Научная статья на тему 'Право на протест как форма активности гражданского общества'

Право на протест как форма активности гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
658
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВО НА ПРОТЕСТ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зейналбдыева Анна Васильевна

В настоящее время в конституционно-правовой науке отсутствуют исследования, непосредственно посвященные праву на протест в его прямых и интерпретированных трактовках. Вместе с тем, реализация индивидуальными и коллективными субъектами права на протест в интересах личности, общества и государства содействует развитию гражданского общества и сказывается на оценке степени его зрелости, что в совокупности способствует приобретению Россией качества правового государства. В данном аспекте полагаем, именно конституционное право на протест проявляет себя как один из способов самоидентификации российского гражданского общества и его институтов. В связи с этим предметом исследования статьи выступили конституционно-правовые нормы, позволившие автору обосновать заявленную самоидентификацию, а также представить аналитические результаты, выраженные в выявленных направлениях деятельности институтов гражданского общества в связи с реализацией права на протест.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RIGHT TO PROTEST AS A FORM OF CIVIL SOCIETY ACTIVISM

Currently, in the constitutional-legal science there are no studies specifically addressing the right to protest in his direct and interpreted interpretations. However, the implementation of individual and collective subjects of the right to protest in the interests of the individual, society and the state promotes the development of civil society and affects the assessment of the degree of maturity that collectively contribute to the acquisition by Russia of the quality of the legal state. In this aspect, we believe it is the constitutional right to protest manifests itself as one of ways of self-identification of Russian civil society and its institutions. In this regard, the subject of the research articles addressed the constitutional and legal norms which allowed the author to substantiate the claimed identity as well as to present analytical results, expressed in identified areas of activity of civil society institutions in the realization of the right to protest.

Текст научной работы на тему «Право на протест как форма активности гражданского общества»

2.8. ПРАВО НА ПРОТЕСТ КАК

ФОРМА АКТИВНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Зейналбдыева Анна Васильевна, аспирант. Место учебы: Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Подразделение: кафедра конституционного и международного права. Email: 1102703@bsu.edu.ru

Аннотация: В настоящее время в конституционно-правовой науке отсутствуют исследования, непосредственно посвященные праву на протест в его прямых и интерпретированных трактовках. Вместе с тем, реализация индивидуальными и коллективными субъектами права на протест в интересах личности, общества и государства содействует развитию гражданского общества и сказывается на оценке степени его зрелости, что в совокупности способствует приобретению Россией качества правового государства. В данном аспекте полагаем, именно конституционное право на протест проявляет себя как один из способов самоидентификации российского гражданского общества и его институтов. В связи с этим предметом исследования статьи выступили конституционно-правовые нормы, позволившие автору обосновать заявленную самоидентификацию, а также представить аналитические результаты, выраженные в выявленных направлениях деятельности институтов гражданского общества в связи с реализацией права на протест.

Ключевые слова: гражданское общество, право на протест, общественные объединения, гражданская инициатива, общественный контроль, противодействие коррупции.

THE RIGHT TO PROTEST AS A FORM OF CIVIL SOCIETY ACTIVISM

Zeynalbrieva Anna Vasilievna, postgraduate student. Place of study: Belgorod state national research university. Department: Constitutional and International law chair. E-mail: 1102703@bsu.edu.ru

Annotation: Currently, in the constitutional-legal science there are no studies specifically addressing the right to protest in his direct and interpreted interpretations. However, the implementation of individual and collective subjects of the right to protest in the interests of the individual, society and the state promotes the development of civil society and affects the assessment of the degree of maturity that collectively contribute to the acquisition by Russia of the quality of the legal state. In this aspect, we believe it is the constitutional right to protest manifests itself as one of ways of self-identification of Russian civil society and its institutions. In this regard, the subject of the research articles addressed the constitutional and legal norms which allowed the author to substantiate the claimed identity as well as to present analytical results, expressed in identified areas of activity of civil society institutions in the realization of the right to protest. Keywords: civil society, right to protest, NGOs, civic initiatives, public control and combating corruption.

В современном российском обществе и государстве во многом под влиянием средств массовой информации акции протеста представляются, как правило, в деструктивном ключе. При этом содержание протест-ных правоотношений по своей юридической природе и с учетом интегративного подхода к пониманию права

на протест значительно шире, в том числе за счет объединения ресурсов иных конституционных прав.

Реализация индивидуальными и коллективными субъектами права на протест в интересах личности, общества и государства содействует развитию гражданского общества и сказывается на оценке степени его зрелости, что в совокупности способствует приобретению Россией качества правового государства. Как верно отмечено М.В. Мархгейм, «освещаемые в различных СМИ события «массовой рефлексии» дают основания судить о том, что и в какой мере данным обществом принимается, а что отвергается» . При этом, справедливо подчеркнуто, что «Риторика освещения акций протеста несогласия формирует устойчивое впечатление, что они не опосредованы правом и не способны удерживаться в конституционных грани-цах»2.

Сегодня гражданское общество немыслимо без государства, которое обеспечивает правопорядок, являющийся основой защиты интересов различных субъектов. Для успешного развития государства требуется укрепление связей с гражданским обществом3.

Исходя из особенностей исторического развития России, гражданское общество формировалось под государственным воздействием. Вместе с тем, в настоящее время, полагаем, именно конституционное право на протест является одним из способов самоидентификации российского гражданского общества и его институтов. В рамках настоящей работы продемонстрируем приведенный тезис.

Итак, важным проявлением позиции гражданского общества в любом государстве, в том числе, и в Российской Федерации является создание гражданами общественных объединений.

В ст. 30 Конституции Российской Федерации каждому предоставлено право на объединение, включая создание профессиональных союзов, для защиты своих ин-

4

тересов .

Мы солидарны с позицией С.А. Авакьяна о том, что свобода граждан создавать различные объединения является одной из определяющих характеристик гражданского общества5.

Общественные объединения выполняют важную роль, как в жизни общества, так и в деятельности государства, в том числе, при исполнении ряда функций, необходимых для общества, но не требующих вмешательства государства

Свобода гражданского общества сопряжена с порядком учреждения в России общественных организаций. Их создание зависит от принятого на конференции или общем собрании учредителей решения, но не от государственной регистрации. Таким образом, со стороны государства право граждан на объединение признается реализованным фактически с момента соответствующего волеизъявления. Общественному объедине-

1 Мархгейм М.В. Право на протест: конституционный абрис собирательного образа // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 3 (70).С. 78.

2 Там же.

3 Тихомиров Ю.А. Государство. М., 2013. С. 315.

4 Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 5.02.2014 г. № 2-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 9. Ст. 851.

5 Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации. Конституционно-правовые основы. М., 1996. С. 16.

нию требуется государственная регистрация только в целях приобретения прав юридического лица6.

Характеризуя количество и основные направления деятельности общественных объединений в Российской Федерации, можно с уверенностью утверждать, что они представляют самый широкий спектр интересов основной части общества. Согласно статистическим данным (на 24 апреля 2017 г.) в России зарегистрировано 98 603 общественных объединений, политических партий и некоммерческих организаций. Из них: 56 252 общественных организаций, 1 610 общественных движений, 3 993 общественных фонда, 759 общественных учреждений, 183 органа общественной самодеятельности и 35 893 иных видов общественных объединений7

С момента принятия в 2010 г. федерального закона № 40-ФЗ легальный статус и популярность получили социально ориентированные некоммерческие организации8. Позднее аналогичные акты о правовом статусе и поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций были приняты более чем в 53 субъектах Российской Федерации9.

Таким образом, это еще одна разновидность института гражданского общества, с помощью которой отстаиваются актуальные интересы социальной направленности, в том числе с использованием права на протест.

Актуальным действующим законодательством предусмотрено многообразие гражданских инициатив, к которым можно отнести народную правотворческую инициативу, петиции, обращения граждан, их участие в митингах, шествиях, официальное обсуждение проектов нормативных правовых актов в средствах массовой информации и др. В этой связи особую значимость приобретает исследование проблемы реализации гражданских инициатив. При этом следует признать, что современные возможности осуществления народовластия расширены за счет российской общественной инициативы, размещаемой с использованием одноименного интернет-ресурса, созданного на основе Указа Президента РФ от 4 марта 2013 г. № 18310. Данный специализированный интернет-портал предусматривает публичное размещение предложений граждан, которые адресованы органам государственной власти. Если публичное предложение соберет не менее 100 тыс. голосов граждан в течение одного года, оно будет направлено оператором специализированного ресурса в рабочую группу для проведения экспертизы и принятия решения о целесообразности разработки проекта соответствующего нормативного правового акта или иного решения.

На данный момент на портале «Российской общественной инициативы» зарегистрировано более одиннадцати тысяч предложений11. В аспекте нашего исследования укажем, что многообразие гражданских инициатив позволяет гражданам в индивидуальной и коллективной формах выразить и представить собственную позицию в интересах личности, общества и го-

6 Курячая М.М. Общественные объединения граждан в структуре гражданского общества современной России // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 1. С. 17-21.

7 http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_11/IssWWW.exe/Stg/d01/11-01.htm (дата обращения 22.05.2016 г.).

8 СЗ РФ. 2010. № 15. Ст. 1736; Российская газета. 2014, 30 мая.

9 Курячая М.М. Общественные объединения граждан в структуре гражданского общества современной России // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 1. С. 17-21.

10 СЗ РФ. 2013. № 10. Ст. 1019; 2014. № 26 (часть II). Ст. 3517.

11 https://www.roi.ru/ (дата обращения 11.11.2017 г.).

сударства. Среди популярных инициатив настоящего времени: введение профильной гибкой/регулируемой шкалы подоходного налога для работников образования, медицины и социального обеспечения; увеличение пенсии до средней зарплаты по региону, учреждение должности уполномоченного при Президенте Российской Федерации по делам аграриев и др.12

Далее целесообразно в рамках реализации представителями и институтами гражданского общества собственной деятельности, которая может выражать тождественное, альтернативное мнение или сопротивление официальной, общепризнанной или обсуждаемой позиции, обратиться к феномену общественного контроля. Правовой основой его осуществления общественными объединениями является ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ 13 В указанном нормативном правовом акте участию граждан в общественном контроле посвящена отдельная статья - ч. 1 ст. 3. В ней закреплено право граждан участвовать в общественном контроле не только через общественные объединения и иные некоммерческие организации, но и лично - инспектирование и экспертирование.

Основными участниками общественного контроля являются общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации, поскольку они, реализуя представительную форму участия граждан в осуществлении общественного контроля, в большей степени наделены соответствующими полномочиями.

В широком смысле анализ законодательства позволил выделить следующие протестные формы участия общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в осуществлении общественного контроля:

- подача индивидуальных и коллективных обращений, в том числе, в судебные и правоохранительные органы;

- участие в осуществлении общественного контроля в качестве организаторов таких форм общественного контроля, как общественный мониторинг, общественное обсуждение.

Интересно отметить, что законодатель в ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ из числа всех общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций отдельно выделил профессиональные союзы и общественные объединения потребителей. Данное обособление представляется вполне обоснованным и логичным, поскольку указанные объединения граждан являются наиболее массовыми и авторитетными, имеющими многолетнюю практику реализации ряда форм общественного контроля еще с советского периода исто-

14

рии .

Последующая часть нашей работы акцентирует внимание на противодействии коррупции силами институтов гражданского общества. В настоящее время отечественные ученые вынуждены констатировать, что коррупция в России трансформировалась из отдельной проблемы криминального характера в проблему масштабного характера, разрушающую государствен-

12 https://www.roi.ru/ (дата обращения 11.11.2017 г.).

13 Российская газета. 2014, 23 июля.

14 Гриб В.В. Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации как участники общественного контроля: российский и зарубежный опыт // Гражданское общество в России и за рубежом. 2015. № 4. С. 3-6.

ность и подрывающую авторитет власти, ставя под угрозу дальнейшее развитие нашего государства15.

Полагаем, сложившаяся ситуация требует проведения государственной политики, направленной на вовлечение различных институтов гражданского общества и широких слоев населения в борьбу с коррупцией, развитие активности институтов гражданского общества.

В числе положительных изменений в области общественного влияния на коррупционные проявления есть введение с 2017 г. института обязательного общественного обсуждения государственных закупок. Основания и порядок проведения такого обсуждения определены Правительством РФ16.

Дальнейшее исследовательское внимание обращено на выявление роли средств массовой информации (далее - СМИ), как представителей гражданского общества в реализации права на протест. Еще в советские времена сила влияния и управленческого воздействия СМИ на общество и публичную власть позволили закрепить за СМИ статус «четвертой» власти.

В пользу того, что СМИ в лице коллектива журналистов являются самостоятельным институтом гражданского общества свидетельствуют, в частности, такие принципы их деятельности, как самоуправление, инициативный (добровольный) порядок создания и деятельности, невмешательство со стороны властных структур и иных субъектов права, плюрализм, конкуренция и др. Журналистская деятельность отличается многообразие форм (к примеру, журналистские расследования, интервью, комментарии и пр.). Наиболее ценное качество СМИ как института гражданского общества заключается в их публичности и одновремен-

17

ном воздействии на широкий круг людей .

Вопрос функций СМИ с позиции института гражданского общества представляет интерес в рамках их воздействия на государственные властные органы и в связи с взаимодействием с иными общественными организациями. Если СМИ не являются государственными, то в отношениях с публичными властными образованиями они реализуют, прежде всего, контрольную и коммуникативную функции. Общественный контроль СМИ не считается специально установленным направлением деятельности. Любое негосударственное СМИ существует в силу спроса своей интеллектуальной продукции у населения. Частыми являются случаи обращения граждан в СМИ для защиты своих нарушенных прав, если иные меры оказались безрезультатными. Заметим, что даже в советские времена, когда СМИ нельзя было назвать независимыми, имелась четкая императивная установка правоохранительным и иным компетентным органам государственной власти незамедлительно реагировать в отношении любых критических замечаний, обнародованных в СМИ, особенно тех, что касались нарушения прав граждан. Сейчас для каждого СМИ борьба за доверие и влияние на народные массы становится все более важной.

15 См.: Гиляров Е.М., Шабуня В.В. Общественный контроль как механизм противодействия коррупции в органах государственной власти // Гражданское общество в России и за рубежом. 2014. № 3. С. 34-37.

16 Постановление Правительства РФ от 22 августа 2016 г. № 835 «Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. 2016, 31 августа.

17 Уваров А.А. Средства массовой информации как институт

гражданского общества (правовые аспекты) // Российская юсти-

ция. 2014. № 6. С. 45-48.

Кроме того, СМИ, обнаружив и обнародовав какое-либо единичное нарушение прав человека, играет роль многотысячного или даже многомиллионного множителя, вызывающего общественный резонанс. В дальнейшем это приводит к более радикальным и значимым последствиям. В подобной ситуации уже не представляется возможным тихо «замять», «спустить на тормозах» возникшую проблему с участием чиновников и потерпевшего, поскольку данная проблема стала общественным достоянием и находится под контролем народных масс, с чьей волей связано последующее пребывание в должности совершивших 18

нарушение чиновников18.

Возвращаясь к роли институтов гражданского общества в противодействии коррупции, а также с учетом приведенных нами тезисов о статусе СМИ, отметим, что им здесь принадлежит особое место, так как, обладая возможностью доступа к различным источникам информации, они отображают широкий спектр сложившихся общественных отношений.

Мы солидарны с мнением, что роль средств массовой информации в противодействии коррупции видится также и в том, что законодательством установлена обязанность для целого ряда органов государственной власти по мониторингу публикаций в средствах массовой информации о фактах проявления коррупции в том или ином органе19.

Подводя итоги нашего исследования, укажем его ключевые выводы и обобщения.

Как нам видится, конституционное право на протест выступает современным способом самоидентификации российского гражданского общества и его институтов, прежде всего, через:

- создание общественных объединений различных видов и направлений деятельности, включая социально-ориентированные некоммерческие организации;

- реализацию гражданских инициатив с использованием сети Интернет, в частности, ресурса «Российская общественная инициатива»;

- осуществление общественного контроля со стороны граждан (инспектирование и экспертирование);

- осуществление общественного контроля со стороны общественных объединений, включая профессиональные союзы и общественные объединениями потребителей;

- противодействие коррупции;

- деятельность негосударственных средств массовой информации.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 5.02.2014 г. № 2-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 9. Ст. 851.

2. Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» (ред. от 27.05.2014 г.) // СЗ РФ. 2010. № 15. Ст. 1736; Российская газета. 2014, 30 мая.

3. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской

18 Указ. соч. С. 45-48.

19 Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией: научно-практическое пособие / отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, ПОЛИГРАФ-ПЛЮС, 2013.

Федерации» (ред. от 03.07.2016 г.) // Российская газета. 2014, 23 июля; 2016, 12 июля.

4. Указ Президента РФ от 4 марта 2013 г. № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием Интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» (ред. от 23.06.2014 г.) // СЗ РФ. 2013. № 10. Ст. 1019; 2014. № 26 (часть II). Ст. 3517.

5. Постановление Правительства РФ от 22 августа 2016 г. № 835 «Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. 2016, 31 августа.

6. Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации. Конституционно-правовые основы. М., 1996.

7. Гиляров Е.М., Шабуня В.В. Общественный контроль как механизм противодействия коррупции в органах государственной власти // Гражданское общество в России и за рубежом. 2014. № 3.

8. Гриб В.В. Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации как участники общественного контроля: российский и зарубежный опыт // Гражданское общество в России и за рубежом. 2015. № 4.

9. Курячая М.М. Общественные объединения граждан в структуре гражданского общества современной России // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 1.

10. Мархгейм М.В. Право на протест: конституционный абрис собирательного образа // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 3 (70). С. 78-81.

11. Тихомиров Ю.А. Государство. М., 2013.

12. Уваров А.А. Средства массовой информации как институт гражданского общества (правовые аспекты) // Российская юстиция. 2014. № 6. С. 45-48.

13. Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией: научно-практическое пособие / отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, ПОЛИГРАФ-ПЛЮС, 2013.

14. http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_11/IssWWW.exe/Stg/ d01/11-01.htm (дата обращения 11.11.2017 г.).

15. https://www.roi.ru/ (дата обращения 11.11.2017 г.).

16. Камолов С.Г. Антиконфликтология. Вопросы преподавания управленческой конфликтологии в вузах. Монография. ISBN: 978-5-906367-35-8. М.: Издательство "Международные отношения", 2016.

17. Kamolov S., Konstantinova A. E-government: way of modernization and efficiency enhancement of public governance. Право и управление. XXI век. (Law and Management. XXI century) 2017. № 1 (42). с. 13-21.

18. Камолов С.Г. Государственное управление в условиях глобализации, кризисной ситуации и зарубежных санкционных ограничений рецензия на учебник для бакалавриата и магистратуры «государственное антикризисное управление» под редакцией доктора социологических наук, профессора Е.В. Охотского. Журнал «Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России». 2017. т. 6. № 1. с. 74-77.

Рецензия

на статью «Право на протест как форма активности гражданского общества» аспиранта кафедры конституционного и международного права Юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета Зейнал-бдыевой Анны Васильевны

Статья А.В. Зейналбдыевой посвящена рассмотрению вопросов реализации конституционного права на протест коллективными и индивидуальными представителями гражданского общества с учетом предложенного автором интегративного подхода к трактовке указанного субъективного права.

Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку конституционное право на протест, по мнению автора, содействует развитию гражданского общества и сказывается на оценке степени его зрелости, что в совокупности способствует приобретению Россией качества правового государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.В. Зейналбдыевой на основе анализа современного российского законодательства обоснован тезис о праве на протест как форме активности гражданского общества. В этой связи заслуживают внимания авторские выводы о самоидентификации российского гражданского общества и его институтов в связи с реализацией конституционного права через создание общественных объединений различных видов и направлений деятельности, включая социально-ориентированные некоммерческие организации; реализацию гражданских инициатив с использованием сети Интернет, в частности, ресурса «Российская общественная инициатива»; осуществление общественного контроля со стороны граждан (инспектирование и экс-пертирование); осуществление общественного контроля со стороны общественных объединений, включая профессиональные союзы и общественные объединениями потребителей; противодействие коррупции; деятельность негосударственных средств массовой информации.

Научная статья А.В. Зейналбдыевой «Право на протест как форма активности гражданского обществ» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к опубликованию.

Научный руководитель:

заведующая кафедрой конституционного и международного права Юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета, д.ю.н., профессор М.В. Мархгейм

Данная статья проверена системой «Антиплагиат».

Оригинальность 82,53%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.