Научная статья на тему 'Православное богослужение'

Православное богослужение Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
126
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Православное богослужение»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Протоиерей Николай Антонов

Православное богослужение

Опубликовано: Христианское чтение. 1991. № 4. С. 71-78

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

ПРИОБЩЕНИЕ К ВЕРЕ

НАША ЦЕРКОВНОПРИХОДСКАЯ ШКОЛА

Продолжаем публикацию глав из книги прот. Н. Р. Антонова «Храм Божий»

ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ*

Лица, совершающие богослужения

равославное богослужение совершается особыми, лицами, поставленными на то Господом и составляющими церковную Иерархию или духовенство. По воле Божией пророк Моисей избрал и посвятил для богослужения особых лиц, первосвященников, священников и левитов. Первым первосвященником был Аарон, брат Моисея, а первыми священниками были сыновья Аарона. При принесении жертв им помогали левиты. Лица же, желавшие совер*-шать богослужение без Божия благословения, были наказанье (например, возмутившиеся с Кореем, Дафаном и Авироном). Ветхозаветная иерархия состояла, таким образом, из трех степеней. В Новом Завете Иисус Христос из множества после-

* Продолжение. Начало см. в №№ 1—3 «Вестника ЛДА» за 1990 г. и в № 1 «Христианского чтения» за 1991 г.

дователей Своих избрал 12 Апостолов и им дал право учить, совершать богослужение и руководить верующих (Матф. XXVIII, ст. 19). Со временем Апостолы передали свою власть другим избранным лицам, учредив, так же как и в Ветхом Завете, три степени Иерархии, и прежде всего степень диа-конскую. Помолясь, Апостолы возложили на избранных людей руки и посвятили их на служение Церкви. Служение первых диаконов состояло в заботах о попечении бедных и в помощи апостолам при совершении Таинств. Когда число верующих увеличилось, Апостолы избрали себе новых помощников для проповеди, совершения богослужения и управления Церковью. Посвященные для этого служения, через возложение с молитвою апостольских рук, лица стали называться «пресвитерами», что значит старший, старейший. Наконец, вследствие продолжавшегося увеличения христиан по различным областям Римской Империи, Апостолы, не имея возможности сами лично всюду ставить диаконов и пресвитеров, учредили в Церкви еще новый, высший сан — «епископов», которым передали власть не только учить и* священнодействовать, но и посвящать пресвитеров и диаконов и наблюдать за их поведением. Слово епиокоп значит наблюдатель или блюститель. (От греч. слова епископео — наблюдаю.) Епископ считается непосредственным преемником и представителем Апостолов на земле. Таким образом, со времен Апостолов существует три степени Иерархии: высшая степень — епископ, средняя — пресвитер и низшая — диакон. Все эти лица, нося общее название священнослужителей, имеют еще другие наименования, в зависимости от заслуг, возраста и значения тех храмов, при которых они служат. Именно священные лица яервой степени называются, помимо епископа, еще словами: архиепископ, митрополит, экзарх, патриарх. Лица второй степени: иерей, протоиерей, пресвитер, протопресвитер, архимандрит, игумен, иеромонах, благочинный; ключарь. Лица третьей степени: диакон, протодиакон, архидиакон, иподиакон. Чтобы понять значение этих названий, нужно познакомиться с обязанностями лиц Церковной Иерархии.

Обязанности Иерархии

Подобно тому, как Иисус Христос был Учителем, Руководителем жизни и первым Установителем христианского богослужения, так, на основании Его слов Апостолам (Матф.

XXVIII, 19—20), обязанности епископа троякие: он есть главный учитель, руководитель христиан и совершитель богослужения в своей епархии. Как учитель, он проповедует, заботится о просвещении своей паствы, наблюдает за проповедованием Слова Божия и за преподаванием Закона Божия в училищах. Как руководитель христианской жизни, он управляет всем духовенством своей епархии и имеет власть над мирянами в делах, касающихся веры и благочестия. Как священнослужитель, он совершает все Таинства и всякое вообще^ богослужение, и один только имеет право посвящать в священные степени, освящать Св. Миро и Антиминсы. С течением времени возникли и другие наименования епископского-служения: «Викарный епископ» или «викарий», архиепископ1, экзарх, митрополит, патриарх. Викарный епископ есть помощник главного епископа, по власти подчиненный, а по сану равный ему2. «Митрополит»3 — епископ столицы, главных городов— есть архиерей столицы и принадлежащих к столице городов (епархий). «Патриарх»4 — есть епископ, имевший и имеющий духовную власть над целой страной или государством. По благодати нет никакого различия между патриархом,, митрополитом, архиепископом и епископом, потому что каждый совершает и может совершать одно и то же священное дело. Относительно же порядка кафедры, власти, подчиненности и пределов попечения о подчиненных, патриарх был и есть отец и глава всех, вместе со священным собором рукополагавший и судивший митрополитов и архиепископов и других лиц Иерархии. Подобно сему и митрополит, в свою очередь, был в своей области отец и глава епископов и остального духовенства, рукополагавший и судивший их; а епископ есть отец и глава духовенства и мирян, находящихся под его надзором.

В нашей русской Церкви со времен Св. Владимира управитель Церкви назывался митрополитом до 1589 года; с этого времени до Петра I глава Церкви назывался патриархом, а со времен Петра Великого (с 1721) управление Церковью сосредоточилось в ведении Святейшего Синода, то есть собора епископов.

В 1917 году Русская Православная Церковь после двухсотлетнего перерыва вновь восстановила в своих недрах патриаршество и во главе церковного управления стал патриарх. Начался новый период жизни Русской Церкви.

1 Примечания см. в конце статьи.

Лица второй степени: «пресвитеры» (от греч. слова — пресвитис — старик, старший), иерей, священники, имеют также троякие права: учить, руководить и совершать богослужение, но в меньшем объеме, чем епископы. Как учитель, священник учит христианской вере и благочестию в училищах, домах и церквах и при всяком удобном случае; как руководитель христиан, наблюдает за поведением прихожан, судит их духовным судом и в особенности свидетельствует исповедь их перед Богом в Таинстве покаяния, а в сомнительных случаях передает дело на суд своему епископу; как священнослужитель, он совершает все службы и таинства, за исключением служб, усвоенных одному архиерею. По благодати священства, все иереи равны между собою, но по степени власти и должности, ими занимаемой, некоторые из них носят особые названия, например, протопресвитер5 (первый между иереями), главный священник. Протоиерей6 старший между священниками. Благочинный — имеет власть над несколькими причтами. Ключарь—священник или протоиерей кафедрального собора, распоряжающийся церковными служениями, .крестными ходами, когда в нем участвует городское духовенство и заведующий (иногда) богослужебными принадлежностями. Лица монашеского звания, принадлежащие ко второй степени священства, носят название «иеромонахов» (освященный монах), «архимандритов»7 (начальник над монастырем) и игуменов8.

«Диакон» находится в зависимости от священника; он может проповедовать Слово Божие в церкви под наблюдением священника, с утверждения епископа — может учить Закону Божию в домах и училищах, как наблюдатель, он только исполнитель воли священника; как священнослужитель, он не совершает таинств, а только служит при совершении их, произносит эктении, читает Евангелие, приготовляет все необходимое для совершения богослужения. Кроме диакона существует еще протодиакон и архидиакон9- Лица монашеского звания, носящие сан диакона, называются «иеродиаконами».

От священнослужителей надо отличать церковнослужителей, которые присутствуют и помогают при богослужении. Это — чтецы, пономари и иподиаконы.

1) Чтец или псаломщик читает и поет на клиросе во время богослужения. 2) Пономарь или иначе: «парамонарь» (от слова рагашопе — пребывание), то есть пребывающий, приставник или церковный служитель. В настоящее время пономарь 74

-подает кадило, зажигает и носит свечи, звонит на колокольне, а в случае уменья, читает и поет на клиросе10. 3) Иподиакон-1 помощник диакона при архиерейском служении. Он обыкновенно подает архиерею облачение, умывальницу, дикирий и трикирий, и вообще прислуживает архиерею за богослужением. Желая возвысить значение звания и обязанностей церковнослужителей, Церковь установила особый вид посвящения в звание «чтеца и певца». А многие иподиаконы — даже получают посвящение, установленное для настоящих диаконов, хотя диаконское звание не обязательно для лица, прислуживающего епископу при богослужении.

Священные одежды

Во время совершения церковных служб священные лица одевают священные одежды, которые, сообразно трем степеням церковной Иерархии, разделяются на диаконовокие, священнические и епископские. Употребление священных одежд за богослужением основывается на примере ветхозаветных первосвященников и священников, облекавшихся для совершения богослужения в особые одежды.

Диаконские одежды суть следующие: 1) стихарь, делающийся большей частью из светлой материи, чтобы изобразить чистоту жизни, какая требуется от лица священного сана;

2) орарь — узкая, длинная одежда (напоминающая ленту), носимая диаконом при служении на левом плече. Название «орарь» производят от латинского «ого» — молюсь, или от ,греческого Йога—время, час, потому что орарем давали знать, когда надо молиться, петь и выходить оглашенным из Церкви. Без ораря диакон не может совершать ни одной службы;

3) поручи — короткие нарукавники для стягивания рукавов нижней одежды священнослужителей: у диаконов подризника, у священника и епископа — стихиря.

По учению Церкви каждая высшая степень церковной Иерархии заключает в себе благодать, а вместе с тем права и преимущества предыдущих степеней. Эта мысль наглядно выражается тем, что священные одежды, свойственные низшим степеням церковной Иерархии, принадлежат и высшим. Поэтому у священника кроме диаконовских одежд — стихаря (называющегося в этом случае подризником) и поручей есть еще следующие: 1) епитрахиль11— одежда, носимая священником на шее и опускающаяся сверху донизу. Она соответст-

75

вует диаконскому орарю, вдвое сложенному, и означает двойную благодать священства. Без епитрахили священник не совершает ни одной службы; 2) пояс — опоясывает подризник; 3) набедренник — продолговатый плат, носимый священником на правом боку; 4) фелонь, или риза, верхняя одежда, длинная и круглая без рукавов, но с отверстием для головы и с вырезом спереди.

У епископов кроме священнических одежд, епитрахили, стихаря, пояса и поручей существует: саккос, омофор, палица, митра-

1) Саккос — верхняя архиерейская одежда, по виду похожая на стихарь, но короче его и со звонцами. Соответствуя священнической ризе, саккос имеет одинаковое с ней значение. 2) Омофор12 по форме походит на диаконский орарь и священническую епитрахиль, только гораздо шире и длиннее последних, и возлагается поверх архиерейского саккоса, одним концом спускаясь вперед (на грудь), а другим назад (на спину) епископа. Без омофора архиерей не совершает ни одной службы, и в этой одежде архиерей представляет собою Иисуса Христа, Который на раменах Своих понес грехи людей. 3) Палица — небольшой квадратный (ромбовидный) плат, привешиваемый на правый бок. 4) Митра13 — головное украшение — означает духовную власть, а вместе с тем терновый венец и сударь, обвитый кругом главы Спасителя.

Священникам головные покровы даются в виде отличия, например, скуфья, камилавка14, а иногда за особые заслуги и митра.

Символическое значение священных одежд

Каждая священная одежда имеет символическое значение, напоминая о важности служения церковной Иерархии. Стихарь— означает чистоту жизни диаконской. Орарь — благодать диаконекого служения и символизирует крылья ангелов, служение которых диакон изображает за богослужением. Поручи — означают, что священнослужитель должен вверять (поручать) себя Силе Божией, и напоминают «узы» Спасителя. Епитрахиль — означает освящающую благодать священства. Пояс — препоясание Иисуса Христа перед Тайной Вечерей, а также готовность священнослужителя бодро проходить свое служение. Набедренник и палица обозначают духовный меч, который для священнослужителей составляет 76

Слово Божи (Еф. VI, 17; Евр. IV, 12). Фелонь или риза — обозначает багряницу, в которую облекли Иисуса Христа ругавшиеся воины, и напоминает о готовности священнослужителя страдать за правду и радоваться истине- Саккос имеет значение, сходное с фелонью. Омофор означает заблудшее человеческое естество, которое взял Господь на свои рамена и принес к Богу Отцу. Все эти мысли, поясняющие символическое значение, содержатся в особых молитвах, которые читаются священнослужителями при облачении пред совершением литургии.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Архиепископ — происходит от слова archaios — археос, древний, старый; значит—старый, заслуженный епископ. Экзарх—происходит от предлога es — экс, из 4- arche — архи, власть начальство, значит епископ, выделенный из-под начальства, а потому имеющий больше власти и самостоятельности, или от глагола exarch (начальствую) и значит начальник.

2 Викарные епископы (происх. от слова vicé — вместо и episcopus — в древности назывались Хорепископами (от слова chora — страна или местность), то есть наместниками епископа, доверенными его для наблюдения за отдельным городом или селением.

3 Название митрополитов в древности усвоялось епископом городов — митрополий, то есть главных, центральных городов какой-нибудь области (происх. от слова meter — митйр, мать + polis — полис, город).

4 Слово патриарх в древности усвоялось некоторым епископам городов, имевших самое важное священное или гражданское значение, например, гор. Иерусалиму, Константинополю, Риму, Александрии и Антиохии. Власть Патриархов действительно простиралась на всю принадлежащую ему область. Название происходило от слова — pater — патир, отец + аг-cho — архо, управляю, начальствую и значит начальник над отцами или священнослужителями.

5 Происх. от слова protos, первый пресвитер, то есть первый, важнейший между пресвитерами.

6 Слово протоиерей происходит также от слова protos — протос, первый -f hiereus—иеревс, священник.

7 Происх. от слова archon — архон — начальник, правитель -t-mandra — мандра, загород, хлев для скота, а в переносном смысле «духовная овчарня» или монастырь.

8 Происх. от слова hegumenos (от гл. hegeomai — веду) — игумен, руководствующий, начальствующий, то есть начальник над монахами.

9 Слово протодиакон происходит от слова protos — протос, первый -f--f-диакон, то есть первый между диаконами, а архидиакон — от слова archaios — архэос, древний, то есть старейший между диаконами. Они бывают в главных монастырях, Лаврах, а также при митрополитах.

10 В церковн. уставе пономарь называется словом «параэкклисиарх» и «кандиловжигатель».

« Происх. от слова epi — Эпи, на trachelos трахилос; шея «выя» (значит «навыйник»),

12 Происх. от слова homos — омос, плечо, -f-phero — фёро, несу (одежда, носимая на плечах, «нарамник»).

13 Происх. от слова mitroo — митроо, связываю — значит повязка или венец.

14 Скуфья происходит от слова skyphos—скифос, чаша, то есть покров» похожий на чашу. Камилавка происходит от названия того материала («камлота»), из которого раньше в Греции она делалась и который вырабатывался из шейной шерсти верблюда auchen — верблюд -fkarnelos — шея).

Продолжение следует

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.