Научная статья на тему 'Право на образование как объект научного исследования'

Право на образование как объект научного исследования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
975
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / RIGHT FOR EDUCATION / НОРМАТИВНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВА / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ / REALIZATION OF THE RIGHT FOR EDUCATION / STANDARD FIXING OF THE RIGHT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сидоров О. А., Шабалина О. Л.

В статье рассматривается проблема сущности, содержания и нормативного закрепления права на образование. Приведены различные подходы к типологии права на образование. I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the problem of essence, the contents and standard fixing of the right for education is considered. Various approaches to typology of the right for education are given.

Текст научной работы на тему «Право на образование как объект научного исследования»

О. А. Сидоров, О. Л. Шабалина

93

УДК 37.014.1:342.7

О. А. Сидоров, О. Л. Шабалина Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Право на образование

как объект научного исследования

В статье рассматривается проблема сущности, содержания и нормативного закрепления права на образование. Приведены различные подходы к типологии права на образование.

Ключевые слова: образование, право на образование, нормативное закрепление права, реализация права на образование.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена реформированием отечественной системы образования, вступлением в силу нового закона об образовании, иных нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу общественной практики. Возникает необходимость научного осмысления происходящих процессов, их теоретико-методологического обоснования и выявления условий наиболее эффективной практической реализации выдвинутых теоретических положений.

Право личности на образование стало темой многих научных исследований. Анализ литературы позволяет заключить, что право на образование рассматривается, как правило, в контексте социальных прав человека и гражданина.

Историческое развитие права человека на образование исследовали Р. Ш. Мещеров, Н. И. Никитина, С. А. Расчетина и другие.

Вопросы правового статуса личности изучали С. А. Авакьян, С. С. Алексеев, В. М. Баглай, Н. В. Вит-рук, Л. Д. Воеводин, И. В. Гончаров, А. Ю. Кабал-кин, С. Ф. Кечекьян, Е. В. Киричек, Е. А. Лукашева Г. В. Мальцев, М. Н. Марченко, В. А. Масленников, Н. И. Матузов, В. С. Нерсесянц, Ю. А. Тихомиров, В. Е. Чиркин и другие.

Конституционные основания права человека на образование рассматривались в работах Л. А. Дольни-ковой, Г. А. Дороховой, Т. С. Румянцевой, М. В. Смирновой, О. А. Тепляковой, И. В. Тяпкиной и другими.

Вопросам правового регулирования реализации права человека на образование посвящены исследования таких ученых, как, А. В. Богданов, Д. А. Голованов, Т. В. Гусева, А. Н. Козырин, И. Ф. Никитина, В. В. Рыбакова, Е. В Слесарева, О. Н. Столбушин-ская, Ю. А. Тихомиров и другие.

Ценностные подходы к управлению образованием и аксиологические приоритеты стратегии его развития разработаны Б. М. Бим-Бадом, В. М. Богуславским, В. А. Караковским, Г. Б. Корнетовым, Н. Д. Никандровым и другими.

Несмотря на то, что данная проблематика привлекала внимание значительного числа исследователей, многие вопросы, связанные с изучением права на образование, раскрыты недостаточно. В частности, остаются не полностью исследованными условия и механизмы реализации права на образование, а также само содержание данного понятия и его структура.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и(или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [4].

Такое определение представляется более полным и содержательным, по сравнению с утратившим силу Законом РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г., где образование рассматривалось как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) [1].

Образование, как социальное явление, как одна из важных сфер жизни общества, подлежит регулированию со стороны государства. Государственная политика России в области образования, правовое регулирование отношений в сфере образования, структура системы образования страны закреплены законодательно.

В России право на образование получило закрепление в Конституции РСФСР 1918 года, где устанавливалась необходимость предоставить рабочим

94

Юридические науки

и беднейшим крестьянам всестороннее и бесплатное образование (ст. 17); Конституция СССР 1936 года провозгласила право на образование и предусмотрела гарантии его обеспечения (ст. 121); Конституция СССР 1977 года существенно расширила систему этих гарантий (ст. 45) [3].

В Конституции Российской Федерации 1993 года право на образование регламентируется статьей 43, главы 2 «Права и свободы человека и гражданина», которая провозглашает всеобщий характер данного права, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях; возможность бесплатного получения на конкурсной основе высшего образования; основное общее образование является обязательным [2].

Конституционный механизм реализации социальных прав и свобод человека и гражданина включает следующие основные компоненты: правовые нормы, закрепляющие социальные права и свободы человека и гражданина; юридические факты, влекущие за собой возникновение готовности, самой реализации и ограничение социальных прав и свобод человека и гражданина; деятельность специальных органов, призванных обеспечивать социальные права и свободы человека и гражданина; деятельность суда и правоохранительных органов, специальные юридические процедуры; институт юридической ответственности [5].

Вместе с тем, реализация права на образование не может быть обеспечена в полной мере исключительно юридическими средствами, важную роль играет государственная политика в сфере образования, а также уровень правовой компетентности субъектов правоотношений.

Государственная политика Российской Федерации и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: признание приоритетности образования; обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации; свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей; обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека и другое. [4].

Образование обеспечивает трансляцию знаний от поколения к поколению, генерирование, распространение и хранение культуры общества; социальный отбор, дифференциацию членов общества, воспроизводство и изменение социальной структуры; создание условий для реализации потребности людей в знаниях; осуществление социального контроля.

Право на образование выступает как неотъемлемое право человека и гражданина, тесно взаимосвязанное с другими основными правами, что закреплено в конституциях государств и в международно-правовых актах. Реализация права на образование детерминирует создание условий для личностного и профессионального роста, осуществления самореализации.

На основании анализа философско-правовой научной литературы по исследуемой проблеме изучения законодательных актов различных стран и международных документов, регламентирующих право человека на образование, представляется возможным сделать вывод о том, что имеют место различные подходы к классификации основных прав и свобод человека, в рамках которых право на образование трактуется неоднозначно.

Данное право может быть отнесено к одной из групп конституционных прав (социально-экономических, социально-культурных, личных и др.); либо рассматривается комплексно, в русле социальных, экономических, культурных прав; либо, без распределения по группам, представлено в системе основных прав и свобод человека и гражданина, что, на наш взгляд, является наиболее правильным. Такой подход, характерный, в том числе, и для Конституции Российской Федерации, позволяет полнее раскрыть сущность и содержание права на образование как универсального конституционного права и установить взаимосвязь с другими основными правами человека и гражданина.

Ш

1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1. URL: http://www.consultant.ru/popular/edu/43_1 .html#p63

2. Конституция Российской Федерации. URL: http://constitution. kremlin.ru

3. Третьяк Н. В. Юридическая природа права на образование и его место в системе конституционных прав и свобод личности // Юрист ВУЗа. 2011. № 8. С. 5-9.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165887/

5. Шакун Н. В. Проблемы обеспечения и реализации социальных прав человека и гражданина в современной России // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 7. С. 52-56.

O. A. Chmüpüb, O. R. Wáeámhhá

95

1. Zakon RF «Ob obrazovanii» ot 10.07.1992 № 3266-1. URL: http://www.consultant.ru/popular/edu/43_1 .html#p63

2. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii. URL: http: // constitution.kremlin.ru

3. Tret'yak N. V. YUridicheskaya priroda prava na obrazo-vanie i ego mesto v sisteme konstitutsionnykh prav i svobod lichnosti // YUrist VUZa. 2011. № 8. S. 5-9.

4. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 29.12.2012 № 273-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165887/

5. SHakun N. V. Problemy obespecheniya i realizatsii sotsial'nykh prav cheloveka i grazhdanina v sovremennoy Rossii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2013. № 7. S. 52-56.

O. A. Sidorov, O. L. SHabalina Mari State University, Yoshkar-Ola

Right to education as an object of scientific research

In article the problem of essence, the contents and standard fixing of the right for education is considered. Various approaches to typology of the right for education are given.

Keywords: education, right for education, standard fixing of the right, realization of the right for education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.