Научная статья на тему 'Православие в Индонезии (2007-2008)'

Православие в Индонезии (2007-2008) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
447
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / ИНДОНЕЗИЯ / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Черепнева Елена Алексеевна, Петровский Дмитрий Иванович

The paper by Dmitry Petrovsky (The Division of Foreign Relations of Moscow Patriarchate) and Dr. Elena Cherepneva (The Institute of oriental studies of the Russian Academy of sciences) informs that on May 17th 2007 the Act on canonic communication between the Russian Orthodox Church and Russian Orthodox Overseas Church was signed, which brought to light new questions. The authors stress that today Indonesia is the only South-East Asian country where Orthodox propagation is successfully developing and the making of national Orthodox Church is under way. As a result of a December 2007 visit and meetings of the Moscow Patriarchy clergy and Archbishop of Sidney and Australia and New-Zeeland Illarion it was decided to add to charter of the organization «Indonesian Orthodox Church», which is officially registered by Indonesian government, the notion that the said structure is under canonic authority of the Russian Orthodox Church Moscow Patriarchy. At the same time there are problems because there are three church structures functioning in Indonesia. The authors discuss the prospects for a united Orthodox Church of Indonesia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Черепнева Елена Алексеевна, Петровский Дмитрий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Православие в Индонезии (2007-2008)»

© Петровский Д.И.

ОВЦС МП

© Черепнева Е.А.

ИВ РАН

ПРАВОСЛАВИЕ В ИНДОНЕЗИИ (2007-2008)

17 мая 2007 г. был подписан Акт о каноническом общении между РПЦ и РПЦЗ. Это ставит ряд новых интересных вопросов наших взаимоотношений с индонезийскими православными. Индонезия является пока наверно единственной страной в Юго-Восточной Азии, где идет успешное развитие проповеди Православия и становление национальной Поместной Православной Церкви, что дает нам ощущение вечно живого апостольского служения, которое осуществляется в крайне непростых условиях.

Индонезия - пятая по величине страна в мире с населением более 240 млн. человек и первая в мире по численности мусульманского населения (почти 90% индонезийцев причисляет себя к мусульманам).

В VII-VIII веках в Индонезии проповедовали первые миссионеры из антиохийских (сирийских) христиан. Таким образом, несмотря на преобладающее мусульманское население, в Индонезии есть и христианские корни, слабые, но глубокие. Большинство индонезийцев не знают об этих корнях, но именно восточное Православие появилось в Индонезии раньше всех других христианских конфессий.

Сведения о появлении Православия в Индонезии в ХХ в. связаны с русскими. Об этом говорит история русских православных приходов на Яве 1920-х - 1950-х гг.

Проповедь Православия среди индонезийцев на новейшем этапе была начата в конце 80-х годов ХХ в. клириком Константинопольского Патриархата архимандритом Даниилом (Бам-бангом Дви Бьянторо). Позднее им была зарегистрирована в Министерстве по делам религии Индонезии «Индонезийская Православная церковь» (Gereja Orthodox Indonesia, GOI) - религиозная организация, насчитывающая около 2000 человек, которая, по мнению архимандрита Даниила (Бъянторо), должна

являться зонтичной организацией для всех православных общин в Индонезии.

В 1997 г. Константинопольский Патриархат сформировал митрополию Гонконга и Юго-Восточной Азии, которую возглавил митрополит Никита (Лулиас), в поле канонической ответственности которой была отнесена Индонезия. Политика Константинопольского Патриархата - эллинизация Православия, упразднение тенденции к созданию поместной церкви, пришла в противоречие с видением архимандрита Даниила, который стремится, не нарушая литургическую традицию Православия, внести этнокультурные черты различных народностей Индонезии в церковный обряд. Итогом конфликта стало церковное запрещение в служении для архимандрита Даниила и отлучение от причастия ряда мирян. Архимандрит Даниил выехал из Индонезии в США.

В связи со сложившейся ситуацией Маркус Тандибиланг, духовное чадо архимандрита Даниила, который по его просьбе обучался в Белгородской духовной семинарии РПЦ, был пострижен в монашество с именем Иоасаф (в честь святителя Ио-асафа Белгородского), рукоположен в священный сан и направлен в Индонезию. С апреля 2003 г. иеромонах Иоасаф (Танди-биланг) как клирик РПЦ занимается миссионерским служением в Индонезии и осуществляет пастырское попечение о российских соотечественниках. Русскоязычные верующие, а также дипломатические и прочие официальные представители, по своему статусу ассоциирующиеся с Россией и странами канонической территории РПЦ (Беларусь, Украина, Молдова и т.д.) посещают приход иеромонаха Иоасафа.

Пытаясь разрешить сложившуюся ситуацию, архимандрит Даниил обратился к помощи Русской Православной Церкви заграницей. Он был принят в лоно Русской Православной Церкви заграницей решением Архиерейского Синода РПЦЗ на заседании 26-28 октября 2004 года в Нью-Йорке. В начале 2005 г. им были отозваны семинаристы, обучавшиеся в России в духовных школах Русской Православной Церкви. Весной 2005 г. они были рукоположены в клирики РПЦЗ архиепископом Сиднейским и Австралийско-Новозеландским Иларионом (Капралом) во время его визита в Индонезию и совершают свое служение в

разных городах Индонезии.

В последнее время прошла серия закрытия храмов и молитвенных домов ряда христианских конфессий, проведенная радикальными фундаменталистами. Власти отказываются препятствовать этим акциям, мотивируя тем, что все эти храмы являются «нелегальными», т.е. действующими без официальной регистрации и построенными без разрешения в жилых районах, что противоречит закону 1969 г. Это не всегда соответствует действительности, например, нападению подвергся легально зарегистрированный православный храм апостола Фомы в Джакарте, и только взвешенная позиция ктиторов храма помогла избежать конфликта.

В связи с состоявшимся объединением делегация Русской Православной Церкви посетила Индонезию с 6 по 13 декабря

2007 года. Визит состоялся по приглашению православных христиан Индонезии и по взаимному согласованию между архиепископом Сиднейским и Австралийско-Ново-Зеландским Иларионом (ныне - Первоиерархом РПЦЗ, митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским) и митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом для свидетельства о достигнутом единстве Русской Православной Церкви.

6 декабря 2007 года из Москвы в Джакарту прибыли заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк (Головков), благочинный Белгородской духовной семинарии с миссионерской направленностью иеромонах Софроний (Китаев) и сотрудник ОВЦС МП Д.И. Петровский. Из Австралии в Джакарту прибыли архиепископ Сиднейский и Австралийско-Ново-Зеландский Иларион и чтец Александр Парамонов.

Вечером 6 декабря в помещениях храма в честь апостола Фомы в Джакарте состоялась встреча делегации единой Русской Православной Церкви с начальником генерального директората христианский сообществ Департамента религиозных дел Индонезии Я. Ласе. В ходе беседы обсуждались вопросы юридической регистрации православных общин в Индонезии. В настоящее время в директорате христианских сообществ зарегистрирована религиозная организация «Индонезийская Православная Церковь» (см. выше), через которую могут быть лега-

лизованы православные приходы канонических юрисдикций мирового Православия. В настоящее время в ее рамках зарегистрированы приходы Индонезийской миссии Русской Православной Церкви заграницей, достигнуто согласие о регистрации представительства Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Я. Ласе были переданы материалы о состоявшемся объединении Русской Православной Церкви.

В свою очередь Я. Ласе отметил известную из истории приверженность миссионеров Русской Православной Церкви к созданию национальных Церквей, что привело к созданию Китайской и Японской Православных Церквей. Он поддержал стремление РПЦ и РПЦЗ поддерживать национальную миссию и развивать национальную Православную Церковь Индонезии. По итогам встречи в ходе обсуждения с архиепископом Ила-рионом было решено пока ограничиться добавлением в устав организации «Индонезийская Православная Церковь», принадлежащей архимандриту Даниилу (Бъянторо), упоминания о том, что данная структура находится в каноническом ведении Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

Вечером того же дня Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Индонезии А.А. Иванов дал в честь высокой церковной делегации прием в своей резиденции. Он высоко оценил значение настоящего визита, отметив, что в настоящее время активно развиваются связи между Россией и Индонезией, и присутствие в Индонезии Православной Церкви русской традиции будет только способствовать углублению связей между русским и индонезийским народами. Епископ Марк отметил знаменательность начала визита в Индонезию, которое совпало с церковным празднованием памяти благоверного князя Александра Невского, покровителя российской дипломатии и миссии в Азии.

Непрекращающийся интерес к положению дел в Индонезии выразился также в том, что церковно-научным центром «Православная энциклопедия» в рамках проекта «Планета Православия» была снята серия о Православии в Индонезии, которая транслировалась по российскому телевидению в начале

2008 года.

8 декабря 2007 года архиепископ Иларион, епископ Марк и сопровождающие их члены делегации и клирики Индонезийский миссии РПЦЗ посетили домовый храм в честь равноапостольного князя Владимира, где совершает богослужения клирик Белгородской епархии Русской Православной Церкви иеромонах Иоасаф (Тандибиланг).

В тот же день во второй половине дня состоялась встреча членов делегации с православной общиной храма в честь апостола Фомы в Джакарте. Иерархи Русской Православной Церкви ответили на многие вопросы верующих, рассказали о состоявшемся воссоединении двух частей единой Русской Православной Церкви, выразили надежду, что достигнутое единство будет явлено и в Индонезии совместным служением клириков РПЦ и РПЦЗ. С удовлетворением было отмечено особое историческое значение нынешнего визита - это первое совместное служение архиереев единой Русской Церкви в Азии, и именно Индонезия, где активно развивается православная миссия, стала тем местом, где такое служение стало возможным.

9 декабря в домовом храма в честь равноапостольного князя Владимира архиепископ Иларион и епископ Марк в со-служении клириков РПЦ и РПЦЗ совершили первую совместную Божественную литургию в Азии. В знак церковного единства на часах епископ Егорьевский Марк возвел Василия Амоса Манупути в чтеца и иподиакона, а после Евхаристического канона архиепископ Иларион рукоположил его в сан диакона для дальнейшего служения во Владимирском храме. На богослужении присутствовали православные индонезийцы и наши соотечественники, российские дипломаты, которые обычно посещают именно Владимирский храм, так как иеромонах Иоасаф обучался в духовных школах Русской Православной Церкви, совершает богослужения частично на русском языке в полном соответствии с русской богослужебной традицией и может принимать исповедь на русском языке. После богослужения состоялась общая трапеза.

Днем состоялась встреча церковных иерархов Русской Православной Церкви с Дином Шамсуддином, председателем мусульманской организации «Мухаммадия», насчитывающей более 30 миллионов членов, членом группы стратегического

видения «Россия-исламский мир». В ходе теплой беседы, которая состоялась в помещении Центра диалога и сотрудничества между цивилизациями, председателем которой также является Дин Шамсуддин, стороны обменялись мнениями о развитии связей между Россией и Индонезией, диалога традиционных мировых религий, в частности православия и ислама, о возможности создания «союза Индонезии и России, России и исламского мира, который мог бы стать противовесом несправедливому однополярному миропорядку».

9 декабря 2007 года, в день памяти святителя Иннокентия Иркутского, первого епископа, назначенного в Китай и покровителя миссии в Азии, архиепископ Иларион и епископ Марк совершили в храме апостола Фомы в Джакарте Божественную литургию в сослужении клириков единой Русской Церкви. Богослужения собрали большое число верующих, как индонезийцев, так и представителей интернационального православного сообщества, проживающего в Джакарте. В тот же день делегация Русской Православной Церкви вылетела в Соло.

В храме в честь Преображения Г осподня в Соло высокую церковную делегацию тепло встречали клирики и миряне Индонезийской миссии РПЦЗ. Именно в Соло начался современный этап присутствия Православия в Индонезии- здесь появился первый храм в 1996 году. После приветствия гостей от имени общины был дан прием, который продолжился концертом традиционной яванской музыки.

10 декабря 2007 года, в день празднования Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение» - главной святыни русского Зарубежья архиепископ Иларион и епископ Марк совершили Божественную литургию в Преображенском храме в Соло. После Божественной литургии архипастыри обратились со словами приветствия к собравшимся верующим. Архиепископ Иларион подчеркнул значимость состоявшегося торжества для всей полноты Русской Церкви и уникальность совместного служения в Азии.

После трапезы епископ Егорьевский Марк в сопровождении священников индонезийской миссии посетил храм великомученицы Екатерины и строящийся рядом храм в честь муче-

ника Фанурия (Константинопольский Патриархат) в Бойолали в пригороде Соло.

11 декабря в Преображенском храме состоялось завершающее архиерейское богослужение. Вечером делегация РПЦ прибыла на о. Бали, откуда в тот же день архиепископ Илларион вылетел в Австралию, а представители Отдела внешних церковных связей провели изучение вопроса о возможности открытии прихода Русской Православной Церкви на о. Бали

12 декабря по просьбе владельцев епископ Марк совершил освящение единственного в Индонезии русского ресторана «Славянка». 13 декабря делегация РПЦ во главе с епископом Марком вылетела в Москву.

Таким образом, в ходе визита была продемонстрировано достигнутое единство Русской Православной Церкви, состоялись совместные хиротонии новых православных священнослужителей в Индонезии, разобраны имевшие место трения между клириками РПЦ и РПЦЗ в Индонезии. Обеими сторонами было засвидетельствовано совместным служением стремление в мире трудиться на благо проповеди христианства в Индонезии. В настоящий момент в Индонезии трудится 18 священнослужителей единой Русской Православной Церкви.

На основании достигнутых в декабре 2007 году соглашений с председателем мусульманской организации «Мухамма-дия» Дином Шамсуддином делегация Русской Православной Церкви в составе сотрудников ОВЦС священника Георгия Ро-щина и Д.И. Петровского в июне 2008 года приняла участие в проходившем в Джакарте втором Всемирном мирном форуме (весьма представительный форум стран ЮВА, в первом форуме участвовал премьер Малайзии и проч. ведущие политики и общественные деятели региона), который организуется этой второй крупнейшей по численности мусульманской организацией Индонезии.

В настоящее время из-за кадровой политики главы Индонезийской миссии РПЦЗ архимандрита Даниила (Бьянторо) храм апостола Фомы в Джакарте не имеет постоянного священника, службы совершаются нерегулярно. Во время пребыванию в Джакарте священник Георгий Рощин совершил в храме апостола Фомы Божественную литургию на русском и ин-

донезийском языках совместно с клириком РПЦ иеромонахом Иоасафом (Тандибилангом) и клириком Индонезийской миссии РПЦЗ священником Борисом Бамбангом Рахади Сетиаваном, а также крещение младенцев - детей российских дипломатов.

В рамках этого визита состоялась, как уж говорилось, рабочая встреча делегации РПЦ с начальником генерального директората христианских сообществ Департамента по делам религий Индонезии доктором Ясоном Ласе. В ведении его находятся все христианские номинации, за исключением католиков. Департамент не осуществляет управление религиозной деятельностью и не вмешивается на регулярной основе во внутреннюю жизнь религиозных сообществ. Религиозные организации имеют право напрямую взаимодействовать с любыми другими организациями (государственными, общественными), они предоставляют отчет о своей деятельности в департамент один раз в год. Организации сами определяют, о чем информировать государство. Священнослужители могут работать в соответствующих директоратах, сохраняя при этом свое священническое служение, но не имеют права использовать свое служебное положение для лоббирования интересов своих религиозных групп.

Регистрация религиозной организации осуществляется на 5 лет в случае соответствия определенным требованиям, после чего проходит перерегистрация. Возможно приглашение священников из-за границы для пребывания и служения на постоянной основе, но не должен при этом нарушаться принцип ин-донезиации (если данное служение может исполнять индонезиец, то ему отдается предпочтение и иностранец не может на это претендовать).

Чувствительным моментом для всех явилась смерть священника Индонезийской миссии РПЦЗ Григория Момонгана, который погиб в автокатастрофе в феврале 2008 года. После этого трагического события со стороны РПЦ была налажена регулярная финансовая помощь православному духовенству.

По итогам декабрьского визита 2007 года резко ухудшилось отношение индонезийских клириков Константинопольского Патриархата к клирикам РПЦ и РПЦЗ, в том числе и к иеромонаху Иоасафу (Тандибилангу), с которым большинство

из них поддерживало нормальные отношения. В значительной мере это связано с тем, что со стороны РПЦ и РПЦЗ была продемонстрирована поддержка архимандрита Даниила (Бъянторо). В частности, антрополог священник Стефан Хедли (Франция) впервые за много лет был негативно встречен в Индонезии константинопольскими клириками, поскольку он является священником Московского Патриархата.

Каноническое положение архимандрита Даниила до настоящего момента является не полностью урегулированным. Фактически он признан в сущем сане со стороны РПЦ, что подтвердили совместные служения в Индонезии в 2007 году. С другой стороны, ответа на направленное архимандритом Даниилом в адрес Константинопольского Патриарха обращение о выдаче ему отпускной грамоты не поступило. Вместо этого но-воназначенный митрополит Гонконга Нектарий (Цилис) несколько раз призывал архимандрита Даниила посетить Гонконг как клирика Константинопольского Патриархата и урегулировать свои отношения с ним, как новым правящим архиереем. Не дождавшись ответа, он направил архимандриту Даниилу вызов в церковный суд.

Сам архимандрит Даниил проводит основное время в США, мотивируя это необходимостью сбора средств для миссии в Индонезии. Это приводит к тому, что деятельность Индонезийской миссии РПЦЗ находится в стагнированном состоянии с фрагментарными всплесками активности в период немногочисленных визитов архимандрита Даниила. Любая миссионерская активность кого-либо им не приветствуется. Как следствие - среди клириков Индонезийской миссии РПЦЗ распространены дух избранничества, экзальтация и клановость, которые в наложении на особенности национального характера приобретают крайне преувеличенные формы.

Вместе с тем простые верующие (в отличие от духовенства Индонезийской миссии РПЦЗ) выражают серьезную озабоченность неорганизованностью церковного администрирования, чрезмерно массовыми хиротониями неподготовленных людей и надеются иметь в Индонезии структуру РПЦ в прямом подчинении Московского Патриархата. Крайне желательным, по их мнению, будет направить в Индонезию на время опытно-

го священника РПЦ (лучше из монашествующих) для литургической подготовки священников, передачи монашеской традиции и опыта организации приходов.

Стоит надеяться, что только совместными трудами всех подвизающихся на ниве Христовой в Индонезии будет достигнуто желаемое, и среди семьи православных церквей появится новая молодая поместная Церковь - Православная Церковь Индонезии. Для достижения этого результата требуется много трудов, такта, понимания церковных традиций и национальных особенностей. Отрадно сознавать, что Русская Православная Церковь Московского Патриархата оказывает наиболее деятельное содействие этому важному делу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.