Научная статья на тему 'Православная Миссия в условиях оккупации'

Православная Миссия в условиях оккупации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
230
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соловьев И.

Общество любителей церковной истории и Издательство Крутицкого патриаршего подворья при Отделе по делам молодежи Русской Православной Церкви Московского Патриархата выпустили в свет книгу современного историка К. П. Обозного «История Псковской Православной Миссии. 1941-1944 гг.». Книга вышла в рамках осуществляемой Обществом совместно с Отделом по делам молодежи Московского Патриархата программы поддержки молодых ученых в серии «Материалы по истории Церкви» (книга 40).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Православная Миссия в условиях оккупации»

Вестник ПСТГУ

II: История. История Русской Православной Церкви.

2009. Вып. П:1 (30). С. 159-161

Православная Миссия в условиях оккупации

Общество любителей церковной истории и Издательство Крутицкого патриаршего подворья при Отделе по делам молодежи Русской Православной Церкви Московского Патриархата выпустили в свет книгу современного историка К. П. Обозного «История Псковской Православной Миссии. 1941—1944 гг.». Книга вышла в рамках осуществляемой Обществом совместно с Отделом по делам молодежи Московского Патриархата программы поддержки молодых ученых в серии «Материалы по истории Церкви» (книга 40).

Псковская Миссия была образована для церковного окормления территории Северо-Запада России, оказавшейся под немецким контролем уже летом 1941 г. Захватив значительную часть Северо-Запада России и республики Советской Прибалтики, немецкие оккупационные власти столкнулись с фактом интенсивного возрождения церковной жизни на освобожденных ими от большевиков территориях. В этих условиях перед ними встал вопрос о том, кому отдать предпочтение в церковном управлении — находившемуся в Риге митрополиту Сергию (Воскресенскому), состоящему в юрисдикции Московской Патриархии («ставленнику Москвы»), или готовому к безоговорочному сотрудничеству с оккупантами митрополиту Августину (Петерсону), который с началом оккупации вновь вышел из подчинения Москве и направил немцам просьбу разрешить восстановление незаконно полученной от Константинополя еще до прихода советов «автокефалии» Латвийской Православной Церкви. При таком положении митрополит Сергий (Воскресенский) постарался убедить немцев, что для них политически выгоднее примириться с существованием подчиненной Москве канонической Церкви. В конечном счете немцы не только разрешили митрополиту Сергию церковную деятельность в подчиненном им крае, но и допустили создание Псковской «Православной миссии в освобожденных областях России». При этом, разумеется, в конечные планы германского командования не входило духовное возрождение России. Немцы поддержали Московскую Патриархию в том числе и потому, что в их долгосрочные планы входило освобождение территорий Прибалтики от русских, а вместе с ними и от влияния Православной Церкви как консолидирующей силы славянства. Для местного (очевидно, с точки зрения нацистов, «более арийского», чем славяне) населения православие не предназначалось. Вот почему германские власти не поддержали независимую от Москвы православную «национальную» Церковь для прибалтов.

Деятельность Псковской Миссии проходила в районах, где Православная Церковь была фактически уничтожена. Накануне войны 1941—1945 гг. на терри-

ториях, где развернула свою работу Миссия, оставалось всего несколько действующих храмов, причем некоторые из них лишь числились действующими, т. к. не имели священника. Благодаря миссионерской работе церковная жизнь в указанных районах была восстановлена. Большую помощь в этом деле оказали клирики Прибалтийского экзархата Московской Патриархии, с которыми еще не успели разделаться большевики за период своего относительно краткого господства в Прибалтике, а также живые силы Русского студенческого христианского движения (РСХД).

В исследовании К. П. Обозного подробно рассмотрены все стороны деятельности Миссии, а именно, ее состав, структура и каноническое положение, ее богослужебная, катехизаторская, хозяйственная деятельность, ее дела милосердия и благотворительности. Особое внимание автор уделяет работе Миссии с детьми и молодежью, созданию богословских курсов в Вильно, возрождению церковно-приходской жизни. Помимо этого, автор подробно рассматривает отношение немецких оккупационных властей к работе Миссии, а также отношение к ее деятельности со стороны советских партизан и местных жителей.

Отдельная глава монографии посвящена «внутренним и внешним проблемам» в деятельности Миссии, а именно вопросу о церковной дисциплине и принципах церковного устройства Миссии и самого Прибалтийского Экзархата, которые в целом совпадали с порядком церковного управления в Московской Патриархии того времени. При этом автор особо отмечает жесткую централизацию в управлении Миссии и даже указывает на некоторое ограничение начал соборности, вызванное как особенностями военного времени, так и личными воззрениями руководителя Экзархата — митрополита Сергия (Воскресенского). Последняя глава исследования посвящена эвакуации Миссии в Прибалтику, деятельности т. н. «внутренней миссии» в Латвии и Литве, а также судьбам православных пастырей-миссионеров после оставления немцами Северо-Запада России и Прибалтики.

Большой интерес представляет документальное приложение к книге. Оно содержит множество важных документов Миссии, а также интересные материалы подконтрольной немцам периодической печати того времени, материалы из архивов бывшего КГБ. В приложении мы находим, например, информацию о работе совещания архиереев Прибалтийского Экзархата, состоявшегося в сентябре 1942 г., участники которого высказали свое суждение по поводу т. н. патриотических заявлений Патриаршего Местоблюстителя митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского) военного времени. Здесь же помещен ответ митрополита Сергия (Воскресенского) на заявление митрополита Сергия (Страгородского) по поводу положения Церкви на оккупированных территориях, документы Рижского архиерейского совещания 1944 г. и др. материалы.

Особо следует отметить, что достоинством книги является использование автором многих ранее неизвестных исследователям исторических источников, в частности материалов архивов бывшего Комитета государственной безопасности Латвийской ССР, архива Управления ФСБ по Псковской области, а также архивов Пскова, Санкт-Петербурга и Латвии. Среди источников — скрупулезно

собранные воспоминания участников Псковской Миссии, с некоторыми автору посчастливилось общаться лично.

В приложении к книге даны редкие фотографии, большинство из которых были обнаружено автором в частных или государственных архивах и ранее не публиковались.

Псковская православная Миссия, закончившая свою деятельность более 60 лет тому назад, оставила о себе благодарную память. Благодаря исследованию К. П. Обозного из прошлого воскресают образы подвижников-миссионе-ров, ранее объявлявшихся в нашей стране изменниками Родины и даже врагами Церкви, пошедшими в «услужение» нацистам. На самом деле именно эти церковные труженики, не жалевшие сил для духовного возрождения России, были настоящими патриотами своего Отечества и подлинными подвижниками Церкви. Отрадно, что наступили, наконец, времена, о которых мечтал член Псковской Миссии священник Алексий Ионов, который писал: «Не сомневаюсь, что деятельность Православной Миссии в свое время будет отмечена и на страницах будущей истории Русской Церкви».

Священник Илья Соловьев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.