Научная статья на тему 'Практико-ориентированный подход в медиаобразовании учащихся школ как фактор профессиональной ориентации'

Практико-ориентированный подход в медиаобразовании учащихся школ как фактор профессиональной ориентации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
499
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Добош Евгения Геннадьевна

Медиаобразование сегодня представляет собой важное направление образовательного процесса, в ходе которого у учащихся школ формируются коммуникативные практические навыки. Современное медиаобразование школьников предполагает внедрение новых форм обучения, в частности практико-ориентированных форм. Немалую роль в современном медиаобразовании школьников играют редакции, созданные на базе учреждений дополнительного образования детей. В данной статье описаны особенности современного медиаобразования и работа реально существующей детско-юношеской редакции газеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированный подход в медиаобразовании учащихся школ как фактор профессиональной ориентации»

УДК 37

Е. Г. Добош

Центр детского творчества Орджоникидзевского района, Магнитогорск

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В МЕДИАОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Медиаобразование сегодня представляет собой важное направление образовательного процесса, в ходе которого у учащихся школ формируются коммуникативные практические навыки. Современное медиаобразование школьников предполагает внедрение новых форм обучения, в частности - практико-ориентированных форм. Немалую роль в современном медиаобразовании школьников играют редакции, созданные на базе учреждений дополнительного образования детей. В данной статье описаны особенности современного медиаобразования и работа реально существующей детско-юношеской редакции газеты.

Ключевые слова: медиаобразование, практико-ориентированный подход, допрофессиональ-ная подготовка.

Вопрос практико-ориентированного подхода в образовании сегодня актуален. Создание среды, максимально приближенной к профессиональной, увеличивает эффективность обучения. Исключением не является и такое направление, как медиаобразование, в ходе которого у учащихся должны не просто развиваться творческое и критическое мышление, но и формироваться коммуникативные навыки, необходимые в успешном освоении будущей профессиональной журналистской деятельности.

Таким образом, можно отметить, что медиаобразование в современном смысле этого слова, учитывая его практико-ориентированный подход, является допрофессиональной подготовкой школьников.

О том, что сегодня возрастает роль практических умений и навыков учащихся, говорит развитие в России международного движения «WorЫskiПs», заключающегося во внедрении новых стандартов в профессиональное образование, которые демонстрируются в ходе чемпионатов. Такие же соревнования в профессиональном мастерстве проходят и среди учащихся школ. Концепция программы ^ишогёЫШ» ориентирована на создание модели ранней профориентации, на то, что каждый школьник имеет возможность попробовать себя в разных профессиях. Так, на сегодняшний день в сфере медиа разработано несколько компетенций, в числе которых компетенции «мультимедийная журналистика» и «печатные технологии в прессе».

Итак, в нашей статье мы рассмотрим понятие современного медиаобразования с учетом требований сегодняшнего времени, проанализируем основные подходы в медиаобразовании, выявим основные тенденции медиаобразовательной деятельности на примере ученической редакции в системе дополнительного образования.

Цель данной исследовательской статьи - анализ тенденций современного медиаобразования, описание практико-ориентированного подхода в медиаобразовании школьников в системе дополнительного образования.

Задачи исследования:

- выявление особенностей современного медиаобразования,

- изучение основных подходов разных исследователей по теме медиаобразования,

- определение задач современного медиаобразования,

- анализ работы ученической редакции профориентационной газеты «Классный репортер», существующей на базе Ресурсного центра профессионального самоопределения молодежи учреждения дополнительного образования детей МУДО «ЦДТОР» г. Магнитогорска,

- описание новой медиаобразовательной деятельности детско-юношеской редакции «Классный репортер», заключающейся в сотрудничестве с городской газетой «Магнитогорский рабочий».

В данной статье мы обращаемся к опыту таких исследователей, как Я. Н. Засурский, И. И. Маргалов, А. Г. Качкаева, В. С. Тоискин, И. А. Фатеева, А. В. Федоров и другие.

Во многих источниках медиаобразование понимается как обучение теоретическим и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации. Многие исследователи определяют медиаобразование как процесс развития личности средствами и на материале средств массовой коммуникации.

По мнению исследователей В. С. Тоискина и В. В. Красильникова, медиаобразование школьников - это «целенаправленный процесс изучения закономерностей массовой коммуникации и формирования на этой основе умений самостоятельного отбора и критического анализа информации, поступающей по различным каналам, а также самостоятельного создания ими сообщений с использованием различных знаковых систем и информационных технологий» [5. С. 7].

По определению Федорова А. В., медиаобразование - это «направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т. д.); <...> процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов» [7. С. 15]. Выделяется несколько теоретических медиаобразовательных подходов.

Итак, «практическая» теория медиаобразования напрямую связана с техническим творчеством. В рамках этого подхода считается, что главной целью медиаобразования является обучение школьников правильному использованию медиааппаратуры с подробным изучением ее технического устройства, а также формированием практических умений использования аппаратуры.

Ведущая цель медиаобразования в аспекте теории «развития критического мышления» - это защита учащихся от манипулятивного воздействия медиа, а цель медиапедагога - научить школьников ориентироваться в информационном потоке.

Культурологическая теория медиаобразования предполагет, что аудитория не просто «считывает», а вкладывает различные смыслы в воспринимаемую медиаинформацию. Следовательно, главной целью медиаобразования выступает помощь учащимся в понимании того, как медиа могут обогатить восприятие, знания аудитории [5. С. 24].

Итак, по мнению исследователя Федорова А. В., модели медиаобразования, разработанные в России, можно обобщить в следующем виде:

- образовательно-информационные модели (изучение теории и истории, языка медиакультуры и т. д.);

- воспитательно-этические модели (рассмотрение моральных, философских, идеологических проблем на материале медиа);

- практико-утилитарные модели (изучение работы различных медиасредств с целью последующих фото/видеосъемок, создания интернетных сайтов и т.д.);

- эстетические модели (ориентированные прежде всего на развитие художественного вкуса и анализ лучших произведений медиакультуры);

- модели развивающего обучения (социокультурное, культурологическое, семиотическое развитие творческой личности в плане восприятия, воображения, зрительной памяти, интерпретации, анализа, самостоятельного, критического мышления [7. С. 143]

В настоящее время, на наш взгляд, медиаобразование приобретает новые смыслы в связи с развитием так называемой мультимедийной журналистики.

Мультимедийная журналистика - «не просто механическое перенесение «старых», традиционных журналистских инструментов и технологий в новую цифровую среду; это способ рассказывать о событиях и новостях по-новому, не только объединяя возможности различных медиа, но используя преимущества каждого из них» [4. С. 39]. Так, в современном медиаобразовании становится необходимым обучение школьников новым инструментам и технологиям, включающим умение работать с возможностями мультимедиа. Кроме того, задачей современного медиаобразования является развитие у учащихся умения мультимедийно мыслить, создавать мультимедийные тексты.

К примеру, важной на сегодняшний день становится «упаковка» журналистского материала, его особая подача. Именно поэтому все большую роль начинает играть мультимедийный стори-теллинг - искусство рассказывания историй средствами современных медиа.

Исходя из анализа разных моделей и концепций медиаобразования, можно выделить следующие его основные направления. Медиаобразование школьников на сегодняшний день предполагает:

- обучение на материале средств массовой информации и с помощью средств массовой информации;

- обучение умениям творческого, критического мышления;

- обучение с целью выработать у учащихся коммуникативные навыки и умения создавать свои сообщения, медиатексты;

- обучение основам современных мельтимедиа и новым журналистским технологиям создания медиапродукта.

Итак, на сегодняшний день в связи с бурным развитием медиасферы, журналистики, появлением новых инструментов и технологий создания медиатекстов, а также развитием профессионального образования, возрастает значимость практико-ориентированной модели медиаобразо-вания. Немаловажную роль в данной связи играет дополнительное образование детей, которое в настоящее время решает задачи личностно-ориентированного развития учащихся, формирования у них навыков построения будущей профессиональной траектории.

Медиаобразовательная программа для учащихся школ в системе дополнительного образования, на наш взгляд, должна быть основана на практико-ориентированном подходе, который включает в себя исследование, проектирование и стратегирование собственной деятельности учащихся.

«Актуальность разработки практико-ориентированного обучения заключается в том, что данный подход позволяет значительно повысить эффективность обучения. Этому способствует система отбора содержания учебного материала, помогающая учащимся оценивать значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний у умений. В процессе обучения широко используются творческие домашние задания, учащиеся получают возможность обращаться к своей фантазии, к творчеству. В практико-ориентированном учебном процессе не только применяется имеющийся у учащихся жизненный опыт, но и формируется новый опыт на основе вновь приобретаемых знаний. Данный опыт становится основой развития учащихся» [2. С. 1-2].

На базе МУДО «ЦДТОР» г. Магнитогорска существует редакция профориентационной газеты для старшеклассников города «Классный репортер», где учащиеся школ пробуют себя в роли журналистов. Наряду с традиционными занятиями по журналистики учащиеся осваивают практические умения и навыки журналистского мастерства.

«Если попытаться сравнить формы основного и дополнительного медиаобразования школьников, то очевидными окажутся два момента: 1) в дополнительном реже используются классические классно-урочные виды занятий, 2) там чаще медиаобразование бывает активным, и оно, как правило, базируется на выпуске детского издания» [6. С. 62].

Юные корреспонденты, участвуя в работе редакции, проходят все этапы подготовки и производства газеты: от планирования выпуска до распространения газеты. Так, учащиеся приобретают знания в сфере поиска информации, обработки и создания журналистских материалов, верстки печатного издания, основ газетного маркетинга.

Газета «Классный репортер» - профориентационная, она направлена на учащихся школ и их родителей. Концепция печатного издания заключается в показе читателю новых трендов и профессий. Читательская аудитория узнает о том, как меняется мир, и как вместе с этим изменяются требования к современным специалистам. Газета выходит 3-4 раза в год, официально зарегистрирована в управлении Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия Челябинской области с 2013 года. В издании регулярно публикуются материалы юных корреспондентов и профессиональных журналистов. Так у школьников формируется понимание того, какими должны быть профессиональные журналистские материалы.

Жизнь редакции разнообразна - это встречи с профессионалами разных сфер, предприимчивыми и творческими личностями, экскурсии на предприятия Магнитогорска и в целом Челябинской области, участие в городских мероприятиях. В редакции около пятнадцати активно пишущих старшеклассников.

С 2017 года редакция газеты для старшеклассников г. Магнитогорска «Классный репортер» приобрела шефа в лице городской газеты «Магнитогорский рабочий». Сегодня на базе газеты «Магнитогорский рабочий» создана стажировочная площадка для учащихся школ, юных корреспондентов газеты «Классный репортер». Направления стажировки многоаспектны и помогают школьникам получить обширные медиазнания, а именно знания в сфере создания профессио-

нальных журналистских материалов и рекламы, газетного маркетинга, а также знания в сфере фотоискусства и профессиональных компьютерных программ для обработки фотографий и верстки газетного номера.

Рис. 1. Газета «Классный репортер» № 1 (13), февраль 2017 года

Рис. 2. Газета «Классный репортер» № 2 (14), август 2017 года

В рамках стажировки реализуется еще одно направление - это журналистско-исследователь-ская деятельность учащихся. Школьники получают ценный опыт, работая с архивом газеты «Магнитогорский рабочий» (основана в 1930 году), знакомятся с журналистским творчеством довоенного, военного и послевоенного советского времени, анализирует содержание и особенности текстов, их жанровое разнообразие. Так, учащиеся узнают о некогда популярных журналистских жанрах как фельетон, очерк, критическая и передовая статья, памфлет. Также школьники проводят журналистско-исследовательскую деятельность по поиску и анализу архивных материалов газеты - текстов корреспондентов газеты «Магнитогорский рабочий», не вернувшихся с войны. Результатом данной работы станет цикл очерков о магнитогорских журналистах, их творчестве, мировоззрении, а также о довоенном и военном времени. Таким образом, учащиеся осваивают такой публицистический жанр, как очерк, что немаловажно на сегодняшний день, в связи с тем, что публицистические жанры все реже встречаются в современных СМИ.

Обучение основам газетного маркетинга происходит посредством вовлечения учащихся в мероприятия подписной кампании, Дни подписчика и другие мероприятия и акции. Так, у школьников формируется опыт общения с читательской аудиторией, знакомства с ее интересами и предпочтениями. Важно отметить, что учащиеся принимают участие и в мониторингах, в ходе которых определяется мнение аудитории, отношение к изучаемому вопросу.

Не менее ценный опыт школьники получают при работе с рекламными текстами. О том, как написать рекламный текст, каким он должен быть на газетной полосе - также знания, которые школьники приобретают во время стажировочной деятельности.

Большой журналистский опыт учащимся дает работа по выполнению редакционных заданий. Отметим, что практические навыки и знания, которые школьники получают во время стажировки в городском издании, они применяют и в работе по созданию собственной газеты «Классный репортер». Так, школьники получают реальное представление о спектре журналистских профессий: корреспондента, редактора, корректора, фотографа, верстальщика, рекламщика.

Редакция газеты «Классный репортер» имеет свой официальный одноименный блог в Интернете (https://klassreporter.blogspot.ru), группы в социальных сетях (https://vk.com/reporter_ mgn), которыми занимаются учащиеся школ, юные корреспонденты. Школьники осваивают новые жанры современной мультимедийной, Интернет-журналистики, новые инструменты и технологии создания журналистского мультимедийного текста. К примеру, школьники с успехом осваивают создание таких мультимедийных текстов, как лонгриды. Мультимедийная журналистика «не равна газетному тексту, в который на сайте врезали телевизионный сюжет. Это -другой способ подачи информации, другой способ творческого мышления. Как телевизионщик отличается повышенной чувствительностью к хорошему кадру и движению, как радийщик улавливает «правильные» звуки и полутона интершума, как «текстовик» владеет печатным словом, так мультимедийщик отличается умением комбинировать, мультимедийно думать» [4. С. 40].

Отметим, что методы обучения учащихся созданию мультимедийных текстов во многом основываются на программах чемпионатов «JuniorSkills» по компетенции «мультимедийная журналистика» среди школьников. В связи с этим, в учреждении дополнительного образования редакцией газеты «Классный репортер» организуются проектно-аналитические игры, цель которых - не только общение школьников с журналистами-профессионалами, но и создание мультимедийных текстов в сети Интернет за определенное время.

Таким образом, медиаобразовательная деятельность учащихся в реальной профессиональной среде является допрофессиональной подготовкой школьников, а также подготовкой их к работе с новыми медиа. «Важность этапа довузовской подготовки в области журналистики заключается и в том, что именно здесь часто происходит окончательный осознанный выбор профессии, чему в немалой степени способствует включение обучающихся в практическую деятельность по профилю выбранной специальности (сотрудничество в различных средствах массовой информации). При этом реализуется один из принципов педагогики - развитие личности в деятельности, которое является основным условием профориентации молодежи» [6. С. 69]. Непосредственное включение ребят в профессионально-журналистскую деятельность приобщает их к труду, воспитывает интерес к содержательной его стороне, способствует развитию профессионального мышления, личностно-профессиональных качеств, формирует адекватную мотивацию к деятельности, определяет целевые установки на овладение современными профессиональными знаниями.

Медиаобразование сегодня выходит на новый уровень. Медиапедагог сегодня должен не только развивать у учащихся критическое и творческое мышление, но и создавать для школьников профессиональную среду, в которой они могут «примерять на себя» разные журналистские профессии. Таким образом, чтобы медиаобразование было эффективным, медиапедагогу необходимо осваивать новые методы работы, в том числе новые практико-ориентированные методы, которые могут заключаться не просто в создании собственной газеты, но и участии в стажировочной деятельности на базе «взрослых» СМИ. Также на сегодняшний день возможно введение в программу медиаобразования стандартов школьных чемпионатов по профессиональному мастерству по компетенции «мультимедийная журналистика».

Список литературы

1. Засурский, Я. Н. Российская журналистика: 1990-2004 [Текст] / Я. Н. Засурский. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. - 401 с.

2. Иванов, В. М., Гурдуз, А. А., Мачульная, И. А. Практико-ориентированное обучение школьников и самоопределение личности [Текст] // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2014. - № 18. - С. 21-25.

3. Малгаров, И. И., Барахсанова, Е. А. Медиаобразование в школе: практический опыт [Текст] / И. И. Малгаров, Е. А. Барахсанова // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016. - Т. 30. - С. 54-57.

4. Мультимедийная журналистика: учебник для вузов [Текст] / под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С. А. Шомовой ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа эконо- мики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. - 413 с.

5. Тоискин, В. С. Медиаобразование в информационно-образовательной среде: учеб. пособие [Текст] / В. С. Тоискин, В. В. Красильников. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. - 122 с.

6. Фатеева, И. А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография [Текст] / И. А. Фатеева. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. - 270 с.

7. Федоров, А. В. Медиаобразование и медиаграмотность [Текст] / А. В. Федоров. - Кучма, 2004. - 319 с.

8. Федоров А. В. Краткая история медиаобразования в России [Текст] / А. В. Федоров // Проблемы образования студентов гуманитарных вузов в свете развития современных информационных технологий. - Таганрог: Таганрог. гос. пед. ин-т, 2001. - С. 74-77.

9. Федоров А. В. Медиаобразование: История, теория и методика [Текст] / А В. Федоров. -Ростов н/Д, 2001. - 708 с.

PRACTICAL-ORIENTED APPROACH IN MEDIA EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN AS A FACTOR OF PROFESSIONAL ORIENTATION

Doobosh E. G., Center for Children's Creativity Ordzhonikidzevsky district, Magnitogorsk,

kreporter@bk.ru

Media education today is an important area of the educational process, during which students develop practical communicative skills. Modern media education of schoolchildren involves the introduction of new forms of education, in particular - practice-oriented forms. A significant role in the modern media education of schoolchildren is played by editions created on the basis of institutions for the additional education of children. This article describes the features of modern media education and the work of a really existing children's and youth newspaper.

Keywords: media education, practice-oriented approach, pre-professional training.

References

1. Zasurskiy, Ya. N. (2004), Rossiyskaya zhurnalistika: 1990-2004 [=Russian journalism: 19902004], Moscow, Izd-vo Mosk. un-ta, 401 p. (In Russ.).

2. Ivanov, V. M., Gurduz A. A. and Machul'naya, I. A. (2014), "Praktiko-oriyentirovan-noye obucheniye shkol'nikov i samoopredeleniye lichnosti" [=Practically-oriented education of schoolchildren and self-determination of the person], in: Nauchno-metodicheskiy elek-tronnyy zhurnal «Kontsept» [=Scientific and methodical electronic magazine «Concept»], no. 18, pp. 21-25, available at: http://e-koncept.ru/2014/14727.htm, accessed 25.02.2014. (In Russ.).

3. Malgarov, I. I. and Barakhsanova, Ye. A. (2016), "Mediaobrazovaniye v shkole: prakticheskiy opyt" [=Media Education in School: Practical Experience], in: Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept» [=Scientific and methodical electronic magazine «Concept»], Vol. 30, pp. 54-57, available at: http://e-koncept.ru/2016/56586.htm, accessed 25.02.2014. (In Russ.).

4. Kachkayeva, A. G. and Shomova, S. A. (2017), Mul'timediynaya zhurnalistika: uchebnik dlya vuzov [=Multimedia Journalism: A Textbook for Universities], Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki», Moscow, Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 413, [3] p. (In Russ.).

5. Toiskin V. S., Krasil'nikov, V. V. (2009),Mediaobrazovaniye v informatsionno-obrazovatel'noy srede: Uchebnoye posobiye [=Media education in the information and educational environment: Textbook], Stavropol', Izd-vo SGPI, 122 p. (In Russ.).

6. Fateyeva, I. A. (2007), Mediaobrazovaniye: teoreticheskiye osnovy i praktika realizatsii: mono-grafiya [=Media education: theoretical foundations and practice of implementation: monograph], Chelyabinsk, Chelyab. gos. un-t, 270 р. (In Russ.).

7. Fedorov, A. V. (2004), Mediaobrazovaniye i mediagramotnost [=Media education and media literacy], Kuchma, 319 р. (In Russ.).

8. Fedorov, A. V. (2001), "Kratkaya istoriya mediaobrazovaniya v Rossii" [=Brief history of media education in Russia], in: Problemy obrazovaniya studentov gumanitarnykh vuzov v svete razvitiya sovremennykh informatsionnykh tekhnologiy [=Problems of education of students of humanitarian universities in the light of development of modern information technologies], Taganrog. gos. ped. in-t, pp. 74-77. (In Russ.).

9. Fedorov, A.V. (2001), Mediaobrazovaniye: Istoriya, teoriya i metodika [=Media Education: History, Theory and Methodology], Rostov n/D. (In Russ.).

Добош Евгения Геннадьевна - педагог дополнительного образования, руководитель «Школы репортера», Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества Орджоникидзевского района»; редактор профориентационной газеты для старшеклассников и родителей «Классный репортер», Магнитогорск.

kreporter@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.