Научная статья на тему 'Православие в советском Олекминске'

Православие в советском Олекминске Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
142
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛЕКМИНСКИЙ ОКРУГ / МОЛИТВЕННЫЙ ДОМ / ВЕРУЮЩИЕ / БЛАГОЧИННЫЙ / ПРИХОЖАНЕ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ДЕЛАМ ЦЕРКВИ / «ЦЕРКОВНАЯ ДВАДЦАТКА» / СТАРОСТА / ПРИХОД / ХРАМ / СВЯЩЕННИК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юрганова И. И.

На основе исторических источников, впервые вводимых в научный оборот рассматривается деятельность общины верующих в Олекминском районе Якутской АССР в 1940-1980 гг.: численность прихожан, их возрастной состав, взаимоотношения с местными органами власти, имущественный состав молитвенного дома приведены данные о финансовом положении церковных организаций советской Якутии рассчитан средний размер оплаты служения духовных лиц Якутского благочиния, установлено количество треб молитвенных домов Якутии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Православие в советском Олекминске»

4. Наша советская женщина // Ленинское знамя. - 1957. - № 29.

5. ГУТО ГАСПИТО. Ф. 1444. Оп. 31. Д. 44.

6. ГУТО ГАСПИТО. Ф. 135. Оп. 64. Д. 40.

7. Народное хозяйство Тюменской области за годы восьмой пятилетки (1966-1977 годы). Статистический сборник. - Омск, 1971.

8. ГУТО ГАСПИТО. Ф. 107. Оп. 1. Д. 2311.

9. Рабочий класс Сибири в период упрочения и развития социализма / Под ред. В.В. Алексеева. - Новосибирск, 1984.

10. ГУТО ГАСПИТО Ф. 107. Оп. 1. Д. 2342.

11. Социально-экономическое развитие Сибирского села. - Новосибирск, 1987.

12. ГУТО ГАСПИТО. Ф. 2010. Оп. 1. Д. 42.

13. ГУТО ГАСПИТО. Ф. 139. Оп. 27. Д. 9.

14. ГУТО ГАСПИТО. Ф. 35. Оп. 1. Д. 781.

15. ГУТО ГАСПИТО. Ф. 124. Оп. 66. Д. 26.

16. ГУТО ГАСПИТО. Ф. 107. Оп. 1. Д. 2414.

17. ГУТО ГАСПИТО. Ф. 135. Оп. 35. Д. 74.

18. ГУТО ГАСПИТО. Ф. 124. Оп. 117. Д. 24.

ПРАВОСЛАВИЕ В СОВЕТСКОМ ОЛЕКМИНСКЕ1 © Юрганова И.И.*

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов

Севера Сибирского отделения Российской академии наук, г. Якутск

На основе исторических источников, впервые вводимых в научный оборот рассматривается деятельность общины верующих в Олекмин-ском районе Якутской АССР в 1940-1980 гг.: численность прихожан, их возрастной состав, взаимоотношения с местными органами власти, имущественный состав молитвенного дома приведены данные о финансовом положении церковных организаций советской Якутии рассчитан средний размер оплаты служения духовных лиц Якутского благочиния, установлено количество треб молитвенных домов Якутии.

Ключевые слова: Олекминский округ, молитвенный дом, верующие, благочинный, прихожане, уполномоченный по делам церкви, «церковная двадцатка», староста, приход, храм, священник.

История Русской Православной церкви советского периода - это, прежде всего, история гонений на веру. Антицерковная деятельность советской

1 Автор выражает благодарность сотрудникам Олекминского муниципального архива Республики Саха (Якутия) А.В. Шевелевой и А.В. Сергиной.

* Научный сотрудник сектора истории Якутии, кандидат исторических наук.

власти широко известна, но в основном только с внешней стороны. Объектом научных исследований были и остаются государственно-конфессиональные отношения [1, с. 130-132]. В тоже время положение РПЦ на местах, и особенно в отдаленных, изначально инославных регионах только в последние десятилетия открывается широкому кругу пользователей.

Общеизвестно, что декретами советской власти РПЦ была отделена от государства, лишена права юридического лица и длительное время находилась на полулегальном положении. В связи с этим в государственных и муниципальных архивах Республики Саха (Якутия) сохранилось незначительное количество документов по истории православия в советской Якутии. И если в федеральных архивах отложился комплекс отчетной документации -документы Постоянной комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК-ЦИК СССР (1929-1938), Совета по делам РПЦ (1943-1965) и религиозных культов (1944-1965), Совета по делам религий (1965), содержащих сведения из областей, республик и округов, то региональная история православия малоизучена и имеет значительные лакуны в обеспеченности историческими источниками. Поэтому открытием стали документы Олекмин-ского муниципального архива Республики Саха (Якутия).

Десятилетиями это дело, подшитое и пронумерованное заботливыми руками архивистов стояло на архивной полке, не имея не одной записи в листе использования. Пожелтевшие листы документов - это то немногое, что сохранилось об Олекминском Спасском молитвенном доме: сведения не полные, отрывочные, но они дают возможность реконструировать деятельность православной общины в далеком Олекминске в условиях советской власти. К сожалению, уже нет тех, кто мог бы дополнить и конкретизировать факты, но фраза о том, что «архивные документы говорят» подтверждается.

Территория Якутского (Ленского) края, включенная в состав Русского государства в XVII в., в церковно-административном отношении последовательно входила в состав Тобольской, Иркутской и Камчатских епархий РПЦ. По императорскому указу в 1870 г. была создана самостоятельная Якутская и Вилюйская епархия [2, с. 12-14]. Территориально епархия была разделена на благочиния, южное из которых Олекминское, являлось одним из центров православия Якутии. К началу ХХ в. в Олекминском благочинии действовало 14 церквей, 9 часовен, 2 молитвенных дома и 2 приписных храма, а также 7 православных учебных заведений (церковно-приходских школ и школ грамоты) [3, с. 94-108]. Главным храмом округа был каменный Спасский собор в г. Олекминске.

В 1919 г., после ликвидации всех епархиальных структур Якутии, храмовые сооружения южной Якутии разделили судьбу своих собратьев по вере, а служители церкви стали одними из первых испытавших репрессии. Территория, созданной в 1922 г., Якутской АССР, в церковном отношении,

утратив самостоятельный епархиальный статус, на правах благочиния относилась к Иркутской (1937-1942 гг.), Новосибирской (1943-1948 гг.) и вновь Иркутской (1949-1993 гг.) епархиям.

Религиозная политика в СССР осуществлялась в контексте общего развития страны. Сначала на неё влияли имперские амбиции сталинского периода, атмосфера холодной войны, борьба за лидерство в КПСС, затем, после 1948 г., пришло время других приоритетов, связанных, прежде всего, с ядерным противостоянием [4, с. 9].

В марте 1947 г. был открыт, второй в Якутской АССР, молитвенный дом в г.Олеминске, приходская община которого была зарегистрирована в мае 1947 г. В июне 1947 г. были зарегистрированы церковный Совет и ревизионная комиссия приходской общины [5, Оп. 1. Д. 163. Л. 3-4]. В источниках отмечается, что в молитвенном доме Олекминска «иконы, также как и в Якутском молитвенном доме, мелкие, домашние, общим количеством 63... При доме имеется сторожка, а к ней прируб размером 3,2 на 3,2 для проживания священника» [5, Оп. 1. Д. 468. Л. 3]. Священником был назначен Симеон (Серапион) Иннокентьевич Мамин.

К началу 1950-х гг. прихожанами молитвенного дома являлось более 200 человек. В 1948 г. было совершено (по официальным данным) 88 крещений и 50 отпеваний. Верующими Олекминска было собрано 110 рублей в фонд помощи детям, родители которых погибли на фронте. Помимо этого, церковная община Олекминска ходатайствовала о возвращении каменного здания Спасского собора, в котором тогда был размещен районный дом культуры, но настоятель Мамин, разделяя позицию якутского благочинного, не поддержал просьб прихожан, так как в условиях жесткого контроля за финансами общины со стороны власти, не представлялось возможным содержание большого здания.

В 1959 г. возникла угроза закрытия молитвенного дома. Данное предложение было внесено уполномоченным Совета Министров по делам церкви Якутской АССР И.Н. Петуховым, во время его пребывания в Москве. По его мнению, «... община развалилась, в обычные дни дом стоит взаперти., доходы мизерные, нет возможности выплачивать зарплату работникам» [5, Оп. 1. Д. 1733. Л. 87]. Однако центральная власть не нашла оснований для упразднения молитвенного дома, справедливо решив, что подобное действие может вызвать негативные последствия среди населения.

В список членов «церковной двадцатки» Олекминского Спасского молитвенного дома на 1 июля 1959 г. включены жители города и его пригородов (всего 52), возрастной ценз которых составлял от 44 до 81 г., то есть, это не только те, кто имел практику посещения дореволюционных храмов, но и более молодые люди. Преобладали женщины (19 из 22), что очевидно, так как женщины всегда были более восприимчивы к вере. Отдельные члены «двадцатки» входили в её состав с 1947 г. [6, Оп. 1. Д. 232. Л. 1]. В 1963 г.

«двадцатка» олекминского храма состояла из 55 человек, в церковный совет входили староста, помощник старосты, казначей и ревизионная комиссия (всего 6 человек). Возрастной ценз верующих составлял от 42 до 81 года. В дальнейшем наблюдается старение членов общины верующих. В списке 6-ти членов церковного Совета и ревизионной комиссии за 1968 г. только пенсионеры [6, Оп. 1. Д. 232. Л. 1]. В 1971 г. возрастной диапазон общины (всего 44 человека) от 42 до 84 лет, в 1974 г. в списках членов общины уже 36 человек от 47 до 87 лет [6, Оп. 1. Д. 232. Л. 45-46].

Таблица 1

Численность и средний возраст членов общины верующих Олекминского молитвенного дома

1962 1964 1969 1971 1972 1976 1979 1981

численность 56 52 42 44 49 43 26 24

средний возраст 59,7 62,5 64,7 64,6 65,3 69,6 72 74,9

Источник: Олекминский муниципальный архив Республики Саха (Якутия). Ф.9. Оп.1.

Д. 232. Л. 10, 23-24, 36-37, 45-46, 49, 57-58, 63-64, 84.

Сведения представленные в таблице 1 свидетельствуют, что в начале 1980-х гг. приходская община г. Олекминска состояла из людей преклонного возраста и насчитывала более 20-ти человек. Организация приходской жизни стала задачей семидесятилетних. В информационной справке о религиозной обстановке в городе от 20 января 1981 отмечено, что фактически молитвенный дом посещают 10-12 человек. В дни православных праздников в храм приходит только «в основном старое поколение от 66 до 80 лет из числа состава Спасского храма», не отмечено не зарегистрированных проповедников [6, Оп. 1. Д. 232. Л. 88].

Отметим, что в материалах Олекминского городского Совета народных депутатов имеется письмо и.о. старосты молитвенного дома на имя председателя горсовета от 31 апреля 1962 г. с просьбой о предоставлении помещения для проведения общего собрания церковной общины, которое дает представление о фактической деятельности общины: проводились собрания, встречи [6, Оп. 1. Д. 232. Л. 7-8]. Об этом же свидетельствует сохранившийся протокол собрания верующих и членов «церковной двадцатки» от 2 сентября 1962 г. где присутствовали благочинный церквей Якутского благочиния Иркутской епархии и председатель городского Совета г. Олекмин-ска. В работе собрания приняли участие 41 «старый и новых членов двадцатки» и верующие (не члены «двадцатки»). Председатель Горсовета довел до сведения верующих письмо горожан, с предложением передать дом церковной общины для детских яслей, но все присутствующие проголосовали против. Заметим, что по нормативно установленной в СССР практике общения с религиозными организациями на основе «Инструкции о применении законодательства о культах» от 16 марта 1961 г. передача зданий храмов могла быть произведена только с согласия верующих.

В феврале 1970 г. вновь возникла угроза прекращения деятельности прихода в Олекминске: в райсполком поступило письмо заместителя председателя Совета Министров Якутской АССР Игнатьева, о том, что более 3-х лет в молитвенном доме отсутствует священник, не проводятся службы, не предоставляется отчетность о приходских сборах, церковная община не в состоянии содержать приход и церковное здание. Но верующим Олекминска вновь удалось отстоять свой приход и несмотря на отсутствие постоянно проживающего в городе священника Олекминский церковный совет молитвенного дома продолжил свою деятельность: проводились общие собрания верующих (сохранились некоторые протоколы собраний) на которых рассматривались в т.ч. вопросы приходского управления [6, Оп. 1. Д. 232. Л. 50].

Для религиозных организаций в СССР существовали определённые ограничения, но у них были и свои права. Они действовали в конкретном обществе, которое в большинстве своём изначально было к ним враждебно. Религиозные организации вписывались в общество через центральные организация контроля (Постоянная комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК-ЦИК СССР (1929-1938), Советы по делам РПЦ (1943) и религиозных культов (1944), Совет по делам религий при Совете министров СССР (1965-1991). Так, если бы священник приходил к председателю исполкома и говорил: «Мне нужен кирпич», то председатель смотрел бы на него испуганными глазами и думал: «Что мне за это будет? Я лучше тебе его не дам». А если священник обращался через уполномоченного Совета и его просьбу поддерживали он приходил к чиновнику с разнарядкой. Таким образом, Совет выполнял не только контролирующую, но и организационную функцию [7, с. 1-2].

Передача имущества церковных советов при переизбрании старост и председателей ревизионных комиссий должна была проводиться только в присутствии уполномоченных Совета. Сохранилась телеграмма уполномоченного Совета по делам церкви ЯАССР Петухова в которой он просит председателя Олекминского городского совета присутствовать при приёме-передаче церковного имущества [6, Оп. 1. Д. 232. Л. 13]. В 1980 г. была проведена инвентаризация Спасского молитвенного дома. Имущество приходской общины Олекминска, включало лампадки (17), кадило, подсвечники (13), рясы (11), кресты. чаши. В молитвенном доме имелось более 106 икон, в т.ч. на дереве (34), металле (30), холсте (25) и бумаге (17), большинство из которых были заботливо сохранены с досоветского времени [6, Оп. 1. Д. 232. Л. 80-83, 91-93]. В дальнейшем, при восстановлении Спасского храма в г. Олекминске в начале XXI в., его внутреннее убранство составили иконы и церковная утварь, бережно сохраненные потомками членов общины молитвенного дома, маленькое и неказистое здание которого также составляет собственность Олекминского прихода Якутской и Ленской епархии.

Решением исполкома городского Совета от 27 ноября 1980 г. в Олек-минске была создана комиссия по наблюдению «соблюдению законодатель-

ства о религиозных культах». Заметим, что местные власти основанием для своих действий по отношению к общине верующих указывают только Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. (с изменениями и дополнениями от 23 июня 1976 г.).

Данные о финансовом положении церковных организаций советской Якутии скудны и выявляются по крупицам. Имеются сведения, что кружечный сбор Олекминского молитвенного дома за 1978 г. составил 698 рублей, из которых 71,8 % - это доход от продажи свечей, просфор и крестиков и только 8,5 % оплата за требы; из них расходы на оплату служителей культа 320 руб. (45,8 %) [6, Оп. 1. Д. 232. Л. 61]. Сбор средств за 1979-1980 гг. -522 рубля (продажа свечей, просфоры, крестиков, венчиков - 79,8 %, таре-лочно-кружечный сбор - 10,5 % и поступления от жертвователей - 9,7 %); было проведено 3 отпевания и заказные молебны. За 1980-1981 г. было собрано 232 руб., израсходовано 426 рублей (в т.ч. заработная оплата уборщице -150 руб. ремонтно-строительные работы - 35 руб., командировочные расходы - 183 руб. и т.д.). По официальным данным за 1980-1981 гг. в молитвенном доме не проводились отпевания, крещения и молебны.

Оплата служения духовных лиц производилась из пожертвований паствы. Все финансово-хозяйственные вопросы деятельности решались церковным Советом.

Представляется возможным установить средний размер оплаты служителей церкви якутского благочиния в начале 1970-х гг. Путем несложных математических действий получается, что ежемесячно священник в качестве оплаты за свой труд получал в среднем по 80 рублей. Источники позволяют установить более точную сумму заработной платы олекминского священника, которая составляла 60 руб./мес. [6, Оп. 1. Д. 232. Л. 25]. Учитывая, что один из якутских священнослужителей исполнял обязанности благочинного возможно изменение указанного оклада в сторону увеличения для благочинного и в сторону уменьшения для олекминского иерея. Кроме того, необходимо учитывать, что рассмотренные суммы являются официальными, предоставленными по финансовым и отчетным документам сначала уполномоченному Совета Министров ЯАССР, а затем в Совет по делам религий и, возможно, несколько заниженными.

В середине 1980-х гг. возросло количество треб, совершаемых в молитвенных домах Якутска и Олекминска. В 1985 г. было проведено 255 обрядов крещения, 1 - венчания, 153 - отпевания. В процентном соотношений наблюдается рост (по сравнению в 1975 г.) - крещений на 93 %, отпеваний на 62,5 % и, если увеличение количества отпеваний можно объяснить возрастными особенностями части населения, рожденного в период до отделения церкви от государства либо в первые десятилетия советской власти, то почти двоекратное возрастание обращений с просьбой о крещении, свидетельствует о желании родителей приобщить своего ребенка к православию.

Пробуждение, даже незначительное, интереса к православию, увеличение количества треб приводило к увеличению финансовых средств якутского благочиния. В 1985 г. остаток средств составлял 1300 руб., поступило 43600 руб., было израсходовано 41000 руб., в том числе 3900 на содержание служителей; 3700 руб. - на содержание исполнительных органов (церковных советов); 3500 - на содержание обслуживающего персонала; 19700 - на обслуживание и ремонт зданий; 5200 руб. - на приобретение предметов религиозного культа и религиозной литературы, 1000 руб. - перечислено в Фонд мира; 4000 руб. - прочие расходы [5, Оп. 1. Д. 232. Л. 131-136]. Отметим возможность благочиния выделять свыше пяти тысячи рублей, значительной для 80-х гг. ХХ в. суммы, на приобретение церковной утвари и литературы, а также снижение платы за требоисправление, которая в 70-х гг. составляла в среднем 8 руб. 85 коп., а в середине 80-х гг. - 6 руб. 35 коп.

Сведения о настоятелях молитвенного дома Олекминска фрагментарны. На основании различных источников удалось составить перечень иереев за 1947-1980 г. (табл. 2). Краткие биографические справки некоторых их них представлены в приложении. Следует отметить, что сроки служения духовных особ в Спасском молитвенном доме непродолжительны 2-3 года. Все священнослужители (за исключением Мамина и Лесина) были людьми приезжими. Уроженцы Украины, Молдавии и Белоруссии они, в большинстве находясь в солидном возрасте, с трудом приживались в суровом климате Якутии и не успевали оставить о себе добрую память.

Таблица 2

№ Дата служения Настоятели Олекминского Спасского молитвенного дома

1 1947-1949 гг. Симеон (Серапион) Иннокентьевич Мамин

2 1949-1952 гг. Сергей Иванович Лесин

3 1952-? М. Голомарев

4 1960-? К. Резниченко

5 1961-1962 гг. Захарий Алексеевич Чайковский

6 1962-1964 гг. Павел Саввич Гончарук

7 1964-1965 гг. Алексей Алексеевич Ладилов

8 1965-1966 гг. Симеон (Серапион) Иннокентьевич Мамин

9 1966-1967 гг. Иван Алексеевич Дашковский

10 1967-1969 гг. Василий Иванович Сокольников

11 1972-1974 гг. Дмитрий Иванович Селезнев

12 1975-? П.А. Бондаренко

13 1980 г. В.В. Соломатин

14 1981 г. Иеромонах Андроник

Официальная идеология советского государства не допускала возможности открытого развития религиозной жизни в стране, что приводило к её деформации. Очевидно, что народ сберегал основы православного вероучения даже в условиях всеобщей атеистической действительности. Все годы советской власти сохранялась религиозность, но в то же время, как свидетельст-

вует история православия в советском Олекминске, происходило постепенное размывание православного церковного сознания верующих, их старение, но сам факт деятельности православной церковной общины в далеком, оторванном от центра городе Олекминске заслуживает внимания историков.

Приложение 1

Краткие биографические справки Олекминских иереев Мамин С.И.

Симеон (Серапион) Иннокентьевич Мамин родился в 1881 г. в г.Охотске в семье священника, окончил 1 курс Якутской духовной семинарии. В 1901 г. был назначен псаломщиком Инской церкви и учителем церковной школы грамоты. В 1905 г. рукоположен в сан диакона той же церкви, затем переведен в Софийскую церковь при Якутском женском епархиальном училище, в 1906 г. - псаломщик Инской церкви. В 1909 г. утвержден в должности учителя Охотской церковно-приходской школы. В 1911 г. возведен в сан священника с назначением псаломщиком Охотской церкви, затем переведен священником Ямского храма. В 1911 г. награжден серебряной медалью на двойной Владимирской и Александровской лентах в ознаменования 25-летия ЦПШ. В 1914-1930 гг. нес службу в Модутском храме, после закрытия которого, работал истопником-сторожем, рассыльным, дворником. Известно, что Мамин проводил тайные (нелегальные) обряды крещения, венчания и отпевания. В 1947 г. назначен настоятелем вновь открытого молитвенного дома в г. Олекминске, в 1949 г. по личной просьбе был переведен на служение в Якутский молитвенный дом. В 1963 г., в возрасти 75-ти лет, был выведен за штат, но в марте 1965 г. по многочисленным ходатайствам прихожан Олекминска, вновь был назначен настоятелем молитвенного дома. Похоронен в г. Якутске.

Лесин С.И.

Степан (Степан) Иванович Лесин родился в 1875 г., из крестьян Пензенской губернии. В 1903 г. поступил в Валаамский монастырь, в 1912 г. был переведен послушником в Якутский Спасский монастырь и пострижен в монашество. В сентябре 1912 г. рукоположен в сан иеродиакона, в 1916 г. - в сан иеромонаха. В советское время оставался в г. Якутске, подвергался арестам и штрафам. В 1930 г. был лишен избирательных прав. В 1931 г. был осужден за невыполнение трудовой повинности, отбывал наказание в Ви-люйской тюрьме. После освобождения проживал в Верхне-Вилюйском районе ЯАССР. В 1938 г. находился под следствием по обвинению в распространении контрреволюционной агитации, приговорен к 7 годам заключения. В 1949-1952 гг. исполнял обязанности настоятеля молитвенного дома в г. Олеминске. Похоронен в г. Якутске.

Чайковский З.А.

Захарий Алексеевич Чайковский, 1881 г.р., уроженец Киевской области, из духовного сословия, выпускник Киевской церковно-учительской школы. До революции был священником сельских церквей Таращанского уезда Киевской области. В годы 1 мировой войны - полковым священником Перекопского полка, затем вновь служил в Киевской области до закрытия храма в начале 1930 г. Будучи лишенным прав состояния, вынужден был устраиваться на различные подработки, в т.ч. и сезонные. В 1933 г., в связи с голодом на Киевщине, выехал сначала в Москву, затем в Сибирь. В 1941-1953 гг. служил в сельских храмах Черниговской области. В 1953 г., после смерти супруги, переехал в Читу, к сыну, где также пытался нести службу в православной церковной общине и откуда был переведен на служение в г. Улан-Удэ. В 1955 г. Чайковский вновь возвращается в Черниговскую область, затем опять в Улан-Удэ. В 1960 г. выходит за штат и проживает у поочередно у сыновей в Черниговской области и г. Чита. В феврале 1961 г. был назначен священником в Олекминский молитвенный дом, где служил до лета 1962 г.

Гончарук П. С.

Павел Саввич Гончарук, 1910 г.р., уроженец Молдавии, по национальности - украинец. С 1924 г. нес послушания в монастыре Винницкой области. В 1929 г. получил приход в Одесской области, откуда был призван в армию. Служил в Хабаровском крае, демобилизовался в 1936 г. В годы войны служил в Одесском кафедральном соборе. В 1945 г. был назначен настоятелем Барского монастыря в Винницкой области, служил в сельских приходах. В 1962 г. был передан в распоряжение архиепископа Иркутского и Читинского Вениамина и получил назначение в молитвенный дом г. Олекмин-ска ЯАССР.

Ладилов А.А.

Одним из самых молодых олекминских священников советского периода был Алексей Алексеевич Ладилов, служивший с января 1964 г. Он родился в 1926 г. (уже в СССР!) в семье крестьянина Горьковской области. В 1939 г. семья переехала в Чувашию. В 1943-1946 гг. служил в армии, был награжден медалью «За победу над Германией». В 1950 г. получил место псаломщика в одном из приходов Чебоксарско-Чувашской епархии, был посвящен во диакона. С 1959 г. служил во Владимирской епархии и в 1960 г. по невыясненным обстоятельствам был осужден на 2 года. В 1963 г. посвящен в священнический чин и в 1964 г. направлен на служение в Иркутскую епархию.

Дашковский И.А.

Иван Алексеевич Дашковский, 1898 г.р., крестьянский сын, уроженец Брестской области, белорусс, выпускник Харьковской духовной семинарии.

В 1939-1956 гг. работал по найму « в гражданском ведомстве». В годы войны был связным в партизанском отряде. В 1943 г. был арестован, заключен в тюрьму г. Барановичи и отправлен на принудительные работы в Германию, «откуда был освобожден Сов. Армией». В 1956 г. в г.Вильнюсе рукоположен во священники, в 1956-165 гг. служил в Вильнюсской и Минской епархиях, в мае 1966 г. назначен настоятелем Спасского молитвенного дома г. Олекминска.

Сокольников В.И.

Василий Иванович Сокольников (1903 г.р.), уроженец Томской области, сын крестьянина. Окончил церковно-приходскую школу. Участник событий на Халкин-Голе, в 1941-1945 г. сержант Сокольников принимал участия в боевых действия, находясь на службе в войсках связи. После войны проживал в г. Красноярске, служил диаконом в сельских приходах. В 1966 г. после выхода на пенсию переехал в Кемеровскую область, откуда затем был направлен в г. Олекминск, где нес службу в 1967-1969 гг.

Бондаренко П.А.

Родился в 1909 г., украинец, выпускник 2-го Ленинградского медицинского института. Служил в г. Олекминске в 1975 г.

Список литературы:

1. Кочетова А.С. Формирование и деятельность Комиссии по опросам религиозных культов при Президиуме ВЦИК-ЦИК СССР // Вестник архивиста. - 2012. - № 1.

2. Юрганова И.И. История Якутской епархии. 1870-1919 гг. (деятельность духовной консистории). - Якутск, 2005.

3. Юрганова И.И. Церкви Якутии: краткая история. - 2-е изд. - Сергиев Посад, 2010.

4. Шкаровский М.В. Русская Православная церковь при Сталине и Хрущеве. - М., 2005.

5. Государственный архив Российской Федерации (далее ГАРФ). Ф.р6991.

6. Олекминский муниципальный архив Республики Саха (Якутии). Ф. 9.

7. Интервью с работником Совета по делам религий при СМ СССР В.С. Пудовым [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.bogoslov.ru.

8. Национальный архив Республики Саха (Якутии). Ф.226-и.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.