Научная статья на тему 'Право собственности по осетинскому обычному праву'

Право собственности по осетинскому обычному праву Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
108
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЫЧНОЕ ПРАВО ОСЕТИН / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ОБЩИННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / СТЫР МЫГГАГ / OSSETIANS CUSTOMARY LAW / CIVIL LAW RELATIONS / PRIVATE PROPERTY / COMMUNITY PROPERTY / STYR MYGGAG

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бетеева Мадина Майрамовна

В статье рассматриваются особенности и виды права собственности по обычному праву осетин, дается характеристика частной и общественной собственности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Право собственности по осетинскому обычному праву»

Право собственности по осетинскому обычному праву

Бетеева М. М.

Бетеева Мадина Майрамовна /Beteeva Madina Mairamovna - кандидат исторических наук, доцент, кафедра теории и истории государства и права и политологии, юридический факультет,

Горский государственный аграрный университет, г. Владикавказ

Аннотация: в статье рассматриваются особенности и виды права собственности по обычному праву осетин, дается характеристика частной и общественной собственности.

Abstract: the article discusses the features and types of property rights under customary law Ossetians, describing the private and public property.

Ключевые слова: обычное право осетин, гражданско-правовые отношения, частная собственность, общинная собственность, стыр мыггаг.

Keywords: Ossetians customary law, civil law relations, private property, community property, Styr myggag.

Большинство исследователей обычаев осетин (М. М. Ковалевский [3], В. Б. Пфаф [1], Ф. И. Леонтович [4], А. С. Гакстгаузен [2] и др.) подчеркивают в своих трудах, что понятие собственности было развито в обществе очень поверхностно. Частной собственности в осетинском обществе предшествовала коллективная собственность на средства производства. Коллективная (общая) собственность у осетин, как и у других народов, существовала в форме родовой собственности и семейной собственности. Аульная община у осетин являлась одним из субъектов права собственности. Вся движимая и недвижимая собственность (пахотная земля, пастбища, сенокосы, леса) принадлежала семье. Имела место и частная (личная) собственность. В «Народном праве осетин» В. Б. Пфаф пишет, что зачастую один участок земли находился в частной собственности, другой - во владении какой-либо семьи, третий - во владении всего двора, а над четвертым признавалось верховное владение всего рода [1. С. 284]. В силу того, что частная собственность возникла на основе коллективной, можно допустить, что вышеуказанные обстоятельства имели место быть. Надо отметить, что частная собственность сперва распространилась на движимое имущество, а с течением времени - на недвижимое.

До начала XX века в Осетии существовали следующие виды собственности: а) частная собственность; б) собственность аульной общины; в) собственность «стыр мыггаг»1. При этом не все виды собственности пользовались одинаковым статусом. Собственность на землю и право пользования ею носили родовой характер, т. е. община выступала субъектом права собственности на землю. Отдельные дворы в этом случае имели право временного пользования ею. Даже в случае, если отдельные дворы выделялись из общины, род сохранял за собой право на наследование имущества. В некоторых дворах осетин велось общественное хозяйство: в жатве участвовало все общество, пользование запасами происходило в форме приготовления пищи для всех жителей двора, практиковалась раздача каждому из членов общества продуктов, пряжи, ткани и т. д.

Имело распространение и частное пользование землей. Принадлежавшая общине земля ежегодно делилась между составлявшими двор семьями, и каждая возделывала свою часть и имела право распоряжаться собранным с этого участка урожаем. Общая кухня, столовая, кунацкая считались общей собственностью всего двора [5. С. 93]. Члены двора могли делать пристройки, которые становились их собственностью, но при условии согласия остальных жителей.

К движимому имуществу относились предметы, оставшиеся от предков (клинки, ружья) [2. С. 304]. Они считались достоянием всей семьи и предоставлялись отдельным ее членам для временного пользования. К предметам, относящимся к объектам частной собственности, относилось все то, что у человека всегда было с собой: ружье, кинжал, черкеска, пистолет, лошадь. Помимо этого, в рамках вышеуказанной категории рассматривалась военная добыча, а также предметы, купленные за деньги, вырученные от продажи военной добычи [3. С. 76].

Гражданско-правовые отношения не получили в осетинском обществе особенного развития в силу многих обстоятельств, среди которых одним из главных можно считать то, что характеризуемое общество вплоть до второй половины XIX века было раннефеодальным (с преобладанием мелкокрестьянского хозяйства и с зачаточным состоянием товарно-денежных отношений). К тому же превалировавшие в осетинском обществе черты патриархального уклада тормозили развитие основных институтов гражданского права (в большей степени это отразилось на обязательственном праве и праве собственности).

Литература

1 «Стыр мыггаг» - (в буквальном переводе с осетинского «люди одного семени», фамилия) крупная экзогамная родственная структура, группа родственников, являющихся членами нескольких патронимий и объединяемых общим происхождением от одного предка по мужской линии и первоначальным проживанием в одном месте. «Стыр мыггаг» -союз, основанный, главным образом, на осознании кровного родства. Господство родственного принципа даже при отсутствии экономической основы регулировало многие стороны жизнедеятельности данной родственной группы.

1. Пфаф В. Б. Народное право осетин // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Книга 7. Сост. Л. А. Чибиров. Владикавказ, 2014.

2. Гакстгаузен А. С. Закавказский край. Часть II. СПб, 1857.

3. Ковалевский М. М. Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историкосравнительном отношении. Москва, 1886.

4. Леонтович Ф. И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Т.2. Адаты осетин, чеченцев и кумыков. Одесса, 1883.

5. Смирнова А. С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. Вторая половина XIX - нач. XX вв. Москва, 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.