Научная статья на тему 'Право и нравственно-религиозное воспитание две составляющие развития личности ребенка'

Право и нравственно-религиозное воспитание две составляющие развития личности ребенка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
814
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО НА ВОСПИТАНИЕ / ИНТЕРЕСЫ РЕБЕНКА / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СВОБОДА СОВЕСТИ / СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ / RIGHT TO UPBRINGING / INTERESTS OF A CHILD / DEVIANT BEHAVIOR / FREEDOM OF CONSCIENCE / FREEDOM OF RELIGION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белова Светлана Николаевна

В статье на основе анализа действующего законодательства рассматриваются вопросы реализации родителями (законными представителями) их права воспитывать ребенка в соответствии со своими убеждениями. По мнению автора, успех противодействия негативным явлениям и процессам, обусловливающим преступность несовершеннолетних, будет тем выше, чем выше будет духовно-нравственное развитие ребенка, чем выше будет авторитет семьи и родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The right and moral and religious education two components development of the child

In this paper, based on analysis of existing legislation addresses the implementation of the parents (legal representatives) of their right to raise the child in accordance with their beliefs. The author believes that the success to counter the negative phenomena and processes that determine juvenile delinquency, will be the higher, the higher will be the spiritual and moral development of the child, the higher the prestige of the family and parents.

Текст научной работы на тему «Право и нравственно-религиозное воспитание две составляющие развития личности ребенка»

3.6. ПРАВО И НРАВСТВЕННОРЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ -ДВЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Белова Светлана Николаевна, к.ю.н. Должность: старший научный сотрудник организационно-научного отдела. Место работы: Вологодский институт права и экономики ФСИН России. E-mail: Sveta_1610@list.ru

Аннотация: В статье на основе анализа действующего законодательства рассматриваются вопросы реализации родителями (законными представителями) их права воспитывать ребенка в соответствии со своими убеждениями. По мнению автора, успех противодействия негативным явлениям и процессам, обусловливающим преступность несовершеннолетних, будет тем выше, чем выше будет духовно-нравственное развитие ребенка, чем выше будет авторитет семьи и родителей.

Ключевые слова: право на воспитание, интересы ребенка, делинквентное поведение, свобода совести, свобода вероисповедания.

THE RIGHT AND MORAL AND RELIGIOUS EDUCATION -TWO COMPONENTS DEVELOPMENT OF THE CHILD

Belova Svetlana Nikolaevna, PhD at Law. Position: senior research assistant of Organizational-Scientific Department. Place of employment: Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary System of Russia. E-mail: Sve-ta_1610@Jist.ru

Annotation: In this paper, based on analysis of existing legislation addresses the implementation of the parents (legal representatives) of their right to raise the child in accordance with their beliefs. The author believes that the success to counter the negative phenomena and processes that determine juvenile delinquency, will be the higher, the higher will be the spiritual and moral development of the child, the higher the prestige of the family and parents.

Keywords: right to upbringing, interests of a child, deviant behavior, freedom of conscience, freedom of religion.

«Без Русской Православной Церкви невозможно себе представить ни российской государственности, ни нашей культуры. Русская Православная Церковь, так же как и другие традиционные конфессии России, является хранительницей наших нравственных ценностей»1. В. В. Путин

В современном российском государстве решение вопросов, связанных с воспитанием, образованием ребенка, происходит на разных уровнях: правовом, психологическом, педагогическом, медицинском, социальном. Издано великое множество монографий, учебных пособий, методических и практических рекомендаций, посвященных вопросам воспитания ребенка, но, не смотря на это, удельный вес преступлений, совершаемых несовершеннолетними, остается значительно высоким. Так, по итогам 2011 года число преступных деяний, совершенных подростками, составляет в целом по стране 71 910, в том числе тяжкие и

1 http://premier.gov.ru/events/news/18909/ (06.05.2012)

особо тяжкие - 19 8622. Обратим внимание, указанные данные официальной статистики не учитывают уровень латентной преступности, удельный весь которой еще на порядок выше. Круг общественно опасных деяний, совершаемых несовершеннолетними, включает в себя разнообразные по составу преступления. Наиболее часто ими совершаются кражи, угоны транспортных средств, хулиганство, преступления против личности, торговля наркотиками, компьютерные преступления.

Почему подростки совершают преступления? Ответ на этот вопрос следует искать в условиях, направлениях и методах современного воспитания.

По мнению специалистов3, причинами, способствующими формированию делинквентного поведения подростков, являются: отсутствие положительных

примеров (идеалов) для подражания, отчуждение между родителями и детьми, эмоциональное непринятие ребёнка или, наоборот, излишняя опека, негативное влияние журналов, газет, телевизора, интернета, компьютерных игр, ранняя алкоголизация, наркомания, токсикомания, усиление жестокости, агрессивности, половая распущенность, снижение ценности человеческой жизни и некоторые другие.

Бесспорно, данные факты способствуют формированию антиобщественного противоправного поведения подростка. Однако сами по себе эти факты не существуют, а имеют первопричину, которая, как нам представляется, связана с отсутствием нравственного фундамента, основанного на духовной структуре личности ребенка, формирование которой невозможно без религиозной составляющей. Как верно отмечает профессор В.П. Меньшиков, «духовно-нравственные ценности формируются, прежде всего, религией, подобно тому как система интеллектуальных ценностей формируется, прежде всего, наукой. Воспитание же, построенное на любых других ценностях, разруши-тельно»4.

Именно духовно-нравственное воспитание и религиозное образование способно стать «заслоном тем порокам, которым подвергается наше общество, а в первую очередь - дети»5.

Отечественная система образования и воспитания не преследует цели формирования того или иного отношения к религии, но в то же время Российская Федерация признает и уважает свободу родителей (законных представителей) (далее - родители) и детей на получение религиозного воспитания6.

Однако, признав за родителями право воспитывать ребенка в соответствии со своими убеждениями, законодатель «решающий голос» в вопросах религиозного воспитания и образования отдал ребенку, а не роди-

2 http://www.mvd.ru/userfiles/sb_12_11 .pdf (27.04.2012)

3 См., напр.: Раудкатс Юлия «Почему подростки совершают преступления» / http://www.polymia.by/index.php?... (01.05.2012); Ковтуненко Л.В., Коломенцев Д.В. Роль семьи в воспитании и исправлении несовершеннолетних осужденных // Уголовноисполнительная система: право, экономика, управление. 2008. № 4. Консультант Плюс и др.

4 Меньшиков В.М. О стратегии развития современного российского образования / http://www.nravstvennost.info/library/ news_detail.php?ID=6098

5 См. об этом: Ковальский Юрий, председатель Ногинского городского суда Московской области // Интервью: "Ювенальный" Пленум / Юридическая газета. 2011. № 14. Консультант Плюс.

6 См. об этом также: Мартынов Б.С. Правовое положение Рус-

ской православной церкви и религиозных организаций в Россий-

ской Федерации // История государства и права. 2011. № 14. С.

41-45.

телям (данный вывод находит подтверждение в нижеприведенных нормативных актах).

В ст. 2 Протокола 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 г. сказано, что «государство уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение детей, которые соответствуют религиозным и философским убеждениям родителей»7. В соответствии с ч. 4 ст. 18 Международного пакта от 16 декабря 1966 г. «О гражданских и политических правах», ч. 3 ст. 13 Международного пакта от 16 декабря 1966 г. «Об экономических, социальных и культурных правах»8, государства, участвующие в настоящих Пактах, обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими убеждениями.

Согласно ст. 28 Конституции РФ в Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

В силу п. 2 ст. 38 Конституции РФ воспитание ребенка есть равное право и обязанность родителей. Это конституционное положение конкретизировано в Семейном кодексе РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ9 (далее - СК РФ). В ст. 63 СК РФ сказано, что родители несут ответственность за воспитание своих детей и обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

Правомочие по религиозному воспитанию ребенка закреплено в п. 2 ст. 4 Федерального Закона РФ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»10 (далее - ФЗ РФ «О свободе совести и религиозных объединениях»).

Выбор религии осуществляется родителями по взаимному соглашению исходя из интересов ребенка. При наличии разногласий по данному вопросу родители, руководствуясь п. 2 ст. 65 СК РФ, вправе обратиться за их разрешением в органы опеки и попечительства или в суд.

Вместе с тем, как верно полагает М.В. Антоколь-

11

ская , «орган опеки и попечительства не может избрать религию для ребенка». Родители имеют преимущественное право перед всеми другими лицами в выборе форм и методов воспитания своих детей.

В п. 2 ст. 4, п. 2 ст. 5 ФЗ РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится о том, что государство не вправе вмешиваться в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. Ст. 65 СК РФ вновь обращает наше внимание на соблюдение основного принципа осуществления родительских прав, указывая на то, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Кон-

7 Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

8 Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

9 Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

10 Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

11 Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. М., 2002. С. 207-208.

венция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.12 (Россия является правопреемником СССР, который присоединился к Конвенции 15 сентября 1990 г.) предписывает уделять первоочередное внимание «наилучшему обеспечению интересов ребенка».

Анализируя нормы законодательства о правах ребенка, возникает вопрос, что следует понимать под интересами ребенка, и как (какими способами и методами) родители должны воспитывать ребенка, чтобы наилучше обеспечить его интересы? Ни Конвенция о правах ребенка, ни Семейный Кодекс РФ не дают определения интересов детей.

Словарь русского языка С.И. Ожегова под интересом понимает то, что составляет благо кого-либо, чего-либо, служит на пользу кому-, чему-либо; нужды по-требности13.

Как верно полагает О.Ю. Ильина, «интерес ребенка характеризуется в первую очередь тем, что в большинстве случаев он не осознается самим ребенком в силу возраста и отсутствия у него необходимого жизненного опыта. Только родитель, исходя из общей цели воспитания, может определить интерес ребенка и обеспечить свое поведение с учетом его характера и содержания»14. Аналогичной позиции по данному вопросу придерживается и Ю.Г. Долгов, который считает, что «понятие интереса ребенка формируется самими родителями: именно они выявляют интерес ребенка, определяют его содержание»15.

«Любой интерес - это стремление субъекта пользоваться определенным благом, способным удовлетворить его потребность»16.

Известно, что интересы ребенка и родителей (одного из них) зачастую не совпадают. Поэтому следует признать, что, соблюдая право («родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей»), родителям нередко приходится поступать вопреки своим интересам и потребностям. В противном случае, если интересы ребенка не будут соблюдены, последний правомочен в соответствии с п. 2 ст. 56 СК РФ самостоятельно обратиться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Вместе с тем, как справедливо указывает М.В. Антокольская, «интересы родителей тоже имеют право на защиту. Они не могут просто игнорироваться или безоговорочно приноситься в жертву интересам детей. Это, прежде всего, негуманно по отношению к родителям и нецелесообразно с воспитательной точки зрения, поскольку может вредно повлиять на ребенка, способствуя развитию его эгоизма»17.

Тем не менее, из смысла и содержания указанных правовых норм следует, что государство не будет вмешиваться в воспитание ребенка в соответствии с религиозными убеждениями родителей до тех пор, пока убеждения родителей и ребенка не будут противоречить друг другу. При возникновении противоречий государство, следуя основному принципу обеспечения

12 Сборник международных договоров СССР. Выпуск Х1_У!, 1993.

13 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1985. С. 216, 712.

14 Ильина О.Ю. Интересы ребенка в семейном праве Российской Федерации. М.,: 2006 // Консультант Плюс.

15 Долгов Ю.Г. Охраняемые законом интересы супругов, родителей и несовершеннолетних детей в семейном праве Российской Федерации: Автореф. дисс. ... к.ю.н. М., 2004. С. 17. Ийр://1а\л/.еЬи.ги/8сг1р1/сп18оигсе.азр?сп1Ю=100071056.

6 Субочев В.В. Законные интересы / под ред. А.В. Малько / Консультант Плюс.

17 Антокольская М.В. Семейное право. М., 2002. С. 195.

приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних

(п. 3 ст. 1 СК РФ), должно будет встать на защиту интересов ребенка, но не родителей.

Однако, как верно заметил известный американский социолог Алан Карлсон, «чтобы обеспечить право ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания, правительство должно уважать, прежде всего, свободу выбора семьей той или иной конфессии»18.

Известно, что история государства Российского всецело связана с религией, которая всегда оказывала огромное влияние на развитие нашего общества, на мировоззрение, культуру, нравственность человека и, соответственно, имела тесную взаимосвязь с воспитанием. Россия - многонациональное государство, в котором на протяжении более тысячи лет живут вместе представители самых разных национальностей и конфессий. Однако традиционной религией нашей страны по-прежнему остается православие. С ним связана наша 1000-летняя история, культура и весь уклад жизни. По данным всероссийского опроса, проведённого Всероссийским центром изучения общественного мнения в марте 2010 года, 75 % населения страны причисляет себя к православной конфессии19.

Следовательно, и современная российская система духовно-нравственного развития ребенка не должна быть оторвана от многовековой традиции православного воспитания (разумеется, выбор способов и методов воспитания ребенка должен быть предоставлен родителям с учетом сложившихся семейных традиций и при соблюдении права на свободу совести и свободу вероисповедания). Задача государства - не препятствовать, а поощрять православные начала в воспитании ребенка, даже если интересы ребенка и родителей не будут совпадать. Ведь до совершеннолетия ребенка родители и только они имеют приоритетное право его воспитывать, и лишить их этого права может только суд в строго перечисленных в законе случаях (ст. 69 СК РФ).

Представляется, что успех противодействия негативным явлениям и процессам, обусловливающим преступность несовершеннолетних, будет тем выше, чем выше будет духовно-нравственное развитие детей, чем выше будет авторитет семьи и родителей.

Как справедливо заметил в одном из своих выступлений бывший министр образования В.М. Филиппов, «для возрождения и процветания России необходимы те исконные ценности морали и гражданской жизни, которые едины как для Евангелия, так и для Конституции современного государства. ...Будущее нашего Отечества зависит не от инвестиций или новых технологий, а от духовно-нравственного потенциала молодежи, от ее доброты, честности, справедливости, трудолюбия, от ее способности и стремления к бескорыстной заботе о ближних и беззаветной любви к своей Родине»20

Список литературы:

Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. М., 2002.

18 Карлсон А. Общество - Семья - Личность: Социальный кризис Америки. Альтернативный социологический подход. М., 2003. // ИНр://!1Ь.8ос1о.т8и.ги/!/!1Ьгагу?а=р&р=Иоте&!=ги&\м=\м1пЬо\м8-1251 (10.03.2012)

19 Религия в России / Википедия (14.03.3012)

20 Филиппов В.М. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание // Педагогика. 1999. № 3. С. 65-66.

Долгов Ю.Г. Охраняемые законом интересы супругов, родителей и несовершеннолетних детей в семейном праве Российской Федерации: Автореф. дисс. ... к.ю.н. М., 2004. С. 17.

http://law.edu.ru/script/cntSource.asp?cntID=100071056.

Ильина О.Ю. Интересы ребенка в семейном праве Российской Федерации. М., 2006 / Консультант Плюс.

Карлсон А. Общество - Семья - Личность: Социальный кризис Америки. Альтернативный социологический подход. М., 2003 //

http://lib.socio.msu.ru/l/library?a=p&p=home&l=ru&w=wind ows-1251 (10.03.2012).

Ковальский Юрий, председатель Ногинского городского суда Московской области // Интервью: "Ювенальный" Пленум / Юридическая газета. 2011. № 14. Консультант Плюс.

Ковтуненко Л.В., Коломенцев Д.В. Роль семьи в воспитании и исправлении несовершеннолетних осужденных // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2008. № 4. Консультант Плюс.

Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. / Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI, 1993.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

Мартынов Б.С. Правовое положение Русской православной церкви и религиозных организаций в Российской Федерации // История государства и права. 2011. № 14. С. 41-45. Консультант Плюс.

Международный пакт «О гражданских и политических правах»

от 16 декабря 1966 г. / Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» от 16 декабря 1966 г. / Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1985. С. 216, 712.

Протокол 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 г. / Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

Раудкатс Юлия Почему подростки совершают преступления. / http://www.polymia.by/index.php?...

(01.05.2012)

Религия в России / Википедия (14.03.3012)

Семейный Кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г.

№ 223-ФЗ / Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

Субочев В.В. Законные интересы / под ред. А.В. Малько / Консультант Плюс.

Федеральный Закон РФ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» / Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

Филиппов В.М. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание // Педагогика. 1999. № 3. С. 65-66.

Literature list:

Antokol'skaya M.V. Family Law: A Textbook. M., 2002.

Dolgov Yu.G. Legally protected interests of spouses, parents and minor children in the family law of the Russian Federation. M., 2004. P. 17. http://law.edu.ru/script/cnt Source.asp?cntID=100071056.

Il'ina O.Yu. Interests of the child in the family law of the Russian Federation. M., 2006 / Konsul'tant Plyus.

Karlson A. Society - Family - Personality: The social crisis of America. An alternative sociological approach. M., 2003 // http://lib.socio.msu.ru/l/library?a=p&p=home&l=ru& w=windows-1251 (10.03.2012).

Koval'skiy Yuriy, Chairman of the Moscow City Court Noginsk area / / Interview: "Juvenile" plenum / Legal Newspaper. 2011. № 14. Konsul'tant Plyus.

Kovtunenko L.V., Kolomentsev D.V. The role of family in education and correction of juvenile offenders / criminal-executive system: law, economics, management. 2008. № 4. Konsul'tant Plyus.

The UN Convention on the Rights of the Child on November 20, 1989 / Collection of International Treaties of the USSR. Volume XLVI, 1993.

The Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993

Martynov B.S. The legal status of the Russian Orthodox Church and religious organizations in the Russian Federation / / The history of state and law. 2011. № 14. S. 41-45. Konsul'tant Plyus.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

International Covenant "On Civil and Political Rights" on December 16, 1966 / Byulleten' Verhovnogo Suda RF.

1994. № 12.

International Covenant "On Economic, Social and Cultural Rights" of December 16, 1966 / Byulleten' Verhovnogo Suda RF. 1994. № 12.

Ozhegov S.I. Dictionary of Russian language. M., 1985. P. 216, 712.

Protocol 1 to the European Convention on Human Rights and Fundamental Freedoms of November 4, 1950 / Sobranie zakonodatel'stva RF. 2001. № 2. St. 163.

Raudkats Yuliya Why do teenagers commit crimes ? / http://www.polymia.by/index.php?... (01.05.2012)

Religion in Russia / Vikipediya (14.03.3012)

Family Code of the Russian Federation of December 29,

1995. № 223-FZ / Sobranie zakonodatel'stva RF. 1996. № 1. St. 16.

Subochev V.V. Legitimate interests / ed. A.V. Mal'ko / Konsul'tant Plyus.

The Federal Law of Russian Federation on September 26, 1997 № 125-FZ "On Freedom of Conscience and Religious Associations"/ Sobranie zakonodatel'stva RF. 1997. № 39. St. 4465.

Filippov V.M. Humanistic role of education: Orthodoxy and Education // Pedagogika. 1999. № 3. P. 65-66.

Отзыв

на статью кандидата юридических наук Беловой Светланы Николаевны «Право и нравственнорелигиозное воспитание - две составляющие развития личности ребенка»

Представленная на рецензирование статья соответствует установленным требованиям по своему характеру и научной стилистике. Материал работы является актуальным и интересным как с теоретической, так и с практической стороны.

Многие позиции, высказанные автором, логичны, последовательны и убедительны. Некоторые из них являются дискуссионными, но автор умело аргументирует и отстаивает свою точку зрения.

Материал статьи выстроен последовательно и грамотно, проведен достаточно подробный анализ законодательства по рассматриваемой проблеме. Использованная в работе статистическая и справочная информация свидетельствуют о проработанности темы и достоверности полученных научных результатов.

Полагаю, что поднятые автором проблемы могут представлять интерес для широкой аудитории, в том числе для научных и практических работников.

Представленная статья рекомендуется для публикации в журнале, входящем в перечень ВАК.

Старший преподаватель кафедры уголовно-

исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными Вологодского института права и экономики ФСИН России кандидат юридических наук Е.О. Лукьянчук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.