Научная статья на тему 'Права лиц с ограниченными возможностями и механизмы их защиты на международном, европейском и российском уровнях'

Права лиц с ограниченными возможностями и механизмы их защиты на международном, европейском и российском уровнях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7076
659
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ / RIGHTS OF PEOPLE WITH DISABILITIES / INTERNATIONAL MECHANISMS OF PROTECTION OF RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ларицкая Мария Леонидовна

Рассматриваются права людей с ограниченными возможностями и механизмы их защиты на международном, европейском и российском уровне. Автор анализирует историю формирования правового регулирования отношений в этой сфере, приводит примеры программ ООН, Европейского союза, отдельных европейских стран, Совета Европы и России для интеграции лиц с ограниченными возможностями в общественную жизнь. В статье отмечается особое место гендерного аспекта в сфере защиты прав людей с ограниченными возможностями. Автор также уделяет внимание проблемам, с которыми сталкиваются инвалиды в повседневной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The rights of people with disabilities and mechanisms of their protection at international, European and Russian levels

The number of people with disabilities has grown to 1 billion, i.e., 15% of the population of the whole world. Improvement of the position of disabled people and their life conditions is paid attention to at national, regional and international levels. The concept of the rights of people with disabilities has obtained international recognition only in the mid-1970s. In 1975 the Declaration on the Rights of Disabled Persons was adopted in the UN, it contains norms of maintenance of equal access to service. In 1981 the World Program of Action Concerning Disabled Persons was adopted. In 2006 the United Nations adopted the Convention on the Rights of Persons with Disabilities and the Optional Protocol. Absence of discrimination, involvement of disabled persons into society, equal opportunities are the core principles of the Convention. Monitoring of its implementation is realized by the Committee on the Rights of Persons with Disabilities. The gender aspect has gotten a special place. Women with disabilities encounter double discrimination violation of the rights of women and violation of the rights of people with disabilities. The European Union pursues an active policy on ensuring of the right of disabled persons. In 1999 the EU Council adopted a resolution, it appealed to the EU countries to intensify measures in the of employment of people with disabilities and their integration in private and public sector. The Council of Europe (СЕ) also pursues the policy of protection of the rights of disabled persons. In April 2006, the Council of Europe adopted a Disability Action Plan 2006-2015. Successful integration of disabled persons is observed in the countries of Western Europe. Legislations of these countries consist in the idea that rehabilitation and employment of disabled persons are more beneficial than payment of pensions. More than 13 million disabled persons live in Russia. Most of the laws concerning their rights have become outdated. Ratification of the Convention on the Rights of Persons with Disabilities by Russia in 2012 has become an incentive to legislation improvement. In 2011 Russia approved the government program ''Accessible Environment'' that creates conditions for access of disabled persons to objects of social sphere. It is not being implemented very successfully. In the conclusion, one can say that it is difficult to influence the state at the international level if it does not provide a full realization and protection of the rights of disabled persons. But often international conventions boost formation of mechanisms of protection of their rights at the national level. The European Court of Human Rights makes a policy concerning disabled persons at the regional level be realized more effectively because they can make complaints when their rights are violated. One can still observe a low standard of living and weak social and legal protection of the people with disabilities in Russia although the government adopted the program ''Accessible Environment''.

Текст научной работы на тему «Права лиц с ограниченными возможностями и механизмы их защиты на международном, европейском и российском уровнях»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 373. С. 104-107

УДК 94 / 341.231.14

М.Л. Ларицкая

ПРАВА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И МЕХАНИЗМЫ ИХ ЗАЩИТЫ НА МЕЖДУНАРОДНОМ, ЕВРОПЕЙСКОМ И РОССИЙСКОМ УРОВНЯХ

Рассматриваются права людей с ограниченными возможностями и механизмы их защиты на международном, европейском и российском уровне. Автор анализирует историю формирования правового регулирования отношений в этой сфере, приводит примеры программ ООН, Европейского союза, отдельных европейских стран, Совета Европы и России для интеграции лиц с ограниченными возможностями в общественную жизнь. В статье отмечается особое место гендерного аспекта в сфере защиты прав людей с ограниченными возможностями. Автор также уделяет внимание проблемам, с которыми сталкиваются инвалиды в повседневной жизни.

Ключевые слова: права лиц с ограниченными возможностями; международный механизм защиты прав.

Число лиц с ограниченными возможностями в мире на сегодняшний день достигло 1 миллиарда, т.е. 15% населения. Это самое большое в истории «меньшинство» в мире, которое ежедневно сталкивается с различными формами дискриминации. Улучшению положения инвалидов и условий их жизни уделяется внимание не только в каждой стране в отдельности, но и в международном и региональном масштабах. Особого внимания заслуживает международное сотрудничество государств в области защиты прав инвалидов.

С самого начала своего существования Организация Объединенных Наций уделяла внимание положению лиц с ограниченными возможностями и улучшению условий их жизни. ООН в своих докладах периодически затрагивала вопросы улучшения жизни и социального обеспечения инвалидов, однако концепция прав человека касательно лиц с ограниченными возможностями получила международное признание лишь в 70-х гг. ХХ в. В 1975 г. была принята Декларация о правах инвалидов, в которой были установлены нормы обеспечения одинаковых условий и равного доступа к обслуживанию [1. С. 359]. В 1981 г. ООН была принята Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Главным итогом специальной программы ООН по защите прав инвалидов (1983-1992 гг.) стали Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. В 1992 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о провозглашении 3 декабря Международным днем инвалидов [2].

13 декабря 2006 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах инвалидов и Факультативный протокол, которые были открыты для подписания 30 марта 2007 г. Конвенция вступила в силу 3 мая 2008 г. Она разрабатывалась как документ по правам человека, в котором содержится аспект социального развития. Конвенция дает общее представление о категориях инвалидов и указывает сферы, в которые требуется внести изменения, чтобы лица с ограниченными возможностями успешно могли реализовывать свои права. Отсутствие дискриминации, уважение достоинства и личной независимости, полное вовлечение инвалидов в общество, уважение их особенностей, равенство возможностей являются основными принципами данной Конвенции. В соответствии с правилами ратификации Конвенция вступает в силу на тридцатый день после сдачи на хранение двадцатой ратификационной грамоты или документа о присоединении. Фа-

культативный протокол вступает в силу на тридцатый день после сдачи на хранение десятой ратификационной грамоты или документа о присоединении [3. С. 13]. Конвенция содержит требование о том, чтобы государства обеспечивали надзор за осуществлением положений Конвенции и создавали координационные центры с участием государственных и негосударственных представителей.

Мониторинг на международном уровне осуществляет Комитет по правам инвалидов и Конференции государств - участников Конвенции. До создания Комитета по правам инвалидов проблемы лиц с ограниченными возможностями рассматривались Экономическим и Социальным Советом ООН. С января 2013 г. в Комитет вошли 17 лиц с ограниченными возможностями. Государства - участники Конвенции должны предоставлять Комитету один раз в два года после вступления Конвенции в силу доклад о прогрессе, достигнутом в осуществлении Конвенции на национальном уровне. По состоянию на октябрь 2012 г. 125 государств и Евросоюз участвуют в Конвенции, 75 государств - в Факультативном протоколе. Такой темп ратификаций, по словам Председателя Комитета по правам инвалидов Рональда Маккалума, является самым высоким по сравнению с ратификацией других конвенций ООН [4].

Помимо Комитета по правам инвалидов, вопросами интеграции в общественную жизнь лиц с ограниченными возможностями занимаются Международная организация труда (МОТ) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). В 1944 г. МОТ признала право всех людей на материальное благополучие независимо от расы, пола и вероисповедания. В 2001 г. был опубликован «Кодекс практики по обращению с людьми с ограниченными возможностями на рабочем месте», который содержит в себе рекомендации по улучшению системы профессионального обучения инвалидов [5. С. 27].

Особое место в сфере защиты прав лиц с ограниченными возможностями занимает гендерный аспект. Женщины-инвалиды сталкиваются со значительными проблемами в общественной и частной жизни. Это проблемы доступа к жилью, образованию, трудоустройству, здравоохранению [6. С. 18]. Женщины и девочки-инвалиды сталкиваются с двойной дискриминацией - нарушением прав женщин и нарушением прав лиц с ограниченными возможностями, что проявляется

в гендерном и сексуальном насилии, плохом обращении и эксплуатации. По данным Всемирного банка, более 30 женщин каждую минуту получают тяжелые увечья или становятся инвалидами во время выполнения трудовых обязанностей, что составляет от 15 до 50 млн женщин [7]. Во Всемирной программе действий в отношении инвалидов отмечается, что во многих странах женщины живут в неблагоприятном социальном и экономическом положении, что ограничивает их возможность преодолевать трудности, связанные с инвалидностью [8]. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов содержат ссылку на положения Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, включая гарантии прав девочек и женщин-инвалидов [9]. Конвенция о правах инвалидов также признает, что женщины-инвалиды подвержены риску насилия, пренебрежительного отношения, эксплуатации и надругательства. Эти проблемы решаются в Конвенции о правах инвалидов посредством двустороннего подхода к поощрению гендерного равенства и расширению прав женщин с ограниченными возможностями [3]. Особые трудности женщин-инвалидов в достижении гендерного равенства отмечены также в Пекинской платформе действий, принятой в 1995 г. на четвертой Всемирной конференции по положению женщин [10. С. 41].

Европейский союз проводит активную политику по обеспечению прав инвалидов. Первым шагом в этом направлении стал Амстердамский договор 1997 г., который содержал запрет всех форм дискриминации в отношении инвалидов. В 1999 г. Совет ЕС принял резолюцию, в которой призвал страны ЕС усилить политику в сфере занятости лиц с ограниченными возможностями и их интеграции в частный и государственный сектор. В статьях 21 и 26 Хартии основных прав ЕС (2000 г.) вновь подтверждены запрет на все формы дискриминации и призыв к уважению прав инвалидов. В 2000 г. Европейская Комиссия подготовила доклад «К Европе без барьеров для людей с ограниченными возможностями», в котором содержались рекомендации устранить любые барьеры, мешающие инвалидам полноценно интегрироваться в общество посредством законодательства [5. С. 29-30]. Совет Европы (СЕ) также проводит политику защиты прав инвалидов. В основе работы СЕ по ликвидации дискриминации лежат «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод» (1950 г.), «Европейская социальная хартия» (1961 г.), и «Частичное соглашение в социальной сфере и в области общественного здоровья», целью которого является реабилитация и интеграция инвалидов [5. С. 31]. В 2001 г. СЕ принял документ «К гражданскому участию людей с ограниченными возможностями посредством новейших технологий, ориентированных на интеграцию», и в 2002 г. - «Руководящие принципы в области улучшения доступа к социальной защите» [5. С. 34]. Основой стратегии СЕ по интеграции лиц с ограниченными возможностями является обеспечение доступа инвалидов к социальной и правовой защите и совершенствование системы правовой защиты на национальном уровне.

Совет Европы обращается к таким конкретным направлениям деятельности, как доступность жилья, городской среды и транспорта, акцентируя внимание

на нормативах проектирования жилья и общественных зданий, мест отдыха и спортивных сооружений для того, чтобы обеспечить инвалидам свободное перемещение. В 2006 г. СЕ принял «План мероприятий помощи людям с ограниченными возможностями здоровья в реализации их прав на 2006-2015 гг.», в котором определены 15 направлений деятельности, включая повышение участия инвалидов в политической, общественной и культурной жизни, образовательной и информационной сферах, обеспечение доступности зданий, сооружений и транспорта. Особое место в Плане занимают женщины и дети с ограниченными возможностями, а также люди с высокой степенью инвалидности [11. С. 37]. Современные технологии позволяют инвалидам более эффективно интегрироваться в общество, благодаря Интернету инвалиды имеют возможность работать в сети, а также получать знания и информацию. Поэтому требуется уделить внимание вопросам доступности Интернета для лиц с ограниченными возможностями. По мнению некоторых экспертов СЕ, до сих пор права человека для инвалидов не реализуются даже на удовлетворительном уровне, так как окружающая среда остается по-прежнему неадаптированной, несовершенной является и система социальной помощи и защиты инвалидов.

Хотя нельзя сказать, что права лиц с ограниченными возможностями полностью и эффективно реализуются на всем европейском пространстве, можно привести ряд примеров стран, где достигнуты успехи в интеграции инвалидов в общество. Так, в Федеративной Республике Германия действует закон «О труде лиц с пониженной физической способностью», где закреплено квотирование рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями, а также существуют льготы при устройстве их на работу. Основная идея, лежащая в основе немецкого законодательства, заключается в том, что реабилитация и трудоустройство инвалидов являются более экономически выгодными, чем выплата пособий и пенсий. Существует Федеральная программа занятости лиц с тяжелой степенью инвалидности, которая предусматривает льготы и субсидии работодателям, которые берут на работу инвалидов. Однако социальная защита в ФРГ распространяется лишь на трудоспособных людей, у кого степень инвалидности 3050%, т. е. тех, кто без таких льгот не смог получить работу. Лица с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности имеют льготы и получают компенсацию ущерба. В Великобритании высокое значение имеет профессиональная реабилитация инвалидов, для чего созданы специализированные центры. Здесь узаконены квоты и резервирование рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями. По оценкам специалистов, в Великобритании высок уровень реабилитации инвалидов и возврата их к работе. Во Франции действуют семь законов, касающихся трудоустройства лиц с ограниченными возможностями. В них закреплены права инвалидов на профессиональную реабилитацию, переподготовку и трудоустройство по квотам. Положительные сдвиги в интеграции инвалидов в общество и реализация их прав наблюдаются в основном в странах Западной Европы. Многие эксперты отмечают, что для стран Восточной Европы характерен низкий уровень жизни

инвалидов, их обособленность от общественной жизни и почти полное отсутствие поддержки со стороны государства. Около 80% инвалидов в этих странах являются безработными [12].

В России мы наблюдаем первые шаги по интеграции инвалидов в общественную жизнь и обращению к этой проблеме не с медицинской, а с социальной точки зрения. В России на сегодняшний день проживает более 13 млн лиц с ограниченными возможностями, из них более 500 тысяч - дети [13]. Законодательство РФ

о правах инвалидов включает: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Федеральный закон от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г.; «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. Однако многие законы устарели и не соответствуют накопленному опыту в обеспечении полноценных прав лиц с ограниченными возможностями [14. С. 6]. РФ подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов 24 сентября 2008 г., Государственная Дума ратифицировала ее 25 апреля 2012 г. Россия не подписала Факультативный протокол к Конвенции, который бы позволил Комитету по делам инвалидов проводить проверки на территории РФ в случае нарушения прав лиц с ограниченными возможностями [15]. Ратификация Конвенции послужила стимулом к совершенствованию законодательства России в названной сфере. В августе 2011 г. было заявлено, что на государственную программу «Доступная среда» по созданию к 2015 г. условий доступа инвалидов к объектам социальной сферы выделено более 46,88 млрд рублей. Задачами данной программы являются разработка нормативно-правовых документов, обеспечение условий доступности объектов социальной инфраструктуры, включение и повышение количества детей-инвалидов в системе начального и среднего образования, оснащение современной техникой и т.д. [14. С. 3-4].

«Доступная среда» в идеале должна устранить барьеры для инвалидов, создать им благоприятные условия для интеграции в общество и гарантии для трудоустройства, повысить уровень и качество их жизни. В реальности же реализация программы проходит не совсем успешно: доступность среды для лиц с ограниченными возможностями крайне низкая. Социологические исследования свидетельствуют, что с наибольшими трудностями сталкиваются люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата: при пользовании

транспортом, при посещении государственных учреждений и объектов культуры, а также при совершении покупок. Инвалиды по зрению отмечают проблемы, связанные с невозможностью посещения спортивных объектов и общественных мест отдыха [14. С. 6-7]. Нерешенность проблемы интеграции лиц с ограниченными возможностями ведет к усугублению других проблем. К примеру, недоступность образования и культуры сказывается на общем уровне и качестве жизни инвалидов. В свою очередь, государству приходится увеличивать бюджетные средства, выделяемые инвалидам. Существует проблема негативного отно-

шения к лицам с ограниченными возможностями, потому следует проводить образовательные и информационные кампании, чтобы преодолеть социальную разобщенность инвалидов и неинвалидов. В программе «Доступная среда» выделен целый ряд недостатков в процессе интеграции инвалидов: несовершенство законодательного регулирования вопросов интеграции инвалидов; отсутствие единых стандартов, разобщенность программ реабилитации; низкая эффективность координации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных организаций, занимающихся проблемами инвалидов; отсутствие современной отечественной научнотехнической политики обеспечения доступной среды для инвалидов, которая способствовала бы обеспечению современных подходов в проектировании доступной среды; отсутствие независимой экспертизы и контроля над выполнением договоренностей и законов по обеспечению инвалидам необходимых условий для полноценной общественной жизни [14. С. 7].

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В. Лукин отметил в докладе 2011 г., что основными жалобами инвалидов являются затрудненный доступ к общественной жизни, скудные пенсии, которых не хватает на оплату дорогостоящих лекарственных препаратов. Часто инвалидам отказывают в бесплатном обеспечении лекарством, потому что стоимость ранее отпущенных ему лекарств превысила лимит, допущенный государством [16. С. 99]. Согласно Федеральному закону от 14 июля 2008 г. ежемесячная денежная выплата инвалидам III степени ограничения способности к трудовой деятельности составляла всего

1 913 рублей, для инвалида II степени - 1 366 рублей, и для инвалида I степени - 1 093 рубля. Эти выплаты ниже прожиточного уровня и не могут обеспечить ни проживания инвалида, ни его обеспечения лекарственными средствами [17].

Рассмотрев три уровня обеспечения прав лиц с ограниченными возможностями, мы можем сделать следующий вывод. Конвенции и декларации на международном уровне, которые касаются прав инвалидов, носят обязательный характер исполнения для всех госу-дарств-участников, однако на деле не все государства обеспечивают полную реализацию и защиту прав инвалидов. К сожалению, достаточно сложно реализовать практическое воздействие на государство, нарушающее права лиц с ограниченными возможностями. Как правило, государства используют международные соглашения в области защиты прав человека как базу для формирования собственного законодательства. Однако нельзя сказать, что международные соглашения не имеют влияния на государства. Зачастую принятие какой-либо программы или конвенции, а также рекомендации, служит толчком для формирования механизмов защиты прав и ликвидации дискриминации инвалидов на национальном уровне. На региональном уровне в Совете Европы действует Европейский Суд по правам человека, что позволяет инвалидам подавать жалобы в случае, когда их права нарушаются. Наиболее слабо защищены права инвалидов в Восточной Европе. Также низким уровнем жизни и слабой социально-правовой защитой обладают инвалиды - граждане Российской Федерации.

В России положительно можно оценивать принятие С нашей точки зрения, Россия и страны Восточной

Программы «Доступная среда», но как показывает дей- Европы могли бы перенять опыт западноевропейских

ствительность, эта программа в некоторых регионах стран, где основной идеей является профессиональная

России вообще не реализуется, а в некоторых - реализу- реабилитация инвалидов, обеспечение им полноценно-

ется без учета нюансов либо неправильно. го доступа к общественной жизни, что делает лиц с

Эта проблема характерна и для других стран быв- ограниченными возможностями более самостоятель-

шего Советского Союза. К примеру, большинство пан- ными и близкими к другим слоям населения. Это по-

дусов в Республике Татарстан не соответствует нор- ложительным образом сказывается и на уровне жизни

мам, что делает их бесполезными в использовании, инвалидов, который, несомненно, повышается, что

либо они располагаются в неправильных местах, что снижает нагрузку на бюджет государства по социаль-

создает дополнительную угрозу для инвалидов. ному обеспечению инвалидов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Декларация о правах умственно отсталых лиц, 1971 г. II Права человека : сб. междунар. договоров. Том I (часть первая (В)) : Универсальные

договоры. URL: http:IIwww.ohchг.orgIenglish/aboutIpublicationsIdocsIcompilRU1b.pdf, свободный.

2. Международный день инвалидов II Всемирная организация здравоохранения. URL: http:IIwww.who.intImediacentreIeventsIannualI

day_disabilitiesIruIindex.html, свободный.

3. Конвенция ООН о правах инвалидов 2006 г. II ООН. URL: http:IIwww.un.orgIruIdocumentsIdecl_convIconventionsIdisability.shtml, свободный.

4. Комитет по правам инвалидов просит относиться к нему как к другим договорным органам II ООН. URL: http:IIwww.un.orgIrus-

sianInewsIstory.asp?NewsID=18493#.UMmYM-Qz1GY, свободный.

5. Доступ людей с ограниченными возможностями к социальным правам в Европе II Совет Европы. URL: http:IIwww.coe.intItIeIsocial_cohesionI

soc-spIID%209427%20Acces%20aux%20droits%20sociaux%20en%20russe.pdf, свободный.

6. Котари М. Женщины и достаточное жилище. Исследование Специального докладчика по вопросу о достаточном жилище как компоненте

права на достаточный жизненный уровень II ООН ЭКОСОС. URL: http:IIwww.ohchr.orgIDocumentsIPublicationsIFS21_rev_1_Housing_ru.pdf, свободный.

7. Reproductive Health and Disability II Всемирный банк. URL: http:IIweb.worldbank.orgIWBSITEIEXTERNALITOPICSI

EXTHEALTHNUTRITI0NANDP0PULATI0NIEXTPRHI0,,contentMDK:20286128~menuPK:632615~pagePK:148956~piPK:216618~theSitePK :376855,00.html, свободный.

8. Всемирная программа действий в отношении инвалидов II ООН. URL: http:IIwww.un.orgIru/documentsIdecl_convIconventionsIprog1.shtml,

свободный.

9. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов II ООН. URL: http:IIwww.un.orgIruIdocumentsI

decl_convIconventionsIdisabled.shtml, свободный.

10. Дальнейшие меры и инициативы по осуществлению Пекинской декларации и Платформы действий. URL: http:IIwww.un.orgIrussianIdocu-

menIgadocsI23specIrs23-3.pdf, свободный.

11. План действий Совета Европы по содействию правам и полному участию людей с ограниченными возможностями в обществе: улучшение

качества жизни людей с ограниченными возможностями в Европе, 2006-2015 гг. II Совет Европы. URL: http:IIwww.coe.intItIeIsocial_cohe-sionIsoc-spIRec(2006)5%20Russe%20Action%20Plan%20final.pdf, свободный.

12. Законодательство о правах инвалидов II Центр реабилитации инвалидов «Изгелек». URL: http:IIwww.invachelny.ru/docI19.html, свободный.

13. Т. Голикова: Конвенция о правах инвалидов улучшит жизнь 30 млн россиян II Профсоюзы России. URL:

http:IIwww.tradeunions.ruImainInewsamshow.asp?id=44529, свободный.

14. Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 гг. II Федеральные целевые программы России. URL: http:II www.fcp.economy.gov.ruIcgi-binIcisIfcp.cgiIFcpIViewFcpIViewI2012I392, свободный.

15. Россия: ратификация Конвенции ООН о правах инвалидов - шаг в правильном направлении II Human Rights Watch. URL:

http:IIwww.hrw.orgIruInewsI2012I05I04, свободный.

16. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ за 2011 г. II Европейский Омбудсмен. URL: http:II www.euro-ombudsman.orgIwp-

contentIuploadsI2012I03Idoclad2011.pdf, свободный.

17. Федеральный Закон от 14 июля 2008 года № 110-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг» II Сайт Информационноправовой портал «Гарант». URL: http:II www.base.garant.ruH2161391, свободный.

Статья представлена научной редакцией «История» 3 апреля 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.