УДК 342.72
ЩЕГОЛЕВА Н.А. Право на участие в управлении делами государства: понятие и ограничения
В статье затрагиваются вопросы, связанные с понятием права на участие в управлении делами государства. Анализируются основания и принципы ограничения прав, и формулируется вывод о необходимости совершенствования механизма установления ограничений.
Ключевые слова: права и свободы, право на участие в управлении делами государства, выборы, референдум, государственная служба, ограничения прав.
Устойчивое развитие общества, формирование сильного и эффективного государства возможны только на основе социальной консолидации, расширения поддержки целей и действий власти. При этом социальная консолидация является необходимым условием и для укрепления демократических институтов, и для последовательного развития гражданского общества. В свою очередь, консолидация и массовая поддержка власти могут быть обеспечены только в том случае, если реальным приоритетом развития государства и экономики станет социально значимая цель - обеспечение благополучия, безопасности и достойной жизни граждан России. При этом необходимо учитывать, что российское общество крайне неоднородно и интересы социальных групп существенно различаются. Сильная социально-экономическая политика в сочетании с созданием условий для раскрепощения инициативы наиболее активной части общества должны обеспечить баланс интересов и социальную консолидацию российского общества на основе надежных гарантий и уверенности в завтрашнем дне.
Согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наи-
более важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации призвано обеспечить гарантии права на управление делами государства. Задача «согласования общественно значимых интересов граждан и власти» не может быть решена без достижения баланса интересов личности, гражданского общества и государства. Такой баланс достигается путем наложения ограничений как на власть государства над гражданином, так и на права и свободы личности.
Общеизвестно, что правам граждан в России в соответствии с законом придается приоритетное значение, и государство принимает на себя обязательства создать условия для реализации гражданами своих прав, обеспечить защиту прав в случае их нарушения, в том числе защиту в случае необоснованного ограничения прав1. Закрепляя данные положения, Конституция тем самым предполагает тесную взаимосвязь между отдельной личностью, с одной стороны, и государством - с другой. В этой связи следует отметить, что ведущее место в ряду политических прав и свобод принадлежит праву граждан РФ
участвовать в управлении делами государства. Это богатое по нормативному содержанию конституционное право, закрепленное в статье 32 Конституции РФ, включает несколько субъективных возможностей, которые, в свою очередь, можно рассматривать как самостоятельные политические права граждан:
- право на участие в выборах (выборы депутатов Государственной Думы, депутатов представительных органов государственной власти субъектов РФ, депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, ранее, до 2004 года, глав исполнительной власти субъектов РФ);
- всенародное голосование (референдум) граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения (проект новой Конституции Российской Федерации, проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации, вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации);
- право на равный доступ к государственной и муниципальной службе;
- право на участие в отправлении правосудия (возможность быть судьями, присяжными и арбитражными заседателями);
- право на обращения граждан в органы власти (например, инициативные группы по проведению референдума могут предложить для вынесения на референдум разные, в том числе альтернативные, вопросы2).
В Постановлении Конституционного суда РФ право избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также право участвовать в референдуме относятся к основным политическим правам, определяющим правовой статус гражданина РФ, важнейшую форму его участия в управлении делами государства3. Интересно то, что в ряде конституций зарубежных стран (напр., Испании, Монго-
лии, Словакии, Узбекистана) право на участие в управлении делами государства -обобщенное название комплекса политических прав4 граждан. Таким образом, право на управление делами государства является комплексным правом, включающем в себя множество форм участия в управлении делами государства.
Многообразие видов политических прав5 зависит от определенных свойств действующего субъекта (пол, возраст, род занятий, образование и т.д.), режима правления, а также конкретной политической ситуации, от технической осна-щенности6 и информационной обеспеченности субъекта. Кроме того, возможность активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни определяют политические права, установленные законодательством государства, в котором субъект желает оказывать влияние на власть, т.е. предпринимает усилия для достижения консенсуса между собственными интересами и интересами власти.
Ограничения прав представляют собой необходимый элемент правового регулирования. Правоограничения могут прямо предусматриваться в законодательстве, либо они «существуют в виде запрета осуществлять свои права во вред другим лицам - позитивное ограничение»7. По мнению Б.С. Эбзеева, «ограничения в собственно конституционно-правовом смысле - это допускаемые конституцией и установленные федеральным законом изъятия из конституционного статуса человека и гражданина»8, М.Н. Козюк считает, что «правовое ограничение можно рассматривать как отклонение от правового равенства, когда сужается объем прав и свобод или расширяется объем обязанностей»9. Ограничения прав на управление делами государства целесообразно рассматривать как законодательно санкционированное временное или постоянное сдерживание действия (или бездействия) граждан в сфере политики по осуществлению интересов, обусловленных степенью их публичной активности, обеспечивающее баланс
СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
прав и интересов гражданина, общества и государства.
Право на управление делами государства, являясь комплексным правом, может быть ограничено только при соблюдении следующих требований (принципов):
- ограничение прав и свобод устанавливается только федеральным законом;
- возможность временных и постоянных ограничений;
- ограничение прав и свобод только в той мере, в какой это необходимо;
- ограничение прав и свобод возможно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны, обеспечения безопасности государства;
- недопустимость ограничения законодательных гарантий или снижения их уровня;
- ограничения прав и свобод должны быть справедливыми, стабильными и соответствовать принципу соразмерности.
Таким образом, ограничения, являясь важным элементом механизма суверенной демократии, эффективно регулируют общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственной власти, препятствуют злоупотреблениям как со стороны органов государственной власти, так и со стороны отдельно взятых граждан, предоставляя равные демократические права всем субъектам правоотношений.
1 Опалева С.А. Права человека и конституционно-правовое регулирование их допустимого ограничения // Гражданин и право. № 3. 2006.
2 См. п. 8 ст. 6 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) «О референдуме Российской Федерации».
3 См.: Постановление Конституционного суда РФ от 25 февраля 2004 г. № 4-П // СЗ РФ. 2004. № 9. Ст. 831.
4 Политические права граждан являются субъективными правами, в основе которых лежит возможность их реализации. / См.: Малько А.В. Субъективное право и законный интерес // Правоведение. 1998. № 4. С. 58-70.
5 См.: Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть. М., 1994. С. 25-26; Вит-рук Н.В. Статус личности в политической системе общества. В кн.: Политология. Курс лекций. М., 1993. С. 167.
6 Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 371.
7 См.: Доклад Худойкиной ТВ. на «круглом столе» журнала «Государство и право» «Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву» // Государство и право. 1998. № 8. С. 42.
8 См.: Доклад Эбзеева Б.С. на «круглом столе» журнала Государство и право «Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву» // Государство и право. 1998. № 7. С. 24.
9 См.: Доклад Козюк М.Н. на «круглом столе» журнала «Государство и право» «Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву» // Государство и право. 1998. № 8. С. 52.