выпускника религиозной активности и высокой

114

ISSN 1683-0377. Трулы БГТУ. 2014. № 5. История, философия, филология

гражданской ответственности. Богословская деятельность характеризуется как состояние поиска новых решений для актуальных церковных проблем, которые ставит перед православием социальная реальность. Религиозные идеологи заявляют о необходимости эффективной системы духовного образования, которая предполагает «сознательное, осмысленное и ответственное участие в церковных таинствах и в богослужении. Если не ставить перед духовным образованием именно такую сверхзадачу, то в нем не будет просвещения человека Светом Христовой истины. Если ограничивать понятие «духовность» узкими рамками интеллектуальной осведомленности, будет неизбежен кризис мировоззрения» [1, с. 59].

Духовные академии как учебные заведения высшего звена ставят своей целью проведение исследований в области богословия, создание методических разработок для духовных учебных заведений, проведение конференций по актуальным вопросам церковной и общественной жизни, а также осуществление международного сотрудничества в области высшего духовного образования. В частности, в 2006 г. был подписан договор о сотрудничестве между богословами Беларуси и Германии (Еванге-лическо-теологический факультет Университета им. Эберхарда Карла, г. Тюбинген). Это сотрудничество предполагает обмен студентами, финансирование программ преподавания богословских дисциплин, истории церкви, истории и традиций Реформации, религиозной этики и т. д. Богословы Беларуси обращают особое внимание на развитие исследований, посвященных изучению Священного Писания, так как «потребность изучать, понимать и сохранять духовное сокровище церкви является ничем иным, как формой ее жизни» [3, с. 47]. С этой целью поддерживаются отношения с ведущими богословскими образовательными центрами, в частности с Восточноевропейской комиссией Общества исследователей Нового завета, возглавляемой Карлом-Вильгельмом Нибуром из университета немецкого города Йены. В 2010 г. Белорусской православной церковью также был проведен V Международный Восточноевропейский симпозиум исследователей Нового завета. Это мероприятие имеет большое значение для церкви, так как во времена Советского Союза все богословские исследования были фактически прерваны. В настоящее время существует возможность изучить опыт западных богословов в данной области, что «помогает взаимному обогащению не только в интеллектуальной и духовной сфере, но также и в чисто человеческой, и в сфере конфессионального общения» [4, с. 49].

Важным является факт, что православная церковь всячески ищет взаимодействия со светской культурой и одновременно по традиции борется за приоритет религии во всех сферах жизни. Государство при этом, строя свои отношения с церковью на принципе невмешательства в дела друг друга, все же преследует социально-политические интересы общества. Таким образом, в Беларуси исходя из определяющей роли православия в историческом становлении культурных традиций белорусского народа в 2003 году между церковью и государством подписано соглашение о сотрудничестве в областях, представляющих собой «сферу взаимной социальной ответственности». Одна из важнейших сфер сотрудничества - область образования. В рамках этого процесса во многих городах Беларуси была реализована программа «Семья, Единение, Отечество», которая предусматривала проповедь духовных ценностей и христианский подход к воспитанию подрастающего поколения. Для старшеклассников средних школ существуют факультативы «Культура и религия», «Основы религиоведения», «Христианские ценности православной традиции и художественная культура», «История вероисповеданий и религиозных движений в Беларуси» и др. Создано профессиональное республиканское методическое объединение по инициативе педагогов с целью совершенствования программы духовно-нравственного воспитания на основе православных традиций. Также в план повышения квалификации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений на 2010 год были включены курсы по программе «Традиционные и нетрадиционные конфессии в Беларуси: история и современность». Кроме того, в высших учебных заведениях республики дисциплина «Религиоведение» является обязательной для ряда специальностей исторического, педагогического и филологического профилей Белорусского государственного университета, Белорусского государственного педагогического университета, Минского государственного лингвистического университета, Военной академии.

22 марта 2011 г. Священный синод принял «Концепцию дальнейшего реформирования духовного образования Русской Православной Церкви». Целью реформы выступает, во-первых, дальнейшее повышение уровня подготовки священнослужителей, преподавательских кадров, миссионеров и работников в области социального служения с учетом тех задач, которые выполняет церковь в современных условиях. Это обеспечивается стремлением к совместимости системы духовного образования со светскими системами образования, а также с

международной системой богословского образования. Во-вторых, «приобретение комплексных результатов обучения, которые включают в себя, помимо знаний, специальные умения и компетенции, определяемые Церковью» [5, с. 12]. Данный этап реформирования предполагает трансформацию структуры духовного образования, методик преподавания, системы проверки качества и деятельности преподавателей. Церковь переходит на трехуровневое обучение по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Образование становится интерактивным, особый акцент делается на самостоятельную работу студентов. Все учебные программы переводятся в модульную систему. С целью повышения эффективности преподавательской деятельности во всех учебных заведениях вводится штатная структура, которая включает в себя должности профессора, доцента, преподавателя, ассистента и др.

Таким образом, очевидно, что православные деятели пытаются устранить разницу между духовной и светской школами. Стремясь противостоять явлениям духовного кризиса в современном обществе, они подчеркивают определяющую роль религии в истории культуры, ее значимость в национальных системах образования. В частности, отмечается, что «в своем высшем смысле культура есть поиск и выражение боговдохновенной свободы. А система образования создает практическую основу для культуры, понимаемой именно так. Примечательно то, что бескультурье и необразованность также имеют своим основанием свободу, но это свобода низменного эгоизма, безнравственная и агрессивная, порочная в своих основах, ведущая к вырождению и гибели... Религиозная истина является общечеловеческим достоянием. Она не только открывается посвященным, но доступна любому человеку. Она учит человека тому, как в повседневной суете можно обрести такую меру достоинства, которая превосходит все пределы мира» [6, с.76]. Тем самым религиозные идеологи отмечают, что без религиозных ценностей, имеющих общечеловеческий смысл, у современной культуры нет альтернатив, при этом «возвращение религиозного смысла в культуру необходимо в силу его собственного содержательного богатства, в силу объективной значимости личного религиозного мировоззрения человека и гражданина для истории - истории Беларуси, Европы, всего человеческого рода» [6, с.77]. Церковь рассматривается как «богоустановленная» структура, неизменная на протяжении веков. При этом религи-

озные идеологи всячески подчеркивают, что деятельность церкви направлена на социальное служение, развитие научного и культурного прогресса, а вероисповедные и культовые традиции православия представляют собой национальное достояние. По этой же причине служители культа настаивают на том, что церковные кадры должны иметь доступ к преподаванию в светской школе. Они часто ставят знак равенства между богословием и наукой на том основании, что якобы «богословие в современном мире давно уже вышло за рамки только вероисповедных задач. Используя отточенную веками методологию рационального обоснования, оно развивает критические методы исследования многих социальных явлений. Теология самой своей природой и по своему происхождению призвана вносить весомый содержательный вклад в развитие национальной гуманитарной науки» [6. с.77].

Заключение. Из вышесказанного следует, что в настоящее время православная церковь занимает активную позицию в области образования и воспитания. Путем пропаганды традиционных православных ценностей она пытается противостоять явлениям деморализации нынешнего общества. Отстаивая неизменность основ вероучения, церковь становится более современной в способах взаимодействия с обществом. Она всячески совершенствует уровень подготовки священнослужителей, стремится сблизить светскую и церковную школы.

Литература

1. Текущие события. Голос церкви - это тревожный набат // Минские епархиальные ведомости. 2010. № 1-2. С. 58-59.

2. Хроника. Совещание ректоров духовных учебных заведений Русской православной церкви // Минские епархиальные ведомости. 2010. № 1-2. С. 61.

3. Филарет. О состоянии церковной жизни и библейской науки в Белорусской православной церкви // Минские епархиальные ведомости.

2010. № 4. С. 47-48.

4. Текущие события // Минские епархиальные ведомости. 2010. № 4. С. 49.

5. Концепция дальнейшего реформирования духовного образования Русской православной церкви // Минские епархиальные ведомости.-

2011. № 2. С.12-13.

6. Филарет, Религия в культуре и светском образовании // Минские епархиальные ведомости. 2010.№ 3. С. 76-77.

Поступила 11.03.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.